Компьютерные игры - наши помощники в изучении английского языка

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Компьютерные игры - наши помощники в изучении английского языка

Каримов Д.В. 1
1МБОУ СОШ им. Т. Рахманова с. Верхнеяркеево
Хасанова Г.Н. 1
1МБОУ СОШ им. Т. Рахманова с. Верхнеяркеево
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последние годы резко возросла необходимость в знании иностранного языка. Многие профессии в современном мире требуют достаточно высокого уровня владения иностранным языком. В большинстве случаев необходимо знание английского языка.

Компьютер и смартфон – наиболее популярные из современных средств обучения, обладающие уникальными возможностями и сочетающими в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книг, калькулятора, таким образом, являющиеся универсальной игрушкой, способной имитировать любые игровые и жизненные ситуации. В наше время знакомство детей с компьютером и смартфоном происходит уже с раннего возраста, а к подростковому периоду значительное число детей проводит большую часть свободного времени, играя в компьютерные игры[1, 6].

Игровая индустрия – это один из самых быстрорастущих рынков развлечений в нашей стране. Компьютерные и мобильные игры занимают все более прочное место среди других рынков развлечений в России: за первую половину 2020 года рост составил 37% и по-прежнему обладает большим потенциалом развития[18]. Следовательно, актуальность данной работы очевидна, так как большинство ребят, в том числе и мои одноклассники, проводят много времени за компьютерными и мобильными играми, а преобладающая часть современных игр выпускается зарубежными компаниями и имеет названия и содержание на английском языке.

Данная работа направлена на то, чтобы выяснить, как компьютерные игры влияют на овладение английским языком, приносят ли игры положительный результат в повышении уровня владения английским языком.

Цель исследования: исследование влияния компьютерных игр на овладение английским языком.

Задачи исследования:

- изучить жанры компьютерных игр и их содержание, английскую речь в компьютерных играх;

- разработать критерии оценки знаний по английскому языку;

- провести исследование влияния компьютерных игр на овладение английским языком среди обучающихся 7-10 классов.

Объект исследования: компьютерные игры.

Предмет исследования: влияние компьютерных игр на овладение английским языком.

В основу работы положена следующая гипотеза: компьютерные игры помогают овладеть английским языком.

Методы:

1. Сбор информации по теме;

2. Анкетирование;

3.Статистическая обработка полученных результатов;

4. Систематизация и классификация;

5. Обобщение и анализ.

Работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе рассматриваются жанры компьютерных игр, их содержание, а также анализируется содержание английской речи в играх и разрабатываются критерии оценки знаний по английскому языку. Во второй главе описываются этапы исследования и анализ его результатов. В приложении представлены материалы анкетирования.

1. Характеристика современных компьютерных игр

1.1. Жанры компьютерных игр и их содержание

Все компьютерные игры, в которые играют пользователи персонального компьютера или смартфона, классифицируются по трем типам: развлекательные, обучающие и развивающие[4]. Обучающие и развивающие игры направлены непосредственно на обучение[2], а также не пользуются популярностью среди подростков, следовательно, не представляют для данного исследования никакой практической значимости, поэтому исследование направлено на развлекательные. Стоит отметить, что далее в работе будет использоваться термин «компьютерные игры», так как игры на смартфонах являются мобильными версиями компьютерных игр, а также будут рассматриваться игры зарубежных разработчиков, так как отечественные проекты сразу идут полностью на русском языке.

Современные компьютерные игры развлекательного типа имеют следующие жанры и поджанры:

1. Action («Экшен» или «экшн») — жанр, в которых успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения. Действие таких игр развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие в игре события.

Beat 'emup («Избей их всех», «Бит ем ап») — жанр, основной чертой которого является рукопашная схватка главного героя против огромного количества более слабых врагов. Как правило, действие таких игр происходит в городском антураже, а сюжет основывается на темах борьбы с преступностью или отмщения, однако, встречаются игры, основанные на исторической или фэнтезийной тематике. Также отличительной чертой жанра можно назвать кооперативный режим многопользовательской игры и наличие многочисленных игровых персонажей.

Например, Path of Neo.

Fighting («Файтинг») — жанр, имитирующих рукопашный бой малого числа персонажей в пределах ограниченного пространства, называемого ареной. Файтинги близки к играм жанра Beat 'emup, однако между ними существуют различия. Так, в большинстве файтингов игроку не требуется перемещаться по длинному уровню и нельзя выйти за границы арены, а бой состоит из нечётного числа отдельных раундов и не является непрерывным. Менее значительными и необязательно присутствующими признаками жанра являются использование многочисленных шкал для изображения жизненно важных показателей персонажей и прорисовка бойцов на арене в профиль.

Например,Mortal Kombat.

Mazegame («Мейз») — жанр, в котором игровой персонаж передвигается по лабиринту. Иногда передвигаться по лабиринту может не только игрок, но и неигровые персонажи, которые, обычно, враждебно настроены по отношению к игроку.

Pinballgame («Пинбол») — жанр, в котором игрок набирает игровые очки, манипулируя одним или более металлическими шариками на игровом поле, накрытом стеклом (на пинбол-машине) при помощи лапок (флипперов). Основная цель игры — набрать настолько большое количество игровых очков, насколько это возможно. Вторая по важности цель — максимально увеличить длительность игры (при помощи экстра-шариков (англ. extra-ball) и удержания шарика на игровом поле как можно дольше) и получить бесплатную игру (известную как replay).

Platformgame («Платформер») — жанр, в котором основной чертой игрового процесса является прыгание по платформам, лазанье по лестницам, собирание предметов, обычно необходимых для завершения уровня. Некоторые предметы, называемые пауэр-апами (англ. power-up), наделяют управляемого игроком персонажа особой силой, которая обычно иссякает со временем (к примеру: силовое поле, ускорение, увеличение высоты прыжков). Коллекционные предметы, оружие и power-up собираются обычно простым прикосновением персонажа, и для применения не требуют специальных действий со стороны игрока.

3D-Shooter («Шутер», «стрелялка») — жанр, название которого произошло совмещением понятий «3D» (три измерения) и Shooter. На момент зарождения жанра укрепилось слово «Шутер», как вариант описания игрового процесса и перевод для слова shooter. На сегодня жанр «Шутер» в чистом виде уходит в прошлое, поскольку среди современных игроков больше затребованы тактические, ролевые и онлайн-игры.

FirstPersonShooter (FPS, «Шутер от первого лица») — жанр, в котором игровой процесс основывается на сражениях с использованием огнестрельного и метательного оружия с видом от первого лица: игрок воспринимает происходящее глазами главного героя. В целом,шутеры от первого лица имеют многие общие черты со всеми остальными шутерами, которые, в свою очередь, являются подвидом аркадных игр. С момента появления жанра, сложные трёхмерные или псевдотрёхмерные графические элементы ставили сложные задачи перед разработчиками аппаратного обеспечения компьютеров. Кроме того, важной характерной особенностью шутеров от первого лица является наличие многопользовательского режима.

Например, CallofDutyHalf-LifeHalo, CS:GO, Overwatch.

Massivelymultiplayeronlinefirst-personshooter («Массовый многопользовательский шутер от первого лица») — жанр, сочетающий геймплейшутера с видом от первого лица с большим количеством игроков, подключенных через Интернет. Это категория MMOG, которая также известна как MMOFPRPSG (англ. MassivelyMultiplayerOnlineFirstPersonRolePlayingShooterGame — массовая многопользовательская онлайновая ролевая игра — шутер от первого лица).

Shoot 'emup («Перестреляй их всех») — жанр, в котором игрок, управляющий каким-либо персонажем или техническим средством, сражается с большим количеством врагов при помощи стрельбы. Процесс игры часто изображён в очень стилизованной манере. В кратком русскоязычном варианте звучит как «шмап» (shmup). В Японии такие игры известны как «shootinggames» («игры со стрельбой», также используется аббревиатура «STG»). На пике популярности они часто назывались просто как «shooter», то есть «стрелялка». Но с появлением трёхмерных игр, жанр шутер стал более собирательным.

Например, GodofWar, CastleCrashers.

Tacticalshooter («Тактический шутер, командный шутер») — один из жанров компьютерных игр, поджанр 3D-шутеров. Тактический шутер может быть с видом как от первого, так и от третьего лица. Некоторые шутеры совмещают вид от первого и третьего лица, позволяя игроку переключаться между ними. Основная особенность, отличающая тактические шутеры от остальных, — более реалистическая симуляция боевых условий. Важным аспектом игрового процесса подобных шутеров является работа в команде, которая может состоять как из других игроков, так и из компьютерных персонажей.

Например, Counter-Strike, Star Wars: Battlefront.

Railshooter («Рельсовый шутер») — это смежный жанр, который некоторые причисляют к своеобразному виду shoot'emup, другие — нет. Они имеют много общих сторон со шмапами. Основное отличие рельсовых шутеров от классических стрелялок состоит в использовании первыми трёхмерного или псевдотрёхмерного вида, с точкой обзора, находящейся позади корабля игрока, или с видом от первого лица. Процесс игры продвигается по заранее определённому пути, что можно сравнить с движением по рельсам и что похоже на геймплей скролл-шутеров.

Third-personshooter (TPS, «шутер от третьего лица») — разновидность 3D-шутера, в которой управляемый игроком персонаж виден на экране. При этом виртуальная камера, как правило, находится позади персонажа, за спиной или плечами. Игровой процесс в играх такого жанра строится в первую очередь на стрельбе из оружия по разнообразным целям, включая враждебно настроенных противников. Шутеры от третьего лица имеют много общих черт с шутерами от первого лица и с аркадными играми в целом. Подобно другим трёхмерным компьютерным играм и в большей степени, чем шутерами от первого лица, шутеры от третьего лица могут включать в себя элементы игр-платформеров и головоломкок, а также элементы рукопашного боя, более примитивные, чем в играх-файтингах.

Например, FortniteSplatoonGears of war[11, 12, 13, 16].

2. Action-adventure («Приключенческий боевик») — жанр компьютерных игр, сочетающий элементы квеста и экшена.

Stealthaction («Стелс-экшен») — жанр, в котором игроку требуется незаметно перемещаться, прятаться, скрытно и незаметно убивать врагов, и избегать обнаружения, чтобы выполнить миссию. Несмотря на то, что этот жанр сравнительно старый, на данный момент существует не так много игр, классифицируемых как стелс-экшены. Более часто встречаются игры, содержащие элементы стелса.

Например, MetalGear, Assassin's Creed.

Survivalhorror («Выживание в кошмаре») — жанр, появившийся в начале и сформировавшийся к концу 1990-х годов. Игры этого жанра содержат в себе различные специфические составляющие, главной целью которых является нагнетание, подобно литературе ужасов и фильмам ужасов, атмосферы страха и тревоги. Хотя, подобно играм жанров action, action-adventure и 3D-шутера, survivalhorror часто включает в себя бои и уничтожение противников, эта часть игрового процесса сильно затруднена из-за нехватки боеприпасов, низкого здоровья, скорости игрового персонажа или других ограничений.

Например, ResidentEvil[11, 12, 13, 16].

3. Adventure («Приключение») — игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Interactivefiction («Интерактивная литература, IF, текстовые квесты») — жанр, в котором общение с игроком осуществляется посредством текстовой информации. Развитие этого жанра, в связи с низким требованием к ресурсам, началось практически вместе с появлением компьютерных игр (IF появились уже в 1975 году) и не прекратилось даже с появлением графических игр.

Graphicadventure («Графическая приключенческая игра») — одна из разновидностей приключенческих компьютерных игр. В отличие от текстовых приключенческих игр, в которых игрок осуществлял взаимодействие с игровым миром посредством текстовых команд, в графических стало возможно управление и взаимодействие с различными объектами на игровом экране с помощью курсора.

Visualnovel («Визуальный роман») — жанр, подвид текстового квеста, в котором зрителю демонстрируется история при помощи вывода на экран текста, статичных (либо анимированных) изображений, а также звукового и/или музыкального сопровождения. Нередко используются и вставки полноценных видеороликов. Степень интерактивности в таких играх обычно низка, и от зрителя лишь изредка требуется сделать определенный выбор, в частности — выбрать вариант ответа в диалоге. Персонажи этих игр обычно выполнены в стиле аниме, который, как и визуальные романы, возник в Японии[11, 12, 13, 16].

4. Role-PlayingGame («RPG, РПГ, ролевая игра») — жанр, основанный на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. В ролевой игре игрок управляет одним или несколькими персонажами, каждый из которых описан набором численных характеристик, списком способностей и умений; примерами таких характеристик могут быть хит-поинты, показатели силы, ловкости, защиты, уклонения, уровень развития того или иного навыка и т. п. В ходе игры они могут меняться. Одним из характерных элементов игрового процесса является повышение возможностей персонажей за счёт улучшения их параметров и изучения новых способностей.

 JapaneseRole-Playing (JRPG,«Японская ролевая игра») — жанр, выделяемый среди компьютерных ролевых игр. Игры этого жанра имеют схожие, узнаваемые особенности стиля, подачи сюжета и игровой механики, разительно отличающие их от RPG «западного образца» (англ. Western-style RPG).

Например, Final FantasySkies of Arcadia.

Sandbox («Песочница») — жанр, в котором игры играют роль так называемой песочницы, где игрок может отключать или игнорировать игровые цели и задания. Этот термин используется для описания режима или опции тех игр, уровни которых являются неограниченными во времени, но в то же время имеют цель; термин «игра-песочница» неприменим для тех игр, которые являются неограниченными во времени и не имеют целей.

Action RPG («Ролевой боевик, Actionrole-playinggame, action RPG, action-RPG, ARPG») — поджанр компьютерных ролевых игр, в котором ролевая составляющая сочетается с элементами action. Другими словами, если в классической ролевой игре успех действий персонажа во время боевой ситуации зависит от персональных характеристик героя, то в ARPG не меньшую роль играет и скорость реакции самого игрока.

MMORPG («Массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра, ММОРПГ») — компьютерная игра, в которой жанр ролевых игр совмещается с жанром массовых онлайн-игр. MMORPG могут быть представлены в том числе и в браузерном виде, однако, основной чертой жанра является взаимодействие большого числа игроков в рамках виртуального мира.

Например, World of Warcraft, Lineage 2.

Tactical RPG («Тактическая ролевая игра, TRPG») — жанр, сочетающий элементы компьютерных ролевых игр и компьютерных стратегических игр. Основной акцент игрового процесса в тактических ролевых играх сделан на принятии тактических решений во время боя. Жанр лишен четких рамок, и многие принадлежащие к нему игры могут быть отнесены к компьютерным ролевым играм или же пошаговым стратегиям.

Например, Jagged Alliance.

Roguelike («Роуглайк, рогалик») — поджанр компьютерных ролевых игр. Характерными особенностями roguelike являются генерируемые случайным образом уровни и необратимость смерти персонажа — в случае его гибели игроку предлагается начать игру заново. Жанр назван по имени прародителя — игры Rogue, разработанной для системы UNIX в 1980 [11, 12, 13, 16].

5. Simulator («Симулятор») – отдельный жанр видеоигр, в котором большое внимание уделяется точности имитации реального действия. CarSimulator — симулятор гонок, подвид, который используется для обучения водителей и гонщиков. Существуют авиа-симуляторы, мото-симуляторы, симуляторы подлодок. Отдельное направление — спортивные симуляторы.

Managementsimulator («Симулятор менеджмента») — жанр, в котором игроку нужно заниматься менеджментом. Обычно, кроме этого также приходится заниматься экономикой, распределением ресурсов, строительством городов и их обустройством, однако, в некоторых случаях, нужно сосредоточиться на чём-то менее глобальном.

Lifesimulator («Симулятор жизни») — жанр, в котором игрок управляет жизнью одного или нескольких виртуальных существ. Иногда считается поджанром жанра стратегий, симулятора бога или экономических симуляторов. Как правило, симуляторы жизни не имеют конкретной цели.

Например, TheSims[12].

Vehiclesimulator («Симулятор транспорта») — жанр, в котором игрок может управлять одним или несколькими транспортными средствами. Как правило: основная задача заключается в освоении вождения транспортным средством. Такие игры, в большинстве своем, реалистичны и опираются на законы физики.

Sportsimulator («Симулятор спорта») — жанр, основная задача которого заключается в имитации какой-либо спортивной игры. Наибольшее распространение получили имитации футбола, хоккея, баскетбола, тенниса и гольфа, боулинга и бильярда.

Например, FIFA и NBA 2K.

Racing («Гоночная компьютерная игра, автосимулятор, гонки») — жанр, в котором игрок управляет автомобилем. Для игры в автосимуляторы применяется специальный контроллер — компьютерный руль.

Например,Need for Speed[11, 12, 13, 16].

6. Strategy («Стратегия») — жанр компьютерных игр, в котором залогом достижения победы является планирование и стратегическое мышление. Смысл таких игр заключается в управлении некоторым ресурсом, который необходимо преобразовать в преимущество над противником при помощи оперативного плана, разрабатываемого с учётом меняющейся обстановки. Обычными ресурсами в военных стратегиях являются войска (отдельные персонажи, подразделения или армии) и позиция, которые следует развивать и использовать для достижения преимущества и победы. В экономических стратегиях акцент ставится на развитие экономической инфраструктуры подконтрольной игроку стороны. Современные стратегические игры, как правило, соединяют в себе как военные, так и экономические признаки.

Grandstrategy («4Х, Глобальная стратегия») — жанр компьютерных игр, в которых играющему предоставляется возможность управлять всем государством или цивилизацией. В английском языке жанр называется 4X: «eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate» — «исследуй, расширяй, эксплуатируй, уничтожай».

Например, Empire: Total War, Sid Meier's Civilization.

Artillery («Артиллерия») — жанр компьютерных стратегических игр, в которых представлены танковые (в большинстве игр жанра) сражения, в процессе которых основной упор делается на расчёт траектории полета снаряда, зависящую от силы, ветра и других факторов. Артиллерийские игры — одни из самых ранних компьютерных игр.

Real-timestrategy («RTS, стратегия в реальном времени») — жанр стратегических компьютерных игр, в которых отсутствует «очерёдность ходов» (в отличие от компьютерных или настольных пошаговых стратегий).

Например, WarcraftStarcraftAge of Empires и Command and Conquer, Dota 2.

Real-timetactics — (RTT, «тактика в реальном времени») — жанр, игровой процесс которого представляет собой симуляцию военной тактики и оперативного искусства в режиме реального времени. В отличие от стратегий в реальном времени, в RTT игроку не приходится заниматься вопросами производства и снабжения юнитов или управлением ресурсов, вместо чего всё внимание уделяется тактическим построениям на поле боя.

Turn-BasedStrategy («Пошаговая стратегия, TBS») — жанр, основной особенностью которого является то, что игроки совершают ходы по очереди, в противоположность стратегии в реальном времени.

Например, Galactic Civilizations.

Turn-basedtactics («Пошаговая тактическая стратегия, TBT») — жанр стратегической компьютерной игры, в котором разделённый на отдельные ходы игровой процесс симулирует боевые действия малого масштаба (как правило, на уровне не выше взвода или роты), используя при этом элементы военного оперативного искусства и военной тактики — в отличие от более глобальных и тяготеющих к большему уровню абстрактности пошаговых стратегий.

Например, Fire Emblem и Final Fantasy Tactics.

TowerDefense («Башенная защита, TD, Тауэр Дефенс»), — название жанра компьютерных стратегических игр. Задача игрока в играх подобного жанра — расправиться с наступающими врагами, называемыми в некоторых играх «крипы» до того, как они пересекут карту, с помощью строительства башен, атакующих их, когда те проходят вблизи. Противники и башни обычно различаются по характеристикам и цене. Когда враги побеждены, игрок зарабатывает деньги или очки, которые используются для покупки или модернизации башен.

Wargame («Варгейм, военная игра») — разновидность стратегических игр, в частности, настольных и компьютерных. Варгеймы призваны имитировать в виде игры военные конфликты, как реальные, так и вымышленные.

Например, Squad Battles[11, 12, 13, 16].

7. Musicgame («Музыкальная игра») — жанр, где во главу ставится музыкальная составляющая, а от игрока требуется наличие чувства ритма. Игры данного жанра берут за основу танцы или исполнение группой музыкальных композиций. Игроки должны в соответствии с тем, что демонстрируется на экране, нажимать определённые кнопки или выполнять танцевальные движения. В случае успеха начисляются очки. Многие музыкальные игры также предлагают многопользовательские режимы, где игроки либо сражаются друг с другом на счёт, либо играют в одной команде, олицетворяя собой группу.

 Например, Dance RevolutionJust Dance и Guitar Hero [11].

8. Cardgame («Карточная игра») — жанр, представляющий собой компьютерный аналог карточной игры.

Например, Hearthstone и Magic: The Gathering[12].

В наше время в игры играют миллионы, сотни миллионов человек. Будь то компьютеры, планшеты или телефоны. Сегодня игры представлены во всех возможных видах, типах и жанрах, так что каждый человек способен найти себе то, что ему по нраву.

1.2.Содержание английской речи в компьютерных играх

Процент содержания английской речи в оригиналах равен 100%, следует отметить, что не так много людей играют в оригиналы действительно сложных игр с глубоким сюжетом и огромным количеством диалогов. В ходе исследования выяснилось, что в играх существует «языковая локализация».

Языковая локализация — перевод и культурная адаптация продукта к особенностям определенной страны, региона или группы населения. Причем под «продуктом» понимается любой товар или услуга. Локализация представляет собой вторую фазу в рамках общего процесса интернационализации и локализации. Она предусматривает также всестороннее изучение целевой культуры, необходимое для правильной адаптации продукта к потребностям отдельных рынков[10].

Локализация – частичный или полный перевод российским разработчиком игры зарубежного издательства.

Издательства зарубежных игр разделяют локализацию на 2 типа: полную и частичную[10].

Полная локализация - переведено все: игровое меню, сюжетные диалоги и видео ролики.

Частичная локализация – переведено только меню и присутствуют русские субтитры.

Полная локализация игр - большая редкость в игровой индустрии, и причин тому много. Самая главная причина, пожалуй, это то, что времени на локализацию выделяют намного меньше, чем на озвучивание оригинала. От этого страдает качество. Тем не менее, даже при наличии времени, качество оригинала превосходит в разы качество локализации[10].

В многопользовательских онлайн играх(ММО) в команде могут оказаться геймеры из разных стран. Закономерно, что в англоязычной игре игроки вынуждены общаться на английском. Приходится не только читать и слушать, но и общаться с партнерами по команде, другими геймерами.

В MMO-играх имеется социальная составляющая, но локализации порой нет вообще и, тем не менее, имеет большое количество русскоязычных игроков, но все же и в ней не так часто увидишь «privet», так как львиную долю составляют англоговорящие. Именно этот тип игр вынуждает, призывает, стимулирует активно пополнять словарный запас, учить грамматику и лексику, ведь общение с другими игроками - залог успеха в жанре этих игр. Следует отметить, что возраст игроков англоязычных MMO, достаточно высок по сравнению с другими играми [14, 15].

Социальные круги расширяются, и у обычного игрока есть возможность пообщаться с другими народами. Таким образом, человек окружает себя нужной языковой средой, в которой он старается формулировать свою речь и приобретать знания от других игроков.

1.3. Значение фразы «овладеть английским языком»

Многие подростки считают, что компьютерные игры помогают изучить английский язык. Более того, иногда из их уст можно услышать, что из игр они узнают больше, чем из уроков иностранного языка. Цель данного исследования – выяснить, помогают ли компьютерные игры овладеть английским языком. Чтобы определить, овладел ли, выучил ли человек английский язык, необходимо оценить его знания и способности. При оценивании принято использовать определенные критерии. В требованиях к результатам освоения программы по предмету «английский язык» выделяют речевые умения (чтение, письмо, аудирование, говорение) и языковые навыки (лексика, грамматика)[9]. Исходя из этого, были разработаны следующие критерии:

  1. Обучающийся не допускает орфографические ошибки при написании;

  2. Обучающийся грамматически верно строит предложение;

  3. Обучающийся может общаться на английском языке в сети Интернет;

  4. Обучающийся понимает английские слова и выражения.

В ходе исследования будут использоваться данные критерии, чтобы выяснить, соответствуют ли им знания и способности обучающихся, играющих в компьютерные игры. Исследование будет проводиться среди обучающихся 7-10 классов, результаты которого помогут выяснить, действительно ли компьютерные игры помогают овладеть английским языком.

2. Анализ влияния компьютерных игр на овладение английским языком

2.1.Описание этапов и результатов исследования

Компьютерные игры – помощники в овладении английским языком. Миф или реальность? Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено исследование среди обучающихся 7-10 классов МБОУ СОШ им. Т. Рахманова с. Верхнеяркеево, которое проходило в несколько этапов.

В ходе первого этапа – анкетирования (Приложение 1), вопросы к которому были составлены исходя из разработанных в первой главе критериев, было установлено, имеются ли у обучающихся компьютер или смартфон, есть ли доступ к сети Интернет, играют ли они в компьютерные игры или игры на смартфоне, а также в какие игры они играют и используют ли они локализацию (перевод) во время игры.

Итак, в анкетировании на первом этапе приняло участие 69 обучающихся 7-10 классов. Опрос показал, что 43 обучающихся (62%) имеют и компьютер и смартфон, 19 человек (28%) имеют лишь смартфон, только компьютер или компьютер, смартфон и игровая приставка имеется у 3 человек (4%), игровая приставка и смартфон – 1 человек (1,4%). Таким образом, наличие гаджета у 100% опрошенных. Доступ к сети Интернет имеют 66 человек – 96% обучающихся. Играют в компьютерные игры или игры на смартфоне подавляющее большинство – 60 человек (87%),названия игр – разнообразные, но самыми популярными являются World of Tanks, Callof Duty, Among Us, Stand off 2, при этом, лишь 13 человек (22%) не используют локализацию (перевод), критерий №4 - обучающийся понимает английские слова и выражения, и 12 % (7 человек) во время игры разговаривают с игроками из других стран на английском языке (критерий №3 - обучающийся может общаться на английском языке в сети Интернет). Стоит отметить, что лишь 29 играющих в компьютерные игры (48%) верно написали названия игр (критерий №1 - обучающийся не допускает орфографические ошибки при написании).

Результаты анализа полученной информации в ходе первого этапа представлены в диаграммах (Приложение 2).

Большинство опрошенных (57%) считают, что, играя в компьютерные игры, можно улучшить свой уровень английского языка. Для того, чтобы выяснить, так ли это, было решено провести оценку знаний английского языка среди играющих и неиграющих в компьютерные игры. Это был второй этап исследования.

Итак, в целях объективной оценки, из каждой параллели (7 класс, 8 класс, 9 класс) были приглашены по одному обучающемуся, играющему в игры, и по одному неиграющему в компьютерные игры, интеллектуальный уровень которых близок друг другу. На данном этапе в исследовании принимало участие 8 человек – по 2 обучающегося из 7 «а», 7 «б», 8 «а» и 9 «а» классов МБОУ СОШ им. Т. Рахманова с. Верхнеяркеево. Обучающиеся 10 класса не принимали участие на данном этапе исследования, так как среди них не оказалось неиграющих. Участникам исследования был предложен список английских слов (Приложение 3), используемых как в компьютерных играх[13], так и в повседневной жизни, которые необходимо было перевести на русский язык, а также составить с одним из них предложение на английском языке.

Как показал эксперимент, играющие в компьютерные игры справились с переводом лучше, чем неиграющие. Каждый неиграющий смог перевести 2-13 слов из предложенных 49 (4-27%), в то время как играющие перевели 19-29 слов – 39-59%. Составить предложение с любым из предложенных слов грамматически правильно удалось лишь 2 обучающимся – 25% (критерий №2 - обучающийся грамматически верно строит предложение).

Следующий этап, третий, - анализ результатов, полученных в ходе первых двух этапов. На данном этапе результаты исследования соотносились с разработанными критериями:

  1. Обучающийся не допускает орфографические ошибки при написании;

  2. Обучающийся грамматически верно строит предложение;

  3. Обучающийся может общаться на английском языке в сети Интернет;

  4. Обучающийся понимает английские слова и выражения.

Так, согласно первому критерию и выдвинутой гипотезе, обучающийся не должен допускать орфографические ошибки при написании. Было установлено, что 48% обучающихся, а это менее половины всех опрошенных, соответствуют данному критерию. Следовательно, можно сделать вывод, что обучающиеся не совершенствуют письменную речь, проводя время за компьютерными играми.

Далее, согласно второму критерию и выдвинутойгипотезе, обучающийся должен строить предложениеграмматически верно. Исследование показало, что этому критерию соответствует 25%, что менее половины исследуемых, значит, компьютерные игры не совершенствуют грамматические навыки играющих.

Затем, согласно третьему критерию и выдвинутой гипотезе, обучающийся должен общаться на английском языке в сети Интернет. Оказалось, что лишь 12% обучающихся из всех играющих соответствует предложенному критерию, то есть совершенствует свои навыки говорения.

Наконец, согласно четвертому критерию и выдвинутой гипотезе, обучающийся должен понимать английские слова и выражения. Выяснилось, что лишь 22% играющих не используют локализацию (перевод) во время игры, то есть соответствуют данному критерию. Соответственно, нельзя говорить о совершенствовании навыков перевода, а значит, и о полноценном понимании английских слов и выражений.

Заключение

Сегодня компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. По крайней мере, почти все знают, для чего нужен компьютер, какие основные функции он выполняет, да и то, что на компьютере есть возможность играть в игры, тоже мало кого удивишь.

Компьютерные игры – хороший пример того, насколько долго человек может сохранять внимание на одной задаче. Возможно ли использовать данный факт на благо изучения языка?

Целью данной работы было исследование влияния компьютерных игр на овладение английским языком. Для этого были изучены необходимые источники, дана классификация компьютерных игр по жанрам, проанализировано содержание английской речи в компьютерных играх, разработаны критерии оценивания знаний и способностей по английскому языку, проведено анкетирование, в результате которого выяснилось, что преобладающее количество обучающихся 7-10 классов МБОУ СОШ им. Т. Рахманова с. Верхнеяркеево проводит достаточное время за играми, были определены их предпочтения в компьютерных играх, а также установлено влияние игр на овладение английским языком.

Следовательно, цель была достигнута. Также, выдвигалась гипотеза, что компьютерные игры помогают овладеть английским языком, которая по результатам исследования, не подтвердилась, так как процент соответствия предложенным критериям оказался меньше 50%. Было установлено, что компьютерные игры не способны помочь овладеть английским языком, а значит, выучить его. Таким образом, отвечая на вопрос, являются ли компьютерные игры помощниками в овладении языка, можно твердо ответить, что это миф.

"Как научиться, ничего не делая?" Люди хотят развлекаться и развиваться одновременно. Увы, здесь такой номер не проходит. Нужен труд и усердие. Единственное, на что могут повлиять обычные компьютерные игры - это на обогащение словарного запаса. Речь идет об играх развлекательного типа, но как упоминалось ранее, существуют еще и обучающие, и развивающие. Способны ли они помочь овладеть иностранным языком? Но это уже предмет отдельной исследовательской работы.

Библиографический список

  1. Викентьева А.Б. Компьютер как диагноз // Культура, 2000, №13

  2. Коляда С. Умные игрушки // Коммерсант. Деньги, 2000, №33

  3. Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер.- М.: Терра, 2000. - 384с.

  4. Сартан М. Верхом на драконе или что развивают компьютерные игры // Школьный психолог, 1999, №16

  5. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование,2003, № 2.

  6. Шлимович Б. Компьютеры и дети // Наука и жизнь, 1998, №11

  7. Липатов В., О проекте англо-русского словаря компьютерных терминов Engcom, http://www.etersoft.ru/content/view/30/, 2008

  8. Большой англо-русский словарь ABBYY LINGVO. М. «Русский язык Медиа», 2007.

  9. https://fgos.ru/

  10. https://kartaslov.ru/карта-знаний/Языковая%20локализация

  11. https://gamegod.fandom.com/ru/wiki/Жанры

  12. https://zen.yandex.ru/media/igorpishet/polnyi-sbornik-igrovyh-janrov-i-podjanrov-5e4c6956558768122b01946f

  13. http://forum.live-kaluga.ru/topic/45431-жаргон-и-сленг/

  14. https://magazine.skyeng.ru/kak-ne-zabyt-anglijskij-za-prazdniki-sygrajte-v-among-us/

  15. https://statistwot.ru/na-igre/slovar-terminov-eu-servera-world-of-tanks

  16. https://ru.wikipedia.org/wiki/Классификация_компьютерных_игр#Традиционная_классификация_по_жанрам_игр

  17. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/147879

  18. https://dtf.ru/gameindustry/247402-analiz-rynka-igr-v-rossii-krizisnye-polgoda-2020-vs-stabilnye-polgoda-2019

Приложение 1

Класс ________ ФИО____________________________________________________________

1.Что из перечисленного у Вас имеется?

компьютер

игровая приставка

смартфон

2. Есть ли у Вас доступ к интернету? Да. Нет.

3. Играете ли Вы в компьютерные игры/ игры на смартфоне? Да. Нет.

4. Сколько времени Вы проводите за играми?

до 1 часа

от 1 до 3 часов

более 3 часов

5. Укажи названия игр, в которые Вы играете чаще всего.

(на английском языке)

__________________________________________________________________

6.Можете ли Вы перевести названия своих любимых игр?

Да Нет

7. Укажите, есть ли у этих игр локализация, т.е. перевод.

(0 – нет перевода; 1 – частичный перевод; 2 – полный перевод)

8. Используете ли Вы локализацию (перевод)?

Да, использую во время игры

Да, но играю в английском варианте

Нет

9. Играете ли вы в онлайн-игры? Да. Нет

10. Играя в онлайн-игры, переписываетесь ли Вы с игроками из других стран на английском языке? Да. Нет

11. Общаясь в онлайн-играх, разговариваете ли Вы с игроками из других стран на английском языке? Да. Нет

12. Помогают ли компьютерные игры в изучении английского языка?

да

нет

Другое: __________________________________________________________________

Приложение 2

  1. Что из перечисленного у Вас имеется?

2. Есть ли у Вас доступ к интернету?

3. Играете ли Вы в компьютерные игры/игры на смартфоне?

4. Сколько времени Вы проводите за компьютерными играми?

5. Можете ли Вы перевести названия своих любимых игр?

6.Укажите, есть ли у этих игр локализация, т.е. перевод.

7. Используете ли Вы локализацию (перевод)?

8. Играете ли Вы в онлайн-игры?

9. Общаясь в MMO играх, разговариваете ли Вы с игроками из других стран на английском языке?

10. Помогают ли компьютерные игры в изучении английского языка?

Приложение 3

Класс _______ ФИО _____________________________________

Переведите следующие слова на русский язык

Ability

навык, умение, способность

Action

действие

Advanced

улучшенный

Back

назад

Background

задний план, фон

Base

База

Battle

Бой, битва, сражение

Button

Кнопка

Captain

Капитан

Chance

Шанс

Character

Герой

Civilization

Цивилизация

Commander

Командир

Creature

Существо, монстр

Darkness

Темнота

Death

Смерть

Defense

Защита

Discovery

Открытие

Emergency

Аварийный

Enemy

Враг

Engineer

Инженер

Experience

Опыт

Explosion

Взрыв

Fortress

Крепость

Game over

Конец игры

Gold

Золото

Honor

Честь

Humanity

Человечество

Let’s go!

Вперед! Пойдем!

Launch

Запускать

Mind

Разум

Mission complete!

Миссия выполнена!

Power

Сила, мощь

Pressure

Давление от кого-либо

Replay

Начать игру заново

Skill

Мастерство

Space

Космос

Stuff

Материал

Support

Поддержка

Survival

Выживание

System

Система

Underwater

Под водой, подводный

War

Война

Warning

Предупреждение

Weak

Слабый

Weight

Вес

World

Мир

To worry

Беспокоиться

To win

Победить

Просмотров работы: 276