Авиация времен Великой Отечественной Войны: истребитель Кертис P-40 «Томагавк» и судьба пилота Антохина С.Ф.

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Авиация времен Великой Отечественной Войны: истребитель Кертис P-40 «Томагавк» и судьба пилота Антохина С.Ф.

Амирханян М.А. 1
1МБОУ Софьинская сош
Никитина Н.П. 1
1МБОУ Софьинская сош
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение.

 

В годы второй мировой войны авиация превратилась в огромную силу и стала непременным участником всех крупных сражений. Невозможно было одержать значительную победу на суше, не захватив предварительно господство в воздухе. Самолёты взяли на себя многие функции разведывательные, патрульные, ударные, оборонительные. Дальние разведчики вели разведку с воздуха тыловых объектов противника, ближние следили за передвижениями фронтовых воинских частей и осуществляли корректировку арт-огня. Пикирующие и горизонтальные бомбардировщики, а также штурмовики наносили удары по скоплениям войск врага. И всегда в воздухе бой вели истребители.

В данном проекте я продолжаю исследовать истребители ВОВ. На данный момент я закончила моделирование американского истребителя Curtiss P-40

Сколько бы лет не минуло с 9 мая 1945 года, в сердцах людей будет жить память о Великой Победе справедливости над злом и насилием. И о тех героях, которые отдали свои жизни ради свободы нашего народа. Молодогвардейцы, Зоя Космодемьянская, Иван Кожедуб, Михаил Егоров и Мелитон Кантария и многие другие — им посвящают фильмы, о них пишут книги, об их подвигах рассказывают на школьных уроках. Но через горнило войны прошло почти 35 миллионов человек, каждого из которых можно с полным правом назвать героем. Сколько было тружеников тыла, восстанавливавших страну из пепла в послевоенные годы. Множество людей, которыми мы могли бы гордиться, остались почти неизвестными обществу. 

Меня заинтересовала история жизни Антохина Сергея Федосеевича.

«Кто это?» - спросите вы.

На протяжении нескольких лет я вместе с родителями и учителями МБОУ Софьинской сош в празднование дня победы в ВОВ приходим к мемориалу павшим героям в поселке Селятино Наро-Фоминского района. Обычно мы называем этот мемориал «памятник неизвестному солдату».

В данном проекте я хочу рассказать о том, о чем совсем недавно узнала сама. Я посещаю авиамодельный клуб «Авиатор» поселка Селятино. В этом году я занимаюсь моделированием самолета Истребитель Кертис P-40 «Томагавк». Мой руководитель Мирошниченко Д. П. рассказал мне подлинную историю мемориала в поселке Селятино. Как оказалось, там захоронен совсем не неизвестный герой. Там захоронен летчик Антохин Сергей Федосеевич, который погиб приполете на самолете Истребитель Кертис P-40 «Томагавк».

Актуальность темы.

Эта тема стала для меня актуальна, так как в 2021 году исполнилось 80 лет со дня начала ВОВ, это одна из самых печальных и трагических дат в истории нашей страны. Изучая события ВОВ, я узнала, что в военных действиях принимали участие летчики, совершившие подвиг на наших землях в Московской области. В данном проекте я буду исследовать такой самолет, как Кертис P-40 «Томагавк». Считаю, что этот самолет стал одним из инструментов победы в ВОВ. А также хочется вспомнить летчика, который погиб в результате падения самолета Кертис P-40 «Томагавк» в нашем Наро-фоминском районе московской области в деревне Сырьево 30.09.1942г.

Цели:

- изготовить самолет Истребитель Кертис P-40 «Томагавк»

- узнать при каких обстоятельствах погиб Антохин С.Ф.

- рассказать ребятам нашей школы об этом «неизвестном» герое Антохине - - содействовать патриотическому воспитанию современной молодежи через популяризацию героической истории Великой Отечественной Войны на примере описания боевой машины- Кертис P-40 «Томагавк»

Задачи:

- выявить отличительные особенности истребителяКертис P-40 «Томагавк» и изготовить самостоятельно модель самолёта из пластмассы.

- исследовать участие этого самолета в боях над Москвой и Московской областью во время Великой Отечественной войны.

- выяснить значение истребителя, как инструмента победы для нашей Родины.

- Изучить подвиг Антохина С. Ф..

Гипотеза: предполагаю, что Кертис P-40 «Томагавк» мог быть одним из инструментов, при помощи которого Советские войска одержали победу над фашистами. А также, предполагаю, что большинство учащихся нашей школы не знают, кто захоронен в мемориале героям ВОВ в п. Селятино

Объект исследования: самолет Кертис P-40 «Томагавк» и судьба летчика Антохина С. Ф.

Предмет исследования:

- печатные, энциклопедические, публицистические материалы интернет -ресурсы об истребителе Кертис P-40 «Томагавк» и о судьбе героя Антохина С. Ф.

Методы исследования:

- Изучение материалов авиамодельного клуба «Авиатор», публикаций в СМИ, посещение мемориала павшим героям в п. Селятино , место захоронения Антохина С. Ф. ;

 - Анкетирование;

- Систематизация результатов исследования;

- Метод моделирования

Практическое применение: Материал работы можно использовать на уроках истории, проведении внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной Войне, уроков Мужества, проведение экскурсий в музее нашей школы.

Научно – практическая значимость работы заключается в изучение истории знаменитых людей, а также истории второй мировой и Великой Отечественной Войны:

1) позволяет расширить представление об истории замечательных людей;

2) позволяет разрабатывать программы гражданского воспитания учащихся.

Глава 1. История самолета Кертис P-40 «Томагавк»

Американский Кертис P-40 стал одним из наиболее распространённых истребителей , принимавших участие в боях Великой Отечественной войны. Самолёты этого типа, известные как «Томагаук» и «Киттихаук», за четыре военных года принимали участие в обороне Москвы и Ленинграда, Сталинградской и Курской битвах, боях в Карелии, Заполярье и над Чёрным морем, а также обеспечивали ПВО территории страны.

В начале войны авиации люфтваффе удалось уничтожить на земле большое число советских самолетов. Возместить потери не представлялось возможным, так как заводы эвакуировались на восток. В результате, пришлось восполнять авиапарк зарубежными самолетами.

Одномоторный цельнометаллический истребитель Р-40 был запущен в серию весной 1940. Особенно высокими характеристиками он не отличался, но был прост, надежен и технологичен в производстве, что и требовалось бурно растущей американской военной авиации.

Первая партия самолетов была отгружена из США вместе с другими военными материалами для СССР в сентябре 1941. Это еще не было ленд-лизом, который начал распространяться на СССР только с ноября — самолеты были куплены в Америке за золото.

У нас старались в первую очередь использовать плюсы этого самолета — мощное вооружение, большую дальность и продолжительность полета, живучесть, хорошее по советским меркам того времени радио- и приборное оборудование. Поэтому Кертис –Р 40 применяли там, где эти качества можно было реализовать — в ПВО, для бомбовых и штурмовых ударов, для сопровождения и разведки.

Глава 2. «Известный неизвестный герой» Антохин С. Ф.

30 сентября 1942 года при выполнении учебных полетов в районе деревни Сырьево в Наро-Фоминском районе на истребителе Кертис P-40 «Томагавк» погиб пилот 28 Истребительного авиационного корпуса 6 Истребительного авиационного корпуса ПВО.

Родился Сергей Федосеевич в 1922 году в деревне Агро-Пустынь Солодченского района Рязанской области. Согласно характеристике классного руководителя Агра-Пустынской семилетней школы, «Сережа Антохин был родом из крестьянской семьи. Всегда был чист и опрятен, все учебники и тетради мальчика всегда содержались в чистоте. Сережа отличался необыкновенным прилежанием. Его прилежание можно было разделить на пятерых учеников. А как он писал! Каждую букву выводил с любовью. Ровно и красиво. Его тетради всегда находили место на выставке в школе и районе. В течении всех лет учебы он получал отличные и хорошие оценки. Закончив школу, в деревне он не остался, а поехал учиться дальше, чтобы поступить в летную школу.»[1]

Проходил службу в 28 ИАП 6 ИАК ПВО. По донесениям о безвозвратных потерях 1 возд. истреб. арм. ПВО «При учебных полетах на самолете "томагаук" в воздухе самолет загорелся, после чего стал беспорядочно падать летчик вместе с горящим самолетом упал на землю 30.09.1942 г.

В ходе исследования своего проекта я выяснила, что первоначально о погибшем летчике не было никакой информации. Долгое время за могилой летчика ухаживали местные жители и учащиеся Средней школы №1 поселка Селятино. Начиная с 1966 года учащимися данной школы была проделана огромная работа по восстановлению данных погибшего летчика. В сентябре 1966 года пионеры сообщили, что на опушке леса у деревни Сырьево находится могила летчика, за которой ухаживали местные жители. Пионеры и комсомольцы взяли шефство над могилой, поставили ограду, памятник, но всех волновал вопрос: кто этот неизвестный летчик. Ребята подключились к поискам, опрашивали местных жителей, обратились с письмом в Совет ветеранов 6 ИАК ПВО.

Было направлен запрос в Наро-Фоминский объединенный городской комиссариат Московской области, а так же в редакцию газеты «Красная Звезда» с просьбой восстановить имя летчика. Но на тот момент установить имя летчика не удалось. Об этом свидетельствует справка из комиссариата и ответ из редакции газеты , которые хранится в авиамодельном клубе «Авиатор» и были предоставлены мне мои руководителем Мирошниченко Д.П. для моего проекта.[2]
К сожалению, ответа не было. Совет ветеранов посоветовал обратиться следопытам к военному журналисту Борису Ивановичу Баринову, который сообщил в своем письме, что в городе Владимир проживает подполковник запаса Виктор Викторович Фортов – бывший командир прожекторной точки 514, который рассказал ребятам, что был свидетелем гибели летчика, а так же дал адрес участника похорон.
Летчик Анатолий Иванович Архипов сообщил ребятам, что это был пилот 28 ИАП 6 ИАК 1922 года рождения в звании сержант с фамилией на «А». Анатолий Иванович дал адреса других ветеранов, которые в письмах подтвердили сведения, найденные ребятами, но фамилию летчика никто не помнил.
И тут бывший начальник штаба 1-го прожекторного полка Белов сообщил следующее:
«Был солнечный осенний день. Я вместе с командиром полка находился на наблюдательном пункте в доме отдыха «Отличник». Было два часа дня. Воздушная обстановка спокойная, только где-то на большой высоте прослушивался шум истребителей. Вдруг мы услышали резкий звук пикирующего самолета, и через какое-то мгновение почти над нашими головами пронесся истребитель примерно на высоте 100-150 метров. Он шел с резким снижением к земле вверх колесами-шасси, задевал верхушки деревьев.
Охваченный пламенем самолет упал у деревни Сырьево. На другой день к нам в штаб прибыл оперативный представитель с аэродрома и сообщил: летчик на самолете-истребителе «Кертисс-Тамагаук» находился на боевом дежурстве на высоте 7000 метров. Немецкая авиация предпринимала боевые полеты на Москву. На средних высотах до 7000 метров немецкая авиация несла большие потери. Советским летчиком приходилось нести боевое охранение на значительных высотах.
Летчик запросил аэродром о разрешении на спуск. У летчика оставалось мало горючего, и он начал пикировать. В "пике" самолет перевернулся вверх колесами, не вышел из "пике" и погиб». [3]

Позднее ребята обратились в ЦАМО, откуда получили подтверждение, что погибший летчик, о котором писал Белов это сержант 28 ИАП 6 ИАК ПВО Антохин Сергей Федосеевич 1922 года рождения. О чем свидетельствует архивная справка из центрального архива министерства обороны РФ. [4]
Так был закончен поиск. По просьбе школьников останки летчика 27 апреля 1974 года были перезахоронены из Сырьево в Селятино, туда, где сейчас находится мемориал павшим воинам. Приказом от 25 августа 1944 года, Антохин Сергей Федосеевич награжден медалью «За оборону Москвы» посмертно.

Глава 3. Практическая часть проекта

3.1 Сборка самолета Кертис P-40

О наборе: Вкоробке находятся: четыре литника из светло-серого полистирола, литник из прозрачного полистирола, декаль и инструкция В наборе 46 деталей, что довольно ожидаемо для истребителя в 1/48 масштабе.  Детализация: воздухозаборник , ниши шасси, стойки. Интерьер кабины схематичный, есть приборная доска, фигурка пилота. Истребитель можно собрать с выпущенным или убранным шасси, а также прикрепить род фюзеляжем бомбу.

  Итак, переходим к последовательности сборки моделей.

  1. В начале я отделила детали от литника. Затем зачистила оставшиеся неровности при отсоединении.

  2. Для начала отделяем детали фюзеляжа и присоединяем половинки друг к другу, но не склеиваем, а смотрим, чтоб они четко подходили друг другу. Если одна из деталей имеет дефекты, ее следует подогнать с помощью наждачной бумаги

  3.   Перед склеиванием деталей между собой соединяйте их при помощи модельной ленты либо скотча, это облегчит процесс проклейки.

  4. После всех проведенных выше манипуляций можно приступать к склеиванию половинок корпуса. Далее приклеиваем остальные детали к собираемой модели. После того как все детали склеены оставляем модель высыхать, приблизительно на сутки.

5.    Наша модель высохла, теперь мы можем приступать к следующему этапу – шлифовке. Зашлифовать следует все стыки, где происходило склеивание.

Перед нанесением шпаклевки закройте все места, куда она не должна попасть. Сделать это можно с помощью малярного скотча.

6. Далее покрываем поверхность слоем грунта. Нанесение грунта необходимо для выявления на поверхности трещин, неровностей, сколов и т.д.

Грунт наносится из аэрозольного баллончика на расстоянии 20 – 30 см от поверхности модели. После этой процедуры также оставляем нашу модель на сутки сохнуть.

7. После шлифования, нанесения шпаклевки и грунта приступаем к процессу окрашивания.

8. После того, как краска полностью высохнет поверхность на поверхность модели наносим декали, которые шли в комплекте.

По сути декали это переводные картинки. Наносить на поверхность декаль просто – вырезаем нужную картинку, опускаем в теплую воду на 15 – 30 секунд, а далее прикладываем к нужному месту на поверхности и слегка прижимаем салфеткой, тем самым убирая лишний слой воды.

После покрываем поверхность слоем лака и опять даем модели просохнуть.

3.2 Анкетирование учащихся МБОУ Софьинской СОШ

Было проведено исследование, целью которого являлось выяснить знание учащихся о самолете Кертис P-40 «Томагавк» в годы ВОВ и летчике Антохине С.Ф., захороненном в мемориале в п.Селятино. Опрос проводился методом анкетирования (Приложение ). Всего было опрошено 31 учеников.

В ответе на первый вопрос: «Слышали ли Вы об истребителе Кертис P-40 «Томагавк»»? - 54, 8% не слышали о таком истребителе.

На второй вопрос: «Известен ли Вам летчик Антохин Сергей Федосеевич, который погиб защищая небо Москвы на истребителе Кертис Р-40 "Томагавк"? - 54,8% учащихся знают этого летчика, что очень важно.

На третий вопрос: «Как вы считаете, почему нужно помнить и чтить героев минувших войн?» - 71% считает, что это дань памяти и уважения к героям минувших войн. А- 25.8 % учащихся считает, что героев минувших войн нужно помнить и чтить, чтобы история войн не повторилась.

На четвертый вопрос: «Знаете ли Вы кто захоронен в мемориале ВОВ в поселке Селятино?» - 54,8% не знают о том, что там захоронен Антохин С.Ф., а - 32, 3% затрудняются с ответом.

3.3 Выводы по результатам проведенного анкетирования.

Проанализировав ответы учащихся, можно говорить о том, что о самолете истребителе Кертис P-40 «Томагавк» большая часть учащихся не слышала.

Но, что интересно, о летчике Антохине Сергее Федосеевиче, половина опрошенных знает. Очень важно, что 99% опрошенных учащихся считают, что важно помнить и чтить героев минувших войн, чтобы трагичные страницы истории не повторялись.

Так же в процессе анкетирования подтвердилась моя гипотеза о том, что большинство учащихся не знают кто захоронен в мемориале в п. Селятино. А это существенная несправедливость по отношению к захороненному там летчику Антохину С.Ф.

Заключение.

Работая над этим проектом, я выполнила все поставленные задачи:

- изучила отличительные особенности истребителя Кертис Р-40 "Томагавк" и изготовила модель самолёта из пластмассы.

- изучила судьбу и трагическую гибель летчика Антохина С.Ф. в результате падения самолета Кертис Р-40 "Томагавк»

Таким образом, поработав над данной темой, я пришла к выводу, что необходимо восстанавливать историческую справедливость по отношениям к героям минувших войн. На примере погибшего в д. Сырьево и перезахороненного в мемориале в п. Селятино летчика Антохина С.Ф.

На классных часах и уроках истории посвященных ВОВ нужно больше рассказывать моим сверстникам о событиях той войны. Тем более, если эти события происходили в нашем городском округе Наро-Фоминского района.

Благодаря данному проекту мои одноклассники узнают, кто именно захоронен в мемориале п. Селятино. Что это не неизвестный летчик, а реальный человек со своей историей жизни, который отдал свой долг Родине ценой своей жизни в первые годы ВОВ.

А наша задача изучать историю минувших войн, помнить и чтить героев отдавших свои жизни за нашу мирную жизнь.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по изучению страниц Великой Отечественной войны и славных подвигов советских воинов. Низкий поклон памяти отважных героев, подаривших нам Победу!

Список использованных источников и литературы:

  1. Характеристика на ученика Агра-Пустынской семилетней школы Антохина Сергея 1976 г.

  2. «Ответ ученикам 7 «В» класса Селятинской средней школы» Наро-Фоминский объединенный городской военный комиссариат Московской области 1968 г

  3. https://news.rambler.ru/other/42914241-neizvestnye-geroi-letchik-sergey-antohin/

  4. Архивная справка ЦАМО РФ 2012 г.

  5. Войска противовоздушной обороны страны. — М.: Военное издательство, 1968

  6. Иванов С. Curtiss P-40 // Война в воздухе. №54. С.37-51.

  7. Дональд Д. Американские военные самолёты Второй мировой войны. М: АСТ, Астрель, 2002. С. 67-71.

  8. Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №14.

Приложение 1

Характеристики P-40

 

Страна:

США

Тип:

Истребитель

Год выпуска:

1939 год

Экипаж:

1 человек

Двигатель:

V-12 Allison V-1710-39, мощностью 1150 л.с

Максимальная скорость:

580 км/ч

Практический потолок:

8800 м

Дальность полета:

1100 км

Масса пустого:

2880 кг

Максимальная взлетная масса:

4000 кг

Размах крыльев:

11,38 м

Длина:

9,66 м

Высота:

3,76 м

Площадь крыла:

21,92 кв.м.

Вооружение:

6× 12,7-мм пулеметов (281 патрон на ствол)

Приложение 2

Содержимое набора самолета Кертис Р -40

Приложение 3

Процесс сборки самолета

Приложение 4

Приложение 5

Анкетирование учащихся МБОУ Софьинской сош

Просмотров работы: 52