Роль традиций в формировании школьной формы обучающихся

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль традиций в формировании школьной формы обучающихся

Борзаковская С.Р. 1
1ГБОУ СОШ №78 Калининского района Санкт-Петербурга
Шеховцова Т.А. 1
1ГБОУ СОШ №78 Калининского района Санкт-Петербурга
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Школьная форма – это повседневная форма одежды для учеников во время их пребывания в образовательном учреждении и на внешкольных мероприятиях. Должна ли быть школьная форма у учеников– это открытый вопрос, который обсуждается в обществе уже давно. Школьники идут в школу не только получить знания, но и пообщаться, найти друзей, показать себя. Жизнь ребенка - подростка – ученика в большей части привязана к школе. Изменения в обществе, в стране носят демократический и переходный характер. Запросы к качеству и организации школьного образования за последние десятилетия сильно изменились, в том числе и выполнение требований к внешнему виду обучающихся, что является неотъемлемой частью прилежания ученика к учебе.

Актуальность: спор между сторонниками и противниками школьной формы ежегодно приводит к вопросу: нужно или нет введение школьной формы.

Проблема: разрешение вопроса о необходимости введения единой школьной формы одежды.

Цель: разработка материалов для проведения классных часов по теме: «Требования к школьной одежде учащихся ГБОУ СОШ №78 Калининского района Санкт-Петербурга».

Задачи:

  1. Изучить историю происхождения школьной одежды в России.

  2. Рассмотреть возможность решения проблемы школьной одежды современного школьника.

  3. Проанализировать актуальность данной проблемы для учащихся 78 школы.

  4. Сравнить рынок цен школьной одежды.

  5. Проанализировать анкетирование

Методы исследования: работа с литературными и интернет источниками, анкетирование, сравнение и проведение анализа.

Продукт: презентация для проведения классных часов по теме «Требования к школьной одежде учащихся ГБОУ СОШ №78 Калининского района Санкт-Петербурга»

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Для изучения спорного вопроса о том, каким должен быть внешний вид обучающегося в школе, была изучена литература по истории появления школьной формы в России. Кто впервые ввел школьную форму, была ли она едина, как выглядела и какой у нее была цветовая гамма? Ответы на все эти вопросы я нашла в журнале «Международный школьный научный вестник». Статья «Школьная форма: вчера, сегодня, завтра» авторов Бирюковой М.С. и Зубковой С.О. рассказывает о видах школьной формы в разные периоды времени. Здесь также представлены фотографии образцов школьной одежды в разные исторические периоды.

В журнале «Теория моды» статья «Размышления о школьной форме» авторов Марины Балиной и Ларисы Рудовой более подробно изложена история создания школьной формы в России. Авторы рассказывают о том, как менялся фасон, цветовая гамма, аксессуары в школьной одежде.

Для получения представления о школьной форме в СССР я обратилась к журналу «Теория моды», а именно к статье Светланы Леонтьевой «Советская школьная форма: канон и повседневность». В этой статье подробно описана история появления школьной формы в СССР, о ее требованиях к фасону одежды советских школьников.

О тенденциях развития школьного образования современной российской школе рассказывает монография А.Г. Хрипковой «Младший школьник». Книга посвящена проблемам обучения и воспитания детей младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет), где отмечено, что поступление в школу - важный этап в жизни ребенка, перед которым открывается новый мир - мир учения. Понимание психологических, анатомо-физиологических особенностей ребенка этого возраста, личностных свойств, требований, предъявляемых к его знаниям и умениям, поможет родителям сознательно ориентироваться в выборе путей и средств воспитания младшего школьника. Здесь же поднимается вопрос об организации учебного процесса, где проблеме школьной одежды отведено особенное внимание.

Также для более целостного изучения вопроса о школьной одежды необходимо было обратиться к нормативно-правовой базе – это совокупность официальных письменных документов. Все это дает определенный уровень связанности этих элементов через механизм перекрестных ссылок, истории и современных версий.

Основные требования к школьной одежде прописаны в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся. Закон устанавливает право организаций, осуществляющих образовательную деятельность определять требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения.

Более детальная характеристика внешнего вида обучающихся и предъявляемых требований прописаны в Письме Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. N ДЛ-65/08 "Об установлении требований к одежде обучающихся». На основании Письма Министерства образования и науки каждому образовательному учреждению предоставляется возможность утвердить свой локальный акт, характеризующий внешний вид обучающихся.

В ГБОУ СОШ №78 Калининского района Санкт-Петербурга локальным актом является «Положение о внешнем виде обучающихся ГБОУ СОШ №78 Калининского района Санкт-Петербурга». Принято Общим собранием работников ГБОУ СОШ № 78 Калининского района Санкт-Петербурга Протокол №1 от 30.08.2019 г. с учетом мнение Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и Совета обучающихся ГБОУ СОШ № 78 Калининского района Санкт-Петербурга. Здесь определены особенности внешнего вида учащихся школы №78.

ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ ФОРМА ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Школьная форма — одинаковая по покрою, цвету одежда1; повседневная форма одежды для учеников учебных заведений во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Школьная форма приучает к определённому порядку, дисциплине и сглаживает социальное неравенство, даёт возможность осознать принадлежность к определённому коллективу. Когда учащиеся не соблюдают школьную форму, то это создает социальное различие и несет негативный психологический характер. В настоящее время единой формы для среднеобразовательных школ и учебных учреждений России не принято, хотя ношение школьной формы как совокупности предметов единого стиля для учеников внутри каждой конкретной школы обязательно. Решение о ношении тех или иных предметов школьной формы с той или иной установленной расцветкой или символикой принимается обычно на уровне отдельных школ, их попечительских советов, родителей и педагогов.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ

2.1. Основы введения школьной формы Александром I

Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения (МНП) в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.

Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, все учащиеся подведомственных МНП учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии — красный, у  Второй — белый, у Третьей — голубой.

2.2. Нововведения Александра II

Реформатор Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Стандарты школьной формы менялись не один раз. В 1860 году в моду вошла гимнастика, и с тех самых пор специальная рубашка, в которой гимназисты занимались спортом, стала называться «гимнастерка». Она и стала позднее частью повседневной школьной формы. Но с 1868 года стандартом был темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» — Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» — Ришельевская гимназия, и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».

При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге — серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.

Воспитанники престижных школ — гимназий, реальных и коммерческих училищ — при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремеслен­ных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.

2.3. Первая школьная форма для девочек

Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин — Смольный институт благородных девиц — в 1764 году. Помещенные в институт девочки на долгие годы оказывались изолированными от негативного, по мнению императрицы, влияния невежественного окружения. Одним из орудий «облагораживания» девушек была форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых. В XIX веке во множестве стали появляться и другие женские гимназии, но общая для всей страны гимназическая форма для девочек была утверждена только в 1896 году. За основу было взято коричневое платье с фартуком Смольного института, только теперь оно было не шелковым, а шерстяным.

2.4. Школьная форма после революции 1917 года

После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого.

Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.

2.5. Возвращение школьный формы в 1949 году

Только в 1949 году, когда, с одной стороны, государство укрепилось и промышленность заработала, а с другой — многие послевоенные семьи едва сводили концы с концами и не могли как следует одеть детей в школу, было принято решение школьную форму вернуть. Причем ровно в том виде, в каком ее отменили в 1917-м: коричневые платья с черным фартуком по будням и белым по праздникам, как для учениц Смольного, — для девочек и темно-серые гимнастерки, фуражки и брюки, как у гимназистов, — для мальчиков.

Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые носки.

Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. Банты других цветов по правилам не допускались. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.

Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

2.6. Новые требования в 1960-х годов

К 1960-м требования к прическам и чулкам перестали быть такими строгими, вошли в моду короткие стрижки, появились гольфы и колготки, ну и конечно, в старших классах больше никому не приходило в голову носить хлопковые чулки. В остальном форма «института благородных девиц» оставалась неизменной до конца 1970-х.

А вот у мальчиков в 1962 году произошла революция — вместо практически военной формы — гимнастерки, ремня, кителя и фуражки их одели по английской моде 1960-х — в прямые серые пиджачки с маленькими лацканами, белые рубашки и брючки со стрелками. Главной идеей новой формы стала «демобилизация» — теперь это был не школьник-курсант, а школьник-гражданин.

В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам — костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком — за 90 лет в них практически ничего не изменилось.

2.7. Отмена школьной формы в 1992 году

Очередная революция в очередной раз отказалась от школьной формы. В 1992 году ее отменили. Дети стали ходить на занятия кто в чем: в спортивных костюмах, джинсах, старшеклассницы то и дело эпатировали одноклассников всевозможными мини-юбками. Одна за другой школы стали возвращаться к строгому дресс-коду и по большей части вернулись к той самой европейской версии, которая так до конца и не реализовалась в 1970–1980-х: синий пиджак, синие брюки, юбка в клетку.

С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы, оставляя этот вопрос на усмотрение самих образовательных учреждений. Если школа хотела установить требования к одежде учеников, эта норма должна была быть зафиксирована в уставе или соответствующем локальном акте.

2.8. Новый закон об образовании

С 1 января 2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Среди его нововведений – право образовательной организации устанавливать требования к единым требованиям внешнего вида обучающихся. Появление его было обусловлено необходимостью стирания имущественного, социального и религиозного различия между обучающимися, укрепления имиджа образовательных учреждений, обеспечения школьников эстетичной и главное, удобной одеждой2.

ГЛАВА 3. ПОЧЕМУ ИМЕННО ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ?

После отмены единой формы в школах школьники долгое время ходили на занятия в чем хотели, что приводило к конфликтам, соперничеству и даже к травмам. Поэтому Министерством образования3 было рекомендовано введение делового стиля одежды для школьников всех учебных заведений. Под понятием «деловой стиль» они подразумевали, что учениками должна выдерживаться строгая и сдержанная одежда.

Одежда делового стиля может быть выполнена из тканей разной структуры: шерсти, полушерсти, хлопка, комбинированных тканей. В учебное время не допускается ношение одежды из джинсовой ткани.

Введение делового стиля одежды предполагает воспитание чувства этикета у подрастающего поколения, умение ранжировать одежду на разные стили и понимать значение по её применению. Одежда может быть выполнена в разной цветовой однотонной гамме, включать элементы из тканей в клетку, но быть не пёстрой и не вызывающе яркой. Обувь должна соответствовать деловому стилю одежды.

Одежда должна отвечать основным санитарно-гигиеническим требованиям4, предъявляемым к одежде для учащихся общеобразовательных учреждений.

Одежда для школы должна быть строгой, простого покроя и не отвлекающая своей пестротой. Цвет школьной одежды ребенка не должен быть слишком ярким и броским. Такие цвета не будут способствовать его сосредоточению на учебе. Детские психологи советуют выбирать спокойные, приглушенные цвета. Сочетание цветов типа черное - белое лучше избегать, такой резкий контраст утомляет зрение и может вызвать головную боль. Наиболее подходящими считаются бежевый и разбавленный зеленый цвет.

Для занятия физкультурой желательно приобрести спортивный костюм из дышащей, гигроскопичной (впитывающей влагу) и обязательно эластичной ткани.

Гарантией безопасности школьной формы для здоровья ребёнка является наличие декларации о соответствии на данное изделие
или сертификата соответствия. Данные документы продавец обязан предъявить покупателю по первому требованию.

При покупке одежды необходимо обращать внимание на маркировку. Маркировка наносится на этикетку, на ней указываются данные производителя, состав ткани, рекомендации по уходу. Не нужно покупать такую одежду, когда в рекомендациях по уходу указана только химическая чистка, потому что химические вещества, используемые при чистке изделия, могут быть вредны для здоровья школьника.

Ткань, из которой сшита форма, должна хотя бы наполовину состоять из натуральных материалов. Лучше всего подходят для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир для зимы. Максимальный процент синтетических волокон в школьной форме - не более 55 %. Форма с содержанием синтетических волокон более 55 % может быть дешевле, но на этом все её достоинства заканчиваются.
Синтетические волокна не дают коже дышать, в результате нарушается тепловой обмен, и ребёнок начинает потеть, что может привести к переохлаждению и возникновению простудных заболеваний. 

Кроме этого, синтетические волокна могут привести к возникновению аллергии, ведь синтетика притягивает к себе пыль, грязь и различные микроорганизмы, которые оказывают влияние на слизистые ребёнка и могут стать причиной возникновения сыпи.

Также синтетика способствует накоплению статического электричества, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывая раздражение и быструю утомляемость.

Поэтому для повседневного ношения синтетическая форма не подходит. Однако полностью отказываться от синтетики в составе ткани тоже не стоит, потому что синтетические волокна «держат» форму одежды, увеличивают срок службы и упрощают уход за ней.

ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ

Для изучения основных требований к школьной одежде в Российской Федерации, в первую очередь, нужно обратиться к нормативным правовым актам.

В Законе Об образовании Российской Федерации Статья 385. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся провозглашено:

«1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

2. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.»

Тем самым, в Законе Российской Федерации определяется основные требования к внешнему виду обучающихся.

Письмо Министерства образования и науки РФ6 от 28 марта 2013 г. N ДЛ-65/08 "Об установлении требований к одежде обучающихся". «Минобрнауки России в связи с участившимися вопросами по регламентации требований к школьной одежде обучающихся, а также вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон), согласно которому установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 18, часть 3, статья 28 Закона), направляет для использования Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Модельный акт).»

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки каждому образовательному учреждению предоставляется возможность определять требования к внешнему виду обучающихся.

Из вышеперечисленных нормативных правовых актов можно выявить основные требования к школьной одежде:

1. Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими.

2. Общеобразовательные организации вправе устанавливать следующие виды школьной одежды обучающихся:

  • повседневная одежда;

  • парадная одежда;

  • спортивная одежда.

Парадная одежда используется в дни проведения праздников и торжественных линеек. Спортивная одежда используется на занятиях физической культурой и спортом.

3. Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее.

4. Одежда должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам.

Требования СанПина сохранились в «Положение о внешнем виде обучающихся ГБОУ СОШ №78 Калининского района Санкт-Петербурга».

5. Одежда должна соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.

Для делового стиля форма одежды девочек может быть:

  • рубашки и гольфы — белого и пастельных тонов без ярких рисунков и надписей, лучше выбирать модели с кружевами только на воротнике и на манжетах;

  • юбка — темного цвета (черного, темно-синего, серого или в клетку), практически все модели, ограничение существует только по длине (+/ – 15 см от колена);

  • сарафан – темного цвета, можно в мелкую белую полоску;

  • брюки – темного цвета, не слишком обтягивающие и не расклешенные, лучше выбирать классического покроя;

  • жакет – пользуются популярностью укороченные 2-3 пуговицы или застегивающиеся «под горло»;

  • классический костюм-тройка – состоящий из жакета, жилетки, брюк или юбки;

  • вязаная жилетка, джемпер — обязательно темных цветов и без ярких узоров.

Деловая форма одежды в школе для мальчиков.

Для соответствия деловому стилю мальчику будет достаточно иметь в своем гардеробе:

  • рубашки или водолазки – белого и пастельных тонов, можно в мелкую неяркую полоску;

  • брюки – темные однотонные, рекомендуется иметь минимум 2 пары;

  • пиджак – соответствующий брюкам;

  • жилетка, пуловер;

  • брючный костюм-тройка.

  • галстук или бабочка.

Для мальчиков важно правильно подобрать цвета рубашек, которые будут сочетаться с цветом костюма. Можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • к серому костюму — белая, цвета слоновой кости, голубая;

  • к темно-серому костюму — цвета слоновой кости, белая, светло-розовая;

  • к темно-синему – только белая;

  • к темно-коричневому – бежевая, белая, светло-розовая, светло-сиреневая.

  • ГЛАВА 5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСА

  • Для дальнейшего исследования вопроса о необходимости введения единых требований к внешнему виду учащихся было проведено анкетирование на базе школы № 78. В качестве респондентов были выбраны учащиеся 8-10 классов и родители учащихся начальной школы.

Результаты опроса представлен в виде диаграмм. Слева представлена диаграмма ответов школьников, а справа ответы родителей.

На вопрос - Нужна ли школьная форма на сегодняшний день? По исследованию диаграммы, большинство школьников (65,9%) и родителей (96,3%) согласны с мнением, что школьная форма нужна. Вариант «по желанию образовательного учреждения» проголосовало меньше количество опрошенных, а вариант «категорически против» выбран наименьшим количеством людей, которые участвовали в опросе.

На следующий вопрос «Если школьная форма нужна, то почему?» родители (86,9%) и школьники (59,8%) согласись с мнением, что школьная форма «упростит материальную проблему». Вариант «организует работу учеников в учебном процессе» менее популярен, но пользуется спросом у школьников (36,2%). Под вариантом «Другое» была возможность определить иное мнение. Одно из самых популярных мнений стало, что школьная форма ликвидирует социальное неравенство.

На третий вопрос: «Если не школьная форма, то нужен ли дресс-код в образовательных учреждениях?» мнения большинства школьников (48,7%) и их родителей (49,8%) совпали в варианте ответа – «Лучше школьная форма»; немного ему уступает вариант – «Да, это будет лучше, чем школьная форма», школьники (44,6%), родители (37,6%).

На вопрос: «Какой должна быть школьная форма?» мнения разделились, но приоритетом среди школьников (37,5%) и родителей (65,9%) стал вариант – «Невысокой стоимости». Второй по выбору вариант ответа стал – «У каждого учреждения своя школьная форма», родители (15,2%) и школьники (36,2%).

Следующий вопрос: «В дресс-код внести требования какого стиля?». Школьники (39,6%) и родители (45,7%) в большей степени предпочли вариант – «Официального» стиля. Вариант «Делового» тоже пользуется успехом среди опрошенных. За другие варианты ответов проголосовали меньше и мнение разделилось, так вариант «Элегантного» стиля поддержали школьники (15,8%), вариант «Спортивного» - (5,8%), «Другого» - (14,3). Родители распределили свое мнение среди: «Спортивного» - (3,1%), «Элегантного» - (6,6%) и «Другого» (5%).

В опросе респондентам задали дополнительный вопрос: «Из чего должна состоять школьная одежда у мальчиков и девочек?». На этот вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответов. Наиболее выбираемыми среди видов школьной одежды стали следующие варианты – «Пиджак», а точнее за него проголосовали школьники (29,8%) и родители (39,7%) и вариант «Брюки», он стал наиболее популярен среди школьников (38,5%) и родителей (35,6%). Вариант «Рубашка» тоже стал наиболее выбираемым, так школьники (20,3%), а родители (18,6%). Остальные варианты пользуется меньшем спросом, к примеру - вариант «Водолазка» выбрали наименьшее количество школьников (5,64%), а родителей (3,7%) еще меньше заинтересовал данный вид школьной одежды. Вариант «Жилет» выбрали наименьшее количество школьников (5,8%), а родителей (3,6%) проголосовало еще меньше.

На вопрос «Из чего должна состоять школьная одежда у девочек?» голоса распределились следующим образом: большинство школьников (38,5%) и родители (35,6%) выбрали именно вариант «Брюки»; вторым наиболее выбираемым стал вариант «Юбка» - школьники (25,8%), а родители (33,7%); завершает тройку лучших вариантов – «Жакет», школьники (19,7%) и родители (18,2%). Наименьшее количество голосов набрали варианты: «Сарафан»- школьники (7,6%), родители (6,1%) и «Платье»- школьники (8,8%) и родители (6,4%).

Проанализировав опрос, касающийся необходимости соблюдения требований к внешнему виду учащихся, можно сделать следующие выводы: большинство родителей и школьников считают, что нужна именно школьная форма, которая имеет невысокую стоимость и отвечает всем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Основная масса участников опроса считает, что лучше во всех образовательных учреждениях ввести единую форму для учащихся официального и делового стиля одежды, что позволит более организовать детей в учебе, настроить на рабочий ритм, стереть социальные различия.

Большинство опрошенных выбрали комплекты одежды для мальчиков: пиджак, рубашка и брюки, а для девочек: жакет, юбка или брюки. В этих комплектах школьной одежды учащиеся будут чувствовать себя удобно и комфортно, они не будут отвлекаться от учебного процесса.

ГЛАВА 6. ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА ЦЕН ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ

Проанализировав анкеты, можно понять, что учащимся не нравится цвет и фасон школьной формы. Поэтому моей задачей стало - найти идеально подходящую одежду, как для младших школьников, так и
для учащихся старших классов.
Проанализировав отношение ребят к цветовой гамме, выяснилось, что цвет – это отличное средство управления детьми. По своей популярности цветовая гамма распределилась следующим образом. Дети, подростки предпочитают в целом простые, чистые цвета. Красный цвет – цвет огня и импульсивности. Желтый цвет – цвет солнца и яркости. Зеленый цвет -цвет гармонии и спокойствия. Синий цвет – цвет неба и надежности, дисциплинированности, серьезности, спокойствия. Оттенки голубого и синего в первую очередь хорошо влияют на трудоспособность. Трудоспособность становится более эффективной, и ребенок меньше устает. Поэтому, выбор большинства респондентов пал именно на одежду синего цвета.
Для того, чтобы понять приемлемость ценовой политики школьной одежды в магазинах города рассмотрено несколько вариантов. Наша школа, как одна из немногих, сотрудничает с магазинами «Sky Lake» и «Школьная страна». Вся продукция, представленная этими магазинами, соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Эти компании предоставляют коллекцию школьной одежды разных цветов, разной ценовой категории, что немаловажно при выборе. Здесь представлены множество вариантов одежды синих оттенков.
Сравнив цены на рынках города и в магазинах, можно сделать следующие выводы. Первое – это конечно цена, в каталоге магазинов представлены три варианта школьной одежды. Родители смогут выбрать наиболее подходящий для них вариант из представленных. При этом магазин «Sky Lake» предоставляет школе №78 скидку в 10% размере на всю линию одежды. На городском рынке цены школьной одежды часто завышены, что доставляет неудобства родителям. Второе - это конечно же качество. На рынке существует множество магазинов с вариантами школьной одежды, но действительно ли они соответствуют цене и качеству? И если родители будут покупать одежду школьнику на рынке, вероятность того, что она будет соответствовать общешкольному стилю, мала. А схожий внешний вид создает правильную обстановку в учреждении, удобство в носке и принадлежность к единой социальной группе. Представленные образцы в каталоге магазинов смогут создать в школе правильную обстановку, своей схожей формой будет ощущение принадлежности к коллективу школы. Третье, это время, которое могут сэкономить родители. Не тратя его на вечный поиск нужного цвета, размера и цены. Все одежду можно приобрести в одном магазине.

Для более точного анализа сравнения цен использован метод сопоставлений двух и более объектов исследования. Весь его смысл заключается в выявлении преимуществ и недостатков сопоставляемых объектов. Для этого я взяла составляющие школьной формы: блуза, юбка, пиджак (для мальчика и девочки) и брюки. Для каждого варианта формы я вязла среднее значение с трех разных магазинов: рынок, «Skу Lakе», «Школьная страна».

Составляющие школьной формы

Цена школьной одежды на рынке

Цена школьной одежды магазина «SkyLake» (без учета скидки)

Цена школьной одежды магазина «Школьная страна»

Блуза

1320 р

2068 р

1780 р

Юбка

1332 р

2481 р

2600 р

Пиджак (для девочки)

2320 р

2783 р

4800 р

Пиджак (для мальчика)

1920 р

3931 р

5300 р

Брюки

2060 р

2481 р

2850 р

Таким образом, по результатам расчетов можно сделать вывод, что школьная одежда, выпускаемая специализированным магазином «Sky Lake», отвечающая всем санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, обходится намного экономичнее, чем одежда, представленная другими фирмами, что немало важно при распределении семейного бюджета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы по заданной теме выяснилось, что вопрос о соблюдении требований к внешнему виду обучающихся волнует всех участников образовательного процесса – родителей, учеников, педагогов. Вокруг него возникает много споров. Но углубившись в изучение данного вопроса стало понятно, что такая проблема стояла во все времена и часто выходила на государственный уровень.

И сегодня большинство населения ратует за возвращение школьной формы, которая позволила бы чувствовать ученику свою принадлежность к школьному коллективу, организовывала бы ребенка на образовательную деятельность, позволяла бы стереть стереотип социальной принадлежности, обеспечила сохранение здоровья у подрастающего поколения, возможности финансовой обеспеченности семьям, где воспитываются школьники.

Традиционный подход к внешнему виду обучающихся подтвердился социологическим опросом. Большинство опрошенных придерживаются мнения, что школьная одежда должна сочетать классические цвета – черный, синий, белый; иметь варианты парадной и повседневной одежды и различаться по гендерному признаку. В наборе формы для мальчиков должны быть пиджак, рубашка, брюки; для девочки- блузки, юбки или брюки, пиджаки. В строгой, и в тоже время элегантной одежде, ребята чувствуют себя намного уверенней. Школьная одежда как нельзя лучше соответствует общим нормам этикета и статусу школьников. В период обучения в школе формируется и развивается детский организм. Дети имеют особенности организации движения, что оказывают влияние на величины изменения размеров тела детей. Совершенная школьная одежда позволяет укрепить и сохранить здоровье ребенка.

ГЛОССАРИЙ

АЛЛЕРГИЯ, -и, ж. (спец.). Измененная реактивность организма, вызываемая каки-ми-н. чуждыми организму веществами и выражающаяся различными болезненными состояниями. II прил. аллергический, -ая, -ое. Аллергические болезни.

АТРИБУТ, -а, м. 1. Необходимый, постоянный признак, принадлежность(книжн.). 2. В грамматике: то же, что определение. II прил. атрибутивный,-ая, -ое (ко 2 знач.).

ВЫПУШКА, и, ж. Обшивка, оторочка по краям одежды, кант. Меховая в. Мундир с выпушкой. | прил. выпушечный, ая, ое.

ГИМНАЗИЯ, и, ж. Общеобразовательное среднее учебное заведение. Классическая г. (с обучением древним языкам). Женская, мужская г. | прил. гимназический, ая, ое. Г. курс.

ДЕКЛАРАЦИЯ, -и, ж. 1. см, декларировать. 2. Официальное или торжественное программное заявление (книжн.). Выступить с декларацией на конференции. Правительственная д. Всеобщая д. прав человека. Д. о принципах международного права. 3. Название некоторых официальных документов с сообщением каких-н. требуемых сведений (спец.). Таможенная д. II прил.декларационный, -ая, -ое (ко 2 знач.).

КИТЕЛЬ, -я, мн. -я, -ей и -и, -ей,м. Форменная куртка. Морской к. IIприл. кительный, -ая,-ое.

МАНЖЕТА, -ы, ж. 1. Пристегивающийся или пришитый отворот на конце рукава. Кружевные манжеты. 2. Отглаженный отворот штанины, а также пришитая застегивающаяся полоса ткани, стягивающая низ штанины. Гольфы, спортивные бриджи на манжетах. II уменьш. манжетка, -и, род. мн. -ток, ж. II прил.манжетный, -ая, -ое.

МАРКИРОВКА Идентификационные условные обозначения, наносимые на упаковку каждого грузового места (ящика, клетки, мешка и т.п.), содержащие данные, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю. Отсутствие надлежащей маркировки может лишить страхователя права получателя страхового возмещения

МУНДИР, -а, м. Военная или гражданская форменная одежда. Офицерский м.*Честь мундира (ирон.) - о чьем-н. официальном авторитете, репутации. Защитить честь мундира. Картофель в мундире - картофель, сваренный в кожуре.II прил. мундирный, -ая, -ое.

СЕРТИФИКАТ, -а, м. (спец.). 1. Заемное финансовое обязательство государственных органов, а также название билетов нек-рых государственных займов. 2. Официальное письменное удостоверение о чем-н. С. качества(документ, удостоверяющий качество товара). II прил. сертификатный, -ая,-ое.

СИМВОЛИКА, -и, ж. (книжн.). 1. Символическое значение, приписываемое чему-н. С. цветов. 2. собир. Совокупность каких-н. символов. II прил.символический, -ая, -ое.

СЮРТУК, -а,м. Род длинного двубортного пиджака, обычно в талию. Форменный с. II уменьш. сюртучок, -чка, м. II прил. сюртучный, -ая, -ое.Сюртучная пара.

ТУЖУРКА, -и, ж. Двубортная домашняя или форменная куртка. II прил.тужуроч-ный, -ая, -ое.

ФУРАЖКА, -и, ж. Мужской головной убор с жестким околышем и козырьком. Форменная ф. Офицерская ф. И прил. фуражечный, -ая, -ое.

УСТАВ, -а, л<. Установленный государством или каким-н. органом свод правил, регулирующих какую-н. деятельность. У. партии. Воинский у. У.акционерного общества. II той", уставный,-ая,-ое и уставной, -ая, -ое. У.фонд (совокупность материальных средств, фиксируемых в уставе предприятия и предназначенных для формирования основных и оборотных средств). УСТАВ2, -а,л. Вид письма: крупный почерк древних латинских, греческих и славяно-русских рукописей, отличающийся тщательно выведенными буквами геометрического рисунка. II прил. уставный, -ая, -ое.СПИ

СОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Международный школьный научный вестник. -2018. - №4-1 СТ. «ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» Бирюкова М.С, Зубкова С.О; с. 128-137; с.128 - 137

  2. Мир детства: Младший школьник / Под М63 А.Г.Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. ред. M: Педагогика, 1981. - 400 с.; с 60

  3. Марина Балина, Лариса Рудова.
    Размышления о школьной форме (по материалам произведений детской и автобиографической литературы) // Теория моды. 2008, N° 9. C. 25-46.; с. 25,27 – 45

  4. Светлана Леонтьева. Советская школьная форма: канон и повседневность // Теория моды. 2008, №9. С. 47-49; С. 47-49

  5. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю., Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999.-944 стр.

  6. Федеральный закон: «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).

  7. Школьные СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» с 01.01.2021г.; https://potrebitel-expert.ru/wp-content/uploads/2021/08/SanPiN-po-shkole-SP2.4.3648-20_deti.pdf

  1. https://mel.fm/zhizn/istorii/9381075-uniform История России с древнейших времён до 1861 года / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Фёдоров - М. : Высшая школа. - 2004. 

  1. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406086837/ Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. N ДЛ-65/08 "Об установлении требований к одежде обучающихся».

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Глава 6. Опрос

  1. Нужна ли школьная форма на сегодняшний день?

  • Да, нужна;

  • По желанию образовательного учреждения;

  • Категорически против.

  1. Если школьная форма нужна, то почему?

  • Упростит материальные проблемы семьи;

  • Организует работу учеников в учебном процессе;

  • Другое.

  1. Если не школьная форма, то нужен ли дресс-код в образовательных учреждениях?

  • Да, это будет лучше, чем школьная форма;

  • Категорически против дресс-кода;

  • Лучше школьная форма.

  1. Какой должна быть школьная форма?

  • Невысокой стоимости;

  • Однообразной;

  • У каждого учреждения своя школьная форма;

  • В каждом классе своя форма.

  1. В дресс-код внести требования какого стиля?

  • Делового;

  • Спортивного;

  • Официального;

  • Элегантного;

  • Другое.

  1. Из чего должна состоять школьная одежда у мальчиков?

  • Брюки

  • Жилет

  • Пиджак

  • Водолазка

  • Рубашка

  1. Из чего должна состоять школьная форма у девочек?

  • Сарафан

  • Пиджак

  • Юбка

  • Блуза

  • Брюки

1 Ожегов, Сергей Иванович.
Толковый словарь русского языка : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994.

2 https://mel.fm/zhizn/istorii/9381075-uniform

3 https://base.garant.ru/70350294/

4 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”

5 https://base.garant.ru/70291362/31c8140a2e1dc585c5111b6d2281821d/

6 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406086837/

Просмотров работы: 15