Тайна семи

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайна семи

Курёнков Д.Д. 1
1МОУ "НОШ №2"
Суслова Н.П. 1
1МОУ "НОШ №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Музыка может изменить мир, поскольку она может изменить людей.»

Пол Дэвид Хьюсон

Актуальность моей темы доказывает сама жизнь:

Чтение нот делает ребенка коммуникабельнее, потому что, читая ноты, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями. Читая ноты, ребенок приучается к ежедневному труду, терпению, силу воли, усидчивости, совершенству эмоции.

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное- и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. В нашем классе трое ребят занимаются музыкой, и их успехи в учебе высоки. И значит, рассказав о нотах, о музыке, я смогу заинтересовать других ребят и помочь им в обучении.

Цель : Изучить историю возникновения нотной записи.

 

Задачи :

- Проследить взаимосвязь времени и нотной записи

- Изучить историю появления нотного стана

- Донести до учащихся полученную информацию

Основная часть

    1. Музыка первобытных людей.

Когда возникла музыка? Этот вопрос давно волнует людей. Еще в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние греки считали, что музыка дарована им богами.

Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе. У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира. Главным элементом первобытной музыки был ритм. Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием. Позже люди подметили, что ритмичные громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они и стали первыми музыкальными инструментами. Во II веке до нашей эры в Двуречье появляются первые музыкальные термины: лад, жанр, интервал, всего четырнадцать слов. А первые упоминания о музыкальной культуре датируются XV веком до нашей эры государства Угарита. Глиняные таблички содержали тексты гимнов и песнопений. Любая музыка исчезла бы с лица земли, если бы люди не научились записывать ее нотными знаками. Так оно и случилось: множество древних песен исчезло, будто их и вовсе не было. Итак, потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи. Прошло много веков, прежде чем человечество пришло к единой форме их записи, позволяющей фиксировать звуки на бумаге при помощи специальных знаков.

1.2 Сохранение музыки в древности

До сих пор считалось, что первая система нотного письма, включавшая семь нот, была разработана Пифагором в VI веке до нашей эры. Однако, по словам итальянских исследователей, им удалось доказать, что аналогичная система существовала на берегах Нила уже в середине IV тысячелетия до нашей эры!

В Древнем Египте для записи нот использовались иероглифы, обозначавшие небесные светила. «Нотные» иероглифы включались в тексты погребальных надписей, которые можно обнаружить на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов.

В Древнем Вавилоне применяли слоговую запись музыкальных звуков с помощью клинописи и пиктографических знаков (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления.

В Древней Греции ноты изображали в виде букв. Примером такой записи служит Гимн Аполлону (128 - 127 до н.э), который находится в дельфийском археологическом музее, в Греции.

Интересна следующая запись музыки. В средние века в Григорианской музыке была разработана специальная система записи песнопений. Первоначально она обозначалась невмами (буквально "знак, намек” от греч. pneuma "дуновение, дыхание”). НЕВМЫ - это условные знаки, передававшие общее направление развития мелодии. По замечанию исследователей невма, как форма нотации, была принята римским папой Григорием Великим. При работе над текстом песни расставлялись графические схемы, знаки и символы (точки, черточки и запятые), располагаясь над словесным текстом и обозначали движение мелодии вверх или вниз, количество звуков на один слог, повторение, характер и способ исполнении. Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета (красного и зеленого), которые были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.

Не указывая точной высоты, эти схемы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений.

Певцы часто путались, глядя в неразборчивые знаки, так как невмы очень напоминали детские каракули. Эти условные схемы легли в основу крюкового или знаменного письма на Руси. А их было более 70, и употреблялось это нотное письмо для церковного пения. Каждый из семидесяти крюков обозначал от одного до нескольких звуков. Это была трудная и сложная запись музыки. Все эти обозначения были не совсем удобными. Они подсказывали певцу, как должна двигаться мелодия лишь тогда, когда музыкант знал мелодию наизусть.

1.3 Изобретение нотной записи итальянским монахом Гвидо из города Ареццо

Многих интересует вопрос: от какого языка произошли ноты, где именно появились эти музыкальные обозначения? Конечно, они могли быть изобретены только в самой музыкальной стране — Италии!

Дело было более 1000 лет назад. В старинном городе Ареццо, рядом с Флоренцией, жил-был музыкант. Это был монах, преподаватель церковного пения, которого звали Гвидо Аретинский или Гвидо из Ареццо. Его очень расстраивало, что монахи тратят больше времени на заучивание песнопений, чем на молитву. Поэтому Гвидо придумывал различные способы, чтобы ускорить процесс обучения.

До каких пор музыканты будут страдать!

Решительно произнёс он-

Мириться с этим более невозможно:

Фальшивые звуки, разнобой и разноголосица.

Сольные партии еще ничего, но ансамбли!..

Ляпсус за ляпсусом, ошибка за ошибкой.

Сил больше нет никаких…

И уверенным жестом Гвидо в место одной линейки начертил в тетради для нот несколько линеек. Так появились известные нам нотный стан. Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки. Гвидо Арецинский придумал линеечки для нот, сначала их было три и все они были разного цвета красная, чёрная и жёлтая, расположил на них значки - ноты, они были квадратными, так у каждой нотки появилась высота. Вот так знаки стали называться не невмами, а нотами. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.

С 8 по 16 век установили точные временные соотношения между всеми длительностями, появилась мензуральная нотации (от лат. mensura - мера - размеренная нотация), которая фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. Изменилось графическое написание – квадратные головки округлились, появились нотные штили – вертикальные линии, обозначающие длительность звуков. С переходом от записи на папирусе к записи на бумаге, нотные знаки разделились на «белые» (незаполненные) и «черные» (заполненные), обозначая длительность. Нот гораздо больше, чем линеек, существуют разные голоса: низкие мужские и высокие женские. Как это описать? И здесь пригодилось еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму.

Уже только изобретения нотного стана было бы достаточно, чтобы увековечить имя итальянского монаха. Но Гвидо пришла в голову еще одна гениальная идея он придумал названия нот на латинском языке! Гвидо Ареццо, как и многие современные учителя вокала, начинал занятия с распевки (чтобы разогреть голос), для которой использовал Гимн Святого Иоанна -легендарного покровителя певцов. И вот какова расшифровка нот на самом деле это первые слоги строк духовной песни:

UT queant laxis

RE sonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum,

SOLve polluti

LAbii reatum,

Sancte Ioanne

Вот откуда происходит название нот.

Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше. Для того, чтобы помочь нерадивым ученикам, Гвидо напевал первый слог каждой фразы, в результате чего получились названия нот на латинском: УТ, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ. Но не было ноты СИ! И первой была нота УТ! Только спустя более 500 лет название ноты «si» придумал Ансель из Фландрии. Чтобы получилась эта нота, он взял начальные буквы из слов последней строки гимна Sancte Johannes. Но петь не стало легче, потому что оставалось ещё одно неудобство, согласная в слоге «ut». В XYII веке итальянец Дони заменил «ut» на «do», оставив тем самым часть своей фамилии на память. Вот что удивительно: эти слоги навсегда остались названиями нот. Нотная запись, придуманная Гвидо, очень понравилась певцам, ведь они могли изучать мелодию самостоятельно, а время на их обучение сократилось в несколько раз. Более того, они могли прочитать незнакомую мелодию, которую никогда не слышали! Этот момент стал революционным в музыкальном мире! Система Гвидо д’Ареццо позволила точно и наглядно изображать высоту нот.

Так появился международный музыкальный язык, единственный во всём мире.  С тех пор мы поём: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», которые располагаются на пяти линеечках (нотном стане).  Без них не могут обойтись ни музыканты, ни певцы, ни композиторы.


1.4 Последователи Гвидо из Ареццо.

Последователи системы Гвидо придумали еще одну хитрость - они разместили все ноты на руке и таким образом могли показывать движение мелодии во время пения. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло показывать хору, какие ноты петь. Такая система также получило имя монаха Гвидонова Рука.

За свои нововведения Гвидо подвергся гонению, но когда сам Папа Римский убедился, что система, созданная гонимым монахом, значительно облегчает чтение записанных по этой системе мелодий, Гвидо был с почестями возвращен в монастырь Помпозы, в котором и прожил, занимаясь преподаванием, до самой смерти 17 мая 1050 года. В память выдающегося музыкального теоретика, с 1952 года в городе Ареццо проводится крупнейший Международный конкурс хоровых коллективов имени Гвидо д’Ареццо.

1.5 Значение нот

Язык нот - это единственный на земле международный язык. Его понимают все музыканты мира. Нам сегодня понятна запечатленная в нотах музыкальная речь композиторов, которые жили три, четыре, пять столетий назад в самых разных городах и странах. Нотные значки - это как бы рисунок музыки, ее чертеж и музыкант, бросив даже беглый взгляд на нотную строку, сразу видит, как эта мелодия движется. Некоторые музыканты видят даже на страницу вперед: окинут взглядом все нотное поле и, еще даже не начав играть, знают, как и куда стремятся звуки. Само начертание современных нот подсказывает движение мелодии.Композиторы всего мира записывают свою музыку с помощью одних и тех же значков - нот, и их язык понятен музыкантам всех стран и народов без переводчика.Именно в нотах обозначено, сколько каких инструментов должно появиться на концертной площадке, чтобы сыграть увертюру или симфонию.

Дирижер из одной страны может приехать к музыкантам- оркестрантам другой страны, чтобы вместе с ними исполнить сочинение композитора из третьей страны. Их общению помогают ноты.

  1. Заключение

Так, благодаря стараниям Гвидо Арецинского и других музыкантов, нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сначала во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием. Умение читать ноты дает нам возможность развиваться, творить, рассказывать, объединять, делиться своими чувствами, переживаниями, расширяет наши знания о мире и человечестве.

Список использованной литературы

  1. Могилевская. «У лиры семь струн», Москва, «Детская литература», 1981 год.

  2. Н.В. Чудакова, А.В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир» - Музыка. Москва, ТКО «Аст», 1997г.

  3. Л.И. Жук. Музыкальный калейдоскоп, Минск ИООО «Красико-Принт», 2006г.

  4. Энциклопедия для детей «Искусство» М. 2007

  5. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1%8B&lr=213 – изображения нот

  6. http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&texturl=chrisstephenson.typepad.com%2F.a%2F6a00d8341fa9ad53ef01538f6b1777970b-400wi&rpt=simage - крюки

  7. Поспелова Р. Западная нотация XI -XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). - М., 2003.

  8. Поспелова Р. Л. Реформа нотации Гвидо Аретинского // Sator tenet opera rotas, Москва, 2003.

  9. Холопов Ю. Н. Гвидонова рука // Музыкальный энциклопедический словарь.-М., 1990

  10. http://muz-teoretik.ru/kak-poyavilis-nazvaniya-not/

Просмотров работы: 32