Искусство оживления. Создание анимационного мультфильма «История герба России» в технике stop-motion (стоп-моушен)

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Искусство оживления. Создание анимационного мультфильма «История герба России» в технике stop-motion (стоп-моушен)

Милюхин Г.В. 1
1МАОУ СОШ № 197 г. Екатеринбург
Асабова О.С. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 197 г. Екатеринбург
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В своей исследовательской работе я рассматриваю самую старую технику эффектов в кино и на телевидении. Эта техника называется stop-motion (стоп-моушен) или покадровая предметная анимация. 

Первый stop-motion (стоп-моушен) появился даже раньше, чем кино. Сегодня эта техника почти полностью перешла на короткометражный формат, то есть с ее помощью создается реклама, музыкальные видеоклипы, мультфильмы, фильмы. Это один из стилей анимации, когда фотокадры соединяются в видеоряд. Все что требуется – фантазия, терпение и некоторые нехитрые знания. Для сценария можно использовать готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей) или придумать свой. Это шанс компенсировать неумение рисовать и работать с программами по созданию компьютерной анимации.К тому же развивается: фантазия, наблюдательность, интерес к окружающему миру, речь, артистизм, моторика, навыки работы с разными материалами (пластилин, бумага), навыки работы с гаджетами и различными программами, умение доводить до конца задуманное.

Цель моей проектной работы: создать анимационный мультфильм о государственном символе России в технике stop-motion.

Задачи:

1. Дать определение stop-motion (стоп-моушен).

2.Узнать историю создания данной техники и как она классифицируется.

3. Изучить и разобраться в способах создания stop-motion анимации.

4. Разобраться в том, как создать свой stop-motion (стоп-моушен).

5. Создать учебный мультипликационный фильм в рассматриваемой технике.

 Гипотеза. Если раскрыть секреты техники stop-motion (стоп-моушен), то даже ученик начальной школы сможет сам создавать свои учебные, обучающие, познавательные или развлекательные мультфильмы и фильмы. 

Ссылка на анимационный мультфильм «История герба России» https://disk.yandex.ru/i/o8VjPKH1QvpSWA

  1. Теоретическая часть

1.1. Что такое stop-motion (стоп-моушен) анимация

Стоп-моушен – это покадровая съемка сцен, с минимальными изменениями в каждом кадре, объединенные монтажом, благодаря которому создается иллюзия того, что предметы двигаются самостоятельно. В сюжете могут использоваться объемные или плоские фигуры и предметы, фотографии и др.

Данная техника является актуальным направлением видео-арта и одна из основных принципов анимации. В переводе с английского stop-motion (стоп-моушен) – это«остановка движения». То есть, последовательное соединение отдельных кадров в единый видеоряд. Используется при создании рекламы, пластилиновой и кукольной анимации, музыкальных клипов и видеоарта.

Началось все с того, что в 1877 году Эмиль Рейно изобрел праксиноскоп (рис 1. прил.1). Это был прибор с множеством картинок и вращающимся зеркальным барабаном. Барабан вращался – картинки оживали.

Еще один важный момент в истории стоп-моушена случился, когда аниматоры начали использовать пластилин для создания своих персонажей. Пластилиновая анимация существовала и раньше, однако активно к ней прибегать мультипликаторы начали лишь в 50-ых годах. Известные пластилиновые мультфильмы СССР я представил в приложении (рис. 2. прил. 1, рис.1. прил. 2).

1.2.    Анимация и её классификация

Термин «анимация» является синонимом «мультипликации», употребляющийся исключительно в русском кинематографе. В переводе с французского «аnimаtion» означает «оживление», «одушевление». 

В 1936 г. - по приказу Иосифа Сталина была создана легендарная мультипликационная студия нашей страны «Союзмультфильм». При создании всех мультфильмов использовался один способ – покадровая съемка. Представьте себе, какой это трудоемкий процесс: если мультфильм идет всего десять минут со скоростью 24 кадра в секунду, то для него нужно снять более 14 тысяч кадров – а значит, нарисовать более 14 тысяч рисунков. Это большой и кропотливый труд.

Одному художнику, конечно, трудно справиться с такой огромной работой. Поэтому в работе над мультфильмом принимает участие большая группа художников и люди других специальностей (рис. 1. прил. 3).

Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков. Далее все это передается режиссеру-мультипликатору, который распределяет сцены между художниками-мультипликаторами. Каждый из них отвечает за основные положения персонажей в сцене. Промежуточные эпизоды дорисовывают младшие мультипликаторы. Другие художники готовят фон, на котором разворачивается действие. Контурные рисунки передаются для окраски, переносятся на прозрачный пластик и обводятся пером или тушью. В том случае, если используется цвет, он наносится на обратную сторону пластинок.

Затем оператор покадрово фотографирует рисунки при помощи фотоаппарата. Актёры озвучивают персонажей фильма. Наконец, звукорежиссёр синхронизирует звук с изображением.

Но в настоящее время для создания мультфильмов уже используют компьютер.

Классификация анимации на сегодняшний день достаточно велика. Разделяют её в зависимости от способов создания, цели создания, продолжительности и др. Я представил эти характеристики в таблице (табл. 1. прил. 2). Основной является классификация по способам создания, т.е. в сюжете могут использоваться объемные или плоские фигуры и предметы, фотографии, краски, куклы, сыпучие предметы, пластилин, люди и др. Существует восемь таких способов создания мультипликации. Рассмотрим их далее.

    1. Способы создания stop-motion анимации

1. Пластилиновая анимация – это уникальная техника создания мультфильмов с помощью фигурок, сделанных из пластилина. Она включает в создание персонажей и (зачастую) окружающего их фона (рис. 2. прил. 1).

2. Кукольная анимация. Она очень похожа на пластилиновую, за исключением того, что фигурки уже полностью сделаны и не меняются во время съемок (рис. 1. прил. 4).

3. Вырезанная анимация – это техника производства мультфильмов с использованием плоских персонажей, бутафории и фонов, вырезанных из различных материалов (картона, фотографий и т.д.) (рис. 2. прил. 4).

4. Pixilation – это одна из самых непростых анимационных техник. Она представляет собой живых актеров, меняющих свое положение для каждого нового кадра (рис. 5., прил. 4).

5. Предметная анимация включает в себя анимированное движение ненарисованных объектов: игрушек, конструктора и т.д. (рис. 3., прил. 4).

 6. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Масляная анимация. Самая медленная по производству техника анимации из всех. Аниматор вырисовывает кадр художественным маслом на стекле специального стола, который называется «анимационный станок». Станок обычно имеет 2-3 стеклянных слоя. На самом нижнем может быть нарисован фон, на среднем предметы, а на верхнем – персонажи (рис. 7., прил. 4).

7. Перекладная анимация. Так же используется «станок». На стекле размещают плоских марионеток, вырезанных из бумаги или картона (рис. 6., прил. 4).

8. Сыпучая анимация. В этой технике используют сыпучие вещества. Они могут быть какими угодно, лишь бы из них можно было удобно кисточкой как бы вырисовывать на стекле: молотый кофе, песок, сахар, крупы, бисер и т п. (рис. 4., прил. 4).

2. Практическая часть.

Создание анимационного мультфильма «История герба России»

При создании своего анимационного мультфильма первым шагом является поиск темы, идеи и персонажей.

На одном из уроков «Разговоры о важном», проводимом нашим учителем по понедельникам, я узнал, что герб – это отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Тогда я задумался: «Почему в нашей стране именно такой герб с красивым двуглавым орлом?».

Я горжусь своей страной, в которой есть замечательная история герба, поэтому решил снять о нём короткометражный мультфильм, который будет учебным и познавательным. Его можно использовать в школе на урочных, внеурочных занятиях «Разговоры о важном», тематических классных часах.

Использовал я литературу и журналы из библиотеки, интернет-библиотеки, а также информацию с официальных сайтов РФ.

Шаг 2. Необходимо продумать сюжет, а по нему написать сценарий, в нём пронумеровать сцены и описать основные действия персонажей. Это нужно для того, чтобы прейти к шагу 3 и сделать раскадровку по каждой пронумерованной сцене. Раскадровка - это рассказ сюжета в картинках, своего рода комикс, но без текста.  В раскадровке сцены разбивается на отдельные кирпичики, из которых складывается сюжет.

В моей раскадровке 8 сцен, каждая сцена включает разное количество кадров.

Когда я снимал свой мультфильм, то понял, что раскадровку необходимо держать рядом, чтобы было визуальное видение будущего мультфильма и, чтобы не забыть включить в сюжет какую-либо сцену. Такую ошибку я совершил, из-за чего переснимал мультфильм.

Пример своей раскадровки я представил в приложении (рис. 2б., прил. 3).

Шаг 4. Приступаем к подготовке объектов съемки, аппаратуры и инвентаря.

Я решил делать вырезанную анимацию, потому что мультфильма по моей теме в данной технике нет в Internet. Я заранее нарисовал свои объекты и персонажи, раскрасил их и вырезал. Из аппаратуры мне понадобился телефон с камерой. Обязателен штатив, чтобы снимки получались с одного ракурса и без смещения. В качестве фона я использовал белый лист бумаги.

Шаг 5. Создание кадров. Я фотографировал покадрово каждый предмет, смещая его на 3-4 мм. В итоге у меня получилось 324 кадра. Пример кадров своего мультфильма я представил в приложении (прил.6).

Количество кадров напрямую влияет на результат. Чем больше кадров в секунду содержит видео, тем более плавными выглядят передвижения предмета.

Шаг 6. Монтаж. Для видеомонтажа можно скачать и использовать любое удобное приложение. Я расскажу, как работать в приложении для создания и редактирования видео inShot (прил.7). Это приложение очень легкое в управлении, его можно установить на компьютер или телефон, оно бесплатное, не требует специальных умений и включает много полезных инструментов

  1. Откройте inShot -Видеоредактор. В открывшемся окне нажмите кнопку внизу экрана «видео», затем «новый», вверху экрана - вкладку «фото» и добавьте нужные вам фотографии.

  2. По необходимости удалите или поверните какие-то снимки, нажав сначала внизу экрана на само фото, а потом на кнопки «обрезать, поворот, замена и др.», «удалить».

  3. Задайте время длительности кадра в поле «Время» внизу экрана. Для получения качественной иллюзии видео необходима длительность кадра – 0,3 сек. Чем меньше у вас фотографий, тем больше должна быть длительность слайдов. Поэкспериментируйте.

  4. Чтобы добавить к видео музыку, нажмите «Музыка» и выберите саундтрек из вашей коллекции или видеоредактора.

  5. Изменить громкость воспроизведения добавленной музыки можно, нажав на кнопку «Объём».

  6. Если вам нужны комментарии к происходящему в кадре или если вы делаете комментированное видео, добавить титры используйте кнопку «Текст». А дополнительную картинку на фото можно добавить, используя кнопку «Pip».

  7. Сохраните ваш клип в нужном формате, используя кнопку в правом верхнем углу экрана.

Ваша стоп-моушен анимация готова.

Итак, для создания стоп-моушен нужны: идея, сценарий, заготовки нарисованных или распечатанных картинок персонажей, надписей или объемные фигурки, предметы; фон; камера со штативом, звуковая дорожка, звуковое сопровождение.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате исследования я:

  • узнал историю создания анимации и ее классификацию.

  • изучил и описал процесс создания анимационного мультфильма с использованием программы inShot -Видеоредактор.

  • понял, что создание мультфильмов - процесс кропотливый, творческий и увлекательный, а мультипликация может быть не только развлекательной, но и образовательной, обучающей, воспитательной, познавательной.

  • разработал учебный анимационный мультфильм (прил.6), который можно использовать в школе на урочных, внеурочных занятиях «Разговоры о важном», тематических классных часах. Поскольку важно знать историю своей страны, области, родного края и значение государственных символов. В современном мире эта проблема является одной из актуальных, так как каждый день в мире разгораются новые конфликты, идет борьба за территорию и влияние.

Цель достигнута, задачи выполнены.

Теперь я знаю, что создавать учебные короткометражные и полнометражные мультфильмы и фильмы можно с помощью несложной техники.

В процессе выполнения работы над проектом я узнал историю преобразования нашего герба и другую информацию по истории России, эта информация очень интересная и познавательная, а полученные знания мне успешно пригодились при участии во Общероссийском конкурсе «Разговоры о важном», за участие в котором я награжден дипломом 2-й степени (прил.5).

В будущем я планирую продолжить исследовать и изучать компьютерные программы для создания мультипликации.

 

Список используемой литературы и источников

  1. Кузнецов, А. П. Символы отечества: иллюстрированная книга для детей / Александр Павлович Кузнецов. – Москва: Рид Групп: Национальное образование, 2011. – 56 с.: ил.

  2. Можейко, И.В. Государственная символика России: История и современность: Пособие для общеобразоват. учреждений / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева; М-во образования Рос. Федерации. - Москва: ЦНСО, 2003 (ОАО Яросл. полигр. комб.). 221с.: ил.

  3. Монахов В. Новые-старые цвета России, или как возвращали орла [Текст] / Монахов В. // Обозреватель. – 1994. – № 1.

  4. Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: Учеб. пособие для 5-9 кл. / Е. В. Пчелов. Москва: Рус. слово, 2002 (Вологда: ООО ПФ Полиграфист). 133 с.: ил.

  5. Силаев, А.Г. Истоки русской геральдики / А. Г. Силаев. - Москва: Гранд: Фаир-Пресс, 2002. – 238 с.: ил.

  6. Государственная символика [Электронный ресурс]. – URL:: http://www.statesymbol.ru / Государственная символика (дата обращения: 11.09.2023).

  7. История мультипликации [Электронный ресурс]. – URL:: http://www.letopis.info/themes/cinematograph/istorija_multiplikacii.html / История мультипликации (дата обращения: 12.09.2023).

  8. Что такое мультипликация [Электронный ресурс]. – URL:: https://www.velesvideo.ru/multiplikacia.html / Что такое мультипликация (дата обращения: 12.09.2023).

П риложение 1

Рис. 1. Праксиноскоп

Кадр из мультфильма

«Волк и семеро козлят на новый лад»

Творческое объединение «Экран», 1975

Кадр из мультфильма

«Пластилиновая ворона»

Творческое объединение «Экран», 1981

Кадр из мультфильма «Новогодняя песенка Деда Мороза»

Творческое объединение «Экран», 1982

Кадр из мультфильма

«Падал прошлогодний снег»

Творческое объединение «Экран», 1983

Рис. 2. Известные пластилиновые мультфильмы СССР

Приложение 2

Кадр из мультфильма

«Тяп, ляп - маляры» 

киностудия «Союзмультфильм», 1984

Кадр из мультфильма «Брэк!» 

студия «Союзмультфильм», 1985

Заставка к телепередаче «Спокойной ночи, малыши!», 1964

Рис. 1. Известные пластилиновые мультфильмы СССР

 

По способу создания

По цели создания мультфильмы бывают

По производству

По продолжительности

По возрастным интересам

·Пластилиновая

· Кукольная

· Вырезанная

· Рисованная

· Сыпучая

· Предметная

· С актерами

· Перекладная

· Развивающие

· Образовательные

· Обучающие

· Воспитательные

· Познавательные

· Развлекательные

·Российские

· Японские

· Французские

·Американские

· Английские и т. д.

· Короткометражные (длительностью до 45 минут);

· Полнометражные (более 45 минут).

· Детские · Взрослые · Для подростков

Табл.1.  Классификация анимации

П риложение 3

Рис. 1. Процесс создания анимации

Рис.2а. Пример раскадровки Рис.2б. Раскадровка мультфильма

Милюхина Гордея

Приложение 4

Рис. 1. Кукольная анимация Рис. 2. Вырезанная анимация

Рис. 3. Предметная анимация Рис.4. Сыпучая анимация

Рис.5. Pixilation анимация Рис.7. Масляная анимация

Рис. 6. Перекладная анимация

Приложение 5

Приложение 6

Кадры из Анимационного мультфильма «История герба России»

в технике stop-motion (стоп-моушен)». Автор Милюхин Гордей

Приложение 7

Просмотров работы: 265