Управление запасами и закупками на предприятии ОАО «Фармстандарт-Лексредства»

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Управление запасами и закупками на предприятии ОАО «Фармстандарт-Лексредства»

Головнева В.Д. 1
1МБОУ "СОШ №10 им.Е.И.Зеленко"
Разинькова Е.И. 1
1МБОУ "СОШ №10 им.Е.И.Зеленко"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Сэкономленный доллар — это заработанный доллар»
Бенджамин Франклин

В своей предыдущей работе 9-го класса я оценивала финансовую деятельность предприятия ОАО «Фармстандарт-Лексредства». Тема была для меня интересной, хотя и сложной. За время исследования, я узнала много терминов и поняла их значение. То, что раньше было недоступным, стало простым и понятным – удивительно, что любое предприятие можно сравнить с человеком, применив к нему те же финансовые показатели, экономические определения и подходы.

При выборе темы для проекта в 11 классе мне хотелось продолжить изучать экономический анализ, но с обязательным условием применения полученных навыков и в обычной жизни.

Я обратилась к результатам своего предыдущего исследования и мое внимание привлекла достаточно внушительная сумма запасов сырья и материалов - более 2-х миллиардов рублей. Согласно данным бухгалтерского баланса на заводе имеется огромное количество товарно-материальных ценностей. Мне стало интересно, а с чем же это может быть связано? Насколько эффективно осуществляется закупочная деятельность, насколько необходим данный объем запасов для одного производственного цикла? Можно ли снизить количество сырья и материалов на предприятии, не нарушая ритмичность и обеспеченность производства?

Данная проблема распространяется не только на предпринимательскую деятельность, но и на обычную хозяйственную деятельность человека. Как предприятию, так и человеку важно уметь выделять из общего количества закупаемых товаров именно те, которые приносят наибольшую пользу, уметь грамотно распределять финансовые ресурсы, а также уметь экономить.

К примеру, покупка товаров в магазинах. Зачастую, мы покупаем излишки того или иного товара, думая, что он все равно нам пригодится в будущем. Мы постоянно пытаемся участвовать в акциях, считая, что экономим, при этом совсем не учитываем, что тратим в разы больше. Но потраченные денежные средства уже не вернуть, а ведь их можно было потратить на более важную продукцию или, например, распределить на другие нужды.

Очень часто получается как в предпринимательской, так и в обычной жизни, что часть купленных товаров расходуются быстро, а другие пылятся и заполоняют складские помещения. Это говорит о неэффективном контроле и управлении процессом закупки и формировании запасов.

Я обратилась к ведущим экономическим практикам в данном направлении и меня заинтересовал комплексный инструмент – анализ АВС/XYZ, который помогает принимать решения при управлении закупок. Его несомненное преимущество – несложность сбора информационной базы и простота проведения, а также понятность полученной информации любому человеку.

Цель: изучение метода ABC и XYZ-анализов на примере складских запасов компании ОАО «Фармстандарт-Лексредства» и получение на его основе расчетов для эффективного управления закупками и формирования запасов на предприятии.

Задачи:

  1. Изучить метод ABC-анализа и XYZ-анализа.

  2. Изучить взаимодействие ABC и XYZ-анализов.

  3. Провести оценку номенклатуры предприятия с использованием метода ABC-XYZ-анализа.

  4. Выявить группы товаров, которые требуют особого контроля и управления в процессе закупок.

  5. Рассчитать и показать экономическую эффективность управления товарными запасами и закупками с использованием метода ABC и XYZ-анализов.

Основная часть.

  1. Краткая характеристика ABC/XYZ-анализов.

ABC/XYZ-анализ — один из самых распространённых статистических способов исследовать и сравнивать ценность объектов компании. Чаще всего с его помощью анализируют товарные запасы, чтобы понять, какие из них приносят большую прибыль.

ABC – анализ – оценка каждого объекта с точки зрения влияния на прибыль компании. 

XYZ– анализ – оценка каждого объекта с точки зрения стабильности спроса или потребления.

В процессе любого ABC и XYZ-анализа мы сталкиваемся с большим многообразием объектов для исследования. Объектами ABC и XYZ-анализа являются ассортимент готовой продукции компании, конкретная товарная группа, подгруппа, клиентская база, список поставщиков, товарные запасы сырья и материалов и т.д.

Для меня было интересным в качестве объекта исследования выбрать именно процесс управление закупками и запасами на предприятии, т.к. знания, полученные в ходе работы, можно применить и в обычной жизни, на своих собственных финансовых операциях, сократив при этом расходы, и рационально использовать приобретенные товары.

Чтобы провести ABC и XYZ-анализ предприятия используют различные способы исследований. Для ABC-анализа используют финансовые показатели: оборот, прибыль, средний чек, выручка, маржинальность и т.д. При XYZ-анализе, помимо финансовых показателей, могут использовать данные о числе заказов, количестве поставок, объемах потребления, числе контактов и так далее. В данной работе я воспользовалась приложением Microsoft Excel, так как оно имеет в своем интерфейсе инструменты, позволяющие облегчить проведение такого рода анализа. С помощью данного приложения можно быстро и наглядно сравнить, проанализировать и выделить товары, наиболее влияющие на прибыль компании, включив их в основной объект исследования, а также выявить товары, которые составляют меньшую часть бюджета.

  1. История возникновения ABC – анализа.

По мнению M. Mason Gaffney истоки метода берут начало в дискуссии, которая проходила в начале 80-х годов 19 века по поводу земельной ренты в Америке.

В 1883 году дискуссия проходила между Фрэнсисом Уолкером (1840-1897) и Генри Джорджем (1839-1897) - двумя выдающимися экономистами Америки. Генри Джордж предложил проводить анализ размера фермерских хозяйств и собираемых налогов с использованием долей в общем объеме. Эта была идея нового подхода к качественному изучению экономических данных.

В 1894 George Schilling секретарь State Board of Labor Commissioners (Государственный совет уполномоченных по труду) подготовил статистический отчет Eighth Biennial Report on Taxation (Восьмой доклад о налогообложении за двухгодичный период), в котором в табличной форме были представлены статистические данные. Данная таблица, подготовленная G. Schilling, стала первым представлением числовых данных нарастающим итогом с указанием долей, занимаемых различными категориями изучения. Такой таблицей пользуются до сих пор.

Также считается, что свои истоки ABC анализ берет и в работе и другого выдающегося экономиста – Вильфредо Парето. Занимаясь изучением экономической жизни Италии, Парето в 1906 году высказал мнение, что 80 процентов благосостояния итальянского общества контролируются 20 процентами общественного капитала. Применив данную формулу в современных реалиях для бизнеса, закон будет звучать так: «80 % результата приносят 20 % усилий из общего объема и наоборот, 80 % усилий – только 20 % результата». Это правило используется как основа для оценки деятельности и ее оптимизации. 

Чтобы получить большую часть от намеченных результатов, нужно правильно выбрать и сосредоточить усилия на важных действиях. Принцип Парето в сочетании с АВС/XYZ-анализом предполагает, что грамотный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % отслеживать систему: в запасах сырья, в ассортименте, клиентах и так далее. При этом уделять много времени и ресурсов остальным 80 % будет не эффективным и не оправданным. 

Таким образом, к концу сороковых годов все основные составные «элементы» будущего аналитического инструмента стали известны среди аналитиков. И вот в 1948 году настал момент рождения ABC-анализа. Первое упоминание, которое удалось найти, было сделано Неnry Ford Dickie из General Electric на лекции для слушателей закрытого колледжа министерства обороны США.

  1. Метод проведения ABC-анализа.

ABC-анализ — это метод классификации и ранжирования ресурсов компании по степени их важности для бизнеса. С его помощью можно увидеть, какие товары, клиенты или сотрудники приносят вам больше всего прибыли, а какие ресурсы вы используете неэффективно. ABC-анализ также используют, чтобы разработать или пересмотреть стратегию развития бизнеса, для планирования бюджета, выстраивания стратегии по закупкам, для эффективного управления товарными запасами или ассортиментом готовой продукции.

Такой анализ поможет нам точно ответить на данные вопросы:

  • Какие товары большим образом влияют на прибыль?

  • Какие товары требуют особого внимания и управления?

  • Какие товары следует сократить или убрать из ассортимента?

Как было сказано выше, в качестве объекта исследования я выбрала процесс управления товарными запасами и закупками. Для ранжирования и присвоения категорий выбрана номенклатура сырья и материалов компании ОАО «Фармстандарт-Лексредства» за период 2021г – 2022г.

В нашем случае в результате ABC-анализа мы получим номенклатуру товарно-материальных ценностей, ранжированных по трем группам А, B и C, где:

Группа А — это виды товаров, которые в сумме составляют 80% стоимости всей используемой номенклатуры. Они наиболее важные, от их наличия напрямую зависит заработок компании и объем свободных оборотных средств, поэтому нужно постоянно мониторить уровень их запаса на складе.

Группа B — это виды товаров, которые в сумме составляют 15% стоимости всей используемой номенклатуры. Наличие этих товаров тоже важно, а при должном внимании часть товаров из группы могут при следующем анализе перейти в группу А.

Группа C — это виды товаров, которые в сумме составляют 5% стоимости всей используемой номенклатуры. Это дешевые материалы, которые вносят свой вклад в производство, но каждый по отдельности не имеет никакого значения с точки зрения экономического эффекта. При этом на эту категорию тратится не меньше ресурсов компании, чем на категорию A и B: место на складе, работа менеджеров по закупке и служб доставки.

Таким образом, применительно к моему объекту исследования, можно сделать краткий вывод по ABC-анализу:

А – 20% сырья и материалов составляют 80% от всей стоимости запасов на предприятии.

В – 75% сырья и материалов составляют 15% от всей стоимости запасов на предприятии.

С – 5% сырья и материалов составляют всего 5% от всей стоимости запасов на предприятии и мало влияет на деятельность компании.

Данный анализ необходим, чтобы:

1) Сделать более продуктивной политику компании в отношении закупаемых материалов и их объемов на складе.

2) Грамотно распределить, а также сократить количество сырья и материалов группы А, высвободив средства компании из «замороженных» складских запасов в оборотный актив.

3) Оптимизировать складское хранение, сократив расходы на обработку и обслуживания сверх запасов.

4) Оценить и найти виды товаров, относящихся к группе С, от которых можно отказаться.

Мною были определены следующие этапы проведения ABC-анализа:

  1. Определение объектов анализа;

  2. Формирование информационного массива данных для анализа;

  3. Оценка объектов анализа по выделенным факторам;

  4. Расчет показателей;

  5. Разделение объектов на группы;

  6. Интерпретация результатов анализа.

В качестве объектов исследования мною была выбрана вся номенклатура запасов сырья и материалов в количестве 2141 позиция. По каждой позиции я указала среднегодовую цену в рублях за единицу измерения. Согласно методологии анализа мне нужно было оценить важность каждой номенклатуры. Для этого я использовала данные по расходу каждой позиции в неделю за период август 2021- июль 2022г. Посчитав общее потребление каждого вида сырья и материалов и умножив его на стоимость за единицу измерения, я получила итоговую стоимость каждой номенклатуры за расчетный период. Следующим этапом моей работы стал расчет процентного содержания каждой номенклатуры в общей стоимости всего сырья и материалов. Детализация шагов анализа ABC представлена ниже на примере номенклатуры сырья «Парацетамол», строка 4 в Приложении.

1. Загрузка понедельного расхода сырья «Парацетамол» за период август’21 - июль’22 (ячейки H4:BG4).

2. Расчет суммы потребления сырья за исследуемый период (ячейка BH4):

756 101,4 кг.(= СУММ(H4:BG4))

3. Расчет стоимости потребления сырья за исследуемый период (ячейка BI4):

609,21 руб. * 756 101,4 кг = 460 624 505,3 руб. (=BH4*F4)

4. Расчет процента потребления сырья «Парацетамол» в общем объеме потребленных материалов (ячейка BJ4):

460 624 505,3 руб. * 100 / 5 065 851 102 руб. = 9,09% (=BI4*100/BJ2146), где BJ2146 – стоимость всего потребленного сырья и материалов за год.

5. Шаги 1-4 повторить для всех материалов.

6. Сортировка по убыванию стоимости потребления каждой номенклатуры. (столбец BI).

7. Присвоение группы А позициям сырья и материалов, стоимость которых в сумме составляет 80 % от общей стоимости сырья и материалов (ячейки BL4: BL47, BL525). Суммируются последовательно от большего к меньшему значению стоимости.

8. Присвоение группы В позициям сырья и материалов, стоимость которых в сумме составляет 15 % от общей стоимости сырья и материалов (ячейки ВL48: BL127).

9. Присвоение группы C позициям сырья и материалов, стоимость которых в сумме составляет 5 % от общей стоимости сырья и материалов (ячейки BL128: BL524).

10. Присвоение группы А позициям упаковочных материалов, стоимость которых в сумме составляет 80 % от общей стоимости упаковочных материалов (ячейки BL526: BL642).

11. Присвоение группы В позициям упаковочных материалов, стоимость которых в сумме составляет 15 % от общей стоимости упаковочных материалов (ячейки BL643: BL886).

12. Присвоение группы С позициям упаковочных материалов, стоимость которых в сумме составляет 5 % от общей стоимости упаковочных материалов (ячейки BL887: BL2144).

Анализ номенклатуры запасов был выполнен отдельно по группе сырья и материалов, а также отдельно по группе упаковочных материалов.

Как и у любого анализа, у ABC-анализа есть свои преимущества и недостатки.

Самое основное преимущество – это простота использования. Чем проще метод, тем он надежнее. Из этого вытекает еще один плюс – прозрачность, так как любой этап анализа можно легко проследить и в случае необходимости подкорректировать. Не менее важный достаток – универсальность. С помощью данного метода можно анализировать, что угодно, начиная от товарооборота, заканчивая денежной валютой. Не мало важное преимущество – это оптимизация ресурсов, потому что успешное использование ABC-анализа позволяет сократить и высвободить огромное количество финансовых, временных и трудовых ресурсов.

Несмотря на то, что метод простой и полезный, он также имеет свои недостатки.

При анализе используется статистика предыдущих периодов, без прогноза на будущее. Эффективность метода очень зависит от качества учетной информации.

Не учитываются внешние факторы, например, экономическая ситуация в стране, сезонность производств, а также зависимость от потребительского спроса. 

Три группы A, B, C не всегда способны точно разделить данные, поэтому часто добавляют дополнительные подгруппы. Одним из таких является XYZ-анализ.

  1. Метод проведения XYZ-анализа.

XYZ-анализ — это способ классификации товарно-материальных запасов в соответствии с изменчивостью их использования в производстве.

Обычно метод XYZ выполняется с целью разделения номенклатуры запасов по признаку стабильности потребления и точности прогнозирования.

Анализ позволяет оценить колебания потребности производства в разрезе отдельных позиций сырья и материалов за конкретный период. Он полезен для управления ассортиментом запасов и оптимизации процессов хранения сырья и материалов на складах, организации работы с поставщиками и повышения эффективности закупок.

Для более точного анализа и градации запасов мне было необходимо понять, а что означает каждая категория в аббревиатуре метода XYZ- анализа. Для данного исследования в качестве диапазона колебания коэффициента вариации и для определения группы XYZ взяты интервалы:

X – отнесены запасы, которые составляют 50 % номенклатуры, а их коэффициент вариации не превышает 60 %. Их потребление производством является устойчивым, поэтому можно точно рассчитать, сколько материалов надо закупать, чтобы излишки не занимали место на складах, а денежные средства не были «заморожены».

Y – отнесены запасы, которые составляют 30 % номенклатуры, а их коэффициент вариации находится в промежутке между 60-100%. Их потребление производством есть, но непостоянно. Здесь нужно разбираться, что именно влияет на колебание потребности: сезонность, запуск рекламных компаний.

Z – отнесены запасы, которые составляет 20 % номенклатуры, а их коэффициент вариации превышает 100%. Их потребление производством является случайный, спрогнозировать его сложно или даже невозможно. Обычно такие позиции сокращают до минимума или вовсе выводят из ассортимента. Но иногда поступают наоборот. Если позволяют средства и есть место на складе, закупают такие товары про запас в надежде на очередной взлёт продаж.

Как и у любого анализа, у XYZ-анализ имеет свои особенности. Для того чтобы получить точные результаты, необходимо располагать статистическими данными за определенный период. Это может быть год, несколько месяцев и даже несколько недель. Четкая и верифицированная картина может быть прорисована только на базе анализа длительного и детализированного периода. Именно эти данные способны стать основанием для принятия важных управленческих решений относительно дальнейшей закупочной деятельности компании.  

Чтобы проделать данный анализ, мне было нужно изучить алгоритм проведения этого метода. Прочитав дополнительную литературу, я выяснила, что алгоритм данного анализа заключается в том, что для анализируемых объектов используется коэффициент вариации, который показывает степень изменчивости по отношению к среднему показателю. Он применяется для сравнения вариативности показателя, в нашем случае потребления производством и определяется следующим образом: рассчитывается стандартное отклонение еженедельного расхода сырья и материалов за 12 месяцев, а затем делится на среднее значение расхода сырья и материалов за указанный период. Полученная величина измеряется в процентах и показывает колебания объемов потребления по каждому виду материалов за рассматриваемый период.

Мною были определены следующие этапы проведения XYZ-анализа:

  1. Определение объектов анализа;

  2. Формирование информационного массива для анализа;

  3. Оценка объектов анализа по выделенным факторам;

  4. Расчет показателей;

  5. Распределение объектов на группы;

  6. Интерпретация результатов анализа.

В качестве объектов исследования мною была выбрана номенклатура запасов сырья и материалов в количестве 2141 позиция. Затем определен временной интервал, в рамках которого предстоит оценить стабильность расхода, в моем исследовании рассматривается еженедельный расход за период август’21 - июль’22. Информационные данные были предоставлены ОАО «Фармстандарт-Лексредства». Следующим этапом моей деятельности стал расчет среднего расхода сырья и материалов за анализируемый период, стандартного отклонения номенклатуры от среднего расхода и коэффициента вариации.

Детализация шагов анализа XYZ представлена ниже на примере номенклатуры сырья «Парацетамол».

1. Загрузка понедельного расхода сырья «Парацетамол» за период август’21 - июль’22 (ячейки H4:BG4).

2. Расчет среднего расхода сырья за исследуемый период (ячейка BM4):

14 540,4 кг. (=СРЗНАЧ (H4:BG4))

3. Расчет стандартного отклонения расхода сырья от среднего значения за исследуемый период (ячейка BN4):

6 800,5 кг. (=СТАНДОТКЛОН.В(H4:BG4)).

Среднеквадратичное отклонение – стандартный разброс, который показывает, как распределены значения расхода относительно среднего в нашей выборке. Таким образом, можно понять на сколько велик разброс величины расхода от недели к неделе относительно среднего значения потребления материала за исследуемый период.

4. Расчет коэффициента вариации расхода сырья «Парацетамол» (ячейка BО4):

6 800,5 кг. * 100 / 14 540,4 кг. = 46,8% (=BN4*100/BM4)

5. Шаги 1-4 повторить для всех материалов (СиМ/УМ).

6. Присвоение группы X позициям сырья и материалов/упаковочных материалов, коэффициент вариации которых не превышает 60 %. Это означает, что колебание еженедельного потребления сырья и материалов не превышает 60% от среднего значения. То есть, расход стабилен от недели к неделе.

7. Присвоение группы Y позициям сырья и материалов/упаковочных материалов, коэффициент вариации которых находится в промежутке между 60-100%. Это означает, что колебание еженедельного потребления сырья и материалов варьируется в пределах 60-100% от среднего значения. То есть, расход менее стабилен от недели к неделе, возможно увеличение или снижение потребления в 2 раза.

9. Присвоение группы Z позициям сырья и материалов/упаковочных материалов, коэффициент вариации которых превышает 100%. Это означает, что колебание еженедельного потребления сырья и материалов составляет более 100% от среднего значения. То есть, расход не стабилен от недели к неделе, неуправляемый размах увеличения или снижения потребления в неделю.

Как и любой другой метод, XYZ-анализ имеет свои плюс и минусы. Перечислим его основные особенности.

Достоинства:

  • Позволяет получить данные для управления ассортиментом сырья и материалов и складскими запасами, организации работы с поставщиками,

  • Точность XYZ-анализа. Дает возможность скорректировать систему поставок товаров

  • Универсальность. Метод может применяться в отношении любых позиций в бизнесе.

Недостатки:

  • Сезонные изменения могут спровоцировать резкое отклонение потребления. Это приведет к тому, что коэффициент вариации стабильного расходуемого материала превысит 100 %, и он будет отнесен к категории Z.

  • Для того чтобы результат отражал реальное состояние дел, необходимо время. Выводы, сделанные на основании анализа непродолжительного периода, могут оказаться неверными.

  • XYZ-анализ, направленный только на изучение стабильности размера потребления.

  1. Совмещенный ABC-анализ и XYZ-анализ.

ABC-анализ выделяет наиболее финансово ёмкие категории запасов, а XYZ-составляющая добавляет информацию о стабильности их расхода.

Самый эффективный метод — применение ABC- и XYZ-анализов в комплексе. Благодаря такому подходу мы не только видим самые дорогие группы материалов, но и обозначаем те, которые отличаются стабильным потреблением.

Данная комбинация двух методик называется ABC/XYZ‑анализ. В списке есть девять категорий:

  • AX—высокая стоимость со стабильным расходом.

  • AY – высокая стоимость с колеблющимся потреблением.

  • AZ – высокая стоимость с непредсказуемым потреблением.

  • BX – средняя стоимость со стабильным расходом.

  • BY – средняя стоимость с колеблющимся расходом.

  • BZ – средняя стоимость с непредсказуемым потреблением.

  • CX – низкая стоимость со стабильным расходом.

  • CY – низкая стоимость с колеблющимся потреблением.

  • CZ – низкая стоимость с непредсказуемым расходом.

Она позволяет в комплексе повысить эффективность политики управления закупками, спрогнозировать расход и сформировать оптимальные складские запасы.

  1. Товары из групп AX и BX наиболее дорогие и стабильно потребляемые. Они составляют основную долю запасов, которые всегда должны быть на складе. Необходимый запас легко спрогнозировать, так как объемы потребления почти не меняются от недели к неделе.

  2. Группы АY и BY — это тоже материалы с высокой стоимостью, но стабильность потребления значительно ниже. По этим материалам на складе необходимо создать дополнительные резервы, на случай роста расхода в отдельные периоды.

  3. Группы AZ и BZ – тоже дорогие, но их расход почти невозможно спрогнозировать. Если создавать запасы на складе, исходя из среднего расхода, при этом значительная часть запасов может остаться неиспользованной. Поэтому лучше использовать другие способы, которые обеспечат нужное количество сырья и материалов для стабильного выпуска готовой продукции.

  4. Группа CX – недорогие материалы со стабильным потреблением. По этой позиции нужно создать постоянный запас, исходя из среднего объема расхода в месяц.

  5. Группа CY — небольшая стоимость и нестабильность расхода. Запасы этой группы нужно создавать по остаточному принципу, т. е. после того, как выделены деньги на закупки сырья и материалов из более выгодных групп. Даже если в какой-то момент товара из этой группы не окажется на складе, потери компании будут невелики.

  6. Группа CZ — самые дешевые запасы и при этом расход невозможно спрогнозировать. Запасы по этой категории обычно редко участвуют в общем производстве.

5.1. Анализ запасов сырья и материалов с использованием результатов метода АВС/XYZ

На основании полученных результатов анализов АВС/XYZ я перешла к совмещению данных и категоризации остатков сырья и материалов/упаковочных материалов. Для этого, с помощью инструментов Microsoft Excel, я перенесла по каждому артикулу полученные категории ABC и XYZ с вкладки «Расход» на вкладку «Остатки». Затем в столбце ВР объединила данные обоих анализов, получив общую категорию для каждого материала. Следующим этапом анализа была детализация стоимости запасов сырья и материалов в разрезе полученных групп АВС/XYZ метода. Это было сделано для того, чтобы понять, какая группа материалов занимает основную долю складских запасов и какую группу материалов лучше брать в следующий шаг моей работы.

В таблице №1 представлены сводные данные по количеству номенклатуры и средней стоимости запасов сырья и материалов по каждой категории.

Анализ ABC/XYZ по СиМ (Авг’21- Июль’22)

Категория

Количество сырья и материалов

Средние запасы, млн.руб

AZ

23

1026,7

AX

9

414,0

BZ

67

375,6

AY

12

747,9

CZ

315

173,9

BY

7

23,2

BX

6

17,1

CY

20

11,8

CX

10

5,0

Таблица №1

В таблице №2 представлены сводные данные по количеству номенклатуры и средней стоимости упаковочных материалов в зависимости от категории.

Анализ ABC/XYZ по Ум (Авг’21- Июль’22)

Категория

Количество упаковочных материалов

Средние запасы, млн.руб

AZ

68

331,4

AX

12

130,3

BZ

181

168,5

AY

30

130,0

CZ

914

87,1

BY

11

8,6

BX

10

3,0

CY

8

283,6

CX

7

94,8

Таблица №2

6. Соотношение среднего расхода и запаса сырья и материалов/упаковочных материалов.

Следующим этапом анализа стал расчет соотношения среднего расхода и запаса сырья и материала с целью определения номенклатуры, излишне наколенной на складах предприятия с небольшим потреблением. Полученная информация была мной использована в качестве дополнительной метрики для предложений по эффективному управлению процессами закупок.

Детализация шагов анализа представлена ниже на примере номенклатуры сырья «Парацетамол».

1) Расчет среднего запаса сырья «Парацетамол» в неделю за исследуемый период август 2021-июль 2022г. (Вкладка «Остатки», ячейка BL4)

=СРЗНАЧ(H249:BG249)

2) Расчет среднего потребления сырья «Парацетамол» за период исследования август 2021-июль 2022г. (Вкладка «Расходы», ячейка BM4)

=СРЗНАЧ(H4:BG4)

3)Перенос данных со вкладки «Расходы» ячейки BM4 на вкладку «Остатки». (ячейка BH4)

=ВПР(C:C;'Расход СиМ''22'!C:BM;63;0)*4 (умножаем на 4 для расчета среднемесячного расхода)

4) Нахождение соотношения среднего расхода и среднего запаса в единицах измерения за месяц. (ячейка BW4)

62 523,8 * 100% / 312 630,7 = 20% (=ЕСЛИОШИБКА((BH249)/BL249;0)

На основании полученного соотношения в ячейке BW4 всю номенклатуру сырья и упаковочных материалов я объединила в группы по проценту потребления. Вкладка «Остатки» ячейка BX4

=ЕСЛИ(BW4=0%;"0%";ЕСЛИ(И(BW4>0%;BW4<=5%);"до 5%";ЕСЛИ(И(BW4>5%;BW4<=10%);"до 10%";ЕСЛИ(И(BW4>10%;BW4<=20%);"до 20%";ЕСЛИ(И(BW4>20%;BW4<=30%);"до

30%";ЕСЛИ(И(BW4>30%;BW4<=50%);"до 50%";ЕСЛИ(И(BW4>50%;BW4<=75%);"до 75%";"более 75%")))))))

Результаты группировки по номенклатуре «сырье и материалы» представлены в сводной таблице №3. Детальный расчет представлен в Приложении на вкладке «Группы сырье и УМ».

процент потребления в месяц относительно среднемесячного запаса

0%

до 5%

до 10%

до 20%

до 30%

до 50%

до 75%

более 75%

количество материалов

51

82

66

170

85

45

9

14

неиспользованный запас сырья и материалов, руб.

8 496 267,50

724 182 608,60

125 735 671,24

650 959 780,00

319 039 702,42

150 495 435,35

9 601 307,01

86 317 335,52

На основании данных таблицы №3 более 70% номенклатуры сырья и материалов, относящихся к группам от 0% до 20% потребления, имеют сверхзапас. Их среднемесячное потребление в разы меньше среднемесячного запаса. При этом остаток неиспользованных в месяце запасов суммарно по указанным группам составляет более 1 509 374 327,34 руб.

Результаты группировки по номенклатуре «упаковочные материалы» представлены в сводной таблице №4. Детальный расчет представлен в Приложении на вкладке «Группы сырье и УМ».

процент потребления в месяц относительно среднемесячного запаса

0%

до 5%

до 10%

до 20%

до 30%

до 50%

до 75%

более 75%

количество материалов

202

174

117

300

227

297

156

146

 неиспользованный запас упаковочных материалов, руб

8824817,192

71731910,15

133258331,6

140963907,6

64138931,11

122210152,7

35093062,7

10010672,1

На основании данных таблицы №4 более 49% номенклатуры упаковочных материалов, относящихся к группам от 0% до 20% потребления, имеют сверхзапас. Их среднемесячное потребление в разы меньше среднемесячного запаса. При этом остаток неиспользованных в месяце запасов суммарно по указанным группам составляет более 354 778 966,5 руб.

Результаты проведенного анализа ABC/XYZ также подтверждают диаграммы: за исследуемый период сохраняется сверхзапас относительно суммарного потребления сырья и упаковочных материалов.

Расчет и построение диаграммы отражено в Приложении на вкладке «Диаграмма расход+остатки СиМ» и на вкладке «Расход+остатки УМ».

7. Расчет экономической эффективности управления товарными запасами и закупками с использованием метода ABC и XYZ-анализов

Расчет экономической эффективности управления товарными запасами и закупками с использованием метода ABC и XYZ-анализов на примере сырья «Парацетамол», который, согласно анализу выше, был отнесен к группе AX – дорогостоящий с низким коэффициентом колебания. Анализ данной номенклатуры показал, что средний запас в неделю составляет 190 457 777,8 руб., а средний расход 8 858 163,563 руб. Из этого мы можем сделать вывод, что средний запас в неделю превышает средний расход почти в 22 раза, что составляет 181 599 614,2 руб. неиспользованных запасов.

Для большей наглядности моего расчета я ввела показатель DIO (daysinventoryoutstanding) – оборачиваемость запасов в месяцах, рассчитывается делением среднего объема запасов в неделю на средний объем производства (потребления) в месяц. В нашем случае DIO показывает, что компания хранит запасов «Парацетамол» более чем на 5 месяцев прежде, чем использует их.

DIO = средний запас в неделю/ средний расход в месяц

DIO = 312 630,7 кг / 58 161,643 кг = 5,37 мес.

На основании данного расчета считаю необходимым сократить имеющиеся запасы сырья «Парацетамол» до 3 месяцев. При этом обязательно стоит учитывать:

    1. срок поставки, в нашем случае 90 дней. На основании данного периода определен минимальный DIO.

    2. размер стандартного отклонения еженедельного расхода, в нашем случае 6800,5 кг (см. раздел 4, пункт 3). На основании данной величины и среднего расхода в неделю я определила размер минимального страхового запаса. Страховой запас в нашем случае – это количество сырья, которое хранят на складе, чтобы гарантированно удовлетворить изменчивый расход и избежать дефицита в «замороженном периоде» - срока поставки.

В таблице ниже представлено обоснование сокращения запасов и экономический эффект такого решения по сырью «Парацетамол», который составил 34 444 927,08 руб.

 

Средний запас, кг

Средний запас, руб.

Среднее потребление в месяц, кг

Текущий DIO, мес.

Текущая ситуация

312 630,7

190 457 748,7

58 161, 643

5,37

Прогнозируемая модель

256 090,38

156 012 821,7

85 363, 643

3,00

Экономический эффект

56 540,32

34 444 927,08

-

2,37

Таким образом, данный подход можно тиражировать на все материалы, относящиеся к группе AX, увеличив экономический эффект в разы. Такую методику можно использовать и на другие группы.

Заключение.

В основной части моего проекта были рассмотрены и изучены теоретические основы экономических анализов ABC и XYZ, их взаимодействие и использование на практике. Благодаря этим методам я научилась определять группы сырья и материалов, которые требуют особого контроля и управления в процессе закупок. На основании результатов анализов ABC и XYZ я рассчитала экономическую эффективность управления товарными запасами и закупками на примере одной номенклатуры, показав возможность высвобождения денежных средств из излишне накопленных запасов.

Для правильной оценки структуры запасов ОАО «Фармстандарт – Лексредства» я располагала полной, точной и детальной информацией, которая помогла мне достоверно произвести анализ и достигнуть поставленных целей и задач, а также по его итогам предложить комплекс рекомендаций, направленных на улучшение закупочной деятельности и повышение ее эффективности:

  1. Провести тиражирование подхода по всем материалам, относящимся к группе AX и BX.

  2. Производить ежеквартальный контроль динамки запасов с учетом срока поставки и минимального страхового запаса. При изменении одного из двух показателей сделать повторный расчет.

  3. Производить ежеквартальное сценарное планирование при дефицитах и сверхзапасах сырья и материалов.

  4. Проработать альтернативных поставщиков сырья и материалов, относящихся к группе AX и BX, для обеспечения внеплановых дефицитов из-за резкого роста потребления.

  5. Производить ежеквартальную оценку сырья и материалов по методу ABC и XYZ с целью выявления изменений категорий и групп для оперативного контроля.

Подводя итог своего проекта, могу с уверенностью сказать, что тема была для меня интересной, хотя и сложной. За время исследования, я узнала много терминов и поняла их значение. То, что раньше было недоступным, стало простым и понятным – удивительно, что метод АВС и XYZ можно использовать и в обычной жизни, избегая излишних трат и не создавая запаса дорогостоящих товаров, купленных по акции. При отсутствии подобного анализа собственных расходов можно попасть в долги или потребительские кредиты. Проект помог мне научиться более осознанно подходить к собственным тратам и создавать резервы на более нужные и интересные покупки.

В файле ниже представлены необходимые данные и расчеты для проведения анализов ABC и XYZ.

Рисунок 1 данные для анализов

Источники.

АВС-анализ. Краткая характеристика (stud24.ru) 10.08.23

ABC-АНАЛИЗ - ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ (cyberleninka.ru)

ABC-анализ ассортимента продукции, цели и задачи на примере. (fnow.ru)ABC-analiz i ego primenenie.pdf (auditsrv.ru) 11.08

Управление запасами с применением анализа ABC и XYZ (spravochnick.ru) 13.08

XYZ-анализ: что это такое и для чего он нужен | Unisender

Как найти нерентабельные и неликвидные товары с помощью ABC- и XYZ-анализа (tinkoff.ru)

XYZ анализ: цели, преимущества, методика расчета (priceva.ru)

Просмотров работы: 74