Ещё раз о войне глазами юных очевидцев (Из воспоминаний жителей Красноармейского района Волгограда, детей военного Сталинграда)

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ещё раз о войне глазами юных очевидцев (Из воспоминаний жителей Красноармейского района Волгограда, детей военного Сталинграда)

Фомин П.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 6 Красноармейского района Волгограда»
Мустафина М.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 6 Красноармейского района Волгограда»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Великая Отечественная Война – важнейшее событие ХХ века. Для каждого жителя нашей огромной Родины это не просто слова, в них гордость и честь, отвага и самопожертвование, безграничное горе и надежда на лучшее. Слово «война» часто встречается в нашей жизни. Но задумываемся ли мы, что действительно это означает? Ведь война в первую очередь затрагивает простых людей. Принято говорить: война оставила глубокий след в истории каждой семьи. За этими словами – судьбы миллионов людей, их страдания и боль потерь.

Летом 1942 года началась невиданная по своему значению, размаху и напряжению битва на подступах к Дону и Волге. 200 дней и ночей Красная Армия перемалывала отборные соединения Германии и её союзников. Сталинградская битва, которая изменила историю и переломила ход всей Второй мировой войны, продлилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года и закончилась полной победой советских войск. Оборонительный этап операции продолжался до 18 ноября 1942 года, а с 19 ноября начался наступательный этап [15].

Всё меньше становится непосредственных участников боевых действий Сталинградской битвы, так как в 2023 году отмечалось уже 80 лет со дня её окончания, ветеранов сегодня практически не осталось в живых. Но свидетелями тех событий были и юные очевидцы: дети и подростки, которые непосредственно находились на территории Сталинграда с июля 1942 года по февраль 1943 года. Многие из этих свидетелей до сих пор проживают в Красноармейском районе Волгограда. Наша гимназия ведёт активную работу по сбору воспоминаний и тесно взаимодействует с ассоциацией «Дети военного Сталинграда». Ещё в 2002 году была создана рукописная «Книга памяти», в которой детство молодых очевидцев нашло своё отражение (Приложение 1). Почти 20 лет эта книга оставалось доступной только для учащихся гимназии, анализа этих воспоминаний и попыток придания им научного исследования не проводилось. Поэтому в связи с приближением 80-летия победы советского народа в годы Великой Отечественной войны, которую наша страна будет отмечать в 2025 году, мы посчитали необходимым сделать комплексное изучение данных воспоминаний с тем, чтобы открыть их для широкой общественности. В силу этого работу «Ещё раз о войне глазами юных очевидцев» мы считаем актуальной.

Цель работы: создать объективный образ войны периода Сталинградской битвы глазами детей.

Задачи исследования:

  • Изучить и сопоставить различные источники и литературу по данной проблеме, включая мемуары, интервью.

  • Найти и проанализировать сохранившиеся записи.

  • Проанализировать поведение детей во время эвакуации сталинградцев в советский тыл и нахождение их на территории Красноармейского района и города в данный период.

  • Исследовать роль Сталинградской битвы на повседневную жизнь мирных жителей Сталинграда в представлении юных свидетелей.

В процессе работы была выдвинута рабочая гипотеза: доказать, что свидетельства детей военного Сталинграда являются достоверными источниками исторической информации.

Объект исследования: воспоминания детей о войне.

Предмет исследования: «повседневная жизнь» жителей Сталинграда с июля 1942 года по февраль 1943 года.

Методологическую основу нашего исследования составляет совокупность общенаучных и специальных исторических методов. Данная работа базируется на основных принципах исторической науки: историзма и научности и основана на конкретно-историческом подходе к анализу поставленной проблемы, использовании сравнительного и описательного методов, систематизации, критической интерпретации источника.

Сегодня в исторической науке известно практически всё о военных событиях того времени. Однако, речь о жизни горожан в разрушенном Сталинграде заходит крайне редко. А судьба мирного населения города и переполнявших его с июля по август 1942 года «иногородних» оставалось долгое время практически неизвестной. Внимание учёных, историков, деятелей культуры и искусства постоянно привлекают величие подвига защитников Сталинграда, огромные масштабы и значение битвы на Волге. Даже простое перечисление библиографии занимает несколько десятков страниц и содержит сотни работ.

Проблема, сформулированная в данной работе, крайне редко становилась предметом специального и комплексного исторического исследования, хотя отдельные и весьма важные ее составляющие затрагивались в работах отечественных ученных. Анализ научной литературы позволяет выделить два хронологических периода в ее изучении.

Первый, советский, охватывает период с 1943 до конца 1980 - х годов. Несмотря на то, что отдельные этапы первого периода отличаются подходами и тематикой изучения, методологическая база всего обозначенного периода оставалась неизменной.

Второй период, начавшийся с 1990 - х годов и продолжающийся до сегодняшних дней — принято называть современным. Данный период отличается тем, что в нем происходит изменение привычных методов исследования, формируются новые подходы и взгляды на повседневную жизнь мирного населения Сталинграда глазами детей. Многие исследователи считали, что воспоминания юных очевидцев не являются достаточно объективными, поэтому как исторические источники они не рассматривались. Кроме того, в период первого этапа тема повседневности была закрытой и для общества, и для исследователей. Основная причина — это строгий контроль всех сфер жизни общества, идеологический запрет на издательство работ, не соответствующих сталинскому времени.

В начальный период выпущено несколько статей и монографий, повествующих о жизни в Сталинграде.

Первой крупной работой, изданной в 1943 году, является «Героический Сталинград» Э. Б. Генкиной. Автор воссоздает широкую панораму битвы. Большое внимание уделяют освещению героизма воинов Красной Армии и тружеников города Сталинграда.

Необходимо выделить, что в конце 1958 года появляются два важнейших труда. Основной и главной работой в изучении жизни женщин в дни Сталинградской битвы является труд А. Д. Зарубиной «Женщины на защите Сталинграда». В данной работе собран огромный материал, повествующий о несломленных войной женщин Сталинграда. Также в работе систематизированы собранные отрывки воспоминаний, дневниковые записи, чтобы читатели в полном объеме смогли увидеть реальную картину тех ужасных дней.

К 25-летию Сталинградской битвы свет увидела работа В.С. Красавина «Оборона Сталинграда - подвиг народа» . В основе его работы лежат рассказы о людях родной земли, прошедших нелегкие испытания, нравственное становление детей, справившихся с суровыми днями Сталинградской битвы.

Второй период очень разнообразен: снимается цензура, рассекречиваются документы. Именно во втором периоде историографии большое внимание начинают уделять вопросам повседневной жизни.

О повседневности гражданского населения написано значительное количество работ. Об эвакуации населения Сталинграда в первые дни Сталинградской битвы пишет Скворцов М. В. «Проблемы истории эвакуации населения из Сталинграда в августе – сентябре 1942 года» . В данной работе автором описаны всевозможные пути эвакуации людей из осажденного города, как шли пешим ходом в ужасные морозы, только бы выбраться из осады.

Трагедия мирного населения Сталинграда, пережившего самую страшную битву, многие десятилетия после Великой Отечественной войны не затрагивалась.

Возрастает интерес к теме участия мирного населения в Сталинградской битве и, в первую очередь детей, переживших битву. О детях пишет такой автор, как Егорова Г. В. Монография данного автора содержит много иллюстраций, фотографий, цитат из дневников, повествующих о жизни людей в Сталинграде. Представлена полная информация о жизни детей во время бомбежек. Также автор обратил внимание на содержание детей — сирот и больных, для которых создавались специальные приемные пункты.

Таким образом, современный этап в историографии характеризуется появлением новых научных работ, рассматривающих различные вопросы в повседневности в дни Сталинградской битвы [12].


 

Глава 1. Поведение детей во время эвакуации сталинградцев в советский тыл и нахождение их на территории Красноармейского района и города.

Война пришла в Сталинград быстро. Ещё накануне дети готовились к новому учебному году, а уже 23 августа 1942 года противник прорвал оборону 62-й армии, подошёл к городу и обрушил на него армаду бомбардировщиков. Огромный город был объят пламенем (Приложение 2).

В отечественной и зарубежной литературе публицистического характера часто можно встретить такую точку зрения: Сталин запретил эвакуацию, чтобы не подорвать свой престиж и не вызвать панику; эвакуация населения из Сталинграда целенаправленно не проводилась, а началась стихийно уже после жестоких бомбардировок города. Доходит до того, что якобы Сталин вместо полномасштабной эвакуации бросил все население на защиту города. В данном случае имеет место нарушение причинно-следственных связей и неверное истолкование фактов. Эвакуация за Волгу в это время уже шла полным ходом [17].

Из 700 тысяч жителей Сталинграда до начала бомбардировки было эвакуировано не более 45 тысяч. Значит, 23 августа в городе находилось 655 тысяч человек. Вычтем из этого числа 40 тысяч погибших во время бомбардировки и определим таким образом, что эвакуации подлежало 615 тысяч человек. Архивные источники подтверждают: с 23 августа по 14 сентября из города за Волгу было вывезено 323 тысячи человек. Если в среднем по стране из прифронтовых районов вывозили одну треть населения, то из города эвакуировали более половины. Все людские ресурсы, необходимые для дальнейшего укрепления обороны Сталинграда и страны, были спасены. В городе оставалось еще 292 тысячи жителей [16].

Только за 23 августа, по данным историков, погибли до 90 тысяч человек. Заводы "Красный Октябрь", СТЗ, "Баррикады" потеряли большую часть цехов и оборудования. Транспортная инфраструктура и связь были уничтожены. Ситуацию в городе усугублял тот факт, что бушевавшие пожары тушить было практически невозможно — водопровод вывело из строя бомбами. Нельзя было качать воду и из Волги — на ее поверхности пылали разлитые нефтепродукты.

Когда в сентябре 1942 года немцы ворвались в город, каждый житель осаждённого Сталинграда пытался сделать всё возможное, чтобы остановить противника. Как позднее говорил немецкий генерал: «За каждый дом, цех, водонапорную башню, насыпь, стену, подвал и, наконец, за каждую кучу мусора велась ожесточенная борьба, которая не имела себе равных… Русские превосходили немцев в отношении местности и маскировки и были опытнее в баррикадных боях за отдельными домами: они заняли прочную оборону».

В таких книгах, как «Мы родом из войны», «Дети Сталинграда», «Война глазами детей», мы находим огромное количество информации и фактов о судьбе простых людей, оказавшимися участниками войны. Рассказы,  глазами маленьких детей, не оставят равнодушным ни одного человека, а затронут каждого [5]. В этих воспоминаниях находит воплощение глубокая тема – дети и война. На что способен ребёнок в борьбе за жизнь?

О страшных событиях первых месяцев Сталинградской битвы: о бомбардировках, последующих пожарах и изъятиях вещей, детям военного города тяжело вспоминать, даже в наше время, без слёз на глазах. Вид горящего города и Волги навсегда остались в их сердцах. Очевидцы свидетельствовали: «Вспыхнул Сталинград, вспыхнула Волга от горящей разлившейся нефти. Раненые в госпиталях, спасаясь, выпрыгивали из окон. Камни плавились, как воск, а одежда на бегущих по улицам людях вспыхивала от нестерпимого жара» [2].

Сероусовой Марии Игнатьевне во время войны было всего лишь 8 лет. В её детстве было страшно, голодно, приходилось просить милостыню. Она с ужасом вспоминает события тех далёких дней, как однажды бомба прямого попадания упала к соседям, а её бабушка закрыла собой её и братика Сашу. Бабушка Настя была ранена осколками стекла, но они оказались не опасные. А вот соседей сразу разорвало, а ещё через три двора бомба упала прямо на стол, где обедали дети [10] (Приложение 3).

И дети, и взрослые находились в постоянном страхе от непрекращающихся взрывов. Они надеялись только на скорую победу Красной Армии.

Разрушенные улицы Сталинграда стали не последним тяжёлым испытанием для многих жителей. Некоторых забирали в плен и увозили на работы в Германию, а других просто расстреливали. Нелёгкая судьба выпадала даже детям.

Из воспоминаний девочки Нины в осаждённом городе: «В 1942 году при бомбёжке нас выбросило из дома ударной волной. Когда я пришла в себя, то увидела: мама лежит в луже крови, рука перебита и держится на одной жилке. "Нина, доченька, помоги мне, отрежь руку, я встану скорее. Не плачь…" Но мама не встала… После этого многих детей забрали в плен. Сама я попала в фашистский концлагерь. Там нас почти не кормили, только раз в день давали просо. Потом нас погрузили в вагоны для отправки в Германию. Но вскоре Красная Армия освободила нас» [7] (Приложение 4).

Дети помогали родителям и солдатам всем, что было в их силах. Работали дети разных возрастов, ведь для достижения победы нужен был абсолютно каждый человек. Их неоценимые трудовые подвиги, несомненно, помогли городу пережить страшную войну. Так вспоминает об этом Патронова Полина Михайловна: «Когда началась война, мне было 10 лет. Сразу стали мы работать. На поля ходили, на огороды ходили, но потом началась у нас сильная бомбежка, сразу стал немец бомбить на Волге пароходы с продуктами, с боеприпасами, горючее с Астрахани поставляли пароходы, а он встречал и бомбил их. Волгу ходили смотрели, на берегу собирали документы и сдавали их в сельский совет. Формировались у нас дивизии, которые после освободили Сталинград от немцев. Вырывали окопы, траншеи под оружие. Всё это подготавливали. Во время бомбежки, когда бомбили Волгу, был сильный воздушный бой самолетов, сбили одного летчика, и он повис на дереве. Наш летчик сбил немецкого, и он упал в Волгу. Но наш русский летчик тяжело был ранен, он катапультировался с парашютом и попал на дерево, мы на лодках кинулись его спасать. Это был его первый полет, но, к сожалению, он умер. У нас еще пекли хлеб, продукты все отдавали, молоко, яйца отдавали на фронт, ничего не жалели. Всё шло на фронт» [18].

Также дети активно участвовали в строительстве оборонительных сооружений. Леонид Конов был одним из них: «Фронт еще был относительно далеко от Сталинграда, а город уже опоясывался укреплениями. Знойным, душным летом тысячи женщин и подростков копали окопы, противотанковые рвы, строили баржи, Принимал в этом участие и я. Или, как тогда говорили, «ходил за окопы». Одолеть землю, твердую , как камень без кирки и лома было непросто. Особенно мучили солнце и ветер. Уставали настолько, что засыпали мгновенно, едва коснувшись коленями земли. И неудивительно: ведь работали по 12-14 часов в сутки. Иногда налетали немецкие самолеты и обстреливали нас на бреющем полете из пулеметов. Было очень страшно, женщины как правило плакали, крестились, а иные прощались друг с другом. Мы, мальчишки, хоть и старались показать себя чуть ли не мужчинами, но все равно тоже боялись. После каждого такого полета мы обязательно кого-то недосчитывались…» [13].

Разгром врага - единственное горячее желание объединяло всех сталинградцев от мала до велика.

Считается, что военные действия проходили в северной части Сталинграда, и Красноармейск, где находится наша гимназия, не был затронут. Однако первые бомбежки проходили как раз над южным районом города. Немецкие самолеты летали над местностью с конца июля 1942 года, первая бомбардировка 29 июля затронула Судоверфь, 8 августа под прицелом были станция Сарепта и затон. Потери после этих налетов были огромные, однако именно 9 августа считается трагической датой в истории Красноармейска, началась бомбардировка с воздуха.

Это было воскресенье и как обычно это был базарный день. Центральный рынок Красноармейска располагался на пересечении современных улиц Кооперативная и Гражданская, на повороте на автовокзал. Рынок занимал достаточно большую площадь, там были деревянный крытый корпус для торговли мясными и молочными продуктами, ряды для продавцов овощей и фруктов, в центре располагалась барахолка – вещевой рынок. Рынок был местом, где мирные жители и военные могли приобрести необходимые продовольственные товары, одежду и животных. А для эвакуированных с оккупированных территорий людей единственной возможностью что-то купить на пропитание, потому что они не могли получать продукты по карточкам.

В книге А. Смирнова «Красноармейск в годы Великой Отечественной войны» собраны воспоминания очевидцев этих событий.

Воспоминания Льва Сагеевича Тырина,

дитя военного Сталинграда, волгоградский художник-график.

Красноармейск. 9 августа 1942 г. (Приложение 5)

«Девятого августа я, Лёва, с бабушкой Марфушей пошли на Красноармейский базар купить продуктов на дорогу. Местные магазины были пустые и выдавали лишь хлеб по карточкам. С нами пошла на базар и беженка из Белоруссии, стоявшая на квартире в соседнем подъезде. До калитки нас проводила семи или восьми лет её дочка Янка. Беженка всё время рассказывала ужасные истории, которые её семье пришлось пережить, убегая на восток от наступающих немецких войск. С её слов это просто чудо, что им пришлось, вернее, удалось, вырваться из этого пекла. С её слов: - за нами горели мосты. Это я сейчас понимаю – назад дороги для них, нет.

Мы с бабушкой накупили продуктов и решили идти домой. Беженка – белоруска, что-то ещё не успела купить и просила пару минут подождать её за воротами. Мы с бабушкой были уже за воротами, и прилетел немецкий самолёт и сбросил бомбу на базар.

Девятое августа 1942 года было воскресным днём, народу было много, а немецкий лётчик был ас, и бомба угодила в самый центр базара (Приложение 6). Бомба ужасно выла и уже после войны в воронке оставшейся после взрыва этой бомбы специалисты определили – бомба была весом в тонну. Бабушка успела толкнуть меня в грязную канаву и накрыть собой. От сильного взрыва земля так сильно вздрогнула, что я даже выкатился из-под бабушки и сумел встать на ноги. На нас сверху летел всякий мусор, обрывки тканей и ещё что-то красное и липкое. На деревьях, на заборе на проводах висели клочья ткани и опять чего-то красного, как мясо в мясном отделе магазина. Рядом с канавой лежал пожилой мужчина, и из головы его пульсирующим фонтанчиком выстреливала кровь. Девочка лет 10 или более держала руками вываливающиеся, какие - то шланги из живота. Когда я повзрослел, то узнал, что это кишечник.

Наконец-то бабушка выбралась из канавы, что-то кричит, широко открывая рот, но звука не слышно. Звон в ушах в голове и кашель от едкого запаха серы. Бабушка бегом в Сарепту, в одной руке у неё кошёлка плетёная из камыша, в другой руке – моя рука. Дорога прямая, продольная и навстречу нам опять самолёт с крестами, смеющееся лицо немецкого лётчика и строчит из пулемёта. Летит очень низко и видно его работа - убивать людей - ему нравится, в удовольствие. Бабушка толкнула меня в сторону, я упал и строчка пуль, поднимающая столбики пыли, прошла рядом, почти, в метре от меня. Впереди нас упала женщина с рассыпавшейся рядом с ней сумкой, и тёмно-красное пятно расплывалось у неё на спине. Но немецкий лётчик решил ещё раз пройтись из пулемёта по бегущим ему навстречу людям. Мы видим, он опять летит нам навстречу. Бабушка решила больше не рисковать и свернула в проулок с прямой продольной дороги.

Когда мы уже подходили к Сарепте, раздался такой взрыв, что и в наши оглохшие уши, ударили, словно кувалдой. Со стороны затона в небо поднялся высокий столб дыма. От этого взрыва вылетели стёкла во многих домах. Вечером домой пришёл Михаил Филиппович и сообщил, что в этот день немцы разбомбили железнодорожные составы с беженцами, стоящими на железнодорожных путях, около затона. Много жертв. Бомбили железнодорожные составы около бакгауза. Одна бомба попала в стоящую в затоне баржу со снарядами. Взрыв был такой мощный, что сдетонировали все снаряды, вылетели стёкла у ближайших домов. Из отдела железных дорог на «втором Сталинграде» позвонили Михаилу Филипповичу в его «литейно-механические мастерские, спрашивали, что это у вас взорвалось? Даже на «втором Сталинграде» был услышан этот взрыв?».

В настоящее время Лев Сергеевич проживает в Красноармейском районе Волгограда, делится своими воспоминаниями, рассказывает о берущих за душу работах. Страшные события военного Сталинграда оставили глубокий след на сердце маленького мальчика в виде яркой вспышки, которая преследует его всю жизнь. Трагическую сущность войны автор передал в своих работах [14].

Глава 2. Выживание детей в условиях ограниченности продуктов в период Сталинградской битвы.

Пищи в Сталинграде постоянно не хватало, как на простых жителей, так и на военных. Каждый кусочек хлеба, каждый глоток воды ценился на вес золота. Одни из самых горьких воспоминаний детей военного города именно о голоде: «Главное, что изменилось в нашей жизни с началом войны, это голод… Самое страшное воспоминание – это когда мы лежали уже обессилившие и видели всё время хлеб во сне» [6].

Голод достиг всех домов и семей. Многие люди были не в силах раздобыть еды и мучительно наблюдали как уходят из жизни их близкие. Сталинградцы, как никто другой, ощутили себя на месте жителей блокадного Ленинграда. «Есть было нечего, а с наступлением зимы было холодно и голодно, и так мы прожили всю Сталинградскую битву», - вспоминает жительница Красноармейского района Доброскокина Клавдия Андреевна [8] (Приложение 7).

Советские солдаты, часто рискуя погибнуть от истощения, отдавали из своих скудных пайков последнюю еду детям: «Я всю свою жизнь помню и буду помнить солдата, который ещё во время уличных боёв в Тракторозаводском районе выбежал из-за угла дома, я в это время стояла у подъезда горящего нашего комбината с матерью, подошёл к нам, достал откуда-то из-за пазухи голубой кусок сахара-рафинада и сказал: "Съешь, дочка, бог даст, выживешь в этом аду, а мне он уже ни к чему. Но помни, всё равно мы победим этих гадов!". Он повернулся и побежал за дом, к своим. В то время это было дорогое угощение. Мама заплакала, а я долго не могла съесть этот кусок рафинада. Мне очень хотелось, чтобы этот солдат остался жив» [4].

Женщины-матери нередко прибегали к воровству ради спасения своих детей. Это были смелые поступки, так как они понимали, что их могут поймать как свои, так и враги. Добывали всё, что хоть как-то помогало заглушить чувство голода: пробирались на разрушенные элеватор и на кондитерскую фабрику за горелым зерном и патокой. Из отходов горчицы делали оладьи. В пищу шли шкуры лошадей, кожаные ремни. Из помойных ям, куда немцы выбрасывали отходы, несчастные люди ночами доставали очистки, огрызки [1].

Но были случаи, когда сами немецкие солдаты и офицеры подкармливали маленьких детей, оставшихся в разрушенном Сталинграде. Из воспоминаний Марченко Виктора Михайловича: «Ещё я отчётливо помню, как к нам в блиндаж зашёл военный с автоматом и в чёрной шинели. Женшины очень испугались, так как оказалось, что это эсэсовец. Он сел на кровать, подозвал меня и моего дядю Витю, который был старше меня на 3 года, дал нам по шоколадке. Когда подошла бабушка, он стал показывать фотографию. На этом снимке была его семья. Я увидел – на глазах у него слёзы» [9]. Многие оккупанты поневоле оказались на чужой для них земле. Они мечтали поскорее встретиться со своими семьями, поэтому проявляли человечность и к советскому народу.

Детям, наряду со взрослыми, пришлось пережить весь ужас войны, поэтому многие из наших бабушек и дедушек, которые в период войны были совсем молодые, и сегодня пытаются сделать запас продуктов, чтобы в экстремальной ситуации не чувствовать того, что им уже далось пережить. Самым страшным испытанием для всех свидетелей, как детей, так и взрослых, являлся голод.

Глава 3. Люди и город после Сталинградской битвы. Последствия и тяготы жизни.

2 февраля 1943 года в измученный Сталинград пришла победа над коварным врагом. Одни люди с радостью выходили на улицу, танцевали, пели, а другие до сих пор не могли поверить, что эти мучения закончились. Впереди город ждало ещё долгое время восстановления. Несмотря на окончание сражений, многие жители продолжили вкладывать все свои силы для помощи Красной Армии в полном уничтожении фашистских захватчиков.

Кровопролитная битва оставила свой след в жизни каждого человека, прошедшего через неё, и ещё несколько лет она напоминала о себе в разрушенном Сталинграде. Еды не хватало и жить было негде. Но даже когда у людей появилась возможность порадовать своих детей конфетами, юные очевидцы страшных событий желали лишь простого хлеба. Из воспоминаний Нины Михайловны Бариновой, которой тогда было десять лет: «Как мы выжили – это известно только одному Господу Богу. Жизнь в разрушенном городе, была по-прежнему чрезвычайно тяжелой. Люди жили в блиндажах, землянках, подвалах, на лестничных площадках домов. Население терпело нужду во всем, что обеспечивает нормальную жизнь: не хватало еды, одежды, обуви, топлива, медикаментов. У нас не было электричества, водопровода, канализации. Немало труда требовалось на расчистку Сталинграда от разбитой вражеской техники, обломков зданий» [3].

Впереди людей ждала тяжёлая и важная работа – восстановление города. После массированных бомбардировок от Сталинграда почти ничего не осталось, он был похож на пустошь. Главными задачами являлись налаживание промышленности и строительство жилых домов, ведь в городе оставалось около 50 тысяч человек, переживших Сталинградскую битву. Дети не могли остаться в стороне, их забирали на помощь в расчистке улиц из-за нехватки рабочих рук, а многие из них сами горели желанием помочь. «Мы действовали не по приказу. Это был наш долг восстановить Сталинград. Получается, это мы положили начало нынешнему волонтерскому движению. Людей в городе оставалось мало. Я строила 12-ю поликлинику. По деревянным мосткам носили наверх кирпичи. Трудно было. Но мы приходили домой, купались, а вечером шли на танцы. Будто и не работали целый день» - вспоминает Таисия Петрова, которой в 1943 году было 16 лет [11].

Когда начался новый учебный год, дети после уроков собирались компаниями и выходили на улицы работать, помогать родителям (Приложение 8). Их бескорыстный труд встретил глубокое уважение со стороны всего Сталинграда.

 

Заключение

Война способна в миг изменить жизнь человека. Она не щадит ни взрослых, ни детей. Юные очевидцы страшных сражений лишились своего счастливого и беззаботного детства. Им пришлось столкнуться лицом к лицу с горечью утраты и нечеловеческими условиями жизни.

На примере воспоминаний жителей осаждённого Сталинграда мы постарались представить полную картину войны для современного поколения. Живых участников Великой Отечественной войны остаётся всё меньше. Память стремится вычеркнуть то страшное, что пришлось пережить человеку. Чем дальше история уходит от этой несравнимой по масштабам войны, тем сильнее забывается «вкус войны». В своей работе мы сделали всё возможное, чтобы нынешнее поколение молодых людей всегда помнило этот «вкус» и стремилось сохранить мир любой ценой.

Образ войны в представлении детей даёт нам яркую и выразительную картину. Это получается в силу того, что они реагируют на происходящее более эмоционально, так как им присущи открытость и непосредственность –у них в воспоминаний часто отсутствуют приукрашивание или замалчивание тех или иных событий. Дети запоминают и рассказывают всё, как оно было на самом деле.

Гипотеза, которая была выдвинута в начале работы - доказать, что свидетельства детей военного Сталинграда являются достоверными, подтвердилась. Воспоминания детей являются объективными источниками информации, так как соответствуют данным государственных и личных архивов, воспоминаниям взрослых очевидцев и другим ресурсам.

Ценность данной работы заключается в том, что нами были рассмотрены не только опубликованные работы, но и непредставленные общественности воспоминания. Сам проект является примером преемственности нескольких поколений: 40-х годов 20 столетия, начала нового тысячелетия и современного поколения 20-х годов 21 века.

Список используемых ресурсов и литературы

  1. «200 дней ада» (Гражданское население в Сталинградской битве). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://viluchinsk-city.ru/about/info/news/6999/ (Дата обращения: 07.08.2023)

  2. 23 августа 1942 г. – День варварской бомбардировки Сталинграда. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2017/08/blog-post_23.html (Дата обращения: 03.08.2023)

  3. «Бои там были страшнейшие…» Сталинградская битва в воспоминаниях участников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mir24.tv/articles/16493727/boi-tam-byli-strashneishie-stalingradskaya-bitva-v-vospominaniyah-uchastnikov (Дата обращения: 15.08.2023)

  4. «Голод, пожары и мёртвые». Воспоминания детей Сталинграда о ноябре 1942. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aif.ru/society/history/golod_pozhary_i_mertvye_vospominaniya_detey_stalingrada_o_noyabre_1942_god (Дата обращения: 07.08.2023)

  5. «Дети той страшной войны». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://бессмертныйсталинград.рф/deti-toj-strashnoj-vojny/ (Дата обращения: 02.08.2023)

  6. Дети Сталинграда: пищевые практики военного времени. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-stalingrada-pischevye-praktiki-voennogo-vremeni/viewer (Дата обращения: 06.08.2023)

  7. Из воспоминаний девочки Нины / Рукописная Книга памяти. История Великой Отечественной войны. События, люди, история. Волгоград, 2002. С. 15-16. Из архива МОУ Гимназии №6 Красноармейского района Волгограда

  8. Из воспоминаний Доброскокиной К.А. / Рукописная Книга памяти. История Великой Отечественной войны. События, люди, история. Волгоград, 2002. С. 15. Из архива МОУ Гимназии №6 Красноармейского района Волгограда

  9. Из воспоминаний Марченко В.М. / Рукописная Книга памяти. История Великой Отечественной войны. События, люди, история. Волгоград, 2002. С. 10-11. Из архива МОУ Гимназии №6 Красноармейского района Волгограда

  10. Из воспоминаний Сероусовой М.И. / Рукописная Книга памяти. История Великой Отечественной войны. События, люди, история. Волгоград, 2002. С. 37. Из архива МОУ Гимназии №6 Красноармейского района Волгограда

  11. Как в 1943 году восстанавливали руины Сталинграда. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2021/10/20/reg-ufo/volgogradcam-rasskazali-kak-v-1943-godu-vosstanavlivali-ruiny-stalingrada.html (Дата обращения: 15.08.2023)

  12. Повседневная жизнь мирного населения Сталинграда в дни Сталинградской битвы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prepod24.ru/readyworks/126146/ (Дата обращения: 20.07.2023)

  13. Подвиги детей военного Сталинграда. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detistalingrada.narod.ru/index/podvigi_detej_voennogo_stalingrada/0-11 (Дата обращения: 06.08.2023)

  14. Смирнов А.А. Из воспоминаний Тырина Л.С. / Красноармейск в годы Великой Отечественной войны. Волгоград.

  15. Сталинградская битва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.may9.ru/history/articles/stalingradskya-bitva/ (Дата обращения: 19.07.2023)

  16. «Сталинградская битва. Коренной перелом» Эвакуация: мифы и цифры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mrzh.ru/pol/stalingrad/stal_03.html (Дата обращения: 01.08.2023)

  17. Сталинградская битва. Эвакуация населения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.great-country.ru/rubrika_myths/vov/00068.html (Дата обращения: 01.08.2023)

  18. Трудовой подвиг детей во время Сталинградской битвы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://turist34.ucoz.ru/museum/rogachjova-norenko- trudovoj_podvig.pdf (Дата обращения: 04.08.2023)

 

Приложение 1

Форзац «Книги памяти»

Титульный лист «Книги памяти»

Приложение 2

Горящий Сталинград. Август 1942 г.

Руины Сталинградского тракторного завода имени Ф.Э. Дзержинского. 1942 г.


 

Приложение 3

Воспоминания Сероусовой М.И. из «Книги памяти»

Приложение 4

Воспоминания девочки Нины и написанное ею стихотворение из «Книги памяти»

П риложение 5

Л.С. Тырин – дитя военного Сталинграда, волгоградский художник-график, очевидец бомбардировки Красноармейска 9 августа 1942 г.

Приложение 6

Атака немцев на Красноармейский базар. 9 августа 1942 г. Работа Л.С. Тырина.

Приложение 7

Голодные дети в Сталинграде. 1942 г.

Приложение 8

Сбор материалов сталинградскими детьми для восстановления школы. 1943 г.

Просмотров работы: 356