ОБРАЗ КАДЕТОВ, СУВОРОВЦЕВ, НАХИМОВЦЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА 1950-1980-х гг.

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗ КАДЕТОВ, СУВОРОВЦЕВ, НАХИМОВЦЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА 1950-1980-х гг.

Мигаленя Е.О. 1Чеховская Л.Р. 1
1Государственное учреждение образования «Минское областное кадетское училище»
Буйлук С.А. 1Минец О.М. 1
1Государственное учреждение образования «Минское областное кадетское училище»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Кадетство в нашей стране стало большим и важным явлением. Это больше, чем просто название группы людей, окончивших учебное заведение системы кадетского образования. Кадетство и все, что так или иначе связано с этим понятием, на наших глазах становится частью современной истории Беларуси. Кадетство формирует новые традиции, сохраняя и приумножая лучшее, что формировалось столетиями со времен появления первых кадетских корпусов.

Образ настоящего кадета, с присущими ему положительными и отрицательными качествами, мы можем встречаем уже в произведениях русской литературы XIX века, и это закономерно: служение Отечеству всегда было важной и почетной обязанностью настоящего гражданина, патриота страны, и обучение в кадетском корпусе было престижным.

Традиции кадетства возрождаются в современной Беларуси начиная с 2010 года, но образ суворовца, нахимовца – продолжателей кадетских традиций в Советском Союзе – всегда находил отражение в художественном творчестве – в живописи, поэзии, скульптуре. Изучение образа суворовца и нахимовца в художественном творчестве стало темой нашей работы. Вместе с тем данная работа посвящена исследованию тех работ, которые собраны в частной коллекции Буйлук Светланы Анатольевны, воспитателя Минского областного кадетского училища.

Цель нашей работы – рассмотреть тему образа кадет, суворовцев и нахимовцев в произведениях искусства 1950-1980-х гг.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

провести анализ имеющихся в коллекции Буйлук С.А. открыток, статуэток, марок, книг, связанных с данной темой;

изучить историю создания данных произведений искусства;

способствовать развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому;

пополнить коллекцию уже имеющихся работ новыми экспонатами.

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что произведения второй половины XX века, посвященные теме кадетства, не утратили своей актуальности до настоящего времени.

Новизна работы заключается в том, что мы предлагаем свой взгляд на эти произведения искусства как на актуальные, вписывающиеся в рамки современного образовательного процесса. Кроме вышеуказанного, следует отметить, что это будет первое учебное изучение художественных работ, объединенных темой кадетства, которые собраны в частной коллекции.

Практическая значимость исследования заключается в том, что проделанная работа ведет к расширению знаний в области культуры, способствует формированию навыков исследовательской деятельности, расширению кругозора обучающегося.

I. КРАТКИЙ ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ

Увлечение, хобби, коллекционирование по-настоящему характеризует человека, потому что это развивает его как личность. Люди, у которых в жизни нет ничего, кроме семьи и работы, скучные, одномерные и плоские, как лист бумаги.

Светлана Анатольевна Буйлук представила в Минском областном кадетском училище выставку своей коллекции советского фарфора и открыток 1950-1980-х гг.

Коллекция фарфора представлена следующими экспонатами:

скульптурная композиция «У знамени» Барановского фарфорового завода;

«Суворовцы на параде» Полонского завода художественной керамики, автор Г.Молдаван;

композиция «Фотолюбители» Полонского завода художественной керамики автор Николай Фёдорович Бобик;

статуэтка «Яблочко», автор Николай Фёдорович Бобик;

статуэтка «Первоклассница», изготовлена на Полонском фарфоровом заводе по модели Оксаны Жникруп;

статуэтка «Юный Пушкин» («Пушкин-лицеист») Ленинградского фарфорового завода, автор Софья Борисовна Велихова;

статуэтка «Приняли в пионеры» Городницкого фарфорового завода

Все перечисленные работы объединены общей темой – «счастливое детство», и каждая из них по-своему интересна.

Известная статуэтка «Яблочко» скульптора Николая Фёдоровича Бобик имеет удачную роспись лиц моряков. Танец, который скульптор запечатлел в фарфоре, поражает залихватской удалью и весельем. Интересна статуэтка «Первоклассница», изготовленная на Полонском фарфоровом заводе по модели Оксаны Жникруп. Фигурка изображает девочку в форме советской школьницы, которая держит в руках портфель и букет цветов. Фигурка излучает радость, зритель ощущает детскую простоту и наивность. Статуэтка «Юный Пушкин» («Пушкин-лицеист») скульптора Софьи Борисовны Велиховой Ленинградского фарфорового завода переносит нас в XIX век: Пушкин, еще совсем юный, сочиняет свои первые стихи в Царском Селе. Он сидит за столом и пишет гусиным пером. Скульптор С.Б.Велихова создала свои лучшие скульптуры в годы работы на Ленинградском фарфоровом заводе Велихова, многие из них выпускались большими тиражами и распространялись в торговой сети на бескрайних просторах СССР. Статуэтка «Приняли в пионеры» Городницкого фарфорового завода, представленная на выставке, радует глаз живостью и непосредственностью персонажей, напоминая о важном событии в жизни каждого советского ребенка – вступлении в пионерскую организацию.

Небольшая часть коллекции на данной выставке представлена открытками, посвященными детям, 1 сентября: это советские школьники, пионеры, суворовцы и нахимовцы. В открытках много душевной теплоты, радости, чудесного праздничного настроения, красоты окружающего мира и веры в лучшее!

Каждый взрослый посетитель выставки-экспозиции сможет увидеть здесь хоть одну знакомую фигурку или открытку – из своего детства.

Вместе с тем наибольший интерес для нас представляют произведения, связанные с темой кадетства.

II.ОБРАЗ КАДЕТОВ, СУВОРОВЦЕВ, НАХИМОВЦЕВВ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА

2.1. ОБРАЗ КАДЕТ В РАБОТАХ ХУДОЖНИКОВ

Наиболее известной картиной советской живописи, на которой изображен суворовец, является картина Федора Решетникова «Прибыл на каникулы» [Приложение 2].

Произведение написано в 1948 году, за эту картину художник был удостоен Сталинской премии второй степени в 1949 году. Находится полотно в Третьяковской галерее. Произведение посвящено радостному событию – на каникулы (на побывку) приезжает домой мальчик-суворовец. Внук в военной форме полушутя рапортует о прибытии деду. Лицо мальчика светится от счастья, оно озарено широкой улыбкой; дед, встав по стойке смирно, «принимает рапорт». Персонажи картины – суворовец, его дед, девочка с пионерским галстуком – написаны художником с любовью, их образы освещены доброй улыбкой и юмором автора. Внутренний оптимизм картины подчёркнут не только обаянием героев, счастливых в ожидании состоявшейся долгожданной встречи, но и праздничным убранством дома. Зная год создания картины, зритель невольно думает, что большая война закончилась и впереди у мальчика будущее, открытое и светлое. Вместе с тем ощущается сквозь оптимизм и радость картины ее трагический подтекст: художник не даёт ответа на вопрос, почему суворовца встречает дома дед, а не родители. И вдумчивый зритель знает, что начиная с 1943 года, когда в Советском Союзе были созданы суворовские училища («по типу кадетских корпусов»), первыми суворовцами стали дети военнослужащих, партизан и партийных работников, погибших во время войны. Это был полный пансион, воспитание, образование и военная выучка. 

Репродукция картины издавалась большим тиражом, широкое распространение получили открытки с изображением картины «Прибыл на каникулы». Общий тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров, что намного гораздо больше, чем тираж других открыток, выпущенных в Советском Союзе.

Репродукция картины «Прибыл на каникулы» становится одним из героев другой, не менее знаменитой картины Фёдора Решетникова «Опять двойка», написанной в 1952 году [Приложение 3]: на картине «Опять двойка» она висит на стене в комнате, в которой происходит на глазах зрителя молчаливый диалог. Интересен тот факт, что первоначально картина должна была называться «Опять пятёрка». Репродукция картины «Опять двойка», в свою очередь, изображена на картине художника «Переэкзаменовка» [Приложение 4]. На картине изображён в сельском доме школьник, он сидит за столом, на котором лежат раскрытая книга и тетрадь. В окно заглядывают дети, товарищи героя картины, мы понимаем: друзья зовут главного героя бросить учебу и присоединиться к веселой игре. Солнечный свет, одежда героев, веселая компания детей за окном – всё говорит о том, что действие картины происходит во время летних каникул, но герой картины готовится к переэкзаменовке. Этой картиной заканчивается трилогия Федора Решетникова, начало которой положил бравый суворовец, а героями стали мальчики, взрослевшие в нелегкое послевоенное время.

14 декабря 2013 года в Санкт-Петербурге, на территории суворовского военного училища, был открыт памятник выпускникам суворовских училищ и кадетских корпусов. Это не единственный памятник, посвященным маленьким солдатам. Но эта скульптурная композиция интересна в первую очередь именно тем, что скульптор Карэн Саркисов в ней воссоздал сюжет картины Ф.Решетникова «Прибыл на каникулы»: юный суворовец, маленький солдат, докладывает деду о своем прибытии; кроме сюжета, скульптор придал героям памятника портретное сходство с героями известной картины. Инициатором создания и установки скульптурной композиции был командующий войсками Западного военного округа Анатолия Сидорова, который сам окончил суворовское училище. Композиция Карэна Саркисова установлена в ознаменование 70-летия суворовских и нахимовских училищ [Приложение 5].

2.2. СКУЛЬПТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Советский фарфор – уникальное явление культуры ХХ века, в создании которого приняла участие целая плеяда замечательных художников – представителей различных поколений, глубоко самобытных, талантливых мастеров. Следует отметить тот факт, что фарфоровые статуэтки времен СССР отличались не только разнообразием сюжетов, но и качественным обжигом и великолепной техникой росписи.

В советское время не было и не могло быть кустарных производств. Выпуску каждой из фигурок предшествовала не одна художественная комиссия, над эскизами работали настоящие скульпторы, известные мастера, поэтому в советском фарфоре нет безвкусных и низкопробных работ. Изделия советского фарфора пользуются большой популярностью до сих пор. Для нас, конечно, особый интерес представляют работы, объединенные условной темой «дети – будущие защитники страны».

Большая часть скульптурных предметов коллекции представлена изделиями Полонского завода художественной керамики.

Композиция «Фотолюбители» [Приложение 6] изготовлена 1950-1960-е гг. на Полонском заводе художественной керамики. Автор работы Николай Фёдорович Бобик, художник Галина (Анна) Степановна Погребная. Изготовлена композиция из фарфора; подглазурная роспись кобальтом, надглазурная художественная роспись, золочение. На каждой статуэтке на донной части имеется четкое фабричное клеймение периода 1950-х-начала 1960-х гг. XX в., высота фигурок – 9,5 см и 10,5 см.

Две фигурки моряков – Фотографа и Матросика – из композиции «Фотолюбители» наполнены живым движением героев: один гордо проходит, позируя перед фотокамерой, а второй – увлеченный фотограф, который старается сделать самый удачный кадр в своей жизни. Само название композиции – «Фотолюбители» отражает одно из массовых увлечений многих жителей Советского Союза – увлечение любительской фотографией.

Композиция «Суворовцы на параде» [Приложение 7] изготовлена в 1960-е гг. на Полонском заводе художественной керамики. Автор формы и росписи Григорий Молдаван. Изготовлена композиция из фарфора; надглазурная художественная роспись, золочение. Высота скульптур 6-6,5 см.  На донной части фигурок имеется фабричное клеймение сортности – «высший сорт». Композиция «Суворовцы на параде» состоит из трёх скульптур: «Барабанщик», «Трубач», «Суворовец с трубой». Эта композиция сразу обращает мысли зрителя к парадам Победы, в которых с 1945 года принимали участие юные солдаты – воспитанники первых суворовских училищ. Фигурки наполнены таким движением героев, которые принимают участие в параде, что создается впечатление: еще мгновенье – и мы услышим звуки оркестра.

Статуэтка «Морячок с крейсера Аврора» [Приложение 8]изготовлена в 1956-1972 гг. на Полонском заводе художественной керамики. Скульптор Николай Фёдорович Бобик. Изготовлена композиция из фарфора; имеется надглазурная роспись.На статуэтке на донной части имеется четкое фабричное клеймение. Высота фигурки 12 см. Перед нами – юный матрос с ружьем, которое в больше его. Зритель понимает, глядя на улыбающееся лицо героя: он готов приступить к службе! Особенным знаком гордости юного матросика, несомненно, является фирменная бескозырка с крейсера «Аврора».

Статуэтка «Яблочко» [Приложение 9] изготовлена в 1967 г. на Полонском заводе художественной керамики. Скульптор Николай Фёдорович Бобик. Автор рисунка Шуляк Таисия Николаевна. Материал: фарфор, надглазурная художественная роспись, золочение. Высота 7,2 см. Эта скульптура была выпущена небольшими тиражом. Следует отметить удачную роспись лиц танцоров, сами фигурки наполнены движением, в них чувствуется залихватская удаль и веселье.

Статуэтка «Как папа» [Приложение 10] изготовлена в 1960-е гг. на Полонском заводе художественной керамики. Автор Александр Семёнович Чередник. Высота 12 см. В каталогах статуэтка имеет и другие названия: «Юный красноармеец», «Внучек», «Как дед». Мальчик надел отцовские сапоги, взял бинокль, на голове – буденовка. Настоящий герой Гражданской войны!

Фигурка «Юный пограничник» («Мальчик с собакой») [Приложение 11] изготовлена на Ленинградском заводе фарфоровых изделий1 в 1952 г. Авторы: скульптор Галина Сергеевна Столбова, художник Лупанова Елизавета Николаевна. Фарфор, роспись, глазуровка. Высота 13 см.

Мальчик с самого детства, мечтает стать пограничником. Он со своим верным псом готов ловить шпионов на государственной границе. Сейчас он готовится к будущей службе, а пока для большего сходства с доблестными советскими пограничниками у него есть форменная пилотка со звездой.

Совершенно любопытнейший факт истории создания фигуры. Данная фигура входит в серию «Счастливое детство», задуманную и созданную в еще конце 30-х годов 20 века талантливым скульптором Столбовой Галиной Сергеевной и художником Лупановой Елизаветой Николаевной. Непосредственно сама фигура «Мальчик с собакой» была выполнена в 1952 году и находилась в массовом производстве вплоть до начала 70-х годов прошлого столетия. Распространение и массовый тираж делали фигуру широко известной среди любителей фарфора. Существует несколько вариантов росписи этой статуэтки. Эта на первый взгляд самая обычная скульптура имеет весьма необычную историю. Изображение детей и животных во все времена было одним из беспроигрышных, а поэтому и излюбленных сюжетов европейской живописи эпохи Ренессанса. Привлекательность образа заставляла художников всех времен и народов вновь и вновь его использовать этот мотив в своих произведениях. Не стали исключением советские авторы, которые внесли в образ патриотическую составляющую защитника Родины. С появлением фигуры в народе пошли слухи, что автора на ее создание вдохновил образ Героя Советского Союза, полковника пограничных войск Никиты Федоровича Карацупы и его верного пса Ингуса (по другой версии – Индуса). Свою службу оба начали на Дальнем Востоке на заставе «Полтавка». Нарушителей границы Карацупа «вычислял» с феноменальной точностью и отважно бросался в бой, из которого всегда выходил победителем. Столь геройская биография, по-видимому, стала причиной того, что фигурку мальчика с собакой стали шутливо называть «Юный Карацупа», хотя достоверно известно, что на самом деле Карацупа начал службу в возрасте 22 лет.

Можно по-разному относиться к фарфоровым статуэткам советского периода. Но они являются отражением той эпохи, и при всей своей простоте и наивности всегда несли людям хорошее настроение и позитивные эмоции.

2.3 ОБЗОР ОТКРЫТОК

В детстве знакомство с искусством часто начинается с рассматривания открыток. Уютно устроившись в кресле, мы перебираем старые почтовые карточки. На них может быть изображение шедевра живописи, фотография далекого города или просто поздравительная открытка. Открытка хранит добрые слова друга, радостные известия, тепло рук почтальона. Художественная открытка давно вызывает интерес исследователей и коллекционеров как произведение изобразительного искусства. Есть в ней что-то необъяснимое. Так много в этом «открытом письме» человечности, тепла, ожидания праздника, делающих открытку символом внимания людей всего Земного шара.

Вот небольшой перечень открыток, представленных на выставке:

«В семье», художник Широков, 1955;

«Нахимовцы», художник З.А.Кампарс, 1962

«У театра. Свидание», художник В.А.Прибыловский, 1955;

«Новички», художник Новиков, 1954 [Приложение 12].

Отдельно хочется отметить открытку Н. Жукова «На каток» (1954г.) На ней изображён Хрущёв Ю.Л., заслуженный лётчик-испытатель, полковник, внук Хрущёва Н.С. Он окончил Калининское суворовское училище, Московское общевойсковое училище и военно-воздушную академию им. Н.Е.Жуковского.

2.4 КОЛЛЕКЦИОННЫЕ МАРКИ

Работая над данной темой, мы увидели почтовые марки с изображением адмиралов. Марки были выпущены в 1989 году в серии «Адмиралы России».

Прочитав биографии этих людей, мы узнали, что все они закончили Морской кадетский корпус.

Данные марки найдут достойное место на нашей выставке. А исследование биографии изображенных на марках адмиралов и биографии марок – это темы наших следующих исследовательских работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всё дальше уходит от нас советское время, многое ушло безвозвратно, но осталась память, вещи, которые хранят милые сердцу мгновения.

На картинах, открытках, в фарфоре показаны образы людей, судьбы поколений, страницы жизни того времени, волнующие и многозначительные. Каждую открытку, или статуэтку можно сравнить с коротким рассказом с конкретным сюжетом, в котором чётко прослеживаются очерченные характеры, точность композиции. Они не просто изображают людей, а вкладывают в образы жизненные наблюдения и выводы, обобщения. Поэтому наше сегодня выступление по данной теме – это повод для размышлений, пища уму, сердцу и воображению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Насонова, И.С., Насонов, С.М. Советский фарфор: каталог / И.С.Насонова, С.М.Насонов [Электронный ресурс]. – Москва: Среди коллекционеров, 2010. – Режим доступа: http://publish.collectors.ru/izd/5tom_sm.pdf.

2. Решетников, Ф.П. Из творческого опыта. Выпуск Моя работа над картиной «Опять двойка» / Ф.П.Решетников – Москва: Советский художник. – 1955.

3. Энциклопедия мировой живописи. Выпуск 469. Решетников Фёдор Павлович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-226/.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выставка в Минском областном кадетском училище

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Фёдор Решетников «Прибыл на каникулы», 1948

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фёдор Решетников «Опять двойка», 1952

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Фёдор Решетников «Переэкзаменовка», 1954

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Скульптура, посвященная выпускникам суворовских училищ

и кадетских корпусов

Карен Саркисов, 2013

г.Санкт-Петербург

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Композиция «Фотолюбители»

Н.Ф.Бобик, 1950-1960-е гг. XX в.

Полонский завод художественной керамики

«Юнга» из композиции «Фотолюбители» ЗХК Полонне 1950-1960-е гг.

Автор:Н. Ф. Бобик

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Композиция «Суворовцы на параде»

Автор формы и росписи Григорий Молдаван

Полонский фарфоровый завод, 1960-е гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Статуэтка «Морячок с крейсера Аврора»

Скульптор Н.Ф.Бобик

Полонский фарфоровый завод, 1956-1972 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Статуэтка «Яблочко» (на переднем плане)

Скульптор Н.Ф.Бобик

Полонский фарфоровый завод, 1967

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Статуэтка «Как папа»

Скульптор Н.Ф.Бобик

Полонский фарфоровый завод, 1967

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

«Мальчик с собакой» («Юный пограничник»)

Скульптор Г.С.Столбовая, художник Е.Н.Лупанова

Ленинградский завод фарфоровых изделий, 1952

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Открытка «В семье», художник Широков, 1955

1 Ленинградский завод фарфоровых изделий основан в 1920-х гг. при ВНИИ фарфора. Сначала занимался выпуском технических изделий, затем перешел на выпуск фарфоровой посуды и скульптуры. В 1970-1980-е гг. был переименован в Ленинградский опытный завод. После 1990-х гг. завод перестал производить и посуду из-за низкого потребления и перешел на производство других фарфоровых изделий.

Просмотров работы: 92