Проблемы регулирования рекламы в сети Интернет

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблемы регулирования рекламы в сети Интернет

Оглы Р.Д. 1
1Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО "ТГТУ"
Мосягина Н.Г. 1
1Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО "ТГТУ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в сфере рекламной деятельности является навязывание рекламы. Одной из наиболее ярких проблем является реклама, распространяемая в сети Интернет. Важно отметить, что в законодательстве РФ отсутствует подробное правовое регулирование рекламы в сети Интернет.

Именно поэтому в правоприменительной практике часто возникают сложности с такими моментами, как: идентификация правонарушителя; сложности в фиксации нарушений законодательства о рекламе; сложность доказывания самого факта правонарушения; отсутствие территориальных границ действия сети; как правило, отсутствие временных рамок функционирования сети.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Проблемы, связанные с распространением рекламы в сети Интернет

В качестве наиболее серьезных проблем, связанных с распространением рекламы в сети Интернет, которые требуют оперативного решения на законодательном уровне, являются:

  • распространение в сети Интернет недостоверной рекламы; распространение спама;

  • пропаганда в рекламных материалах терроризма и экстремизма;

  • распространение запрещенных законодательством РФ материалов;

  • незаконная реклама алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных веществ, а также других запрещенных законодательством РФ товаров и услуг;

  • клевета;

  • мошенничество;

  • неэтичная реклама.

Многие вопросы, связанные с рекламой в интернете ещё требуют своего решения. Например, практика применения компенсации морального вреда в современной судебной системе постоянно сталкивается с проблемами, которые трудно было выявить и решить на стадии уже разработанного законодательства. [1]

В данной работе показаны основные проблемы, возникающие в ходе рассмотрения правовой природы применения рекламы в сети Интернет. В соответствии с этим в действующее законодательство целесообразно внести ряд изменений, позволяющих в большей мере отразить сущность правового регулирования рекламы в сети Интернет.

2. Обзор законодательных актов Российской Федерации в области рекламной деятельности, предложения пользователей сети

Статьей 3 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38 используются следующие основные понятия:

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.[2]

В действующем законодательстве отсутствует конкретное определение «интернет реклама», а данный вид рекламы является в настоящее время одним из самых развивающихся. Отсутствие четкого определения, порой создают затруднения в правильном применении и толковании. Законодательное определение использует трижды в формате одного предложения термин «любой», термин «информация» без указания на ее вид, и термин «неопределенный» по отношению к адресату рекламы, что указывает на возможность произвольного толкования законодательной формулировки.

Поэтому, рекомендуется внести дополнение в статью 3 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе», дополнив ее, а именно определением, что следует изложить его в следующей редакции: «интернет- реклама – это реклама, размещаемая в сети Интернет; представление товаров, услуг или предприятия в сети Интернет, адресованное массовому клиенту и имеющее характер убеждения.

Это четко конкретизирует понятие «интернет рекламы» в Российской Федерации, разграничит с применяемым термином «реклама», что позволит упростить понимание и поможет для решения возникающих вопросов.

Предложение о дополнение статьей «Реклама в сети интернет» в Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе»

Интернет-реклама регулируется Федеральным Законом Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года. Глава 2 ФЗ РФ «О рекламе» закрепляет: «Особенности отдельных способов распространения рекламы». Нормы, которые можно было бы применить к отношениям по поводу Интернета, «разбросаны» по законодательным актам иных отраслей права. В первую очередь они содержатся в нормах об интеллектуальной и промышленной собственности.

Интернет представляет собой единую информационную сеть, без которой жизнь современного человека практически невозможна. Однако развитие этой сферы в настоящее время требует детального изучения, поскольку в стране нет кодифицированного законодательства, регулирующего правоотношения в сети Интернет. Практика правоприменения в этой области недостаточно развита, усложняется отсутствием конкретизированного о российском сегменте, экстерриториальным характером сети Интернет и другими факторами. Необходимость определения правовой природы информационно – программных элементов сети по отношению к требованиям закона о рекламе является дополнительным усложняющим фактором при оценке соблюдения рекламного законодательства в Интернет.

Дальнейшее формирование требует систематизации юридических норм. Таким образом, представляется целесообразным все правовое регулирование рекламы в сети Интернет сконцентрировать в главе 2 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе», дополнить ее статьей и изложить в следующей редакции: «Реклама в сети Интернет».

Необходимость определения правовой природы информационно – программных элементов сети по отношению к требованиям закона о рекламе являлся бы дополнительным облегчающим фактором при оценке соблюдения рекламного законодательства в Интернете.

Статья 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривает: нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. [2]

Суды приходят к выводу, что выводу о том, что обеспечение доступа к информации, которая противоречит системе организационно-правовых и иных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, существенным элементом которого является нравственность и здоровье, прежде всего несовершеннолетних, приводит к нарушению прав и законных интересов других лиц, включая последствия недобросовестной конкуренции и совершения притворной сделки, нарушению обеспечения экономической безопасности государства, установленных законом запретов и ограничений. За подобные деяния предусмотрена административная ответственность.

На основании вышеизложенного считается возможным рассмотреть вариант, привлечения к уголовной ответственности. Следует отметить, что в настоящее время это не находит системного отражения в Особенной части Уголовного кодекса. Представляется возможным путем внесения дополнения в уголовный закон, устанавливающий меры ответственности за все формы недобросовестной конкуренции, вытекающей из ненадлежащей рекламы. И включить данные нормы в главу 22 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления в сфере экономической деятельности».

Данное предложение способно повысить ориентацию правоприменителей на пресечение недозволенных приемов экономического соперничества.

Федеральная антимонопольная служба России имеет письменные соглашения с Роскомнадзором, как правило, подписанные между территориальными управлениями ведомств, о сотрудничестве в сфере выявления нарушений законодательства о рекламе в средствах массовой информации, в том числе в интернете. [3]

Роскомнадзор, действуя через свои территориальные органы и являясь административным органом, уполномоченным вести надзор за СМИ и вещателями, по результатам проверочных мероприятий направляет документы, содержащие признаки нарушения законодательства о рекламе, в соответствующие территориальные органы ФАС России.

Таким образом, следует, рекомендуется сотрудничать с юристами, либо создать единый орган лиц специализирующимися на соблюдении законодательства не только в сфере рекламы, но и законодательства в сфере деятельности рекламы в сети Интернет в целом.

Так как выявляется много нарушений закона о рекламе с использованием сайтов, и они зачастую остаются без внимания контролирующих органов, то это поможет устранить пробелы в данной области, а также послужит для урегулирования вопросов при возникших противоречиях.

3. Защита от нежелательного рекламного контента в сфере образования

В сфере образования необходима защита обучающихся от нежелательного рекламного контента, например, путём использования прокси-серверов.

Прокси-сервер – это компьютер, выполняющий роль посредника между пользователем и запрашиваемым адресом в сети интернет. Пользователь сначала подключается к прокси-серверу и запрашивает необходимый ресурс, расположенный на другом сервере. Например, почту или html страницу. Затем прокси либо подключается к указанному серверу и получает у него ресурс, либо возвращает ресурс из собственного кэша.

Распространенные варианты использования:

- для повышения безопасности сети – шифрования запросов и скрытие адреса клиента, так как конечный сервер будет знать только адрес прокси;

- для увеличения производительности сети и экономии трафика за счет кэширования (запоминания на прокси) просмотренной информации и фильтрации

трафика, например, блокировки рекламных блоков;

- для блокировки вредоносных и развлекательных сайтов и рекламы;

- для контроля использования сетевого канала;

- для мониторинга и регистрации веб-запросов пользователей.

Примерами могут служить такие прокси-серверы: платные – Kerio Control, UserGate, WinGate, Traffic Inspector, бесплатные Squid и 3proxy.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, при всех недостатках, предполагаемых проблемах, все- таки реклама в сети Интернет, недостаточно, но определена на законодательном уровне, но только после окончательной доработки и устранению в нем пробелов, возникающих в ходе изучения данной темы, можно будет делать выводы о действительных позитивных или негативных сторонах этого вопроса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кодочигова, Н. Н. Реклама, распространяемая в сети Интернет: актуальные проблемы правового регулирования / Н. Н. Кодочигова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 102-103. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63376.

  2. Давыдова, Е.Л. Правовое регулирование рекламной деятельности / Е.Л. Давыдова. – М: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2020. – 160 с.

  3. Попов,В.Г.ГосударственноерегулированиерекламнойиPR-деятельности/В.Г.Попов–Воронеж:ИздательствоВоронежскогогосударственногоуниверситета–2019.–104с.

13

Просмотров работы: 798