Введение
На уроках английского языка мы знакомимся с культурой и традициями англоязычных стран, учимся разговаривать на английском языке. Но в школе у нас нет возможности общаться с носителями языка, представителями других стран, культур. А современному обществу нужен человек, способный к межкультурной коммуникации, так как международные связи нашей страны развиваются с каждым годом.
В июне прошлого года я зарегистрировался на сайте «Посткроссинг» и с этого момента я стал активным участником данного проекта. «Посткроссинг» (Postcrossing) - это сайт, международный проект, который позволяет стать коллекционером замечательных открыток, попрактиковаться в английском, а также лишний раз безгранично обрадоваться, получив однажды маленький сюрприз из почтового ящика. И это будет действительно сюрприз, ведь вам до конца неизвестно, из какого уголка Земли должна прийти желанная открытка.
Проблема: почтовые открытки и бумажные письма теряют популярность, многие люди не знают о проекте «Посткроссинг». Разработанность данной проблемы: существуют сайты (http://postcross.ru/, http://www.toybytoy.com/collection/Postcrossing), которые рассказывают о проекте «Посткроссинг» и содержат подробную инструкции для начинающего посткроссера. Но результаты анкетирования показали, что только 12% опрошенных школьников знают о том, что такое «Посткроссинг», однако никто из них никогда не отправлял открыток в рамках этого проекта. Я сделал вывод, что данная проблема не достаточно разработана и решил популяризировать проект «Посткроссинг» среди сверстников.
Считаю, что выбранная тема важна и актуальна, так как данное хобби помогает в изучении английского языка.
Целью проектной работы является развитие межкультурной коммуникации с помощью международного проекта «Посткроссинг».
Для достижения этой цели выдвинем несколько задач:
Дать определение межкультурной коммуникации;
Изучить понятие посткроссинг и историю его создания;
Провести анкетирование и рассказать окружающим о международном проекте «Посткроссинг».
Рассмотреть этапы работы на сайте;
Собрать свою коллекцию почтовых открыток.
Нами была выдвинута гипотеза, что, данное хобби может способствовать развитию межкультурной коммуникации и помочь в изучении английского языка.
Объект исследования: посткроссинг.
Предмет исследования: коммуникации посредством посткроссинга.
В своем проекте мы применяли следующие методы исследования:
теоретические (анализ научной литературы, работа со словарями, изучение и анализ интернет-источников, количественная и качественная обработка данных);
эмпирические (опрос, наблюдение).
Этапы исследования:
1 этап: поиск информации в сети Интернет и анализ литературы по изучению данной темы (октябрь 2022г.);
2 этап: исследовательская работа по проведению опроса и его анализ (ноябрь 2022г.);
3 этап: коллекционирование почтовых открыток (июнь-декабрь 2022г.);
4 этап: обработка и оформление результатов исследования (январь 2022г.);
5 этап: презентация исследовательской работы широкой общественности (февраль 2022г.).
База исследования: МКОУ «Старополтавская СШ» Старополтавского района Волгоградской области.
Теоретическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для более детального изучения межкультурной коммуникации, совершенствования языковых и речевых умений, а также для языкового развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проект «Посткроссинг» поможет стать интересным увлечением, которое будет способствовать знакомству с разными культурами, общению с жителями других стран и народов, а так же даст возможность собрать уникальную коллекция почтовых открыток и марок.
Глава I. Теоретические аспекты изучения посткроссинга
1.1 Межкультурная коммуникация в современном мире
Коммуникация (от лат. commuriicatio - сообщение, передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. В нашей работе материальными носителями являются открытки.
О межкультурной коммуникации стали говорить благодаря американским политикам, у которых появилась необходимость в выяснении причин и решении проблем, возникающих у них при взаимодействии с представителями разных культур. Американские чиновники, работавшие за границей, часто обнаруживали свою беспомощность при практических контактах с представителями других культур. Нередко это приводило к конфликтам, взаимной неприязни, обидам. Поэтому стало необходимым изучать не только языки, но и культуру других народов, их обычаи, традиции, нормы поведения.
В 1946 г. правительство США приняло Акт о службе за границей и создало Институт службы за границей (Foreign Service Institute). Для работы в институте были привлечены ученые самых разных специальностей. Они разрабатывали новые программы тренингов специалистов для работы за границей.
Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформулировано в 1954 г. в работе американских ученых Д. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». Под межкультурной коммуникацией здесь понималась идеальная цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше адаптироваться к окружающему миру.
В Европе о межкультурной коммуникации заговорили несколько позднее, чем в США, и было вызвано совсем иными причинами. В Европе многие страны стали открывать свои границы для свободного перемещения людей и товаров. Европейские столицы и крупные города стали посещать люди из разных стран.
В нашей стране изучать межкультурную коммуникацию стали преподаватели иностранных языков, которые первыми осознали, что для эффективного общения с представителями других культур недостаточно только одного владения иностранным языком. Сегодня мы понимаем, что успешные контакты с представителями других культур невозможны без знания особенностей этих культур и практических навыков в межкультурном общении.
Коммуникация действительно является межкультурной, если она происходит между носителями разных культур, а различия между этими культурами не приводят к каким-либо трудностям в общении. Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между людьми разных культур.
Современный мир стал более взаимосвязанным. Люди ищут дружбу, общение, новые впечатления, изучают иностранные языки, накапливают жизненный опыт.
В своем исследовании я хочу рассказать об уникальном международном проекте « Посткроссинг», который развивает межкультурную коммуникацию.
1.2 Посткроссинг и история его создания
WWW. postcrossing.com - это сайт, созданный для знакомства и общения с новыми людьми при помощи почтовых открыток. Этот термин был заимствован из английского языка "postcrossing" и переводится на русский язык, как "почтовый марафон".
«Посткроссинг» является по сути приятным хобби - коллекционированием марок, открыток и адресов. Человек, который начинает увлекаться коллекционированием, незаметно для себя начинает с большим азартом и страстью относится к своему хобби. Ведь открытки это реальное свидетельство другой, реальной жизни. Это не компьютерная виртуальность, которую нельзя подержать в руках. Касаясь небольшого картонного прямоугольника, ты вдруг осознаешь, что его так же держал в своих руках человек, который живет в тысячах километрах от тебя.
Хотя без интернета все равно не обойтись. По сути, интернет – это самая важная часть этого хобби. В сети существует приличное количество сайтов, как на английском, так и на русском языках специально для посткроссеров и для тех, кто только хочет ими стать.
Участники посткроссинга предпочитают отправлять открытки без конверта, чтобы марка была наклеена непосредственно на самой открытке, и чтобы на открытке было как можно больше печатей, так можно проследить, через какие страны путешествовала открытка.
Идея такого познавательного времяпровождения принадлежит двум людям из Португалии Анне Кампос и Паоло Могалесу. В 2005 году эти люди создали свой сайт и нарисовали логотип. Через семь лет существования сайта в мае 2012 года был зарегистрирован рекорд – отправлена миллионная открытка, а всего через несколько месяцев в декабре 2012 была отправлена десятимиллионная и, спустя 11 месяцев, на почту отнесли 15-ти миллионную открытку.
Предприниматели глядя, как развивается посткроссинг, решили заработать на этом. Стали открываться интернет магазины, где было можно приобрести марки и открытки для посткроссинга. В Белоруссии настолько увлеклись этим начинанием, что придумали Дни Посткроссинга - 8 декабря, 8 июля, 8 октября. Именно в эти дни можно отправить открытки с 10% скидкой, правда, не менее десяти штук.
Принять участие в проекте может любой желающий, независимо от возраста.
Посткроссинг является безопасным для детей, дети часто участвуют с помощью родителей и учителей.
Посткроссинг – это не просто обмен открытками, ведь это невероятно увлекательный способ общения с интересными людьми со всего света, отличная возможность завести друзей за рубежом. Это расширяет кругозор, так как начинаешь искать информацию о стране, из которой отправили открытку и той, в которую отправляем мы. Официальный язык этого проекта английский.
Для того, чтобы участвовать в этом проекте необходимо зарегистрироваться на сайте www.postcrossing.com.
Глава II. Исследование сайта «Посткроссинг»
2.1.Методика проведения исследования, результаты анкетирования обучающихся
Теоретические аспекты, были проверены нами на практике. Опытно-практическая работа включала три этапа: организационный, практический и обобщающий (Приложение 1). На этапе практической работы был составлен опросник, который был проведен среди семиклассников на базе МКОУ «Стараполтавская СШ».
В опытно-практической работе ведущим стал метод анкетирования (Приложение №2). В ходе практической работы мы решили выяснить, знаком ли проект «Посткроссинг» среди учеников нашей школы и хотели бы они общаться на английском языке посредствам почтовых открыток. Результаты ответов обучающихся получились следующие (Приложение 3). Нами было опрошено 25 обучающихся моего класса. Анализ результатов опроса показал, что 12% ребят, а это всего 3 ученика, слышали про посткроссинг, но никто из них никогда не отправлял открыток в рамках этого проекта. На основе этого опроса мы сделали вывод, что участникам интересно общаться с иностранцами, им хотелось бы получать письма, открытки с разных уголков планеты. Но они ничего не знают о таком замечательном проекте, как посткроссинг.
Итак, мы убедились, что посткроссинг является эффективным средством межкультурной коммуникации, но о его существовании много людей просто не знает. Основными преимуществами посткроссинга являются языковое развитие. Благодаря этому проекту у молодежи формируется целостная картина мира и сознание того факта, что мы всё таки живём в одном реальном, а не виртуальном мире. Посткроссинг позволяет нам познакомиться с другой культурой. Мы начинаем осознавать значимость собственной культуры, тем самым воспитывая в себе чувство патриотизма и любви к Родине.
2.2. Этапы работы на сайте
1) Первый этап – регистрация на сайте http://www.postcrossing.com. Зарегистрировавшись, вы получаете личную страницу, на которой на английском языке указываете основные сведения о себе: имя, фамилию или «ник», возраст, род занятий, хобби и другие сведения на ваше усмотрение; высказываете предпочтения, какие именно открытки хотели бы получать. Приведу в качестве примера текст своего профайла:
Hello everyone! My name is Tagir. I'm from Volgograd, Russia. I’m a student of the 7th form. My dream is to visit all countries. Now I’d like to receive postcards from all over the world.
2)Второй этап – знакомство с профайлами адресатов. Сразу после регистрации участник получает пять адресов из разных стран мира, выбранных из базы данных в случайном порядке. По этим адресам нужно отправить реальные почтовые открытки. Каждый посткроссер в своем профайле подробно описывает, какую открытку он хотел бы получить. Приведупримерсвоегопрофайлас пожеланиями: I'm studying English so I'd be happy to receive any postcards from your country.
- Maybe it will be a postcard with the main symbol of your country: a sightseeing or a flag.
- I would love to see a postcard of anywhere you have been, whether it is somewhere close to where you live, or somewhere you have traveled to.
- Or you can send me a postcard with something so interesting on it, I need to look it up and find out more about it!
I love the surprise while opening my letterbox and find a postcard. I love also sending postcards all over the world. Happy Postcrossing!
3) Третий этап – отправление открыток. Для этого переходим на главную страницу сайта и нажимаем «send a postcard»(отправить открытку). Вы перейдете на страницу, где будет написан адрес человека, которому вы должны отправить открытку. Каждый посткроссер в своем профиле подробно описывает, какую открытку он хотел бы получить. Самый творческий этап проекта – выбор открыток и марок с учетом: интересов и пожеланий адресата и составление текста сообщения.
4) Четвертый этап - получение открыток. Отправив первые пять открыток, вы должны запастись терпением на несколько недель, а то и месяцев, и вы непременно обнаружите в своем почтовом ящике долгожданные открытки со всех концов планеты.
5) Пятый этап – регистрация открытки. На каждой открытке имеется идентификационный код (ID). Заходим на главную страницу сайта, нажимаем «register a postcard» (зарегистрировать открытку), и вводим номер (ID) открытки. Чуть ниже будет окошко, которым можно будет воспользоваться, написав что-то приятное или интересное, а также поблагодарив за полученную открытку (Приложение 4).
Итак, на этапе отправления и получения открыток происходит активизация и совершенствование целого ряда языковых и речевых компетенций: активизируется новая лексика и грамматические правила, развиваются навыки разных видов чтения, устной и письменной коммуникации.
2.3. Моя коллекция почтовых открыток
Когда я узнал от своего учителя английского языка, что такое посткроссинг, я сразу захотел зарегистрироваться на этом сайте и собрать свою коллекцию открыток из разных стран.
Первую открытку мы отправили в июне 2022 года, а получили через три недели. Она была из Германии. Это было настоящим чудом получить весточку от человека, живущего в другой стране, говорящего на другом языке, но обращающегося прямо к тебе. И совершенно точно после такого вам захочется понять каждое незнакомое слово, вам адресованное. А это значит, что вы возьмет в руки словарь (или воспользуетесь онлайн словарем), найдете незнакомое слово и, вероятнее всего, запомните его. А написав несколько открыток, вы уже не забудете, как правильно обращаться к адресату, как вежливо закончить свое письмо, как грамотно задать тот или иной вопрос и корректно оформить адрес (Приложение 5). Чтобы получать открытки, я, конечно же, также отправлял их. Я отправил 25 открытки в Германию и Америку.
Сейчас в моей коллекции 19 открыток из разных стран (Приложение 6). Но больше всего мне нравиться открытка из Великобритании, на которой изображен Лондонский Тауэр.
Я сделал скриншот моей страницы сайта «Посткроссинг», в которой показано, сколько открыток и из какой страны они прибыли, дата отправки открыток и их получение (Приложение 7). В моей коллекции есть открытки из следующих стран: Германия, Нидерланды, Латвия, Тайвань, Болгария, Испания, Португалия, Великобритания, Таиланд, Норвегия, Словения.
Таким образом, мы сделали вывод, что мое хобби актуально сегодня, люди хотят общаться с представителями разных культур, что даёт возможность развивать коммуникативные навыки, используя английский язык.
Заключение
Мы считаем, что на основании изученной информации, а также результатов проведенного исследования, можно сделать следующий вывод, что предположение о том, что, посткроссинг может способствовать развитию межкультурной коммуникации и помочь в изучении английского языка, подтвердилось. При проведении данного исследования были реализованы следующие задачи:
мы дали определение межкультурной коммуникации;
изучили понятие посткроссинг и историю его создания;
провели анкетирование и рассказали моим одноклассникам о международном проекте «Посткроссинг».
рассмотрели этапы работы на сайте «Посткроссинг»;
собрали свою коллекцию почтовых открыток.
В результате проектной работы были сделаны следующие выводы:
Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между людьми разных культур.
«Посткроссинг» - это сайт, созданный для знакомства и общения с новыми людьми при помощи почтовых открыток. Этот термин был заимствован из английского языка "postcrossing" и переводится на русский язык, как "почтовый марафон". Идея посткроссинга принадлежит студентам из Португалии Паоло Могалесу и Анне Кампос. Паоло просто хотел в своем почтовом ящике видеть больше открыток. Анна является редактором сайта и проекта, она - куратор блога, посвященного посткроссингу. Сайт заработал 14 июля 2005 года.
Проанализировав данные опроса, мы пришли к выводу, что посткроссинг является эффективным средством межкультурной коммуникации, но о его существовании многие люди просто не знают. Мои сверстники с удовольствием пообщались бы на английском языке с людьми из разных стран.
Для того, чтобы мои одноклассники успешно зарегистрировались на сайте «Посткроссинг» и стали участниками проекта, мы составили для них памятку (алгоритм) работы на сайте. Этапы работы на сайте: 1) регистрация; 2) знакомство с профайлами адресатов; 3) отправление открыток; 4) получение открытки; 5) регистрация открытки (ввод номера ID).
Результатом нашей работы является моя коллекция почтовых открыток из разных уголков нашей планеты. Но на этом я не буду останавливаться, а продолжу дальше заниматься таким увлекательным и полезным хобби, как посткроссинг.
В заключении мы можем сделать вывод, что цель моей проектной работы достигнута. Гипотеза доказана. Таким образом, мы можем общаться на английском языке не только на уроках английского языка, но и в реальной жизни. Посткроссинг способствует межкультурному общению среди людей всех возрастов.
Список источников и литературы
Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2002. - 352 с.
Черняк Н.В. Межкультурная компетенция: история исследования, определение, модели и методы контроля: монография. 2-е изд. М.: Флинта, 2021. – 264 с.
Сайт «Посткроссинг» http://www.postcrossing.com
https://ru.wikipedia.org/wiki/Посткроссинг
https://kvartblog.ru/blog/chto-takoe-postcrossing/
Приложение 1
Этап |
Задачи этапа: |
Основные методы |
1.Организационный |
1. Изучение литературы по проблеме исследования 2.Построение исследовательского аппарата (объекта, предмета, целей, задач, гипотезы) 3. Изучение опыта работы 4. Определение стратегии исследования |
1. Поисковый или теоретический анализ литературы по проблеме исследования 2. Собеседование с обучающимся 3. Обобщение |
2.Практический |
1. Уточнение аппарата исследования 2. Проведение опроса 3. Регистрация на сайте 4. Отправление открыток 5. Коллекция почтовых открыток |
1. Систематизация и обобщение теоретического материала по проблеме исследования 2. Адаптация методики исследования 3. Анкетирование 4. Оценивание |
3.Обобщающий |
1.Построение доказательства гипотезы 2. Оформление результатов опроса |
1. Анализ 2. Синтез |
Приложение 2
Анкета
Знаете ли вы, что такое «Посткроссинг»?
Отправляете ли вы почтовые открытки?
Получали ли вы когда-нибудь почтовую открытку?
Коллекционируете ли вы почтовые открытки?
Интересно ли вам общаться с иностранцами?
Согласны ли вы с тем, что получать письма, открытки, посылки интересней, чем общаться в интернете?
Хотели бы вы отправлять и получать открытки на английском языке?
Из какой страны вы бы хотели получить открытку?
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7