ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

Крученков К.А. 1
1МАОУ «Лицей № 1»
Хуснутдинова Л.Х. 1
1МАОУ «Лицей № 1»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый из вас, наверняка, хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги — кораблик, самолетик или кепку, защищающую голову от солнечных лучей.

Достоверно известно, что ещё в XIX веке поделки из бумаги складывали Лев Толстой и юный российский император Николай II.

И бумажные кораблики, и самолетики сделаны по принципу «оригами».

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям.

Сегодня, искусство оригами, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей.

Актуальность проекта заключается в том, что этот вид, творческой работы, доступен каждому человеку, она развивает мелкую моторику рук, воспитывает усидчивость, аккуратность, развивает конструктивные и творческие способности.

Многие считают оригами творчеством, хобби. И не подозревают, что через увлекательные занятия оригами можно познакомиться с базовыми фигурами геометрии. Поэтому я ставлю целью своего проекта — узнать, насколько искусство оригами полезно для развития ребенка, а также выяснить, каким образом геометрия проявляется в оригами.

Гипотеза: если искусство оригами тесно связано с математикой и геометрией, то оно может стать хорошей основой для изучения данных предметов.

Для достижения цели и проверки гипотезы мною были определены следующие задачи:

1)изучить историю происхождения оригами и его виды;

2) проанализировать связь оригами и геометрии на примере основных элементов оригами;

3)исследовать влияние оригами на математические способности школьников;

4)научить первоклассников выполнять фигурку оригами;

5) заинтересовать одноклассников оригами.

Объектом исследования данной работы является, оригами как вид творчества, а предметом исследования – оригами в геометрии.

Практическая значимость моего проекта состоит в том, что искусство оригами помогает создавать разные изделия и применять эти знания в учебе.

1 Общие сведения об оригами

1.1 Краткая история возникновения оригами

Совершенно естественно, что возникло оригами в Китае, в древности, когда изобрели бумагу. Но развитие этого искусства произошло в Японии.

Самое раннее сообщение об оригами встречается в стихотворной зарисовке Ихары Сайкаку, написанной в 1690 году. Поэт упоминает о бумажных бабочках Очо и Мечо, которыми украшали бутылки сакэ для свадебной церемонии. Поскольку Ихара делает это мимоходом, без всяких пояснений, понятно, что к тому времени оригами-фигурки приобрели известность и стали частью национальной культуры.

Первое время, пока бумага была редкой и дорогой, сложенные из неё предметы использовались только для культовых целей. Речь идёт о коробочках санбо, куда клали подношения синтоистским богам и зигзагообразных полосках сидэ для ритуального очищения. Постепенно оригами стали частью церемоний высшей знати, а умение складывать затейливые фигурки превратилось в знак отличия и привилегию японской военной аристократии.

Тем не менее, в Европу оригами пришло не с Востока (Японии или Китая). Его в XI веке привезли в Испанию богатые мавры, а к XV веку это стало традиционным и в германских землях. Стало традицией делать из свидетельства о крещении особую оригами-фигурку на счастье ребенка, а в Испании к XVII веку появилась устойчивая традиция делать простейшие формы в виде шапочки или шляпки, лодочки, домов, где могли жить нарисованные куклы.

С той поры стали появляться оригами-мастера и в западной части света. Одним из ключевых моментов в развитии оригами стало предложение Фридриха Фребеля ввести это искусство как курс для развития в детских садах в начале XIX века.

Каждая страна приняла оригами с учетом своих национальных традиций. Так, Испания славится собственными изобретениями в области оригами, птичками — «парахитами».

В Голландии оригами принадлежит ветвь прикладного искусства, на ряду с вышиванием и макраме.

Многим история оригами обязана японскому мастеру Акиро Ёсидзава ( Йошизава ) (1911 ‒ 2005 год). Он способствовал возрождению интереса к искусству оригами, обновил его теорию и собственноручно создал свыше 50 000 моделей (Приложение 1).

Он создал множество новых, никому не известных фигурок и изобрел единую универсальную систему условных обозначений, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Не всё наследие мастера сохранилось в его книгах, но и существующих диаграмм хватит не на одно поколение.

В России оригами долго считалось детской забавой. Если верить историкам, то первым моду на оригами ввел юный наследник престола Николай II. А познакомил его с этим искусством филолог из Кембриджа — Чарльз Сидней Гиббс. Он был приглашен в Россию вначале двадцатого века, чтобы вести уроки английского для молодых цариц. Через некоторое время к занятиям по английскому языку присоединили и малообщительного больного царевича. Он много капризничал и часто просто мешал занятию. Поэтому, чтобы хоть как-то привлечь внимание ребенка, Гиббс сложил из листа фигурку птицы, потом животного потом цветок. Это занятие так захватило царственных отпрысков, что каждое новое занятие теперь начиналось с обучения складыванию новой фигурки из бумаги.

По другим источникам оригами пришло в Россию еще раньше. И особой любовью к искусству целого листа отличался великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он целиком освоил японскую технику складывания различных фигурок из бумаги. И часто экспериментировал, создавая свои собственные уникальные произведения.

Само слово оригами, в отличие от бумажных моделей, появилось у нас в стране относительно недавно. Впервые оно попало на страницы словарей и энциклопедий только в 1995 г.

В России оригами признан одним из дидактических приемов при обучении дошкольников и младших школьников. Педагоги проводят с детьми занятия, обучают их складыванию игрушек и поделок. Ведь данное творчество развивает мелкую моторику, пространственное мышление, память, логику и знакомит с геометрическими понятиями.

    1. Виды оригами

Существует несколько видов оригами. Приведу основные виды, о которых мне удалось узнать (приложение 2):

1) Традиционное оригами

Традиционное оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

2)Складывание по разверткам - это вид оригами, представляющий

собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели.

Далее остается только придать ей форму согласно фотографии автора.

Складывание по паттерну сложнее складывания по традиционной схеме,

однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и

как она была придумана.

3)Кусудамы- объемные фигуры, имеющие округлую форму. Слово «кусудама» переводится как «лекарственный шар». Их сшивают или склеивают из отдельных одинаковых деталей. Шар или, например, звезду украшают кисточками, бусинками, бубенчиками и подвешивают на шнуре. Это роскошное украшение для комнаты или новогодней елки.

4)3D оригами (модульное оригами) - это искусство создания бумажных скульптур из одинаковых модулей, которое вкладываются друг в друга. В зависимости от количества модулей фигуры получаются большими или маленькими. Освоив приемы соединения модулей, фигуры можно придумывать и самому - вот где нет предела фантазии.

5) Мокрое складывание - данная техника складывания, использует смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких не геометричных объектов, как фигурки животных и цветов. В этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу. При этом не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги (Приложение 6).

6)Киригама - это единственный вид оригами, при котором допускается использование ножниц. Его применяют для создания красивых открыток с объемными элементами.

7)Монегами - этот вид искусства идеально подходит людям, которые пытается привлечь финансовый успех на свою сторону. Фигурки этого стиля выполняются из денежных купюр и выглядят оригинально.

8)Квиллинг- это искусство скручивания бумажных полосок и создания из них узоров и скульптур. Оно возникло в средневековой Европе, на какое-то время было забыто, а в конце 20 века снова возродилось. Казалось бы, простая скрученная полоска, но сколько возможностей в ней таится: можно составить целую картину и оформить ее в рамку, а можно сделать вазу для конфет, и она не развалится, если ее использовать по прямому назначению.

1.3 Основы оригами. Правила и обозначения оригами

Существует общепринятая схема знаков сгибания (складывания), но, как ни странно, не все сходу могут ею овладеть. Очень часто начинающего оригамиста правила путают. Есть, конечно, умельцы, которые умудряются складывать и без схем, но это не перерастает в искусство, а остается на начальном уровне.

Азы и правила – это основа основ, без них мастер безграмотен. Приоритетными являются сгиб «долина» — уголок направлен на себя, и, в зависимости от «движения» сгиба, «гора» — угол идет от себя. «Долина» обозначается штриховкой, а «гора» пунктиром.

Кончик стрелки указывает направление сгиба. Иногда разметка разноц-ветная, в таком случае, еще необходимо знать последовательность цветов (сгибов). На схемах часто обозначаются и невидимые стороны (пунктирами). В исходном положении на листе появляется очень много складок. Эти складки тоже имеют обозначение, как и сгибы. Отличие в том, что стрелки для их обозначения двунаправленные, и они обозначаются только один раз.

Замкнутые стрелки предлагают повернуть лист в плоскость рабочей стороны, или попросту говоря, перевернуть.

Спиральная стрелка значит, что нужно повернуть лист по вертикальной оси другой стороной.

Прямая стрелка со штрихами обозначает повторение действия по коли-честву штрихов на стрелке. И производить эти сгибы нужно с симметричными друг другу элементами (Приложение 3).

  1. Оригами и геометрия

2.1 Оригами в образовательном процессе

Одной из первых стран, которая стала использовать возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. В наше время, в Японии, США, России, Германии, Финляндии и других странах обучение геометрии при помощи искусства оригами используется не только в начальной, но и в средней и старшей школе.

Повышение эффективности обучения математики и геометрии в начальных классах является условием успешного изучения основ геометрии и алгебры в старших классах.

Большинство людей воспринимают оригами как способ изготовления украшений интерьера или подарка для друзей и близких. И мало кто задумывается, что это древнее искусство складывания фигур из бумаги тесно связано с математикой

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что математика является важнейшим фактором, обеспечивающим готовность человека к непрерывному образованию и самообразованию в самых различных областях человеческой деятельности. Интерес вызывает геометрия, которая может обеспечить развитие творческой личности. Она всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, являлась ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса.

 Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры — квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую (иногда на это стоит специально обратить его внимание, например при появлении трапеций, ромбов).

    Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д.), признаки их сходства и различия. В этом и заключается помощь математики оригами.

Дети знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки

Оригами, как основа различных направлений искусства, является наиболее логичной и гармоничной формой изучения геометрии. Логика здесь выступает как средство подтверждения наглядности и практической значимости. На основе конструирования моделей процесс освоения геометрии представляется последовательным развёртыванием всего процесса познания. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, учащиеся знакомятся с новыми геометрическими понятиями, основными определениями, и наглядно изучают закономерности поведения двухмерной плоскости в трёхмерном пространстве. Знаково-символические операции составляют основу как оригамской, так и геометрической деятельности. На основе геометрических преобразований условные знаки в оригами служат указанием к действиям и направлены на создание реальных изделий, а в геометрии - отражением свойств объекта (когда действия уже представлены в свёрнутом виде) и представляют абстрактные модели.

2.2 Понятие оригаметрии

В деятельности по усвоению геометрических понятий важное место должно отводиться созданию моделей, соответствующих геометрическим объектам. Опираясь на эти модели, школьники получают возможность выявлять такие особенности усваиваемых понятий, которые не отражены в словесных определениях.

Оригами – математическая теория, так как в ней работает аксиоматический метод. В конце XX века японский математик Хумиани Хузита, живущий в Италии, начал говорить про Теорию решения задач на построение перегибанием листа бумаги. Назвал он этот процесс оригаметрией, обозначающий область геометрии, в которой задачи решаются методом складывания и перегибания. Оригаметрия - это новая наука на стыке двух: оригами и геометрии. Оригаметрия - это оригинальный подход к решению геометрических задач, которая выполняет роль фрагментарной иллюстрации решения.

Основные понятия оригаметрии: точка; линия сгиба; квадратный лист бумаги. Основные отношения: линия сгиба проходит через точку; точка принадлежит линии сгиба.

С помощью оригаметрии есть возможность показать, что математика не сухая наука, а красота и гармония.

Лист бумаги – это плоскость; согнув его получается линия пересечения плоскостей. В процессе преобразования плоских и объёмных фигур с применением методов оригами ребёнок оперирует геометрическими объектами, усваивает геометрические понятия, экспериментально изучает свойства фигур. Изменение геометрических фигур, их перемещение мотивирует познавательную деятельность детей. В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.).

Большинство классических моделей в оригами выполняются из квадрата. В процессе изготовления простых моделей мы знакомимся с очень нужными понятиями.

Деление на части фигур является основами раздела математики – геометрии.

С помощью сгибов из квадрата можно получить другие правильные многоугольники.

С помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости. Значит оригами действительно связано с математикой и геометрией.

При работе с оригами одновременно происходит:

- обогащение словаря специальными терминами (вертикальная линия, горизонтальная линия, диагональ, точка пересечения и. тд.);

- развивается пространственное воображение (верхний угол, верхний правый угол, нижний левый, глухая сторона);

- стимулирует развитие памяти (это многократное повторение);

- развивает творческие способности (путем сложения квадрата различными способами);

- учит читать чертежи;

- знакомит детей с геометрическими понятиями;

- улучшает способность следовать устным инструкциям;

- учить точным движениям пальцев под контролем сознания.

Оригами формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать сложно-координированные движение пальцами с развитием интеллекта.

В наше время оригами с математической точностью шагает по планете семимильными шагами. Ученные придумали использовать приёмы оригами в космосе, а именно Миура-ори — схема жесткого складывания, которая использовалась для развертывания больших установок солнечных батарей на космических спутниках.

3 Практическая часть

3.1 Анкетирование школьников

Для того, чтобы выяснить, что знают об оригами первоклассники и как оригами связано с математикой, был проведен опрос учащихся 1 «Е» класса (Приложение 4). Количество опрошенных – 29 человек. В ходе изложения темы об оригами первоклассникам, я также провел устное анкетирование. Были заданы следующие вопросы и получены от ребят ответы:

  1. Кто знает, что такое оригами?

Самым популярным был ответ – «это складывание бумаги». Так ответило 26 учеников (89,5 %); 1 ученик ответил-что это хобби (3,5 %); 2 ученика- промолчали (7 %).

  1. Какие математические фигуры вы знаете?

Все ребята назвали основные фигуры: квадрат, круг и треугольник. Один ученик дополнительно назвал: ромб, трапеция и многоугольник.

  1. С какой основной математической фигуры начинается складывание фигур оригами?

12 учеников – назвали квадрат( 41,4 %);

12учеников – прямоугольник (41,4 %);

  1. ученика – круг (10,3 %).

2 ученика – промолчали (6,9 %).

  1. Для чего нужно оригами?

На этот вопрос у ребят было много ответов, они были различными. Даже по своему правильными. Но только 2 первоклассника (7 %) ответило, что оригами нужно чтоб узнать названия фигур.

  1. Считаете ли вы что оригами связано с математикой?

27- учеников дали положительный ответ (93 %).

2-ученика воздержались от ответа (7 %).

6) Хотели бы Вы научиться складывать лисенка из бумаги?

100% количества учеников дали положительный ответ.

3.2 Практическое занятие по изготовлению фигуры «Лисёнок» с первоклассниками

Для того чтобы показать первоклассникам, что оригами тесно связано с математикой, а также чтобы познакомить с некоторыми видами геометрических фигур я решил изготовить с ними из бумаги лисенка. Заранее в помощь мне и для наглядности я приготовил электронную презентацию с пошаговым изготовлением фигуры лисенка. Учитель воспроизвел данную презентацию на большом экране для ребят. Я вместе с первоклассниками изготавливал фигурку оригами, подсказывал им и пояснял какие геометрические фигуры получаются.

Таким образом, ученики на практике познакомились с геометрическими фигурами, то есть расширили свои знания по математике, смогли изготовить фигуру лисенка (задействовали моторику рук), а заодно у всех них поднялось настроение (Приложение 5).

3.3.Эксперимент.

Со своими одноклассниками – учениками 5 И класса я решил провести эксперимент (Приложение 6).

Мне и моим одноклассникам от 10-12 лет. В нашем возрасте сейчас очень важно самоутвердиться. Нам важно, чтобы коллектив – в лицее, во дворе дома или в секции видел в нас личность. И я решил поэкспериментировать: с помощью оригами добиться внимания своих одноклассников, заинтересовать их.

Для проведения эксперимента я на перемене взял несколько листов оригами и на глазах моих одноклассников сделал из них несколько различных фигур. Фигуры я выбрал не сложные, но легкоузнаваемые.

Сначала моей работой заинтересовался мой сосед по парте, а заодно и мой друг -Гордей. Я и ему дал лист бумаги. И показал, как складывать фигурку лисенка, того самого, что мы делали с первоклассниками.

На нас обратили внимание и другие мои одноклассники. Многие задавали вопросы. А я им рассказывал, как согнуть квадрат в равнобедренный треугольник и дальше переходы в другие фигуры.

Моей последней фигуркой был журавлик. И когда я его складывал, я заметил, что около меня скопилось много одноклассников. Я решил рассказать ребятам легенду о девочке из Хиросимы.

«Когда США сбросили на Хиросиму первую в истории человечества атомную бомбу, Садако Сасаки было всего 2 года. Эпицентр взрыва находился в двух километрах от ее дома, ударной волной ее выбросило из окна, но девочка не получила никаких видимых повреждений. Признаки лучевой болезни проявились у нее только спустя 9 лет. Однажды во время школьной эстафеты Садако почувствовала себя плохо, затем приступы головокружений и сильной усталости стали повторяться все чаще. В ходе медицинского обследования выяснилось, что у Садако – лейкемия (рак крови).

В феврале 1955 г. девочку госпитализировали. Прогнозы врачей были неутешительными – ей оставалось жить не больше года. В больнице ее часто навещали друзья, и однажды один из них напомнил ей древнюю японскую легенду о том, что тысяча бумажных журавлей могут подарить исцеление даже тяжело больному человеку. Дело в том, что журавль в Японии издревле считался символом долголетия, счастья и бескорыстной помощи. Еще в эпоху средневековья стала очень распространенной традиция изготовления оригами – фигурок из бумаги. Одной из самых простых был «цуру» – журавль, так как для его складывания требовалось немного операций. Позже возникло поверье: если загадать желание и сложить тысячу цуру, то оно непременно исполнится.

Садако поверила в эту легенду, тысяча бумажных журавлей стали ее последней надеждой на исцеление. По одной версии она успела сделать только 644 журавля, так как силы покидали девочку слишком быстро. 25 октября 1955 г. Садако Сасаки скончалась, но ее друзья доделали бумажных журавлей после ее смерти, и на ее похороны собралось гораздо больше тысячи журавлей.»

Пока я рассказывал легенду и мастерил журавлика ребята меня слушали и внимательно наблюди за тем, как я складываю бумагу. Кто-то попросил тоже лист и присоединился ко мне.

После урока я попросил учителя поставить мою презентацию для одноклассников, которую я подготовил. В презентации я показал различные виды оригами и любопытные факты. Ребятам было интересно.

В ходе данного эксперимента я выяснил, что фигурки-оригами из бумаги – хороший способ снять стресс, выразить внутренний мир, сплотить вместе одноклассников и поднять самооценку.

Таким образом, заниматься оригами можно и всей семьёй. Тогда связь между родителями и детьми, ослабевающая в подростковом возрасте, получит новый окрас, толчок, в семье возникнет совместное творческое развитие.

Заключение

Исходя из изученного мной материала могу с уверенностью сказать, что оригами не только очень увлекательно, но и имеет ряд преимуществ для здоровья и развития.

1. Контроль поведения

Оригами — пример «схематического обучения через повторяемые действия». А это хорошее подспорье для контроля поведения. Такое хобби улучшает сосредоточенность и умение концентрироваться. Для достижения желаемого результата необходима усидчивость, внимательность, аккуратность и соблюдение конкретных инструкций. И дети, и взрослые с помощью оригами могут научиться терпению, усердию, повысить силу воли, а вместе с тем и самооценку.

2. Социальные навыки

Складывание фигур из бумаги может увлечь целую группу людей. Поэтому оригами можно и полезно заниматься коллективно. Существуют разные этапы и степени сложности, благодаря которым это хобби может заинтересовать как дошколят, так и взрослых. Оригами часто стирает возрастные границы, и младшие могут научиться искусству лучше, чем старшие, и с удовольствием побыть в роли наставников. Это помогает развивать навыки общения, воспитания и корректировать поведение в социуме.

3. Снятие стресса

Когда из обычного листа бумаги получается красивая фигура, человек испытывает эмоциональное удовлетворение. Особенно этому радуются дети, на глазах которых происходит настоящее чудо. Положительные эмоции помогают победить стресс и чувство тревоги. Процесс работы с бумагой — однообразный и монотонный — заметно успокаивает нервную систему, позволяет лучше контролировать эмоции и стресс. Многие исследования психологов по всему миру показали, что оригами способствует релаксации и избавлению от негативных мыслей, помогает лечить депрессию и нормализовать работу нервной системы.

4. Улучшение координации

Оригами — хобби, полезное и для развития физических навыков. Оно благотворно сказывается на координации, ловкости рук и глаз, улучшает пространственную осведомленность. В процессе создания оригами человек активно задействует кончики пальцев, сгибает бумагу по мелким линиям и с разных сторон, что требует особой внимательности, сноровки и слаженности действий. Впоследствии эти навыки положительно сказываются на ориентации человека в пространстве, улучшая трехмерное восприятие.

5. Активизация мозга

Оригами подобно работе с конструктором, песком или мозаикой активно развивает мелкую моторику, которая напрямую связана с умственной и речевой деятельностью. Заниматься мелкой моторикой полезно не только детям: она важна для успешной жизнедеятельности человека независимо от его возраста. Во время занятий оригами мелкие движения пальцами осуществляются поэтапно и последовательно, что одновременно развивает и логическое мышление. При этом важно старательно выполнять все действия строго по инструкции, обращая пристальное внимание на детали.

Через руки нервные импульсы посылают сигналы в мозг, где активизируется левое и правое полушария. Начинают лучше работать области мозга, отвечающие за зрительное, тактильное восприятие и движение. Это положительно воздействует на память, невербальное мышление, внимание, и воображение. Дети и взрослые, у которых хорошо развита мелкая моторика, как правило, имеют успехи в спорте, музыке, творческих профессиях и не только. Оригами нередко включают в программу восстановительной терапии после тяжелых заболеваний (после инсульта, травм, операций).

6. Развитие математических навыков

Преобразование плоского листа бумаги в трехмерную фигуру — это уникальное упражнение для развития пространственного мышления. Важно обращать внимание, как именно происходит трансформация бумаги, какова симметрия многочисленных складок? Манипуляция бумагой помогает понять основные пространственные концепции, в том числе и абстрактные.

Такое хобби позволяет создавать геометрические фигуры разной сложности и объёма, лучше понимая их особенности. Согласно американским исследованиям, проведенным в нескольких средних школах, оригами способствовало более успешному обучению математики и геометрии. Ученики лучше понимали такие понятия, как: длина, высота, ширина, а также успешнее осваивали математические формулы и геометрические теоремы, в том числе и концепцию бесконечности.

7. Решение проблем

Оригами не только помогает побеждать стресс и развивать умственные навыки, но и укрепляет уверенность в себе и целеустремленность. Тот, кто увлекается этим хобби, всегда четко нацелен на результат. Чтобы его достичь, все действия нужно выполнять внимательно, правильно, усердно и последовательно. Похожий сценарий достижения успеха и в жизни.

Часто для создания фигуры существует несколько вариантов, что предоставляет человеку право выбора для решения задачи. Эксперты утверждают, что это хобби помогает более спокойно реагировать на собственные неудачи, поскольку неудавшуюся фигуру можно превратить в лист бумаги и начать все заново. В японских школах на занятиях оригами детей учат тому, что нет неправильных ответов, а есть разные пути решения задачи.

8. Мультикультурное воспитание детей

Оригами пришло к нам родом из стран Юго-Восточной Азии, отражая изобретательность и эстетику их культуры. Занимаясь этим хобби, взрослые и дети имеют возможность ближе познакомиться с традициями и обычаями этих стран, лучше понять и оценить их культуру, повысить общий кругозор и толерантность. Особенно эти навыки важно привить детям, которые только начинают знакомиться с мировыми этнокультурными традициями.

9. Хобби для воображения

Исследователями в области психологии было доказано, что оригами улучшает навыки визуализации, воображения и ощущение цвета. Это хобби позволяет детям и взрослым развивать фантазию, креативность и строить свой собственный мир. При этом заметно улучшается творческий потенциал и способность мыслить нестандартно.

10. Развлечение и отдых

Оригами — простой способ расслабиться и отвлечься от трудовых будней. Такой отдых полезен не только для здоровья. Это замечательный вид досуга, которым можно заниматься всей семьей, устраивая веселые конкурсы и соревнования. Фигурки, полученные в процессе занятий, можно вручить в качестве подарков близким или друзьям. Приятный жест доброты и внимания поднимет всем настроение и подарит положительные эмоции.

По результатам моего творческого проекта об оригами и математике исследования можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась – искусство оригами тесно связано с геометрией и может стать хорошей основой для ее изучения, а также безусловно знакомит школьников с рядом понятий из геометрии.

Процесс оригами трудоемкий и сложный. Но именно поэтому он способен отвлечь от повседневных забот и уныния и перенести в страну Творчества, в которой не существует никаких ограничений. Лично для меня оригами стало новым увлечением, которое поглотило меня с головой. Сейчас я уже освоил азбуку оригами и теперь перешел к более сложным композициям.

 

Список литературы.

  1. Афонькин, С. Ю., Афонькина, Е. Ю. Все об оригами. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2004. – 272 с., ил.

  2. Восканян К.В. Построение геометрических фигур как средство развития мышления школьников. / Вопросы психологии. 1989.–№6.– с.56–61.

  3. Выгонов, В. В. Мир оригами 1–2. – М.: Новая школа, 1996. – 56 с

  4. Кошелев, В. М., Афонькин, С. Ю. Вырезаем и складываем. – СПб.: Кристалл, 1999. – 160 с.

  5. Оригами помогает геометрии. под ред. Н. И. Чиканцевой. – М.: МГПУ, 1995. – 30 с.

  6. Соколова Г.А. Ориентиры для конструирования, содержания подготовительного курса геометрии средствами оригами: Научно–методическое пособие. / Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004, – 60с.

  7. Шеремет Г. Оригами помогает изучать математику. / Математика. – 2007. № 19. с.16–18.

Ресурсы интернета

  1. http://origamis.ru 

  2. http://www.vlasta-idea.ru 

  3. http://www.origami.kulichki.ru/modules.php?name=Pages&go=page&pid=2

  4. http://www.origami.ru

Приложение 1

Рисунок 1- Акиро Ёсидзава ( Йошизава ) в окружении своих работ

Приложение 2

Рисунок 2 – Примеры традиционного оригами

Рисунок 3 – складывание по развертке

Рисунок 4 - Кусудамы

Рисунок 5 – Модульное оригами

Рисунок 6 – Мокрое складывание

Рисунок 7 - Киригама

Рисунок 8 – Монегами

Рисунок 9 - Квилинг

Приложение 3

Рисунок 10 - Система условных обозначений

Приложение 4

Анкета для опроса первоклассников

  1. Кто знает, что такое оригами?

  2. Какие математические фигуры вы знаете?

  3. С какой основной математической фигуры начинается складывание фигур оригами?

  4. Для чего нужно оригами?

  5. Считаете ли вы что оригами связано с математикой?

  6. Хотели бы Вы научиться складывать лисенка из бумаги?

Приложение 5

Рисунок 11 – Довольные лица первоклассников с фигурками оригами, выполненными своими руками

Приложение 6

Мой эксперимент с целью заинтересовать одноклассников искусством оригами

Приложение 7

Оглавление моей презентации для учеников 5 И класса

  1. Оригами: основные понятия, краткая история

  2. Виды оригами

  3. Любопытные факты об оригами:

3.1 Само слово "оригами" придумали лишь в 1880 году. До этого поделки из бумаги назывались "орикато" (сложенные фигуры).

3.2 В древние времена секреты изготовления поделок из бумаги передавались по наследству, в устной форме от матери дочерям.

3.3 Современное оригами развилось благодаря Акире Йошизава.

3.4 Сложенный из бумаги журавлик, является международным символом мира с 1999 года.

3.5 Самый большой журавлик весил 794 кг и был высотой 6,5 метров. А самый маленький журавлик размером всего - 1мм.

3.6 Среди бумажных животных пока лидирует трехметровая фигура Панды.

3.7 Самый маленький самолётик был создан Наито из Японии.

3.8 Lieven Peeters – 15-летний гений из Германии и его фигуры оригами.

Просмотров работы: 40