Введение
Когда мне предложили выбрать тему исследовательской работы, меня сразу заинтересовала тема «Война в цифрах», мне нравится математика и еще захотелось больше узнать об этих цифрах. Наше поколение многого не знает об этой войне, прошло достаточно времени с тех событий. И мне кажется, что именно страшные цифры войны могут заинтересовать наше поколение, заставить задуматься, стоит ли повторять прошлые ошибки, ведь цена их велика - огромные человеческие жертвы. Именно человеческие жертвы меня в первую очередь волновали. Сначала я узнал общие цифры. Потом расширил поиски, мне захотелось узнать какие жертвы были среди мирного населения- от голода, от болезней, от бомбардировок городов и сел, сколько оказалось на оккупационной территории, скольких фашисты отправили в концлагеря, сколько там погибло.
И везде цифры говорят нам о многом, не нужно даже фотографий, чтобы почувствовать весь ужас этой войны. Поэтому эта тема показалась мне актуальной в наш цифровой век. Увидев эти данные, может кто - нибудь из моих одноклассников, заинтересуется темой отечественной войны 1941-1945 годов, ведь эти цифры грандиозные по своей величине и по своей значимости для истории, для нас, для будущего.
Память о войне не подвластна времени. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру, во что бы то ни было избегать войн, хранить мир во всём мире!
Коснулась война и калмыцкой степи. К величайшему сожалению, большей части защитников сегодня уже нет в живых. Осталась лишь малая часть ветеранов, которые сражались за свою Родину!
Зная предмет математики, мы решили заглянуть в прошлое, во времена Великой Отечественной войны с точки зрения цифр.
На прошлом строится наше будущее. Великая Отечественная война многое изменило в жизни нашей Республики и страны в целом. Большой неизгладимый след оставила война в каждом городе.
Актуальность и значимость темы заключается в том, что с каждым прожитым днём всё дальше отдаляемся мы от тех исторических событий. Для истории Калмыкии тема Великой отечественной войны имеет особую актуальность, поскольку калмыцкий народ в годы войны не только потерял свыше 40 % населения, но и в ходе войны была совершена чудовищная несправедливость по отношению к целому народу, который был несправедливо обвинен и репрессирован.
Проблема: сегодняшняя молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, не задумывается, какой след оставила война в семьях. Наше поколение многого не знает об этой войне, прошло достаточно времени с тех событий. И мне кажется, что именно страшные цифры войны могут заинтересовать наше поколение, заставить задуматься, стоит ли повторять прошлые ошибки, ведь цена их велика - огромные человеческие жертвы.
Идея исследования заключается в том, что подойти к исследованию фактов и ключевых событий в Великой Отечественной Войне можно и с позиции математического моделирования, составив математическое описание и подбор аргументов, подтвержденных в рассчитанных цифрах.
Гипотеза: В мире стали забывать уроки войны; чтобы сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, ею нужно интересоваться молодым поколениям. У нас есть разные источники получения информации о войне, но заставить молодежь любить собственную историю, заставить ею интересоваться нельзя. Сохранение исторической памяти зависит от каждого человека.
Нам, родившимся в 2000-е годы никогда в полной мере не представить и не прочувствовать все тяготы и страдания военных лет. Но знать об этих событиях мы должны.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить цифры в Великой Отечественной Войне и составить математические модели, характеризующие факты и ее последствия.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать теоретический материал в рамках темы (книги, журналы, Интернет-источники).
Обработать полученные исторические и статистические данные.
Составить математические модели фактов и последствий Великой Отечественной Войны.
Объект исследования: Числовые исторические факты из истории Великой Отечественной войны о военных действиях 1941 – 1945 годов.
Практическая значимость работы: Данная работа может быть использована на уроках математики, классных часах для воспитания у обучающихся чувства патриотизма и гордости за родную страну.
Методы исследования:
теоретические (анализ теоретического материала и моделирование);
математические (статистическая обработка данных).
Глава 1. Великая Отечественная война на территории Калмыкии.
Бескрайняя, необъятная, как океан, степь дышала свежестью и ароматом трав. В центре дикой степи красовалась бело – молочная, сверкающая стеклами окон многоэтажных домов Элиста – солнечная столица. Мирная созидательная жизнь была нарушена фашистскими агрессорами. Улусные и республиканские газеты были полны сообщений о потоке советских людей, обращавшихся в местные военкоматы с просьбой отправить их добровольцами на фронт, на борьбу с гитлеровскими захватчиками. Калмыкия быстро перешла к ритму работы, вызванному военным положением. Десятки тысяч сынов и дочерей Калмыкии встали под ружье, остальным пришлось в тылу держать трудовую вахту, обеспечивать фронт всем необходимым. На средства Республики на территории Калмыкии были сформированы вначале Калмыцкий кавалерийский полк, а затем – кавалерийская дивизия.
Впервые дни войны самоотверженный труд рабочих и крестьян, мобилизация людских ресурсов Калмыкии была направлена на бесперебойное обеспечение нужд фронта. В ходе войны партийные и советские организации провели большую работу по военному обучению населения и создания резервов для Красной Армии. Впервые 8 месяцев войны Калмыкия направила в ряды Красной Армии свыше 20 тысяч воинов; поставила: лошадей – 16093; седел – 3115; легковых автомашин – 58; грузовых автомашин – 641; тракторов гусеничных – 100. Кроме того, в Фонд обороны было сдано 20 тысяч голов скота, 30 млн. рублей.
Немецко-фашисткие полчища в августе 1942 г. оккупировали 8 улусов из 13 (три улуса частично). Фронт проходил по Сарпинским озерам до Улан-Эрге, затем вдоль дороги Элиста-Астрахань до Хулхуты, отсюда на юг через Адыг к Манычу. Упорные бои шли в районах Холхуты, Малые Дербеты-Сарпа. Здесь части Красной Армии остановили наступление вражеских войск. Время самых тяжелых испытаний пришлось пережить жителям Калмыкии в дни месяцы оккупации и при фронтовой жизни. Республика была рассечена на 2 части. Её территория стала ареной военных действий. На захваченной земле фашисты установили режим насилия, грабежа и террора. Они ввели телесные наказания, у населения отбирали скот, продукты, одежду, инвентарь. Людей выселяли из квартир и домов, а освободившиеся помещения занимались фашистами для штабов, жилья солдат и офицеров, под конюшни и гаражи.
Осуществляя планы расхищения и порабощения народов нашей страны, фашисты чинили провокации в национальных районах государства. Так, в Калмыкии они явно пытались создать видимость сотрудничества Калмыцкого населения с оккупантами. Для этого они возбуждали национальную рознь, сколачивали вспомогательное «войско» с нарочито громким провокационным названием «Калмыцкий кавалерийский корпус». Однако гитлеровцами не удалось достичь желаемых результатов.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, а летом 1942 года немецко-фашистские войска были уже на подступах к городу. В Элисту они ворвались с западной стороны. Первыми появились солдаты-мотоциклисты. С этого момента мирная жизнь горожан была нарушена. Это было 12 августа 1942 года.
С первых дней оккупации фашисты начали устанавливать свой порядок. В Элисте были созданы немецкая комендатура и гестапо, образованы городская управа и полиция. Городской головой избрали В. Ф. Беленко. Он был подпольщиком. За пять месяцев оккупации население города убавилось почти вдвое. Накануне оккупации в Элисте проживало 17 тысяч человек, а после освобождения осталось чуть более 8 тысяч.
Четыре с половиной месяца длилась оккупация. Гитлеровцы увозили хлеб и скот. Тысячи людей фашисты угнали в рабство, чинили зверскую расправу над патриотами, убивали мирных жителей. Но никакие зверства и насилие не смогли сломить элистинцев. Еще накануне эвакуации был создан республиканский партизанский штаб, в Астрахани начала работать партизанская школа по подготовке мстителей. Были сформированы 22 отряда, которые в сентябре-октябре начали переправляться в Калмыкию, где начали подрывную деятельность.
В Элисте участились таинственные происшествия: кто-то перерезал телефонные провода, идущие к полиции; поджог школы, в которой была расквартирована немецкая часть. Особенно взбесил немцев точный налет советской авиации на колонну немцев. Немцы начали репрессии. В тюрьму были брошены заслуженный врач республики М. Д. Колесников, учительница Анна Инченко, И. Петруцкий, В. Ф. Беленко. При аресте у Беленко нашли радиоприемник, батареи к передатчику. Через несколько дней «городского голову» Беленко расстреляли, как ставленника НКВД. Необыкновенный героизм в борьбе с врагом проявляли партизаны: Юрий Клыков, Тамара Хахлынова, Илья Гермашев, Маша Василенко, Бадма Адучиев, Володя Косиев, Бадма Убушиев. Погибли герои-партизаны, но их боевые дела помогли одержать победу над врагом. Элиста была освобождена частями 28-й Армии под командованием генерал-лейтенанта В. Ф. Герасименко. В 28-ю Армию входили 248-я и 34-я дивизия, 152-я стрелковая бригада, 152-я танковая бригада, авиационная часть, которая базировалась в Астрахани. Списочный состав 28-й Армии составлял 80 тысяч человек.
В полночь 31 декабря 1942 года Элиста была освобождена от фашистов.
Эвакуация из улусов Калмыцкой АССР, оказавшихся под угрозой оккупации, началась с некоторым промедлением. Гитлеровские войска оккупировали территорию 8 улусов из 13 и Элисту с прилегающими колхозами. Полностью было захвачено 5 улусов (Западный, Яшалтинский, Приютнинский, Троицкий и Сарпинский), частично – (Черноземельский, Кетченеровский и Малодербетовский). Калмыцкий народ встретил приход немцев в подавляющем большинстве враждебно. Несмотря на это, в неоккупированные районы и за Волгу ушло примерно около 25 тыс. населения республики.
В Западном улусе, по неполным данным, фашисты расстреляли 79 человек. Фашистские изверги и их прихвостни не щадили детей. В Яшалтинском улусе было уничтожено 164 советских патриотов из числа русских, украинцев, калмыков и евреев, среди них было немало детей. В Элисте фашисты расстреляли более 800 человек. В балке между селами Аршанью (ныне поселок Солнечный) и Вознесеновкой было истреблено 98 семей, детей травили ядом; здесь было уничтожено свыше 300 человек. По неполным данным, немецко-фашистские разбойники и их приспешники в Калмыкии расстреляли и замучили около 2 тыс. мирных жителей и советских военнопленных. Тысячи мирных жителей были угнаны в фашистскую неволю. Установлено, что только из Элисты и Сарпинского улуса фашисты угнали на запад свыше 4 тыс. мирных жителей.
На оккупированной территории республики действовало 13 партизанских отрядов. Уничтожая живую силу гитлеровцев, склады, обозы с боеприпасами, имуществом и продовольствием, доставляя ценные документы и разведывательные данные, партизаны и подпольщики оказывали непосредственную помощь частям Красной Армии.
Гитлеровцы совершенно разрушили столицу республики Элисту и улусные центры, хозяйства 124 колхозов, 10совхозов, общественные здания, мастерские и сооружения, школы, больницы, клубы и дома культуры. Почти весь скот и хлеб были вывезены в Германию. Материальный ущерб, причиненный Калмыкии оккупантами, исчислялся более чем в 1070 млн. руб.
Около 8 тысяч уроженцев Калмыкии были награждены орденами и медалями, 22человека удостоены звания Героев Советского Союза. Среди офицеров – 2 генеральских звания (О.О. Городовиков, Б.Б. Городовиков).
Глава 2. Описание фактов и последствий Великой Отечественной войны в цифрах.
2.1Математическая модель расчета сроков восстановления численности населения Калмыкии.
Утро 22 июня 1941 года. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!». В результате, желаемая немцами быстротечная война превратилась в затяжную, на 4 долгих года. Это 1418 дней и 32 000 часов. И каждые сутки она уносила, в среднем, 14104 жизни советских людей. Каждый час погибало 588 человек, каждую минуту - 10, каждые 6 секунд - один человек. И не было в истории такой войны как Великая Отечественная не только потому, что в ней погибли миллионы людей, и она была самой разрушительной, но и потому, что раньше не было столько героев и героических подвигов, как в этой войне.
По данным Всесоюзной переписи населения СССР 1939 года, численность населения составляла 134 402 человек. Общие потери калмыцкого населения за годы Великой Отечественной Войны около 40% человек, т. е составляют 53 761 человек. Сколько лет потребуется, чтобы восстановить потери населения?
Математическую модель восстановления численности населения составим, воспользовавшись формулой сложных процентов.
где i – прирост населения, C – численность населения после войны, S – численность населения до войны, n – количество лет для восстановления численности.
Таким образом, получаем
В результате, задача свелась к отысканию среднего прироста населении (i), для этого проанализируем статистические данные и рассчитаем его как среднее арифметическое прироста населения за последние 76 лет. Составим таблицу (Приложение1).
На основании данных таблицы, построена диаграмма индекса прироста населения, которая показывает нестабильность демографической ситуации. (Приложение 2)
Таким образом, математическая модель восстановления численности населения примет вид
Получили показательное уравнение. Решим его, выполнив алгебраические преобразования обеих частей. Получим
(значение логарифма получено с помощью он-лайн калькулятора https://umath.ru/calc/vychislenie-logarifma-chisla-onlajn/).
Таким образом, для восстановления численности населения, которое Калмыкия потеряла за 4 года войны, потребуется 11 лет. Эта цифра в два раза превышает длительность Великой Отечественной войны.
Заключение
Выводы: Новизна моей работы состоит в том, что создана подборка задач для обучающихся моей школы с тематическим содержанием, которая знакомит с материалом Великой Отечественной войны, в том числе и с краеведческим. Большинство обучающихся знают про Великую Отечественную войну из уроков истории и СМИ, поэтому мне захотелось рассказать о ней больше при помощи математических цифр.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться. Я хочу показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.
В заключение своей работы хочется надеяться, что каждый из нас будет чтить память погибших за Великую Победу, будет помнить какой ценой она завоевана и не повторять ошибок прошлого. В своей работе я показал, как количественные характеристики фактов и последствий Великой Отечественной войны отражают ее эмоциональную и патриотическую окраску.
В ходе работы все поставленные задачи были решены и цель достигнута. Моя гипотеза о том, что количественные показатели смогут напомнить людям о патриотизме, о любви к Роднине, о цене Победы полностью подтверждена.
Доказательством этому служат построенная мною математическая модель, подтверждающие факты и последствия Великой Отечественной войны. Язык математики – универсален. С помощью него можно не только описывать различные процессы и явления окружающего нас мира, но и исторические факты, такие как Великая Отечественная война.
Список литературы
Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год. Стр.5-6.
Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Документы и материалы. (Элиста, 2005 г.).
Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. (Издательство «Наука», Москва, 1970 г., стр. 282-284)
История Калмыкии с древнейших времен до наших дней» том II (Элиста, ГУ «Издательский дом «Герел» 2009 г., стр. 460-461)
Во имя победы над фашизмом!» Кичикова М.Л. (ККИ, Элиста 1970г.)
Орденоносная Калмыкия, Б.Б. Городовиков, (ККИ, Элиста, 1972 г. стр. 7
Приложения
Приложение 1 . Таблица численности и прироста населения
Год |
Численность |
Прирост населения |
1939 |
134402 |
- |
1959 |
184 857 |
0,11 |
1970 |
267 993 |
0,13 |
1979 |
267 993 |
0,14 |
1987 |
267 993 |
0,16 |
1989 |
322 589 |
0,12 |
1990 |
325 040 |
0,03 |
1992 |
325 524 |
0,02 |
1995 |
316 633 |
0,02 |
2002 |
292 410 |
0,1 |
2005 |
289 881 |
0,09 |
2012 |
286 689 |
0,08 |
2013 |
284 140 |
0,01 |
2014 |
282 021 |
0,06 |
2015 |
280 564 |
0,03 |
2016 |
278 733 |
0,15 |
2017 |
277 803 |
0,3 |
2018 |
275 413 |
0,2 |
2019 |
272 647 |
0,3 |
2020 |
271 135 |
0,4 |
2021 |
267 133 |
0,2 |
Средний прирост населения 0,07 |
Приложение 2 . Диаграмма индекса прироста населения
Прирост населения 1945 – 2021 гг