Роль немецкой нации в развитии российской науки XVII-XIX веков

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль немецкой нации в развитии российской науки XVII-XIX веков

Журавлёв А.С. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Мясищева Е.Н. 1
1Головчинская СОШ с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Исторически сложилось так, что судьбы России и Германии тесно переплетены между собой. В многовековой истории взаимоотношений двух государств можно выделить как периоды взаимовыгодного сотрудничества, так и драматические времена войн, разногласий и холодного непонимания.

Практика сегодняшней жизни показывает, что современная молодёжь мало что знает о судьбе немцев в России, а если и знает, то в основном лишь негативные проявления взаимодействий двух государств и народов, такие как Первая и Вторая мировые войны.

Поэтому в данной работе мы рассмотрим влияние немецкой нации на Россию сквозь призму такой наименее искажаемой сферы общественной жизни, как наука XVII-XIX вв., так как именно в этот период российская наука переживала этапы становления и стремительного развития.

Актуальность: на фоне современных нестабильных и прохладных общественно-политических отношений России и Германии очень важно помнить о светлых периодах историко-культурных отношений двух госу-дарств, о их взаимовыгодном сотрудничестве.

Гипотеза: немецкая нация оказала значимое и плодотворное влияние на становление и развитие российской науки в период XVII-XIX вв.;

Цель: определить характер и значение немецкого влияния на российскую науку XVII-XIX вв.;

Задачи:

1.Провести анкетирование среди учеников с целью определения глубины

познаний современной молодежи в области историко-культурных отноше-

ний двух государств;

2. Изучить историю появления немцев на территории России;

3. Узнать, в каких научных сферах проявляли себя выходцы из Германии;

4. Изучить деятельность наиболее значимых немецких учёных, проанализи-

ровать результаты их научных работ;

5.Сделать выводы о роли немецкого влияния на российскую науку XVII-XIX

II. История миграций немцев в Россию.

II.1 Анкетирование среди учеников 11 классов

С целью определения глубины и степени познаний современной молодежи в области историко-культурных отношений России и Германии среди учеников 11 классов было проведено анкетирование, состоящее из шести вопросов, в котором участвовало 15 человек.

Результаты анкетирования представлены на диаграммах:

По результатам анкетирования выяснилось, что степень познаний современной молодежи в области историко-культурных отношений России и Германии среди учеников 11 класса очень низкая: большая часть учеников(60 - 67%) имеет смутные представления о положительных моментах в отношениях России и Германии, о влиянии представителей немецкой нации на развитие России, и практически не знает имена известных немецких ученых и академиков, сыгравших ключевые роли в становлении и развитии науки в России.

Исходя из этого, было установлено автором, что практическая значимость выбранной нами темы очень высокая, поэтому должна быть очень тщательно изучена.

II.2 Немцы в истории России X-XVII веков

 Отношения немцев с Русью

Политические отношения между Россией и Германией начинают свой отсчёт ещё со времён правления княгини Ольги (945-964), когда по ее просьбе из Германии в Киев прибыл монах Адальберт из монастыря святого Максимина в Трире для проведения миссионерской деятельности, которая заложила основы отношений между двумя странами.

Внук Ольги князь Владимир продолжил дружеские контакты с Германией, выбрав епископа Бруно фон Кверфурта посредником для проведения мирных переговоров с кочевниками, которые прошли успешно.

Кроме того, налаживанию взаимоотношений между двумя странами способствовало заключение династических браков; наследники Ярослава Мудрого взяли в жены дочерей знатных представителей немецкой диаспоры.

В ХV в. отношения Руси и Германии вновь налаживаются: прибывают на Русь два немецких рудокопа для добычи залежей серебряных руд, несколько бомбардиров-пушкарей, сыгравших во время татарского нашествия 1521 г. значительную роль. Из немецких земель были набраны желающие пойти на службу в Россию. Немецкие купцы ведут активную торговлю в России.

 Немцы в Москве

Немцы жили в Москве с конца ХV в. еще до возникновения Немецкой слободы и, хотя многие оставались в Москве лишь на короткий срок, немало было и тех, кто вместе с семьями жил здесь на протяжении нескольких поколений.

Когда закончилось собирание русских земель под властью Москвы и образование единого русского государства – России во главе с русским государем, при царском дворе появляется целый штат мастеровых, военных, врачей и аптекарей из разных стран Западной и Северной Европы, завязываются постоянные дипломатические контакты.

Благодаря активной вербовке на русскую службу в Москву приезжают мастера горного дела, оружейники, литейщики пушек, золотых и серебряных дел мастера, техники по взрыву крепостных сооружений. Их расселяли в Немецкой слободе, которая находилась на реке Яузе и ручье Кокуй. Жители Немецкой слободы занимались ремеслами и мукомольным промыслом.

Занятия немцев в России

Служебные функции иностранцев в России были достаточно разнообразны. Военные несли службу в русских полках “нового строя” в качестве пехотинцев, артиллеристов, кавалеристов. Доктора, лекари, аптекари обслуживали царский двор, государевы аптеки, армейские полки. Мастера-ремесленники входили в штат Золотой, Серебряной, Оружейной и других дворцовых палат, а переводчики («толмачи») – Посольского приказа. Мастера монетного и литейного дела работали на московских Пушечном и Денежном дворах.

Среди немецких мастеров выделился своим искусством Ганс Фальк из Нюрнберга, принимавший участие в отливке колоколов и пушек, а в 40-е гг. XVII в. ставший одним из основателей Духанинского стекольного завода под Москвой в Дмитриевском уезде. Оружейные мастера, владевшие техникой золотой и серебряной “наводки” (нанесение на металл золотом и серебром тонкого рисунка), отец и сын Кинеманы оставили заметный след в оружейном деле России второй половины ХVII в.

Первыми живописцами - художниками, умевшими писать маслом на холсте, много работавшими над украшением царских покоев, мебели были немецкие мастера, служившие в ХVII в. при Оружейной палате: “цесарец” Даниэль Вухтерс, Иеронимус Еллина, “гамбуржец” Петер Энгельс.

Из немецких медиков славился Андреас Энгельгардт, уроженец города Амерслебена в Нижней Саксонии, приехавший в Россию обслуживать русских царей. Один из его преемников – доктор Л. А. Блюментрост, уроженец Мюльгаузена, находился на должности придворного лейб-медика с 1672 г. до своей кончины в 1705 г., получив звание и должность архиатера – старшего доктора.

Аптекарь И. Гуттеменш был основателем Нижней, или Главной, государевой аптеки Москвы. Открытая в 1672 г. в Белом городе, она стала первой казенной аптекой Москвы, где лекарства продавались горожанам по рецептам врачей. При аптеке имелась «дохтурская» палата, в которой велся прием и осмотр пациента. За свои заслуги Гуттеменш был пожалован титулом придворного медика и надзирателя, т. е. управляющего аптекой.

Таким образом, деятельность в Москве «государевых» иностранцев и, в частности, немецких мастеров, военных специалистов обеспечивала позитивный вклад в развитие русского военного дела, ремесла, мануфактурной промышленности, медицины и искусства.

Вместе с тем, царский двор при необходимости обращался и к тем немецким мастерам, что не были связаны с государевой службой, занимаясь частным предпринимательством. Когда в 1668 г. создавался государев стекольный завод в Измайлове, мастерами на него были приглашены сначала иноземные специалисты с Духанинского завода, в том числе немцы Ю. Кункель и И. Мартин, позднее были «призваны» из-за рубежа стекольные мастера: Я. Арципухор, П. Балтус, И. Леренк, Л. Мойет – все выходцы с Верхнего Рейна.

В 1672-75 гг. для создания первого немецко–русского придворного театра были привлечены ученики одной из лютеранских школ Немецкой слободы вместе с ее наставникам-магистром, пастором и учителем И.-Г. Грегори.

II.3.  Немцы в России в первой половине XVIII в.

Положение немцев в России в период правления Петра I

Первые десятилетия XVIII в. в России были ознаменованы предпринятой Петром I тотальной модернизацией российского общества, которая потребовала решения целого ряда проблем. Одной из важнейших стала проблема людских ресурсов. Петр I понимал, что реформы не могли бы осуществиться без широкого привлечения иностранных специалистов в самых разных областях государственной жизни России. Поэтому в 1702 г. им был издан манифест, приглашавший в Россию, торговцев и ремесленников, который обещал выгодные для иммигрантов условия жизни и работы. Но прежде всего, акцент делался на военных специалистов.

Немцы, будучи на государственной службе в России, существенным образом повлияли на формирование российских военных традиций. Они ценились прежде всего, как носители военного опыта Западной Европы. Особенности характера их позволили привнести в русское служилое сословие новые черты: универсализм, верность не только государю, но и государству как таковому.

В 1698 г. майор А. А. Вейде на базе германских законов написал “Воинский устав”, в котором были определены должности всех чинов и звания в армии, даны правила поведения военнослужащих и их взаимоотношений. Позднее в переработанном и переосмысленном виде этот документ использовался при дальнейшей разработке русских воинских уставов.

Особые надежды русский царь возлагал на немцев в деле внутреннего переустройства державы. Немцев привлекали для проведении денежной реформы, создания монетных дворов, в медицинском обслуживании, в организации торговли и ремесел..

Петровское правительство активно вовлекало иностранцев в становление светского образования России, в создание новых учебных заведений Москвы. В конце ХVII в. и первые годы ХVIII столетия дворянские недоросли и сыновья приказных служителей направлялись в приходские школы Немецкой слободы для обучения иностранным языкам, математике и иным наукам. «Ректору» одной из лютеранских школ Немецкой слободы – Н. Швиммеру – тогда были отданы в обучение немецкому и латинскому языкам шесть русских учеников. Два года спустя, в 1703 г., они были переданы новому наставнику, пастору Э. Глюку, который предложил создать новое учебное заведение – гимназию для русских юношей. С одобрения Петра I гимназия была открыта в Москве в 1705 г.

Другими новыми учебными заведениями Москвы, в которых преподавателями стали немцы и “цесарцы”, в петровское время были Инженерная и Артиллерийская школы. Даже после перевода основной части преподавателей и учеников в начале 1720-х гг. в Петербург, Инженерная школа, находившаяся на окраине Немецкой слободы, продолжала действовать до 1750-х гг.

Таким образом, в период становления Российской империи немцы были верной опорой Петра I и составляли основную силу, продвигавшую, по воле царя, преобразования в стране.

II.4 Немцы в постпетровской России (1725-1762 гг.)

После смерти Петра I традиция приглашения в Россию иностранцев не была отменена. Всё больше иностранцев, прежде всего немцев, приезжало в Россию, для многих из которых она стала второй родиной. Следует признать, что без этих людей немыслима  гражданская и военная история России.

В период правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740гг.). иностранцев не ставили в какие-то особые условия. Ценились только те, кто с самого начала беспрекословно выполнял все приказы новой императрицы и служил ей верой и правдой. Кто же они?

- А.И.Остерман, давно породнившийся с древнейшим боярским родом Стрешневых, был единственным знатоком внешней политики из всего придворного окружения;

- фельдмаршал Б. Х. Миних - один из предков великого Пушкина.

- Братья Рейнгольд и Карл Левенвольде, пришедшие на службу при Петре I.

В постпетровское время, как и при Петре I, немцы продолжали играть очень важную роль в развитии экономики, науки и культуры России. Это можно продемонстрировать на примере Российской Академии Наук, которая тогда именовалась Академией наук и художеств. По национальному составу своих членов она была преимущественно немецкой: из 111 академиков 70 было немецкой национальности. Среди первых Президентов Академии четверо - Л. Блюментрост, Г.фон Кайзерлинг, И.-А. фон Корф и К. фон Бревен – были немцами.

Членом Академии был известный ботаник И. Г. Гмелин (1709-1755 гг.). Он был исследователем Сибири, провел в экспедициях 9,5 лет, исследуя Камчатку. Его перу принадлежат самые точные и систематизированные записи по географии, ботанике и этнографии Сибири.

Подавляющее большинство ученых-иностранцев добросовестно служило становлению отечественных ученых. Именно академики-немцы избрали в 1742 г. М. В. Ломоносова профессором химии, что тогда соответствовало званию академика. Учителями и наставниками Ломоносова были выдающийся физик и философ Х. Вольф, химик и металлург Генкель.

Немало немцев и лиц немецкого происхождения прославились в сфере русской словесности и литературы. К примеру, знаменитый русский писатель Денис Фонвизин – потомок древнего немецкого рода фон Визе, явился создателем первой русской социальной комедии.

Из этого следует, что в ХVIII-ХIХ вв. русско-немецкие связи были настолько тесными во всех областях и сферах государственной, общественной, культурной жизни, что немецкое происхождение считалось вполне нормальным явлением.

 Колонизация русских земель в XVIIIв.

По мере территориального роста, развития и укрепления Российской империи проблема культурного освоения имевшихся в стране огромных пустующих окраинных территорий становилась всё более актуальной.

Попытки практической реализации колонизационных замыслов, предпринятые царицей Анной Ивановной, а затем императрицей Елизаветой Петровной, не удались. И только Екатерина II, пришедшая к власти в июне 1762 г., осуществила многолетний замысел, надеясь со временем умножить благополучие империи.

Ей был издан Манифест о привилегиях от 22 июля 1763 г., который объяснял механизм приезда в Россию и декларировал льготы и привилегии колонистам.

Правом переезда в Россию на льготных условиях спешили пользоваться, в основном, немцы, так как немецких переселенцев подкупили крайне выгодные экономические условия, провозглашаемые манифестом.

Однако после смерти Екатерины II Павел I. подписал указ, запрещавший иностранцам въезд в Российскую империю и с первой четверти XIX века значительные немецкие миграции в Россию практически прекращаются.

II.5 Исследование вклада немецкой нации в развитие российской науки XVII-XIX вв. на примере изучения наследия

Г. Байера, Л. Эйлера и И. Крузенштерна.

I I.5.1. Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738 гг.)

Г. Байер - известный немецкий историк. Будучи профессором Кёнигсбергско-го университета, с1725 г.начал свою деятельность в Академии наук в Москве. Перед ним стояли следующие задачи:

- Воспитание нового поколения российских ученых;

- Ведение научной деятельности в интересах российского государства. Г. Байер

- Будучи одним из основателей Академической гимназии, Байер в 1727 г. принял на себя надзор за ней;

- В 1732 г. Байер разработал академический устав;

- За 12 лет пребывания в России Байер издал 6 книг и более 30 статей на самые разные темы, в их числе: история России, история стран Востока, литература, педагогика и т.д. Он явился одним из основоположников истории как науки в России.

Однако главная заслуга Байера состоит в создании теории происхождения российского государства, так называемой норманской теории, которая явилась отправной точкой для последующего развития русской исторической науки: на ее положениях основывали свои труды такие выдающиеся историки как Н. М. Карамзин, М. П. Погодин и С. М. Соловьёв; на основе нормандской теории базируется большая часть современных учебников истории.

Идеи Байера оказали значительное влияние на таких деятелей российской культуры и науки, как А. Кантемир, А. Л. Шлёцер, Ф. И. Миллер и многих других.

II.5.2. Леонард Эйлер (1707-1783 гг.)

Л . Эйлер - известный немецкий физик и математик. Обладал незаурядной творческой плодовитостью: с 1727 по 1741 гг. Л. Эйлер жил и трудился в Российской империи, издав более 90 крупных научных работ. Несмотря на утрату зрения, создал около 400 статей и 10 книг, что является более чем половиной его творческого наследия.

Круг занятий Эйлера был невероятно широк и охватывал все отделы современной ему математики и механики, теорию упругости, математическую физику, Л. Эйлер

оптику, теорию музыки, теорию машин, баллистику, морскую науку, страховое дело и т.д. Около 60% работ Эйлера относится к математике, остальные 40% – преимущественно к её приложениям.

Свои результаты ученый систематизировал в монографиях, написанных с поразительной ясностью и снабжённых ценными примерами:

- Механика, или Наука о движении, изложенная аналитически, 1736 г.;

- Введение в анализ, 1748 г.;

- Универсальная арифметика, 1768-69 гг.;

Ему принадлежитогромное число открытий.

Значительную часть этих результатов Эйлер собрал в своём «Интегральном исчислении».

Многие известные впоследствии физики и математики, в своих исследованиях опирались на его работы. Его называли учителем математиков второй половины XVIII в.

II.5.3. Иван Фёдорович Крузенштерн (1770-1846гг.)

И.Ф. Крузенштерн - потомок обрусевшего Российский мореплаватель, адмирал, участник многих морских боев и сражений.

Н а кораблях «Надежда»и «Нева» он совершил первую русскую кругосветную экспедицию, длившуюся три года.

С 1811г. определён инспектором классов, а затем директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств совета.

Разработал подробную инструкцию для кругосветной экспедиции, обогатил команду И. Ф. Крузенштерн

необходимыми для экспедиции инструментами, создал «Атлас Южного моря», с приложением гидрографических записок под заглавием «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря», написал Труд «Путешествие вокруг света…на кораблях „Надежда“ и „Нева“», ввел в курсы морского корпуса новые предметы преподавания, обогатил его библиотеки многими учебными пособиями.

Заключение

Изучив историю миграций немецких переселенцев, род их деятельности на территории России, а также государственную политику по отношению к иностранцам, проанализировав вклад немецкой нации в развитие российской науки XVII-XIXвв., мы пришли к полному подтверждению выдвинутой гипотезы.

Действительно, немецкая нация оказала значимое и плодотворное влияние на становление и развитие российской науки в период XVII-XIX вв. А именно:

- Историко-культурные связи России и Германии начинают свой отсчёт с древнейших времён, однако период с XVII по XVIII вв. является ключевым этапом немецких миграций на территорию России;

- Развитие собственной российской научной мысли, начавшееся в XVIII в., обязано своими успехами немецким учёным, приглашённым в Российскую империю в качестве основателей научных школ и педагогов для будущих поколений научных деятелей;

- Ключевые роли в становлении российской науки принадлежат Г. З. Байеру, Л. Эйлеру и А.Ф. Крузенштерну;

- Помимо трёх вышеуказанных учёных, разносторонний вклад в развитие был внесён и многими другими немцами и их потомками, жившими в России, поэтому данная работа может быть рекомендована не только для использования в учебной деятельности, но может служить для современной молодежи началом большого исследовательского труда, раскрывающего глубокий смысл позитивных взаимоотношений и вклад одного государства в развитие другого.

данная работа может служить для современной молодежи основой познаний в этой области и началом большого исследовательского труда, раскрывающего глубокий смысл позитивных взаимоотношений двух государств.

Список используемой литературы

1. Бобылёва С. И. «Система образования немецких колоний начала ХХ в.

и «ликвидационные» законы» (на материалах южных губерний России)

// Немцы России и СССР: 1901-1941. – М.: Готика, 2000.

2. Герман А.А., Иларионова Т.С., Плеве И.Р. История немцев России: учебное пособие. – М.: МСНК-пресс, 2005.

3. Ивашинцев Н. А., «Обозрение русских кругосветных путешествий» (СПб., 1850)

4. Нозиков Н.Н. "Русские кругосветные мореплаватели" Государственное Военно-Морское Издательство НКВМФ 1941 Ленинград стр.17-102.

5. Пасецкий В. М. «Иван Фёдорович Крузенштерн (1770—1846) «/ Отв. ред. академик А. П. Окладников; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1974. — 176 с. — (Научно-биографическая серия). — 29 000 экз.

6. Пыпин А. Н. , «История русской этнографии» (т. IV)

7. Riasanowsky, N. «The Norman Theory of the Origin of the Russian State «// Russian Review, Vol. 7, No. 1 (Autumn, 1947), pp. 96-110.

8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. / Перевод с нем. и доп. О. Н. Трубачева; под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. – 2-е изд., стер. – М.: Прогресс, 1986.

9. Чуковский, Н. К. «Капитан Крузенштерн» М., Русское слово, 2008

10. Юшкевич А.П., «История математики с древнейших времен до начала XIX столетия» / А.П. Юшкевич.- М.: Наука, 1972. – 496.

Интернет – ресурсы:

1. https:nsportal.ru›Алые паруса›…vklad-nemetskoy-natsii-v

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Байер,Готлиб Зигфрид

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эйлер, Леонард

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Крузенштерн Иван Фёдорович

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Беллинсгаузен,_Фаддей_Фаддеевич

6. http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/65220

Приложение 1

Анкета

Выберите один из предложенных вариантов ответа:

1. Какое влияние оказывали немцы на ход истории России:

а. никакое; б. положительное и отрицательное; в. отрицательное;

г. положительное;

2. Какой период в истории явился наиболее активным процессом миграций

немцев в Россию:

а. X-XVвв.; б. XVII-XIXвв.; в. XXв. г. никакой

3. Кто из правителей Руси проявлял наибольшую активность для привлече-

ния иностранных специалистов в деле модернизации российского

общества XVII-XIXвв.:

а. Екатерина II; б. Павел I; в. Петр I; г. Александр I

4. В какой сфере государевой службы Петра I деятельность немцев проявля-

лась наиболее ярко:

а. военная служба; б. наука; в. денежная реформа; г. медицина

5.Каких известных немецких ученых, изобретателей, исследователей,

творивших на благо России XVII-XIXвв, вы знаете:

а. И. Ньютон; б. И. Крузенштерн; в. Г. Фаренгейт; в. М. Ломоносов

6. Кто эти люди (соотнесите цифру с буквой):

1. Готлиб Байер - б а. Немецкий мореплаватель

2. Леонард Эйлер - в б. Немецкий историк

3. И. Крузенштерн - а в. Немецкий математик

Приложение2

История появления немцев в России

Век

Правитель на Руси

Отношения, занятия, контакты немцев

X

Ольга,

Святослав,

Владимир

- Миссионерская деятельность германских

монахов;

- участие германской церкви в мирных

переговорах с кочевниками;

- русско- германские браки

XV-XVI

Иван (Грозный)

- горное дело;

- военное дело;

- торговля немецких купцов

XVII

Борис Годунов

- мукомольное дело;

- ремесла

Приложение 3

Занятия немцев в России XVII века

имя

занятие

Ганс Фальк

Кункель

Мартин

Балтус

- Литейщик. один из основателей стекольного

завода;

- стекольных дел мастера

Кинеманы (отец и сын)

Оружейники (роспись золотом по металлу)

Даниель Вухтарс

Иеронимус Елина

Петер Энгельс

- Живописцы – художники царских покоев

Андреас

Энгельгард и Блюментрост

- Придворные доктора, медики;

Гутенменш

Основатель государственной аптеки Москвы

Приложение 4

Ученые-немцы
в деле переустройства русской державы

имя

заслуга

  1. А.А.Вейде майор

Автор первого «Воинского Устава» армии;

  1. А.И. Остерман

Знаток внешней политики

  1. Б.Х.Миних

Фельдмаршал, предок А.С.Пушкина

  1. Христиан Вольф

Физик, философ, наставник

М. Ломоносова

  1. Генкель

Химик, металлург, наставник

М. Ломоносова

6. К.фон Бревен,

И.А. фон Копф,

Л.Л. Блюментрост,

Г.К. Кайзерлинг

Ученые - академики.

Первые Президенты Российской Академии Наук

7. Готлиб Зигфрид Байер

Историк, создатель теории происхождения российского государства (нормандской теории).

8. Леонард Эйлер

Физик и математик, академик Российской Академии Наук

9. Иван Крузенштерн

Российский мореплаватель, адмирал.

10. Д. Фонвизин (фон Визе)

Писатель, создатель русской сатиры и комедии

Просмотров работы: 55