Шпаргалка – польза или вред

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Шпаргалка – польза или вред

Лисюко К.А. 1
1Школа №211 им Л.И.Сидоренко
Тарасова Е.А. 1
1Школа №211 имени Л.И.Сидоренко
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

С самых древних времен, когда человек понял необходимость познавать мир и начал формировать подходы к познанию мира, появилась необходимость структурной и аналитической записи своих мыслей. Далее при формировании государства и системы образования появились экзамены, как обязательный контроль полученных знаний. Вместе с экзаменами появилось отдельное явление в системе образования: «шпаргалка». Давайте попробуем разобраться, можно ли считать, что шпаргалки – это всегда плохо или они несут немалую пользу в учебном процессе.

Я задалась вопросом: шпаргалки являются опорой в школьной жизни для учащихся или приносят вред получению прочных знаний по предметам?

Поэтому мной была определена цель: определить положительные и отрицательные стороны шпаргалки.

Для её достижения я поставила следующие задачи:

1) изучить понятие память;

2) проанализировать историю возникновения шпаргалок;

3) исследовать использование шпаргалок в учебном процессе;

4) разработать памятку по тренировке памяти для учащихся.

При работе над проектом я отвечаю на следующий вопрос: является ли шпаргалка главным помощником или врагом для каждого учащегося?

ПАМЯТЬ И ЕЁ ВИДЫ.

Память – это важнейший психический процесс, который помогает запоминать, сохранять и потом воспроизводить информацию, полученный человеком опыт.

Классификация видов памяти

Отдельные виды памяти выделяют в соответствии с тремя основными критериями:

 

ПАМЯТЬ

 

По характеру целей деятельности:

1)Непроизвольная

2)Произвольная

По продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и метом в деятельности):

1)Кратковременная

2)Долговременная

3)Оперативная

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

1)Двигательная

2)Эмоциональная

3)Образная

4)Словесно-логическая

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Данная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными вида­ми. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих.

Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п. Так, В. А. Моцарт, запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, не могут воспроизвести текст «своими словами».

Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. Например, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. С этой классификацией все просто. Произвольно человек запоминает что-то, потому что у него есть цель сделать это. Но мозг может закрепить какую-то информацию и непроизвольно. Именно по этой причине иногда мы весь день не можем отделаться от случайно услышанной где-то песни, хотя могли и не обратить на нее особого внимания.

Долговременная память нужна нам чтобы хранить информацию на протяжении длительного времени. Именно такая способность к запоминанию помогает взрослым помнить факты из своего прошлого.

Мозг хранит память о многих событиях в нашей жизни. Но именно из-за такого объема данных иногда возникают проблемы с оперативным вспоминанием чего-либо конкретного.

Вся информация, которая поступает к нам, изначально попадает именно в кратковременную память. Длительность ее хранения зависит от индивидуальных особенностей человека и обычно составляет от пяти до семи минут.

После того, как время первоначальной обработки прошло, мы либо забываем информацию, либо организм отправляет ее на хранение в долговременную память.

Многие ошибочно говорят о том, что оперативная память - это наименее продолжительное по времени запоминание информации. На самом деле, данная память создана чтобы обслуживать определенные виды действий. Данные могут оставаться в мозге человека на протяжении нескольких дней, если того требует ситуация.

При многократном повторении, действия, зафиксированные в оперативной памяти, также переходят в долговременную.

Так что же влияет на память?

На память может влиять такие факторы, как: наследственность, характер деятельности, состояние здоровья и многое другое.

Советские ученые Смирнов А.А. и Зинченко П.И. активно проводили эксперименты, которые были призваны показать, что влияет на возможность кратковременного или долговременного закрепления информации. Исследования помогают продуктивно организовать свою жизнь. К примеру, мы хуже запоминаем факты, если не высыпаемся или сильно устаем, употребляем в пищу недостаточное количество различных витаминов и микроэлементов.

Как и любая способность, память нуждается в тренировке. Упражняться в мнемотехнике можно как с помощью заучивания стихов, так и используя простые ситуации – например, запоминание дороги в незнакомую часть города. Все эти усилия не пропадут даром, и даже лет через 40, в старости, помогут сохранить здравомыслие.

Слова, формулы по математике, даты¸ имена и т.д. – трудно запоминаемые вещи. В большинстве случаев факты выпадают из памяти, так как не имеют связи с уже имеющийся информации. Что бы вы не учили, необходимо мыслить ассоциативно. Чемпионы мира по памяти доводят этот механизм до совершенства, по средствам творческих «шпаргалок», умных метафор.

Шпаргалка – «чудесное» средство для запоминания фактов без внутренней логичной связи.

ШПАРГАЛКА

Возможно ли представить школьную жизнь без шпаргалок? Думаю, что нет. Написанием шпаргалок занимались в свое время наши родители, даже наши бабушки и дедушки. В период экзаменов, на контрольных и самостоятельных работах эти подсказки-невидимки часто являлись спасательным кругом. А умелое их использование – это почти искусство.

Шпаргалка — носитель информации, используемый на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать то, что испытуемый должен был запомнить.

3000 лет до н.э.

Первые шпаргалки (как и многое другое в нашем мире) появились вместе с общеобразовательными школами в стране пирамид, папируса и зооморфных божеств — в Древнем Египте. Некоторые ученные предполагают, что в то время были распространены «живые» шпаргалки — специально обученный раб, который нашептывал своему хозяину правильный ответ.

Шпаргалки были придуманы не на школьных переменках, как многие с детства считают.

410 года и до XIV века

После того как чумазые вестготы разграбили Рим, Западная Римская империя официально прекратила свое существование, и над Европой воцарились Темные века. Образование исчезло как таковое. И до самого Возрождения в мире происходили только войны и братоубийственные заговоры, так что шпаргалки были не востребованы. Совсем.

С другой стороны, именно это темное время было свидетелем появления первой шпаргалки, какой мы ее знаем сейчас. Карл Великий — гроза всей Европы — был очень деятельным политиком и каждый день подписывал множество указов. Но так как с грамотностью наблюдались определенные проблемы, он не мог запомнить, как пишется его имя и титул. Так что он носил с собой кусочек пергамента с подписью, которую старательно вывел один из чиновников. Когда приходило время подписывать какой-либо документ, Карл просто копировал свою подпись из шпаргалки. То есть списывал.

90-е XX века

Небольшой скачек по времени переносит нас прямиком в 90-е, когда российские школьники во всю пользовались наработками советских поколений шпаргалок. Записки от руки прятали в самых невероятных местах. Внутренняя поверхность рук вмещала до 40 строк убористым текстом. Но все равно это было не самое прорывное время — шпаргалки застыли в своем развитии в ожидании появления сверхсовременной техники, которая ознаменует собой начало новой эпохи списывания.

2001 год

Последний писк моды — часы с электронным калькулятором и ручки с вытягивающей бумажкой. Шпаргалки всех форм и расцветок, шпаргалки везде. Шпаргалки в этикетках газировки, на одежде, стенах. Первые сотовые становятся настоящими радиоточками партизанских отрядов, которые транслируют знания и ответы на вопросы прямиком на передовую.

2019 год

Сейчас сложность не в создании шпаргалки, а в ее применении. Преподаватели активно пытаются выбивать из учащихся желание списать и призывают пользоваться собственными знаниями. Но откуда взять информацию, если весь год прогуливал уроки и пары, наслаждаясь молодостью? Вот именно. Такие ребята активно пользуются современными технологиями, в том числе микронаушниками, умными часами, куда можно без проблем загрузить нужные данные. Несчётное количество шпаргалок можно привести в пример, как только школьники или студенты не изощряются. Их изобретательность удивляет. В Новосибирске есть целый музей шпаргалок (рис. 1)

рис. 1

Зачастую такие «сверх хитрости» используются на ОГЭ/ЕГЭ, где учеников сканируют несколько смотрящих. В других случаях хватает простого смартфона, ловкости рук и умения списывать.

ШПАРГАЛКА – ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

Почему учащиеся используют шпаргалки? Основываясь на структуре элементов деятельности А.Н. Леонтьева (советский психолог, философ. Занимался проблемами общей психологии и методологией психологического исследования), представленные на следующе схеме (рис. 2), можно утверждать, что основой любой деятельности является мотив. Поэтому важно понимать, что сподвигло учащегося на написание, использование шпаргалок и является ли это предметом коррекции его личности.

В приведенной схеме А.Н. Леонтьева главным элементом лежит мотив, затем определяются цели с учетом условий, которые влекут за собой конкретные действия.

рис. 2

В работе мной было проведено исследование в форме анкетирования обучающихся 6 – 11 классов МАОУ СОШ № 211 им. Л.И. Сидоренко по теме «Шпаргалка – польза или вред», с целью определения положительных и отрицательных сторон шпаргалки.

Для этого я составила опрос учащихся в Гугл – форме [1, 2, 3]. В анкетировании приняли участие 121 учащийся. Вопросы составлены таким образом, чтобы учащиеся максимально точно давали ответы и раскрывали цель и мотив. В целом анкетирование составлено одинаково, но для ребят 6-7 классов опросник представлен в доступной форме с простыми вопросами, в силу возраста. Обучающимся было предложено следующее:

Анкета для 6 -7 классов (приложение № 1)

Вопрос

Вариант ответа

  1. Пользуетесь ли вы шпаргалками?

1)Пользуюсь

2)Беру только на сложные предметы

3)Никогда не готовил(-а)

4)Шпаргалки беру на экзамен, но не пользуюсь

  1. Способствуют ли шпаргалки более качественному усвоению материала?

1)Да

2)Нет

  1. Помогают ли шпаргалки закрепить знания¸ выделить главные мысли?

1)Да

2)Нет

  1. Вы полностью списываете со шпаргалок или редко подсматриваю в них?

1)Да, полностью

2)Только подсматриваю

  1. Как вы считаете, можно ли использовать шпаргалки для повторения материалов?

1)Да, можно. Так как она помогает в запоминании большого количества информации

2)Нет, нельзя. Так как она не помогает в усвоении материала

  1. Стоит ли писать шпаргалки?

1)Точно да

2)Скорее да, но на сложные предметы

3)Скорее нет, потому что это занимает много времени

4)Точно нет

  1. Вы пользуетесь только своими шпаргалками?

1)Пишу и пользуюсь только своими

2)Беру шпаргалки у одноклассника

3)Покупаю готовые шпаргалки

  1. Выбери один вариант ответа:

1)Шпаргалки не пишу, беру с собой конспект урока

2)Открываю учебник, пока учитель не видит

3)Списываю у соседа по парте

Анкета для 8 -11 классов (приложение № 2, 3)

1)Пользуетесь ли вы шпаргалками?

1)Пользуюсь

2)Беру только на сложные предметы

3)Никогда не готовил(-а)

4)Шпаргалки беру на экзамен, но не пользуюсь

2) Для чего вы пишите?

1) Это придаёт мне уверенности

2) Мало времени на подготовку

3) Плохое знание предмета

3) Что вас заставляет писать шпаргалки?

1) Родители ругают на плохие результаты

2) Синдром отличника (зазрение совести)

3) Этот предмет очень важен (для поступления в ВУЗ; для повышения среднего балла)

4) Вы полностью списываете со шпаргалок или редко подсматриваете в них?

1) Да, полностью

2) Только подсматриваю

5) Какие функции выполняет шпаргалка? (выбери несколько вариантов ответа)

1) Помогают разобраться в пройденном материале, выделить главные мысли, формулы и т.д.

2) Собственноручное написание шпаргалок способствует лучшему усвоению материала

3) Ученик при написании шпаргалок может заполнить пробелы в знаниях, так как будет изучать предмет перед составлением подсказок

4) Делают учащегося наиболее уверенным и морально устойчивым

6) Стоит ли писать шпаргалки?

1) Точно да

2) Скорее да, но на сложные предметы

3) Скорее нет, потому что это занимает много времени

4) Точно нет

7) Вы пользуетесь только своими шпаргалками?

1) Пишу и пользуюсь только своими

2) Беру шпаргалки у одноклассника

3) Покупаю готовые шпаргалки

8. Выбери один вариант ответа:

1) Шпаргалки не пишу, беру с собой конспект урока

2) Открываю учебник, пока учитель не видит

3) Списываю у соседа по парте

Анализ полученных результатов 6-11 классов, представленных в форме диаграмм:

Из ответов на первый вопрос (в данном случае общий для всех классов) – диаграмма 1, можно сделать вывод, что большинство учащихся нашей школы активно пользуются и берут шпаргалки на сложные предметы. Но всё же чуть меньше половины ребят из 6-7-х классов никогда не готовили шпаргалки, потому что рассчитывают только на свои силы и знания конкретных предметов. А вот 8-9 классы, согласно статистике, готовят шпаргалки больше всего. (диаграмма 1)

Второй, третий и пятый вопрос в анкетировании различается между 6-7 и 8-11 классов.

Учащиеся 6-7 классов не разделяют единогласного мнения, что шпаргалки способствуют качественному усвоению материала. 63,6%, из них уверены в том, что шпаргалки действительно помогают, а 36,4% не согласны с ними – это говорит о том, что возможно меньшинство воспринимают информацию на слух, держав в памяти основные моменты, нежели, если бы они конспектировали этот материал.

(диаграмма 2)

В связи с большой предметной загруженностью ребят с 8-11 классы шпаргалки определённо придают большую уверенность в себе и в своих силах. Также учащиеся признают незнание предмета, полагая на то, что написание и использование шпаргалок помогут в сдаче экзамена. (диаграмма 3)

Анализируя результаты на представленной диаграмме 4, можно сделать следующие выводы: что абсолютное большинство учащихся 6-7 классов видят в шпаргалках пользу в выделении главных мыслей, что помогает из сжатого материала дать полный развёрнутый ответ. Краткость-сестра таланта. (диаграмма 4)

Из ответов на третий вопрос следует, что основной мотивацией для сдачи предмета и хорошей оценки для учащихся 8-11 классов является: поступление в выбранный в ВУЗ с максимально набранными баллами, что сподвигает учащихся готовится тщательней к экзаменам с помощью шпаргалок. В основном данным вопросом задаются ученики, которые на протяжении нескольких учебных лет учатся на «отлично». И в среднем только 18% опрошенных переживают за личные отношения с родителями из-за плохих оценок. (диаграмма 5)

На 4 вопрос учащиеся 6-11 классов в преобладающем большинстве только подсматривают в шпаргалки, что говорит о хорошей подготовке всех учеников к экзаменам, им достаточно только не запутаться в собственной памяти (термины, формулы и т.д.), а шпаргалки им в этом верные помощник, которые только подталкивают к правильным ответам. (диаграмма 6)

Исходя из данных диаграммы 7, видим, что значительное большинство учеников 6-7 классов используют шпаргалки в качестве усвоения долговременного материала в больших объёмах, так как у многих в их возрасте любая информация запоминается без каких-либо намерений. Они уверены, что материал запоминается лучше, если его прописать от руки. (диаграмма 7)

Самый интересный на мой взгляд вопрос в анкете, где я предоставляю право выбора учащимся 8-11 классов выделить для себя самые главные функции шпаргалки.

На диаграмме 8 наглядно видно, что ученики при выборе нескольких вариантов ответа нашли для себя важное преимущество в каждой функции. (диаграмма 8)

Из ответов на 6 вопрос, следует, что в основном все учащиеся считают необходимым писать шпаргалки на сложные для них предметы и не только. Дети используют шпаргалки в качестве запасного помощника. Но все же некоторые считают написание шпаргалок пустой тратой времени, но таких очень мало среди 8-11 классов (7,5%-9,1%), а вот 6,7 классы (18,2%) напротив считают, что писать шпаргалки - плохая идея, а может просто не сознаются. (диаграмма 9)

На вопрос 7 могу предположить, что 20% школьников среди всех классов берут шпаргалки у одноклассников, потому что могли не знать о предстоящей проверке знаний.

Основная масса ребят пишут и пользуются только своими собственными подсказками. И всего лишь один ученик готов потратить деньги на покупку шпаргалок, чтоб не тратить время и силы на подготовку. (диаграмма 10)

В 8 вопросе целью было понять, каким видом шпаргалок пользуются учащиеся, помимо написанных собственноручно. Дети списывают разными способами, кто-то берет с собой тетради, учебники кто-то просто списывает чужие решения и мысли, как ему кажется «правильные ответы». Это говорит о том, что ученик всецело не можем полагаться только на свои знания. Причин этому может быть множество. (диаграмма 11)

Подводя итоги, в результате социального опроса, можно сделать определенные выводы:

Чтобы что-то запомнить, школьникам нужна мотивация, то есть им нужно знать, что они получат в результате своей работы. Мотив у всех разный: кто-то планирует свое будущее заранее, кто-то боится испортить свою репутацию, а кто-то просто хочет угодить родителям. В современном мире мало людей, которые однажды увидев или услышав, могут дословно пересказать любую информацию. В большом потоке порой очень сложно выделять главное и структурировать данные. В таком случае использование шпаргалок полезно для памяти: пока пишешь – запоминаешь. Собственноручное написание способствует развитию логики у человека, учащиеся не просто списывают/зубрят весь текст, а используют шпаргалки с основными мыслями для написания полного развёрнутого ответа, а значит «разобрался в вопросе».

Школьники, которые пишут шпаргалки, сами того не замечая, прибегают к психологическим трюкам, а именно для них небольшая бумажка с написанными ответами является предметом самоуверенности и самореализации.

Механическое списывание со шпаргалок (например, шпаргалка одноклассника или покупные) ни в коем случае не приведёт к освоению материала, да и если ты не знаешь таблицу умножения и как пишется «жи, ши», как и многие другие правила, - тут никакая шпаргалка и не поможет…

На поставленный вопрос в проекте: «является ли шпаргалка главным помощником или врагом для каждого учащегося?» однозначного ответа нет. Поскольку очень важно учитывать мотив, условия и цели использования шпаргалки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках проекта мной отражена история возникновения шпаргалок, рассмотрено понятие «память» и её виды, изучены факторы, влияющие на качество запоминания информации.

В достижении цели проекта – «определить положительные и отрицательные стороны шпаргалки» мной оценивается роль шпаргалки, как инструмента структурированного представления информации, но как ненадёжного источника знаний.

В практической части работы изучены мотивы, цели и условия использования шпаргалок учениками нашей школы. Для ответа на вопрос: является ли шпаргалка главным помощником или врагом для каждого учащегося проведен анализ социальных опросов. Результаты опроса представлены в форме диаграмм с описанием полученных ответов.

На протяжении всей работы я акцентирую внимание на том, что шпаргалка не является основным источником информации и не способствует глубокому усвоению учебного материала. Использование шпаргалок выявляет психологическую неустойчивость и неуверенность в себе, а также плохую память. Для улучшения памяти предложена памятка, в которой предлагаются упражнения для её тренировки.

На поставленный вопрос в проекте: «является ли шпаргалка главным помощником или врагом для каждого учащегося?» однозначного ответа нет. Поскольку очень важно учитывать мотив, условия и цели использования шпаргалки.

Использование шпаргалок – это социальное явление в обществе, когда поток информации безграничен, и её нужно как-то структурировать. Многие люди пользуемся шпаргалками в повседневной жизни, сами того не замечая. Например, составляя список покупок, когда идут в магазин, напоминания в телефоне, заметки в блокноте и многое другое…

Нет ничего страшного или постыдного в использовании шпаргалок, ведь они нам помогают правильно формировать распорядок дня, помнить о важных событиях близких и родных людей, концентрироваться и структурировать детали.

В ходе моей работы я научилась составлять анкеты для опроса и проводить анкетирование в Гугл-форме, создавать таблицы в Excel и преобразовывать их в диаграммы, работать в текстовом редакторе Word.

Практическая значимость моей работы заключается в понимании роли шпаргалки в учёбе и повседневной жизни, но также важно понимать, что нельзя всецело зависеть от шпаргалки, а важнее определить причины потребности её использования. Регулярные занятия на тренировку памяти помогут всё реже прибегать к шпаргалкам. Мой проект направлен на актуализацию проблемы использования шпаргалок в школьной жизни, и его содержание можно использовать на классных часах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анхельс Новарро Память не изменяет. Изд.Манн, Иванов и Фербер, 2017 год.

  2. Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2, стереот. 2004 год.

  3. Газета «Алый парус» УГ - Москва, №09 от 2 марта 2021: https://ug.ru/shpargalki-polza-ili-vred/

  1. Интернет-энциклопедия: https://ru.wikipedia.org

  2. Эволюция шпаргалок: https://360tv.ru/tekst/obschestvo/shpargalka/

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ссылка на опрос 6-7 классов по теме «Шпаргалка – польза или вред?»:

https://docs.google.com/forms/d/1WAj4F4mxMP3KPfZgsgwsCJps_5p2F2sVUpXAW7EojkE/edit?usp=drivesdk

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ссылка на опрос 8-9 классов по теме «Шпаргалка – польза или вред?»:

https://docs.google.com/forms/d/1OBRvThTdPDUMbChK0VVTb7C1Omsq2xQcfMHGEMnoMlk/edit?usp=drivesdk

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ссылка на опрос 10-11 классов по теме «Шпаргалка – польза или вред?»:

https://docs.google.com/forms/d/1oz3mGG-rBM11SZMxA_wYpSQX4omVQBUuViBgR0y9MmA/edit?usp=drivesdk

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Просмотров работы: 261