Изучение Байкаловедения с применением игровых форм для школьников начальных классов

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение Байкаловедения с применением игровых форм для школьников начальных классов

Соколова М.А. 1
1 МБОУ Гимназия №3 г. Иркутск
Павловская Т.А. 1
1 МБОУ Гимназия №3 г. Иркутск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Об озере Байкал, прилегающих территориях можно прочитать много информации в библиотеках, интернете, можно съездить в музеи, научно-исследовательские институты, можно самим приехать на оз. Байкал и все увидеть своими глазами. Взрослые могут долго и интересно рассказывать об уникальности природы и ее обитателях, неповторимости ландшафтов, богатом историческом прошлом, значимости для Человечества, о продолжающемся загрязнении водоема, возрастающей антропогенной нагрузке, неорганизованных туристах, браконьерах, пожарах, принятых мерах по охране водоема и защите заповедных территорий и т.д. Мне понятно, что одних природоохранных мер для сохранения «нашей жемчужины» недостаточно.

Взрослые считают, что решение проблем озера Байкал зависит от экологической культуры общества. Государство и учёные полагают, что пропаганда защиты природы и экологии с детского возраста сформируют у взрослого человека правильные стереотипы поведения в природе.

Мы, подростки также понимаем, как важно сохранить среду жизни для всех живых существ. Я – представитель нового поколения граждан России, я живу в городе Иркутске и хочу сохранить для моих потомков само озеро, его чистоту, его живой Мир и его историю. Прошлое нельзя изменить. Есть настоящее и будущее – мое, моих потомков и нашей природы.

Цель работы - просвещение молодежи по Байкаловедению с применениями различных игровых форм. Выявление лучшего метода работы со школьниками начальных классов.

Задачи:

  1. Изучение информационных источников о великом озере.

  2. Разработать и провести интерактивные уроки в начальной школе об озере Байкал, подготовить методический материал.

  3. Подготовить, организовать и провести мастер-класс по созданию игрушек-макетов эндемиков и охраняемых объектов.

  4. Изготовить контурные раскраски для младших школьников на тему охраны природы озера Байкал.

  5. Оформить методические указания для проведения урока по Байкаловедению.

  6. Интервью с психологом на тему «Мышление учеников начальных классов», «Мотивация».

  7. Опрос учителей начальных классов по вопросам эффективности.

  1. Т еоретическая часть

Наш интерактивный урок

    1. Рассказ об озере Байкал

1.2 Викторина о Байкале.

Включает в себя вопросы об эндемиках Байкала - о живородящей рыбке (голомянке), о байкальском осетре, достигающем до 2х метров в длину, о детёнышах нерпы и почему у них белая шубка, какой рачок является чистильщиком Байкала (эпишура) и т.п.

Примеры вопросов и ответов в Приложении 1

1.3 Сбор методического материала и подготовка пособия для проведения комплекса мероприятий.

Поиск идей выполняем с помощью как интернет-ресурсов, так и были проработаны издания :

- научно-популярная книга из серии «Мир знаний»;

- книга для досуга детей младшего школьного возраста серии DisneyГравитиФолз «Большая книга игр со словами и логических задачек»

Далее изготавливался черновой вариант для будущего методического пособия.

II Практическая часть.

Актуальность

Об озере Байкал, прилегающих территориях можно прочитать много информации в библиотеках, интернете, можно съездить в музеи, научно-исследовательские институты, можно самим приехать на оз. Байкал и все увидеть своими глазами. Мы много раз были на каникулах в лагере на Байкале на Круго-Байкальской железной дорогевстаройАнгасолке и там есть одна традиция – убирать мусор по Байкальскому побережью вдоль железнодорожных путей. Кроме пустых бутылок и банок и т.п, попадается очень много мусора от детского питания также упаковки от сладостей, сока и прочее. Это привело нас к выводу о необходимости экологического воспитания у подрастающего поколения и привития любви к бережному отношению к тому что имеем, а это наш Байкал, наследие всего мира, находящегося под зашитой ЮНЕСКО.

2.1. Таблица данных проведенного тестирования по анкете Байкаловедение у второклассников, мы проводили 14.09.2020. Повторное анкетирование (Приложение 3) было выполнено 14.09.2020, при этом контрольным классом был выбран 2А, у которого мы не проводиликомплекс мероприятий.

Участвовало в тестировании на параллели 110 второклассников. Им предлагалось ответить на 13 вопросов. Анкета составлена самостоятельно.

Таблица 1

 

Вопроса анкеты/ Правильные ответы

   

Вопроса анкеты/ Правильные ответы

 

Класс

ДО

ПОСЛЕ

 

Класс

ДО

ПОСЛЕ

 

2 А

1

6

1

6

 

2 В

1

9

1

11

 

2

7

2

8

 

2

9

2

13

 

3

9

3

9

 

3

7

3

15

 

4

7

4

8

 

4

10

4

17

 

5

8

5

8

 

5

8

5

19

 

6

6

6

7

 

6

8

6

17

 

7

6

7

7

 

7

9

7

15

 

8

8

8

9

 

8

8

8

15

 

9

7

9

8

 

9

10

9

17

 

10

8

10

8

 

10

11

10

19

 

11

8

11

10

 

11

10

11

19

 

12

7

12

9

 

12

14

12

20

 

13

9

13

11

 

13

14

13

21

 
   

96

 

108

на 12,5%

 

127

 

218

На 71%

Продолжение таблицы 1

 

Вопроса анкеты/ Правильные ответы

   

Вопроса анкеты/ Правильные ответы

 

Класс

ДО

ПОСЛЕ

 

Класс

ДО

ПОСЛЕ

 

2 Б

1

4

1

11

 

2 Г

1

7

1

11

 

2

0

2

13

 

2

8

2

14

 

3

10

3

12

 

3

9

3

17

 

4

9

4

18

 

4

15

4

25

 

5

14

5

15

 

5

12

5

21

 

6

14

6

16

 

6

10

6

17

 

7

11

7

18

 

7

10

7

17

 

8

9

8

15

 

8

9

8

18

 

9

14

9

16

 

9

12

9

20

 

10

16

10

20

 

10

15

10

23

 

11

15

11

17

 

11

13

11

21

 

12

4

12

19

 

12

14

12

21

 

13

4

13

22

 

13

15

13

22

 
   

124

 

212

Стало на 70% лучше

   

149

 

247

СталоНа 66% лучше

Сводная таблица знаний

Класс

Было

Стало

Итог

96

108

12,5 %

124

212

70,9 %

127

218

71,6 %

149

247

65,7 %

Вывод:

Как мы видим по таблицам уровень грамотности по Байкаловедению в начальных классах в среднем был одинаков от 100 до 150 правильных ответов, при этом 2А был выбран контрольным классом. Таким образом, мы можем сказать, что на вопросы под номером 1, 2, 3 и 8 ученики начальных классов практически не знали ответы до проведения нами комплекса занятий. В тех классах у которых мы проводили комплекс мероприятий в том числе наш интерактивный урок и мастер класс по Байкаловедению уровень знаний вырос более чем на 60-70% как мы видим из таблиц количество правильных ответов увеличилось со 108 до 250 в классе.

2.2. Методичка

Проведя опрос по знаниям во вторых классах мы выяснили по первым данным, что дети очень мало знают о Байкале. Для того, чтобы они лучше знали о природе своего родного края и любили его. Были выбраны следующие формы/мероприятия воспитания природосберегающего поведения и любви к родному краю:

№ формы

Краткое описание формы

1.

Анкетирование о знании озера Байкал.

2.

Теоретические данные об озере Байкал и его обитателях, окружающей среды.

3.

Кроссворды на внимательность.

4.

Логические задания на сообразительность.

5.

Веселые головоломки.

6.

Загадки – угадай название по картинкам.

7.

Легенды и мифы о Байкале.

8.

Тематическая неделя, классные часы (неделя биологии, химии, географии).

9.

Изготовление своими руками обитателей Байкала.

10.

Математические задачи.

11.

Интерактивный урок.

12.

Создание и оформление интеллектуальной игры «А ты знаешь Байкал?»

13.

Штриховка, калиграфия и зарисовка флоры и фауны озера Байкал.

14.

Итоговое анкетирование.

Так как ведущей деятельностью у детей начальных классов в возрасте 8-10 лет является преимущественно игра, поэтому для лучшего понимания материала была выбрана игровая форма обучения.

Поэтому нами было принято решение создать и оформить методическое пособие по серии выполненных мероприятий.

Методическое пособие включает в себя теоретическую, графическую, практическую, развивающую части в игровой форме.

Теоретическая часть представлена в виде изображений с кратким описанием объекта в простой и понятной форме для лучшего восприятия информации. Наглядность материала поддерживает интерес к предмету.

Кроссворды содержат игровые и учебные задачи. При индивидуальной работе с кроссвордом ученик получает максимум самостоятельности, закрепляется изученный материал.

Представленные нами формы методического пособия вносят в обучающий процесс элемент игры, который позволяет расширить кругозор детей-учеников начальных классов

Выводы:

Результатом выполнения мероприятий по воспитанию природосберегающего поведения учеников 2х классов явилась разработанное нами методическое пособие «Учусь любить Байкал от А до Я», которое представлено в приложении к работе. (приложение 4)

  1. Презентация с фотографиями красивых мест, живых существ и растений (фото автора и фото из свободных источников, взятых в сети Интернет).

Примеры слайдов презентации в Приложении 2.

  1. М астер-класс по созданию игрушек-макетов эндемиков и охраняемых объектов,

    1. Создание макетов-эндемиков из легкого пластилина

  1. К онтурные раскраски для младших школьников на тему животного мира озера Байкал, охраны природы священного озера

  1. Идея макета стенда по озеру Байкал и Музей макетов эндемиков озера Байкал (в стадии разработки и внедрения)

5. Сравнение и исследование

01.03.2023 нами было придумано провести в точности такое же анкетирование у тех же второклассников, выявить пробелы и провести урок в форме «Своей – игры», для того чтобы выявить какой способ восприятия информации у ребят усваивается лучше: комплекс мероприятий или же интеллектуальная игра «А ты знаешь Байкал?». Урок проводился по всей 3-ей параллели. В ближайших планах у нас провести уроки на 4-ой параллели.

Таблица данных проведенного тестирования по анкете Байкаловедение у третьеклассников, мы проводили 01.03.2023 повторное анкетирование было выполнено 01.04.

Таблица 2

№Вопроса анкеты/

Правильные ответы

Класс

До

После

 

Класс

До

После

 

 

1

17

1

26

 

 

1

15

1

26

 

2

15

2

28

 

2

16

2

24

 

3

18

3

27

 

3

14

3

27

 

4

21

4

29

 

4

17

4

25

 

5

14

5

26

 

5

19

5

26

 

6

16

6

25

 

6

15

6

22

 

7

20

7

24

 

7

13

7

21

 

8

18

8

26

 

8

12

8

24

 

9

19

9

27

 

9

16

9

25

 

10

17

10

25

 

10

19

10

29

 

11

22

11

27

 

11

20

11

28

 

12

24

12

30

 

12

17

12

26

 

13

10

13

22

 

13

14

13

25

 
 

14

16

14

24

 

14

15

14

28

 
   

247

 

366

Стало на 72% лучше

   

222

 

356

Стало лучше на 76%

Продолжение таблицы 2

№Вопроса анкеты/

Правильные ответы

Класс

До

После

 

Класс

До

После

 

 

1

19

1

30

 

 

1

16

1

29

 

2

15

2

29

 

2

16

2

30

 

3

18

3

28

 

3

15

3

29

 

4

23

4

30

 

4

18

4

31

 

5

14

5

28

 

5

19

5

30

 

6

16

6

28

 

6

15

6

29

 

7

19

7

27

 

7

13

7

29

 

8

19

8

28

 

8

12

8

31

 

9

21

9

29

 

9

18

9

28

 

10

18

10

27

 

10

19

10

31

 

11

24

11

30

 

11

21

11

31

 

12

23

12

30

 

12

19

12

30

 

13

11

13

30

 

13

15

13

29

 
 

14

18

14

29

 

14

15

14

31

 
   

258

 

403

Стало на 73,2% лучше

   

231

 

418

Стало лучше на 75,4%

Вывод:

Как мы можем видеть по таблице уровень качества знаний у третьеклассников после проведения интеллектуальной игры «А ты знаешь Байкал?» значительно повысился от 222 до 418 правильных ответов, что может говорить нам об удачном проведении урока.

Вывод:

Для просвещения подрастающего поколения о природных и охраняемых территориях Байкала нами был разработанкомплекс мероприятий, на котором мы рассказываем об озере Байкал, об эндемиках, о том, что мы можем сделать для его охраны. Во время рассказа я оказываю презентацию с фотографиями красивых мест, живых существ, растений, живущих на берегах священного озера. Знакомлю учеников начальной школы с датой принятия озера Байкал в список ЮНЕСКО.

Для формирования чувства гордости за наше озеро и значимости природоохранных мероприятий мы проводим мастер – класс по созданию игрушек-макетов эндемиков и охраняемых объектов.

С младшими школьниками также используются контурные раскраски на тему животного мира и охраны природы озера Байкал. В нашей гимназии рассматривается идеясоздания стенда по озеру Байкал, пока подготовлен макет стенда.

Мы планируем создать музей макетов эндемиков озера Байкал, чтобы каждый желающий смог запомнить, как они выглядят.

Информация, распространяемая в среде моих сверстников, выходит за пределы школьной программы и возрастной группы. У всех есть родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки – они наши главные помощники в деле воспитания экологичного мышления и поведения школьников.

Полагаю, что нам пора начинать высказывать свое мнение в защиту озера Байкал. Может взрослые нас услышат? Хочется верить в это!

Давайте все вместе сохраним озеро Байкал и будем беречь нашу природу, она одна на всех и здесь живут ВСЕ!

Реализация данного проекта позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение в родном крае.

Литература

  1. Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160с.

  2. Бухаров А.А., Фиалков В. А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.

  3. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост. – Сиб. Кн. Изд – во, 1987. – 384 с.

  4. Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.

  5. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. – 53 с.

  6. Озеро Байкал: Географический атлас. – Новосибирск: Наука, 1996. – 118 с.

  7. СутуринА.Н.Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.

  8. Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд – во ИГУ. – 2001. – 160 с.

  9. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. – 96 с.

  10. Устинов С.К. заповедник на Байкале. – Иркутск: Вост.– Сиб. Кн. Изд – во, 1979. – 191 с.

Интернет – ресурсы:

  1. Экологические проблемы Байкала. https://bezotxodov.ru/jekologija/jekologicheskie-problemy-ozera-bajkal

  2. Экологические проблемы Байкала https://ecoportal.info/ekologicheskie-problemy-bajkala/

  3. Картинки эндемиков и природы Байкала, взяты из открытых источников сети Интернет.

  4. Учебные материалы по байкаловедению: www/ecosystema2008/narod/ru;

  5. Зоологические экскурсии по Байкалу-zooex/Baikal/ru

  6. О Байкале научно – популярно:http://www/obaykale/ry/

  7. Научно-популярная книга из серии «Мир знаний»;

  8. Серии DisneyГравити ФОЛЗ «Большая книга игр со словами и логических задачек»

Приложение

Приложение 1

Тест о Байкале

(из энциклопедии Сибирячка, Иркутск, 2002 г)

  1. Вода при нуле градусов Цельсия?

- дождь

+ лед

- туман

  1. Что такое Байкал?

+ озеро

  • море

  • океан

  1. Сколько лет Байкалу?

  • тысяча

+ 25 миллионов лет

  • 80 миллионов лет

  1. Почему озеро Байкал считают моделью океана?

+ оно глубокое и молодое

  • имеет сильные штормы и высокие волны

  • могут жить акулы

  1. Какие горы (хребты) не окружают Байкал?

  • Байкальский

  • Хамар - Дабан

+ Уральские

  1. Какой из перечисленных ученых не является байкаловедом?

  • И.Д. Черский

+ Д.И. Менделеев

  • Г.И. Галазий

  1. Что такое абиссаль?

  • имя девушки

  • город в Испании

+ 4 этаж озера, от 250 м и глубже

  1. Какие из первых подводных обитаемых аппаратов использованы на Байкале?

+ «Пайсис»

  • «Мир»

  • «Батискаф»

  1. Что такое бентос?

  • музыкальная группа

  • минерал

+ организмы, животные, растения, обитающие на дне озера

  1. Где живут губки?

  • в ванне плавают

  • у человека

+ водные животные – фильтраторы живут в Байкале и других водоемах

  1. Нерпа – кто она?

  • рыба

+ млекопитающее животное

  • водоплавающая птица

  1. Что не ест нерпа в Байкале?

  • бычки

  • омуль

+ мойва

  1. Кто такие ручейники?

  • головастики

  • мальки рыб

+ двукрылые насекомые

  1. Что такое эндемик?

  • больной гриппом

+ единственный в своем роде

  • академик

  1. Какая рыба не является эндемичным байкальским видом

  • омуль

+ щука

  • голомянка

  1. Каких видов хариусов не бывает?

+ красный

  • белый

  • черный

  1. Чем дышат рыбы?

  • легкие

+ жабры

  • плавники

  1. Как узнать, сколько рыбе лет?

  • по зубам

+ по колечкам на чешуе

  • по глазам

  1. Какая из байкальских рыб является живородящей?

+ голомянка

  • даватчан

  • длиннокрылка

20.Где зимуют рыбы?

  • уплывают в южные моря

  • замораживаются в лед

+ впадают в спячку, в придонных слоях вод

22.Почему вредно спускать в Байкал отходы?

+ разлагаясь, уничтожают кислород, которым дышат живые организмы

  • перестанут покупать продукцию завода

  • обидится Байкал

24.Какая наука изучает рыб

+ ихтиология

  • геология

  • палеология

Приложение 2

Приложение 3

АНКЕТИРОВАНИЕ

Отвечайтена вопросы, обводя правильный ответ в кружок.

1. Сколько времени нужно для полной смены воды в озере Байкал?

500 лет

365 дней

383 года

2. Что такое покатуха?

Вид рыбы

Ветер

Редкое растение

3. Живородящая рыбка, самая многочисленная и глубоководная рыба Байкала. Её называют рыбкой-невидимкой.

Омуль

Сельдь

Голомянка

4. Сколько лет Байкалу?

200 лет

25 млн лет

15 тысяч

5. Что означает слово Байкал?

Богатое озеро

Глубокое озеро

Холодное озеро

6. Какова глубина озера Байкал?

1200 метров

1642 метра

200 метров

7. Как называется самый большой остров на Байкале?

Мадагаскар

Ольхон

На Байкале нет островов

8. Кто является чистильщиком Байкала?

Омуль

Осетр

Эпишура

9. В каком регионе находится озеро Байкал?

В Алтайском крае

В республике Карелия

На границе Иркутской области и Республики Бурятия

10. Какая из рек вытекает из Байкала?

Ангара

Енисей

Селенга

11. Какая вода в озере Байкал?

Соленая

Пресная

Мутная

12. Назовите самых древних обитателей Байкала

Рыбы

Губки

Моллюски

13. Правда что максимальная прозрачность воды на Байкале достигала до 40 метров?

Да

Нет

Не знаю

Приложение 4

Просмотров работы: 55