СТАРИННЫЕ МЕРЫ ДЛИНЫ

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СТАРИННЫЕ МЕРЫ ДЛИНЫ

Тендитный К.А. 1
1ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище»
Гиниятуллин А.М. 1
1ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Старинные меры длины - это система измерения, которая использовалась в разных странах и культурах в прошлом. На протяжении истории, люди использовали различные объекты, чтобы измерять расстояния и длины. Эти объекты могут варьироваться от частей тела до конкретных предметов, таких как зерно или палец. С течением времени и развитием технологий, люди начали использовать более точные и единообразные способы измерения длины.

В школе на уроках математики мы научились находить площади и периметры геометрических фигур. Изучили такие меры длины как сантиметр, метр, километр и другие. Мне стало интересно, каким образом люди измеряли длину в прошлом, до введения современных мер длины и почему перестали ими пользоваться в настоящее время. Кроме того, я хотел лучше понимать литературные произведения, в тексте которых встречаются старинные меры длины. Поэтому я решил выбрать данную тему.

Цель данного исследования - выяснить, какие старинные меры длины существовали в прошлом и почему они не используются в настоящее время. Достижение этой цели, предполагает следующие задачи:

- представить краткую историю измерения длины и рассмотреть наиболее распространенные старинные меры длины;

- сравнить метрические величины людей прошлых веков с размерами людей в 21 веке;

-найти периметр класса в старинных и в современных мерах длины;

-выяснить в каких литературных источниках встречаются старинные меры длины.

Методы исследования: теоретический, практический.

В своем исследовании я выдвигаю гипотезу, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всем мире.

2.Основная часть исследования

2.1. Из истории возникновения измерения.

Измерение длины - одно из самых древних измерений, которыми занимались люди. В разных культурах использовались разные системы измерения длины. Например, в Древнем Египте измерение длины осуществлялось с помощью кубита, который представлял собой деревянный или металлический прямоугольник, длиной около 52,5 см. В Древней Греции использовалась система измерения, основанная на длине ступни человека, называемая «пед». Один пед равнялся длине ступни человека, исключая большой палец, и равнялся приблизительно 30,5 см. В средневековой Европе использовались меры длины, такие как элль. Она была определена как длина от локтя до кончика пальца у монаха и варьировалась от 45 до 75 см в разных странах.

2.2. Старинные меры длины

В проекте я рассмотрел наиболее распространенные старинные меры длины.

Большие расстояния в старину измерялись верстами. Верста – от слова вертеть. Верста – расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты – 1060 м. Верста, как мера длины, на Руси встречается с 11 века.

Верстой называли также дорожный столб, отмечавший эту меру. Столбы красили черно-белыми полосами.

Вершок – длина верхней части пальца, (равнялась примерно 4,4 см).

Наименование «вершок» происходит от слова «верх». Интересно отобразилась эта мера в устном народном творчестве. «Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим». В таких высказываниях открывается душа русского народа.

Аршин (от персидского слова «арш» - локоть) – одна из самых главных русских мер длины, использовалась с XVI века. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца (равнялась примерно 72 см).

Аршин делился на 16 вершков. Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см.

Сажень – это слово образовано от глагола «сягать» - доставать. Различали:

Маховая сажень – расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста, (равнялась примерно 176 см);

Косая сажень – расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки, (равнялась примерно 216 см).

Локоть – расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 47 см. Как мера длины на Руси встречается с 11 века. Её применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (такую продукцию наматывали на локоть).

Пядь – у наших предков слово «пядь» означало кисть руки. Различали: малая пядь, большая пядь и пядь с кувырком.

Малая пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, (равнялась примерно 19 см).

Большая пядь – расстояние между концами большого пальца и мизинца равнялась приблизительно 22—23 см.

Пядь с кувырком – с прибавкой двух суставов указательного пальца, равнялась приблизительно 27—31 см.

Фут – единица измерения, которая использовалась в Англии с 14 века. Это длина ступни среднего англичанина, (равнялась примерно 30 см).

В дальнейшей части работы будет рассмотрено практическое применение знаний о старинных мерах длины. Знание о старинных мерах длины может быть полезным для понимания истории, культуры и науки.

2.3 Практическая часть исследования

Исследование 1.

Были измерены некоторые величины (а именно: косая сажень, локоть, пядь, аршин и фут) пятнадцати человек (в миллиметрах), нашел средние арифметические значения каждой величины (сложил все значения и поделил на их количество). После чего используя полученные и табличные значения, построил диаграмму и сделал вывод.

п/п

косая сажень

локоть

пядь

аршин

фут

1

207

42

18

62

25

2

210

48

20,5

73

28

3

217

54

19

74

28

4

201

43

18,5

69

27,5

5

205

47

20

78

26

6

172

43

18

75

24

7

201

45,5

20

78,5

27

8

187

40

18

65

23

9

210

44

18

73

27

10

206

44

16,5

69

27

11

211

44,5

17

69,5

27,5

12

195

45

20

68

27,5

13

208

48

21

68

28

14

182

45

18

66

26

15

197

54

18,5

77

29

Среднее арифметическое

200,6

45,8

18,7

66,5

26,7

Размеры наших предков:

Косая сажень – 216 см;

Локоть – 47 см;

Пядь – 19 см;

Аршин – 72,2 см;

Фут – 30,4 см.

Размеры современных людей:

Косая сажень – 200,6 см;

Локоть – 45,8 см;

Пядь – 18,7 см;

Аршин – 66,5 см;

Фут – 26,7 см.

Используя полученные и табличные значения, построила диаграмму:

Вывод: в ходе эксперимента пришли к выводу, что размеры современных людей меньше, чем у наших предков.

Исследование 2.

Я с одноклассниками измерил периметр класса в различных старинных мерах длины (а именно: в локтях, в пядях и в футах), а потом нашел периметр класса в сантиметрах, после чего сравнил полученные результаты.

Члены семьи

Значение периметра

в локтях

в сантиметрах

Саид

70

2940

Саша

73

2993

я

84

3192

Члены семьи

Значение периметра

в пядях

в сантиметрах

Саид

184

3128

Саша

196

3136

я

204

3468

Члены семьи

Значение периметра

в футах

в сантиметрах

Саид

129

3418

Саша

134

3484

я

144

3456

Периметр класса равен 3200 см.

Вывод: в ходе эксперимента я пришел к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений.

Исследование 3.

Я нашел литературные произведения, в которых писатели употребляли старинные меры длины, после чего перевел их в современные единицы длины.

Автор

Произведение

Упоминание меры длины

Преобразование

А.С.Пушкин

«Сказка о Царе Салтане»

«…Сына Бог ей дал в аршин»

1 аршин = 71см 12 мм

В.М.Гаршин

«Лягушка –

путешественница»

«..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст, не бог знает какое удовольствие…»

3000 вёрст = 3198 км

Вильгельм Гауф

«Маленький Мук»

«…В те времена маленький Мук был уже старичок, ростом же не более 3-4 футов»

3 фута = 91 см 4 мм;

4 фута = 1 м 22 см.

Г.Х.Андерсен

«Дюймовочка»

«…в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка ростом не больше дюйма».

1 дюйм = 2см 54мм

Н.А.Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»

«С каждой минутой вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину»

1 аршин = 71см 12 мм, 1 сажень = 176 см

К. Чуковский

«Мойдодыр»

«У Мойдодыра был длинный рост, он был выше аршина»

1 аршин = 71см 12 мм

Петр Ершов

«Конёк Горбунок»

«Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами»

3 вершка =13см 2 мм,

1 аршин = 71см 12 мм

Былина

«Алеша Попович и Тугарин Змей»

«Ее палата была в длину более чем на триста саженей»

1 сажень = 176 см

300 саженей = 52800 см

Шарль Перро

«Красная Шапочка»

В сказке упоминается мера длины «полторы версты», которую Главный Волк проходит, чтобы достичь бабушкиного дома. Например, «Главный Волк быстро отправился к бабушке и прошел полторы версты за час».

1 верста=1060 м

весты=1590 м

Шарль Перро

«Кот в сапогах»

в сказке упоминается льняной мешок, который Кот в Сапогах принес мельнику, из которого вышивались рубашки, а по окончании вышивки получалась целая верста ниток.

1 верста = 1060 м

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

«Полторы мили дальше Том встретился с Геком и Беном».

1 миля = 1600 м

миля = 2400 м

А.Погорельский

«Чёрная курица, или подземные жители»

«…отворилась боковая дверь… и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол аршина»

аршина = 35 см 56 мм

А.Линдгрен

«Малыш и Карлсон»

в книге упоминается шведская мера длины «алн» (около 60 см), которую использовали в Швеции в старину. Например, «Карлсон, который живет на крыше, прилетел на своем динозавре и сказал: «Алле, где твой рост, ну скажи, алле? Один алн, а может, и полтора!».

1 алн = 60 см

алн =90 см

Устное народное творчество

Дразнилка

Молодиченька – невеличенька, сама с вершок, голова с горшок

1 вершок = 4см 4 мм

  1. Заключение

В ходе работы я сделал следующие выводы:

  • узнал, какие старинные меры длины существовали в давние времена и что они все были связаны с частями тела человека;

  • в ходе первого эксперимента пришел к выводу, что размеры современных людей меньше, чем у наших предков.

  • в ходе второго эксперимента пришел к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений.

  • выяснил, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины.

Выполнив все задачи исследования, можно сказать, что гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всем мире.

В 1960 г на Генеральной конференции по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

В целом, исследование старинных мер длины представляет собой важную тему, которая позволяет узнать о прошлом и настоящем нашей культуры и технического прогресса.

4. Использованная литература

1. Кузнецов, А. Н. «История измерений длины в России и за рубежом». М.: Наука, 1989.

2. Русаков, Ю. В. «История измерений длины». М.: МГУ, 2002.

3. Шевелев, А. Л. «Меры длины в истории и культуре России». М.: Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина, 2011.

Просмотров работы: 108