ВВЕДЕНИЕ
С самых древних времен, когда человек понял необходимость познавать мир и начал формировать подходы к познанию мира, появилась необходимость структурной и аналитической записи своих мыслей. Далее при формировании государства и системы образования появились экзамены, как обязательный контроль полученных знаний. Вместе с экзаменами появилось отдельное явление в системе образования: «шпаргалка». Давайте попробуем разобраться, можно ли считать, что шпаргалки – это всегда плохо или они несут немалую пользу в учебном процессе.
Я задалась вопросом: шпаргалки являются опорой в школьной жизни для учащихся или приносят вред получению прочных знаний по предметам?
Поэтому мной была определена цель: определить положительные и отрицательные стороны шпаргалки.
Для её достижения я поставила следующие задачи:
1) изучить понятие память;
2) проанализировать историю возникновения шпаргалок;
3) исследовать использование шпаргалок в учебном процессе;
4) разработать памятку по тренировке памяти для учащихся.
При работе над проектом я отвечаю на следующий вопрос: является ли шпаргалка главным помощником или врагом для каждого учащегося?
ПАМЯТЬ И ЕЁ ВИДЫ.
Память – это важнейший психический процесс, который помогает запоминать, сохранять и потом воспроизводить информацию, полученный человеком опыт.
Классификация видов памяти
Отдельные виды памяти выделяют в соответствии с тремя основными критериями:
ПАМЯТЬ
По характеру целей деятельности:
1)Непроизвольная
2)Произвольная
По продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и метом в деятельности):
1)Кратковременная
2)Долговременная
3)Оперативная
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:
1)Двигательная
2)Эмоциональная
3)Образная
4)Словесно-логическая
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.
Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Данная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих.
Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п. Так, В. А. Моцарт, запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:
а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).
Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, не могут воспроизвести текст «своими словами».
Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. Например, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения.
Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. С этой классификацией все просто. Произвольно человек запоминает что-то, потому что у него есть цель сделать это. Но мозг может закрепить какую-то информацию и непроизвольно. Именно по этой причине иногда мы весь день не можем отделаться от случайно услышанной где-то песни, хотя могли и не обратить на нее особого внимания.
Долговременная память нужна нам чтобы хранить информацию на протяжении длительного времени. Именно такая способность к запоминанию помогает взрослым помнить факты из своего прошлого.
Мозг хранит память о многих событиях в нашей жизни. Но именно из-за такого объема данных иногда возникают проблемы с оперативным вспоминанием чего-либо конкретного.
Вся информация, которая поступает к нам, изначально попадает именно в кратковременную память. Длительность ее хранения зависит от индивидуальных особенностей человека и обычно составляет от пяти до семи минут.
После того, как время первоначальной обработки прошло, мы либо забываем информацию, либо организм отправляет ее на хранение в долговременную память.
Многие ошибочно говорят о том, что оперативная память - это наименее продолжительное по времени запоминание информации. На самом деле, данная память создана чтобы обслуживать определенные виды действий. Данные могут оставаться в мозге человека на протяжении нескольких дней, если того требует ситуация.
При многократном повторении, действия, зафиксированные в оперативной памяти, также переходят в долговременную.
Так что же влияет на память?
На память может влиять такие факторы, как: наследственность, характер деятельности, состояние здоровья и многое другое.
Советские ученые Смирнов А.А. и Зинченко П.И. активно проводили эксперименты, которые были призваны показать, что влияет на возможность кратковременного или долговременного закрепления информации. Исследования помогают продуктивно организовать свою жизнь. К примеру, мы хуже запоминаем факты, если не высыпаемся или сильно устаем, употребляем в пищу недостаточное количество различных витаминов и микроэлементов.
Как и любая способность, память нуждается в тренировке. Упражняться в мнемотехнике можно как с помощью заучивания стихов, так и используя простые ситуации – например, запоминание дороги в незнакомую часть города. Все эти усилия не пропадут даром, и даже лет через 40, в старости, помогут сохранить здравомыслие.
Слова, формулы по математике, даты¸ имена и т.д. – трудно запоминаемые вещи. В большинстве случаев факты выпадают из памяти, так как не имеют связи с уже имеющийся информации. Что бы вы не учили, необходимо мыслить ассоциативно. Чемпионы мира по памяти доводят этот механизм до совершенства, по средствам творческих «шпаргалок», умных метафор.
Шпаргалка – «чудесное» средство для запоминания фактов без внутренней логичной связи.
ШПАРГАЛКА
Возможно ли представить школьную жизнь без шпаргалок? Думаю, что нет. Написанием шпаргалок занимались в свое время наши родители, даже наши бабушки и дедушки. В период экзаменов, на контрольных и самостоятельных работах эти подсказки-невидимки часто являлись спасательным кругом. А умелое их использование – это почти искусство.
Шпаргалка — носитель информации, используемый на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать то, что испытуемый должен был запомнить.
3000 лет до н.э.
Первые шпаргалки (как и многое другое в нашем мире) появились вместе с общеобразовательными школами в стране пирамид, папируса и зооморфных божеств — в Древнем Египте. Некоторые ученные предполагают, что в то время были распространены «живые» шпаргалки — специально обученный раб, который нашептывал своему хозяину правильный ответ.
Шпаргалки были придуманы не на школьных переменках, как многие с детства считают.
410 года и до XIV века
После того как чумазые вестготы разграбили Рим, Западная Римская империя официально прекратила свое существование, и над Европой воцарились Темные века. Образование исчезло как таковое. И до самого Возрождения в мире происходили только войны и братоубийственные заговоры, так что шпаргалки были не востребованы. Совсем.
С другой стороны, именно это темное время было свидетелем появления первой шпаргалки, какой мы ее знаем сейчас. Карл Великий — гроза всей Европы — был очень деятельным политиком и каждый день подписывал множество указов. Но так как с грамотностью наблюдались определенные проблемы, он не мог запомнить, как пишется его имя и титул. Так что он носил с собой кусочек пергамента с подписью, которую старательно вывел один из чиновников. Когда приходило время подписывать какой-либо документ, Карл просто копировал свою подпись из шпаргалки. То есть списывал.
90-е XX века
Небольшой скачек по времени переносит нас прямиком в 90-е, когда российские школьники во всю пользовались наработками советских поколений шпаргалок. Записки от руки прятали в самых невероятных местах. Внутренняя поверхность рук вмещала до 40 строк убористым текстом. Но все равно это было не самое прорывное время — шпаргалки застыли в своем развитии в ожидании появления сверхсовременной техники, которая ознаменует собой начало новой эпохи списывания.
2001 год
Последний писк моды — часы с электронным калькулятором и ручки с вытягивающей бумажкой. Шпаргалки всех форм и расцветок, шпаргалки везде. Шпаргалки в этикетках газировки, на одежде, стенах. Первые сотовые становятся настоящими радиоточками партизанских отрядов, которые транслируют знания и ответы на вопросы прямиком на передовую.
2019 год
Сейчас сложность не в создании шпаргалки, а в ее применении. Преподаватели активно пытаются выбивать из учащихся желание списать и призывают пользоваться собственными знаниями. Но откуда взять информацию, если весь год прогуливал уроки и пары, наслаждаясь молодостью? Вот именно. Такие ребята активно пользуются современными технологиями, в том числе микронаушниками, умными часами, куда можно без проблем загрузить нужные данные. Несчётное количество шпаргалок можно привести в пример, как только школьники или студенты не изощряются. Их изобретательность удивляет. В Новосибирске есть целый музей шпаргалок (рис. 1)
рис. 1
Зачастую такие «сверх хитрости» используются на ОГЭ/ЕГЭ, где учеников сканируют несколько смотрящих. В других случаях хватает простого смартфона, ловкости рук и умения списывать.
ШПАРГАЛКА – ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?
Почему учащиеся используют шпаргалки? Основываясь на структуре элементов деятельности А.Н. Леонтьева (советский психолог, философ. Занимался проблемами общей психологии и методологией психологического исследования), представленные на следующе схеме (рис. 2), можно утверждать, что основой любой деятельности является мотив. Поэтому важно понимать, что сподвигло учащегося на написание, использование шпаргалок и является ли это предметом коррекции его личности.
В приведенной схеме А.Н. Леонтьева главным элементом лежит мотив, затем определяются цели с учетом условий, которые влекут за собой конкретные действия.
рис. 2
В работе мной было проведено исследование в форме анкетирования обучающихся 6 – 11 классов МАОУ СОШ № 211 им. Л.И. Сидоренко по теме «Шпаргалка – польза или вред», с целью определения положительных и отрицательных сторон шпаргалки.
Для этого я составила опрос учащихся в Гугл – форме [1, 2, 3]. В анкетировании приняли участие 121 учащийся. Вопросы составлены таким образом, чтобы учащиеся максимально точно давали ответы и раскрывали цель и мотив. В целом анкетирование составлено одинаково, но для ребят 6-7 классов опросник представлен в доступной форме с простыми вопросами, в силу возраста. Обучающимся было предложено следующее:
Анкета для 6 -7 классов (приложение № 1)
Вопрос |
Вариант ответа |
|
1)Пользуюсь 2)Беру только на сложные предметы 3)Никогда не готовил(-а) 4)Шпаргалки беру на экзамен, но не пользуюсь |
|
1)Да 2)Нет |
|
1)Да 2)Нет |
|
1)Да, полностью 2)Только подсматриваю |
|
1)Да, можно. Так как она помогает в запоминании большого количества информации 2)Нет, нельзя. Так как она не помогает в усвоении материала |
|
1)Точно да 2)Скорее да, но на сложные предметы 3)Скорее нет, потому что это занимает много времени 4)Точно нет |
|
1)Пишу и пользуюсь только своими 2)Беру шпаргалки у одноклассника 3)Покупаю готовые шпаргалки |
|
1)Шпаргалки не пишу, беру с собой конспект урока 2)Открываю учебник, пока учитель не видит 3)Списываю у соседа по парте |
Анкета для 8 -11 классов (приложение № 2, 3)
1)Пользуетесь ли вы шпаргалками? |
1)Пользуюсь 2)Беру только на сложные предметы 3)Никогда не готовил(-а) 4)Шпаргалки беру на экзамен, но не пользуюсь |
2) Для чего вы пишите? |
1) Это придаёт мне уверенности 2) Мало времени на подготовку 3) Плохое знание предмета |
3) Что вас заставляет писать шпаргалки? |
1) Родители ругают на плохие результаты 2) Синдром отличника (зазрение совести) 3) Этот предмет очень важен (для поступления в ВУЗ; для повышения среднего балла) |
4) Вы полностью списываете со шпаргалок или редко подсматриваете в них? |
1) Да, полностью 2) Только подсматриваю |
5) Какие функции выполняет шпаргалка? (выбери несколько вариантов ответа) |
1) Помогают разобраться в пройденном материале, выделить главные мысли, формулы и т.д. 2) Собственноручное написание шпаргалок способствует лучшему усвоению материала 3) Ученик при написании шпаргалок может заполнить пробелы в знаниях, так как будет изучать предмет перед составлением подсказок 4) Делают учащегося наиболее уверенным и морально устойчивым |
6) Стоит ли писать шпаргалки? |
1) Точно да 2) Скорее да, но на сложные предметы 3) Скорее нет, потому что это занимает много времени 4) Точно нет |
7) Вы пользуетесь только своими шпаргалками? |
1) Пишу и пользуюсь только своими 2) Беру шпаргалки у одноклассника 3) Покупаю готовые шпаргалки |
8. Выбери один вариант ответа: |
1) Шпаргалки не пишу, беру с собой конспект урока 2) Открываю учебник, пока учитель не видит 3) Списываю у соседа по парте |
Анализ полученных результатов 6-11 классов, представленных в форме диаграмм:
Из ответов на первый вопрос (в данном случае общий для всех классов) – диаграмма 1, можно сделать вывод, что большинство учащихся нашей школы активно пользуются и берут шпаргалки на сложные предметы. Но всё же чуть меньше половины ребят из 6-7-х классов никогда не готовили шпаргалки, потому что рассчитывают только на свои силы и знания конкретных предметов. А вот 8-9 классы, согласно статистике, готовят шпаргалки больше всего. (диаграмма 1)
Второй, третий и пятый вопрос в анкетировании различается между 6-7 и 8-11 классов.
Учащиеся 6-7 классов не разделяют единогласного мнения, что шпаргалки способствуют качественному усвоению материала. 63,6%, из них уверены в том, что шпаргалки действительно помогают, а 36,4% не согласны с ними – это говорит о том, что возможно меньшинство воспринимают информацию на слух, держав в памяти основные моменты, нежели, если бы они конспектировали этот материал.
(диаграмма 2)
В связи с большой предметной загруженностью ребят с 8-11 классы шпаргалки определённо придают большую уверенность в себе и в своих силах. Также учащиеся признают незнание предмета, полагая на то, что написание и использование шпаргалок помогут в сдаче экзамена. (диаграмма 3)
Анализируя результаты на представленной диаграмме 4, можно сделать следующие выводы: что абсолютное большинство учащихся 6-7 классов видят в шпаргалках пользу в выделении главных мыслей, что помогает из сжатого материала дать полный развёрнутый ответ. Краткость-сестра таланта. (диаграмма 4)
Из ответов на третий вопрос следует, что основной мотивацией для сдачи предмета и хорошей оценки для учащихся 8-11 классов является: поступление в выбранный в ВУЗ с максимально набранными баллами, что сподвигает учащихся готовится тщательней к экзаменам с помощью шпаргалок. В основном данным вопросом задаются ученики, которые на протяжении нескольких учебных лет учатся на «отлично». И в среднем только 18% опрошенных переживают за личные отношения с родителями из-за плохих оценок. (диаграмма 5)
На 4 вопрос учащиеся 6-11 классов в преобладающем большинстве только подсматривают в шпаргалки, что говорит о хорошей подготовке всех учеников к экзаменам, им достаточно только не запутаться в собственной памяти (термины, формулы и т.д.), а шпаргалки им в этом верные помощник, которые только подталкивают к правильным ответам. (диаграмма 6)
Исходя из данных диаграммы 7, видим, что значительное большинство учеников 6-7 классов используют шпаргалки в качестве усвоения долговременного материала в больших объёмах, так как у многих в их возрасте любая информация запоминается без каких-либо намерений. Они уверены, что материал запоминается лучше, если его прописать от руки. (диаграмма 7)
Самый интересный на мой взгляд вопрос в анкете, где я предоставляю право выбора учащимся 8-11 классов выделить для себя самые главные функции шпаргалки.
На диаграмме 8 наглядно видно, что ученики при выборе нескольких вариантов ответа нашли для себя важное преимущество в каждой функции. (диаграмма 8)
Из ответов на 6 вопрос, следует, что в основном все учащиеся считают необходимым писать шпаргалки на сложные для них предметы и не только. Дети используют шпаргалки в качестве запасного помощника. Но все же некоторые считают написание шпаргалок пустой тратой времени, но таких очень мало среди 8-11 классов (7,5%-9,1%), а вот 6,7 классы (18,2%) напротив считают, что писать шпаргалки - плохая идея, а может просто не сознаются. (диаграмма 9)
На вопрос 7 могу предположить, что 20% школьников среди всех классов берут шпаргалки у одноклассников, потому что могли не знать о предстоящей проверке знаний.
Основная масса ребят пишут и пользуются только своими собственными подсказками. И всего лишь один ученик готов потратить деньги на покупку шпаргалок, чтоб не тратить время и силы на подготовку. (диаграмма 10)
В 8 вопросе целью было понять, каким видом шпаргалок пользуются учащиеся, помимо написанных собственноручно. Дети списывают разными способами, кто-то берет с собой тетради, учебники кто-то просто списывает чужие решения и мысли, как ему кажется «правильные ответы». Это говорит о том, что ученик всецело не можем полагаться только на свои знания. Причин этому может быть множество. (диаграмма 11)
Подводя итоги, в результате социального опроса, можно сделать определенные выводы:
Чтобы что-то запомнить, школьникам нужна мотивация, то есть им нужно знать, что они получат в результате своей работы. Мотив у всех разный: кто-то планирует свое будущее заранее, кто-то боится испортить свою репутацию, а кто-то просто хочет угодить родителям. В современном мире мало людей, которые однажды увидев или услышав, могут дословно пересказать любую информацию. В большом потоке порой очень сложно выделять главное и структурировать данные. В таком случае использование шпаргалок полезно для памяти: пока пишешь – запоминаешь. Собственноручное написание способствует развитию логики у человека, учащиеся не просто списывают/зубрят весь текст, а используют шпаргалки с основными мыслями для написания полного развёрнутого ответа, а значит «разобрался в вопросе».
Школьники, которые пишут шпаргалки, сами того не замечая, прибегают к психологическим трюкам, а именно для них небольшая бумажка с написанными ответами является предметом самоуверенности и самореализации.
Механическое списывание со шпаргалок (например, шпаргалка одноклассника или покупные) ни в коем случае не приведёт к освоению материала, да и если ты не знаешь таблицу умножения и как пишется «жи, ши», как и многие другие правила, - тут никакая шпаргалка и не поможет…
На поставленный вопрос в проекте: «является ли шпаргалка главным помощником или врагом для каждого учащегося?» однозначного ответа нет. Поскольку очень важно учитывать мотив, условия и цели использования шпаргалки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках проекта мной отражена история возникновения шпаргалок, рассмотрено понятие «память» и её виды, изучены факторы, влияющие на качество запоминания информации.
В достижении цели проекта – «определить положительные и отрицательные стороны шпаргалки» мной оценивается роль шпаргалки, как инструмента структурированного представления информации, но как ненадёжного источника знаний.
В практической части работы изучены мотивы, цели и условия использования шпаргалок учениками нашей школы. Для ответа на вопрос: является ли шпаргалка главным помощником или врагом для каждого учащегося проведен анализ социальных опросов. Результаты опроса представлены в форме диаграмм с описанием полученных ответов.
На протяжении всей работы я акцентирую внимание на том, что шпаргалка не является основным источником информации и не способствует глубокому усвоению учебного материала. Использование шпаргалок выявляет психологическую неустойчивость и неуверенность в себе, а также плохую память. Для улучшения памяти предложена памятка, в которой предлагаются упражнения для её тренировки.
На поставленный вопрос в проекте: «является ли шпаргалка главным помощником или врагом для каждого учащегося?» однозначного ответа нет. Поскольку очень важно учитывать мотив, условия и цели использования шпаргалки.
Использование шпаргалок – это социальное явление в обществе, когда поток информации безграничен, и её нужно как-то структурировать. Многие люди пользуемся шпаргалками в повседневной жизни, сами того не замечая. Например, составляя список покупок, когда идут в магазин, напоминания в телефоне, заметки в блокноте и многое другое…
Нет ничего страшного или постыдного в использовании шпаргалок, ведь они нам помогают правильно формировать распорядок дня, помнить о важных событиях близких и родных людей, концентрироваться и структурировать детали.
В ходе моей работы я научилась составлять анкеты для опроса и проводить анкетирование в Гугл-форме, создавать таблицы в Excel и преобразовывать их в диаграммы, работать в текстовом редакторе Word.
Практическая значимость моей работы заключается в понимании роли шпаргалки в учёбе и повседневной жизни, но также важно понимать, что нельзя всецело зависеть от шпаргалки, а важнее определить причины потребности её использования. Регулярные занятия на тренировку памяти помогут всё реже прибегать к шпаргалкам. Мой проект направлен на актуализацию проблемы использования шпаргалок в школьной жизни, и его содержание можно использовать на классных часах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анхельс Новарро Память не изменяет. Изд.Манн, Иванов и Фербер, 2017 год.
Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2, стереот. 2004 год.
Газета «Алый парус» УГ - Москва, №09 от 2 марта 2021: https://ug.ru/shpargalki-polza-ili-vred/
Интернет-энциклопедия: https://ru.wikipedia.org
Эволюция шпаргалок: https://360tv.ru/tekst/obschestvo/shpargalka/
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ссылка на опрос 6-7 классов по теме «Шпаргалка – польза или вред?»:
https://docs.google.com/forms/d/1WAj4F4mxMP3KPfZgsgwsCJps_5p2F2sVUpXAW7EojkE/edit?usp=drivesdk –
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ссылка на опрос 8-9 классов по теме «Шпаргалка – польза или вред?»:
https://docs.google.com/forms/d/1OBRvThTdPDUMbChK0VVTb7C1Omsq2xQcfMHGEMnoMlk/edit?usp=drivesdk –
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ссылка на опрос 10-11 классов по теме «Шпаргалка – польза или вред?»:
https://docs.google.com/forms/d/1oz3mGG-rBM11SZMxA_wYpSQX4omVQBUuViBgR0y9MmA/edit?usp=drivesdk –
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
ПРИЛОЖЕНИЕ №8