Сравнительная характеристика систем государственного управления передовых капиталистических держав и Российской Империи на начало 20 века

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительная характеристика систем государственного управления передовых капиталистических держав и Российской Империи на начало 20 века

Ивасенко З.А. 1
1МАОУ "ЛИТ"
Окрушко Е.В. 1
1МАОУ "ЛИТ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Самое сложное –

донести необходимую часть великого замысла

до каждого рядового исполнителя!»

Ивао Кобаяси

При составлении сравнительной характеристики систем государственного управления передовых капиталистических держав и Российской Империи на начало 20 века важно отметить то, какое отражение этот факт находил в их политике.

Во всех государствах, представленных на первых 5 позициях в списке стран по основным показателям экономического развития за 1905-1913 гг., уже действовали собственные конституции, гарантировавшие некоторые, хоть и ничтожные, гражданские, политические и социально-экономические свободы. Во всех, кроме Российской Империи, где от деспотического произвола как на высшем уровне, так и на местах трудящийся класс не защищало практически ничего.

Революция 1905–1907 гг. в России резко обострила проблему реформирования политической и правовой системы, поставила самодержавие перед необходимостью собственной трансформации в конституционную монархию.

Первый опыт анализа проведенных реформ в политической системе был предпринят еще до 1917 г. рядом российских юристов, которые стремились доказать неизбежность превращения Российской империи в конституционное государство, а самой Думы – в полноценный парламент. В советской историографии преобладала отрицательная оценка реформистских тенденций в системе государственной власти России в начале XX в. Общеизвестно одностороннее определение этих реформ как «побочного продукта революционной борьбы», как «политики лавирования и уступок». Для современного этапа исследований характерно стремление рассмотреть взаимодействие демократических и авторитарных тенденций в развитии российского конституционализма в сравнительном контексте.

Цель работы – провести сравнительный анализ систем государственного управления передовых капиталистических держав и Российской Империи на начало 20 века.

1 Политическое устройство Германской империи

Германское государство в начале ХХ столетия находилось в процессе становления национальной системы. Специфика данного этапа национального развития в особенности отражалась в политической сфере жизни общества. Она во многом обуславливалась формированием политической системы капитализма в Германии.

Утверждение рыночной экономики распространяло в обществе принципы капиталистического строя. Внутренняя германская политика во многом стала определяться действием рыночного механизма. В то время развивался так называемый «политический рынок» («Der politische Massenmarkt»), концепцию которого в 60-е гг. ХХ века оформил немецкий историк Ганс Розенберг. Вслед за ним американский историк Джеймс Реталлак повторил тезис о том, что самым важным товаром в германском обществе становится политическое влияние [1].

Весной 1871 г. первый имперский рейхстаг принял Конституцию. Германская Конституция («Verfassung» вместо «Konstitution»), буквально означавшая «устройство», «структуру» или «распорядок», не содержала в себе твердых норм политического устройства страны [1, с. 8, 14, 27]. Она была открыта для далеко идущих политико-правовых изменений. В частности, в ней отсутствовала глава, регламентирующая права и свободы немецкого народа, которые до начала ХХ века регулировались конституциями субъектов Германского государства [2, с. 37]. Принятый в результате проведенной кодификации законов Гражданский кодекс 1900 г. стал важным шагом в модернизации политической системы Германии, а принятый тогда семейный кодекс до сих пор функционирует в ФРГ [1, с. 26]. Так оформлялось единое общегерманское гражданство и на его основе единое общеимперское правовое пространство [2, с. 4].

Политическое устройство Германской империи представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Политическое устройство Германской империи

В Германской Империи, во многих отношениях сродной с Российской Империей в вопросах политического устройства, проявлялась четкая вертикаль власти, во всех важных общественных вопросах доминировали союзные структуры: бундестаг (союзный совет, исполнявший законодательные и исполнительные функции, и рейхстаг), имперский суд и правительство, органы, подотчетные и подконтрольные лично императору и императорскому канцлеру.

Поскольку в Конституции Германской империи не было проведено четкое разграничение законодательной и исполнительной власти, изначально сложился режим с явным преобладанием исполнительной власти над законодательной [2, с. 36].

Демократически-унитарным органом конституционного здания германской империи являлся рейхстаг. Рейхстаг был субъектом законотворческой деятельности, вотировал бюджет в форме закона, ратифицировал международные договоры, относившиеся к сфере законодательной деятельности империи. С увеличением полномочий в законодательстве он превратился в ведущую политическую силу. Постепенно, в итоге «ползучей парламентаризации», рейхстаг становится главным инструментом приспособления права к быстро меняющейся экономической и политической обстановке. Иными словами, немецкий парламент в начале ХХ века превратился в работающий парламент [3, с. 25-27, 29], хоть и за счет нижней палаты.

Хотя монархия и носила в Германской Империи характер во многом формальный, вся полнота государственной власти фактически концентрировалась в руках одного лица - канцлера так же, как в России - в руках императора всероссийского.

Сфера формальной политики в начале ХХ века характеризовалась развитием процесса политической организации новой рейхснации. Германский рейх был национальным федеративным государством [4, с. 16], которому в 1901 году исполнилось всего 30 лет. Очевидно, расхождение с господствующей унитарной моделью национально-политического устройства других стран, и сравнительная молодость Германской империи стали причинами переноса проблемы национального становления в ХХ столетие. Германия, обладая своеобразным политическим дуализмом, являлась, с одной стороны, объединенной империей, а с другой – союзом во многих отношениях совершенно независимых друг от друга государств. В ней политический уровень объединенного целого не соответствовал государственному строю отдельных частей.

2 Система государственного управления во Франции

После оглушительного поражения Франции во франко-прусской войне и низложения монархии в последней четверти XIX в. во Франции был установлен республиканский режим. Вторую империю сменила Третья республика. Основным законом страны стала Конституция 1875 года [8]. В стране были введены демократические свободы — избирательное право, свобода объединений в союзы и ассоциации, собраний, митингов, шествий, слова, вероисповедания и т.п. Конституция (после поправок 1884 года) утверждала республиканский строй и окончательный переход к буржуазно-демократической модели общественного устройства.

Решающую роль в третьей республике играло национальное собрание, парламент, состоящий из двух палат: сената и палаты депутатов (рис. 2).

Рисунок 2 – Политическое устройство Франции

Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата — Палата депутатов — избиралась на всеобщих выборах сроком на четыре года, верхняя — Сенат — специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети ее состава каждые три года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). На конгрессе — совместном заседании обеих палат — избирался президент республики сроком на семь лет и принимались поправки к конституции [9].

Обе палаты занимались рассмотрением и принятием законов, и утверждением бюджета. Сенат имел право «задерживающего вето», т.е. мог вернуть на повторное рассмотрение законы, принятые Палатой депутатов. Однако центром политической жизни страны была нижняя палата парламента. Партии и объединения, располагавшие большинством мест в Палате депутатов, формировали правительство, которое несло, перед парламентом ответственность. Кабинет обязан был уходить в отставку, если того требовало более половины депутатов. Во французском парламенте конца XIX в. заседали представители различных политических направлений: монархисты, республиканцы, клерикалы, радикалы, социалисты и др.

Согласно Конституции 1875 года, главой исполнительной власти в стране являлся президент республики. Президент по отношению к Сенату занимал подчинённое положение. Он назначал и отстранял от должности председателя совета министров и других министров, но был лишен права принимать единолично какие-либо важные решения. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования [8].

Он контролировал судебную систему, назначал министров, в совокупности с которыми образовывал исполнительную ветвь государственной власти. Министры, как и сам президент, были ответственные перед национальным собранием. Сенат, обладавший некоторыми исключительными полномочиями, был главенствующей в стране политической силой; состав его, вследствие особенностей избрания сенаторов (двухстепенные выборы, при которых большинство выборщиков составляли консервативно настроенные собственники), был реакционен. Сенат, таким образом, сдерживал радикальные устремления палаты депутатов.

Начало XX в. для Франции стало временем образования основных политических партий страны и складывания классической французской многопартийной системы.

3 Политическое устройство Великобритании

В Великобритании тем временем уже как 250 лет была установлена конституционная монархия. Главой государства в Великобритании является король (королева). Он считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняется право роспуска парламента и назначения премьер-министра и т. д. Король обладает правом окончательного отклонения закона - абсолютного вето, однако почти триста лет это право не применяется (рис. 3) [6].

Рисунок 3 – Государственные органы Великобритании

Таким образом, власть короны носит скрытый характер. Король царствовал, но не правил. Вся полнота власти была сосредоточена в парламенте, который состоял из партий.

Высший орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин. Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством. Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти. Фактически с начала XVIII в. высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики.

В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Основным средством сохранения двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малочисленных партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы [7].

Единой конституции как основного закона страна не имеет. С каждым последующим монархом королевская власть ослабевала, все большее значение приобретала деятельность премьер-министра - главы кабинета министров, составляющего исполнительную ветвь власти. Законодательную власть представляли палата общин и палата лордов. В Великобритании действовала "система двух партий", при которой в парламенте постоянно присутствовали только две правящие партии: консерваторы (тори) и либералы (виги). Обе эти партии выступали в интересах крупной буржуазии, обе были нацелены на жесткое ведение колониальной политики, обе яростно боролись с набирающим обороты рабочим движением.

4 США: особенности государственного управления

В США, наименее затронутой общеевропейскими политическими сдвигами, подошёл к своем завершению "позолоченный век", век расцвета американской индустрии, век наибольшего богатства буржуазии и повышенного благосостояния основной части населения. Он завершился кризисом 1893 года и последовавшей за ним депрессией, продолжавшейся вплоть до 1897 года. Набирало популярность, в особенности среди рабочей интеллигенции, прогрессивистское движение [8].

Государственный строй США в начале XX века представлял собой классическую буржуазную федерацию. Была существенно усилена власть федеральных структур и ведомств, высшими из которых были конгресс (верхняя палата - сенат, нижняя - палата представителей) и правительство во главе с президентом, назначающим членов верховного суда и являвшимся по совместительству главою государства (рис. 4).

Рисунок 4 – Государственные органы США

Конгресс осуществлял законодательную деятельность, президент и назначаемые им члены правительства - исполнительную, верховный суд выступал в виде суда высшей инстанции и осуществлял правовой надзор над деятельностью федеральных органов.

Субъекты федерации обладали значительными правами. Так, в соответствии с Конституцией, штаты наделялись правом устанавливать собственные требования для желающих баллотироваться [9].

В стране складывалась двухпартийная политическая система (республиканцы и демократы), которая ориентировалась на удовлетворение требований избирательных компаний.

Американская буржуазия умело применяла двухпартийную систему. Когда у власти были демократы, республиканцы «критиковали» правительство и всячески показывали, что отстаивают интересы народа, привлекая на свою сторону недовольных. В случае победы республиканцев, подобные манипуляции проделывали демократы. Таким образом, буржуазные партии поочередно выступали центром притяжения для недовольных.

5 Особенности политического устройства Российской империи

Впрочем, учитывая этот факт, политическое устройство Российской Империи все равно представляется несколько косным и громоздким.

Государственное устройство Российской империи до революции 1905-1907 г. характеризовалось:

  • отсутствием элементов представительной демократии и представительных учреждений;

  • сосредоточением абсолютное законодательной и исполнительной власти в руках императора;

  • отсутствием легальных политических партий [5]/

Структура государственного устройства представлена на рисунке 5.

Глава государства – Император (он же – глава православной церкви). Ему были подчинены все государственные структуры, главными из которых являлись:

Государственный совет – совещательный орган при самодержце, имеющий право рассмотрения законодательных актов, вопросов внутренней политики (в особых обстоятельствах), администрации, а также финансовых вопросов.

Рисунок 5 – Политическое устройство России

Канцелярия Его Императорского Величества. Исполнительная служба при главе государства. Обеспечивает подготовка и исполнение указов и распоряжения императора, представление обращений и ходатайств к императору, объявление политики (монаршей воли) по тому или иному вопросу, контроль исполнения указов, вопросы структурирования государственной службы и поощрения лиц, которые находятся на государственной службе [9].

Святейший Правительственный Синод. Высшая административно-правовая система православной церкви в Российской империи. Определяла церковную и во многом общественную жизнь государства.

Сенат. Высший законодательный, исполнительный и судебный орган государства.

Комитет министров. Согласовательный орган, который решал межведомственные и второстепенные вопросы государственного управления.

Высшей властью (в том числе законодательной) обладал император. Ему принадлежало право законодательной инициативы. Законотворчеством мог заниматься также Сенат, Государственный совет и Синод, однако их полномочия ограничивались рассмотрением, правкой и в отдельных случаях вынесением на усмотрение монарха профильных законопроектов. К обсуждению законопроектов могли подключаться также органы исполнительной власти, церковной администрации и органов местного самоуправления (земства). Исключительным правом подписания законов обладал монарх [8].

В царской России существовал обширный бюрократический аппарат. Из-за недостаточно развитой инфраструктуры, учитывая огромную территорию государства, большинство аспектов экономической, политической и общественной жизни империи строго регламентировались. Контроль осуществлялся с помощью министерств и департаментов.

Также существовали другие административные структуры сходные по функциям с министерствами, но в силу исторических традиций носившие другие названия. Например, Главное управление почт и телеграфов, Государственная канцелярия, Горный департамент.

Наряду с общегосударственными структурами существовала территориальная вертикаль исполнительной власти, которая включала себя администрацию губерний и уездов, а также городское и земское самоуправление.

Российская монархия, как общественно политический строй, не предусматривала полностью независимых судов, поэтому вместо судебной власти в государстве существовала судебная система или система права.

Источниками права в Российской империи служили указы императора, манифесты, а также Высочайше утвержденные документы. Кроме того, если мнения Государственного совета получали Высочайшее утверждение, они также получали статус законов. Существовавшие, в силу длительных исторических традиций, правовые обычаи, также служили источниками права [5].

Ко времени революционных событий 1905 года Российская государственная машина была отягощена системной бюрократией, неповоротливостью механизмов власти, коррупцией и доминирующим положением императорской семьи в системе властной вертикали. Отсутствие представительных органов власти приводило к конфликту развивающейся буржуазии с аристократической элитой государства. Первая русская революция поставила перед империей проблему замораживания, либо модернизации существующих общественно-политических отношений.

Заключение

Во всех государствах, представленных на первых 5 позициях в списке стран по основным показателям экономического развития за 1905-1913 гг., уже действовали собственные конституции, гарантировавшие некоторые, хоть и ничтожные, гражданские, политические и социально-экономические свободы. Во всех, кроме Российской Империи, где от деспотического произвола как на высшем уровне, так и на местах трудящийся класс не защищало практически ничего.

Революция 1905–1907 гг. в России резко обострила проблему реформирования политической и правовой системы, поставила самодержавие перед необходимостью собственной трансформации в конституционную монархию.

Список использованных источников

  1. Баев В.Г. Германский конституционализм (конец XVIII–первая треть XX вв.). М., 2010.

  2. Кучма В.В. Развитие государственного строя Германии и Японии в период нового времени. Волгоград, 2000

  3. Левшина Ю.А. Сфера формальной политики общественной жизни германии в начале XX века // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. - №5 (61). – С. 42-47.

  4. Данн О. Нации и национализм в Германии. 1770–1990 / пер. с нем. И.П. Стребловой. СПб., 2003

  5. Братченко Т.М. Сравнительный анализ имперской и советской моделей экономического развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 32 (170). С. 41-44.

  6. Томсинов В.А. Государственный строй абсолютной монархии в Англии: новый взгляд // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2014. № 4 (16). С. 37-52.

  7. Лингво-сопоставительный анализ государственного строя Англии различных эпох / Алтыев А.С., Сахарова Н.Г., Бондаренко И.В. // В сборнике: Дискурсивные практики в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 5-12.

  8. Конституционное право зарубежных стран. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". - Москва, 2004.

  9. Конституционное право зарубежных стран / Баглай М.В., Бобылев Г.В., Карлов Ю.Е., Воробьев В.П., Гуреева Н.П., Даниленко В.Н., Даниленко И.В., Кашкин С.Ю., Кузнецов О.А., Кузнецова Т.О., Лейбо Ю.И., Могунова М.А., Орлов А.Г., Павлов Е.Я., Сапронова М.А., Толстопятенко Г.П., Туманов В.А., Энтин Л.М. - (2-е изд., переработанное) Москва, 2005.

Просмотров работы: 52