Проблема выбора профессии

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема выбора профессии

Наумова А.Н. 1
1МБОУ "СОШ №30"
Кузнецова Е.А. 1
1МБОУ "СОШ №30"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблемавыбора профессии является непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Найти себя в мире профессий- это возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, сохраняя физическое и психическое здоровье.

Довольно часто встречаются люди, которые не определились со своим профессиональным предпочтением. А некоторые страдают, понимая, что выбранная ими специальность не то, что им нужно. Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Таким образом, правильное определение профессиональных интересов стало большой проблемой.

Цель работы: изучение проблемы выбора профессии и ее решение.

Задачи:

1. Дать определение понятию «профессия»;

2. Ознакомиться с классификацией профессий;

3. Выявить актуальные профессии;

4. Провести анкетирование и проанализировать результаты учащихся.

Объект исследования: учащиеся 10 «А» класса.

Предмет исследования: процесс выбора профессии учащимися школы.

Гипотеза: если провести анкетирование по выбору профессии и дать рекомендации в старшей школе, то это поможет учащимся сделать правильный выбор в будущем.

Методы исследования: изучение научной литературы, анкетирование, анализ, обобщение.

  1. Теоретическое изучение проблемы выбора профессий

1.1 Определение понятия «профессия»

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории [6].

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые - ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые - знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования [8].

Литературный обзор:

1. Изучение мотивов профессионального выбора занималась Е.В. Галаганова. Данный автор в своей работе отмечает, что: «профессиональный выбор - это первый шаг на пути жизненного выбора. Профессиональный выбор - это решение, затрагивающее ближайшую жизненную перспективу. Профессиональный выбор может осуществляться как с учетом отдаленных последствий принятого решения, так и без них, и в последнем случае выбор профессии в качестве достаточно специфического 10 жизненного плана не будет опосредован отдаленными жизненными целями» [2].

2. К.А. Адыширин-Заде описывает и делит ошибки профессионального выбора на три группы. Как отмечает автор: «К первой группе относятся ошибки, связанные с незнанием мира профессий, т.е. 11 недостаточное знание мира профессий, неправильные представления о характере и условиях труда, предрассудки о престиже/справедливости профессии. Вторая группа включает в себя ошибки незнания себя: переоценка/переоценка собственных способностей, навыков, незнание личностных характеристик. В третью группу входят ошибки незнания правил выбора профессии, то есть передача интереса к выбранной профессии академическому предмету, отождествление профессии с конкретным специалистом» [1].

3. В работе Е.А. Шикиной, посвящённой особенностям профессиональной ориентации выпускников школ, отмечается: «профессиональное самоопределение старшеклассников понимается как социально-педагогическое явление, развитие которого проявляется в появлении новых трансформаций в представлениях учащихся о собственном профессиональном развитии и в изменениях сознания и деятельности в связи с процессом выбора будущих вариантов профессиональной деятельности» [5].

4. В теории компромисса с реальностью Э. Гинзберг делает акцент на факт, что выбор профессии - это процесс, который может происходить в течение длительного периода. Он включает в себя «промежуточные решения», комплекс которых и приводит в дальнейшем к окончательному выбору. Промежуточные решения играют значимую роль, поскольку в дальнейшем ограничивают выбор и возможность достижения цели [4].

1.2 Классификация профессий

В типологии профессий используется классификация отечественного психолога Евгения Александровича Климова. Он выделил 5 типов профессий [3]:

1. «Человек - Человек». Все социальные профессии, связанные с обучением и воспитанием, медициной, правовой помощью, социальным обслуживанием, коррекцией и реабилитацией. Для этого типа профессий важны высокие человеческие качества, например, любовь к людям, способность к эмпатии, умение положительно влиять и располагать к себе людей, слушать и понимать, общаться и т. д.

2. «Человек - Техника». Профессии этого типа предполагают создание и обслуживание технических средств (сварщик, водитель, конструктор). От человека требуется развитое наглядно-образное мышление, сообразительность, ловкость, активность.

3. «Человек - Знаковая система». Профессии, связанные с числами и цифрами, звуками, знаками, текстами: экономист, радист, чертежник. От человека требуется высокий уровень длительного и устойчивого сосредоточения внимания, способность оперировать числами.

4. «Человек - Художественный образ». Это творческие профессии, предполагающие создание и изготовление произведений искусства: журналист, дизайнер, актер. Необходима высокая эстетическая чувствительность, развитое восприятие и вкус, воображение.

5. «Человек - природа». Профессии, предполагающие взаимодействие с живой и неживой природой, уход за животными и растениями (ветеринар, геолог, лесовод). От человека требуется наблюдательность, терпимость к неприятным условиям среды, высокие способности к адаптации, стрессоустойчивость, хорошая приспособляемость и скорость реагирования на изменения.

1.3 Профессии, которые пользуются популярностью

В современном мире роботы начинают теснить человека во многих сферах жизни. Следует ожидать продолжения этой тенденции и в будущем, особенно в области технических наук и IT-направлении. Однако, такие профессии, как учитель и врач, где большое значение имеет непосредственное человеческое общение, не так скоро канут в лету. Да и творческая человеческая жилка никогда не может быть вытеснена стандартно «мыслящими» роботами.

Список востребованных профессий [7]:

1.Врачи (особенно узкопрофильные: кардиологи, хирурги, офтальмологи, логопеды, эндокринологи, диетологи) и медсестры.

2. Инженеры-проектировщики (конструкторы, архитекторы, дизайнеры).

3. Педагоги.

4. Специалисты в области маркетинга.

5.Специалисты в области интернет-технологий (программисты, разработчики, веб-дизайнеры, системные администраторы, тестировщики).

2. Практическая часть

2.1 Анкетирование учащихся

В исследовании приняли участие учащиеся 10 «А» класса. Общее количество испытуемых: 28 человек.

Для изучения отношения испытуемых к профессиональному выбору мы использовали метод анкетирования. Для практического изучения обозначенной темы нами была выбрана методика Е.А. Климова «Дифференциально- диагностический опросник» [9]. Перед тем как пройти анкетирование учащимся задавали вопросы (Приложение 1). Это позволило узнать, совпадают ли ответы учащихся с анкетированием, и в дальнейшем были даны рекомендации по выбору будущей профессии.

2.2 Анализ результатов анкетирования

Мы раздали учащимся вопросы и анкетирование, они с интересом отвечали на предоставленный тест. Мы сопоставили ответы анкетирования и заранее заданные вопросы. Результаты отображены в виде диаграммы (Приложение 2, диаграмма №1).

Учащимся, у которых не совпали или не определились с будущей профессией, были даны рекомендации в виде таблицы (Приложение 3).

Также была составлена диаграмма совпадений по классификации профессий (Приложение 2, диаграмма №2). Большое число наблюдается у типов личности «Человек-человек», «Человек-техника» и «Человек- художественный образ». Этот выбор профессий обусловлен востребованностью и популярностью во все времена. Наименьшие категории, которые были выбраны - это «Человек- знаковая система» и «Человек-природа».

Заключение

Мы пришли к выводу, что учащиеся осознанно и мотивированно подходят к выбору профессий. Они понимают, что профессия должна отвечать интересам и индивидуально- психологическим качествам человека.

Профессия- род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования [8].

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Необходимо учитывать свои психологические качества в выборе профессии;

  2. Осуществление выбора профессии необходимо начинать в среднем школьном возрасте, так как у учащегося будет возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и понять, что его больше интересует;

  3. Важно проходить тесты по профессиональной ориентации, так как выбор профессии является неотъемлемой частью жизни.

Человек, который осознанно отнесется к выбору профессии и правильно сделает свой выбор, является личностью, испытывающей удовлетворение и широкие возможности для самореализации. А также общество оказывается в выигрыше, так как получает активного, целеустремленного деятеля общественного производства.

Приложение 1

Анкетирование 1

  1. Напишите ФИ

  2. Выбрали ли вы будущую профессию?

А) да

Б) нет

  1. Какую профессию вы выбрали? (если ответили «да» во 2 вопросе)

  2. Кто влияет на выбор вашей будущей профессии?

А) родители

Б) друзья

В) решаю сам

Анкетирование 2

Необходимо было ответить на вопрос «Что бы Вы предпочли?»

1.А) Ухаживать за животными

Б) Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2. А) Помогать больным

Б) Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3. А) Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток

Б) Следить за состоянием, развитием растений

4. А) Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

Б) Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5. А) Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Б) Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6. А) Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Б) Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7. А) Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

Б) Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8. А) Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.)

Б) Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9. А) Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

Б) Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10. А) Выводить новые сорта растений

Б) Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

11. А) Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

Б) Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять)

12. А) Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

Б) Наблюдать, изучать жизнь микробов

13. А) Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

Б) Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах

14. А) Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

Б) Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях

15. А) Делать лабораторные анализы в больнице

Б) Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

16. А) Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

Б) Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

17. А) Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии,

Б) Играть на сцене, принимать участие в концертах

18. А) Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

Б) Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

19. А) Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

Б) Работать на клавишных машинах (пишущей машинке и др.)

Приложение 2

Диаграмма №1 Результаты общей диагностики

Диаграмма №2 Классификация профессий по Е.А. Климову

Приложение 3

Рекомендации по выбору профессий

Учащиеся

Профессия, которую выбрал учащийся

Результаты анкетирования

Рекомендуемые профессии

1

Кардиохирург

Человек-природа

Эколог, биолог, геолог, ветеринар, пчеловод, кинолог, агроном.

2

Учитель начальной школы

Человек-художественный образ

Ювелиры, художники-оформители, актеры, музыканты, артисты, вокалисты, режиссеры, дизайнеры, поэты, визажисты и модельеры.

3

Психолог

Человек-художественный образ

Ювелиры, художники-оформители, актеры, музыканты, артисты, вокалисты, режиссеры, дизайнеры, поэты, визажисты и модельеры

4

Программист

Человек- знаковая система

Логист, бухгалтер, архитектор, экономист, радист, чертежник.

5

Судья

Человек-художественный образ

Ювелиры, художники-оформители, актеры, музыканты, артисты, вокалисты, режиссеры, дизайнеры, поэты, визажисты и модельеры

6

Психолог

Человек-природа

Эколог, биолог, геолог, ветеринар, пчеловод, кинолог, агроном.

7

Не определился

Человек-человек

Врач, учитель, психолог, воспитатель, секретарь, журналист, инспектор, продавец, гид, юрист, бармен, нотариус

8

Не определился

Человек-человек

Врач, учитель, психолог, воспитатель, секретарь, журналист, инспектор, продавец, гид, юрист, бармен, нотариус

9

Не определился

Человек-художественный образ

Ювелиры, художники-оформители, актеры, музыканты, артисты, вокалисты, режиссеры, дизайнеры, поэты, визажисты и модельеры

10

Не определился

Человек-художественный образ

Ювелиры, художники-оформители, актеры, музыканты, артисты, вокалисты, режиссеры, дизайнеры, поэты, визажисты и модельеры

Список литературы

1. Адыширин-Заде К. А. Профессионально ориентированный подход к самоопределению будущих врачей // Вектор науки ТГУ. 2017. № 1(1). С. 7–9.

2. Галаганова Е. В. Формирование профессионального выбора подростками средствами психолого-педагогической ситуации в образовательном процессе школы: диссертация / Е. В. Галанова. Воронеж, 2011. 254 с.

3. Психология профессионального самоопределения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.

4. Джон Равен «Компетентность в современном обществе»: выявление, развитие и реализация. 396 с.

5. Шикина Е. А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения // СЭПТП. 2012.

6. http://prof.volsk-cherkasskoe.edusite.ru/p6aa1.html

7. https://ria.ru/20220304/professii-1776484918.html

8.  https://gufo.me/search?term=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

9. https://arz.unn.ru/pdf/2016/ap/test.pdf

Просмотров работы: 754