Лексико-семантические характеристики прилагательных английского языка с суффиксами –ic/-ical

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лексико-семантические характеристики прилагательных английского языка с суффиксами –ic/-ical

Чистякова М.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ишима" г.
Наздеркина Л.Ю. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ишима" г.
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Каждая из частей речи в языке выполняет определенную функцию и из них, как из маленьких кирпичиков, складывается вся структура грамматики английского языка. Без знания характеристик и основных особенностей прилагательного очень сложно правильно построить высказывание, то есть вступить в межкультурную коммуникацию, которая является одной из целей изучения иностранного языка.

Вопрос о прилагательном, которая является одной из самостоятельных частей речи и критериях, по которым их выделяют, затрагивался неоднократно, как много лет назад, так и в наши дни, такими учеными как Харитончик З. А., Скитина Н.А., Виноградова С.А.. и некоторыми другими. Перечисленные исследователи внесли огромный вклад в изучение английского прилагательного, однако по-прежнему проблема является актуальной, так как ученые до сих пор не могут прийти к однозначному решению по поводу, например, этимологического происхождения некоторых прилагательных или их качественно-относительных категорий. Таким образом, мы считаем, что прилагательное по сей день остается достаточно интересным пластом лексики, который еще недостаточно полно и системно изучен.

В данной работе мы рассматривали прилагательные с суффиксами –ic и -ical, полученные в ходе сплошной выборки из двух учебников для общеобразовательных школ, предназначенных для изучения английского языка учащимися 8 класса. Мы обратили внимание на частотность употребления прилагательных с исследуемыми суффиксами, то есть пытались выяснить, какой из двух суффиксов чаще употребляется в английском языке, а следовательно, и обладает большей способностью образовывать прилагательные от исходного слова. Далее, мы попытались выяснить, могут ли от одного и того же существительного образовываться прилагательные при помощи обоих суффиксов и имеют ли эти прилагательные аналогичные значения, то есть являются синонимами или же их значения существенно разнятся. Мы исследовали тематическую принадлежность исследуемых прилагательных, то есть пытались установить к каким именно речевых ситуациях мы можем их встретить. В работе уделено внимание категории качественности или относительности прилагательных с суффиксами –ic и –ical на основе их сочетаемости с интенсификаторами - языковыми средствами, служащими для усиления высказывания или его части (very, extremely, highly и другие) и способности образовывать степени сравнения. Практическая значимость работы заключается в том, что выявление общих черт и характеристик прилагательных с суффиксами -ic и -ical позволит более правильно употреблять их в устной речи, на письме и при работе с переводами, то есть правильно подбирать при выполнении различного рода упражнений на словообразование.

Теоретическая значимость: работа углубляет лингвистические представления об английском прилагательном, выявляет специфику черт и характеристик исследуемой группы слов.

Объектом исследования данной работы являются прилагательные с суффиксами –ic/-ical в английском языке.

В качестве предмета выступают лексико-семантические особенности английских прилагательных с суффиксами –ic и –ical, их значение, происхождение и особенности употребления.

Цель исследования – комплексное описание прилагательных с суффиксами –ic/-ical на примере взятых из учебников для 8 класса с точки зрения различных аспектов, их анализ, семантические характеристики, описание признаков и особенностей.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- выявить какой из двух исследуемых суффиксов является более продуктивным, то есть более часто образует слово, а следовательно, и чаще употребляется;

- выяснить, могут ли от одного и того же корня (корневой морфемы) образовываться прилагательные при помощи обоих суффиксов и есть ли разница в их значении или же они являются синонимами;

- разделить прилагательные с суффиксами –ic и –ical по тематическим группам, то есть разделить их согласно сферам употребления;

- выявить признаки качественности или относительности прилагательных с суффиксами –ic и –ical.

Материалом для исследования послужили словарные единицы, полученные в результате сплошного выбора из учебников по английскому языку «Английский в фокусе» автор Ваулина Ю.Е. и «Английский язык» автор Кузовлев В.П., предназначенных для учащихся 8 класса общеобразовательных школ.

Для эффективной реализации поставленных задач необходимо использование следующих лингвистических методов:

- поиск

- анализ

- обобщение

- классификация.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что

- суффикс –ic употребляется в английском языке чаще, чем –ical, то есть при его помощи прилагательное образуется чаще, а следовательно, и продуктивность у него выше, чем у второго суффикса;

- прилагательные, образованные от одной и той же корневой морфемы (корня) при помощи двух суффиксов часто имеют схожее значение, то есть являются синонимами, но иногда значение прилагательных разнится;

- прилагательные с суффиксами –ic и –ical относятся к сферам науки и искусства;

- прилагательные с суффиксами –ic и –ical являются относительными, но могут приобретать признаки качественных прилагательных.

В работе использовался опыт таких исследователей как Лим Чан Ян, а именно магистерская диссертация на тему «Лексико-семантический анализ английских прилагательных с суффиксами –ic/-ical», в которой автор подробно рассмотрел разницу и сходство в лексическом значении прилагательных, образованных при помощи данных суффиксов; диссертация Виноградовой Светланы Аюповны «Семантика относительного прилагательного (на материале относительных прилагательных)», в которой она рассмотрела категорию относительности английских прилагательных и ее признаки; работа Ахияровой Альфии Гусмановны «Относительые прилагательные в истории английского языка (когнитивный и деривационный аспекты», в которой автор также поднимала вопрос о категории качественности и относительности прилагательных.

2. Основная часть

Глава 1. Основное содержание.

Словарь Оксфордского английского языка дает нам следующее определение прилагательного: «adjectivea word that describes a noun or adds to its meaning» [Словарь оксфордского английского языка = Oxford Primary Dictionary/ Р. Аллен. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – VI, 568, [2] с.] , то есть прилагательное – это слово, которое описывает существительное и дополняет его значение. Прилагательное – одна из основных частей речи, обозначающая признак предмета. Употребляется прилагательное с существительным с целью описать или уточнить какое-либо свойство, признак, особенность предмета, о котором идет речь. Прилагательное в английском языке отвечают на вопросы «какой?» и «который?» (What? Which?) [ lim-english.com] и не имеют кратких форм. Исходя из механизма, согласно которому прилагательные образованы, их можно разделить на три большие группы: простые (состоят только из основы и не имеют суффикса, приставки), производные (образованы при помощи аффиксации – то есть добавления к основе суффикса или приставки) и сложные или составные (образованы путем сложения двух и более основ).

Одной из особенностей, характерных для этой части речи в английском языке, является отсутствие таких грамматических категорий как род, число и падеж. По значению и характеристике признака, которые описывают прилагательные, они подразделяются на качественные и относительные [6, С.-4] Только качественные прилагательные могут образовывать степени сравнения (Absolute Degree, Comparative Degree, Superlative Degree)и сочетаться с интенсификаторами [skysmart.ru].

Прилагательные с суффиксами –ic/-ical относятся к группе производных, так как образованы они при помощи суффиксации, то есть путем добавления суффикса к корневой морфеме (к корню). Словарь Оксфордского английского языка дает нам следующее определение суффикса: «suffixa word or syllable joined to the end of the word to change or add to its meaning» [Словарь оксфордского английского языка = Oxford Primary Dictionary/ Р. Аллен. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – VI, 568, [2] с.], то есть суффикс – слово или слог, присоединенные к концу слова, чтобы изменить или добавить к его значению. Взяв за основу часть речи, к которой принадлежит исходное слово, З.А. Харитончик относит суффиксы –ic и –ical к так называемым отсубстантивным, то есть исходным словом английского языка является существительное (от лат.substantivus – существительный). Суффиксы –ic/-ical образуют прилагательные, имеющие значения: «характеризующийся или относящийся к». В Вебстерском и Оксфордском словарях определено значение прилагательных с суффиксом –ic «как имеющий качества, свойственные существительному, от которого оно образовано», то есть значение прилагательного с –ic тесно связано со значением исходного слова[6, С.-74] . Прилагательные же с –ical имеют более общий смысл, «касающийся, связанный с, относящийся к» [6, С.41-42]. Разница между ними в том , что суффикс -ical более разговорный, то есть чаще используется в обыденной речи, а суффикс –ic - более научный, несущий именно специальную (важную) характеристику. Кроме того, прилагательные на –ic имеют положительную окраску, а на –ical менее выраженную, а иногда и явно отрицательную.

Глава 2. Использование результатов.

2.1 Анализ частотности употребления прилагательных с суффиксами –ic и –ical.

Отбор необходимого материала производился методом сплошной выборки из текстов и упражнений учебников английского языка для учащихся 8 класса «English» Кузовлев и др. и «Английский в фокусе» Ю. Е. Ваулина и др.

Всего в ходе анализа учебников было отобрано всего 27 прилагательных: 18 прилагательных с суффиксом –ic, 7 с –ical и 1 пара прилагательных с –ic/-ical.

Приложение 1

Количественный анализ прилагательных показал, что прилагательных с -ic их почти в 2,8 раза больше, чем cical. Таким образом, можно сделать вывод, что частотность употребления суффикса –ic в английском языке выше, чем у суффикса –ical, что говорит нам о более высокой продуктивности первого суффикса, под которой понимается, по словам Г. Шультника, неосознанная возможность образовывать новые словоформы [Скитина Н.А.. Продуктивность ряда английских суффиксов в письменном педагогическом дискурсе. Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика.2015 №4. С.-156]

2.2. Анализ лексического значения прилагательных с суффиксами –ic/-ical

Проанализировав источники, мы предположили, что в отдельных случаях прилагательные с суффиксами –ic и -ical имеют одинаковое значение, то есть являются полными синонимами, могут быть взаимозаменяемыми, а в некоторых имеется существенная разница в их лексическом значении. Это может зависеть от стиля речи, в котором они употребляются или территории употребления.

Приложение 2

Всего прилагательных с «-ic»

Из них имеют синоним с «-ical»

Всего прилагательных с «-ical»

Из них имеют синоним с «-ic»

18

14

7

5

Проанализировав нашу группу прилагательных, мы установили, что большая часть прилагательных с суффиксами -ic и –ical имеют «семантического собрата». То есть от одной и той же корневой морфемы образуется пара прилагательных со схожим (синонимичным) значением, но при помощи различных суффиксов. Например, astronomic/astronomical, fantastic/fantastical, enthusiastic/enthusiastical, alphabetic/alphabetical, geographic/geographical. Однако, хотя и прилагательные являются синонимами, разница в их употреблении может заключаться как в используемом стиле речи, так и в территории на которой они употребляются. Например, astronomical, fantastical употребляется чаще в разговорной речи, нежели в научном и публицистическом стилях речи, что еще раз доказывает, что суффикс –ical несет окраску более разговорного. Geographic и geographical – синонимы, но первое характерно для употребления в американском английском, в то время как второе чаще употребляется на территории Европы.

Есть и примеры, когда возможен только один вариант. Можно увидеть, что прилагательные, образованные от названий географических мест, национальностей и языков не имеют формы с –ical. То есть у Celtic, Olympic, Gaelic форм с суффиксом –ical в словаре нет.

В ходе анализа прилагательных из учебников была найдена всего одна пара прилагательных со схожей семантикой, которые при внешнем сходстве имеют разное значение:

historic/historical.

Historic – исторический, имеющий историческое значение, знаменитый (связанный с исторически важными событиями):

Collect information about other monuments/historic buildings which are in danger [Ваулина Ю. Е. Spotlight 8.M. – П.,с.103]. - Соберите информацию о других исторических памятниках/исторических зданиях, которые находятся в опасности.

Historic buildings – исторические здания (связанные с исторически важными событиями).

Historical – относящийся к прошлому, исторически установленный, описывающий исторические события или реально существовавший:

The Great Sphinx of Giza is one of the most fascinating historical monuments of all and a national symbol of ancient and modern Egypt. – Великий Сфинкс в Гизе является самым привлекательным из всех исторических памятников и национальным символом Древнего и современного Египта. [Ваулина Ю.Е. Spotlight 8. М. – П., с.102]

Historical monument – исторический памятник (памятник, относящийся к прошлому).

Аналогичным образом ситуация обстоит с прилагательными classic/classical, graphic/graphical. Между лексическими значениями пар этих прилагательных также есть разница, которая описана в таблице (Приложение 2).

2.3. Признаки качественности и относительности прилагательных с суффиксами –ic/-ical

Согласно нашей гипотезе прилагательные с суффиксами –ic и –ical являются относительными: «Все суффиксальные прилагательные являются относительными: они все мотивированы понятиями о предметах…» [Ахиярова А. Г. Относительные прилагательные в истории английского языка (когнитивный и деривационный аспекты. Санкт-Петербург, 2010], то есть для них не свойственно образование степеней сравнения и сочетаемость с интенсификаторами. Однако проведенный нами анализ свидетельствует об обратном.

Приложение 3

Всего лексических единиц

Из них могут сочетаться с интенсификаторами

Из них могут образовывать степени сравнения

27

10

10

Таким образом, мы видим, что некоторые из прилагательных могут образовывать степени сравнения и сочетаться с интенсификаторами. Это прилагательные – не научные термины, а прилагательные, которые характеризуют определенные качества личности или предмета, «носители мнения об объекте, его оценке» [Виноградова С.А..Семантика английского прилагательного (на материале относительных прилагательных). Мурманск:МАГУ, 2017]. Это говорит нам о том, что эти прилагательные являются скорее качественными, чем относительными, то есть у них появляются признаки окачествления. На это явление обратила внимание С.А. Виноградова, отмечая, что «предметная основа относительного прилагательного не препятствует образованию степеней сравнения, если отношение к предмету забывается, а на первый план в сознании выступает значение качества» [3, С. 182]. Таким образом, если рассмотреть прилагательное «majestic», то здесь речь идет не о принадлежности к монарху, а речь идет именно о качестве – «величественный». В случае с «realistic» имеется в виду не принадлежность к реальности, а способность объективно воспринимать внешнюю действительность. «Fantastic» – не относящийся к фантастике, а очень хороший, тот, что очень нравится. «Enthusiastic» – не относящийся к энтузиазму, а имеющий качества энтузиазма, то есть - наполненный энтузиазмом. Из всего можно сделать вывод, что постепенно некоторые относительные прилагательные могут приобретать значения, где они перестают указывать на характеристики предмета, относится к предмета, а начинают описывать его признак или качество. Это говорит о том, что относительные прилагательные могут переходить из категории относительных в категорию качественных в зависимости от контекста.

2.4. Тематическая группировка прилагательных с суффиксами –ic и –ical

Одной из задач нашей работы было разделить исследуемые прилагательные согласно тематическим группам, то есть выяснить, к каким сферам жизни они относятся.

Тематическая группа

Наука

Политика

Литература

Искусство

Социальные отношения

Количество

8

2

7

8

2

Процент

29%

8%

26%

29%

8%

Анализ показал, что наибольшая часть прилагательных относится к сферам науки, искусства и литературы. В тематическую группу научных терминов входят прилагательные, относящиеся к сфере естественных наук, технических и гуманитарных (automatic, astronomic, electronic, aquatic, alphabetical, typical, historical). К группе «политика» отнесены термины, относящиеся к сфере управления государством (democratic, patriotic). В третью группу входят прилагательные, встречающиеся в различного рода литературных произведениях, характеризующие качества личности или предмета (majestic, unrealistic, fantastic,enthusiastic, pessimistic chronological, autobiographical). Достаточно презентативна и группа «Искусство». Сюда можно отнести прилагательные, относящиеся к области изобразительного и театрального искусства, например, eccentric, graphic, neoclassical, classical, romantic. Сюда же я отнесла прилагательные из области спорта: Olympic и athletic (спорт – тоже, своего рода, искусство). К тематической группе «Социальные отношения» нами были отнесены прилагательные, произошедшие от названий социальных групп: Celtic, Gaelic.

Приложение 4

Считаю необходимым отметить, что в отдельных случаях разделение на тематические группы может быть условным, так как одно и то же прилагательное можно отнести к различным тематическим группам. Например, «graphic» может быть употреблено как по отношению к искусству, так и для описания определенных технологических процессов. «Classical» можно отнести как к сфере искусства, так и к литературной лексике. Но, в нашем случае, важнее именно наличие группы и отнесение к ней прилагательного, чем количественный состав.

Заключение.

Частотность употребления суффикса «-ic» в английском языке выше, чем суффикса «-ical», то есть способность первого суффикса образовывать слова от существительных (продуктивность) выше, чем у второго.

Прилагательные, образованные от одной и той же корневой морфемы при помощи данных суффиксов часто имеют схожее значение, то есть являются синонимами, но есть случаи, когда их лексические значения имеют существенные различия. Кроме того, в некоторых случаях, только одно из пары прилагательных может быть широко распространено на той или иной территории или быть характерным для определенного стиля речи.

Прилагательные с суффиксами «-ic» и «-ical» относятся к сферам науки, искусства, политики и социальных отношений, то есть встретить мы их можем чаще, когда речь идет более о данных сферах жизни человека, нежели в бытовом общении.

Прилагательные с суффиксами «-ic» и «-cal» являются относительными, но иногда могут приобретать черты качественности в зависимости от контекста.

Список литературы:

  1. Ахиярова А. Г. Относительные прилагательные в истории английского языка (когнитивный и деривационный аспекты). Санкт-Петербург.2010.

  2. Ваулина Ю. Е., Д. Дудли, О. Е. Подоляко, В. Эванс. Spotlight 8. M. - П., 2021.

  3. Виноградова С. А. Семантика английского прилагательного (на материале относительных прилагательных). – Мурманск: МАГУ, 2017.

  4. Жигадло В.Н., Иванова И.П., Иофик Л.Л Современный английский язык. Теоретический курс грамматики. М: Изд-во лит. на иностр. яз, 1956.

  5. Кузовлев В. П., Костина В. П., Лапа Н.М. Английский язык 8. М. – П. 2021.

  6. Лим Чан Ян. Лексико-семантический анализ английских прилагательных с суффиксами –ic/-ical. Магистерская диссертация. С.- Петербург, 2016.

  7. Скитина Н.А.. Продуктивность ряда английских суффиксов в письменном педагогическом дискурсе. Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2015 №4.

  8. Харитончик З.А. Имя прилагательное: проблемы классификации. – Теория грамматики: лексико-грамматические классы и разряды слов. М., 1990.

5.Список словарей:

  1. Англо-русский, русско-английский словарь. – М.: «Альбион», 1995.

  2. Новейший англо-русский, русско-английский словарь. – К.: Издательство «Арий», М.: ИКТЦ «Лада», 2008.

  3. Словарь оксфордского английского языка = Oxford Primary Dictionary/ Р. Аллен. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – VI, 568, [2] с.

6.Интернет-ресурсы:

  1. lim-english.com

  2. skysmart.ru

  3. wikidiff.com

  4. translate.academic.ru

  5. Большой англо-русский словарь https://вокабула.рф

  6. slovar-vocab.com

7.Приложения:

Приложение 1

 

-ic

-ical

-ic/-ical

1

automatic

typical

historic/historical

2

majestic

cronological

 

3

astronomic

neoclassical

 

4

Celtic

autobiographical

 

5

unrealistic

classical

 

6

fantastic

alphabetical

 

7

еnthusiastic

geographical

 

8

pessimistic

   

9

electronic

   

10

optimistic

   

11

aquatic

   

12

athletic

   

13

democratic

   

14

eccentric

   

15

Olimpic

   

16

patriotic

   

17

romantic

   

18

Gaelic

   

Приложение 2

ic

ical

Примечание

automatic

automatical

Синонимы

majestic

majestical

Синонимы, majestical – разговорный вариант

astronomic

astronomical

Синонимы, astronomical – разговорный вариант

Celtic

-

 

unrealistic

unrealistical

Синоним, unrealistical – разговорный вариант

fantastic

fantastical

Синонимы, fantastical– разговорный вариант

graphic

graphical

Синонимы, graphic – прямо относящийся к процессу рисования

Graphical - характеризующий визуальный эффект от увиденного, то есть «графичный»

graphical sketch – графичный набросок

еnthusiastic-

enthusiastical

Синонимы полные, взаимозаменяемые

pessimistic

pessimistical

Синонимы полные (распространено первое)

electronic

electronical

Синонимы, electronical употребляется редко

optimistic

optimistical

Синонимы полные (распространено первое)

aquatic

-

 

athletic-

athletical

Синонимы полные, взаимозаменяемые

democratic

demicratical

Синонимы

eccentric

eccentrical

Синонимы

Olympic

-

 

patriotic

patriotical

Синонимы

romantic

romantical

Синонимы

Gaelic

-

 

typic

typical

Синонимы, typic употребляется редко

-

chronological

 

-

autobiographical

 

classic

classical

Classic- классический, всемирно известный, знаменитый; относящийся к традиционному, узнаваемому стилю; типичный:

Aclassicnovel – классический роман

Aclassiccar – классическая модель автомобиля

A classic symptoms of disease – типичныесимптомызаболевания.

Classical – классический, античный, относящийся к культуре Древней Греции, Древнего Рима:

Classicalliterature – античная литература

Theclassicalhouse – дом в классическом стиле

Classicalballet – классический балет

Classicalmusic – классическая музыка

neoclassic

neoclassical

То же самое значение, что у classic/classical, но с приставкой neo (новый)

alphabetic

alphabetical

Синонимы полные, взаимозаменяемые (alphabetical наиболее часто употребляемо)

geographic

geographical

geographic наиболее часто употребляется в американском английском, в то время как geographical на территории Европы

Приложение 3

Прилагательное английского языка

Степени сравнения

Сочетаемость с интенсификатором

automatic

нет

нет

majestic

Да

His figure looked no less majestic.

It was the most majestic place in the world.

да

His speech was especially majestic.

astronomic

нет

нет

Celtic

нет

нет

unrealistic

да

His demands were getting more and more unrealistic.

Grace`s the most unrealistic dream was to be on the Moon.

да

Some parents have totally unrealistic expectations of teachers.

fantastic

да

It was even more fantastic then last time/We saw the most fantastic car in the world

да

His dream was absolutely fantastic.

graphic

нет

нет

enthusiastic

да

The younger was more enthusiastic.

with the most enthusiastic spirit…

да

I am not very enthusiastic about seeing him.

pessimistic

да

You are more pessimistic than ever.

She is the most pessimistic person!

Да

That is awfully pessimistic.

electronic

нет

нет

optimistic

Да

He was the most optimistic person I have ever met.

да

You are too optimistic!

aquatic

нет

нет

athletic

нет

нет

democratic

нет

нет

eccentric

да

His behavior was even more eccentric.

Rose was the most eccentric woman I have ever met.

да

He was kind but very eccentric.

Olympic

нет

нет

patriotic

да

The fact that they criticize the government may show that they are less patriotic.

да

He was very patriotic.

romantic

да

His letter was the most romantic I have ever got in my life.

да

The song was very romantic.

Gaelic

нет

нет

typical

да

He declared the speech in his most typical manner.

да

It was very typical for him.

chronological

нет

нет

neoclassical

нет

нет

autobiographical

нет

нет

classical

нет

нет

alphabetical

нет

нет

geographical

нет

нет

historic

нет

нет

historical

нет

нет

Приложение 4

Просмотров работы: 94