Великая Отечественная война – проблема фальсификации истории

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Великая Отечественная война – проблема фальсификации истории

Орехов Л.А. 1
1ГБПОУ «Самарский машиностроительный колледж»
Плеханов П.Г. 1Феоктистова Н.С. 2
1ГБПОУ «Самарский машиностроительный колледж»
2
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

Великая Отечественная война для нашего народа навсегда останется важнейшей вехой истории, которая определила не только дальнейшее развитие страны, но и повлияла на формирование особого отношения россиян к вопросам морального выбора, любви к Родине и самопожертвования. Одной из нравственных скреп, определяющих менталитет современных граждан Российской Федерации, является чувство национальной гордости Великой Победой над фашизмом.

Великая Отечественная война – это правое дело советского народа. Этот факт всегда имел мировое признание. В условиях оголтелой культуры отмены Россия в современности сталкивается с чудовищными последствиями целенаправленного очернения российской истории и принижения вклада нашего народа в дело Великой Победы. Наши деды и прадеды выиграли в самой страшной и кровопролитной войне, принеся мир не только народам СССР, но и народам Европы. Это Великая Победа великого народа. Принижение заслуг советской армии во Второй мировой войне, уничтожение памяти о павших советских героях следует расценивать как попытку украсть нашу Победу. Для нашей страны и нашего поколения это очередной вызов времени.

Гипотеза

В условиях Специальной Военной Операции на Украине Россия оказалась в сложных геополитических и социокультурных условиях. Вызовом для наследников Победы является проблема фальсификации истории Великой Отечественной войны. Но фактически речь идёт о дискредитации Победителей в самой кровавой войне в истории человечества.

Цели и задачи исследования

Цели исследования – предложить методы преодоления проблемы дискредитации павших героев войны. Задачи в соответствии с данной целью –

  • проанализировать факты дискредитации героев Великой Отечественной войны,

  • определить причины проблемы,

  • определить, в чём заключается опасность дискредитации павших героев войны для молодого поколения россиян.

Объект исследования

Феномен фальсификации истории Великой Отечественной войны и дискредитации памяти павших героев многогранен с точки зрения его причин и проявлений, но он особенно опасен по своим последствиям именно для нашей страны.

В качестве объекта исследования мы особое внимание уделили фактам общественно-политической жизни, связанной с ней публицистике и кинематографу. Это продиктовано тем, что определённые идеи и мнения, прежде всего, возникают в общественно-политической жизни, более чётко формулируются в статьях и обретают яркие образы в художественных фильмах, которые в свою очередь формируют массовое сознание.

Методы исследования

С целью исследования данного вопроса, прежде всего, была проанализирована научная публицистика по вопросу о фальсификации истории Великой Отечественной войны. Для достижения поставленной цели и решения задач был проведён анализ средств массовой информации, в основном телевизионные новостные передачи и статьи из Интернет, в том числе и критические отзывы и комментарии к фильмам о войне. Для выяснения отношения современной молодёжи к выявленной проблеме мы провели статистический опрос среди студентов колледжа и проанализировали полученные ответы.

Проблема фальсификации истории Великой Отечественной войны в научной литературе

Данная проблема в исторической науке является актуальной. В угоду определённой международной ситуации публицисты пересматривают факты истории, пытаясь их представить под выгодным для чьих-то интересов ракурсом. Открываются ранее недоступные для исследования исторические источники, публикуются мемуары, - это даёт повод и учёным, и журналистам представить свой взгляд на исторические события.

В научных дискуссиях обсуждаются конкретные исторические события, которые в условиях меняющейся геополитики подвергаются пересмотру. Ярчайшим примером являются события международной жизни накануне Второй мировой войны. После того, как ещё в 1991 году были рассекречены протоколы пакта Молотова-Риббентропа, международная позиция СССР накануне войны подверглась существенной переоценке вплоть до обвинений в агрессии не меньшей, чем позиция фашистской Германии.

Последнее время всё громче звучат голоса иностранных общественных деятелей, публицистов и историков, которые стремятся пересмотреть вопрос о вкладе СССР в дело Победы над фашизмом. Например, в европейской исторической литературе фигурирует такой оборот как «великие битвы Второй мировой войны». Американский историк Х. Болдуин называет 11 таких битв, которые все в основном относятся к Тихоокеанскому и Североафриканскому фронтам военных действий. Из битв на территории СССР, несмотря на то, что там было сосредоточено свыше 75% военной мощи гитлеровской оси, называется только Сталинградская битва1.

Пересмотру и переоценке подвергаются самые разнообразные события, и даже герои Великой Отечественной войны. К сожалению, всё это подтверждает печальное изречение «История – это служанка политики».

Характерная черта многочисленных отечественных исследований на данную тему – подробные опровержения концепций, которые представляются фальсификацией истории Великой Отечественной войны. При этом фактически в статьях выстраивается заочная дискуссия с представлением перечня аргументов против фальсификации конкретного исторического события Великой Отечественной войны.

Во многих исследованиях чётко представлены причины данного явления в современности – подавляющее большинство авторов увязывают их с ухудшением международных отношений современной Российской Федерации.

Особо следует отметить исследование Вяземского Е.Е., который в связи с негативными последствиями данной проблемы обратил внимание на необходимость более качественного исторического образования как главного фактора гражданственности2.

При этом в общественно-культурной жизни современной России наблюдаются очень опасные, на наш взгляд, проявления и последствия фальсификации истории Великой Отечественной войны. Они не являются объектом научных исследований - в СМИ наблюдается лишь констатация подобных фактов. Поэтому в данном исследовании представлена попытка дать обобщённый анализ проявлений и последствий фальсификации истории Великой Отечественной войны в общественно-культурной жизни современной России. Также предложены методы борьбы с этим явлением.

Феномен фальсификации истории Великой Отечественной войны в современной Европе

24 февраля 2022 года (начало Специальной Военной Операции на Украине) внесло особый оттенок в празднование Победы в Великой Отечественной войне. Хотя международная обстановка, всё боле и более ухудшающаяся с 2014 года (государственный переворот на Украине), также оказывала влияние на оценку событий 80-летней давности. С 2014 года не утихают обвинения в агрессивной внешней политике нашей страны, Россия неоднократно признавалась как главная мировая угроза. Сегодня нашу страну открыто обвиняют в открытой агрессии. И этот международный аспект оказал негативное влияние и на отношение к Великой Победе.

Например, в течение последних лет руководство Польши, Венгрии, Болгарии, Грузии, Украины проводят целенаправленную политику фальсификации истории Великой Отечественной войны и роли Красной Армии в освобождении этих стран от фашизма. В основном это проявляется в демонтаже советских памятников, посвященных советским воинам-освободителям. Участились безобразные выходки вандалов на мемориальных комплексах и могилах неизвестного солдата, погибшего при освобождении европейских стран от фашизма. Параллельно этому и в обществе нагнетаются проявления дискредитации памяти погибших советских солдат. Лейтмотивом многочисленных заявлений политиков Польши, Украины, Грузии стала идея об оккупации территорий их стран Советской Армией.

Наиболее скандальной стала инициатива старосты одного из районов Чешской столицы установить памятник предателю генералу Власову и заявления, что именно власовская армия является истинным освободителем Праги в 1945 году. При этом памятник маршалу Коневу И.С., который руководил военной операцией по освобождению пражской столицы, был снесён.

Не отстаёт и мировой кинематограф, представляющий советских воинов-освободителей в неприглядном свете. Большая часть голливудских фильмов о второй мировой войне посвящена американской истории, что естественно. Но абсолютно во всех фильмах военные действия СССР против гитлеровской армии представлены как второстепенный театр военных действий, что, по сути, является явной фальсификацией истории. Резонанс среди российской общественности вызвал фильм «Ребёнок номер 44», представляющий собой чудовищную антисоветскую пропаганду и не имеющий к реальной истории никакого отношения. Недоумение и возмущение вызвали образы советских солдат – герои Великой Отечественной войны, водрузившие знамя Победы над рейхстагом, фактически показаны мародёрами и наглецами.

Вообще, в международной публицистике, общественно-политической жизни и кинематографе довольно много явлений, которые всячески пытаются представить советских воинов в образе оккупантов, тем самым уничтожив историческую память о том, кто выиграл во второй мировой войне. Хотя большинство из них являются явной и наглой ложью, многие российские патриотические СМИ обстоятельно и скрупулезно опровергают все эти факты.

Конечно, прежде всего, подобные явления вызывают вопрос о целях этой необдуманной или злонамеренной дискредитации. Сегодня Россия для многих стран Европы предстаёт как агрессор, в западных СМИ активно формируется образ врага. Светлый образ советского воина-освободителя самим историческим фактом освобождения Европы от фашизма мешает современной антироссийской пропаганде. И как результат подобного отношения мы наблюдаем факты фальсификации истории войны и дискредитации советских воинов-освободителей.

Проблема фальсификации Великой Победы в современной российской жизни

Гораздо более серьёзные опасения, на наш взгляд, должны вызывать факты фальсификации Великой Победы и дискредитации памяти погибших героев войны, происходящие непосредственно в российской действительности. В современных российских условиях эта проблема многогранна, имеет различные аспекты, которые сами по себе довольно противоречивы.

Самые уродливые проявления – это вандализм на мемориальных комплексах в Волгограде, Москве, Курске, Белгороде. Каждый год в том или ином городе-герое происходят какие-либо вопиющие случаи осквернения памятников советским воинам. Это и танцы на мемориальных комплексах, и фото в вызывающей позе на фоне памятника, и обливание его краской, и даже жарение шашлыка на вечном огне. Скандал вызвала выходка группы молодых людей, разместивших фото нацистских преступников на сайтах, представляющих собой виртуальный Бессмертный полк. Это действительно скандальные случаи, которые явно нарушают административный кодекс РФ. Причиной данных выходок молодёжи является невежество и системное безделье. Эти примеры свидетельствуют о том, что отсутствие исторического образования, патриотического воспитания могут превратить некоторых представителей нашей молодёжи в бездумных бунтарей.

Но самые опасные проявления проблемы фальсификации Великой Победы и дискредитации светлой памяти героев войны выглядят относительно безобидно.

Например, уже 19 лет назад вышел на широкие экраны фильм «Сволочи» (режиссер А.Атанесян), в котором показана бесчеловечная история, когда военное руководство готовит и отправляет на верную смерть подростков. Безусловно, фильм вызывает чувство горечи и осознание вины перед юными героями фильма, которые были использованы словно орудия войны. Как осадок после фильма долго преследует чувство стыда за руководство страны, которое использовало такие жестокие методы. Фильм произвёл резонанс в обществе, но историки в один голос заявляют, что детских диверсионных групп в советской армии не было. То есть и одноименная повесть В. Кунина, и сам фильм целенаправленно создавали образ военного руководства как машины по уничтожению собственного народа.

Таким же провокационным стал фильм «4 дня в мае» (Российско-Германский фильм 2011 г., режиссер Ахим фон Боррис, продюсер – А.Гуськов). Фильм рассказывает об окончании войны, и о советских солдатах-победителях. Казалось бы, на экране, мы можем увидеть образ простого человека, который выиграл войну, выиграл благодаря своей нравственной чистоте, доброте и стремлению к истинной человечности и справедливости. Потому что войну выигрывают люди, и советский народ фактом Великой Победы доказал свой высокий моральный дух. Однако продукт А. Гуськова показывает советских солдат как оккупантов и мародёров, которые могут нарушить элементарные нормы общечеловеческой морали.

В 2019 году на американскую премию «Оскар» был отобран очередной военный шедевр – фильм-дебют молодого режиссёра Кантемира Балагова «Дылда». Этот фильм также был номинирован на ЛГБТ-премию.

Подобные фильмы с одной стороны способствуют осмыслению войны и различных морально-психологических аспектов жизни солдат на войне. Но в этих произведениях киноискусства с целью отображения своих идей автор искажает историческую реальность, случайно или целенаправленно очерняет образ простого советского человека, который стал воином-освободителем. Самое ужасное в подобных фильмах – это ложь, маскирующаяся под историческую правду.

Негативно патриотическая общественность России отреагировала на другой феномен фальсификации нашей героической истории. Речь идёт о выступлении российского школьника из Нового Уренгоя 19 ноября 2017 в немецком Бундестаге. В его докладе о пленных солдатах вермахта звучали такие обороты как «невинные жертвы Сталинградской битвы», «так называемый Сталинградский котёл» и т.п. Выступление российских школьников в немецком бундестаге многие патриоты восприняли как извинения в победе над вермахтом и как своеобразное оправдание фашизма.

Ещё более отвратительный пример нашей доморощенной фальсификации и дискредитации – это выступление либерального деятеля и блогера, известного как доктор Бильжо. В год юбилея Московской Победы он выступил со своими «исследованиями» и заявил, что героическая гибель Зои Космодемьянской – это результат её психического расстройства. «Это клиника, а не подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской»3. Конечно, опровержения от историков и архивистов последовали, но главный эффект – очернить один из самых светлых и прекрасных образов Великой Отечественной войны – удался.

Вообще, для либеральной оппозиции современной России, к сожалению, характерна крайне болезненная реакция на пробуждающийся патриотизм, особенно в отношении истории Великой Отечественной войны. Негативные отзывы по поводу акции «Бессмертный полк» становятся с каждым годом всё более яростными и ожесточёнными. Удивительным и непостижимым является сам факт критики и дискредитации этой народной акции. Либерально настроенные журналисты все праздничные мероприятия называют термином «победобесие» (слово, производное от «мракобесие»). И под каждой такой публикацией - сотни лайков и комментариев4.

Социальная и культурная опасность феномена дискредитации Великой Победы

Можно ли осуждать режиссёра за авторский взгляд на историю войны? Можно ли запрещать СМИ, которые транслируют противоречивые мнения и неоднозначно оценивают факты по истории Великой Отечественной войны?

Мы живём в демократическом государстве и строим гражданское общество, и одной из главных его ценностей является свобода слова, творчества и самовыражения. Мы лишь обращаем внимание на серьёзную опасность явления дискредитации Великой Победы.

В чём заключается эта опасность?

Выступая на дискуссионных площадках, в СМИ, именно журналисты и политики, режиссёры и блогеры, способствуют формированию общественного мнения. Проблема в том, что идеи и заявления всех подобных режиссёров, блогеров, журналистов – это явное искажение исторической правды.

Великая Отечественная война – это правое дело советского народа. Этот факт всегда имел мировое признание. Сегодня вопрос дискредитации Великой Победы и Воина-Победителя из сферы вандализма и хулиганства перешел в сферу социально-политических исследований и культурного самовыражения. И чем более убедительно выступает журналист, и чем более талантлив фильм, тем большую опасность для исторической памяти они представляют.

В итоге у молодого поколения формируются искаженные представления о самой войне и её героях. Мы становимся иванами не помнящими родства. И вот уже в наши дни молодые журналисты на телеканале «Серебряный дождь» обсуждают вопрос о необходимости сдачи Ленинграда в ходе войны; талантливый школьник чуть ли не извиняется за победу над вермахтом; не очень хорошо воспитанные юноши и девушки устраивают пикник и танцы на мемориальных комплексах.

И всё это симптом более опасного последствия. «Такова непреложная закономерность: за любой попыткой принизить, оскорбить, зачеркнуть память советских освободителей Европы от нацизма неминуемо следует реабилитация нацизма. Это уже испытали на себе страны Балтии и Украина, этот процесс активно распространяется в Венгрии, Чехии и других европейских странах. Остается надеяться на то, что этот процесс не затронет нашу страну5».

Достойный ответ на вызов современности

Наши деды и прадеды выиграли в самой страшной и кровопролитной войне, принеся мир не только народам СССР, но и народам Европы. Уничтожение исторической памяти, очернение светлого и достойного образа наших дедов и прадедов мы расцениваем как попытку украсть нашу Победу. Как Российская Федерация является правопреемницей СССР, так и современные граждане нашей страны являются наследниками тех, кто выиграл войну. Наше поколение призвано защитить правду о Великой Победе и отстоять историческую справедливость.

Не вызывает сомнения, что мы сегодня должны особенно бережно относиться к собственной истории и культуре, знать, понимать и ценить всё, что сделали для нас наши прадеды. Прежде всего, следует бережно сохранять достойный образ наших Победителей. Войну выигрывают герои, Герои с большой буквы – честные, добрые, благородные, преданные своим любимым и своей Родине.

Знание истории собственной страны является фундаментом гражданственности и патриотизма. Только для истинного патриотизма необходима истинная, а не фальшивая история.

С целью выяснения отношения подростков к изучаемой проблеме мы провели опрос среди студентов нашего колледжа. В итоге мы получили следующие результаты (см. таблицу1):

Таблица1

Общее количество респондентов

258

1. Знакомы ли вы с проблемой фальсификации истории Великой Отечественной войны в СМИ и кинематографе?

ДА

НЕТ

45

213

2. Определите наиболее эффективную форму развития патриотизма молодёжи

Работа Военно-исторического клуба, клуба исторической реконструкции или предметного кружка по истории в учебном учреждении

113

Организация экскурсий в исторические и музейные центры города в рамках учебного процесса

211

Систематическая музейная деятельность в образовательном процессе учебных учреждений

116

Военно-патриотический кинематограф (фильмы и сериалы)

258

Таким образом, мы делаем вывод, что подростки не владеют всей информацией о социокультурных и политических реалиях в мире и собственной стране, а значит, не осознают вызовов современности. Также студенты нашего колледжа определили наиболее эффективные с их точки зрения методы формирования и развития патриотизма. Это, прежде всего, более объёмное и более разнообразное по форме изучение истории в учебном учреждении и приобщение к истории и культуре Родины посредством наиболее популярных среди молодёжи символических форм современного искусства – фильмов и сериалов. Также необходимы дискуссионные площадки, где подростки могут знакомиться с новейшими тенденциями в социально-политической жизни страны, обсуждать наиболее актуальные проблемы истории, культуры и современной политики, тем самым развивая свою культуру общения и конструктивного диалога.

Именно развитие патриотизма и формирование активной гражданской позиции является достойным ответом на вызовы современности. Очевидно, что именно сегодня необходимо уделять гораздо большее внимание военно-патриотическому воспитанию молодёжи, используя разнообразные методы и формы как в учебных учреждениях, так и на телевидении и в кинематографе.

Заключение

В заключении можно обратить внимание на то, что фальсификация истории всегда направлена на очернение героя или страны. В случае с историей Великой Отечественной войны этот феномен имеет явные геополитические истоки и связан с тем, что светлый образ советского Воина-Победителя противоречит антироссийской пропаганде в современной международной жизни.

Все, в том числе и приведённые в исследовании, факты по сути своей аморальны и антигуманны. Негодяй, подлец, мародёр и насильник никогда не сможет выиграть войну и стать воином-освободителем. Потому что войну выигрывают герои, Герои с большой буквы – честные, добрые, благородные, преданные своим любимым и своей Родине.

Именно такими были наши павшие солдаты. Наше поколение обязано защищать правду о войне. Поэтому мы должны быть хорошо образованы и знать историю своей великой Родины. Именно поэтому сегодня особое значение приобретает социально-гуманитарное образование, которое должно стать не только более объёмным, но и более разнообразным по форме и методам.

И еще мы должны помнить, что разрушение народной памяти - это разрушение национального самосознания. Мы обязаны это предотвратить, потому что «народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы!» (Столыпин П.А.)

Список литературы

  1. Антоненкова А.С. Зарубежные СМИ о Великой Отечественной войне в контексте информационного противоборства. Зарубежные СМИ о Великой Отечественной войне в контексте информационного противоборства (bgu.ru)

  2. В Праге может появиться памятник власовцам https://ria.ru/20191119/1561069390.html

  3. Война с памятниками.https://versia.ru/v-polshe-prodolzhayutsya-akty-vandalizma-protiv-pamyatnikov-sovetskim-soldatam

  4. Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты https://predu.livejournal.com/92061.html, 1 (pmedu.ru)

  5. День Победы как зеркало российского общества. Гримасы «победобесия». http://ruskline.ru/opp/2016/maj/18/den_pobedy_kak_zerkalo_rossijskogo_obwestva_grimasy_pobedobesiya/

  6. Корнилов В. Прага Конева снесёт, Власова увековечит. Прага Конева снесёт, Власова увековечит. Владимир Корнилов (news-front.info)

  7. Микрюков В.Ю. О фальсификации истории Великой Отечественной войны О фальсификации истории Великой Отечественной войны • ИСТОРИЯ (library.by)

  8. Микрюков В.Ю. О фальсификации истории Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 2010. № 12. С. 79.

  9. Морозов Ю. В.Фальсификация итогов Второй мировой войны в рамках информационной борьбы против России Фальсификация итогов Второй мировой войны в рамках информационной борьбы против России (fin-izdat.ru)

  10. Сидорчик А. Диагноз доктора Бильжо. Чем болела Зоя Космодемьянская? Диагноз доктора Бильжо. Чем болела Зоя Космодемьянская? | История | Общество | Аргументы и Факты (aif.ru)

Аннотация

В исследовании представлена характеристика одной из актуальных проблем современной исторической науки – проблемы фальсификации истории Великой Отечественной войны. Цель работы – представить методы преодоления негативных последствий исследуемой проблемы в подростковой среде. Поэтому в работе особое внимание уделяется общественно-культурным аспектам проблемы фальсификации истории Великой Отечественной войны. Также определены причины, проявления и последствия данного явления в социокультурной жизни современной России. В работе представлен анализ отношения студентов колледжа как представителей молодёжи к изучаемой проблеме. На основе анализа полученных ответов дан обзор наиболее эффективных методов повышения качества исторического образования как главного фактора формирования гражданственности и патриотизма.

Также в работе представлен обзор научной литературы и публицистики по исследуемой теме, дан обобщённый анализ тенденции, характерной для исторических исследований данной проблемы.

Рецензия

на исследовательскую работу

«Великая Отечественная война – проблема фальсификации истории»,

Орехов Л.А., студента

государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Самарской области

«Самарский машиностроительный колледж»

Представленная исследовательская работа направлена на анализ одной из актуальных проблем в изучении Великой Отечественной войны – проблемы фальсификации истории. В работе ярко выражен научный подход – автором чётко определены гипотеза, цели и задачи исследования, а также выявлена и представлена актуальность исследуемой проблемы в общественно-культурной жизни современной России.

В работе дан обобщённый анализ исторической литературы, посвящённой различным аспектам фальсификации истории Великой Отечественной войны. Автор выявил и дал краткую характеристику тенденции в изучении данной проблемы – подавляющее большинство отечественных исследований посвящено разработке и представлению аргументации в опровержение концепций иностранных историков, которые приуменьшают вклад СССР в победу над фашизмом или вообще обвиняют советское руководство в агрессии.

В работе Орехова Л.А. особое внимание уделяется общественно-культурным аспектам проблемы фальсификации истории Великой Отечественной войны. В частности автор выявил причины и проявления самого негативного аспекта исследуемой проблемы – дискредитация памяти павших героев войны.

В представленном исследовании дана подробная характеристика причин и последствий изучаемой проблемы, а также предложены методы её преодоления. Таким образом, цели исследования полностью достигнуты.

Научный руководитель, преподаватель истории ГБПОУ Самарской области «Самарский машиностроительный колледж»

Феоктистова Н.С.

1 [1]Антоненкова А.С. Зарубежные СМИ о Великой Отечественной войне в контексте информационного противоборства.

2 [4]Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты

3 [10]Сидорчик А. Диагноз доктора Бильжо. Чем болела Зоя Космодемьянская?

4[5] День Победы как зеркало российского общества. Гримасы «победобесия».

5[6] Корнилов В. Прага Конева снесёт, Власова увековечит. 

Просмотров работы: 422