Башкирский народный костюм - неотъемлемая часть национальной культуры

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Башкирский народный костюм - неотъемлемая часть национальной культуры

Юмагужина В.Р. 1
1МОУ "Кременкульская СОШ"
Антонова А.А. 1
1МОУ "Кременкульская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Российская федерация – государство многонациональное. В стране проживает более 190 наций и народностей. В Челябинской области, где я живу, проживает более 130 этнических групп. Самые многочисленные – русские, башкиры, татары. На территории области несколько районов компактного проживания татаро-башкирского населения. Моё родное село – Кременкуль, в прошлом – это башкирская земля, национальные традиции сохраняются и почитаются до сих пор. Одна из таких традиций –национальные и религиозные праздники: сабантуй, Ураза-байрам, Курбан-байрам. В эти дни у башкир принято надевать национальные костюмы, которые есть во многих семьях.

Народный костюм – это одежда, которая передает и сохраняет национальную идентичность народа. В нем раскрыты культурные и исторические традиции и обычаи, а также отражены особенности географического положения и климатических условий местного региона. Основное значение народного костюма заключается в сохранении и передаче культурного наследия и национальной идентичности народа.

Народный костюм это олицетворение души каждого человека, решившего его надеть. Когда все жители по праздникам наряжаются в свои национальные одежды, можно увидеть, насколько их души едины и схожи, хотя наряды редко одинаковы, костюм одного чем-то да отличается от костюма другого. Народный костюм, создаваемый человеком, является предметом, проходящим сквозь века. В нём заключается культура народа, которым он был создан. Национальные одежды меняются вместе с народом, доказывая, что ничего не стоит на одном месте слишком долго.

Башкирский национальный костюм, как вид рукотворного искусства, имеет многовековую историю. Изучение его тесно связано с исследованием ряда важных вопросов истории и культуры башкирского народа. Старинные элементы, детали костюма, его крой и украшение представляют большой интерес для исследования развития культуры башкирского народа. Выявление различий в одежде представителей разных территорий вместе с другими источниками дает возможность установить этнические группы – роды, сформировавшие состав народа, а также определить культурные связи башкир с другими народами. Первые письменные свидетельства о башкирской одежде относятся ко второй половине XVIII в. И связаны с естественно-научными экспедициями, работавшими под руководством И.Г.Георги, П.С.Палласа, И.И.Лепёхина. Национальный костюм башкир складывался в течение веков. Единого общебашкирского костюма не было и не могло быть, ведь каждое башкирское племя имело свои отличия.

Башкирскому народному костюму посвящено большое количество исследований: различия в одежде башкир отмечали организаторы Больших академических экспедиций XVIII в.: П.С. Паллас зафиксировал особенности костюма челябинских башкир (Исетской провинции, быт северо-восточных башкир представил Н.С. Попов (1811–1813), горных бурзян  – А. Игнатович (1863). В 60-ые гг. одежда и декоративно-прикладное искусство башкир изучали Р.Г. Кузеев и С.А. Авижанская (Москва). Ведущим специалистом в области башкирской одежды является С.Н. Шитова.

  Широко используется описание одежды героев в художественных произведениях. Для автора одежда является не просто швейным изделием, а носителем ценной исторической информации. Народный костюм может рассказать о многом: о возрасте, о его месте проживания, социальном положении, роде занятий. Помимо этого, герой, надевая на себя определенную одежду или какой-либо ее элемент, может выражать свое отношение к происходящему.

Актуальность данной темы связана с возрастающим интересом башкирской молодёжи к своим корням, к своей истории, многие башкиры занимаются созданием шэжэрэ (родословной), усилился интерес к религии. В связи с этим заиграл новыми красками народный костюм, традиции его создания, мотивы, линии находят отражение в коллекциях модельеров.

  Объект исследования: народная культура.

Предмет исследования: башкирский народный костюм.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранный материал может быть использован при проведении занятий по истории родного края, изготовленные куклы в народных костюмах пополнят школьный музей. Это очень важно, потому что наша школа – региональная инновационная площадка по направлению «Школьный музей – центр патриотического воспитания».

Географический аспект исследования: Челябинская область. Хронологические рамки исследования: XIXXX вв.

Цель работы: Познакомиться с историей возникновения, особенностями и разнообразием женского национального костюма; изучить этапы исторического развития башкирского народного костюма.

Задачи:

1.Изучить литературу, посвящённую национальной одежде башкир;

2. Рассмотреть художественное оформление башкирского костюма;

3.Выяснить символическое значение элементов орнамента и солярных знаков;

4. Используя полученные знания, создать несколько вариантов башкирского женского костюма для кукол – экспонатов школьного музея.

Работая над этой темой, я столкнулась с серьёзной проблемой: при том, что о национальном костюме башкир написаны сотни трудов, о башкирском костюме жителей Челябинской области исследований почти нет, поэтому информацию приходилось собирать по крупицам.

1. Национальный костюм – неотъемлемая часть культурных традиций башкирского народа

1.1. Национальный костюм: его назначение и особенности

Особенности народного костюма тесно связаны с культурными традициями и этническими особенностями народа. Он может отличаться по декоративным элементам, материалам, крою и цветовой гамме. Некоторые детали и символы народного костюма могут иметь свое значение и символическую нагрузку. Так, например, определенные узоры и вышивки на костюме могут передавать исторические события и традиции народа. Особенности народного костюма могут меняться в зависимости от региона и времени.

Народный костюм является наследием предков и ценным источником информации о культуре и истории народа. Это уникальный объект, который отражает менталитет, образ жизни и особенности национального наследия. Народный костюм является важной частью культурного наследия каждого народа и заслуживает особого внимания и уважения.

Национальный костюм — это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками, важная часть страны, рассказывающая о ее истории, культуре, традициях и укладе местных жителей. Народный костюм — не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Народный костюм это не просто одежда, которую надевают по праздникам.

При создании костюма используются различные искусства и ремёсла: ткацкое ремесло, искусство вышивки, искусство изготовления кружев, ювелирное искусство.

Функции народного костюма многообразны. Он выполняет роль социального, эстетического, ритуального и практического объекта. В социальном плане он помогает идентифицировать и отличить представителей разных народов и регионов друг от друга. Народный костюм также играет важную роль национальной символики и становится предметом национальной гордости.

Первые письменные упоминания об одежде башкир появились в трудах ученых-путешественников конца XVIII века. Они отмечали, что в своей основе башкирский костюм сложился под влиянием традиций скотоводческого мира, при изготовлении одежды широко использовались материалы животного происхождения. Во все времена одежда, помимо защиты тела от воздействия негативных факторов окружающей среды, несла еще и некий сакральный смысл, эстетическую, а также этнокультурную функции. Ведь не случайно именно предметы одежды во многом дают нам глубинное понимание жизни наших предков. Орнамент национального костюма всегда имел символическое значение. Растительные узоры, изображения животных и другие этнические символы берегли народ от порчи и притягивали удачу.

В одном из башкирских преданий о начале жизни на Земле говорится: «После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить – поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда, своя особая пища». Башкирский традиционный костюм уникален и самобытен, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников. У башкир, как у других этносов (например, русских, татар), не было традиционного костюма, единого для всех этнографических групп: у башкир укоренилось не территориальное, а родо-племенное разделение.

Учитывая, что существует полсотни башкирских родов-кланов, то башкиры – вовсе не монолитная в культурном отношении нация. Одежда отдельных групп башкир, обусловленная этнической историей родов и племен, имеет свои особенности. Все эти особенности отражены в семи локальных костюмных комплексах: юго-восточном, юго-западном (демском), самаро-иргизском, центральном (инзерском) и др.

Костюмный ансамбль башкир Челябинско-Курганского Зауралья, например, отличался от одежды Пермских или Самаро-Саратовских башкир, одежда представителей горно-лесных родов отличалась от одежды степных и т.д. Словом, что ни регион – то свой костюм.

Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием основного занятия башкир – скотоводства. Основными материалами при изготовлении одежды были домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха, дикорастущие крапива и конопля. Холсты также изготовливали из растительной пряжи. П.С. Паллас так описывал производство пряжи в своем труде: «Толстой холст на одежду ткут они по большей части сами; ибо не токмо прядут нитки из пеньки, но и из большой простой кропивы. При летних жилищах ростут отчасти конопли без сеяния очень высоко, и отчасти их сеют. На тучной земле также много ростет кропивы, и осенью вырывают так, как конопли, сушат, потом мочат, былинки ломают руками здирают кожурину, и напоследок толкут в деревянных ступах до тех пор, пока не сделается мяхкою» Большим спросом пользовались шёлк, бархат, кустарные и фабричные ткани.

В прошлом каждая женщина в той или иной мере обладала мастерством, искусством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приёмы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивки из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. Для национального костюма башкир была характерна декоративность. Особенно красочно выглядел женский праздничный наряд. Наиболее торжественным считался красный цвет. Из красного кумача шили праздничные женские платья, мужские рубахи, штаны, тонким красным сукном (кармазином) отделывали верхнюю одежду, обувь. Особенностями башкирского костюма Южного Урала является сложная многоцветная вышивка (на одном изделии – до 10 цветов), в которой сочеталось несколько швов. С появлением анилиновых красителей в XIX в.цветовая гамма изменилась: на смену спокойным, сдержанным цветовым сочетаниям пришли более яркие и сочные.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, преобладает: красный – цвет тепла и огня; желтый – цвет изобилия и богатства; черный – цвет земли и плодородия; зеленый – цвет вечной зелени; белый – цвет чистоты помыслов, миролюбия; синий – цвет свободолюбия; коричневый – цвет старости увядания.

1.2 Сходства и различия мужского и женского костюма

Мужские и женские костюмы кроились одинаково: большие ластовицы, широкий воротник, длинный подол рубах. В национальной одежде учитывались возрастные особенности : рубахи пожилых мужчин были преимущественно из светлых тканей, у молодых – красные, синие, с яркими ластовицами, и воротником, который был обшит цветной тесьмой. Женщины преклонного возраста предпочитали платья из неокрашенного холста или светлых фабричных тканей. Молодые, наоборот любили яркие сочные цвета.

Ещё одной особенностью была схожесть набора предметов одежды у мужчин и женщин: длинные рубахи, холщовые штаны.

До конца XIX в. как мужчины, так и женщины носили тулупы тире тун, которые шились из белой овчины. Тире тун – очень просторная и длинная (до пят), без пришивного воротника и ничем не покрытая сверху шуба. Запахивался тире тун обычно на правую сторону, имел одну-две пуговицы (вверху и выше пояса); у мужчин всегда повязывался поясом. Эти тулупы были наиболее распространённой меховой одеждой.

Другая плечевая одежда, общая для мужчин и женщин – сэкмэн, разновидность кафтана, сшитого из домотканого валяного сукна. По покрою он мало отличался от тулупа: был длинным и широким, с совершенно прямой спиной, с длинными и широкими рукавами, запахивался на любую сторону(по желанию) и совсем не имел ни пуговиц, ни других застёжек. Мужчины, отправляясь в дорогу, повязывали его поясом. Отличие женского сэкмэн от мужского заключалось в цвете сукна: женский шился из белого, а мужской – из коричневого, женский мог быть украшен либо разноцветной вышивкой, либо аппликацией. На мужском особых украшений не было, только по краю борта нашивалась полоска фабричного сукна или другой ткани.

Нитки для вышивки окрашивались натуральными красителями, приготовленными из травянистых растений или коры деревьев. В каждом районе они были свои. Верхнеуральские башкиры использовали краску с названием «буяк», состав которой хранился в глубокой тайне. К сожалению, мне не удалось найти информацию о её составе.

Ещё одним общим для мужчин и женщин предметом одежды был халат– елэн. Он был схож по покрою со среднеазиатским халатом. Халат был длинным, широким, с прямой спиной, широким отложным воротником, запахивался на любую сторону, никогда не подпоясывался и не имел застёжек. По материалу разница между мужским и женским халатом была несущественна: женские чаще бывали бархатными или суконными, мужские – из китайки или полушёлковой среднеазиатской материи.

Самое существенное отличие – женские были украшены, мужские не украшались никогда.

Общей для обоих полов обувью были сарык, кожаные мягкие сапожки ситек. Сарык древняя и примитивно скроенная башкирская обувь. Она состояла из простой кожаной подошвы с пришитым к ней впереди кожаным носком и суконным голенищем, высотой до колена. Ни подметок, ни каблуков у сарык не было. Мужские сарык от женских отличались только тем, что задники последних обычно были расшиты цветным (чаще красным) сукном. Обыкновенные сапоги (итек) мужские несколько отличались по форме от женских, мягкие же сафьяновые (ситек), были одинаковы у обоих полов, за исключением разве только той особенности, что у женщин они бывали иногда узорчатые. Узоры либо вышивались, либо создавались посредством аппликации. Причём, аппликация была распространена именно на территории Челябинского уезда.

Мотивы узоров у южно-уральских башкир складывались ещё до принятия ислама, поэтому встречаются стилизованные изображения птиц и животных. В орнаментах часто встречаются треугольники, выполнявшие роль амулетов. На женских костюмах они выкладывались кораллами.

2. Украшения как часть традиционного башкирского женского костюма
Традиционные башкирские национальные украшения служили талисманами, оберегами, а также показывали: к какому роду относилась женщина и статус семьи. К женским ювелирным украшениям и украшениям одежды относились подвески, колье нагрудники, браслеты, запястья из коралла, серьги и сулпы парные украшения в виде серебряных или медных подвесок.

В разных группах башкир украшения отличались по названиям, формам, размерам, количеству нашивок, их соотношениям и расположениям на ткани в виде различных узоров. Женщины носили бусы.

Башкиры для создания украшений использовали такие материалы как серебряные и медные монеты, бисер и морские раковины, кораллы, янтарь, сердолик, обработанное стекло и др.

К женским нагрудным украшениям относятся нагрудники, перевязи и ожерелья. Их надевают на платья или камзол. Нагрудники сшивались из плотной ткани-основы и тонкой красной ткани. На неё нашивали кораллы, бисер, монеты, раковины-каури, цепочки в виде разнообразных узоров и сетки. Нагрудник – это женское традиционное украшение, дополнение к праздничной и повседневной одежде. Назывались нагрудники по-разному: селтәр, саҡал, һаҡал, яға, муйынса, башкиҙеү, алмиҙеү и пр. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани. У башкирок Южного Урала нагрудники имели трапециевидную форму и были сплошь покрыты монетами

Нагрудные украшения являлись дополнением к праздничной, ритуальной и повседневной женской одежде. Нагрудники надевали на платье (күлдәк) или камзол. Украшения состояли из плотной основы — сукна или тонкого войлока — обшитой красной тканью, на которую нашивались кораллы, бисер, монеты, раковины-каури. Тяжёлые нагрудники – весом до 5-6 кг – с большим количеством кораллов и монет в основном носили замужние женщины. Украшением девичьего костюма в основном служили ожерелья из сплетённых коралловых нитей.

В нагруднике, как украшении, заложен глубокий смысл башкирской мифологии. По народным поверьям, душа человека находится в области щитовидной железы. Поэтому нужно было оставить «вход» у горловины, чтоб к душе пропустить добрые силы и поставить защиту от злых чар в виде узоров-оберегов, кораллов, монет. Верхняя часть нагрудника вышивалась плотно расположенными кораллами, образующими ромбы, круги и полукружья. В центре таких кругов могли поместить ракушку – ҡортбаш, что означало «глаз дракона» – оберег от злых духов. Полукруги из коралловых нитей были намеком на солярный знак, означающий солнце, энергию, жизнь.

Подбор материалов для украшений у башкирских женщин был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону – способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Алые бусинки кораллов символизируют зарождение, начало новой жизни. Монеты, кораллы и другие предметы роскоши, нашитые на нагрудники, являлись показателем обеспеченности семьи, свидетельствовали об определенном месте человека в обществе. Несмотря на дороговизну нагрудников – некоторые из них в конце XIX века приравнивались по стоимости лошади или коровы – они были многочисленны еще в начале прошлого века.

Иногда среди монет прикреплялись ювелирные медальоны со вставками из синего, красного, зеленого стекла. Длина нагрудников могла быть разной: доходить до пояса или же, напротив, едва прикрывать нагрудный вырез на платье (20 см в длину). В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.

Свои косы женщины украшали накосниками и косоплётками (ҡаралыҡ), которые состояли из тесьмы или шнуров, сплетённых из шерстяных нитей или конского волоса с разноцветными кистями на концах. К косоплеткам также пришивали звенящие подвески (сылтыраҡ, сулпы), монеты (һумлыҡ), бетеу. В качестве затылочных украшений использовались большие бляхи (өлфөйә, өрфөйә), имевшие с внутренней стороны ушко для продёргивания косоплётки. К женским налобным башкирским украшением относится и хараус, который представляет собой ткань с орнаментом из холщовой ткани и обшитую полосками ткани красного или коричневого цвета.

Заключение

В процессе работы над этой темой я выяснил, что в прошлом костюм определял положение человека в семье и обществе, его возраст. В одежде отражались особенности хозяйственного и семейного быта. У башкир эти особенности наиболее полно отражены в женской одежде, хотя в конце XIX века они уже не соответствовали новым семейным отношениям, отражали общинный строй более ранней эпохи. Радует то, что народ свои обычаи и культурные особенности воспринимал и продолжает воспринимать как нечто изначальное, основополагающее. Нельзя не согласиться с мнением, что башкирский костюм – наиболее яркая сторона традиционной художественной культуры.

Традиции оформления башкирской национальной одежды заслуживают пристального внимания к себе, некоторые из них остаются популярными и в современной жизни. Из поколения в поколение, из века в век совершенствовалось умение изготавливать одежду. Менялись ткани: от неокрашенного полотна до индийского хлопка и китайского шёлка, появились утеплители, например, вата. Все менялось вместе с обществом, с общественно-экономическими формациями истории человечества. Претерпел изменения и костюм, впитывая каждый раз все новые элементы. Многие его традиционные формы, представляющие интерес для исследования истории национальной культуры, стали исчезать или уже исчезли, и о них могут рассказать по памяти лишь люди старшего поколения и фонды краеведческих, этнографических музеев. Башкирский традиционный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников. Он самобытный. Его специфика складывалась многими факторами: историческими, хозяйственно-производственными, природно-климатическими, мировоззренческими и т.д.

Сегодня мы наблюдаем большой интерес к традиционному башкирскому костюму. Этнографы, дизайнеры, мастера объединяются для достижения грамотной реконструкции народной одежды, очень актуальна совместная работа дизайнеров и этнографов в создании современной одежды с элементами традиционного башкирского костюма. Доказательство этому – высокохудожественные работы участников Международного конкурса мастеров по пошиву башкирского национального костюма. Популярность башкирских орнаментов, вышивки и стиля декорирования прослеживаются на показах высокой моды, как на Евразийском конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» и т.д.

Изучив костюмы, я поняла, что башкирский национальный женский костюм продолжает развиваться. Сохраняя все традиции и основные особенности, но при этом, применяя современные ткани, технологии пошива, создаются новые женские образы для башкирских красавиц. Новые костюмы подчеркивают красоту и самобытность башкирской культуры. В башкирских народных костюмах исполняются песни и танцы.

Я не только узнала об особенностях башкирского национального женского костюма, о том, сколько труда и терпения требовалось башкирским красавицам для его создания, но и сама попробовала создать вариант костюма для куклы. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что задачи, поставленные перед собой, я выполнила. Убедилась, что изделие, сделанное своими руками, может стать вашей гордостью.

Считаю, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

.

Список литературы

1. Абдулатипов,Р.Г. Мой башкирский народ /Серия «Народы моей России». Библиотека Ассамблеи народов России. Научно-популярное издание. – М.:Классикс Стиль, 2007. – С.150 – 154.;

2.Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В.Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964;

3.Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002;

4. Камалиева, А.С. Конструктивные решения башкирской народной одежды: Монография / А.С. Камалиева. - Уфа: РиО РУНМЦ МО РБ, 2006. - 188 с.;

5.Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. – СПб., 1786. – Ч.II. – кн.1. – 467 с.;

6. Руденко,С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. - Уфа «Китап», 2006.;

7.Сиражитдинова Н.Этническая история челябинских башкир, Челябинск, Абрис;

8. Усманова С.М. «О чем молчат… костюмы? Головные уборы»: материалы круглого стола, проведенного в рамках открытия выставки «Головные уборы народов Башкортостана» и посвященный 100- летию образования Республики Башкортостан. 9 июля 2019 г, Уфа: Издательство «Самрау», 2019. – 32 стр. 26–27 с;
9. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. – Уфа, 1995.– 240 с.;

10. Чалдаева,Р. Башкирская народная одежда: Урок – соревнование знатоков башкирского народного костюма /Р.Чалдаева // Учитель Башкортостана. – 2010. - № 2. – С.47 – 49;
11. Янбухтина,А. «Золотом и сердоликом ты велел обить передок седла…» /А.Янбухтина //Альманах «Памятники Отечества». – 1997. - № 38 (2). – С.56 – 58.

Просмотров работы: 119