ВЛИЯНИЕ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА СПОСОБНОСТИ ЛЮДЕЙ

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА СПОСОБНОСТИ ЛЮДЕЙ

Азарова Д.Е. 1
1БОУ города Омска «Гимназия №19»
Лебедь Е.В. 1
1БОУ города Омска «Гимназия №19»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Играя с друзьями и подружками, я обратила внимание, что интересы и способности у всех детей разные. Все мои друзья и родственники свободное время проводят по-разному. Например, мой брат больше любит читать и сочинять различные истории, кататься на роликах и велосипеде, при этом он постоянно разговаривает. Подружка Соня – рисовать и играть в подвижные игры, соседка Рита – кататься на велосипеде и смотреть мультики, играть в ролевые игры. Я люблю танцевать, рисовать, играть в куклы, воображать, играть на синтезаторе, читать и считать. Когда я зову Соню танцевать – ей это не нравится, потому что у нее не получается. У меня тоже что-то получается лучше, что-то хуже. Мои рассуждения привели к тому, что я решила выяснить причины, по которым у всех людей различные способности. Проблема, которая меня заинтересовала: почему одни хорошо рисуют, другие танцуют, третьи решают задачи или сочиняют стихи?

Цель данной работы: исследовать влияние полушарий головного мозга на способности людей.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

- найти в литературе обоснование влияния работы левого и правого полушарий головного мозга на способности человека,

- изучить методы выявления и развития способностей,

- при помощи тестирования выявить различия в способностях людей.

Объект моего исследования – способности людей разных возрастных категорий.

Методы, которые я использовала в своей работе: наблюдение, тестирование, измерение и сравнение.

Выбранную тему я считаю очень актуальной, потому что, зная, где находится источник способностей и какие таланты преобладают у человека, можно не только достичь максимальных результатов в какой-то области, но и развить те качества, над которыми надо работать.

Гипотеза, выдвинутая мной – я предполагаю, что у каждого человека есть способности либо к точным наукам и логике, либо к творчеству и искусству, и всё это зависит от работы правого и левого полушарий головного мозга.

Глава 1. Строение и функции головного мозга и их влияние на способности людей.

Из литературы я узнала, что именно мозгу мы обязаны своей способностью мыслить. Кроме того, мозг отвечает за наши движения, речь, обработку информации, планирование, принятие решений, память, эмоции. До сих пор мозг не изучен до конца, многие его способности для нас остаются тайной.

Для начала стоит отметить, что мозг состоит из пяти отделов, но для моей темы важны два — полушария мозга: правое и левое. Именно в них и находится «пульт управления» способностями. Посмотрим, за что отвечают эти полушария.

Левое полушарие отвечает за логику:

- математическое мышление

- языковые способности

- речь, письмо, чтение, запоминание букв, чисел

- иностранные языки

- последовательность в обработке информации, то есть во время работы левого полушария информация обрабатывается последовательно, именно благодаря этому мы можем анализировать ту или иную ситуацию.

Правое полушарие мозга отвечает за творческую сторону характера человека:

- воображение и мечты. С помощью правого полушария мы умеем фантазировать и мечтать, писать книги и стихи

- музыкальные способности и способность воспринимать музыку

- ориентация в пространстве. Благодаря этому полушарию мы можем ориентироваться на местности, воспринимать своё положение в ней.

- интуиция, так называемые предчувствия, и всё, что связано с мистикой, тоже относится к деятельности правого полушария

- в данном полушарии одновременно может обрабатываться множество потоков информации.

Какое полушарие у человека более развито, к тому у него больше способностей.

Глава 2. Методы определения доминирующего полушария. Методы развития полушарий.

Определить, какое полушарие головного мозга доминирует, можно с помощью тестирования и наблюдения. Для этого необходимо выполнить несколько простых действий. В каждом тесте определяется ведущая рука, нога, глаз, сторона тела. Каждое полушарие управляет противоположной стороной, поэтому, если в тесте ведущей оказывается правая рука, то в этом тесте доминирующим считается левое полушарие, и наоборот. В тестах, где задействованы глаза, доминирующим полушарием считается то, какой глаз среагировал.

Для получения более достоверной картины необходимо проанализировать несколько упражнений (Приложение 1). При выборе заданий я руководствовалась тем, что их будут выполнять младшие школьники, а значит, упражнения должны быть простыми и понятными Очень важно выполнять все упражнения теста, не задумываясь..

  1. Сплетите пальцы рук в замок. Если верхним окажется палец левой руки, то и доминирует правое полушарие, если правой, то левое.

  2. Поза «Наполеона». Скрестите руки на груди. Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, то активнее правое полушарие, если правой — левое.

  3. Похлопайте в ладоши. Если активнее левая рука, то правое полушарие, если правая, то левое полушарие.

  4. Сядьте, закинув ногу на ногу. Если сверху оказалась правая нога, то доминирует левое полушарие, если сверху левая нога, то правое полушарие доминирует.

  5. Подмигните. Какой глаз подмигнул, то полушарие и активнее.

  6. Встаньте и повращайтесь вокруг своей оси. Если вращение происходит через левое плечо (против часовой стрелки), то доминирует правое полушарие, если через правое (по часовой стрелке), то левое.

  7. Нарисуйте окружность и завершите её стрелкой. Если по часовой стрелке, то доминирует правое полушарие, если против часовой стрелки, то левое.

Далее необходимо проанализировать результаты тестирования. Для этого нужно подсчитать количество «левых» и «правых» ответов в каждом вопросе и сравнить их. Каких окажется больше, то полушарие и имеет преимущество.

В основном, у большинства людей доминирует одно из полушарий. Но ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга.

Если Вы хотите развить какое-либо полушарие, то интенсивно занимайтесь тем, за что оно отвечает. В идеале, оба полушария должны быть развиты одинаково и слаженно работать. Так если Вы считаете, что правое полушарие у Вас не достаточно развито, займитесь музыкой, танцами, живописью, фотографией. Если же наоборот, - решайте логические задачки, займитесь изучением иностранного языка, больше читайте.

Так же для развития слаженной работы двух полушарий много упражнений из комплекса асимметричной гимнастики для мозга. Эти упражнения запускают в работу оба полушария и синхронизируют их работу.

Некоторые из них (Приложение 2):

  1. Ухо-нос. Одно рукой вы берётесь за ухо, второй – за нос, а потом меняете руки.

  2. Кулак-ладонь. Пальцы одной руки сжаты в кулак, рука согнута в локте и находится перпендикулярно полу, вторая рука с прямыми пальцами располагается перпендикулярно первой руке, затем смена рук.

  3. «Капитан». Одна рука «отдаёт честь», а вторая показывает «класс».

  4. «Победитель». Одна рука показывает «виктори», вторая «класс».

Каждое упражнение со временем нужно усложнять. Осуществлять смену рук через хлопок, увеличивать темп, добавлять ритм ногами (правой ногой 2 притопа, а левой три).

Существуют другие методы развития полушарий. Это межполушарное рисование. Это цикл заданий, состоящий из симметричных рисунков (Приложение 3), которые надо обводить двумя руками. Во время выполнения этих упражнений эффективно развивается межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Кроме того, происходит тренировка периферического поля зрения, необходимого для быстрого чтения. При правильном выполнении этих упражнений расслабляются мышцы глаз, что способствует укреплению зрения.

Если более подробно остановиться на применении методов межполушарной синхронизации среди детей, то это большая помощь в обучении. Потому что для освоения навыков необходима слаженная работа рук, глаз, языка. Если такой слаженности нет, то ученик не может одновременно слушать, писать, читать и проговаривать написанное, отсюда появляются ошибки, плохие оценки, пропадает желание учиться, а развитие межполушарных связей способствует более легкому и быстрому усвоению информации. У детей младшего возраста гимнастика для мозга способствует развитию речи. Так же это дополнительный вид помощи детям при логопедической коррекции, детям с неврологическими заболеваниями и синдромами.

Глава 3. Применение методов на практике. Выявление различий в способностях людей.

3.1. Определение доминирующего полушария.

Итак, теперь я знаю, почему у людей могут быть разные способности и интересы. Чтобы это проверить, я разработала анкету с заданиями (Приложение 4), которая содержит 7 вопросов, и провела тестирование. Сначала я протестировала своих одноклассников. Упражнения выполнили 27 учеников (со мной-28). (Приложение 5).

В результате тестирования было выявлено, что ребят с доминирующим левым полушарием 15, с доминирующим правым полушарием 13 (таблица 1).

таблица 1.

Доминирующее полушарие

Результат (количество учеников)

Доминирование

Полное

Относительное

Левое

15

11

4

Правое

13

5

8

Далее я рассмотрела их предпочтения — хобби и любимые предметы. Большинство ребят отметили в этой графе сочетание увлечений, которые относится и к левому полушарию и к правому, например, спорт и рисование, чтение и музыка, ролевые игры и математика. Такая картина наблюдается у ребят, где «перевес» одного из полушарий по пройденному тесту незначительный, на 1 пункт. У ребят, где показатели одного полушария больше другого на 3 пункта и более (полное доминирование одного из полушарий), интересы с результатами тестов в большинстве анкет совпали. Но так же были и результаты, которые не совпадали, то есть по результатам теста полностью доминировало левое полушарие, а интересы были указаны те, которые характерны для доминирующего правого полушария.

Я предположила, что такие расхождения можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, полушария мозга развиваются не одновременно, а поэтапно. Во-вторых, у детей моего возраста, в большинстве, основная деятельность - игровая. В-третьих, дети не всегда имеют право выбора своих увлечений. В-четвёртых, человеку может нравиться что-то, но это не значит, что в этой области у него талант.

Рассмотрев все эти ограничения, я решила провести аналогичное тестирование взрослых. У меня была возможность протестировать 27 операторов единого консультационного центра при Правительстве Омской области (Приложение 5). Результаты показали, что среди 27 операторов с доминирующим левым полушарием 19, с доминирующим правым — 8 (таблица 2).

таблица 2.

Доминирующее полушарие

Результат (количество операторов)

Доминирование

Полное

Относительное

Левое

19

15

4

Правое

8

6

2

После я так же рассмотрела их предпочтения, которые они обозначили в анкете. Я обнаружила, что расхождений в данной возрастной категории больше, чем у моих одноклассников. Конечно, для того, чтобы подводить глобальные итоги, мной было протестировано малое количество людей, но на основании проделанной работы можно сделать вывод о том, что взрослых людей, которые занимаются деятельностью, не соответствующей их потенциалу, в два раза больше, чем учеников первого класса.

Это можно объяснить тем, что мало кто развивает свои способности, которые заложены природой и не усиливает свои слабые стороны, а больше действуют интуитивно.

Именно поэтому я предлагаю ребятам не останавливаться на достигнутом, а продолжать развиваться. Уникальность мозга заключается в его гибкости и адаптивности. А у ребят есть выбор: ещё усиливать свои сильные стороны или больше времени и внимания уделить развитию слабых качеств. Это большая помощь в выборе профессии и в определении лидерских качеств, что пригодится во взрослой жизни. Для этого я рекомендую тем, у кого больше развито левое полушарие, заняться творчеством, а тем, у кого больше развито правое полушарие, например, спортом, рисовать двумя руками, выполнять упражнения из комплекса ассиметричной гимнастики для мозга.

3.2. Выявление предрасположенности к различным видам спорта.

Я выполнила все поставленные задачи, подтвердила свою гипотезу о том, что у людей есть способности к чему-то определённому в зависимости от доминирующего полушария, выступила на нескольких конференциях (Приложение 6), и после этого, в очередной раз работая с анкетами своих одноклассников, я заметила, что многие указали в графе увлечений - занятия спортом, не зависимо от того, какое полушарие доминирует у ученика. В связи с этим мне стало интересно проанализировать, как доминирование одного из полушарий отражается на спортивных способностях. Я решила выяснить, какие виды спорта больше подходят людям с доминирующим левым полушарием, а какие с доминирующим правым.

Основываясь на личном опыте и моих наблюдениях, я предположила, что люди с доминирующим левым полушарием – это командные игроки, то есть им ближе командные виды спорта, а люди с доминирующим правым полушарием больше склонны к занятиям индивидуальными видами спорта.

Чтобы это проверить, я разработала еще одну анкету для опроса своих одноклассников (Приложение 7) и еще раз провела анкетирование.

Далее я сопоставила результаты предыдущего тестирования, где выявляла доминирующее полушарие у учеников, с данными анкет о спортивных предпочтениях. Результат моего сравнения подтвердил моё предположение - большинство учеников с доминирующим правым полушарием предпочли индивидуальные виды спорта, а ученики, у которых доминирует левое полушарие, - командные.

Таблица 3.

 

Доминирующее полушарие

Левое

Правое

Командные виды спорта

12

4

Индивидуальные виды спорта

3

9

То есть опрос моих одноклассников показал, что действительно существует зависимость между доминирующим полушарием и выбором командного или индивидуального вида спорта.

У меня появилось желание более детально изучить этот вопрос, для этого я записалась на тестирование в федеральный инновационный проект «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» (Приложение 8). Это тестирование оценивает более 150 показателей и призвано помочь детям определить их предрасположенность к занятию тем или иным видом спорта. После прохождения тестирования выдается заключение с подробным описанием результатов и рекомендации по выбору наиболее подходящего направления.

Мои результаты такого тестирования в проекте «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ», которое я прошла 22 февраля 2023 года, подтвердили мою предрасположенность к занятию индивидуальными видами спорта.

Тестирование и результаты были очень интересны и полезны для меня, а так как никто из моих одноклассников не проходил подобного тестирования (это они указали в анкете), я буду рекомендовать пройти такое испытание, ведь с его помощью можно найти подходящий вид спорта и далее отслеживать динамику развития, повторяя его раз в 6 месяцев.

Таким образом, я сделала вывод о том, что доминирование одного из полушарий влияет на способности и предпочтения людей в выборе вида спорта.

В перспективе я бы хотела исследовать творческий аспект жизни людей, то есть выяснить, как доминирование одного из полушарий влияет на выбор разных жанров искусства: театр, живопись, музыка, хореография, литература.

Заключение

В ходе работы я изучила много литературы, беседовала со взрослыми, наблюдала за друзьями, изучала методы выявления и развития способностей, проводила тестирование. Таким образом, достигла цели своего исследования. Я узнала много нового и интересного. В результате, я пришла к выводу, что гипотеза, выдвинутая мной изначально, что у человека есть способности либо к точным наукам и логике, либо к творчеству и искусству, оказалась правильной лишь отчасти. Конечно, у большинства людей развито больше одно полушарие, значит и способностей больше к чему-то определенному, но таких людей, у которых является ведущим одно полушарие, а другое вспомогательное, т.е. не развито совсем – таких я не встретила. Значит и способности есть у всех и ко всему.

Кроме того, оказалось, что при желании, можно развить любое полушарие. Чтобы развить правое – надо заниматься больше музыкой, танцами, рисованием. Чтобы развить левое – решать примеры, учить иностранные языки. Помимо этого я узнала, что есть такие задания, которые позволяют развить оба полушария одновременно. Этим я сейчас и занимаюсь, потому что считаю, что в идеале оба полушария должны быть развиты.

Так же я обнаружила, что доминирование одного из полушарий влияет на предрасположенность к определённым видам спорта. Правополушарные люди предпочитают индивидуальные виды спорта, а левополушарные – это командные игроки.

Данную тему я считаю актуальной, потому что, зная свои сильные и слабые стороны, а так же особенности, можно развиваться и расти, добиваться отличных результатов в любой области. Развитие и синхронизация работы полушарий головного мозга повышают интеллектуальные способности человека, увеличивают работоспособность и умственную активность. Занятие подходящим видом спорта приносит не только максимальные результаты и пользу для здоровья, но и удовольствие. Реализация своего потенциала через правильно подобранный жанр искусства может стать не только хобби, но и профессией.

Как мы видим, перспектив развития выбранной мной темы очень много и все они очень объёмны и интересны.

А ещё я разработала рекомендации по развитию и синхронизации работы полушарий головного мозга (Приложение 9), советовала пройти тестирование для определения подходящего вида спорта, провожу зарядку в одноклассниками, где мы выполняем упражнения из комплекса ассиметричной гимнастики для мозга, и мне очень интересно провести повторное тестирование своих одноклассников через год и выявить, какая работа была сделана, и какие изменения это повлекло.

Список использованных источников

  1. Арройо Барбара. Тренируй мозг! 50 игр и заданий для 100% развития интеллекта. - М,: Эксмодетство, 2022 - 64 с.

  2. Вулкот Торри. Мозг. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022 - 128 с.

  3. Дик Джоан. Твой необычный эластичный мозг. - Минск: Поппури, 2022 - 32 с.

  4. Паркер Стив. Головной мозг. - М.: Аванта, 2022 - 64 с.

  5. Степанов В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация. - М.: Академический проект, 2013 - 315 с.

  6. Эдвардс Бетти. Откройте в себе художника. - Минск: Попурри, 2019 - 368 с.

  7. Тест на определение доминирующего полушария: [Электронный ресурс]. URL: https://psychojournal.ru/tests/83-test-na-opredelenie-dominiruyuschego-polushariya.html (Дата обращения: октябрь 2022).

  8. Тест «Как определить, какое полушарие мозга у вас доминирует»: [Электронный ресурс]. URL: https://adme.media/zhizn-nauka/kak-opredelit-kakoe-polusharie-mozga-u-vas-dominiruet-1770265/ (Дата обращения: октябрь 2022).

  9. Тесты «Рисунки правое и левое полушарие. Определение доминирующего полушария мозга»: [Электронный ресурс]. URL: https://ik-ptz.ru/exam-tests---2014-for-physics/risunki-pravoe-levoe-polusharie-testy-opredelenie.html (Дата обращения: октябрь 2022).

  10. «Рисование двумя руками: польза для интеллекта»: [Электронный ресурс]. URL: https://inteltoys.ru/articles/cat2/article706.html (Дата обращения: октябрь 2022).

  11. «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка»: [Электронный ресурс]. URL: http://stupinopmss.ru/kak-i-zachem-razvivat-mezhpolusharnoe-vzaimodejstvie-u-rebenka/ (Дата обращения: октябрь 2022).

  12. «Рисуем двумя руками»: [Электронный ресурс]. URL: https://deti-i-mama.ru/risuem-dvumya-rukami/ (Дата обращения: октябрь 2022).

  13. «Упражнение для активации межполушарных связей»: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.pinterest.com/pin/756041856183467671/ (Дата обращения: октябрь 2022).

  14. Игра «Алфавит»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru/article/80473/ (Дата обращения: октябрь 2022).

  15. Игра «Радуга»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.smekalka.pp.ru/node/1445 (Дата обращения: октябрь 2022).

  16. Сайт федерального экспериментального (инновационного) проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ»: [Электронный ресурс]. URL: https://sportchampions.ru (Дата обращения: февраль 2023).

Приложение 1

Методы определения доминирующего полушария

    1. Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху?

    1. Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху?

    1. Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху.

    1. Сядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху?

    1. Подмигните. Каким глазом вы подмигнули?

    1. Встаньте на ноги и немного повращайтесь вокруг своей оси. В какую сторону вы вращались?

    1. Любой рукой нарисуйте окружность и завершите ее стрелкой.

Приложение 2

Упражнения асимметричной гимнастики для мозга

    1. Ухо-нос

    1. Кулак-ладонь

    1. Капитан

    1. Победитель

Приложение 3

Примеры межполушарного рисования


 

Приложение 4

Анкета для выявления доминирующего полушария

ИМЯ И ФАМИЛИЯ _____________________________________________________________

УВЛЕЧЕНИЯ И ХОББИ (ЧЕМ ЛЮБИШЬ ЗАНИМАТЬСЯ)____________________________

ЛЮБИМЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ________________________________________________

ТЕСТИРОВАНИЕ:

  1. □ правая 7.

□ левая

  1. □ правая

□ левая

  1. □ правая

□ левая

  1. □ правая

□ левая

  1. □ правый

□ левый

  1. □ правая

□ левая

Приложение 5

Диаграмма результатов тестирования

Приложение 6

Итоги выступления на научно-исследовательских конференциях

Приложение 7

Анкета для выявления предрасположенности к видам спорта

ИМЯ И ФАМИЛИЯ____________________________________________

1. Занимаешься ли ты спортом?

  • Да. Каким? (напиши)______________________________________

  • Нет.

2. Проходил ли ты тестирование в программе «Стань чемпионом»?

  • Да. Какой вид спорта тебе был рекомендован по результатам тестирования? ___________________________________________

  • Нет.

3. Что для тебя главное при выборе вида спорта? (если не занимаешься, то что было бы важно, если решил(а) выбрать для себя вид спорта)

  • Интерес к этому виду спорта.

  • Совет друзей, родителей, учителей.

  • Другое (напиши свой вариант)______________________________

4. Если бы у тебя была возможность выбрать любой вид спорта, ты бы выбрал(а)

  • ________________________________________________________

5. Занимаясь спортом и выступая на соревнованиях, тебе комфортнее взаимодействовать в команде или рассчитывать только на свои силы и выступать индивидуально?

  • Комфортнее в команде.

  • Комфортнее индивидуально.

Приложение 8

Прохождение тестирования в федеральном инновационном проекте «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ»

Приложение 9

Рекомендации

  1. Выполнять упражнения из комплекса ассиметричной гимнастики для мозга.

  2. Рисовать двумя руками.

  3. Осваивать новые виды деятельности.

  4. Работать левой рукой, если правша, и наоборот. Например, чистить зубы.

  5. Добираться в школу, на работу, тренировку новой дорогой.

  6. Игра «Алфавит».

Проговаривая буквы, поднимать руку

Л – левая рука

П – правая рука

В – вместе, две руки

А

л

Б

п

В

в

Г

п

Д

л

Е

в

Ё

п

Ж

л

З

п

И

в

Й

в

К

л

Л

л

М

в

Н

л

О

л

П

п

Р

в

С

п

Т

л

У

п

Ф

в

Х

л

Ц

в

Ч

п

Ш

в

Щ

п

Э

л

Ю

п

Я

в

  1. Игра «Радуга».

Назовите цвет, а не слово

Просмотров работы: 1648