Влияние изучения иностранных языков на работу головного мозга человека

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние изучения иностранных языков на работу головного мозга человека

Элизбарян М.А. 1
1МБОУООШ №20
Хилькова Е.А. 1
1МБОУООШ №20 , 6А класс
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мне, как будущему медику, стало интересно, что происходит в нашем организме, когда мы учим языки. Появились вопросы: как сам процесс изучения другой речи влияет на нас? Что происходит в моем головном мозге, когда я учу новые слова или слышу иноязычную речь?

Выяснилось, что многие российские и зарубежные ученые занимаются изучением данной темы:

  1. Российские ученые из НИУ "Высшая школа экономики" экспериментально доказали, что владение несколькими языками положительно влияет на работу человеческого мозга. Результаты исследования показали взаимосвязь между уровнем владения иностранным языком и когнитивным контролем. Чем лучше студенты владели языком, тем быстрее они решали задачи теста;

  2. Ученые Международного института мозга имени Дондерса и института Макса Планка по психолингвистике (Германия)получили изображения головного мозга в первые часы и дни изучения нового языка. Впервые исследователи показали, что мозг способен при изучении иностранного языка повторно использовать связи, ранее образовавшиеся в процессе освоения родного языка.

  3. Ученые университета Делавэра под руководством когнитивного нейробиолога  Чжэнган Ци смогли доказать, что оба полушария головного мозга играют важную роль при изучении иноязычных слов;

  4. Российский нейролингвист Т.В. Черниговская отмечает, что «…изучение иностранных языков улучшает состояние мозга на физическом уровне. Процесс обучения буквально строит новые нейронные связи и укрепляет уже существующие».

Итак, тема исследования – «Влияние изучения иностранных языков на человеческий мозг».

Актуальность. Данная тема будет актуальна всегда, поскольку знание иностранных языков и культуры страны изучаемого языка дает возможность взаимодействовать с людьми из других государств, понять их поступки и традиции. Благодаря этому мы можем вести невероятно богатую жизнь. Речь идет не только о путешествиях. В наше время многие люди занимаются изучением иностранных языков. Я не исключение. Во всех школах нашей страны дети учат языки. Многие из школьников не понимают, для чего им нужны эти знания и какую пользу для них могут иметь занятия иностранными языками.

Новизна работы. Данная работа открывает новый аспект известной информации, дает возможность школьникам посмотреть на изучение языков с другого ракурса. Кроме этого, она может стать новым средством, которое улучшает процесс преподавания.

Гипотеза - изучение иностранных языков может оказывать влияние на работу головного мозга: память, внимание и воображение.

Цель работы – проанализировать и выявить, как влияет изучение иностранных языков на познавательные процессы психики человека.

Объект нашего исследования - процесс изучения языков.

Предмет исследования – влияние на мозг человека.

Задачи:

1. Изучить мнения ученых о данной проблеме

2.Узнать, как изучение языков влияет на физиологию, мышление и психологию людей

3. Проанализировать процессы, которые происходят в головном мозге при изучении иностранных языков

4. Выбрать методику для проведения эксперимента.

5. Составить анкету для проверки результатов эксперимента

6. Организовать выборку участников эксперимента

7. Провести эксперимент

8. Провести анкетирование среди одноклассников в конце эксперимента.

9. Выявить, как повлияло заучивание новых иноязычных слов на процессы психики учеников.

В ходе нашего исследования мы использовали множество методов – изучение литературы и других источников информации, наблюдение, анкетирование, опрос, сравнение, анализ, изучение и обобщение.

Основными являются: изучение литературы и других источников информации, анализ, наблюдение и анкетирование.

Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что многие подростки обратят внимание на исследование и поймут, как важно изучать иностранные языки для своего развития.

Практическая значимость - может применяться педагогами для развития у учеников мотивации к изучению иностранных языков.

1.1 Роль нейродидактики в преподавании иностранных языков

В 80-е годы XX века появилось новое направление в образовании, получившее название «нейродидактика». Впервые этот термин был введен Г. Прайсом в 1988 году для обозначения новой научной междисциплинарной области, сочетающей исследование мозга и дидактику.

Нейродидактика1 представляет собой определенную связь между нейронауками (нейропсихологией, нейрофизиологией, нейробиологией), дидактикой и психологией Она связана с исследованиями мозговой деятельности и предлагает основанные на результатах этого исследования эффективные методы преподавания и обучения. Суть нейро-дидактики заключается в организации и повышении качества обучения на основе знания структуры и функций мозга.

Это наука об организации образовательного процесса на базе новейших знаний о мозговой деятельности. Результаты исследований мозговой деятельности стали предметом научных статей, посвященных преподаванию иностранных языков, что привело к новому взгляду на образование, личность обучаемого, мотивацию к изучению иностранных языков и приобретению языковой компетенции.

1.2. Работа головного мозга в процессе изучения иностранных языков.

Их влияние на когнитивные способности.

Левое полушарие головного мозга – это центр аналитического мышления, речи и логики. Правое полушарие отвечает за синтетическое мышление. Оно отражает возможности нашего воображения и творческие способности. Используя правое полушарие, мы способны воспринимать цвет, изображение, музыку и ритм. Это центр наших эмоций. Левое и правое мозговые полушария работают параллельно при изучении новых слов. Вербальная информация поступает в левое полушарие, в то время как сопровождающее ее изображение поступает в правое полушарие. При одновременной работе двух полушарий во время изучения иностранного языка формируются определенные лингвистические схемы, которые ускоряют процесс запоминания и тормозят процесс забывания новых слов.

Ученые университета Делавэра под руководством когнитивного нейробиолога  Чжэнган Ци смогли доказать, что оба полушария головного мозга играют важную роль при изучении иноязычных слов; участники исследования в течение четырех недель изучали китайский язык, занимаясь по три с половиной часа в день, пять дней в неделю. На протяжении этого периода они также выполняли домашние задания и проходили тесты.

В начале и в конце исследования при помощи аппарата МРТ ученые определяли, какая часть мозга задействовалась у участников при обработке звуковых элементов языка. Выяснилось, что на начальном этапе распознавания звука правое полушарие наиболее активно. Ци отметила: «Оказывается, правое полушарие очень важно для обработки звуков иностранной речи в начале обучения». Изучение нового языка влияет не только на качество жизни и карьерные перспективы, но и на наш мозг, причем сразу на трех уровнях – физиологическом, психологическом и на уровне мышления.

Физиология. Американский нейробиолог Айра Блэк определял знание, как архитектуру сети между определенными нейронами. Обучение – это формирование новых нейронных связей, синапсов, и изменение уже существующих. Синапс – это точка соединения нейронов. Как они соединяются? Химически. Их связывают через рецепторы аксонов и дендритов определенные химические вещества – лиганды, большая часть из них – известные нам нейромедиаторы, например, эндорфин или дофамин. Нейромедиаторы – это как буквы алфавита, а цепочки – это набор слов, которыми мы владеем.

Психология. Психологические изменения при изучении языков также неизбежны. Прежде всего у билингва меняется привычная, а если верить Т. Черниговской, появляется новая, дополнительная картина мира2.

Мышление. Изучение языков активизирует все мыслительные процессы: улучшается память, внимание и способность к концентрации также увеличиваются. Развивается способность к индуктивному и к дедуктивному мышлению.

.

2.1.Ход эксперимента

Шаг 1. В начале своего исследования я провела анкетирование среди учеников моей школы. Вот что получилось: из 70 опрошенных, только 21 школьник – это 30 %, заинтересованы в изучении языков и считают, что эти знания помогут в работе и пригодятся им в жизни.

Шаг 2. С помощью своего научного руководителя нашла информацию о методах и приемах заучивания иностранных слов.

Шаг 3. Для работы выбрала 3 класса: 6, 8 и 9.

Шаг 4. Используя презентацию и информацию, подтвержденную результатами опытов ученых, объяснила ребятам, как работает их мозг во время изучения новых иноязычных слов.

Шаг 5. Предложила участие в эксперименте.

Шаг 6. Затем я отобрала желающих из трех классов: 5 человека из 6 класса, 2 человека из 8 класса и 2 человека из 9 класса.

Шаг 7. Дала инструкцию к выполнению заданий. На этом этапе объяснила участникам их задачу - учить иноязычные слова каждый день в течение месяца. Был установлен срок, когда участники дают отчет о проделанной работе. Познакомила с методами заучивания слов для того, чтобы облегчить им задачу.

Шаг 8. Составила анкету для выявления результатов.

Участники имели возможность выбирать язык и тему, из которой они учат слова. Свободный выбор сыграл роль мотиватора для участия в эксперименте.

Для экспериментального курса я выбрала детей из разных классов, с разным уровнем мотивации и владения языком. В выборке участвовало 8 учеников 3 возрастных групп. Выбор участников данного возраста (12,14 и 15- ти лет) и малого количества объясняется тем, что такую группу проще контролировать. Кроме этого, взрослые ребята ответственнее подходят к выполнению заданий.

Методы для запоминания каждый выбирал сам (песни, ассоциации (мнемотехника), карточки, лексика в стихах). В основном школьники использовали мнемотехники и лексику в стихах.

В начале эксперимента была создана группа в “WhatsApp”, куда они скидывали информацию о прохождении эксперимента.

Я контролировала ход эксперимента. В конце каждой недели опыта давали отчет о том, сколько слов они выучили.

В ходе эксперимента один из участников отказался продолжить работу. Это было связано с тем, что он был перегружен заданиями в школе и кружками, не хватало времени. Мы решили перенести его участие на лето.

В конце эксперимента было проведено анкетирование среди 8 участников эксперимента и 8 человек, которые не участвовали в нем. Затем мы сравнили их результаты.

Выяснилось, что у ребят, которые не вошли в экспериментальную группу, уровень концентрации внимания и мотивации к изучению языка остался прежним. Степень запоминания учебного материала не выросла.

Анкета содержала несколько блоков вопросов:

1 Вопросы о ходе эксперимента

2 Вопросы о том, какие изменения они наблюдали в ходе эксперимента

3. Последний вопрос выявил, полезен ли этот метод или нет.

По данным нижеприведенной таблицы можно сделать следующие выводы:

1. В результате эксперимента ребята запоминают больше иноязычных слов. В среднем на 6 слов больше.

Расчёт произведен следующим образом: от количества слов на последней неделе отняли количество слов в первую неделю. Затем сложили эти 8 цифр, получилось 52. Это число разделили на количество участников.

Получилось среднее арифметическое - 6,5.

2.Количество времени для заучивания сократилось в среднем на 5 минут. Расчёт произведен следующим образом: от количества минут на первой неделе отняли количество минут на последней неделе.

    1. участников отметили, что им стало легче запоминать материал уроков. 3 человека выделили стихи, 3 – формулы и 1 человек - цифры.7 ребят ответили, что будут продолжать изучать язык.

4. 5человек выбрали прием мнемотехники3, 2 - карточки со словами, 1 - лексика в стихах. Результаты исследования приведены в следующей таблице.

Заключение

Человеческий мозг любит сложные задачи: при изучении чего-либо он совершенствуется, появляются новые нейронные связи. Как только нам становится легко - это значит, что мы остановились в развитии. Человеческий мозг так устроен, что ему просто необходимо постоянно напрягаться. Данная работа еще раз подтверждает тот факт, что изучение иностранных языков - прекрасный тренажер для нашего развития.

Еще один физиологический эффект от освоения иностранного языка – профилактика или хотя бы отсрочка болезни Альцгеймера. Нейропсихологи наблюдали за пациентами, страдающими от этого синдрома. Те, кто знал хотя бы один иностранный язык, начали испытывать его симптомы почти на 5 лет позже, чем те, кто владел лишь одним языком – родным. В итоге врачи назвали языковое образование более действенным профилактическим средством, чем любое из существующих лекарств.

Изучение иностранных языков – это не только рост эффективности клеток мозга, но и другие положительные эффекты. К примеру, билингвизм делает жизнь человека богаче.

И речь идет не о материальных благах, а о возможности с помощью других языков расширять свой кругозор и проникать в иные миры.

Таким образом, проведенный нами эксперимент показал, что изучение иностранных языков положительно влияют на познавательные способности человека. Кроме этого, благодаря активации работы разных частей головного мозга является хорошим тренажером для усваивания обработки большого объема информации.

Предложенные приемы для запоминания иностранных слов помогли участникам достигнуть положительного результата. Это значит, что поставленная гипотеза подтвердилась. Для заучивания слов были предложены 4 приема. В перспективе я планирую продолжить работу по изучению приемов совершенствования лексических навыков.

Список литературы:

1.Куликова О. В. Нейродидактический подход как фактор повышения качества обучения иноязычному профессиональному общению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2014. № 14 (700). С. 107-114.

2. Кулиш В.Г. Способы запоминания английских слов.— Д.: Сталкер,К.: ЗАО НКП, 2005 г.— 304 с. 5

3. Матвеева Е. Е. Нейродидактика ‒ новое слово в организации учебного процесса [Электронный ресурс] // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: электрон. сб. / Белорус. гос. ун-т. Минск, 2012. Вып. 2. С. 93-95. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/25899

4. Перетяткина, Е. А. Эффективность использования приемов мнемотехники при изучении иностранных языков / Е. А. Перетяткина, А. Н. Николаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 28-32. —URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15884/

5. Сабирова, Э. И. «Умные» технологии запоминания слов на уроках английского языка / Э. И. Сабирова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 323-325.—URL:https://moluch.ru/archive/295/67067/(дата обращения 22.04.2023)
6. Садыкова Т.Р. Технология совершенствования лексических навыков на уроках английского языка. Текст: Молодой ученый. – 2020.- № 7 (297). – С. 251-254.URL: https://moluch.ru/archive/297/67301/

7. Хафизова Л. Ю. Образовательный опыт взрослого учащегося в изучении иностранного языка в контексте непрерывного образования // Филологические науки. Вопросытеорииипрактики. 2017. № 7 (73): в 3-хч. Ч. 1. С. 211-214.

8. Ekiert М. The Bilingual Brain // Teachers College, Columbia, University Working Papers in TESOL & Applied Linguistics. 2005. Nr 3(2).

9.Черниговская Т. В. Как изучение языков влияет на мозг человека? [Электронный ресурс]:Видео:Искусствожить.URL:https://rutube.ru/video/6eaffa84e8dc6fd2e2a2199480ab69cd/ (дата обращения 22.04.2023)

10. Черниговская Т. В. Как работает наш мозг, когда мы учим язык. [Электронный ресурс]

Видео: Культура. -2017/ URLhttps://yandex.ru/video/preview/10513965861075997694/(дата обращения 22.04.2023

Влияние изучения иностранных языков на головной мозг человека»

Россия, Мурманская область, Печенгский округ, пгт Никель

Автор: Элизбарян Милана Агароновна

МБОУ ООШ № 20, 6 класс

Научный руководитель: Хилькова Екатерина Анатольевна,

учитель английского языка МБОУ ООШ № 20

Тезисы исследовательской работы

Мне, как будущему медику, стало интересно, что происходит в нашем организме, когда мы учим языки. Появились вопросы: как сам процесс изучения другой речи влияет на процессы памяти и внимания человека? Что происходит в моем головном мозге, когда я учу новые слова или слышу иноязычную речь?

Прежде чем приступить к исследованию, я составила краткий план своей работы.

  1. Сформулировать тему работы;

  2. Изучить мнения ученых по данной проблеме;

  3. Выдвинуть гипотезу, определить цели, объект, предмет и методы исследования.

  4. Проанализировать процессы, которые происходят в головном мозге при изучении иностранных языков;

  5. Выбрать методику для проведения эксперимента;

  6. Составить анкету для проверки результатов эксперимента;

  7. Организовать выборку участников эксперимента;

  8. Провести эксперимент;

  9. Провести анкетирование среди одноклассников в конце эксперимента;

  10. Выявить, как повлияло заучивание новых иноязычных слов на процессы психики учеников.

На первой ступени мы занялись поиском литературы и других источников информации по данному вопросу. В научной статье мы использовали данные о самых интересных открытиях ученых в области нейробиологии, физиологии и психологии. Выбирали только верифицированную информацию.

Выяснилось, что многие российские и зарубежные ученые занимаются изучением данной темы. Из огромного количества исследований мы становились на нескольких:

Вторая ступень – определение гипотезы данной работы.

Поскольку у нас нет возможности лабораторно проверить работу всего головного мозга во время изучения иностранных слов, мы решили проверить только то, что можем в наших условиях. А именно, как влияет заучивание иностранных слов на процессы памяти, внимания и воображения.

Исходя из этого была выдвинута гипотеза - изучение иностранных языков может оказывать влияние на работу головного мозга: память, внимание и воображение.

Третья ступень. Проанализировав результаты экспериментов ученых, мы пришли к следующему выводу: изучение иностранных языков оказывает положительное влияние на головной мозг человека. Изучение нового языка влияет не только на качество жизни и карьерные перспективы, но и на наш мозг, причем сразу на трех уровнях – физиологическом, психологическом и на уровне мышления.

Четвертая ступень. Мы решили проверить нашу гипотезу с помощью следующего эксперимента.

Шаг 1. Выбор метода для проведения эксперимента и способа контроля участников. С помощью своего научного руководителя необходимо найти информацию о методах и приемах заучивания иностранных слов. Затем выбираем 4 подходящих приема для заучивания слов: мнемотехника (ассоциации), карточки со словами, лексика в стихах и песни. Для эксперимента выбираем малое количество участников, чтобы их легче было контролировать. Определяемся с возрастной категорией – от 12 до 15 лет. Даем возможность участникам возможность выбирать язык и тему, из которой они учат слова. Свободный выбор играет роль мотиватора для участия в эксперименте.

Шаг 2. Формулировка вопросов анкеты для выявления результатов эксперимента. Вопросы помогают нам проверить нашу гипотезу. Они отражают то, как изучение иностранных слов повлияло на процессы памяти и внимания участников.

Шаг 3. Провести опрос среди учеников моей школы.

Шаг 4. Для работы выбрать 3 класса: 6, 8 и 9.

Шаг 5. Используя презентацию и информацию, подтвержденную результатами опытов ученых, объяснить ребятам, как работает их мозг во время изучения новых иноязычных слов.

Шаг 6. Предложить участие в эксперименте. Создать группу в “WhatsApp”, куда они будут скидывать информацию о прохождении эксперимента.

Шаг 7. Затем отобрать желающих из трех классов: 5 человек из 6 класса, 2 человека из 8 класса и 2 человека из 9 класса. Взять всего 9 человек, так как такую малую группу проще контролировать. Кроме того, взрослые ребята ответственнее относятся к выполнению задания.

Шаг 8. Познакомить с методами заучивания слов для того, чтобы облегчить им задачу. Дать инструкцию к выполнению заданий. На этом этапе объяснить участникам их задачу - учить иноязычные слова каждый день в течение месяца. Установить срок, когда участники дают отчет о проделанной работе.

Шаг 9. Провести анкетирование для выявления результатов эксперимента.

Шаг 10. Подвести итоги эксперимента, проанализировать и сравнить результаты участников эксперимента с результатами контрольной группы.

Итоги исследования представлены в следующей таблице.

.

Библиография

1.Куликова О. В. Нейродидактический подход как фактор повышения качества обучения иноязычному профессиональному общению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2014. № 14 (700). С. 107-114.

2. Кулиш В.Г. Способы запоминания английских слов.— Д.: Сталкер,К.: ЗАО НКП, 2005 г.— 304 с. 5

3. Перетяткина, Е. А. Эффективность использования приемов мнемотехники при изучении иностранных языков / Е. А. Перетяткина, А. Н. Николаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 28-32. —URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15884/

4. Сабирова, Э. И. «Умные» технологии запоминания слов на уроках английского языка / Э. И. Сабирова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 323-325.—URL:https://moluch.ru/archive/295/67067/(дата обращения 22.04.2023)

5. Садыкова Т.Р. Технология совершенствования лексических навыков на уроках английского языка. Текст: Молодой ученый. – 2020.- № 7 (297). – С. 251-254.URL: https://moluch.ru/archive/297/67301/

6. Черниговская Т. В. Как изучение языков влияет на мозг человека? [Электронный ресурс]:Видео:Искусствожить.URL:https://rutube.ru/video/6eaffa84e8dc6fd2e2a2199480ab69cd/ (дата обращения 22.04.2023)

7. Черниговская Т. В. Как работает наш мозг, когда мы учим язык. [Электронный ресурс]

Видео: Культура. -2017/ URLhttps://yandex.ru/video/preview/10513965861075997694/(дата обращения 22.04.2023)

1 Куликова О. В. Нейродидактический подход как фактор повышения качества обучения иноязычному профессиональному общению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2014. № 14 (700). С. 107-114.

2Черниговская Т. В. Как изучение языков влияет на мозг человека? [Электронный ресурс]: Видео:Искусствожить.URL:https://rutube.ru/video/6eaffa84e8dc6fd2e2a2199480ab69cd/ (дата обращения 22.04.2023)

3Перетяткина, Е. А. Эффективность использования приемов мнемотехники при изучении иностранных языков / Е. А. Перетяткина, А. Н. Николаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 28-32. —URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15884/

Просмотров работы: 831