Моя родословная

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моя родословная

Габитов Р.М. 1
1МОБУ СОШ № 1
Габитова Е.В. 1
1МОБУ СОШ № 1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность данной темы вижу в том, чтобы не прерывалась связь поколений. Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. Держаться своего рода, оберегать семейные реликвии, традиции, передавать их по наследству следующим поколениям — это обязанность каждого.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Задачи
1.  Составить генеалогическое древо семьи.

2. Выяснить происхождение фамилий моей родословной.

3. Выяснить происхождение имён моей родословной.

  1. Собрать исторический материал о моих предках.

  2. Провести анкетирование среди одноклассников: «История моей семьи» с целью выявить, знают ли они историю своего рода.

Методы исследования:

  1. Опрос родственников.

  2. Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.

  3. Анкетирование.

  4. Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

 

Глава I.     Генеалогия. Генеалогическое древо

«Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет чувствовать назначение и смысл человеческой жизни».

Василий Песков

В старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими и говорили: 
«Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей 
стыдится, тот через это сам срамиться».

Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек. 
Наладить отношения с дальними родственниками, с которыми давно прекратилась связь, поможет интерес к семейной истории. Обмен сведениями об общих предках, фотографии и рассказы о родственниках помогут возобновить общение. А заполнив генеалогическое древо, станет понятно, что вы одна большая семья.

Самое главное в исследовании истории семьи – составив ее, вы сможете передать своим детям и внукам. Даже если человек не совершил никаких открытий, просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки. Так что родословная – это возможность оставить свой след в истории семьи.

В эпоху античности, для подтверждения своей личности и происхождения, человеку необходимо было назвать всех своих предков по мужской линии.

В Средние века в Европе каждый рыцарь гордился своим происхождением, стараясь не запятнать честь рода. Тогда же были созданы геральдические книги, которые содержали информацию о родовом гербе и истории семьи.

В эпоху Возрождения были созданы первые генеалогические таблицы правящих династий, подготовлены книги и требования к документальному подтверждению родословной.

В Китае есть традиция на Новый год собираться в семейном кругу и по очереди вспоминать всех родственников за 7 поколений — какими они были. Это делается не просто так. В каждой китайской семье, как правило, есть книга, куда записываются все основные вехи в жизни каждого члена семьи, и которая передается в поколения в поколение. Именно поэтому, в том числе, китайцы так боятся потерять лицо, совершить неблаговидный проступок — ведь это бросит тень на весь род.

На Руси, как древней, так и современной, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были знать обязаны. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.

Генеалогия – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей в виде символического «дерева».

Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое древо можно восстановить, изучая историю, исследуя исторические архивы, фотографии и путешествуя по стране или за рубежом.

Стоит отметить, что при создании генеалогического древа необходимо придерживаться множества формальных правил, касающихся графического отображения тех или иных данных. Эти правила можно найти в специальной литературе. Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку.

Я выбрал смешанную восходящую родословную (Приложение 1) Смешанная потому, что в ней записываются родственники по линии отца и матери. Восходящая потому, что запись восходит к все более отдаленным поколениям.

Глава II.    Родословная моей семьи

«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»

Алексей Недогонов

В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. Я и моя семья гордимся и с особой благодарностью вспоминаем родственников, героически защищавших нашу родину на всех фронтах в годы Великой Отечественной  войны. Много времени прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной  войны. Мужество и героизм, стойкость и отвага были проявлены в этой ожесточённой борьбе. Война не обошла стороной ни одну семью нашей страны, оставив свой отпечаток в судьбе каждого человека.

Прабабушки во время войны работали в тылу, в колхозе. Война потребовала от деревенских тружеников величайшего самопожертвования. Непосильный труд, тяжелые условия жизни – так они жили. Несмотря на все трудности, они помогали фронту как могли. Запрягали быков и пахали, казалось, бесконечные поля. Доили коров. Постоянно недоедали. Ели гнилую картошку, которая с прошлой осени оставалась на поле, делали из неё кашу. Варили крапиву, лебеду, картофельные очистки. После войны прабабушкам и прадедушкам также пришлось несладко: работали в колхозе, растили детей, восстанавливали разрушенное войной хозяйство. Они прожили долгую и достойную жизнь.

Мой прадедушка Сайфутдинов Махмут Арсланович родился 1 апреля 1912 года. До войны работал в колхозе бригадиром тракторной бригады. На войну ушел добровольцем в 1942 году. Воевал в составе 1-го Украинского фронта. Он был артиллеристом, форсировал Днепр, участвовал в Киевской операции. Дважды был ранен, контужен. Пришел с войны в 1946 г, потому что участвовал в восстановлении и стройке в г. Красноярск. После войны работал главным бухгалтером в колхозе. Награжден юбилейными медалями. С женой Шамсикамал вырастил 5 детей. Она тоже работала в колхозе, воспитывала детей, занималась домашним хозяйством.

Д ругой прадедушка Габитов Закир Шарипович родился в 1922 году. Работал трактористом в колхозе. Воевал с первых дней войны и до Победы. Награжден

юбилейными медалями. После войны продолжил трудовую деятельность в колхозе. Умер в 1980 году.

Прабабушка Габитова Гульшат Минигалиевна родилась 5 декабря 1926 года. В военные годы работала на тракторе. За доблестный труд была награждена медалью. После войны помогала колхозу, так же работала на поле. Когда родился дедушка Загир, она не оставила работу, и ей приносили его прямо на поле, чтобы она его могла накормить. Вместе с мужем всю жизнь прожила и проработала в с. Кугарчи Республики Башкортостан. С мужем вырастили 5 детей. Всем детям дали образование и путевку в жизнь. Умерла 31 июля 2003 года.

П радедушка Сайфутдинов Исмагил Асятович родился в 1910 году. Остался сиротой в 13 лет, воспитывался у родственников. Был грамотным и разносторонним человеком. Играл на скрипке, писал стихи, много читал. До войны и после войны работал учителем русского языка и литературы. Построил своими руками дом, вырастил с бабушкой Малюфой 5 детей, 4 из которых получили педагогическое образование и стали учителями. Всем детям дали хорошее образование, привили любовь к труду. Во время войны он работал на Челябинском тракторном заводе, участвовал и в военных действиях, защищая Родину. Был награжден юбилейными медалями. Умер 9 августа 1992 года.

Прабабушка Сайфутдинова (Шайдуллина) Малюфа Мулламухаметовна, родилась 1 августа 1918 года, рано осталась сиротой, закончила начальную школу, не получила специальности, всю жизнь проработала в колхозе, воспитывала детей. Была прекрасной хозяйкой, умела хорошо шить, выращивала цветы. Любила внуков, помогала их растить и воспитывать. Умерла 25 февраля 2014 года.

П радедушка Татлыбаев Миннибай Минигалиевич, родился в 1918 году. В годы войны работал в тылу, в колхозе и свои трудом вносил вклад в дело Великой Победы. Работал животноводом, с женой держали скотину, птицу. Построил своими руками дом для большой семьи. С женой Назирой вырастили 7 детей, всем дали образование. Умер 13 июля 1974 годя.

Прабабушка Татлыбаева (Исянбаева) Назира Рахматулловна, родилась 7 ноября 1917 года году, работала в колхозе всю жизнь, воспитывала детей, занималась домом. Умерла 17 октября 1992 года.

Д едушка Татлыбаев Валиулла Минибаевич, 09.10.1950 г.р., родился в с. Караяр Новосергиевского района Оренбургской области. Закончил автомобильный техникум, работал шофером, возил хлеб, работал водителем скорой помощи. Общий трудовой стаж 45 лет. Всю жизнь проработал в родном поселке Ясногорском Новосергиевского района Оренбургской области. Построил своими руками дом для своей семьи. И сейчас он находит себе работу по душе: мастерит, строит, занимается домашними делами.

Б абушка Татлыбаева (Сайфутдинова) Винера Исмагиловна, 28.02.1854 г.р., родилась в с. Аустяново Тюльганского района Оренбургской области. Закончила Оренбургский педагогический институт, проработала учителем истории и обществознания 40 лет в п. Ясногорский Оренбургской области. Ветеран труда, имеет много почетных грамот за добросовестный труд в воспитании подрастающего поколения. Воспитала двоих детей (мою маму Лену и дядю Вадима). Она большая рукодельница, умелая и гостеприимная хозяйка: хорошо шьет, вяжет, любит домашних животных, держит большое хозяйство, занимается огородом, выращивает цветы, прекрасно готовит, печет.

Дедушка Габитов Загир Закирович, родился 01.03.1947 года в с. Кугарчи Республики Башкортостан, закончил сельскохозяйственный техникум, работал зоотехником в Екатеринославке Оренбургской области. Потом плотником в РСУ с. Тюльган Оренбургской области, плотником на железной дороге в г. Сургуте. Трудовой стаж 45 лет. Он и сейчас не сидит без дела: занимается огородом, разводит кур, помогает нам.

Бабушка Габитова (Сайфутдинова) Халида Махмутовна, родилась 21.01.1954 года в с. Аустяново Тюльганского района Оренбургской области. Закончила торговый техникум, работала приёмосдатчиком груза и багажа в железнодорожном депо с. Тюльган, затем приёмосдатчиком груза и багажа на железной дороге в г. Сургут. Трудовой стаж 40 лет. Воспитала двоих детей (моего папу Марселя и тетю Фариду). Любила заниматься домашними делами, выращивала цветы, работала на огороде, хорошо шила, заботилась о нас. Помогла всем и советом, и делом. Умерла 17 декабря 2022 года.

М ой папа, Габитов Марсель Загирович, 09.03.1977 г.р., родился в селе Екатеринославка Тюльганского района Оренбургской области. Закончил Тюльганское ПУ № 9, работал помощником машиниста тепловоза в с. Тюльган, затем помощником машиниста тепловоза в г. Сургут, в данное время работает по вахтам машинистом передвижной электростанции. Он хорошо разбирается в технике, любит рыбалку, бывать на природе, предпочитает активный отдых.

М оя мама, Габитова (Татлыбаева) Елена Валиулловна, 14.01.1977 г.р., родилась в поселке Ясногорском Новосергиевского района Оренбургской области. Закончила Электрозаводскую среднюю школу, училась в Оренбургском педагогическом университете. В данное время работает социальным педагогом и учителем истории и обществознания в МОБУ СОШ № 1 г Мелеуз. Можно сказать, что она из династии учителей. Прадедушка, бабушка, 2 бабушкиных сестры и брат также получили педагогическое образование и работали учителями. Мама хорошо готовит, печет, любит читать, слушать музыку.

Глава III.  Происхождение фамилий моей родословной

В конце XIX – в начале XX века общество начинает уделять большое внимание изучению имен собственных. И в настоящее время насчитывается значительное количество исследований, посвященных именованиям русских людей различных эпох, появились словари имен, фамилий и псевдонимов.

Я решил провести собственное исследование происхождения фамилий моего рода. Фамилии – своего рода живая история. Ошибочно думать, будто это относится только к фамилиям выдающихся людей – история трудовых семей ничуть не менее интересна.

Фамилия Габитов образована от мужского имени Габит, что в переводе с арабского означает «совершающий богослужение, поклоняющийся» или «служитель, работник, раб». Это довольно распространенное на Востоке имя отражает религиозные ценности мусульман. Имя Габит (или Габид) дают ребёнку с пожеланием не отступить от веры и стать по-настоящему верующим мусульманином.

Большая часть фамилий, Татлыбаевне исключение, произошли от отчеств (по мирскому или крестильному имени одного из потомков), прозвищ (по месту происхождения, роду деятельности или другим особенностям потомка) или других имен рода. В русских фамилиях чаще всего есть суффикс –ев/-ов. Это окончание самое популярное, добавлялось, если в основе последним был согласный звук. Фамилия Татлыбаев могла произойти от прозвища отца, имени дедушка, профессии или ремесла семьи.

Фамилия Сайфутдинов произошла из двух арабских слов "Сайф" - меч и "дин" - вера. Итак, получается меч веры. Имя Сэйфетдин раньше широко была распространена среди татар, а отсюда произошла и фамилия, которая тоже широко распространена.

Таким образом, фамилии моего рода больше относятся к исламской культуре, отражают религиозные ценности мусульман.

Глава IV.  Толкование имён моей родословной

Имя несет в себе разную информацию, и даже существует мнение, что оно влияет на характер, образ мыслей и поведение человека. Объясняется это тем, что звуки, составляющие имя, воздействуют на сознание индивидуума.

ИмяИсмаил (Измаил) впервые было упомянуто в Библии. Считается, что данное имя произошло от древнееврейского имени Йишмаэль, что в переводе означает «Бог услышит».

Малюфа (Малуф)- это имя имеет арабские корни и происходит от слова (Maalouf), что означает «высокий» или «возвышенный». Это имя имеет древнюю историю и часто встречается среди арабского населения Ливана и Сирии.

Имя Закиримеет арабские корни и означает «поминающий, вспоминающий». Это имя широко распространено во многих мусульманских странах. В России имя Закир часто употребляется среди татар, башкир, узбеков. 

Минибай- это имя имеет древнюю историю происхождения, связанную с культурой народа казахов. Это имя состоит из двух слов: «мини» и «бай», которые в переводе означают «мой» и «господин» соответственно. Это имя можно трактовать как «мой господин», «мой повелитель» или «мой хозяин».

Имя Назира - «самопожертвование». Происхождение имени Назира: татарское. Исследователи говорят о том, что значение имени Назира в мусульманских странах может быть также и другим – «дальновидная».

Валиуллататарское имя арабского происхождения. Значение имени: Близкий к Богу человек, друг Аллаха

Венера- существует несколько вариантов происхождения имени. Венеру связывают с греческой богиней любви и красоты – Афродитой. Вторая версия утверждает, что имя имеет латинское происхождение и переводится как «любовь», «красота», «прелесть».

Имя Махмуд - «прославленный». Происхождение имени Махмуд: арабское. Это одна из форм имени Мухаммад. Также это самостоятельное имя, как, например, имена Ахмет или Мамед, которые ранее были образованы от имени Мухаммед. Имя Махмуд очень популярно в мусульманской среде.

Шамсикамал— это женское имя арабского происхождения. Оно сочетает в себе два частых наименования, такие как «Шамс» (солнце) и «Камаль» (совершенство). В переводе оно означает «совершенное солнце». 

Имя Загиримеет тюркское происхождение и переводится как “защитник”. В древности это имя было распространено среди кочевых народов, которые жили на территории Средней Азии. В течение веков имя Загир стало символом мужества, силы и защиты.

Имя Халидаимеет арабское происхождение. Оно переводится как «бессмертная», «постоянная», «вечная». Варианты имени: Халита, Халеда. Это имя – женский вариант распространенного на Востоке имени Халид.

Имя Елена произошло от древнегреческого Хелене. В переводе оно означает «светлая», «факел», «огонь», «избранная», «сверкающая», «блестящая» или «солнечная». Это женское имя очень популярно в России среди взрослых девушек.

Марсель— французское мужское имя латинского происхождения. От латинского Marcellus — «воинственный». Принадлежащий роду Marcusa, дословно, «посвященный Марсу», римскому богу войны. Имя прекрасно прижилось у народов, исторически практикующих ислам.

Имя Роман обозначает силу, духовность и мужество. Имя Роман происходит от латинского слова «Romanus», которое означает «римлянин». Имя приобрело популярность в Римской империи и было присвоено многим великим лидерам и политикам. В настоящее время Роман является одним из самых популярных имен во многих странах мира.

Таким образом, имена в нашем роду имеют разное происхождение. Есть и греческого, и латинского, и даже еврейского, но в основном, тюрского и арабского. И, как мне кажется, точно отражают характер их владельцев.

Анкетирование

Я решил провести анкетирование одноклассников на тему «История моей семьи». Было опрошено 30 учащихся 6 «В» класса, где я учусь. Результаты оказались следующими (в процентном соотношении):

   
   

Проанализировав результаты анкетирования, я сделал вывод, что в большинстве случаев дети знакомы с историей своей семьи. И большинство знают, что источником информации о предках служат рассказы бабушек-дедушек, родителей, фотографии, документы. Но родословную своей семьи имеют единицы. Сверстники представляют, что такое генеалогическое дерево рода, но большинство не занимались его составлением. Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, семьи. Ведь изучая историю своей семьи, каждый знакомится, таким образом, с историей России.

Заключение.

Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составил генеалогическое древо. Изучил происхождение имён и фамилий своего рода, провел анкетирование. Большую помощь в данной работе мне оказали родители, бабушки и дедушки, их воспоминания и рассказы, а также фотографии из семейного альбома.

В настоящее время мало кто изучил историю своего рода. Самое важное - начать её создавать, собирать по малым крупицам, чтобы восстановить преемственность поколений.

Я понял, что своей жизнью обязан многим поколениям своей семьи. Принять, полюбить свой род, своих родных, родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и внимание тоже очень важно.

Мы все — наследники своих родителей, бабушек и дедушек, прадедушек и прабабушек. Их жизненный опыт и мудрость для нас, может быть, в чем-то даже важнее, чем опыт, который можно почерпнуть во всей мировой литературе. Они думали о нас, пытались представить, какой будет наша сегодняшняя жизнь, и прилагали усилия к тому, чтобы подготовить почву для нашего успешного будущего.

Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего Отечества, не зная родословной своей семьи.

Очень правильно написал философ XVIII века Григорий Сковорода: «Познай свой край … себя, свой РОД, свой народ, свою землю — и ты увидишь путь в жизни. Путь, на котором наиболее полно раскроются твои способности. Ты дашь ему продолжение, проторив тропинку, с той тропинки уже двинулись в жизнь твои потомки. И будешь ты».

Я планирую продолжить данную работу. Мне хотелось бы глубже исследовать своё генеалогическое древо. Сделать его ветви более разветвлёнными (указать более дальних родственников).

Литература

1) Имя – судьба: Книга для родителей и крестных. – М.: Современный писатель, 1993

2)  Интернет – ресурсы:

https://aznaetelivy.ru/names/znachenie-imeni/maluf

https://imena-znachenie.ru/imena/valiulla.html

https://my-calend.ru/names/elena

https://sibmama.ru/rodoslovnoe-drevo.htm

https://www.vikids.ru/blogs/genealogicheskoe-derevo-chto-eto-zachem-nuzhno-kak-sostavit

3) Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975

4)  Тайна имени: Сб. – Харьков: ИКП «Паритет ЛТД». 5)  Федосюк Ю.А., Русские фамилии, М., «Детская Литература», 1972

6)  Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003

7) Фотографии из семейного альбома

Приложение 1

Приложение 2

Медаль прабабушки Габитовой Гульшат Минигалиевны

Н аградные документы прадедушки Сайфутдинова Исмагила Асятовича

Медаль прабабушки Сайфутдиновой (Шайдуллиной) Малюфы Мулламухаметовны

Просмотров работы: 72