Введение
В своей исследовательской работе я рассматриваю самую старую технику эффектов в кино и на телевидении. Эта техника называется stop-motion (стоп-моушен) или покадровая предметная анимация.
Первый stop-motion (стоп-моушен) появился даже раньше, чем кино. Сегодня эта техника почти полностью перешла на короткометражный формат, то есть с ее помощью создается реклама, музыкальные видеоклипы, мультфильмы, фильмы. Это один из стилей анимации, когда фотокадры соединяются в видеоряд. Все что требуется – фантазия, терпение и некоторые нехитрые знания. Для сценария можно использовать готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей) или придумать свой. Это шанс компенсировать неумение рисовать и работать с программами по созданию компьютерной анимации.К тому же развивается: фантазия, наблюдательность, интерес к окружающему миру, речь, артистизм, моторика, навыки работы с разными материалами (пластилин, бумага), навыки работы с гаджетами и различными программами, умение доводить до конца задуманное.
Цель моей проектной работы: создать анимационный мультфильм о государственном символе России в технике stop-motion.
Задачи:
1. Дать определение stop-motion (стоп-моушен).
2.Узнать историю создания данной техники и как она классифицируется.
3. Изучить и разобраться в способах создания stop-motion анимации.
4. Разобраться в том, как создать свой stop-motion (стоп-моушен).
5. Создать учебный мультипликационный фильм в рассматриваемой технике.
Гипотеза. Если раскрыть секреты техники stop-motion (стоп-моушен), то даже ученик начальной школы сможет сам создавать свои учебные, обучающие, познавательные или развлекательные мультфильмы и фильмы.
Ссылка на анимационный мультфильм «История герба России» https://disk.yandex.ru/i/o8VjPKH1QvpSWA
Теоретическая часть
1.1. Что такое stop-motion (стоп-моушен) анимация
Стоп-моушен – это покадровая съемка сцен, с минимальными изменениями в каждом кадре, объединенные монтажом, благодаря которому создается иллюзия того, что предметы двигаются самостоятельно. В сюжете могут использоваться объемные или плоские фигуры и предметы, фотографии и др.
Данная техника является актуальным направлением видео-арта и одна из основных принципов анимации. В переводе с английского stop-motion (стоп-моушен) – это«остановка движения». То есть, последовательное соединение отдельных кадров в единый видеоряд. Используется при создании рекламы, пластилиновой и кукольной анимации, музыкальных клипов и видеоарта.
Началось все с того, что в 1877 году Эмиль Рейно изобрел праксиноскоп (рис 1. прил.1). Это был прибор с множеством картинок и вращающимся зеркальным барабаном. Барабан вращался – картинки оживали.
Еще один важный момент в истории стоп-моушена случился, когда аниматоры начали использовать пластилин для создания своих персонажей. Пластилиновая анимация существовала и раньше, однако активно к ней прибегать мультипликаторы начали лишь в 50-ых годах. Известные пластилиновые мультфильмы СССР я представил в приложении (рис. 2. прил. 1, рис.1. прил. 2).
1.2. Анимация и её классификация
Термин «анимация» является синонимом «мультипликации», употребляющийся исключительно в русском кинематографе. В переводе с французского «аnimаtion» означает «оживление», «одушевление».
В 1936 г. - по приказу Иосифа Сталина была создана легендарная мультипликационная студия нашей страны «Союзмультфильм». При создании всех мультфильмов использовался один способ – покадровая съемка. Представьте себе, какой это трудоемкий процесс: если мультфильм идет всего десять минут со скоростью 24 кадра в секунду, то для него нужно снять более 14 тысяч кадров – а значит, нарисовать более 14 тысяч рисунков. Это большой и кропотливый труд.
Одному художнику, конечно, трудно справиться с такой огромной работой. Поэтому в работе над мультфильмом принимает участие большая группа художников и люди других специальностей (рис. 1. прил. 3).
Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков. Далее все это передается режиссеру-мультипликатору, который распределяет сцены между художниками-мультипликаторами. Каждый из них отвечает за основные положения персонажей в сцене. Промежуточные эпизоды дорисовывают младшие мультипликаторы. Другие художники готовят фон, на котором разворачивается действие. Контурные рисунки передаются для окраски, переносятся на прозрачный пластик и обводятся пером или тушью. В том случае, если используется цвет, он наносится на обратную сторону пластинок.
Затем оператор покадрово фотографирует рисунки при помощи фотоаппарата. Актёры озвучивают персонажей фильма. Наконец, звукорежиссёр синхронизирует звук с изображением.
Но в настоящее время для создания мультфильмов уже используют компьютер.
Классификация анимации на сегодняшний день достаточно велика. Разделяют её в зависимости от способов создания, цели создания, продолжительности и др. Я представил эти характеристики в таблице (табл. 1. прил. 2). Основной является классификация по способам создания, т.е. в сюжете могут использоваться объемные или плоские фигуры и предметы, фотографии, краски, куклы, сыпучие предметы, пластилин, люди и др. Существует восемь таких способов создания мультипликации. Рассмотрим их далее.
Способы создания stop-motion анимации
1. Пластилиновая анимация – это уникальная техника создания мультфильмов с помощью фигурок, сделанных из пластилина. Она включает в создание персонажей и (зачастую) окружающего их фона (рис. 2. прил. 1).
2. Кукольная анимация. Она очень похожа на пластилиновую, за исключением того, что фигурки уже полностью сделаны и не меняются во время съемок (рис. 1. прил. 4).
3. Вырезанная анимация – это техника производства мультфильмов с использованием плоских персонажей, бутафории и фонов, вырезанных из различных материалов (картона, фотографий и т.д.) (рис. 2. прил. 4).
4. Pixilation – это одна из самых непростых анимационных техник. Она представляет собой живых актеров, меняющих свое положение для каждого нового кадра (рис. 5., прил. 4).
5. Предметная анимация включает в себя анимированное движение ненарисованных объектов: игрушек, конструктора и т.д. (рис. 3., прил. 4).
6. Масляная анимация. Самая медленная по производству техника анимации из всех. Аниматор вырисовывает кадр художественным маслом на стекле специального стола, который называется «анимационный станок». Станок обычно имеет 2-3 стеклянных слоя. На самом нижнем может быть нарисован фон, на среднем предметы, а на верхнем – персонажи (рис. 7., прил. 4).
7. Перекладная анимация. Так же используется «станок». На стекле размещают плоских марионеток, вырезанных из бумаги или картона (рис. 6., прил. 4).
8. Сыпучая анимация. В этой технике используют сыпучие вещества. Они могут быть какими угодно, лишь бы из них можно было удобно кисточкой как бы вырисовывать на стекле: молотый кофе, песок, сахар, крупы, бисер и т п. (рис. 4., прил. 4).
2. Практическая часть.
Создание анимационного мультфильма «История герба России»
При создании своего анимационного мультфильма первым шагом является поиск темы, идеи и персонажей.
На одном из уроков «Разговоры о важном», проводимом нашим учителем по понедельникам, я узнал, что герб – это отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Тогда я задумался: «Почему в нашей стране именно такой герб с красивым двуглавым орлом?».
Я горжусь своей страной, в которой есть замечательная история герба, поэтому решил снять о нём короткометражный мультфильм, который будет учебным и познавательным. Его можно использовать в школе на урочных, внеурочных занятиях «Разговоры о важном», тематических классных часах.
Использовал я литературу и журналы из библиотеки, интернет-библиотеки, а также информацию с официальных сайтов РФ.
Шаг 2. Необходимо продумать сюжет, а по нему написать сценарий, в нём пронумеровать сцены и описать основные действия персонажей. Это нужно для того, чтобы прейти к шагу 3 и сделать раскадровку по каждой пронумерованной сцене. Раскадровка - это рассказ сюжета в картинках, своего рода комикс, но без текста. В раскадровке сцены разбивается на отдельные кирпичики, из которых складывается сюжет.
В моей раскадровке 8 сцен, каждая сцена включает разное количество кадров.
Когда я снимал свой мультфильм, то понял, что раскадровку необходимо держать рядом, чтобы было визуальное видение будущего мультфильма и, чтобы не забыть включить в сюжет какую-либо сцену. Такую ошибку я совершил, из-за чего переснимал мультфильм.
Пример своей раскадровки я представил в приложении (рис. 2б., прил. 3).
Шаг 4. Приступаем к подготовке объектов съемки, аппаратуры и инвентаря.
Я решил делать вырезанную анимацию, потому что мультфильма по моей теме в данной технике нет в Internet. Я заранее нарисовал свои объекты и персонажи, раскрасил их и вырезал. Из аппаратуры мне понадобился телефон с камерой. Обязателен штатив, чтобы снимки получались с одного ракурса и без смещения. В качестве фона я использовал белый лист бумаги.
Шаг 5. Создание кадров. Я фотографировал покадрово каждый предмет, смещая его на 3-4 мм. В итоге у меня получилось 324 кадра. Пример кадров своего мультфильма я представил в приложении (прил.6).
Количество кадров напрямую влияет на результат. Чем больше кадров в секунду содержит видео, тем более плавными выглядят передвижения предмета.
Шаг 6. Монтаж. Для видеомонтажа можно скачать и использовать любое удобное приложение. Я расскажу, как работать в приложении для создания и редактирования видео inShot (прил.7). Это приложение очень легкое в управлении, его можно установить на компьютер или телефон, оно бесплатное, не требует специальных умений и включает много полезных инструментов
Откройте inShot -Видеоредактор. В открывшемся окне нажмите кнопку внизу экрана «видео», затем «новый», вверху экрана - вкладку «фото» и добавьте нужные вам фотографии.
По необходимости удалите или поверните какие-то снимки, нажав сначала внизу экрана на само фото, а потом на кнопки «обрезать, поворот, замена и др.», «удалить».
Задайте время длительности кадра в поле «Время» внизу экрана. Для получения качественной иллюзии видео необходима длительность кадра – 0,3 сек. Чем меньше у вас фотографий, тем больше должна быть длительность слайдов. Поэкспериментируйте.
Чтобы добавить к видео музыку, нажмите «Музыка» и выберите саундтрек из вашей коллекции или видеоредактора.
Изменить громкость воспроизведения добавленной музыки можно, нажав на кнопку «Объём».
Если вам нужны комментарии к происходящему в кадре или если вы делаете комментированное видео, добавить титры используйте кнопку «Текст». А дополнительную картинку на фото можно добавить, используя кнопку «Pip».
Сохраните ваш клип в нужном формате, используя кнопку в правом верхнем углу экрана.
Ваша стоп-моушен анимация готова.
Итак, для создания стоп-моушен нужны: идея, сценарий, заготовки нарисованных или распечатанных картинок персонажей, надписей или объемные фигурки, предметы; фон; камера со штативом, звуковая дорожка, звуковое сопровождение.
Заключение
В результате исследования я:
узнал историю создания анимации и ее классификацию.
изучил и описал процесс создания анимационного мультфильма с использованием программы inShot -Видеоредактор.
понял, что создание мультфильмов - процесс кропотливый, творческий и увлекательный, а мультипликация может быть не только развлекательной, но и образовательной, обучающей, воспитательной, познавательной.
разработал учебный анимационный мультфильм (прил.6), который можно использовать в школе на урочных, внеурочных занятиях «Разговоры о важном», тематических классных часах. Поскольку важно знать историю своей страны, области, родного края и значение государственных символов. В современном мире эта проблема является одной из актуальных, так как каждый день в мире разгораются новые конфликты, идет борьба за территорию и влияние.
Цель достигнута, задачи выполнены.
Теперь я знаю, что создавать учебные короткометражные и полнометражные мультфильмы и фильмы можно с помощью несложной техники.
В процессе выполнения работы над проектом я узнал историю преобразования нашего герба и другую информацию по истории России, эта информация очень интересная и познавательная, а полученные знания мне успешно пригодились при участии во Общероссийском конкурсе «Разговоры о важном», за участие в котором я награжден дипломом 2-й степени (прил.5).
В будущем я планирую продолжить исследовать и изучать компьютерные программы для создания мультипликации.
Список используемой литературы и источников
Кузнецов, А. П. Символы отечества: иллюстрированная книга для детей / Александр Павлович Кузнецов. – Москва: Рид Групп: Национальное образование, 2011. – 56 с.: ил.
Можейко, И.В. Государственная символика России: История и современность: Пособие для общеобразоват. учреждений / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева; М-во образования Рос. Федерации. - Москва: ЦНСО, 2003 (ОАО Яросл. полигр. комб.). – 221с.: ил.
Монахов В. Новые-старые цвета России, или как возвращали орла [Текст] / Монахов В. // Обозреватель. – 1994. – № 1.
Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: Учеб. пособие для 5-9 кл. / Е. В. Пчелов. – Москва: Рус. слово, 2002 (Вологда: ООО ПФ Полиграфист). – 133 с.: ил.
Силаев, А.Г. Истоки русской геральдики / А. Г. Силаев. - Москва: Гранд: Фаир-Пресс, 2002. – 238 с.: ил.
Государственная символика [Электронный ресурс]. – URL:: http://www.statesymbol.ru / Государственная символика (дата обращения: 11.09.2023).
История мультипликации [Электронный ресурс]. – URL:: http://www.letopis.info/themes/cinematograph/istorija_multiplikacii.html / История мультипликации (дата обращения: 12.09.2023).
Что такое мультипликация [Электронный ресурс]. – URL:: https://www.velesvideo.ru/multiplikacia.html / Что такое мультипликация (дата обращения: 12.09.2023).
П риложение 1
Рис. 1. Праксиноскоп
Кадр из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад» Творческое объединение «Экран», 1975 |
Кадр из мультфильма «Пластилиновая ворона» Творческое объединение «Экран», 1981 |
Кадр из мультфильма «Новогодняя песенка Деда Мороза» Творческое объединение «Экран», 1982 |
Кадр из мультфильма «Падал прошлогодний снег» Творческое объединение «Экран», 1983 |
Рис. 2. Известные пластилиновые мультфильмы СССР |
Приложение 2
Кадр из мультфильма «Тяп, ляп - маляры» киностудия «Союзмультфильм», 1984 |
Кадр из мультфильма «Брэк!» студия «Союзмультфильм», 1985 |
||||
Заставка к телепередаче «Спокойной ночи, малыши!», 1964 Рис. 1. Известные пластилиновые мультфильмы СССР |
|||||
По способу создания |
По цели создания мультфильмы бывают |
По производству |
По продолжительности |
По возрастным интересам |
|
·Пластилиновая · Кукольная · Вырезанная · Рисованная · Сыпучая · Предметная · С актерами · Перекладная |
· Развивающие · Образовательные · Обучающие · Воспитательные · Познавательные · Развлекательные |
·Российские · Японские · Французские ·Американские · Английские и т. д. |
· Короткометражные (длительностью до 45 минут); · Полнометражные (более 45 минут). |
· Детские · Взрослые · Для подростков |
Табл.1. Классификация анимации
П риложение 3
Рис. 1. Процесс создания анимации
Рис.2а. Пример раскадровки Рис.2б. Раскадровка мультфильма
Милюхина Гордея
Приложение 4
Рис. 1. Кукольная анимация Рис. 2. Вырезанная анимация
Рис. 3. Предметная анимация Рис.4. Сыпучая анимация
Рис.5. Pixilation анимация Рис.7. Масляная анимация
Рис. 6. Перекладная анимация
Приложение 5
Приложение 6
Кадры из Анимационного мультфильма «История герба России»
в технике stop-motion (стоп-моушен)». Автор Милюхин Гордей
Приложение 7