Кому при Петре I жилось хорошо

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кому при Петре I жилось хорошо

Матвеева Е.А. 1
1МБОУ " СОШ № 15" НМР РТ
Сорокина Е.А. 1
1МБОУ "СОШ № 16" НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Пётр I (1672–1725) принадлежит к числу крупнейших исторических деятелей и, одновременно, к самым противоречивым. Споры о решающей роли Петра Великого в истории России на судьбы народа— положительной или отрицательной — не утихают и сегодня.

Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".

Данная исследовательская работа призвана помочь ответить на эти вопросы. Источником для изучения данной проблемы являлись Большая советская энциклопедия и историческая литература.

Цель исследования: используя различные материалы проанализировать влияние реформ Петра I на судьбы русского народа глазами разных историков, философов и современников императора.

Предмет исследования: реформы Петра I.

Для этого необходимо решить следующие промежуточные задачи:

1) рассмотреть реформаторскую деятельность Петра I и ее влияние на разные слои населения России;

2) изучить и сравнить работы известных историков, философов разных времён и современников Петра I;

3) проанализировав источники, сделать вывод о значении исследуемых событий.

Решению поставленных задач и, следовательно, достижению цели работы способствует использование историко-системного метода. Суть такого метода заключается в обобщении исторических фактов и создании единой системы, а также рассмотрение и оценивание отдельных фактов с позиции всей системы.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

А.С. Пушкин во вступлении к «Медному всаднику» пишет про Санкт-Петербург следующее: «Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе…». Этими строками поэт говорит, что Россия добьётся международного признания и начнёт жить счастливо. Международного признания добиться удалось, но счастливее ли стала жизнь в стране для её населения? Ход и последствия реформ нередко не соответствуют изначальным замыслам. Это относится и к Петровским преобразованиям.

Глава 1. Быт дворян

При Пётре I почёт и уважение приобретались через службу и в первую очередь армейскую. Для дворян она была пожизненной [БСЭ]. В неё активно вводись новые уставы и правила, которые нужно было усвоить самому, а также передать вверенным солдатам. Офицерскому корпусу было необходимо приобретать новые знания в военной инженерии, артиллерии. Старым надо было переучиваться, а молодых сразу отправляли заграницу. Они возвращались не только на службу, но и учителями для следующих поколений офицеров. Учёба была нелегкой. На первых порах, ни о каких учебниках, учителях и образовательных учреждениях в России не могло идти речи. А значит, для обучения надо было ехать в мастерские того времени – Англию и Нидерланды. Что сопровождалось бытовыми, языковыми и финансовыми трудностями. Не ехать было нельзя. Отставка со службы могла произойти по выслуге лет или из-за травм. И если травма позволяла, то человека тут же назначали чиновником. Например, туда где у него было имение. Образование, которое дворянин получал, было не только военным, но и общегражданским [Каштанов, 48]. Грамотная речь и письмо, умение составлять документы, считать, знать законы – это необходимые знания для любого чиновника, которых в первое время тоже не хватало. Но и в этом случае в провинции не отсидеться. Надо было отмечать новые праздники, являться на маскарад, обучаться манерам и брить бороду. Петр I составил для дворян специальный регламент из 10 пунктов — дабы не стоять «чурбаном посреди веселья». Знание иностранного языка стало не преимуществом, а ежедневной необходимостью. В столице или провинции необходимо потратиться на короткие штаны, камзол и кафтан с галстуком, башмаками, шляпой и париком. И всё это требовало постоянного ухода.

Женщинам дозволялось и было обязательным теперь не только выходить в свет, но и во время трапезы сидеть за одним столом с мужчинами. Привыкшие к домостроевскому укладу, русские женщины терялись, не знали, как вести себя на публике, смущались и робели. Неловко чувствовали они себя и в открытых платьях по последней французской моде [Ишимова, 377]. До этого женщины даже из богатых семей подумать не могли открыть шею с плечами. Костюм жены дворянина и крестьянской женщины различался по виду ткани, украшениям, но не по фасону. Любимые сарафаны в пол и закрытые до подбородка рубахи были спрятаны в сундуки. Теперь дамы должны были одеваться во французские платья с глубокими декольте, корсажами, короткими рукавами и пышными юбками. На смену длинным косам пришли высокие прически с локонами и парики, естественную красоту подчеркивали белила и румяна. Ещё было нужно поддержать беседу, знать манеры и этикет, особенно хорошо было изучить придворные ритуалы. Пётр старался облегчить адаптацию своих подданных к новым требованиям, регламентируя чуть ли не каждый их шаг. Он буквально расписывал, как надо одеваться, что говорить, что делать. Моду тоже устанавливал он. Один из указов Петра I касался женского образования — оно стало обязательным. В дворянские семьи стали приглашать учителей и гувернанток для обучения девочек иностранным языкам, танцам, музыке, светским манерам, рукоделию.

Глава 2. Быт крестьян

Несмотря на все реформы и попытки Петра I, деревенский вековой быт сломить было сложно. Даже в тех случаях, когда преимущества изменений были очевидны здесь и сейчас, например, убирать рожь косами удобнее и быстрее, чем серпами, крестьяне не шли навстречу новому. Мальчики с младых ногтей приучались вести хозяйство и выполнять мужскую работу, а девочки — прясть, вышивать, ткать, доить корову, стряпать. Все важнейшие дела, которые было не в силах сделать одно хозяйство, например, уборка полей и копание колодцев, решались на сходе. В деревне все друг у друга на виду и все знают правила и традиции. И идти против них никто не собирался, пускай даже и по приказу императора.

Строительство империи требовало ресурсов, и они были найдены. На Руси налоги собирались «со двора», так как главой семьи и производителем в семье был мужчина. На него выделялась земля и он ей владел. А значит, и налог собирался с него. Во времена Петра 1 налоговое бремя стало огромным, и крестьяне обносили несколько домов одним забором, создавая тем самым один двор. Таким образом, крестьяне пытались облегчить свое бремя. Но перепись населения, проведенная в 1710 году, сделала эту уловку невозможной и теперь налог снимался с души[БСЭ]1. Но земля, которая была единственным ресурсом для выживания, выделялась по-прежнему только на мужчину. Как быть многодетному отцу, у которого только дочери, Пётр I ответа не дал. В 1704 году появлялось много абсурдных налогов, например: налог на покос сена, налог с производства различных промыслов. А вот самый известный Петровский налог на бороду в большой степени крестьян не коснулся. В сельских местностях и деревнях его просто не восприняли и некому было контролировать все дворы, и люди также продолжали жить с бородами и отращивать их. 20 февраля 1705 года Петр I издает указ согласно которому в России появляется рекрутская повинность[БСЭ]. Стоит отметить, что для крестьян это стало самым тяжелым бременем, так как срок службы был пожизненным. Но в сравнении с налогами, которые взымались с человека, рекруты набирались по общинному принципу, то есть определённое число от нескольких дворов. Это позволяло не обескровливать небогатые деревни с большим населением.

Глава 3. Церковь

Церковь занимала важнейшее место в жизни всех слоёв общества и это не была особенность России, но общемировая практика доиндустриального общества. С Петра I церковь встаёт под внешнее светской управление – Священный Синод. На государственном уровне это означает её привязку к системе власти. Как мы помним из примера патриарха Никона, церковь могла составить власти серьёзную конкуренцию за умы и сердца напрямую конфликтуя с царём. Благодаря своим в первую очередь мирским владениям: земли, наследства прихожан, которые часто завещали его приходу и реликвиям, которые через паломничество к ним легко монетизировались, патриарх часто был более могущественным «придворным», чем сам царь. Но с вводом Синода, вся власть над активами перешла государству и церковь не представляла угрозы. А значит, на уровне простых людей она уже не могла быть заступницей простого человека перед власть имущими. В монастырях уже не скрыться.

Глава 4. Узаконенный абсолютизм

Петр I создал вертикаль власти, структурировал её, определил систему личной ответственности и понятные карьерные лифты для всех сословий. Были введены сотни новых правил, регламентов и законов для всех слоёв населения, но только не для него самого. Пётр I являлся абсолютным монархом, чья власть не была ограничена ни «Великой хартией вольностей» как в Англии, ни «Генеральными Штатами» как во Франции [БСЭ]. Раньше, для князя или царя таким ограничителем могла быть Церковь, но Пётр I устранил это. Пётр I мог возвысить человека за заслуги и также быстро спустить с небес на землю, как произошло с А. Меншиковым. Он был правой рукой Петра I. С невероятной быстротой Меньшиков поднимался по карьерной лестнице благодаря императору. Но последний оставил России не только реформы, но и абсолютизм – безграничную власть монарха [Голубев, Телицин, Черникова, 44]. После смерти Петра, возвысившись ещё больше, позже он был без суда сослан в ссылку Петром II и скончался лишённый всех титулов и наград [Пашков, 40]. Даже такой сановник как Меньшиков не смог себя защитить перед лицом безграничной власти монарха, которую Пётр 1 передал потомкам.

Заключение

Реформы, которые осуществил Петр I, в социальной, культурной и политических сферах стали ключевыми в отечественной истории. С одной стороны реформы Петра I имели положительный характер. В стране появилась регулярная армия и военно-морской флот. Люди начали получать регулярное образование: дети дворян и чиновников теперь за счет государства могли отправиться заграницу для обучения различным специальностям или получить образование на родине в различных созданных Петром I школах разной направленности. Это давало стране кадры с современными знаниями и умениями. Бурно развивалась и промышленность. За всю Петровскую эпоху в Российском государстве открылось множество различных мануфактур, началось освоение Урала. Но с другой стороны, были и минусы. Методы императора в основном были насильственными и давались населению страны непростой ценой. Желание Петра I как можно скорее осуществить задуманное стало одной из основных причин возложения большого количества налогов на низшие слои общества. Рекрутские наборы обеспечивали стране постоянную армию, но они были пожизненные и уменьшали трудовой ресурс деревни. Большую часть населения страны реформы в сфере образования не коснулись, так как почти 98% населения составляли крестьяне. Промышленный рывок обеспечивали современные мануфактуры, но на них работали закрепощенные крестьяне. Потому что дворянам и фабрикантам было разрешено покупать крестьян целыми деревнями для работы на мануфактурах.

Подводя итог, можно сказать, что реформы, проведенные Петром I, сыграли важную роль в дальнейшей судьбе страны. Для кого-то он – тиран. Для других - великий реформатор. А я считаю, что одно не исключает другое. Пётр I принимал непростые решения, все результаты которых он предвидеть не мог, как и не мог избежать всех негативных сторон. Отвечая на вопрос: «Кому при Петре I жилось хорошо?», можно однозначно ответить, что никому. Тем не менее, он подарил нашей стране все то, что мы имеем сейчас, изменил жизнь русских людей и своими реформами превратил Русь в великую европейскую державу, но и цена была заплачена великая.

Таким образом, проанализировав все существующие исторические факты деятельности Петра Великого, я пришла к выводу, что несмотря на неоднозначность оценок реформ Петра, с уверенностью можно сказать, что вся его деятельность была направлена во благо России, на её развитие и защиту интересов страны.

Обобщив результаты исследования, приходим к выводу, что все промежуточные задачи, которые необходимо было решить для достижения цели, решены, и, следовательно, цель исследовательской работы достигнута.

Список использованной литературы

  1. Анисимов, Е. В. Время петровских реформ: историческая литература / Е.В. Анисимов. - Л. : Лениздат, 1989. - 496 с.

  2. Балязин, В. Н. Неофициальная история России. Петр Великий / В. Н. Балязин. - Москва : ОЛМА Медиа групп, 2007. - 190 с.

  3. Бобылев, В. С. Внешняя политика России эпохи Петра I: монография / В.С. Бобылев. - М. : Изд-во ун-та дружбы нар., 1990. - 168 с.

  4. Буровский, А. Петр Первый : проклятый император / А. М. Буровский. - Москва : Яуза : Эксмо, 2008. - 347, [2] с.

  5. Военные реформы Петра I // Большая советская энциклопедия URL: www.old.bigenc.ru/military_science/text/1923666 (дата обращения: 02.06.2023).

  6. Голубев А.В, Телицин В.Л., Черникова Т.В. История России. М.: Росмэн-пресс, 2013. – 44 с.

  7. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. М.: Эксмо, 2004. – 377 с.

  8. Каштанов Ю.Е. Эпоха Петра. Смоленск: Русич, 2000. – 48 с.

  9. Киданова, Е. А. Пётр I: тиран или реформатор? / Е. А. Киданова, Э. В. Гордон. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 4 (18). — С. 19-21.

  10. Молчанов, Н. Н. Дипломатия Петра Великого : историческая литература / Н.Н. Молчанов. - 3-е изд. - М. : Междунар. отношения, 1990. - 448 с.

  11. Наумов, В. П. Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников / В. П. Наумов. - Москва : Молодая гвардия, 2010. – 442 с.

  12. Пашков Б. Г. История России XVIII-XIX века. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 2 изд. М.: Дрофа, 2002.- 40 с.

  13. Пётр I // Большая советская энциклопедия URL: www.old.bigenc.ru/domestic_history/text/3826088 (дата обращения: 02.06.2023).

  14. Пётр I // Большая советская энциклопедия URL: www.old.bigenc.ru/domestic_history/text/3826088 (дата обращения: 02.06.2023).

  15. Подушная подать // Большая советская энциклопедия URL: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/3150492 (дата обращения: 02.06.2023).

1 Подушная подать // Большая советская энциклопедия URL: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/3150492 (дата обращения: 02.06.2023).

Просмотров работы: 215