Трепанация черепа древних тюркских племен – обряд или развитие медицины?

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Трепанация черепа древних тюркских племен – обряд или развитие медицины?

Музафарова А.Р. 1
1КГУ ШГ №113 города Алматы
Серикбаева А.К. 1
1КГУ ШГ №113
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Северное сияние»

отрывок из романа английского писателя Филипа Пулмана:

«– Мистер Скорсби, вы знаете, что тартары делают дырки в голове у людей?

Конечно. Тысячи лет уже делают. В Тунгусской кампании мы захватили живьем пять тартар, и у троих были дырки в черепе. У одного даже две.

Они и друг другу их делают?

А как же. Сперва надрезают кожу по кругу на голове, чтобы поднять лоскут и открыть череп. Потом вырезают кружок из черепа, очень аккуратно, чтобы не задеть мозг, потом зашивают кожу.

Я думала, они делают это с врагами!

Ну что ты! Это большая привилегия. Чтобы боги могли с ними говорить.

Вы когда-нибудь слышали про путешественника Станислауса Груммана?

Груммана? Конечно. Два года назад, когда летел над Енисеем, я встретил одного человека из его группы. Он собирался жить среди тартарских племен в тех местах. Между прочим, кажется, и ему сделали дырку в черепе. Это входило в обряд инициации – но тот, кто мне рассказывал, мало об этом знал.»

Актуальность темы. Каким образом в давние времена древние-хирурги тюркских племен могли делать сложную операцию на свод черепа человека? С какой целью делалась данная операция? Эти актуальные вопросы по трепанации черепа древними тюркскими хирургами и по сей день волнуют наших ученых. Актуальность темы данного исследования вытекает из изучения археологических и антропологических материалов найденных на древних поселениях и в могильниках тюркских племен населявших территорию нынешнего Казахстана. По изученному и обобщенному материалу известно, что в железном веке на территории Казахстана проводилась древнейшая хирургическая операция на свод черепа. Вскрытие черепа – трепанация – рискованная процедура и в наши дни. Изучение данных операций нашими учеными позволяет восстановить образ жизни, состояния здоровья и воссоздания некоторых сторон социальной жизни древних тюркских племен.

Цель исследования. Трепанация черепа у древних тюркских племен это обычай или развитие медицины?

Задачи исследования:

1) описание основных географических и эпохальных тенденций встречаемости трепанаций у древних тюркских племен,

2) исследование распространения практики трепанации черепа у древних тюркских народов, населявших территорию Казахстана,

3) обсуждение вопроса трепанация черепа у древних тюркских племен это обряд или развитие медицины.

Гипотеза: предположим, что проводимая трепанация черепа древними тюркскими племенами это изучение медицины.

Этапы исследования:

1) предварительный этап (август - сентябрь 2022):

  • выбор темы исследование;

  • постановка цели и задач исследования;

  • определение объекта и предмета исследования;

  • разработка гипотезы;

  • составление плана исследования;

2) основной исследовательский этап (октябрь - декабрь 2022):

  • выбор методов исследования;

  • обзор литературы по теме исследования;

  • сбор материала исследования;

  • посещение виртуальных краеведческих музеев;

3) заключительный (январь - май 2023):

  • формирование замысла работы;

  • группировка и систематизация материалов;

  • написание текста исследовательской работы;

  • формулирование выводов исследования;

  • подтвердить или опровергнуть гипотезу;

  • оформление исследовательской работы и создание презентации.

Методы исследования: общенаучные методы познания, сравнительный и теоретический анализ, методы обобщение.

Новизна. Обобщение научных материалов о трепанациях черепа у древних тюркских племен населявших территорию Казахстан.

Междисциплинарная связь: археология, антропология, палеопатология, история медицины.

Объект исследования: монографии научных трудов по трепанированным черепам у древних тюркских племен.

Предмет исследования: следы трепанации на своде черепа у древних тюркских плен.

Сроки исследования: 2022-2023 гг.

Результат работы: гипотеза о том, что проводимая трепанация черепа древними тюркскими племенами это развитие медицины частично подтвердилась, но на большей территории нашей страны операция на свод черепа использовалась древними хирургами как ритуальный обряд.

Вывод: Подводя итоги сравнительного рассмотрения тенденций трепанирования у древних тюркских племен, следует прежде всего отметить, что уже в самой глубокой древности врач обладал необходимыми знаниями и умениями для совершения таких сложнейших операций. Все это говорит в пользу того, что трепанации были осознанно рискованными операциями и совершались в основном как обряд ритуальных действий в захоронения. Это хорошо видно по изучению материала раннего железного века Центрального Казахстана, там трепанация на череп широко распространялась и была как неотъемлемой частью погребального обряда. В целом ритуальные причины трепанации черепа доминировали над лечебными, и трепанации как культурный феномен древнего мира стоят в одном ряду с другими способами ритуальных обрядов.

Область практического использования результата: полученные обобщенные результаты будут использованы в дальнейшем для изучения данной темы.

Источники исследования. Используются и развиваются оригинальные данные, полученные автором при изучении и обследовании научных данных археологической экспедицией Виктора Федоровича Зайберта и ученых Института археологии имени А. Маргулана. В дополнение привлекаются литературные источники, собранные при работе в научных отечественных и зарубежных интернет библиотеках.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. История изучения древних операций

Что мы знаем о жизни наших предков в далекие доисторические времена?

Очень долгое время считалось, что медицины в каменном веке не существовало. Продолжительность жизни в то далекое время в среднем не превышала 25 лет.

В 1996 году в ходе археологических раскопок нeoлитичecкого нeкpoпoля Энcиcxaйм (Ensisheim) возле небольшой французской деревни Энсисхэйм были найдены 47 останков людей, живших в каменном веке со следами отверстий в черепах. Особенно заинтересовал археологов череп мужчины (возраста примерно 50-лет) со следами двух аккуратно сделанных отверстий на своде черепа. По краям обеих отверстий не было трещин, какие могли бы быть в случае убийства или несчастного случая. При дальнейшем изучении оказалось, что после двух проведенных при жизни операций на свод черепа мужчины вполне удачно проходило заживление (регенерация). Эти отверстия были сделаны в разное время. Получается, что пожилой мужчина, живший более 7000 лет назад, успешно пережил две хирургические операции, а врач не только удачно проделал трепанации, но и справился с послеоперационной инфекцией! Значит, врач обладал определенными навыками и знал, что надо делать.

Так что же такое трепанация? Самое раннее письменное упоминание о трепанации содержится в сочинении Гиппократа «О ранах головы», в котором подробно описаны швы и кости черепа, их свойства в разных местах, шесть главных видов травм и показания к трепанации.

Под термином «трепанация» принято понимать любое полное или частичное удаление кости из свода черепа, осуществленное преднамеренно при жизни или после смерти человека.

Изучение древних трепанированных черепов давно привлекало внимание археологов, медиков, палеопатологов, антропологов.

Где впервые были обнаружены следы трепанации?

Первый древний череп со следами трепанации нашли во Франции еще в 1685 году. Особого интереса ни эта, ни несколько последующих находок не вызвали. Ученые просто не могли поверить, что столь сложные вмешательства проводили в такие давние времена. Они считали отверстия на своде черепа следствием травм или посмертных воздействий.

Исследованием древних трепанаций всерьез занялись лишь в XIX веке, когда из Южной Америки в Европу привезли несколько образцов черепных костей с характерными следами. Ученые обратили внимание, что в некоторых из них края отверстий гладкие, то есть дефекты успевали зажить и не приводили к смерти.

Какова цель проведения древними людьми трепанации черепа?

Первая гипотеза, проводимая трепанация черепа древними людьми это обряд.

Вторая гипотеза, проводимая трепанация черепа древними людьми это изучение медицины.

Р

Череп женщины со следами символической трепанацией

Стоянка Мурзак-Коба.

Источник: Медникова 2015, с. 57.

ассмотрим первую гипотезу, что трепанация черепа это обряд. Медниковой Марией в 2015 году был исследован найденный череп женщины со следами трепанации из стоянки Мурзак-Коба (одно из пещер Горного Крыма, недалеко от Севастополя) и в данном случае она установлила символическую трепанацию, то есть частичную часть удаления кости из свода черепа. В древности считалось, что если пройти через обряд инициации, то человек приобретает новый статус в обществе.

Рассмотрим вторую гипотезу, что проводимая трепанация черепа древними людьми это изучение медицины.

Нeoлитичecкий нeкpoпoль Энcиcxaйм (Ensisheim) – некрополь ранних земледельцев. В 1996 году в некрополе был обнаружен трепанированный череп мужчины возраста примерно 50 лет. На черепе мужчины обнаружены два трепанационных крупных отверстия со следами заживления, но одно отверстие зажило лишь частично. Одно отверстие расположено на лобной части, другое на затылочной. Следовательно, в те времени древние хирурги могли делать операции на череп, используя свои медицинские знания.

Череп со следами двух трепанации из Энсишейм, Франция. Источник: Alt 1997.

По изученным мной научных историко-археологических материалов перспективы выздоровления после проведенных операций на своде черепа у индивидов живших в разные исторические периоды неодинаковые. В среднем выжить удавалось более половины трепанированным индивидам, 16% индивидов удавалось жить недолго после данной операции и около 30% индивидов умирали в момент операции или сразу после нее, о чем свидетельствуют исследования ученых трепанированных черепов на следы заживления.

Таким образом, древние хирурги проводили трепанации черепа по разным поводам. Со стороны обряда – выпустить из черепа злых духов, впустить правильных духов, открыть возможность ясновидения, или при совершении церемонии инициации или после смерти человека, а со стороны медицины для лечения черепно-мозговых травм или устранения других внутричерепных патологий, доставлявших человеку физические страдания либо вызывавших те или иные отклонения в его поведении. Непосредственно воздействуя на отделы мозга можно было целенаправленно изменять личность человека, упрощая палитру его эмоциональных переживаний, снижая произвольность и инициативу в поведении либо, напротив, способствуя проявлению у него новых способностей.

Возможно, наблюдения за тем, как после травм головы причудливо меняется поведение человека – натолкнули древних на попытки добиваться подобного эффекта.

Сегодня, операция на свод черепа, подобная той, которую проводили древние хирурги, считается одной из самой сложной операцией в нейрохирургии.

2. Трепанация у древних тюркских племен

на территории Казахстана

Древние тюркские племена это название монголоидных племен, которые пришли в Среднюю Азию из Китая. Они создали в VI веке государственное образование – Тюркский каганат. Тюркский каганат занимал территорию нынешних республик Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.

Самая ранняя фиксация трепанации черепа на территории Казахстана отмечена Г.В. Рыкушиной на своде черепе индивида, найденного В.Ф. Зайбертом при раскопках на поселении Ботай энеолитического времени в Северном Казахстане.

2.1. Северный Казахстан. Ботайская культура. Поселение Ботай

Ботайская культура – археологическая культура энеолита, к которой относятся памятники Северного Казахстана. Такое название основано на данных многочисленных археологических раскопок в поселение Ботай. Поселение Ботай относится к III-II тыс. до н.э., просуществовало около 200 лет на северо-западе Казахстана. Основным занятием было коневодство, охота и рыболовство. Первыми памятники Ботайской культуры были обнаружены археологической экспедицией Виктора Федоровича Зайберта: орудия труда эпохи энеолита, приручение лошади, погребения, остатки поселения из 158 сооружений, общей площади 15 га. В общественной жизни ботайцев произошло два крупных изменения:

– возникло разделение труда на земледелие и скотоводство;

– переход от матриархата к патриархату.

Среди множество найденных артефактов профессор В. Зайберт выделял два, которые рассматриваются архиологами на уровне фантастики. Один из них – бусина из жесткого камня черного цвета диаметром 4 мм и длиной 3,5 см. «С торцов бусины есть отверстия, в которые входят только английские булавки. Обыкновенные иглы с нитью не заходят. Когда мы посмотрели с помощью микроскопа внутрь бусины, то увидели маленькую механическую пещерку. То есть входное отверстие в центре расширяется и снова завершается. Камень жесткий. Как ботайцы смогли это сделать, неизвестно», – говорил В. Зайберт. [1]

Второй артефакт – человеческий череп со следами трепанации на живом человеке. В 1983 году во время проведения всесоюзного полевого археологического съезда на Ботае был найден трепанированный череп. Это была уникальная находка, так как впервые был найден материал энеолита на территории Казахстана. «Сам факт трепанации черепа живого человека свидетельствует о понимании ботайцами значения мозга как центра нервной деятельности, а просверленные отверстия свидетельствуют о хороших знаниях анатомии человека, потому что отверстия не затронули мозг. Факт функционирования отверстий на черепе при жизни человека, доказан антропологами и может свидетельствовать о принадлежности человека к людям особого разряда – шаманам, жрецам или святым, имевших высшую связь с духами или силами природы через ощущения страшной боли и мистических обрядов» [2, с. 243].

Череп со следами двух трепанаций.

Поселение Ботай 1983. Источник: Зайберт В.Ф., 2018.

По предположению Виктора Федоровича этот человек родился гермафродитом. В процессе перехода его во взрослую возрастную группу ему в возрасте 11 лет сделали операцию на свод черепа. Трепанация была ему сделана во время инициации в шаманы, после этого он прожил предположительно 17 лет. И после смерти шамана его голову с шейными позвонками отделили и поставили вместе с глиняной маской у входа в жилище, то есть его череп выполнял функцию охраны благополучия.

Таким образом, выявленные факты трепанации на свод черепа из могильника ботайской культуры Северного Казахстана напрямую связаны с обрядом, а не с развитием медицины.

2.2 Центральный Казахстан. Тасмолинская культура. Могильники Карабие, в урочище Сарша, Талды-2, Акбеит, Карашокы

Тасмолинская культура – археологическая культура, к которой относятся памятники Центрального Казахстана эпохи раннего железа. Такое название основано на данных многочисленных археологических раскопок в урочище Тасмола. Эпоха раннего железа в Центральном Казахстане датируется VII-I в. до н. э. Это время широкого распространения особого типа погребальных сооружений на значительной территории современной Карагандинской области.

Могильник Карабие.В Карагандинской области Коунрадского района (ныне Актогайский район) в 1957 году при археологических раскопках могильника Карабие под руководством М. Кадырбаева в тюркском кургане в местности Карабие был обнаружен трепанированный череп. Эта уникальная находка представляет интерес тем, что трепанацию на свод черепа тюрки практиковали во время наиболее раннего их культурного развития. По опубликованным им данным трепанированный череп с имеющимися европеоидными признаками принадлежал погребенному мужчине с высоким статусом. По мнению автора, зубы индивида имеют слабо стертые поверхности, и поэтому вероятно страдал эндокринным заболеванием. На черепе мужчины отмечены шесть трепанационных отверстий. Все отверстия не несут никаких следов заживления. Следовательно, операция на череп была выполнена непосредственно перед смертью либо посмертно, либо индивид умер во время операции. [3, c.131-132]. Таким образом, можно сделать вывод, что в данном случае была произведена неудачная операция, а не обряд. Для обряда, чтобы выпустить или изгнать злой дух, достаточно было пробить или вскрыть череп, но все отверстия в данном случае были выполнены аккуратно и примерно одного и того же размера 7 мм. Следовательно, операция была выполнена для излечения индивида.

Могильник в урочище Сарша.В одном из обнаруженных черепов, происходящих из могильника в урочище Сарша, на венечном шве отмечены два просверленных отверстия. Операция была выполнена после смерти на обнаруженной от мягких тканей крыше черепа, диаметр отверстия около 10 мм каждое.

Могильники Акбеит (курган 1), Талды 2 (курганы 4, 5), Карашокы (курганы 1,7) расположены на территории Каркаралинского района Карагандинской области. Исследовательские работы на данных памятниках велись с 2010 по 2014 гг., работы на могильнике Акбеит (курган 1) продолжаются. Эти курганы относятся к крупным курганам раннего железного века и являются элитными памятниками раннесакского периода Центрального Казахстана. На территории Каркаралинского района под руководством А.З.Бейсенова вела раскопки Сарыаркинская археологическая экспедиция Института археологии им. А.Х. Маргулана на данных могильниках были обнаружены черепа с трепанациями, имеющимися отверстиями, как правило, на затылочной части черепа. [4, c. 31-41]

Могильник Акбеит (курган 1). На кургане 1 был обнаружен трепанированный череп мужчины возраста примерно 55 лет. На черепе мужчины отмечены три трепанационных отверстия. Два отверстия расположены на затылочной кости и одно на левой теменной кости рядом с лямбдовидным швом. Следы заживления отсутствуют.

Череп со следами трех трепанаций.

Могильник Акбеит (курган 1). Источник: Бейсенов А.З., Китов Е.П. 2014.

Могильник Талды 2 (курганы 4, 5). На кургане 4 был обнаружен трепанированный череп мужчины возраста 35-45 лет. На черепе мужчины отмечены шесть трепанационных отверстий. Пять отверстий расположены на левой теменной кости и одно отверстие расположено в районе точки лямбда на вставочной кости. Следы заживления отсутствуют.

Череп со следами трепанации.

Могильник Талды-2 (курган 4). Источник: Бейсенов А.З., Китов Е.П. 2014.

На кургане 5 был обнаружен трепанированный череп мужчины возраста 35-45 лет. На черепе мужчины отмечено одно трепанационное отверстие. Оно расположено на задней части левой теменной кости рядом с сагиттальным швом. Следы заживления отсутствуют.

Череп со следами трепанации.

Могильник Талды-2 (курган 5). Источник: Бейсенов А.З., Китов Е.П. 2014.

Могильник Карашокы (курганы 1, 7). На кургане 1 был обнаружен трепанированный череп ребенка возраста около года. На черепе ребенка отмечены четыре трепанационных отверстия. Все отверстия расположены на затылочной кости. Следы заживления отсутствуют.

Череп со следами четырех трепанаций.

Могильник Карашокы (курган 1). Источник: Бейсенов А.З., Китов Е.П. 2014.

На кургане 7 был обнаружен трепанированный череп мужчины возраста 35-45 лет. На черепе мужчины отмечены семь трепанационных отверстия. Четыре отверстия расположены на затылочной кости и три на лямбдовидном шве вместе соединения с левой теменной костью. Следы заживления отсутствуют.

Череп со следами семью трепанациями.

Могильник Карашокы (курган 7).

Источник: Бейсенов А.З., Китов Е.П. 2014.

Суммируя полученные данные по найденным трепанационным черепам, можно сделать вывод, что следов заживления на черепах не отмечено, следов образования костной мозоли не выявлено. Вероятно, что все трепанации были выполнены после смерти индивидов. Возможно данные операции проводились для извлечения мозга для проведения обряда бальзамирования трупов и мумификации или для введения консервирующего состава во внутреннюю часть черепа или для других ритуальных обрядов, так как данные курганы относились к элитным захоронениям сакской эпохи, то есть возможно эти ритуальные обряды были связаны с прощанием и поводами покойных – знатных лиц. Таким образом, выявленные факты посмертной трепанации черепа из могильников тасмолинской культуры Центрального Казахстана напрямую связаны с социальным положением умерших, то есть для сохранения тела до момента предания земле.

Наименование могильника

Кому принадлежал череп?

Кол-во трепанационных отверстий в черепе

Диаметр отверстия

Следы заживления

Когда была выполнена операция?

Вывод: Медицина или обряд?

Могильник Карабие

Мужчине

с высоким статусом

6 шт,

расположенных косо по направлению от верхнемедиальной

к нижнемедиальной стороне

Около

7- 7,5 мм

нет

Незадолго до смерти или умер во время операции

Медицина

Могильник в урочище Сарша

 

2 шт,

на венечном шве отмечены два просверленных отверстия

10 мм

нет

После смерти

Обряд для сохранения тела до предания земле

Могильник Акбеит (курган 1)

Мужчине,

с высоким статусом

(≈55 лет)

3 шт,

из них два (2 и 3)

на затылочной кости и одно на левой теменной кости

рядом с лямбдовидном швом.

Необходимо отметить слабо фиксируемые насечки рядом с трепанациями 1 и 2

1–8,5 мм;

2–8,8 мм;

3- 8,9 мм

нет

Незадолго до смерти либо после смерти до разложения мягких

тканей.

Обряд для сохранения тела до предания земле

Могильник

Талды 2 (курган 4)

Мужчине,

с высоким статусом

(35-45 лет)

6 шт.

5 отверстий расположены на левой теменной кости и 1 в районе точки лямбда на вставочной кости

1 - 7,1 мм

2 - 5,9 мм

3 - 6,5 мм

4 - 7,1 мм

5 - 7,3 мм

6 - 7,4 мм

нет

После смерти

Обряд для сохранения тела до предания земле

Могильник

Талды 2 (курган 5)

Мужчине,

с высоким статусом

(35-45 лет)

1 шт.

на задней части левой теменной кости рядом с сагиттальным швом

1 - 11 мм

нет

После смерти

Обряд для сохранения тела до предания земле

Могильник Карашокы (курган 1)

Ребенку

(≈1 год)

4 шт.

расположены на затылочной кости

1 - 9,6 мм

2 - 12х8 мм

3 - 9 мм

4 - 7,5 мм

нет

После смерти

Обряд для сохранения тела до предания земле

Могильник Карашокы (курган 7)

Мужчине,

с высоким статусом

(35-45 лет)

7 шт.

4 - отверстия расположены на затылочной кости и 3 на лямбдовидном шве вместе соединения с левой теменной костью

1 - 6,4 мм

2 - 8,3/8,6/

8,3 мм

3 - 5,1 мм

4 - 6,6 мм

5 - 8,2 мм

6 - 7,8 мм

7 - 4,8 мм

нет

После смерти

Обряд для сохранения тела до предания земле

2.3 Восточной Казахстан.

Сакская культура. Могильник Каракаба I (курганы 9, 11).

Сакская культура – археологическая культура, к которой относятся памятники Восточного Казахстана эпохи раннего железа. Здесь были обнаружены самые древние памятники сакской культуры. В своем развитии культура сакских племен Восточного Казахстана прошла три этапа:

  • майэмирский (VII-VI вв. до н. о.);

  • берельский (V-IV вв. до н. э.);

  • кулажургинский (III-I вв. до н. э.).

Многочисленные сакские могильники расположены на Алтае в долине Иртыша и ее притоков, на северных и южных склонах Калбинского хребта, в предгорьях Чингизтау и Тарбагатая, «царские» курганы сосредоточены в Чиликтинской долине.

Могильник Каракаба I (курганы 9, 11).

Могильник Каракаба I расположен на территории Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области. Исследовательские работы на данном могильнике начаты с 2012 году. Курганы могильника Каракаба I относятся к крупным курганам раннего железного века и являются элитными памятниками раннесакского периода Восточного Казахстана. За это время там были найдены необычные захоронения. В каждом из раскопанных курганов был погребен молодой человек и конь с полным комплектом конского снаряжения, они лежали головой на восток, рядом с человеком положено блюдо с сопроводительной пищей. Это было обязательной частью ритуала. Набор сопроводительной пищи строго определенный: конские хвост, ребра и лопатка. Все это вместе бывает только у особо значимых персон. А в сопроводительную пищу рядовых людей составлял только конский хвост.

Могильник Каракаба I (курган 9). Могильник Каракаба I (курган 11).

План дна входного колодца и подбойной ямы

Источник: Самашев З. 2016.

В некоторых курганах могильника были обнаружены черепа с трепанациями в области темени с идеально вырезанным круглым углублением диаметром 5,7 см и круглым отверстием 3,5-4,5 мм в диаметре. Все эти люди – войны.

 

Череп со следами трепанации.

Могильник Каракаба I (курган 9). Источник: Самашев З. 2016.

Череп со следами трепанации.

Могильник Каракаба I (курган 11). Источник: Самашев З. 2016.

Предположительно, что после проведения им операции, они жили какое-то время, потому что углубление и отверстие покрыты кожей. Все погребения расположены рядом, однако все эти люди не могли одновременно быть шаманами, а возможно, и могли быть избранниками духа, которых наделяли особыми качествами и способностями, которые могли общаться с высшими силами, духами, верховными божествами. И для того, чтобы это общение было еще более действенным, скорее всего, и делались отверстия.

В одном из курганов могильника помимо воинской атрибутики у погребенного присутствовали сразу три музыкальных инструмента, один инструмент похож на кобыз, второй отдаленно напоминает домбру, а третий инструмент универсального назначения: он одновременно и струнный, и смычный. Инструменты плохо сохранились, потому что были сделаны из дерева. Возможно, мужчина-воин был музыкально одаренным человеком и был не просто воином-музыкантом, а был служитель культа.

Обнаруженный могильник ученые относят к VII-IX вв., а если точнее, VIII веку нашей эры. Раскопанные археологами курганы принадлежат близкородственным представителям древнетюркского этноса.

Суммируя полученные данные по изученным трепанационным черепам, можно отметить, что следы заживления присутствуют, потому что углубление и отверстие на черепе покрыты кожей. Все трепанации были выполнены при жизни индивидов, все они были молоды, предположительно, что после операции они прожили еще некоторое время.

Возможно данные операции проводились избранным войнам для обряда инициации в избранники духа, которых наделялись особыми качествами и способностями, которые могли общаться с высшими силами, духами, верховными божествами, то есть в шаманы. Эти курганы относились к элитным захоронениям сакской эпохи, поэтому можно предполагать, что это был ритуальный обряд посвящения избранных в шаманы.

Таким образом, выявленные факты трепанации черепа из могильников сакской культуры Восточного Казахстана напрямую связаны с обрядом, а не с развитием медицины.

2.4. Западный Казахстан. Сарматская культура.

Сарайшык. Могильники Булдурта I, Сапибулак I и Танаберген II.

В западных областях Казахстана учеными были обнаружены многичисленные памятники сарматской эпохи. В VIII в. до н.э. - V в. н.э. объединенные племенные союзы сарматов занимали территорию Западного Казахстана. В основном они находятся по побережье рек Илек, Эмба и Жайык. Среди курганных могильников данной территории есть схожие черты, конструкция курганных ям состояла из толстых бревен. Погребальные камеры могут быть овальными, круглыми или прямоугольными.

Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью. О сарматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки. Геродот отмечает, что сарматы говорили на языке, схожем с языком скифов. Основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство, но важное место занимало и земледелие. В сарматском обществе в период военной демократии вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Общественная роль сарматской женщины была выше, чем в некоторых других кочевых племенах, населявших Казахстан в эпоху железа. Женщины были равны в правах с мужчинами. Усилением засушливости климата в этом регионе в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют резкое уменьшение численности сарматов, что и вынудило их присоединиться к гуннам.

Учеными при археологических раскопках проводимых в Западном Казахстане в основном были зафиксированы случаи прижизненных зажившие травмы на черепах «савромато-сарматского» периода, трепанационные отверстия встречаются очень редко. Зафиксированы обычаи искусственной деформации черепа – вытянутые черепа. На сегодняшний день известен лишь один случай прижизненной трепанации на черепе индивида из могильника Булдурта I, вероятно, в лечебных целях.

Городище Сарайшык. Сарайшык расположен в Атырауской области. Официально городище Сарайшык (Сарайчик, Сарайджук) датируется XIII–XVI веками. Этот населенный пункт неоднократно упоминается арабо-персидскими источниками как крупный городской торговый центр Золотой Орды на караванном пути из Европы в Среднюю Азию и Китай. Первые серьезные научно-археологические исследования городища начались в середине прошлого века. Каждая из экспедиций делала все новые открытия. Среди множества найденных скелетов встречаются останки с вытянутыми черепами, как у египетских фараонов. По имеющимся данным жители Сайрайшыка умели делать операцию на свод черепа – трепанацию. Археологам встречались черепа с аккуратными следами трепанации. [5]

Могильник Булдурта I (курган 6). Могильник расположен между реками Булдырты и Жембейти. На кургане 6 был обнаружен трепанированный череп молодой женщины.

Н

Могильник Булдурта I (курган 6)

Трепанационное отверстие

на затылочной кости черепа.

Источник: Китов, Мамедов, 2014, с. 210.

а черепе женщины отмечено одно трепанационное отверстие, диаметром около 40 мм. Отверстие расположено на затылочной кости. По краям отверстия и на поверхности среза фиксируются слабые следы заживления, что свидетельствует о прижизненном выполнении трепанации незадолго до смерти индивида. Авторы Китов и Маметов предполагают, что трепанационное отверстие на черепе индивида выполнено прижизненно, вероятно, в лечебных целях.[6, с. 210]

 

Могильник Сапибулак I (курган 6)

Череп мужчины со следами трепанации

Источник:

Китов, Мамедов, 2014, с. 213

Могильник Сапибулак I (курган 6).На кургане 6 был обнаружен трепанированный череп мужчины. На левой теменной кости мужского черепа имеется след от зажившей травмы. Она представляет собой продольное овальное углубление размером 25 мм на 17 мм. Структура поверхности наружной пластинки компактного вещества теменной кости в области углубления не изменена. По всей видимости, травма была нанесена тупым предметом продолговатой формы задолго до смерти индивида, при этом заживление прошло без осложнений.

Могильник Танаберген II. На кургане 4 на мужском черепе отмечаны множественные деструктивные изменения костей черепа и нижней челюсти. Изменения представляют собой разреженность костной структуры, приводящую к сквозным отверстиям разного размера неровной формы на костях черепа, основания черепа, отдельных лицевых костях и нижней челюсти. Имеющиеся изменения могут быть признаками злокачественного процесса.

Во всех зафиксированных исследуемых следов трепанацией черепов индивидов нет летальных, все они прижизненные, со следами заживления, отсутствуют травмы, которые могли повлечь за собой сметь индивида. Можно сделать вывод, что население Западного Казахстана было достаточно благополучным, и вероятно, на этой территории не происходили военные конфликты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трепанация черепа древних тюркских племен – обряд или развитие медицины?

Обобщим и подведем итоги изучения историко-археологического материала и результаты изученного материала по трепанации черепов индивидов на территории Казахстна в виде таблице:

Регион

Культура/

эпоха

Изученные памятники

Кому принадлежали черепа?

Кол-во трепанационных отверстий в черепе

Следы заживления

Когда была выполнена операция?

Вывод: Медицина или обряд?

Северный Казахстан

Ботайская культура / эпоха энеолита

Поселение Ботай

Мужчине (30 лет)

2 шт,

теменная кость

да

при жизни

Обряд посвящения в шаманы

Центральный Казахстан

Тасмолинская культура /

эпоха раннего железа

Могильники Карабие, в урочище Сарша, Талды-2, Акбеит, Карашокы.

Мужчинам с высоким статусом (от 35-55 лет) и ребенку (около года)

от 1 до 7 шт,

затылочная и теменная кости

нет

одна трепанация незадолго до смерти или умер во время операции и остальные после смерти

В одном случае была медицина (в лечебных целях),

в остальных обряд для сохранения тела до предания земле

Восточный Казахстан

Сакская культура / эпоха раннего железа

Могильник Каракаба I

Молодым мужчинам

с высоким статусом

1 шт,

теменная кость

да

при жизни

Обряд посвящения в шаманы

Западный Казахстан

Сарматская культура/ эпоха железа

Сарайшык. Могильники Булдурта I

Сапибулак I

Танаберген II

Женщина/ мужчина

1 шт,

теменная кость, затылочная часть

да/ нет

при жизни

Медицина: в лечебных целях

Из таблице можно сделать вывод:

1. Операция трепанация черепа была распространенной практикой на территории Казахстана у древних тюркских племен.

2. Причиной проведенных операций трепанации черепа были в большей степени ритуальный обряд, чем лечение.

3. Следовательно, на большей территории Казахстана операции на череп древними тюркскими племенами использовались как обряд, чем развитие медицины.

Это хорошо видно по изучению материала раннего железного века Центрального Казахстана, там трепанация на свод черепа широко распространялась у посмертных индивидов, и была как неотъемлемой частью погребального обряда. Описано, что в целом ритуальные причины трепанации черепа доминировали над лечебными, и трепанации как культурный феномен древнего мира стоят в одном ряду с другими способами ритуальных обрядов.

Подводя итоги сравнительного рассмотрения тенденций трепанирования у древних тюркских племен, следует прежде всего отметить, что уже в самой глубокой древности человек обладал необходимыми знаниями и умениями для совершения таких сложнейших операций. Все это говорит в пользу того, что трепанации были осознанно рискованными операциями и совершались в основном как обряд ритуальных действий в захоронения.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Автором были изучены оригинальные научные данные археологической экспедицией Виктора Федоровича Зайберта и ученых международной казахско-французско-итальянской археологической экспедиции Института археологии имени А. Маргулана. В дополнение был произведен поиск литературы в базах данных: GOOL Академия https://scholar.google.ru/ и научная электронная библиотека «КиберЛенинка» https://cyberleninka.ru/ по ключевым словам: «трепанация черепа», «краниотомия», «трепанация», «трепанация обряд», «трепанация тюркские племена». Найденные оригинальные литературные источники монографий, статей, а также материалов конференций были изучены и проанализированы.

СПИСОК использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Загадочные артефакты, уникальная архитектура и доместикация лошади – тайны поселения Ботай в СКО / 18 Августа 2019 / МИА «Казинформ»

/ https://www.inform.kz/ru/zagadochnye-artefakty-unikal-naya-arhitektura-i-domestikaciya-loshadi-tayny-poseleniya-botay-v-sko_a3557390

2. Зайберт В.Ф. Ботайская культура. - Алматы: “ҚазАқпарат”, 2009. 576 стр.

3. Боев П., Исмагулов О. Трепанированный череп из Казахской ССР // СЭ., 1962., №2 С. 131-132.

4. Бейсенов А.З., Китов Е.П. Посмертная трепанация черепов в элитных захоронениях сакской эпохи Центрального Казахстана. – Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – №4-2 (84). – С. 31-41.

5. Гузеков Л. Жители древнего Сарайшыка умели делать трепанацию черепа - ноябрь, 2017. /https://ratel.kz/raw/zhiteli_drevnego_sarajshyka_umeli_delat_trepanatsiju_cherepa

6. Китов Е.П., Мамедов А.М. Кочевое население Западного Казахстана в раннем железном веке. Астана: Издат. группа ФИА им. А.Х. Маргулана в г. Астана, 2014. 352 с.

7. Алексеев В.П., Гохман И.И., Антропология азиатской части СССР. М.: Наука, 1984. 208 с.

8. Боев П. Символични трепанации от СССР.// Известия на Института по морфология, Кн.ХГ., 1965. с. 113-127.

9. Геродот, История. Перевод Г.А.Стратановского, М: Ладомир, 2001. 739 с.

10. Гиппократ, Избранные книги. Перевод В.И.Руднева. М.: Сварог, 1994. 736 с.

11. Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М. 1980.

12. Зайберт В.Ф. Загадки Ботая. http://valmaty.alnaz.ru/znaniya/lektsiya-zajberta.html

13. Зайберт В.Ф., 2018. https://www.youtube.com/watch?v=wrt08k_wnvI

14. Медникова М.Б., Жизнь ранних скифов: реконструкция поантропологическим материалам могильника Новозаведенное II // Скифыи сарматы в VII-III вв. до н.э., под ред.В.И.Гуляева, .В.С.Ольховского, М: 2000.

15. Самашев З. Памятники средневековых кочевников верховий р. Каракаба в Казахском Алтае /Алтай в кругу евразийских древностей. // Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. 2016. С. 329.

Просмотров работы: 70