Небесные заступники Земли Русской

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Небесные заступники Земли Русской

Романов С.А. 1
1МОУ-СОШ "Имена Победы"
Карманова Г.В. 1
1МОУ-СОШ "Имена Победы"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 
 
 
   
   
 

Введение.

 

 

«Доколе Россия будет православна и будет усердно чтить Бога и Богоматерь,

Дотоле она будет могущественна и непоколебима.

Ибо от начала и доселе она выходила из всех бед,

Укреплялась и расширялась заступлением и помощью Богородицы

Во всех войнах и ратных обстоятельствах.»

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Тема моей учебно-исследовательской работы:

«Небесные заступники Земли Русской».

На небесах у каждого христианина есть свой небесный покровитель – святой, в честь которого он назван. Святые – это богоподобные люди, в ком образ Божий воссиял в своей первоначальной чистоте. Их праведная жизнь является для нас примером истинной веры, любви, добра и мудрости. Среди множества святых, которые почитаются в Православной церкви, есть те, которые считаются заступниками Земли Русской. Они помогали защищать Россию от внешних врагов и от разрушительных сил. Они стали символом православной веры, которая продолжает жить в сердцах русских народов.

А почему именно эти святые и каким оружием они защищали нашу многострадальную Родину во все времена? Я начал своё исследование…

Актуальность исследования: изучение культурного наследия и духовного единства России через патриотическую призму времени.

Объекты исследования: духовная Россия и ее победы.

Предмет исследования: подвиг равноапостольного Константина, небесные покровители Русского Воинства, святые подвижники Земли Русской и их подвиги, иконы Божьей Матери и ее Богородичный крест.

Цель: изучить праведных воинов и полководцев, святых угодников и молитвенников Земли Русской, исследовать исторические личности и их ратные и православные подвиги, узнать о чудесах самых почитаемых образов Богородицы, отмеченных печатью русской истории на полях брани.

Задачи:

  1. Собрать материал и расширить знания о русских воинах, их заслугах перед Отечеством и причисления их к лику святых.

  2. Узнав о святых защитниках Отечества, пополнить свой духовный мир.

  3. Воспитать чувство патриотизма и гордости за русский народ на примере подвигов заступников Земли Русской.

  4. Воспитать уважение к наследию своего народа и его духовных ценностей.

  5. Сделать игру-викторину по теме моей исследовательской работы.

  6. Привлечь внимание одноклассников к изучению темы.

Методы исследования:

  1. Воспользоваться накопленными знаниями и используя всевозможную информацию в книгах, буклетах, энциклопедиях и исторических сайтов и прочих платформах, добиться цели проекта.‏

  2. Проанализировать собранный блок информации и систематизировать знания моего проекта с подведением итогов и выводов.

Гипотеза: если мы будем взращивать и укреплять в себе веру в Бога, то будем всегда под незримым покрывалом защиты небесных заступников Земли Русской.

Перерождение языческого Рима

Заглянем в колодец знаний истории…Перенесемся в Рим…

В 312 году перед решающим сражением, имеющим всемирно-историческое значение, в ходе которой власть над языческим Римом оспаривали тиран Максентий и Константин, последнему было знамение.

Знамения Константина Великого

О днажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться, Император собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: «Сим Побеждай!». Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. [1] Константин, находившись в недоумении, говорил сам себе: «Что бы значило такое явление?» Пока он долго думал и размышлял, наступила ночь. Во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделать знамя, подобное этому, виденному на небе, и употреблять его для защиты от нападения врагов. [2] Таким образом, видно, что перед битвой император дважды удостоился откровения свыше. В первый раз это было видение Креста на небе, а во второй раз – явление Христа во сне. Пораженный дивным видением и, решившись не чтить никакого другого Бога, кроме виденного, Константин призвал к себе таинников Его слова и спросил их, кто тот Бог, и какой смысл знамения, которое он видел? Они отвечали, что тот Бог есть единородный Сын одного и единственного Бога, а явившееся знамение – символ бессмертия и торжественный знак победы над смертью, которую одержал он, когда приходил на землю… [3]

Победа под знамёнами Христа

З аключительным этапом стала сама битва и победа, в которой император исполнил повеление Господа, полученное во сне. Константин велел изготовить знамёна с хризмой (монограммой имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени - Χ и Ρ, скрещённых между собой), которые называли лабарум (священная хоругвь).
Константин повел воинов в бой под знамением Креста. Знамение, которое воины видели на небесах с надписью «Сим побеждай», стало ступенью к вере в Бога для тех, кто до этого не верил в чудесную силу Креста Господня, и укрепило в надежде на помощь свыше тех, кто до этого уже был христианином.

А лабарум стал символ христианства и относится к военному штандарту, используемому в Римской империи, введённый императором Константином I. Он изображён и на монетах того времени.

С религиозным переломом, случившийся в сознании Константина, начинается новая эпоха в жизни языческой Римской империи. Император нашел в себе достаточно сил, мужества и политической мудрости для того, чтобы донести до жителей своей империи красоту, глубину и силу христианства. Благодаря его деятельности был заложен прочный фундамент христианской Византии, откуда светом Христова Евангелия была впоследствии просвещена Русь и многие другие страны Европы. Подвиг равноапостольного Константина приобретает свои истинные очертания и
значение как для истории Православной Церкви, так и для мировой истории в целом.

В изантийская традиция воевать под хоругвью дошла и до Древней Руси. Воины шли в бой с религиозными полотнищами с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святого. Они стали символом единения земной и духовной власти. Сегодня их несут во время шествия по случаю большого религиозного праздника служители церкви в самом начале процессии. Хоругви — это символ победы Иисуса Христа над смертью и дьяволом. Их изготавливают из дорогой ткани, украшают бахромой или кисточками. Образы святых переносят на полотно с помощью аппликации. А знамя из бархата или парчи расшивают золотыми нитками.

Небесные покровители Русского Воинства

Перед великими битвами и во время вражеских нашествий наши воины и обычные мирные жители обращались с молитвой к святым, в которой просили помощи и победы над врагом. Проводились богослужения. Таким образом, войска заручались поддержкой небес. А кому молились и молятся русские воины?

С пас Нерукотворный

Спас Нерукотворный - является символом защиты от врагов. Её чаще других размещали на главных городских воротах, так как считалось, что Спас охраняет от вражеских вторжений. Кроме того, именно этот образ чаще других был изображён на воинских хоругвях, с которыми шли в бой с иноверцами русские солдаты допетровских времён. На нём же воины принимали присягу и клялись. Именно поэтому Президент РФ подарил нашим военным в зоне спецоперации его список.

Благоверный князь Александр Невский

П еред Невской битвой благоверный князь Александр Ярославич - защитник русской земли, долго и усердно молился в храме Святой Софии Новгородской, и Господь не посрамил упование князя: послал уму в помощь святых его предков – страстотерпцев Бориса и Глеба. Судьбоносны и значимы были победы князя.

Сегодня Александр Невский – Святой собиратель и защитник русских земель и после своей кончины способствует духовному объединению христианских народов. Ему молятся солдаты перед сражениями – для укрепления боевого духа и стойкости. И считают его небесным покровителем Сухопутных войск и Морской пехоты Военно-Морского Флота.

Благоверный князь Дмитрий Донской

Д митрий Донской также является святым покровителем русских воинов. Сам Димитрий перед сражением обратился за благословением к «Игумену Земли Русской» преподобному Сергию Радонежскому, которого уже при жизни почитали в народе как великого подвижника и угодника Божьего. Преподобный благословил русских воинов и послал вместе с Димитрием двух своих схимников – Александра Пересвета и Андрея Ослабю. Судьбоносной была победа русских в Куликовкой Битве!

В молитвах своих люди просят его об укреплении страны, сохранении её единства и защите от внутренних и внешних угроз. Святой помогает примирить враждующих, его просят о заступничестве. Является покровителем Военной полиции.

Святой Архангел Михаил

Главным небесным защитник людей от лукавого, а также от тайных и явных врагов является Архангел Михаил, один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Его называют «архистратиг», то есть старший воин, вождь. Поэтому его как предводителя Божьего воинства наравне со Спасом Нерукотворным часто изображали на своих знамёнах русичи. На иконах архистратиг в образе воина – с мечом и в доспехах.

В «Откровении» Иоанна Богослова говорится о том, что в финальной схватке с силами зла победит ангельское воинство во главе с Архангелом Михаилом. Считается, что именно Архангел Михаил привиделся предводителю татаро-монгольского войска Батыю, что заставило его отказаться от нападения на Новгород. Является покровителем Вооруженных сил Российской Федерации.

С вятой Николай Угодник

Николай Чудотворецпокровитель моряков и путешественников. Ему молятся об усмирении шторма и спасении при кораблекрушении. В жизнеописании святителя говорится о воскрешённых им во время морских путешествий людях. Например, он вернул к жизни моряка, сорвавшегося с мачты и разбившегося насмерть. При жизни Николай Чудотворец прославился и как примиритель враждующих. Также его просят о скорейшем выздоровлении. При рождении Святитель Николай показал дар чудотворения — после родов его мать исцелилась от болезни.

В еликомученик Георгий Победоносец

Святой великомученик Георгий Победоносец - один из самых почитаемых христианских воинов, а потому считается покровителем всех Вооружённых сил России. Символично, что Святой Георгий является защитником русского воинства, помогает России в минуты лихолетья. Он поражает, как дракона, любого врага, напавшего на нашу Отчизну. Так и наш народ своим мужеством, верой и силой духа поражает чёрного дракона-фашизм. В IV веке Георгий был жестоко казнён за веру, а после смерти получил звание великомученика и прославился как заступник людей. Его изображение в виде всадника, пронзающего копьём змия, есть на гербе Москвы, так как со времён Дмитрия Донского он считается покровителем столицы.

Святой Пророк Божий Илия

П ророк Божий Илья - самый почитаемый святой из Ветхого Завета призывал царя и израильтян уверовать в Бога, чтобы спастись от засухи, но те не поверили ему. Тогда пророк сложил жертвенник, на который с неба упал огонь. Это заставило людей уверовать. Он первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого и сам был живым взят на Небо в огненной колеснице.

В день памяти пророка Ильи – 2 августа 1930 года – во время военных учений произошло первое десантирование, и руководство нашей страны подписало указ о создании Воздушно-десантных войск. Поэтому святой считается покровителем десантников, а день ВДВ отмечается именно «на Ильин День».

С вятой апостол Андрей Первозванный

Святой апостол Андрей Первозванный был учеником Христа и первым, кто последовал за Ним. После Воскресения Христа святой Андрей путешествовал по миру и проповедовал Слово Божие. До призвания Андрей Первозванный был простым рыбаком, поэтому он считается покровителем рыбаков и людей, которые связаны с морем.

Морской флот России всегда находился под покровительством Андрея Первозванного, а на флотском боевом знамени изображен Андреевский крест. Перед выходом в море военные моряки и их родные служат молебен для Андрея Первозванного, чтобы он покровительствовал им в походах и помогал возвращению домой.

Святой Илья Муромец

П реподобный Илья Муромец - прославленный былинный богатырь всю жизнь защищал Родину от врага, а к старости постригся в монахи в Киево-Печерском монастыре, перенеся свою борьбу со злом на поле духовной брани. Преподобного Илью считают покровителем ракетных войск и пограничной службы России. Те, кто служит в армии, обращаются к иконе «Илья Муромца» за поддержкой, чтобы безупречно нести свою службу. Икона «Святого Ильи Муромца» должна быть у каждого мальчика, чтобы он рос таким же сильным, мужественным и справедливым.

Святой праведный воин Федор Ушаков

Ф еодор Ушаков — адмирал Российского флота. Великий флотоводец одержал победу в 43 сражениях, не потерпел ни одного поражения, не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Русский народ знал: где Ушаков – там победа! Он стал символом непобедимой мощи русского воинства! Святой Феодор был милосердным, помогал нуждающимся, в преклонных годах стал почти отшельником. Является Покровитель Военно-морского флота.

Святые подвижники Земли Русской

Исследуя проект, мы осознаем, что Святые покровители Русского Воинства – это достойнейший пример для всех нас.! Их жизни была служением Богу, людям, Отечеству. Заветы святых воинов говорят, что защита Родины и труд для нее - есть исполнение Божьей воли!

Но одни Святые покровители совершают воинские подвиги на поле брани с оружием в руках, а другие совершали подвиги своими горячими молитвами, добрыми милосердными делами защищали Родину в самые трудные времена. От слова «Подвиг» возникло слово «подвижник». Сергия Радонежского и Серафима Саровского называют «святыми подвижниками».

Преподобный Сергий Радонежский

С ергий Радонежский - один из наиболее почитаемых русских святых. «Игумен земли Русской» - называют его в народе. Игумен — это настоятель православного монастыря. Значит, можно сказать, что Сергий Радонежский является духовным наставником всех русских людей. Он примирял враждующих князей, оказывал поддержку московским князьям в объединении Руси. Во время сражения преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Всей своей жизнью Сергий Радонежский доказывал окружающим, что жить надо с добром и любовью в сердце, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Эта великая идея единения не раз спасала наше государство от раскола.

С детства жизнь Варфоломея (имя до принятия монашества) сопровождалась чудесными знамениями. С первых лет жизни он удивил всех постничеством: по средам и пятницам не принимал молока матери. Отроком он отставал в учении, несмотря на усердие. Однажды, встретив на дороге святого ангела в образе старца, попросил его: «Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту!» Желание благочестивого ребенка исполнилось. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом поселился недалеко от Радонежа в глубоком лесу и жил там в труде и молитве ради Господа, претерпевая разные опасности и искушения. Вскоре братья построили келью и малую церковь. Так было положено начало знаменитой Троице-Сергиевской Лавры. Сергий принял монашество и к нему начали приходить ученики. Старец был не только духовным учителем, но и служил примером в повседневном труде. Он сам колол дрова, носил воду, пёк хлеб. За такое усердие и смирение святой был удостоен от Господа дара чудотворения. Он мог исцелять и даже воскрешать людей. Несколько раз его посещала Сама Богородица.

Вот уже более 600 лет русские православные люди молятся святому Сергию Радонежскому о себе и о России, просят помощи и заступничества.

Преподобный Серафим Саровский

Серафим Саровский (при крещении имя Прохор), великий подвижник Церкви Русской, его ласково называют «батюшка Серафим».

С детства Прохор больше всего любил молиться и читать Священное Писание, жития святых, или Святое Евангелие в уединении. Однажды мальчик забрался на колокольню и, оступившись, камнем полетел на землю. Только чудом можно было объяснить то, что мальчик остался жив. В другой раз Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь и исцелился, приложившись к иконе «Знамение» на крестном ходу. В юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и в 17 лет он уходит в Саровскую пустынь. Здесь он проводил жизнь в суровых подвигах, ни на минуту не прекращая молитвы и проходит все духовные ступени подвижничества.

Одним из первых иноческих подвигов для преподобного Серафима стало столпничество, то есть продолжительное стояние с молитвой на камне. В этом неимоверно тяжелом преподобный провел 3 года и завершил его лишь из-за сильного телесного изнеможения и явных ран.

По причине немощи Серафим сменил столпничество на второй подвиг – молчальничество и он нес тоже 3 года в глухом лесу, претерпевая множество испытаний. Видя его святость, лесные дикие звери приходили и служили ему, медведь ел с рук. Когда его попросили вернутся в монастырь, он принял третий подвиг – затворничество. Жил вкелье, которая никогда не отапливалась, спал же преподобный на досках, с камнем под головой вместо подушки. Все его дни и ночи заполняла молитва с поклонами — до 1000 ежедневно. В уединенной молитве он обрел способность к прозорливости и чудотворению. И вот однажды, как в детстве, Серафиму явилась Божия Матерь, повелев ему полностью выйти из затвора. После затворничества подвиг старчества стал для преподобного Серафима Саровского одним из самых важных, так как теперь он входил в общение с людьми — духовно врачевал иноков и мирян. По его молитвам совершались знамения и чудеса. Воины оставались невредимые на поле боя. Пребывая в затворе, преподобный Серафим вместе со всей саровской братией, особенно усилил свой молитвенный подвиг в предстоянии за Православную Русь в период нашествия на нее французов в 1812 г. Однако мало кто знает, что в 1818 г. благодарная Россия наградила саровского игумена Нифонта с 13 иеромонахами (среди них и старца Серафима) особыми наперсными крестами в честь победы над французской армией!

Мы знаем других святых столпников, затворников, исповедников, молчальников, старцев. Серафим Саровский был всем этим вместе. Он свел воедино все пути, которыми душа поднимается к Богу. Умер преподобный во время молитвы, стоя на коленях перед иконой Богородицы.

Заступница Державная

Материнскою Любовью покрыта земля русская многострадальная. Человек в трудную минуту зовёт на помощь родную матушку. Русские люди в тяжкую годину призывают Матерь Божию. Не удивительно, что православные люди считают Русь уделом Пресвятой Богородицы. Когда русский народ сердечно возлагает упование на свою Избранную Воеводу Небесную, силы его возрастают, приходит воодушевление, бесстрашие и готовность положить душу свою за родное Отечество. А если человеческих сил не хватает, тогда заступает Сила Божия. Особенно удивительна и разнообразна помощь Богородицы в деле спасения нашей страны от внешних угроз. В каком бы обличии не приходил на нашу Русь враг, как не совершенно была б у его военная техника – по горячей молитве верующих Богородица чудесным образом помогала его одолеть.

В 860 русы напали на Константинополь и почти захватили его. Но византийцы взмолились к Богородице, а потом окунули ее покров, хранившийся во Влахернском храме, в воды Боспора. На море поднялся страшный шторм, и русы не смогли напасть на город. Это так поразило их, что многие из них решили не враждовать с византийцами и обратиться в христианство. Первое знакомство христиан с Богородицей показало ее как справедливую заступницу тех, кто ее почитает.

К XII веку окончательно оформился культ почитания Пресвятой Богородицы На Руси. Ей о ратных победах молились князья, посвящали ей храмы, писали иконы. Первым популярным богородичным образом на Руси стала Богородица Оранта
(1 из 3-х основных канонических типов Оранта – Одигитрия – Елеуса) — изображение стоящей Марии, раскинувшей руки в молитвенно-защитном жесте. Этот образ называли «Нерушимая стена», и в нем Богоматерь представлялась защитницей православных от врагов. Кстати, именно этот образ Богородицы использовался в Константинопольском Влахернском храме, на молитвы в котором Богоматерь ответила византийцам в 860 году.

     

Оранта

(Охраняющая)

Одигитрия

(Путеводительница)

Елеуса

(Умиление)

Стоящая Богородица с двумя поднятыми и раскинутыми в молитве руками.

Богородица держит на руках Младенца, который благословляет правой рукой, а в левой держит свиток.

Богородица изображается с Младенцем, прижатым

к ней щечкой

К азанская икона Божьей Матери

В Смутные времена 1612 г. с Казанской иконой Божией матери на Москву двинулось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского. Князь Дмитрий Пожарский не хотел разрушать Москву, и все ополчение молилось перед иконой, прося сохранить город. Молитвы были услышаны: русские, призвав на помощь Царицу Небесную, пошли на приступ и взяли Китай-город, куда вместе с войском вошла и Казанская икона. Польские гарнизоны капитулировали. Через 3 дня ополчение под звон колоколов, с Казанской иконой впереди войска, вошло в Московский Кремль.

Известно, что Петр I накануне Полтавского сражения молился перед этим чудотворным образом, испрашивая благословения и победы. А затем через стан воинов пронесли чудотворную икону Пресвятой Богородицы, благословляя ею коленопреклоненных солдат. Его Величество лично повёл один из батальонов в атаку, ранен не был. Одна пуля пробила насквозь его шляпу, вторая — застряла в седле, а третья попала в золотой крест на его груди, который и спас царя. Полтавская победа стала самым блистательным триумфом петровского времени.

В последние годы стали известны свидетельства о небесном заступничестве за Россию и её воинство во время Великой Отечественной войны. Сам Сталин молился перед этой иконой сразу после начала Великой Отечественной войны. При подходе немецких войск к Ленинграду Казанская икона Божией Матери была обнесена вокруг города на Неве. И произошло удивительное. Гитлер приказал остановить танки. Враг так и не переступил невидимую границу, намеченную крестным ходом. Позже Казанскую икону перевезли в Богоявленский Собор московского Кремля, а затем в Сталинград. И вновь врагу не удалось захватить город.

И звестный факт: в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны были выпущены плакаты с цитатой И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». На всех плакатах были изображены Великие православные защитники земли Русской: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов. Это было переломным моментом для страны, с точки зрения отношения власти к церкви и религии.

1943 год начался с поражения немцев под Сталинградом. Летом, когда в угаре танковых сражений под Курском решалась судьба войны, множество советских солдат стали свидетелями явления на небе Богородицы, Которая, благословляя их, указывала рукой на запад. После этого началось стремительное освобождение наших земель.

Наконец с осени 1943 года власти стали возвращать из тюрем священников и до конца войны открыли около 6500 храмов. Церкви позволили вновь избрать патриарха, и Казанский образ Царицы Небесной стал сопровождать армию в автомобиле маршала Жукова. С помощью Божией враг был изгнан из пределов нашей страны, и началось освобождение других народов.

А вот интересный календарь войны:

День начала войны, 22 июня, совпал с Неделей всех святых, в земле Российской просиявших, в день празднования иконы «Нерушимая стена» И враг не разрушил стены нашей страны. Мы не только выстояли, мы победили!

Контрнаступление под Москвой началось в день памяти Святого Александра Невского.

6 ноября 1943-го был освобожден Киев - в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Пасха 6 мая 1945-го выпала на день Георгия Победоносца!!!

Парад Победы на Красной площади 24 июня совпал с днем Пресвятой Троицы.

Владимирская икона Божьей Матери

Не один раз чудотворные иконы присутствовали на поле боя, вселяя силы в полководцев и войска, помогали отвоевывать города, влияли на становление российского государства и расширение его границ.

В ладимирской иконе Божией Матери издавна молились о помощи в защите от врагов. По преданию, Владимирская икона была написана при жизни Богородицы апостолом и евангелистом Лукой. За трапезой апостола посетило чудесное видение будущего христианского народа, и он, взяв доску из стола, начал писать образ Богоматери с Младенцем Иисусом на руках. Дева Мария не мешала апостолу, ибо увидела, что он движим Волей Господа.

В XII в. святой благоверный князь Андрей Боголюбский тайно вывозил икону из Вышгорода в Ростов. Но вдруг в 12 верстах от Владимира запряженные кони князя Андрея встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь уснул. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». Было это в 1159 году. Так образ и получил свое название — Владимирская икона Божией Матери

А в 1395 году, по преданию, Тамерлан, готовящийся разграбить Москву, задремал в своем шатре, и ему явилась Владимирская Божья Матерь. Она сказала золотоордынскому вождю, чтобы тот поскорее возвращал свои орды домой, иначе его ждет страшная кара. Нам никогда не узнать как это было на самом деле, но факт остается фактом: Тамерлан вдруг поспешно развернул свои орды и покинул Русскую землю.

В 1480 году пришло время окончательного избавления от ордынского ига. Хан Ахмет, разгневанный непокорностью князя Ивана III, выступил со всем своим войском, но был встречен общерусской ратью на реке Угре. В русском стане находилась Владимирская икона Божией Матери, перед которой непрестанно совершались молебны. Четыре дня продолжалось вооружённое противостояние. Ахмет был вынужден оставить русские пределы, после того как русские вместе с союзными нам тогда крымскими татарами предприняли обходной манёвр. Настал час освобождения Руси! Река Угра с тех пор стала называться «поясом Богородицы».

Смоленская икона Божьей Матери

Ч удотворная Смоленская икона Божией Матери, как и Владимирская, была написана самим святым Лукой при жизни Богородицы. Смоленская икона всегда стояла на страже Русской земли. Она - вдохновительница победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Русские войска, уходя из Смоленска, взяли с собой Смоленскую икону Богоматери. Перед судьбоносной Бородинской Битвой «Матушку Смоленскую» пронесли перед полками, и верховный главнокомандующий М.И. Кутузов, преклонив пред ней седую голову, молил о заступлении. Жестокая кровопролитная битва предопределила весь последующий ход войны, в которой властитель Европы Наполеон схоронил военную армаду на необъятных и непокорённых российских просторах. Впоследствии трофеи разгромленных французов были положены в Казанском соборе Петербурга, рядом с местом упокоения полководца Кутузова.

Богородичный крест России.

К ак мы видим, образы Пресвятой Богородицы прославлены самыми разными чудесами и знамениями. И самую глубокую народную любовь они снискали именно во время войн и вражеских нашествий. Это были иконы-защитницы, иконы-хранительницы Земли Русской. Их поднимали на крепостные стены во время штурма города неприятелем, их носили по стану перед сражением, с ними шли в битву. И наши российские земли со всех ее сторон ограждает и защищает, сияя лучами благодати, чудесный крест из икон Богоматери.

Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы.

Иверская икона оберегаетюжные земли

Почаевская и Смоленская ограждают Землю Русскую с запада.

На востоке до края земли - Казанская икона Божией Матери.

А в центре сияет образ Божией Матери Владимирской.

Заключение

Россия богата историей и святыми, защитниками земли русской. Многие из них стали легендами, символами своих времен и народной истории. Они были преданными своей стране, праведными и мудрыми, их жизнь помогала сохранять и защищать Россию от всех видов разрушительных и опустошающих сил. Все они почитаются миллионами православных людей в России и за ее пределами. Праведные жизни этих святых и их культурное наследие продолжают вдохновлять и духовно объединять Россию.

Сегодняшнее поколение должно изучать их пример святости, тем самым укрепляя свою веру в Бога! Ведь даже язычники Рима смогли по знамению нашего Господа уверовать и победить своего врага, а гордость нашего Отечества, великий полководец, не проигравший ни 1 из 64 битв, Александр Васильевич Суворов говорил: … «МОЛИСЬ БОГУ - ОТ НЕГО ПОБЕДА!»

Моя брошюра и игра-викторина поможет в изучении этого вопроса!

Я верю, что Россия и дальше будет находиться под покровительством небесных заступников, а Матерь Божия будет укрывать своим незримым покровом защиты и помощи.

«На колени Тебя не поставили

Ни французы, ни немцы, ни швед!

За Собою Ты кровью оставила

Яркий след незабвенных побед!

Сыновья Твои, сильные, смелые,

Прежде жизни своей не щадя,

Словно Ангелы с крыльями белыми,

Охраняют и ныне Тебя.

Защищают Сыны Твои славные,

Что погибли в неравном бою,

Веру Русскую Православную

И Россию родную свою»!

Список использованных источников:

https://ghvs.ru/temple/patrons/

https://www.belpressa.ru/

https://progorodnn.ru/kak-poyavilis-cerkovnye-znamena-horugvi

https://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/o-zhizni-blazhennogo-vasilevsa-konstantina/1

https://dzen.ru/a/YJq5vMnUtV4jn0sP

http://pravkhabarovsk.ru/blog/obrashenie-imperatora-konstantina-velikogo-v-hristianstvo/#:~:text=О%20сонном%20видении%20императора%20Константина,взяли%20с%20собой%20в%20сражение

https://tvorchestvops.ru/nebesnye-zastupniki-xudozhnik-illyustrator-natalya-klimova.html

https://izdereva55.ru/bogorodichnyj-krest

https://dzen.ru/a/XISfoTW5UgCyw97l

https://pravoslavie.ru/63170.html

Просмотров работы: 1174