Опыт российского парламентаризма в начале XX века

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Опыт российского парламентаризма в начале XX века

Юсупова С.Р. 1
1МБОУ СОШ №1
Таганова Г.Э. 1
1МБОУ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Парламентаризм — система государственного устройства, при которой государством на деле управляет парламент, а также чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей.

Проблема парламентаризма одна из наиболее важных тем в истории России и в ее современности. На пути перехода от диктатурного режима к демократическому возникало много неудач и трудностей.

Цель исследовательской работы: исследовать опыт российского парламентаризма в начале ХХ века.

Исходя из данной цели, были сформулированы задачи исследовательской работы:

  1. выявить предпосылки развития парламентаризма в России в начале ХХ века;

  2. проанализировать становление парламентаризма в России в начале ХХ века;

  3. исследовать итоги парламентаризма в России в начале ХХ века;

  4. рассмотреть значение парламентаризма в России в начале ХХ века и его влияние на дальнейшее развитие государства.

  5. Основная часть

  6. Предпосылки развития парламентаризма в России в начале ХХ века

С 1900 г. в России быстро назревала революционная ситуация. Рабочее движение растет, требования выходят за рамки экономических, происходит ряд серьезных крестьянских выступлений. Русско-японская война (1904-1905 гг.) еще более усилила и обострила противоречия, которые существовали в обществе. Основной проблемой государственного управления в данный период являлся раскол общества, разрыв между царем и народом и двойственность системы власти и управления. Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стали появляться задолго до событий 1905 г. и создания Государственной Думы. Умеренные монархисты еще в 1900-1901 гг. выступили с предложением серьезных реформ, которые при сохранении самодержавия включали:

  1. разрешение свободного выхода из общины;

  2. распространение на крестьян общегосударственного гражданского права;

  3. реформу местной власти и самоуправления;

  4. увеличение компетенции земства.

Но Николай II меньше всего хотел и меньше всего был готов проводить политические реформы. Он был убежденным сторонником самодержавия, статус ограниченного в правах государя не соответствовал его характеру, воспитанию и мировоззрению. В такой обстановке началось становление парламентаризма в России.

Становление парламентаризма в России в начале XX века

Отправной точкой становления российского парламентаризма стали издание 6 августа положения об образовании Государственной думы с совещательными правами (приложение 1) и Высочайший манифест, который был подписан Николаем II 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» (приложение 1). Данный манифест включал в себя:

  1. дарование гражданских свобод: свободы совести, слова, собраний, передвижений, союзов;

  2. уравнивание крестьян в правах с другими сословиями;

  3. провозглашение неприкосновенности личности и жилища;

  4. придание Государственной думе законодательных полномочий.

Чтобы лучше понимать процесс становления парламентаризма в России, необходимо подробнее рассмотреть наиболее активные политические партии, которые существовали в данный период.

2.1. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

С 1 по 3 марта 1898 года несколько делегатов от различных марксистских организаций России нелегально провели в Минске учредительный съезд, который должен был объединить социал-демократические группы в единую партию.Съезд провозгласил образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и принял «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии». Официальным органом партии стала «Рабочая газета». Ее лидером стал Владимир Ильич Ульянов (Ленин).

Программа РСДРП:

  1. верховная власть должна сосредоточиться в руках народа, представители которого будут заседать в Законодательном (Учредительном) собрании;

  2. страна по форме правления должна стать социалистической или демократической республикой;

  3. всеобщее избирательное право и демократические свободы;

  4. широкое местное самоуправление;

  5. установление диктатуры пролетариата (программа максимум).

После публикации манифеста 17 октября и создания Государственной думы социал-демократы решили бойкотировать выборы в нее. В тоже время некоторые видные социал-демократы предприняли попытку обрушить финансовую систему России, призывая забирать вклады из банков и не платить налогов.

2.2. Партия социалистов-революционеров (эсеры)

Партия социалистов-революционеров была создана в 1902 году, ее лидером стал Виктор Михайлович Чернов. Эсеры активно участвовали в подготовке и проведении революционных выступлений в городе и деревне, в армии и на флоте. Также они активно участвовали в организации профессиональных политических союзов. Они успешно вели работу во Всероссийском крестьянском союзе, Всероссийском железнодорожном союзе, Почтово-телеграфном союзе, Союзе учителей.

Программа партии социалистов-революционеров:

  1. самодержавие должно сменить Учредительное собрание;

  2. всеобщее избирательное право для граждан старше 20 лет;

  3. по форме правления Россия должна стать демократической республикой;

  4. отмену частной собственности на землю, превращение её в общенародное достояние;

  5. переход всей земли под руководство центральных и местных органов народного самоуправления.

  6. 2.3. Конституционно-демократическая партия (партия народной свободы)

Конституционно-демократическая партия была создана в 1905 году, и ее лидером стал Павел Николаевич Милюков.

Программа конституционно-демократической партии:

  1. на смену самодержавию должно прийти народное представительство;

  2. по форме правления государство должно стать конституционной монархией или республикой;

  3. равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности;

  4. право стачек;

  5. местное самоуправление на основе всеобщего избирательного права;

  6. унитарное устройство России, недопущение ее федерализации (за исключением Польши и Финляндии), провозглашение принципа «единой и неделимой» России;

  7. принятие Конституция и расширение полномочий органов местного самоуправления.

Партия пользовалась большим успехом среди интеллигенции, купцов, мещан, либерального дворянства, и трудящихся. Широкую общественную поддержку ей обеспечили её программа глубоких политических и социальных преобразований, а также стремление осуществить эти реформы исключительно мирным, парламентским путём, без революций, насилия и крови. Партийные деятели критиковали репрессивные действия властей и насильственные действия со стороны революционеров.

2.4. «Союз 17 октября» (октябристы)

«Союз 17 октября» был создан в 1905 году, и его лидером стал Александр Иванович Гучков.

Программа «Союза 17 октября»:

  1. самодержавный строй необходимо уничтожить;

  2. слабый самодержавец станет конституционным монархом, которого будет поддерживать народ;

  3. необходимо созвать Государственную Думу;

  4. всеобщее избирательно право;

  5. государство должно обеспечить гражданские права;

  6. по форме правления страна должна стать конституционной монархией с народным представительством.

 Союз был ориентирован на парламентскую деятельность, местные отделы октябристов легко распадались и легко возобновляли свою деятельность в период избирательных кампаний с тем, чтобы вновь прекратить её на время работы очередной Государственной думы. Центральным органом Союза была газета «Голос Москвы».

2.5. Союз русского народа

Союз русского народа был создан в 1905 году, его лидерами стали Александр Иванович Дубровин и Владимир Митрофанович Пуришкевич. Данная партия придерживалась консервативных взглядов и считала, что необходимо сохранить самодержавие.

Цель данного союза – развитие национального русского самосознания и объединение всех людей для общей работы на благо Российской империи.

Программа союза русского народа:

  1. принцип неограниченной самодержавной власти;

  2. соблюдение свободы слова, печати, собраний, союзов и личности в установленных законом границах;

  3. принцип «единой и неделимой» России.

  4. Государственная дума и ее деятельность

Государственная дума – законодательное, представительное учреждение Российской империи (1906 – 1917 гг.). Порядок выборов определялся избирательным законом от 11 декабря 1905 года. Выборы были:

  • не всеобщие (исключались: молодежь до 25 лет; женщины; батраки; рабочие, занятые на мелких предприятиях; солдаты и матросы; ряд национальных меньшинств);

  • не прямые и многоступенчатые (для дворянства и буржуазии – двухстепенные; для рабочих – трехстепенные; для крестьянства - четырехстепенные);

  • сословные и неравные (каждое сословие имело свои нормы представительства: голос одного помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 крестьян и 45 рабочих).

  • 3.1. I Государственная дума

Весной 1906 года состоялись выбору в I Государственную думу. Было избрано 448 депутатов. Победу на них одержали кадеты (приложение 1), и председателем стал С.А. Муромцев. Дума начала свою работу 27 апреля 1906 года. Сейчас в этот день в нашей стране отмечают День российского парламентаризма. Основные вопросы и направления деятельности:

  1. проблема создания «ответственного перед Государственной думой министерства»;

  2. центральный вопрос – аграрный.

В результате деятельности I Государственной думы было одобрено 2 законопроекта:

  • об отмене смертной казни;

  • об ассигновании 15 миллионов рублей в помощь пострадавшим от неурожая (при этом изначально правительство предлагало кредит в размере 50 млн рублей, но дума сократила сумму).

С. С. Ольденбург по этой проблеме писал: «Государственный совет, который должен был служить опорой власти, держал себя пассивно, выжидательно. Когда Дума, желая показать недоверие к правительству, сократила кредит на оказание помощи голодающим с 50 млн до 15 млн руб. — Гос. совет, вопреки настояниям министра финансов В. Н. Коковцова, принял думскую цифру ассигнования».

8 июля 1906 года царь распустил Думу, обвинив ее в превышении полномочий и разжигании смуты.9 июля пришедшие на заседание депутаты нашли двери в Таврический дворец запертыми и прибитый рядом на столбе манифест о роспуске думы. Часть из них — 180 человек — в основном кадеты, трудовики и социал-демократы, собравшись в Выборге, приняли воззвание «Народу от народных представителей» (Выборгское воззвание) (приложение 2).

3.2. II Государственная дума

Выборы во II Государственную думу состоялись в феврале 1907 года. Крупнейшей фракцией Думы стали трудовики (приложение 2). Председателем стал Ф.А. Головин. 20 февраля 1907 года Дума начала свою работу. Основные вопросы и направления деятельности:

  1. центральный вопрос – аграрный;

  2. отказ поддерживать Столыпинскую аграрную реформу.

По результатам деятельности II Государственной думы в парламент было внесено 287 законопроектов (в том числе бюджет на 1907 год, законопроект о реформе местного суда, ответственности чиновников и аграрной реформе), дума одобрила 20, и только 3 из них получили силу закона:

  • об установлении контингента новобранцев;

  • два проекта помощи пострадавшим от неурожая.

Правительство 3 июня 1907 года вновь распустило Думу, использовав в качестве предлога обвинение депутатов – социал-демократов в заговоре. Одновременно с роспуском Думы был изменен избирательный закон. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 года (Третьеиюньский переворот) означал завершение российской революции 1905-1907 годов.

3.3. III Государственная дума

III Дума начала свою работу 1 ноября 1907 года и закончила 9 июня 1912 года. Крупнейшей фракцией стали октябристы (приложение 2). Председателями стали октябристы Н.А. Хомяков, А.И. Гучков и М.В. Родзянко. Основные вопросы и направления деятельности:

  1. утверждено аграрное законодательство по реформе П.А. Столыпина;

  2. принято рабочее законодательство;

  3. ограничена автономия Финляндии.

Правительству приходилось считаться с Думой, предоставлять по ее требованию секретные документы, убеждать депутатов. Дума утверждала бюджет, и депутаты нередко старались воспользоваться этим для давления на правительство.

Дума за время своей работы образовала 7 постоянных комиссий:

  1. распорядительная,

  2. финансовая,

  3. бюджетная,

  4. по исполнению государственной росписи доходов и расходов,

  5. редакционная,

  6. библиотечная,

  7. по разбору поступающей в Думу корреспонденции.

Также было образовано 38 временных комиссий. Некоторые из них были важными (например, по государственной обороне, по народному образованию, по судебным реформам, о торговле и промышленности), и действовали постоянно; Оставшиеся действительно выполняли разовые задачи (например, по выработке проекта всеподданнейшего адреса Государю Императору).

В III Государственную думу ведомствами был внесен 2571 законопроект. Из них 106 законопроектов были забраны обратно самими же ведомствами, 79 - отклонены Государственной думой, 215 – не были рассмотрены, 2346 – были приняты. Из принятых законопроектов 31 был отклонен Госсоветом, 26 были возвращены в Думу, 94 переданы в согласительные комиссии Думы и Госсовета. Госсовет и Государственная дума приняли 2 законопроекта, но они не получили Высочайшего утверждения. 2197 законопроектов были утверждены царем и стали законами. Но подавляющее большинство этих законопроектов были посвящены коррекции каких-либо смет на незначительные суммы. Поэтому количество законов, которые прошли через Государственную думу не служит показателем активной законотворческой деятельности.

3.4. IV Государственная дума

IV Дума начала свою работу 15 ноября 1912 года и продолжала ее до 6 октября 1917 года. Большинство мест в думе заняли националисты (приложение 2). Ее председателем стал октябрист М.В. Родзянко. Основные вопросы и направления деятельности:

  1. поддержка участия России в Первой мировой войне;

  2. создания в августе 1915 года «Прогрессивного блока».

Требования «Прогрессивного блока»:

  • формирование ответственного перед Думой правительство;

  • включение в него своих представителей для проведения либеральных реформ.

Государственная дума избиралась на пять лет. Она работала с годовыми сессиями, внутри каждой сессии устраивались два перерыва: на Рождество и на Пасху. Дума созывалась и распускалась Высочайшими Указами, но она и сама была полномочна устраивать перерывы в своей работе. С началом Первой мировой войны регулярный характер работы Государственной думы нарушился.

Правительство не могло обходиться без Думы, хотя Николай II высказывал желание превратить ее в совещательный орган т. е. пересмотреть Манифест 17 октября 1905 г. Но Дума была необходима, чтобы создать иллюзию единения царя с народом.После Февральской революции 1917 года Дума выступила против Советов, и была официально распущена указом Временного правительства 6 октября 1917 года в связи с назначением выборов во Всероссийское учредительное собрание.

Итоги деятельности Государственной думы четырех созывов

Основные итоги деятельности Государственной думы всех четырех созывов:

  1. тщательная работа над бюджетными вопросами;

  2. внесение важного вклада в развитие рабочего законодательства и законодательства народного просвещения;

  3. принятие решения об отмене смертной казни;

  4. решение вопроса о равноправии мужчин и женщин в политической жизни;

Николай II, пообещав в Манифесте 17 октября 1905 г. созвать законодательную думу, на самом деле старался сохранить за собой почти всю полноту самодержавной власти в стране. Но сам факт появления и деятельности в России представительного учреждения, который обладал небольшими законодательными правами, являлся уже некоторым ограничением власти царя. Вследствие этого страна пробудилась к политической жизни, Дума была центром активной политической борьбы общественных движений, политических партий дореволюционной России. Но так как Государственная дума обладала урезанными законодательными функциями и прямо зависела от Государственного Совета и монарха, она не могла осуществить их на практике. В народе росло недовольство Думой. Часть буржуазии и часть дворянства убедились, что реализация социальных программ с помощью функций Думы невозможна. Неспособность верховной власти к реформам и Первая мировая война привели самодержавие к политическому краху.

Заключение

При работе были решены все поставленные задачи и была достигнута цель. Поэтому можно сделать вывод, что роль парламентаризма в начале ХХ века невозможно оценить однозначно. Эта роль была двойственной. Государственная дума, особенно третьего и четвертого созывов, стала необходимой частью модернизированной системы власти, которая все более приходила в соответствие с социально-экономической модернизацией страны, и данный опыт можно считать позитивным.

Список используемых источников

Литература:

  1. Аврех А.Я., Грунт А.Я. Государственная дума // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. - М.: Советская энциклопедия, 1963. - С. 610-619;

  2. Кацва Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы // Под науч. ред. В.Р. Лещинера. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – С. 406-439;

  3. Баранов Петр Анатольевич История: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ // П.А. Баранов. – Москва: Издательство АСТ, 200. – С. 174-181;

Интернет-ресурсы:

  1. Политические партии в России в начале ХХ века (таблица) // История России ХХ век // Лекции по Истории России // История России. [Электронный ресурс] – URL:https://histerl.ru/lectures/20_vek/politicheskie_partii_nachala_20_veka.htm#___8212

  2. Родионов Ю.П. Становление российского парламентаризма в начале ХХ века // Учебно-методический комплекс «Парламентаризм в России: исторический опыт, проблемы и перспективы» // Методические материалы // Законодательная Дума Томской области.[Электронный ресурс] – URL:https://www.duma.tomsk.ru/content/5_stanovlenie_rossijskogo_parlamentarizma_v_nachale_xx_veka

  3. Государственная Дума в России (1905-1917годы). Роль и исторические значение российского парламентаризма в начале ХХ века // Инфопедия.[Электронный ресурс] – URL:https://infopedia.su/18x60e1.html

  4. Государственная дума Российской империи // Википедия. [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственная_дума_Российской_империи

приложение1

Рис. 1.1 Положение об образовании Государственной думы с совещательными правами

Рис. 1.2 Высочайший манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

Диаграмма 1.1 Распределение депутатов I Гос. думы по партиям

приложение 2

Диаграмма 2.1 Распределение депутатов II Гос. думы по партиям

Рис. 2.1 Выборгское воззвание

 

Диаграмма 2.2 Распределение депутатов III Гос. думы по партиям

Диаграмма 2.3 Распределение депутатов IV Гос. думы по партиям

Просмотров работы: 1860