Буллинг в учебных заведениях

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Буллинг в учебных заведениях

Солдаткина В.А. 1
1МБОУ "СОШ № 6 имени А.В. Синицына" город Братск
Агеева С.Н. 1
1МБОУ "СОШ № 6 имени А.В. Синицына" город Братск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Буллинг – это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя.

Буллинг в некоторой степени схож с конфликтом, но имеет существенные отличия:

1. Неравные силы (в конфликте у двух сторон равные силы; в буллинге сила на стороне обидчика),

2. Повторяемость действия (буллинг в отличие от ссоры повторяется регулярно),

3. Возникновение (конфликт появляется случайно и сопровождается бурными сдерживаемыми эмоций; травля – это намеренное регулярное унижение одного человека другим человеком или группой людей),

4. Решение (конфликт всегда можно уладить, травлю же следует прекратить).

Понятие кибербуллинга

Кибербуллинг - это оскорбления, травля, запугивание, высказываемые жертве с помощью средств электронной связи (сообщения электронной почты, сообщения/комментарии в социальных сетях, SMS).

Кибербуллинг включает целый ряд разнообразных явлений, начиная с шуток, которые не воспринимают всерьез, и заканчивая виртуальным террором, который представляет серьезную опасность для жертвы и приводит к суицидам. Появилось даже такое понятие, как буллицид – суицид, совершенный из-за травли в интернете. Кибербуллинг в силу специфики интернет-среды отличается от обычной травли. Анонимность дает агрессору ощущение свободы и безнаказанности, а повсеместное распространение гаджетов и соцсетей – возможность достать жертву везде и всегда. Реальный буллинг имеет свои временные ограничения. Ребенок приходит из школы домой и оказывается в безопасности. Кибербуллинг таких ограничений не знает. Он продолжается все время: гаджеты стали неотъемлемой частью жизни современных подростков, от такой травли невозможно спрятаться.

Травля в интернете может приобретать разные формы: создаются унизительные фотожабы, мемы и видео с изображением жертвы, взламываются аккаунты и публикуются фрагменты личной переписки и фотографии, жертве массово приходят сообщения с угрозами, оскорблениями. По последним данным, около 70% московских школьников участвовали в травле одноклассников в социальных сетях. Кибербуллингу подвергались и учителя: например, в Москве 17% педагогов подтвердили, что сталкивались с травлей в Сети.

Анонимность интернета провоцирует агрессоров на более изощренные издевательства, чем в реальной жизни. Из 70 % московских школьников на буллинг в реальности способна разве что десятая часть. Но интернет развязывает руки и языки. Однако преимущество киберпространства в том, что оно не только предоставляет возможность почувствовать свободу благодаря анонимности, но и позволяет максимально подробно зафиксировать все проявления агрессии против вашего ребенка. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого. Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо по максимуму сохранить все свидетельства. Сделать копии полученных сообщений, скриншоты страниц, где размещались фотожабы или другие оскорбительные для ребенка материалы, зафиксировать взлом аккаунта, если он был. В Facebook (соцсеть признана экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН) есть Центр предотвращения травли куда также можно обратиться по поводу буллинга. Там указаны общие рекомендации, которые помогут справиться с травлей в соцсети.

Если реальный буллинг очень сложно доказать, то в случае кибербуллинга каждое слово фиксируется и может быть использовано против обидчиков в качестве доказательства травли.

Разновидности травли

В научных исследованиях по теме школьного насилия различают буллинг двух видов – прямой или косвенный. В младших классах чаще используются прямые виды травли, что выражается в побоях, порче вещей, отбирании денег, оскорблениях. Родителям в первую очередь надо фиксировать именно прямой буллинг. Его проще доказать. В средней и старшей школе применяются более сложные методы косвенного воздействия: бойкот, распространение сплетен, манипуляция дружбой, клевета, перекладывание вины за общие проступки, уничижительные прозвища и др. Косвенную травлю очень сложно вовремя выявить и еще сложнее собрать доказательства. Однако в чистом виде прямой или косвенный буллинг встречается редко. Безнаказанность побуждает булл и переходить к более изощренным видам издевательств и рано или поздно приводит к физической агрессии.

Статистика говорит, что подавляющее большинство агрессоров – мальчики, они же в большинстве случаев становятся и жертвами. Но здесь как раз проблема заключается в том, что мальчики активнее применяют физическое насилие. А вот среди девочек чаще используются другие, менее заметные формы травли. На фингал под глазом родители и педагоги реагируют намного оперативнее, чем на заплаканные глаза и общую подавленность. Да и ролики из соцсетей доказывают, что девочки легко превращаются в агрессоров и могут действовать не менее жестоко, чем мальчики.

Самая сложная для выявления разновидность травли – это бойкот. Жертва намеренно игнорируется частью или всем коллективом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, унизительными надписями в общественных местах. При этом напрямую к жертве подчеркнуто никто не обращается. Драться, что характерно, в таких случаях тоже бессмысленно. Это, напротив, дает булли решающий аргумент – “мы поэтому и не хотим с ним общаться”. Родителям следует насторожиться, если у ребенка нет друзей в школе, одноклассники не приходят к нему в гости и не приглашают на дни рождения, а сам он не хочет ходить с классом в походы и на экскурсии. Если же параллельно вы замечаете, что у ребенка появились проблемы в учебе, он часто плачет, стал нервным и раздражительным и избегает разговоров о делах в школе, то это как минимум повод наведаться в школу и пообщаться с педагогами. Но в чистом виде бойкот как форма буллинга встречается редко. Если вспомнить великий фильм “Чучело”, то там как раз четко показано, как от бойкота дети переходят ко все более страшным способам унижения. Дисбаланс власти, беспомощность жертвы и пассивность взрослых провоцируют на применение все более жестоких форм издевательств, которые тем не менее все же легче отследить и доказать.

Распространенной формой буллинга является вымогательство в сочетании с угрозами физической расправы или распространения какой-то личной информации. От жертвы требуют деньги, принуждают воровать, выполнять школьные обязанности за других и т. д. Есть и более сложные тактики, когда от жертвы требуется выполнить ряд действий, обычно очень унизительного характера, в обмен на дружбу или защиту от других агрессоров. Подобные методы чаще встречаются среди старшеклассников, но с развитием соцсетей такие разновидности травли можно увидеть уже в начальной школе.

Повреждение или кражу одежды, учебников и других личных вещей можно также отнести к разновидностям буллинга, но только при наличии других форм агрессии либо если такое поведение по отношению к конкретному ребенку или группе детей повторяется постоянно. В таком случае необходимо фиксировать все пропажи, по возможности сохранять чеки. Это очень поможет при сборе доказательной базы.

Разумеется, разновидностей и форм буллинга значительно больше. Здесь перечислены самые часто встречающиеся. Описать, перечислить и классифицировать все возможные формы травли невозможно потому, что каждая ситуация по-своему уникальна.

Участники буллинга

Жертва – человек, который испытывает травлю на себе;

Агрессор – человек, который начинает травлю выбранной жертвы;

Последователи – люди, которые начинают следовать примеру обидчика;

Наблюдатели – люди, которые наблюдают травлю, но не являются обидчиком или жертвой;

Защитники – люди, которые встают на защиту жертве.

Результаты анкетирования

На основании, проведенного мной анкетирования среди учащихся 6 классов, я выявила, что:

Подвергались унижению – 17 % учащихся;

Подвергались травле в соцсетях – 3 %;

Говорили плохо про тебя и твою семью – 27 %;

Подвергались избиению – 10 %.

Юридическая ответственность

1. Самый сложный, с юридической точки зрения, период – до 14 лет.

Всю ответственность за действия детей несут родители и государственные учреждения, где ребенок находится. Но как заставить их эту ответственность прочувствовать?

а) Прежде всего нужно обратиться к психологу или психиатру. Именно они дают заключение о тяжелом психологическом состоянии и моральном вреде, нанесенном ребенку в результате травли. Важно! Этот эксперт должен иметь лицензию, которая подойдет для суда. Тогда его заключение пойдет в дело.

б) Если ситуация сложная, опасная, или нет времени самому разбираться в тонкостях закона, лучше обратиться за помощью к юристу.

в) Далее необходимо собрать доказательную базу. Скриншоты, ссылки, показания одноклассников и других свидетелей, заключения о порче вещей, справки о побоях, фото плевков в портфель и т. д. Записываем аудио и видео. Это не частные съемки – это не запрещено. Аргументируем тем, что собираем доказательную базу для пресечения противоправных действий (по этой же схеме вас снимают на видео в магазинах).

г) Когда есть реальные доказательства травли, можно приступать к написанию жалоб. Обращаемся в соответствующие инстанции. Если где-то забуксовало, пишем выше. Но не стоит сразу писать в прокуратуру. Прокуратура обязательно обратится в школу, руководство которой абсолютно честно ответит, что никто к ним с жалобами не приходил. С письменными! Устные встречи – это вы просто поболтать зашли.

д) Следующий этап – суд с родителями. Собирайте чеки на медикаменты, прописанные психологом/психиатром; чеки на самого психолога/психиатра и других врачей, если были побои, физические травмы и лечение; чеки на юриста; чеки на репетиторов из-за пропуска школы (если было); чеки на испорченное имущество (или прайсы из интернета); оцените моральный вред. В последнем пункте главное не увлечься – можно выставить счет и миллион, но суд снизит сумму в сотни и десятки раз. Рассчитывайте, что в обычном случае суд постановит заплатить 100–200 тысяч рублей. Но – это по одному эпизоду и с одного родителя. Если процедуру повторить, то ребенок-агрессор встанет родителям в копеечку. Тем более что родителям, с которыми вы судитесь, тоже придется потратиться на адвокатов.

е) Последнее – не молчите о вашей проблеме, придайте ситуацию огласке в социальных сетях, привлеките журналистов, общественные организации. Тех, кто профессионально занимается проблемами профилактики буллинга, в Сети много. К ним можно и нужно обращаться за советом и помощью. Именно общественный резонанс заставляет двигаться многие инстанции. А родителей обидчиков подталкивает к тому, чтобы пересмотреть свое отношение к проблеме.

2. Если обидчику уже 14 лет?

В этом возрасте наступает личная ответственность по некоторым пунктам Уголовного кодекса.

  1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (психическое расстройство сюда также относится!) (статья 111).

  2. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112),

  3. Кража (статья 158),

  4. Грабеж (статья 161)

  5. Разбой (статья 162)

  6. Вымогательство (статья 163)

  7. Умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167)

  8. Хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213)

  9. Вандализм (статья 214).

В остальных случаях ответственность за ребенка несут родители.

3. С 16 лет подросток несет ответственность в полной мере. Обратите внимание на следующие пункты УК РФ:

1. Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего (статья 110).

2. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства. Склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства (статья 110.1).

3. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет” (статья 282).

4. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (статья 128.1).

5. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (статья 20.1).

6. Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (статья 116).

7. Причинение физических или психических страданий (статья 117).

Но не стоит забывать и про ответственность родителей: неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (статья 5.35. КоАП РФ).

Способы борьбы с буллингом

Метааналаз показал, что в традиционный буллинг в мире вовлечены 35% школьников (в качестве как и инициаторов, так и жертв) и 15% - в киберагрессию.

Для снижения этих цифр критически важна реакция взрослых на подростковую агрессию. Ответные действия учителей часто способны предотвратить травлю. Однако исследователи выявили горький парадокс.

При всей остроте проблемы буллинга во многих странах и на фоне хорошей осведомленности о его причинахформах, последствиях, педагоги редко применяют эффективные меры противодействия. Репертуар их практик ограничен. В нем лидируют «средства подавления»: от относительно безобидной апелляции к учительскому авторитету до унижений и наказаний.

Запрещенные приемы: прессинг, унижения, запугивания.

Между тем, силовые методы неприемлемы: они закрепляют жестокость. Невмешательство в подростковый конфликт — тоже не вариант.

Артур Реан и Мария Новикова поясняют, почему стратегии подавления неприменимы:

 Агрессия не снижается, поскольку подростки воспроизводят «репрессивное» поведение «значимых других»: учителей и родителей. Не случайно одно из исследований показало, что склонность педагога к прессингу служит предиктором — предсказывает — распространенность травли. К тому же школьники воспринимают учителей как людей, не готовых помочь.

 Возмущение действиями педагога, накопленная агрессия могут потом «сдетонировать», что и происходит в случаях нападений на школы.

 Агрессор так и не осознает, какой вред нанес жертве и что она действительно страдает.

 Результаты дисциплинарных мер обычно кратковременны. Агрессор нередко переходит на скрытые формы травли, которые могут быть даже более разрушительны. Ведь взрослые о них вообще не узнают и точно не помогут жертве.

Психологическое давление в виде чрезмерного контроля и запугивания подростков тоже крайне неконструктивно. Так, эстонский проект выявил, как педагоги, действуя на «болевые точки» — унижая подростков, фактически провоцировали их нападки на окружающих.

Подросткам важно ощущать самостоятельность, компетентность и принадлежность к коллективу.

Программы борьбы с буллингом

Метаанализ исследований продемонстрировал, что в тех странах, где распространены программы предотвращения травли (США, Великобритания, страны Скандинавии), показатели буллинга на 20% ниже, чем в остальных.

Первая мощная программа против травли — Olweus Bullying Prevention Program (OBPP) — была реализована в 1983–1985 годах. Она развивается и сейчас. В нее входит набор стратегий для работы на нескольких уровнях: школы, класса, отдельных учеников. В OBPP четко артикулируется неприемлемость травли со стороны взрослых и меры по защите потенциальных жертв. Другая всемирно известная программа против травли (KiVa) была разработана в Финляндии и сейчас используется во многих странах мира.

Впрочем, существование таких инициатив не всегда гарантирует долгосрочный эффект.

Улучшение школьного климата

Стратегия действий на уровне школ предполагает два момента. Это принятие четких, справедливых и единых для всех правил поведения, а также формирование доверия между педагогами и детьми.

Правила поведения могут быть закреплены в школьном уставе. Желательно, чтобы в его разработке участвовали дети. «Кодекс» поведения должен быть непреложным. Важно, чтобы несоблюдение правил — инициирование буллинга — влекло за собой известные последствия.

Заключение

На основании проведенного мной исследования можно сделать следующие выводы: сформулированная гипотеза нашла подтверждение в процессе исследования, проблема буллинга действительно является актуальной у подростков в учебных заведениях. Я изучила тему подросткового буллинга и способы привлечения общественности к данной проблеме. И буду применять, полученные мной в процессе работы над проектом знания, на практике.

Список литературы

https://iq.hse.ru/news/301985136.html

https://ru.wikipedia.org/

Наталья Цымбаленко «Буллинг. Как остановить травлю ребенка»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

Просмотров работы: 74