Народное образование Чебаковского района Республики Хакасия 1920-1930 е гг.

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Народное образование Чебаковского района Республики Хакасия 1920-1930 е гг.

Баскова В.М. 1
1МБОУ Озерная СШ №9
Баскова Н.Н. 1
1МБОУ Озерная СШ №9
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Тема: Народное образование Чебаковского района Республики Хакасия 1920-1930 е гг.

Актуальность исследования. Прошедшее столетие в истории России, в том числе и местной региональной истории, являлось временем глобальных перемен. Большие перемены, которые затронули общество в начале XX в., связаны с изменениями в политической, социальной и экономической сферах общественного развития. События, которые происходили почти сто лет назад, оказались судьбоносными для всего народа, которые связаны, с процессом восстановления народного хозяйства, культурному строительству на территории Чебаковского района. Поэтому следует еще раз оглянуться в прошлое, для того чтобы переосмыслить пройденный этап, сделать выводы положительных и отрицательных перемен в образовательной сфере.

Цель: Исследовать развитие народного образования Чебаковского района с учетом конкретно-исторической обстановки как в регионе в целом, так и в нашем районе.

Задачи:

1. изучить историю развития образования в районе;

2. осветить место и роль культурных преобразований в социально-экономическом развитии.

Объект исследования история развития народного образования и культурного строительства в Чебаковском районе, Республики Хакасия в 1920-1930 -е гг.

Хронологические рамки. Хронологическими рамками исследования является исторический период 1920-1930-е гг. Границы определены следующим образом: нижняя – завершение гражданской войны утверждение советской власти на территории Чебаковского района. Выбор верхней границы исследования– определен тем, что к концу 1930-х гг. завершилисьпрограммы по модернизации и социальные преобразования, в организации и структуре повседневной жизни населения района, усовершенствования системы образования.

Географические рамки. Территориальные рамками исследования определены пределами территории современного Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия, которые входили в состав Чебаковского района Хакасского округа.

Методы исследования:

  • Изучение литературы и анализ документальных источников;

  • Систематизация собранного материала.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы исследования могут быть применены при подготовке лекционных курсов по истории Хакасии советского периода, написании научных статей и учебных пособий, подготовке школьных уроков.

1. История народного образования Чебаковского района

История народного образования в Ширинском районе насчитывает более 130 лет, еще в 1885 г. была открыта первая в районе Чебаковская церковно-приходская школа. Первым учителем в ней стал Е.И. Иптышев. В начале 1920-х гг. по уровню просвещения и образования Чебаковский район находился в крайне неблагоприятных условиях, события, произошедшие ранее: революция, смена власти, а также гражданская война внесли свои изменения.

После установления Советской власти стали создаваться новые школы – начальные. В начале 1920-х годов окрылись начальные школы в улусах Аешино, Кобежиково, Аргыстар, на курорте «Озеро Шира» и станции Шира. Школы создавались в тяжелые для страны годы, нехватка школьных принадлежностей, в том числе учебников и бумаги, иногда бумагу заменяли старые газеты, либо береста.

Вначале 1920-х гг. крайне затруднительное положение было с кадрами учителей как в Чебаковском районе, так и на всей территории Хакасского уезда. В школах на весь уезд должно было быть 500 учителей, а имелось 364 учителя с педагогическим стажем. В процентном соотношении кадровый состав учительства был укомплектован на 73%. Некоторые учителя погибли во время гражданской войны, другие были ограблены, репрессированы, третьи – перешли работать в более престижные организации[5, с. 57].

Развитие системы народного образования было признано советской властью как одно из наиболее приоритетных направлений государственной политики[6, с.174].

Важнейшими массовыми культурными мероприятиями, должны были стать «всеобщее обязательное начальное обучение, ликвидация неграмотности и малограмотности и массовая организация дошкольного воспитания». В 1923 г. была открыта школа на станции Шира. Минусинский отдел народного образования направил в школу первую учительницу – А.И. Щелкунову. Через два года открылась Сонская начальная школа. Учительству, как образованной части хакасского социума, была характерна активная жизненная позиция. Присланные учителя в район, явились ядром будущей советской интеллигенции, старого дореволюционного учительства к тому времени практически не существовало[7, с. 224].

В Чебаковском районе на 1926-1927 учебный год, насчитывалось 26 начальных школ, в которых обучалось 1402 ребенка. В районе работало 33 учителя. В последующие годы количество школ в Чебаковском районе и число обучающихся постепенно увеличивается. В начале 1930-х годов количество увеличилось до 37 начальных школ.

В 1932 г. в селе Чебаки, открылась первая в районе средняя школа, которая располагалась в доме золотопромышленника Иваницкого. В школу приезжали обучаться дети со всего района. В школе находились кабинеты физики, химии, биологии, черчения, военного дела, пения работали мастерские по металлу и дереву. При школе располагался интернат с трех разовым питанием. Также учащимся предоставляли бесплатные учебные пособия и тетради.

В п. Шира, была открыта семилетняя школа в 1935г. Директором в школе был Сергеев, учителя начальных классов К.Е. Парфёнова и Шушеначева. Из-за нехватки учительских кадров, учителя начальных классов преподавали и в 5-7 классах. Позднее в 1937 г. была открыта новая средняя школа. Годом ранее на территории Ширинского района была проведена первая учительская конференция. На которой были вынесены вопросы: решение ЦК ВКП(б) «Об идеологии, задачи воспитательной работе в школе».

Анкета ведомость

о составе ЧебаковскогоСККов Хакасского уезда Енисейской губернии от 2 июня 1924 г. № 164 [3].

Фамилия

Имя

Отчество

возраст

социальное положение

образование

Национальность

основное занятие

К какой партии

Занимаемая должность

1

Хорошевкий Петр Павлович

42

крестьянин

грамотен,

домашнее

русск.,

хлеб

б/п

председатель

2

Итыгин Григорий Осипович

22

середняк

домашнее

хакас

хлеб

б/п

казначей

3

Чарочкин Семен Федорович

47

бедняк

неграмотен

хакас

хлеб

пар

член

4

Караспочанов Захар Иванович47

60

_

неграмотен

_

чернорабочий

пар

член

5

Тарханова Надежда Алексеевна

45

_

неграмотна

хакаска

хлеб

б/п

член

6

Кузнецов Никифор Меркулович

46

крестьянин

домашнее

русск

крестьянин

б/п

член

7

Шушеначев Василий Ефимович

47

_

домашнее

хакас

хлеб

б\п

секретарь

8

Никитина Аксиния Ивановна

40

бедняк

домашнее

русск

хлеб

б/п

член

9

Аргудаев Филипп Семенович

30

бедняк

домашнее

хакас

скот

б/п

член

10

_

Александр Макарович

24

_

грамотен

I класс

хакас

письмо

канди-

дат в партию

член

11

Кадышев Михаил Васильевич

20

_

домашнее

хакас

чернорабочий

б/п

член

12

Коконов Николай Анисимович

26

бедняк

неграмотен

хакас

чернорабочий

б\п

член

Из анкеты ведомости можно наглядно посмотреть о грамотности ее участников [3]. Из 12 членов 33% были не грамотны, 58 % имели образование домашнее, 1 человек имел образование на уровне 1 класса, в процентном соотношение менее 1%, (Приложение № 2. Рис. 1).

Таким образом, система народного образования в 20-30-е годы ХХ в., находилась на начальном этапе своего развития, необходимость усовершенствования системы образования ощущалась во всех сферах жизнедеятельности нашей многонациональной страны. Жизнь школы периода 1920-1930-х гг. отличалось большой нестабильностью и проявлением противоречий, имеющих место в обществе. Тем не менее, она выстояла в тех бурных событиях и продолжала действовать согласно своему предназначению. Сами образовательные и воспитательные учреждения должны были стать тем барьером, ограждающим все подрастающее поколение от неграмотности.

2. Культурное строительство Чебаковского района

Для ликвидации неграмотности взрослого населения уже вначале 1920-х гг. стали организовываться специальные школы, были организованы специальные курсы по ускоренной подготовке учителей. В 1921 г. на курсах в Минусинске обучалось более 20 чел. из Хакасии. Среди них Н. А. Коков, И. И. Коков, А. И. Киштеев, А. М. Силигеева, К.Д. Майнагашев, Я. С. Чочиев и др. По выпуску уровень их образования соответствовал одному классу национальной школы. Руководство делом ликвидации не грамотности было поручено чрезвычайным комиссиям. Председателем Енисейской губЧК по данному вопросу стал Э. Итыгин[4, с. 34].

Просвещение населения района не ограничивалось школьным образованием, требовались квалифицированные и инженерно-технические кадры, для промышленных предприятий. В связи с этим большое внимание было уделено подготовке квалифицированных кадров. На золотодобывающих рудниках были организованы курсы технической учебы. Лучших работников посылали в специальные учебные заведения.

С развитием золотопромышленности района продолжали расти поселки, возникали новые, например Балахчино и Знаменитый в 1934 г. Рабочие поселки и села приобретали культурный облик. В них была построена широкая сеть школ, больниц, детских домов, яслей и культурно-просветительных учреждений (клубы, красные уголки, библиотеки, кино, радио).

Большое значение для культурного развития имело создание областных и районных газет: «Хызылаал», выходивший на хакасском языке с 1926 г., «Современная Хакасия», «Саралинский горняк». Чебаковский районный комитет крестьянской взаимопомощи 13 апреля 1929 г. предложил всем кресткомам, в обязательном порядке выписать журнал «Крестьянская взаимопомощь» [2]. (Приложение №2. Рис. 2).

Следовательно, можно сделать вывод, о том, что 1920-е – 1930-е гг. стали одним из важных этапов развития народного образования, и культурного строительства на территории Чебаковского района.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие народного образования Чебаковского района в 1920-1930-е гг. происходило в контексте глобальных изменений происходящие в Хакасии и в целом по России, в тот период времени. Большие перемены, которые затронули хакасское общество и население Чебаковского района,в началеXX в., которые были связаны с преобразованиями во всех сферах развития общества, в политической, культурной, социальной и экономической.

Рост материального благосостояния сопровождался подъемом уровня их культуры. Государственное ассигнования на социально-культурные мероприятия в области увеличились с 1,5 млн. руб., 1930 г. до 42, 6 млн. руб., к 1940 г. В быт народа вошли радио, газеты, книги. Ярким показателем успехов в осуществлении культурной революции являлся рост кадров национальной интеллигенции: инженеров, агрономов, учителей, врачей и др. Большое внимание уделялось подготовке квалифицированных кадров. На золотодобывающих рудниках были организованы курсы технической учебы. Лучших работников посылали в специальные учебные заведения.

В области образования население района было обеспечено школьным образованием. В 1932 г. в селе Чебаки (Приложение №3.Рис. 1.), открылась первая в районе средняя школа, которая располагалась в доме золотопромышленника Иваницкого. В школу приезжали обучаться дети со всего района, где смогли получить углубленное образованиепо таким предметам, как физика, химия, биология, черчение, военное дело.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники:

Периодическая печать

газета

1. Cоветская Хакасия 24 января 1931 г. № 10 (30), 8 февраля 1931 г.,

Саралинский горняк № 11, 15 февраля 1932 г.

Документы и материалы архивных учреждений

Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Национальный архив»

2. Ф. Р- 239. Оп. 1. Д. 15. Л. 21

3. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 2. Л. 17

Литература

  1. Асочаков, В. А. Культурное строительство в Хакасии (1917-1937) / В. А. Асочаков. - Абакан: Хак. отделениеКрасноярского книжное издательство, 1983. – С.65. – Текст: непосредственный.

  2. Данькина, Н. А. Интеллигенция Хакасии в конце XIX - 30-е годы XX века / Н. А. Данькина.- Абакан : Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004. - 128 с.

  3. Жулаева, А. С., Лущаева, Г. М. Сельское население Сибири первой половины 20-х гг. XX в: социальные проблемы и противоречия. / – Красноярск: СибГТУ, 2007. – 274 с. – Текст: непосредственный.

  4. Ширинская летопись от века камня до современности / В.Н. Тугужекова, Н.А. Данькина, Ю.Н. Есин, В.Е. Дмитриев, кол.авт.; МО Ширинский район РХ., 2007. С. ХакНИИЯЛИ - Абакан: Хакасское книжное.издательство, 2007. – 336 с. – Текст: непосредственный.

  5. Шнейдер, А. Р. Округа и районы Сибирского края / А. Р. Шнейдер. -Новосибирск: Сибкрайиздат, 1930. - 159 с.URL: https://nbdrx.ru/pdf/bx0000259.pdf (дата обращения 19.10.2023 г.)– Текст: электронный.

  6. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Карта Хакасского округа 1926 г.

Рис. 1. Карта Хакасского округа 1926 г.[Электронный ресурс]. - URL: http://map.etomesto.ru/base/19/hakasiya-1926.jpg (дата обращения 24.апреля 2023 г.)

Приложение №2

Рис. 1. Анкета ведомость о составе ЧебаковскогоСККов Хакасского уезда Енисейской губернии от 2 июня 1924 г. № 164

ГКУ РХ Национальный архив. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 2. Л. 17

Рис. 2. Информация для кресткомов.

ГКУ РХ Национальный архив. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 5. Л. 16

Приложение № 3

Рис. 1. с. Чебаки начало XXвека, районный центр Чебаковского района.

Просмотров работы: 53