Создание интерактивных карт

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание интерактивных карт

Зудова М.М. 1Приход Д.М. 1
1Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат "Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17 "Юные спасатели МЧС"
Рашева О.А. 1Гареева Л.А. 1
1Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат "Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования № 17 "Юные спасатели МЧС"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«Привычка странствовать по картам,

видеть в своем воображении разные

места помогает правильно увидеть

их в действительности»

(К.Паустовский)

Известно, что объяснить путь с помощью рисунка, схематического плана или географической карты гораздо проще, чем описать его словами. Точное изображение земной поверхности в определенной картографической проекции с помощью условных знаков называют географической картой.

В связи с непростой эпидемиологической обстановкой цифровые технологии прочно вошли в наш процесс получения знаний. Цифровизация затронула и процесс создания географических карт. В настоящее время, на смену бумажным картам и атласам пришли электронные, или интерактивные, карты, позволяющие находить любые объекты очень быстро: достаточно ввести название объекта, щелкнуть на соответствующей кнопке, и нужный фрагмент карты окажется перед вами.

Актуальность нашего проекта заключается в организации изучения сочетание возможностей современных информационных технологий с систематизированной информацией о природных объектах Свердловской области. До сегодняшнего дня такой карты не существовало. Собранный в одну работу материал будет представлять большую ценность при изучении природы родного края.

Цель – изучить работу сервисов разработки интерактивных карт и создать интерактивную карту Свердловской области с особо охраняемыми природными объектами.

Задачи:

1. Уточнить понятие «Интерактивная карта» и рассмотреть ее функции;

2. Теоретически изучить правила создания интерактивной карты в программах Google Maps, Microsoft Office Power Point.

3. Систематизировать полученную информацию о Памятниках природы Свердловской области на карте;

4. Создать интерактивную карту с Памятниками природы (Приложение 2,3)

Объект исследования - интерактивная карта.

Предмет исследования - программы для создания интерактивных карт Microsoft Office Power Point и Google Maps.

Практическая значимость исследования: Собранные материалы можно использовать на уроках географии, экологии, окружающего мира, краеведения.

Методы исследований:

  • Сбор и анализ информации;

  • Фотографирование;

  • Интервью с заместителем директора по военно-патриотическому

воспитанию средней школы-интернат № 17 Поповым А.Г.

  • Анализ и систематизация собранного материала;

Гипотеза. Предположим, что если мы создадим интерактивную карту «Памятники природы Свердловской области», то это позволит наглядно увидеть их расположение на местности и получить о них более подробную информацию.

  1. Технологии создания интерактивных карта.

    1. Понятие «интерактивная карта»

Современное название «КАРТА» происходит от латинского «charte», означающее «письмо». В переводе «chartes» означает «лист или свиток папируса для письма».

Все когда-нибудь сталкивались с бумажными картами, но на сегодняшний день в наш лексикон прочно вошли слова «цифровизация» «электронная карта».

Электронная карта - цифровая картографическая модель; визуализированная или подготовленная к визуализации на экране средства отображения информации в специальной системе условных знаков, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба. В электронных картах реализован интерактивный просмотр, то есть они реагируют на действия пользователя. Степень интерактивности может быть разной. В простейшем случае (обычно на картах, созданных по flash-технологии) интерактивность заключается, например, в отображении какой-то информации по выбранному объекту.

Интерактивная карта — это карта, которая работает в двустороннем режиме, то есть человек может задействовать какие-то ее функции и передать какие-то данные. Термин "интерактивность" происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает "взаимодействие». Степень интерактивности – это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели.

Понятие информативности для интерактивных карт значительно расширяется. Они обладают не только открытой информацией, которую пользователи видят с первых секунд пользования, но и закрытой, которая проявляется только после наведения курсора на какой-то объект или клика по нему.

Интерактивные карты незаменимы во всех случаях, когда необходимо что-то найти, а тем более наглядно показать расположение какого-то объекта на карте.

Интерактивные, программно-независимые карты создаются в программах MapGps, Curious World Maps или Gisware. На самом деле таких программ большое количество. Чтобы просмотреть эти карты нужен только компьютер с операционной системой (желательно Windows). Суть в том, что функция визуализация внедряется в карту еще на момент ее создания.

Интерактивные карты, которые являются независимыми от программного обеспечения, пользуются самым большим спросом. И это не удивительно. Ведь с их помощью можно получить больше, при этом сведя алгоритм действий к минимуму.

    1. Обзор сервисов для создания интерактивных карт.

Использование интерактивных карт в школе на учебных занятиях очень эффективно. Оно позволяет оперативно решать с ребятами различные учебные задачи, быстро «перемещаться» в пространстве и во времени. В Интернете большое количество готовых интерактивных карт, но не все они соответствуют той тематике, которой нужно. Появляется потребность создать свою интерактивную карту. Рассмотрим несколько сервисов, при помощи которых можно эти карты создавать самим.

  1. Coggle - https://coggle.it/— бесплатный сервис, позволяющий создавать красивые онлайн-карты.

На сервисе можно создавать любое количество веток, искривлять их, менять цвета, и перемещать элементы. Можно поделиться картами в социальных сетях, а также работать над ними совместно с коллегами по сети. Можно встроить карту в сайт или блог, а также сохранить ее в виде PNG или PDF-файла. Есть функция сохранения истории всех изменений, позволяющая Вам в любой момент вернуться к предыдущим версиям карты. Для использования Coggle необходима учетная запись в Gmail.

  1. Popplet - https://www.popplet.com/ - в программе есть ряд интересных возможностей, которые позволяют создавать красивые мультимедийные интеллект-карты.

Карты Popplet могут состоять из множества элементов, содержащих текст, загруженные изображения, рисунки или видео. Элементы можно выделять различными цветами, менять их размер и перемещать. Можно приблизить тот или иной элемент, чтобы рассмотреть его в деталях, или уменьшить масштаб, чтобы увидеть всю карту целиком.

  1. ZeeMaps — это простой и полезный онлайн-сервис, который предоставляет пользователям множество полезных инструментов и настроек, чтобы помочь им создавать интерактивные карты, добавить маркеры из Google Spreadsheet, или CSV-файл и многое другое. После создания интерактивной карты, ее можно опубликовать на блогах, сайтах или просто сохранить в формате JPG или PDF-формате, чтобы их можно загрузить на различные портативные устройства и компьютер.

  2. Google Maps - это лидер среди современных картографических сервисов, предоставляющих спутниковые интерактивные карты онлайн.

Можно собрать собственную карту, изменив дизайн, добавив слои, метки и изображения. Сервис имеет следующие возможности: просмотр локаций, прокладка маршрутов, отправка схемы другим пользователям, внесение собственных изображений, видеозаписей и текста, сохранение меток в KMZ- и KML-форматах, а также открытие соответствующих файлов.

  1. Создать интерактивную карту можно также в программе Power Point.

В школах уже без особых усилий готовят мультимедийные презентации к уроку, используя ставшей привычной программу Power Point. Использование графики, звука и анимации в презентациях позволяет сделать урок красочным, динамичным, улучшить восприятие данных, и в итоге увеличить эффективность процесса обучения. В настоящее время в интернете можно найти много идей, как использовать средства Power Point для создания интерактивных презентаций, способных активно и разнообразно реагировать на действия пользователя, вступать с ним в диалог, которые могут сделать занятия ещё более наглядными и эффективными. В процессе обучения интерактивные средства подачи материала

позволяют добиться максимальной наглядности и улучшить восприятие и запоминание информации; дают возможность сделать урок вариативным, т.е. менять порядок подачи материала в разных классах, решая разные задачи, использовать как групповую работу на уроке, так и индивидуальную; помогают вовлечь учеников в процесс получения знаний за счёт привлечения элементов игры и др.

К этим средствам в программе Power Point можно отнести:

  • использование триггеров вместе с анимацией,

  • использование гиперссылок,

  • использование готовых шаблонов презентаций с встроенными макросами

Практическая часть

  1. Разработка интерактивной карты.

В нашей школе-интернат № 17 ежегодно организуются туристические пешие походы и сплавы по рекам Среднего Урала. Руководителями походов являются заместитель директора по военно-патриотическому воспитанию Попов Алексей Геннадиевич и педагог дополнительного образования Рашев Александр Владимирович. Мы также принимаем участие в этих походах. У нас осталось много положительных впечатлений о местах, которые мы посетили. Нам захотелось, чтобы и другие ребята узнали, как богат и прекрасен наш родной край

На уроках информатики мы знакомились с разными программами, с помощью которых можно создавать интерактивные карты. Мы решили создать интерактивную карту не только тех мест, где мы были, но и другие красивые места нашего родного края, в которых побывали учащиеся нашей школы. Для этого мы обратились за помощью к руководителю Попову А.Г., который нам рассказал, какие туристические маршруты они прошли. Все маршруты проходили через особо охраняемые природные объекты, их мы и покажем на карте. (Приложение 1)

    1. Инструменты и технология разработки интерактивной карты в Microsoft Office Power Point.

Для создания интерактивной карты наиболее доступная является программа Microsoft Office Power Point. В предыдущей главе мы описывали преимущества этой программы. Интерактивность достигается при помощи интерактивной навигации, анимации, триггеров, функции Фломастер.

Интерактивная навигация – это совокупность используемых средств, позволяющих осуществлять нелинейный переход по слайдам, который реализуется в Power Point при помощи создания оглавления, кнопок перемещения по слайдам или гиперссылок.

Существуют общие требования к интерактивной презентации:

1. Первый слайд – это титульный лист, который содержит название презентации или проекта, имя автора, название учебного заведения, город и год.

2. Второй слайд – оглавление или содержание презентации, созданное с помощью гиперссылок.

3. Чтобы при демонстрации презентации случайно не произошла непредусмотренная смена слайда, необходимо отменить смену слайда по щелчку и предусмотреть на каждом слайде переходы на слайды: предыдущий и следующий слайды; слайд-оглавление; последний слайд; возврат на слайд, откуда был вызван подчиненный слайд и т.д.

Гиперссылка – это фрагмент текста или графическое изображение презентации, служащие для перехода к другим отдельным элементом этого документа, т.е. слайдам или любым другим объектам (файлам, папкам, приложениям), расположенные на локальном компьютере или в компьютерной сети.

В презентации можно создать гиперссылки на: адрес в Интернете; документ; адрес электронной почты, если материал, находящийся там, может пригодиться. К тому же это позволит сохранить время на поиск и собрать все материалы по конкретной теме в одной презентации.

Кнопки перехода – это готовые управляющие кнопки, которые можно вставить в презентацию и для которых можно определить гиперссылки. Управляющие кнопки содержат фигуры, такие как стрелки вправо и влево. Их используют как понятные всем символы для перехода к следующему, предыдущему, первому и последнему слайду. В Microsoft Power Point также содержатся кнопки для воспроизведения видеороликов и звукозаписей.

Анимация – это добавление к тексту или объекту на слайде, а также к переходу между слайдами специального видео- или звукового эффекта. Каждый эффект имеет ряд параметров.

Эффекты анимации делятся на 4 группы:

· Вход

· Выделение

· Выход

· Пути перемещения

  1. Создание титульного листа. Сообщается тема презентации, автор-составитель (рис 1).

Рисунок 1

Для того, чтобы смена слайдов шла как нами задумано, выполняем следующий алгоритм действий: Переходы – Смена слайдов. В смене слайдов находим режим «растворение». В данном случае это наиболее подходит. В «Смене слайдов» убираем также галочки с режимов «по щелчку» и «автоматически», далее «Применить ко всем»

  1. На слайд2 вставляем основную карту. В данном случае карта России.

рисунок 2

  1. Для обеспечения интерактивности карты, следует выделить объекты, которые будут увязаны гиперссылками с прикрепленными слайдами. Алгоритм выполнения следующий: Вставка – Рисунок – Автофигуры.

В окне Автофигуры выбираем: Основные фигуры - Полилиния. С помощью появившегося крестообразного курсора обводим границы объекта на карте. Обязательно замкните линию, чтобы получить целый объект(рис 3).

рисунок 3

Чтобы убрать заливку и сделать выделенную область невидимой, устанавливаем Прозрачность заливки 100%. Тогда выбранным для интерактивности объект ничем не будет отличаться от общего изображения. На карте нам нужна Свердловская область.

  1. Далее на карте Свердловской области выделяем аналогично районы, которые нам нужны для работы (рис 4)

 

рисунок 4

  1. На отдельных слайдах размещаем необходимую нам информацию. Далее работаем с гиперссылками. С помощью гиперссылки следует увязать выделенные объекты основной карты, с прикрепленными слайдами. Для этого поместите курсор мыши на одном из выделенных объектов и щелкните правой клавишей. В открывшемся окне выбираем Гиперссылка. В появившемся окне Добавление гиперссылки выберете Связать с местом в документе. Выберите место в документе Слайд 3(рис 5). Подобным образом создаются гиперссылки и с другими объектами. В прикрепленных слайдах можно также выделять объекты и выставлять гиперссылки на другие с лайды и т.д.

рисунок 5

  1. Д ля функционирования интерактивной карты на прикрепленных слайдах следует разместить кнопки возврата, обеспечивающие переход на основную карту. Алгоритм следующий: в окне Структура кликните левой клавишей мыши на изображении второго слайда, а затем последовательно нажмите Показ слайдов – Управляющие кнопки- Управляющая кнопка: назад. Курсором выделите место на слайде для кнопки возврата. Появится окно Настройка действия (рис.6).

рисунок 6

  1. Для проверки функционирования интерактивной карты нажмите: Показ слайдов – Начать показ. Осуществляем проверку.

Наша интерактивная карта туристических походов кадет средней школы-интернат № 17 «Юные спасатели МЧС» «ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ» готова. (Приложение 2). Получился своеобразный отчет о туристических походах, который также можно использовать на уроках экологии, окружающего мира, географии, краеведения.

    1. Инструменты и технология разработки интерактивной карты в Google Maps.

На сегодняшний день в жизни стало очень удобно использовать цифровые карты, созданные в онлайн сервисах. Очень часто, когда мы рассказываем, о том, в какие туристические походы и сплавы по рекам мы ходим, не всегда имеется возможность показать, чтобы было понятно и наглядно. Поэтому мы решили создать свою интерактивную карту с помощью сервиса Google Maps.

Создаем свою карту:

  1. Заходим на сайт Google Maps — https://www.google.ru/maps/ и нажимаем на меню (3 горизонтальных полоски).(рис7)Б выбираем пункт МОИ МЕСТА

  2. на пункте МОИ МЕСТА, нам нужен пункт КАРТЫ

Нажимаем «Создать карту»

  1. Даем название карты

  2. Далее в поисковой строке набираем интересующий нас объект. Как правило на картах Гугл есть практически все, но некоторых скал на карте нет, поэтому работали с помощью планов местности.

  3. С помощью инструментов добавляем описание и фотографии природного объекта.

  4. После того, как нанесли на карту интересующие нас объекты, выбираем ПОДЕЛИТЬСЯ и копируем ссылку:

Карта готова: https://www.google.com/maps/d/u/0/edit?mid=1jIaBDWeKYyDRLcQC3EvntUj239UMVSP6&usp=sharing.

Карту можно вставить на сайт или блог. Приведем пример: Блог учителя географии Рашевой Ольги Александровны. Созданная нами карта применена на уроке географии при изучении темы «Особо охраняемые территории» и размещена на страничке. (рис 13)

Ч тобы добавить карту нужно нажать кнопку "Ссылка" в правом верхнем углу карты.

И в появившемся меню выберите "Настройка и предварительный просмотр встроенной карты". Это позволит настроить размер отображаемой карты для блога. Можно выбрать другие размеры (или даже задать свой), только будьте уверены, что карта не вылезет на пределы сообщения. Теперь скопируйте код из третьего пункта. Создайте новое сообщение на блоге и перейдя в режим "Изменить Html" и вставьте скопированный код.

Вы можете вставлять его в любом удобном месте и в любом количестве

Результат: https://orasheva.blogspot.com/p/17.html

Заключение.

Делая выводы по нашей работе, можно сказать что интерактивные карты являются живой и быстроразвивающейся областью навигационных технологий. Данная работа помогла нам более подробно изучить сервисы для создания интерактивных карт. Мы создали карту помощью Google Maps и Microsoft Office Power Point, где наглядно отражается информация о памятниках природы Свердловской области.

Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты. В результате изученного материала и проделанной работы, подтвердили выдвинутую гипотезу, что интерактивная карта «Памятники природы Свердловской области» позволяет наглядно увидеть их расположение на местности и получить о них более подробную информацию.

Данный проект долгосрочный. Карту можно дополнять отметками о новых Памятниках природы, которые посетим, добавлять их описание и фотографии. Полученные знания нам обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе. Работу по данной теме мы продолжим дальше. В Свердловской области очень много удивительных мест. К сожалению, мы смогли посетить не все места. С помощью интерактивной карты есть возможность познакомиться с ними, узнать их тайны и легенды.

Закончим словами основоположником научной педагогики К.Д.Ушинским: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Список литературы и источники Интернет.

  1. https://linuxgid.ru/chto-takoe-interaktivnaya-karta/

  2. http://teachtech.ru/intellekt-karty-i-onlajn-doski/3-besplatnyx-servisa-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html

  3. Крылова О.В. Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии / О.В. Крылова, А.И. Крылов, П.А. Корниенко. – М.: Дрофа, 2007. – 68 с.

  4. Попов А.И. Географические названия. Введение в топонимику. – М.-Л., 1965

  5. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005г.

  6. Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15.

Приложение 1.

Интервью(блиц-опрос) с заместителем директора по военно-патриотическому воспитанию средней школы-интернат № 17, руководителем туристических походов

Поповым Алексеем Геннадиевичем.

  1. Вершина, которую вы покорили?

- Эльбрус

2. Что делать, если навстречу вышел медведь?

- Попытайтесь тихо обойти его с подветренной стороны. Много разговаривайте, оставьте ему еду, банку консервов, выиграете время. Но если он решил вас съесть – это без шансов.

3. Как стать туристом?

Туризм объединяет самых лучших и веселых людей. Если откинуть ненадолго всю романтику, то походы — это не так просто. Если хочется – надо обязательно собраться и сходить, и вот тут уже либо вы турист, либо нет.

4.Урал весь обошли?

Были на Среднем, Северном Урале. Очень красивые места!

5. Какие природные объекты посоветуйте нам отметить на карте?

Алапаевский городской округ: Камень «Старики»;

Верхнесалдинский городской округа: Скала «Соколиный камень», Скала «Утёс»;

Верхотурский городской округ: Камень «Дыроватый», Скалы «Кликун-камень»; городской округ Нижний Тагил, Пригородный район: Гора «Медведь-камень»;

городской округ Староуткинск: Гора «Сабик», Камень «Балабан», Камень «Богатырь», Камень «Бражный», Камень «Винокуренный», Камень «Висячий», Камень «Дыроватый», Камень «Лебяжий»,

Ивдельский городской округ: Скалы «Стрелебские»,

Невьянский городской округа: Скалы «Семь братьев»

Нижнесергинский городской округа: Камень «Дыроваты», Скала «Лягушка», Скала «Писаница» Скалы «Дикий запад»

Полевской городской округ: Гора «Азов»,

Режевский городской округ: Камень «Брагино», Камень «Глинский», Камень «Першинский», Камень «Сохаревский», Камень «Шайтан»

Спасибо!

Приложение 2.

Интерактивная карта: https://www.google.com/maps/d/u/0/edit?mid=1jIaBDWeKYyDRLcQC3EvntUj239UMVSP6&usp=sharing

Просмотров работы: 593