ВВЕДЕНИЕ
Тема: Народное образование Чебаковского района Республики Хакасия 1920-1930 е гг.
Актуальность исследования. Прошедшее столетие в истории России, в том числе и местной региональной истории, являлось временем глобальных перемен. Большие перемены, которые затронули общество в начале XX в., связаны с изменениями в политической, социальной и экономической сферах общественного развития. События, которые происходили почти сто лет назад, оказались судьбоносными для всего народа, которые связаны, с процессом восстановления народного хозяйства, культурному строительству на территории Чебаковского района. Поэтому следует еще раз оглянуться в прошлое, для того чтобы переосмыслить пройденный этап, сделать выводы положительных и отрицательных перемен в образовательной сфере.
Цель: Исследовать развитие народного образования Чебаковского района с учетом конкретно-исторической обстановки как в регионе в целом, так и в нашем районе.
Задачи:
1. изучить историю развития образования в районе;
2. осветить место и роль культурных преобразований в социально-экономическом развитии.
Объект исследования история развития народного образования и культурного строительства в Чебаковском районе, Республики Хакасия в 1920-1930 -е гг.
Хронологические рамки. Хронологическими рамками исследования является исторический период 1920-1930-е гг. Границы определены следующим образом: нижняя – завершение гражданской войны утверждение советской власти на территории Чебаковского района. Выбор верхней границы исследования– определен тем, что к концу 1930-х гг. завершилисьпрограммы по модернизации и социальные преобразования, в организации и структуре повседневной жизни населения района, усовершенствования системы образования.
Географические рамки. Территориальные рамками исследования определены пределами территории современного Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия, которые входили в состав Чебаковского района Хакасского округа.
Методы исследования:
Изучение литературы и анализ документальных источников;
Систематизация собранного материала.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы исследования могут быть применены при подготовке лекционных курсов по истории Хакасии советского периода, написании научных статей и учебных пособий, подготовке школьных уроков.
1. История народного образования Чебаковского района
История народного образования в Ширинском районе насчитывает более 130 лет, еще в 1885 г. была открыта первая в районе Чебаковская церковно-приходская школа. Первым учителем в ней стал Е.И. Иптышев. В начале 1920-х гг. по уровню просвещения и образования Чебаковский район находился в крайне неблагоприятных условиях, события, произошедшие ранее: революция, смена власти, а также гражданская война внесли свои изменения.
После установления Советской власти стали создаваться новые школы – начальные. В начале 1920-х годов окрылись начальные школы в улусах Аешино, Кобежиково, Аргыстар, на курорте «Озеро Шира» и станции Шира. Школы создавались в тяжелые для страны годы, нехватка школьных принадлежностей, в том числе учебников и бумаги, иногда бумагу заменяли старые газеты, либо береста.
Вначале 1920-х гг. крайне затруднительное положение было с кадрами учителей как в Чебаковском районе, так и на всей территории Хакасского уезда. В школах на весь уезд должно было быть 500 учителей, а имелось 364 учителя с педагогическим стажем. В процентном соотношении кадровый состав учительства был укомплектован на 73%. Некоторые учителя погибли во время гражданской войны, другие были ограблены, репрессированы, третьи – перешли работать в более престижные организации[5, с. 57].
Развитие системы народного образования было признано советской властью как одно из наиболее приоритетных направлений государственной политики[6, с.174].
Важнейшими массовыми культурными мероприятиями, должны были стать «всеобщее обязательное начальное обучение, ликвидация неграмотности и малограмотности и массовая организация дошкольного воспитания». В 1923 г. была открыта школа на станции Шира. Минусинский отдел народного образования направил в школу первую учительницу – А.И. Щелкунову. Через два года открылась Сонская начальная школа. Учительству, как образованной части хакасского социума, была характерна активная жизненная позиция. Присланные учителя в район, явились ядром будущей советской интеллигенции, старого дореволюционного учительства к тому времени практически не существовало[7, с. 224].
В Чебаковском районе на 1926-1927 учебный год, насчитывалось 26 начальных школ, в которых обучалось 1402 ребенка. В районе работало 33 учителя. В последующие годы количество школ в Чебаковском районе и число обучающихся постепенно увеличивается. В начале 1930-х годов количество увеличилось до 37 начальных школ.
В 1932 г. в селе Чебаки, открылась первая в районе средняя школа, которая располагалась в доме золотопромышленника Иваницкого. В школу приезжали обучаться дети со всего района. В школе находились кабинеты физики, химии, биологии, черчения, военного дела, пения работали мастерские по металлу и дереву. При школе располагался интернат с трех разовым питанием. Также учащимся предоставляли бесплатные учебные пособия и тетради.
В п. Шира, была открыта семилетняя школа в 1935г. Директором в школе был Сергеев, учителя начальных классов К.Е. Парфёнова и Шушеначева. Из-за нехватки учительских кадров, учителя начальных классов преподавали и в 5-7 классах. Позднее в 1937 г. была открыта новая средняя школа. Годом ранее на территории Ширинского района была проведена первая учительская конференция. На которой были вынесены вопросы: решение ЦК ВКП(б) «Об идеологии, задачи воспитательной работе в школе».
Анкета ведомость
о составе ЧебаковскогоСККов Хакасского уезда Енисейской губернии от 2 июня 1924 г. № 164 [3].
№ |
Фамилия Имя Отчество |
возраст |
социальное положение |
образование |
Национальность |
основное занятие |
К какой партии |
Занимаемая должность |
1 |
Хорошевкий Петр Павлович |
42 |
крестьянин |
грамотен, домашнее |
русск., |
хлеб |
б/п |
председатель |
2 |
Итыгин Григорий Осипович |
22 |
середняк |
домашнее |
хакас |
хлеб |
б/п |
казначей |
3 |
Чарочкин Семен Федорович |
47 |
бедняк |
неграмотен |
хакас |
хлеб |
пар |
член |
4 |
Караспочанов Захар Иванович47 |
60 |
_ |
неграмотен |
_ |
чернорабочий |
пар |
член |
5 |
Тарханова Надежда Алексеевна |
45 |
_ |
неграмотна |
хакаска |
хлеб |
б/п |
член |
6 |
Кузнецов Никифор Меркулович |
46 |
крестьянин |
домашнее |
русск |
крестьянин |
б/п |
член |
7 |
Шушеначев Василий Ефимович |
47 |
_ |
домашнее |
хакас |
хлеб |
б\п |
секретарь |
8 |
Никитина Аксиния Ивановна |
40 |
бедняк |
домашнее |
русск |
хлеб |
б/п |
член |
9 |
Аргудаев Филипп Семенович |
30 |
бедняк |
домашнее |
хакас |
скот |
б/п |
член |
10 |
_ Александр Макарович |
24 |
_ |
грамотен I класс |
хакас |
письмо |
канди- дат в партию |
член |
11 |
Кадышев Михаил Васильевич |
20 |
_ |
домашнее |
хакас |
чернорабочий |
б/п |
член |
12 |
Коконов Николай Анисимович |
26 |
бедняк |
неграмотен |
хакас |
чернорабочий |
б\п |
член |
Из анкеты ведомости можно наглядно посмотреть о грамотности ее участников [3]. Из 12 членов 33% были не грамотны, 58 % имели образование домашнее, 1 человек имел образование на уровне 1 класса, в процентном соотношение менее 1%, (Приложение № 2. Рис. 1).
Таким образом, система народного образования в 20-30-е годы ХХ в., находилась на начальном этапе своего развития, необходимость усовершенствования системы образования ощущалась во всех сферах жизнедеятельности нашей многонациональной страны. Жизнь школы периода 1920-1930-х гг. отличалось большой нестабильностью и проявлением противоречий, имеющих место в обществе. Тем не менее, она выстояла в тех бурных событиях и продолжала действовать согласно своему предназначению. Сами образовательные и воспитательные учреждения должны были стать тем барьером, ограждающим все подрастающее поколение от неграмотности.
2. Культурное строительство Чебаковского района
Для ликвидации неграмотности взрослого населения уже вначале 1920-х гг. стали организовываться специальные школы, были организованы специальные курсы по ускоренной подготовке учителей. В 1921 г. на курсах в Минусинске обучалось более 20 чел. из Хакасии. Среди них Н. А. Коков, И. И. Коков, А. И. Киштеев, А. М. Силигеева, К.Д. Майнагашев, Я. С. Чочиев и др. По выпуску уровень их образования соответствовал одному классу национальной школы. Руководство делом ликвидации не грамотности было поручено чрезвычайным комиссиям. Председателем Енисейской губЧК по данному вопросу стал Э. Итыгин[4, с. 34].
Просвещение населения района не ограничивалось школьным образованием, требовались квалифицированные и инженерно-технические кадры, для промышленных предприятий. В связи с этим большое внимание было уделено подготовке квалифицированных кадров. На золотодобывающих рудниках были организованы курсы технической учебы. Лучших работников посылали в специальные учебные заведения.
С развитием золотопромышленности района продолжали расти поселки, возникали новые, например Балахчино и Знаменитый в 1934 г. Рабочие поселки и села приобретали культурный облик. В них была построена широкая сеть школ, больниц, детских домов, яслей и культурно-просветительных учреждений (клубы, красные уголки, библиотеки, кино, радио).
Большое значение для культурного развития имело создание областных и районных газет: «Хызылаал», выходивший на хакасском языке с 1926 г., «Современная Хакасия», «Саралинский горняк». Чебаковский районный комитет крестьянской взаимопомощи 13 апреля 1929 г. предложил всем кресткомам, в обязательном порядке выписать журнал «Крестьянская взаимопомощь» [2]. (Приложение №2. Рис. 2).
Следовательно, можно сделать вывод, о том, что 1920-е – 1930-е гг. стали одним из важных этапов развития народного образования, и культурного строительства на территории Чебаковского района.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие народного образования Чебаковского района в 1920-1930-е гг. происходило в контексте глобальных изменений происходящие в Хакасии и в целом по России, в тот период времени. Большие перемены, которые затронули хакасское общество и население Чебаковского района,в началеXX в., которые были связаны с преобразованиями во всех сферах развития общества, в политической, культурной, социальной и экономической.
Рост материального благосостояния сопровождался подъемом уровня их культуры. Государственное ассигнования на социально-культурные мероприятия в области увеличились с 1,5 млн. руб., 1930 г. до 42, 6 млн. руб., к 1940 г. В быт народа вошли радио, газеты, книги. Ярким показателем успехов в осуществлении культурной революции являлся рост кадров национальной интеллигенции: инженеров, агрономов, учителей, врачей и др. Большое внимание уделялось подготовке квалифицированных кадров. На золотодобывающих рудниках были организованы курсы технической учебы. Лучших работников посылали в специальные учебные заведения.
В области образования население района было обеспечено школьным образованием. В 1932 г. в селе Чебаки (Приложение №3.Рис. 1.), открылась первая в районе средняя школа, которая располагалась в доме золотопромышленника Иваницкого. В школу приезжали обучаться дети со всего района, где смогли получить углубленное образованиепо таким предметам, как физика, химия, биология, черчение, военное дело.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники:
Периодическая печать
газета
1. Cоветская Хакасия 24 января 1931 г. № 10 (30), 8 февраля 1931 г.,
Саралинский горняк № 11, 15 февраля 1932 г.
Документы и материалы архивных учреждений
Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Национальный архив»
2. Ф. Р- 239. Оп. 1. Д. 15. Л. 21
3. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 2. Л. 17
Литература
Асочаков, В. А. Культурное строительство в Хакасии (1917-1937) / В. А. Асочаков. - Абакан: Хак. отделениеКрасноярского книжное издательство, 1983. – С.65. – Текст: непосредственный.
Данькина, Н. А. Интеллигенция Хакасии в конце XIX - 30-е годы XX века / Н. А. Данькина.- Абакан : Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004. - 128 с.
Жулаева, А. С., Лущаева, Г. М. Сельское население Сибири первой половины 20-х гг. XX в: социальные проблемы и противоречия. / – Красноярск: СибГТУ, 2007. – 274 с. – Текст: непосредственный.
Ширинская летопись от века камня до современности / В.Н. Тугужекова, Н.А. Данькина, Ю.Н. Есин, В.Е. Дмитриев, кол.авт.; МО Ширинский район РХ., 2007. С. ХакНИИЯЛИ - Абакан: Хакасское книжное.издательство, 2007. – 336 с. – Текст: непосредственный.
Шнейдер, А. Р. Округа и районы Сибирского края / А. Р. Шнейдер. -Новосибирск: Сибкрайиздат, 1930. - 159 с.URL: https://nbdrx.ru/pdf/bx0000259.pdf (дата обращения 19.10.2023 г.)– Текст: электронный.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Карта Хакасского округа 1926 г.
Рис. 1. Карта Хакасского округа 1926 г.[Электронный ресурс]. - URL: http://map.etomesto.ru/base/19/hakasiya-1926.jpg (дата обращения 24.апреля 2023 г.)
Приложение №2
Рис. 1. Анкета ведомость о составе ЧебаковскогоСККов Хакасского уезда Енисейской губернии от 2 июня 1924 г. № 164
ГКУ РХ Национальный архив. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 2. Л. 17
Рис. 2. Информация для кресткомов.
ГКУ РХ Национальный архив. Ф. Р-245. Оп. 1. Д. 5. Л. 16
Приложение № 3
Рис. 1. с. Чебаки начало XXвека, районный центр Чебаковского района.