Математика в жизни моей семьи

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математика в жизни моей семьи

Аяпова К.Д. 1
1БОУ "Лицей" им. К.Д. Ушинского г.Калачинска Омской области, 6А класс
Умарова Г.К. 1
1БОУ "Лицей" им. К.Д. Ушинского г.Калачинска Омской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«….. В семье математика тоже нужна

Семейный бюджет мы считаем всегда.

Сколько платить за квартиру, за газ,

И сколько осталось в кармане у нас.

Беритесь ребята, скорей за работу

Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёта»

(Ю. Яковлев)

Математика - это одна из тех наук, основы, которой была заложены не год, не два и даже не сто лет назад. Математика с нами уже несколько тысяч лет. Математика – это сложная наука. Она изучает главным образом числа, величины и действия с ними. Я пока знаю несколько математических действий: сложение, вычитание, умножение и деление. Сейчас, учась в школе, кто-то с легкостью прогуливает математику или с неохотой ходит, с их точки зрения, на этот скучный урок.

Сейчас мы привыкли, что все мгновенно устаревает, для компьютера год - уже приговор. А вы представьте, что все то, что было заложено еще две тысячи лет назад по математике до сих пор актуально, что все те математические законы и правила, которые были сформулированы знаменитыми математиками тех времен, до сих пор верны. Почти ни что не изменилось с того времени.

Древние Египтяне никогда бы не построили свои Великие пирамиды без простых законов математики. Кажется, что может быть проще, чем провести прямую линию?! А ведь чтобы сделать сторону пирамиды, необходима прямая линия длиною несколько километров! Египтянам удалось додуматься, как решить задачу и навеки войти в историю.

Шло время, менялся мир вокруг людей и на смену простым задачам начали приходить все более и более сложные.

Во всех школах мира детей учат математике. В школе приходится очень много решать математических задач и сложность их с каждым годом растет. Когда-то без математики нельзя было вырастить урожай, построить жилье и изготовить одежду. Математика была нужна как воздух. Её уважали и даже обожествляли. Бесспорно, математика открывает перед каждым человеком особый мир чисел, знаков, фигур. Математика - развивающая наука. Она учит правильно и последовательно мыслить, рассуждать. Тех знаний, которые были раньше, уже недостаточно. Человечество осваивает просторы космоса, информационные технологии. А всем ли нужна математика? Нужна ли математика после школы? Зачем математика современному человеку? Ведь за него многое решают и делают машины. Остановится ли сейчас жизнь без математики? Попробую ответить на эти вопросы.

Я долго думала с чего начать и решила спросить у своих родных: «Зачем им нужна математика?»

Цель: определить какое место занимает математика в жизни каждого человека на примере моей семьи.

Гипотеза: я считаю, что математика нужна современному человеку.

Задачи:

1.Опросить маму о роли математики в ее жизни.

2.Выяснить у папы, какое место занимает математика в его жизни.

3.Определить, что математика значит для меня.

4. Сделать вывод.

1.Математика в профессиях моих родителей.

1.1.Математика в профессии моей мамы.

Мама работает учителем. Профессия учителя – одна из самых важных и сложных. Современный учитель должен обладать теми знаниями, которые накопило человечество, и должен идти в ногу со временем. Как бы ни развивалось общество, учитель всегда будет выполнять высокую миссию: нести и передавать знания предыдущих поколений последующим, воспитывать достойных граждан своей страны, любить ее.

Мама мне рассказала, что всем учителям, независимо от предмета, нужна математика. Учителя сдают различные отчеты, в которых нужно производить определенные расчеты. Помимо отчетов есть такие предметы, которые непосредственно связаны с математикой: физика, химия, информатика. Даже в таких предметах, как география, история, биология нужна математика.

И все же каждый предмет накладывает свой отпечаток на учителя и ученика, и индивидуальность все же есть. Мама – учитель математики. Поэтому математика –это для нее «рабочий инструмент».

Мама мне рассказала, что учитель математики учит точности. Сначала точности определений, формул, а потом, и точности в жизненных ситуациях. Это помогает ученику оперировать только теми понятиями, которые ему знакомы, а не зубрить, и выдавать за свои чужие мысли. Будучи уже взрослым человеком он будет разбираться до мелочей в каждом деле. В примерах есть приоритетные действия первого и второго порядка и их нельзя нарушать. Умея соблюдать эти правила ученик в будущем будет правильно распределять свой режим дня, свои финансы в бизнесе и т.д. Учитель математики учит тому, что любое начатое дело требует логического завершения. То есть, когда берешься за дело, ты должен знать какой результат хотелось бы получить и надо найти кратчайший путь его осуществления. Для этого нужны определенные знания.

Развитие этих качеств скрыто заложено в математике.

1.2. Математика в профессии моего папы.

Я задала вопрос папе: «Нужна ли тебе математика на работе?». Профессия моего папы – сварщик. Он, не задумываясь, дал ответ, что ему без математики не обойтись. Ему необходимо решать постоянно математические задачи, делать элементарные вычисления по определению площади деталей, объема предметов, расчет количества металла, необходимого для изготовления изделия.

Папа мне рассказал, что многие, привлекающие наш взгляд изделия созданы руками сварщика. Это кованые изделия: различные фонарики, витые трубы, затейливые ажурные завитки.

Порой такие изделия поражают своей красотой, и, кажется, что человеческие руки не могут сделать такого. Чтобы такие изделия пользовались спросом, они должны соответствовать требованиями моды, эстетики, функциональности и технологичности.

При изготовление печи для бани – эта конструкция состоит из нескольких геометрических форм, каждая с определенными свойствами – прямоугольный параллелепипед, цилиндр.

Чтобы изделие получилось качественным и прослужило долго, перед тем, как приступить к его изготовлению, необходимо проанализировать свойства и параметры каждого из них – знать линейные размеры, формулы объема, площадей.

Задача 1. Сварщику необходимо изготовить бак, имеющий форму параллелепипеда с основанием 1,4х2,4 м, чтобы он вмещал 2 т воды. Какова должны быть высота бака? (плотность воды 1000 кг/м3).

Решение.

Найдем объем бака        

V=m:p=2000:1000=2м3

V=So*h

So= ab=1.4*2.4=3.36 м2

h=V:So =2:3.36=0.6 м

Ответ: высота бака 60 см

Исследовав применение математики в профессии сварщика, я сделала вывод, что в профессии сварщика математика играет большую роль. Я никогда не задумывалась о том, что сварщику приходится производить расчеты. Оказывается, мой папа целыми днями решает математические задачи

2. Математика в повседневной жизни моей семьи.

Я обратилась к маме: «Для чего тебе нужна математика дома?» Мама сказала, что без математики нельзя обойтись дома и предложила задачу, которую мы решили вместе. Нам предстоит сделать ремонт в комнате, которая имеет размеры: высота 2,24 м, ширина 2,47 м, длина 3,15 м. В комнате окно размером 1,36 м х 1,29 м, дверь, размеры которой 2м х 0,82 м. Нужно посчитать сколько понадобиться рулонов обоев понадобится и размер линолеума для пола.

Вот что получилось:

Для начала посчитаем сколько нужно линолеума, для нужно найти пола:

2,47*3,15= 7,7805 кв.м

Теперь посчитаем сколько нужно обоев, для этого найдем площадь стен:

3,15*2,24*2=14,112 кв.м

2,47*2,24- 1,36*1,29=5,5328- 1,7544=3,7784 кв.м

2,47*2,24-2*0,82=5,5328-1,64=3,8928 кв. м

14,112+3,7784+3,8928=21,7832 кв.м

1*10=10 кв.м

В одном рулоне 10 кв.м соответственно нужно купить 3 рулона.

А от папы я получила такой ответ: «Математика помогает мне экономить деньги». Летом мы решили поехать отдыхать семьей в Боровое Акмолинской области республики Казахстан. А на чём выгоднее поехать: на машине или на поезде? Папа выяснил, что билет на 1-го человека стоит 1128 рублей в одну сторону. А 1 литр бензина 49,5 рубль и от г. Калачинска до г. Боровое 419 км. На чём выгоднее поехать в Боровое, если наша машина расходует на 10 км 1 литр бензина?

1) 1128*3*2=6768(р.)- будет стоить поездка на поезде.

2) 419:10=41,9(л)- бензина понадобится для поездки на машине.

3) 41,9*49,5=4148,1(р.)- будет стоить поездка на машине.

4) 6768 руб.> 4148,1 руб.

Ответ: на машине.

Я пришла к выводу, что и дома нужна математика.

3. Что значит математика для меня

А что же математика значит для меня? Математика нужна для того, чтобы уметь считать предметы, потому что это помогает не запутаться и не потерять что-то важное. Вычислять время, например секунды, минуты, часы, дни, сезоны, годы. Это помогает правильно и точно планировать своё время.

Мне математика помогает думать, рассуждать, а значит, развивает ум, интеллект, логическое мышление, что позволяет находить удачные решения житейских задач.

Меня пригласили на день рождения. Я купила подарок. Но мне нужно было его красиво оформить. Для этого необходимо приобрести оберточную бумагу и ленту. Я знаю, что высота подарочной коробки 12 см, длина 13 см, а ширина 8 см. Я предположила, что на бант будет потрачено 10 см ленты. Сколько мне понадобится оберточной бумаги и ленты?

1)(12*13)*2=312 (кв. см)

2)(12*8)*2=192 (кв. см)

3)(13*8)*2=208 (кв. см)

4)312+192+208=712(кв. см)

5)(12*2)+(12*2)+(13*2)+(8*2)=90см

6)90+10=100(см)-понадобится ленты.

7)100см=1м

Ответ: 712 кв. см; 1м

В жизни, особенно сейчас, нужно уметь обращаться с таким математическим понятием как «процент». На каждом шагу мы слышим: «Повысили на 5% коммунальные услуги» или «Понижена стоимость на товар на 15%» и т.д. Однажды бабушка услышала, что пенсионерам увеличат пенсию на 5 %. Она попросила посчитать, сколько теперь будет получать, если ее пенсия была 12000

руб.

Решение:

12000 : 100 * 5 = 600 (руб.) добавка

12000+ 600 = 12600 (руб.) новая пенсия

Ответ: теперь бабушка получит 12600 рублей.

Занятие математикой, решение математических задач развивает личность, делает её целеустремлённее, активнее, самостоятельнее. Мне очень нравится заниматься математикой. В будущем я хочу, как и мама быть учителем математики. Чтобы учить детей этой точной и в тоже время занимательной науке!

Заключение.

А что если задуматься: «Зачем нам нужна математика?» Мне она дается легко, но есть такие ученики, которым приходится трудновато. Может и не надо им её учить? На этот вопрос мне помогли найти ответ мои родители.

Мы пользуемся математическими знаниями в быту и на работе. Математика – царица наук. И не зря её прозвали  царицей,  ведь  она  нужна везде и всем. Я доказала  это  на  примере своей семьи. Моя гипотеза оказалась верной. Математика – основа точных наук. Математические знания нужны в любой профессии. Трудно представить, как жили бы люди, если бы не умели считать, измерять, сравнивать. Это универсальный язык, на котором говорят и который понимают все жители нашей планеты. Во время учёбы, на работе и дома нужно постоянно решать задачи, и не только математические. Какова вероятность успешной сдачи экзамена по математике? Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Сколько можно получить, занимаясь математикой и решением математических задач? Каким должен быть объём вашего дома и сколько для этого нужно приобрести кирпича? И тут на помощь придёт математика. Она следует за человеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного удобнее!

М.В. Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Я полностью согласна с этим мнением. Математика - это гимнастика ума. Она учит рассуждать, умению объяснять, умению искать и находить рациональные пути решения возникающих в жизни проблем. Поэтому человек в важные моменты может положиться на математику, решить любую задачу. И математика не подведёт.
Как в маминой, так и папиной профессиях нельзя допускать ошибки, из-за этого могут пострадать люди. Поэтому всем нужно учить математику. Я изучаю математику в школе, родители применяют математические приемы  на работе и дома! Вот какая у меня математическая семья!

Список использованных источников и литература.

  1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике, Саратов ОАО Издательство «Лицей», 2001

  2. Борзенко В.И., Горелов А.Г. Требования к исследовательским работам по математике// Журнал «Исследовательская работа школьников», 2005.№3.с.63-64

  3. Виленкин Н.Я. Математика: учебник для 5 кл. – Издательство «Просвещение», 2008

  4. Черемных Г.В. Художественное оформление результатов исследовательской работы// Журнал «Исследовательская работа школьников», 2005.№3.с.65-82

Просмотров работы: 414