Введение
Религия – это одна из древнейших форм социальной организации человеческого сообщества. Она не только представляет собой систему верований, практик и ритуалов, но и влияет на культуру, право, мораль, экономику и политику. Религиозные традиции являются ключевыми элементами этой системы, которые оказывают сильное воздействие на каждого индивидуума, даже если он не исповедует никакую религию.
Традиции – это закономерности поведения, которые передаются из поколения в поколение. Они имеют свою философию, символику, особенности обрядов и праздников. В религии традиции играют особое значение, поскольку они связаны с несколькими аспектами верований. Они могут быть как практическими, например, такие, как посты и молитвы, так и историческими, основанными на преданиях и легендах.
Религиозные традиции – это своеобразный комплекс, включающий в себя религиозную философию, правила поведения, руководство к молитве и обрядам, а также социальные, экономические и культурные особенности.
Хотя религиозные традиции имеют свои корни в далеком прошлом, они живут и влияют на современное общество. В сегодняшнее время многие люди исповедуют различные религиозные убеждения, и традиции являются важными составляющими этой веры. Они могут помогать людям находить духовное благополучие и укреплять культурные традиции в семье и обществе.
Цель работы: Изучение влияния религиозных традиций на общество.
Объект исследования: религиозные традиции.
Религиозные традиции являются специфической формой социальных отношений.
Задачи работы:
1.Найти и организовать информацию по данной теме
2.Узнать, что такое традиции и религия
3. Выявить плюсы и минусы влияния на молодое поколение
4.Провести анкетирование учащихся
5.Проанализировать результаты анкетирования
Гипотеза: для большей части молодёжи национальные и религиозные
традиции являются «неведомой землёй» – такими же малопонятными и
неизведанными.
Практическая значимость исследования: Религиозные традиции являются специфической формой социальных отношений и формируют алгоритм поведения и взаимодействия между людьми,социальными группами,между личностью и обществом.
Актуальность исследования: В настоящее время значительная часть населения современной России воспринимает традиционные ценности как действенное средство преодоления кризисных явлений, рост интереса к религиозной традиции как способ социального самовыражения и самоутверждения.
Методы:
поисковый – подбор литературного материала по теме;
исследовательский – изучение материала о религии;
Глава 1. Религиозные традиции
Религиозные традиции — это общепринятые обряды, культовые практики и духовные учения, которые существуют внутри определенной религии. Они передаются от поколения к поколению и позволяют сохранять связь между верующими и их божеством.
Традиции включают в себя организацию церкви или молитвенный дом, определенные праздники и церемонии, ритуалы поклонения, обряды посвящения, исповеди и другие знакомства с духовной жизнью.
Некоторые религии имеют жесткие правила, которые верующие должны соблюдать, чтобы быть принятыми в сообщество. Культовые практики могут быть очень разнообразными и стать неотъемлемой частью повседневной жизни верующих.
Однако существуют различия в традициях в разных религиях, конфессиях и культурах. Религиозные традиции могут помочь человеку найти смысл жизни и ответы на вопросы, которые интересуют его, но они могут также вызывать противоречия и религиозные конфликты. Религиозные традиции являются важной составляющей жизни верующих, которые посвящают свое время и усилия, чтобы следовать им и исполнять их на практике.
1.1. Какие религии присутствуют в мире?
В мире существует множество религий, которые различаются по традициям, верованиям и истории. Самыми крупными по численности адептов являются:
Христианство — религия, основанная на учении Иисуса Христа. Она традиционно около 2,3 миллиарда последователей по всему миру.
Ислам — монотеистическая религия, основанная на вере в единого Аллаха и последователях пророка Мухаммеда. Число мусульман в мире составляет около 1,8 миллиарда человек.
Индуизм — древнейшая из организованных религий, считающаяся национальной религией народов Индии. Эта религия охватывает около 1,2 миллиарда людей по всему миру.
Буддизм — философско-религиозное учение, основанное на учении Будды. Оно имеет около 535 миллионов последователей по всему миру.
Кроме вышеперечисленных, в мире существуют также такие религии как Сикхизм, Джайнизм, Конфуцианство, Синтоизм, Иудаизм, Кришнаиты и другие. Они тоже имеют свои верования, священные писания и традиции, которые играют большую роль в жизни и культуре людей, практикующих эти религии.
Список религий и количество их последователей по всему миру:
Религия Число последователей (млн)
Христианство 2,3
Ислам 1,8
Индуизм 1,2
Буддизм 0,535
Сикхизм 0,03
Джайнизм 0,006
Конфуцианство 0,006
Синтоизм 0,01
Знание о различных религиях и их традициях на сегодняшний день довольно важно, особенно в таком многонациональном и многокультурном мире, чтобы понимать и уважать культурные особенности друг друга и создавать более дружескую среду между различными группами населения.
1.2. Как религиозные традиции влияют на межличностные отношения?
Религиозные традиции играют важную роль в жизни людей и оказывают влияние на их межличностные отношения. Одной из основных религиозных традиций является уважение и любовь к ближнему. Это означает, что люди, исповедующие религиозные верования должны проявлять уважение друг к другу и помогать в трудную минуту.
Религиозные обряды также могут обогащать отношения между людьми. Например, молитвы вместе с друзьями или семьей могут укрепить смысловую связь между ними и помочь им раскрыть свои эмоции и чувства. Это также может привести к общим ценностям и взаимопониманию.
Однако, религиозные разногласия также могут разрушить межличностные отношения между людьми. Религиозные разногласия могут привести к неприязни и даже вражде, особенно если люди не уважают и не понимают друг друга (Палестина-Израиль). Поэтому важно уважать различия в религиозных убеждениях и находить общие точки зрения на своих отношениях.
Когда люди опираются на религиозные традиции и ценности, они также могут находить поддержку и утешение в моменты жизненных кризисов. Взаимодействие между людьми на этом уровне может укреплять отношения и сделать их более терпимыми и понимающими.
В целом, религиозные традиции могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на межличностные отношения. Важно уважать и понимать различия в религиозных убеждениях и находить общие точки зрения, чтобы сохранить отношения здоровыми и продуктивными.
1.3. Как религиозные традиции связаны с культурой и искусством?
Религиозные традиции сильно влияют на культуру и искусство, так как это одна из важнейших сфер жизни людей. Религия является источником творчества, вдохновляет художников, писателей, музыкантов, архитекторов и многих других представителей искусства.
В различных религиях существуют различные символы, образы и мотивы, которые сильно влияют на творчество. Например, христианство вдохновляет художников на создание живописных картин, изображающих Христа, Деву Марию, апостолов и других святых.
Мусульманская культура характеризуется роскошным орнаментом и формой арабесков, создающих чувство гармонии и спокойствия. Иудаизм влияет на литературу, театр и кино, поднимающие вопросы веры и морали.
Также религиозные традиции существенно влияют на архитектуру. Церкви и монастыри в христианстве, мечети и затоны в мусульманстве, синагоги в иудаизме — все они отличаются своей уникальной архитектурой, искусством резьбы и живописи.
Религиозные традиции являются неотъемлемой частью культурного наследия многих народов мира и сильно влияют на их развитие и самосознание. Они символизируют мудрость, душевный мир, веру и нравственные принципы, на которых строится жизнь человека.
1.4. Как религиозные традиции влияют на образ жизни?
Религия является одним из главных аспектов жизни многих людей и может оказывать значительное влияние на их образ жизни. Религиозные традиции могут определять многие аспекты жизни, такие как моральные ценности, общение с другими людьми и отношение к здоровью.
Один из способов, которым религиозные традиции влияют на образ жизни, заключается в том, что они часто определяют моральные стандарты и ценности. Например, многие религии призывают своих последователей к честности, состраданию и почитанию родителей. Эти ценности могут повлиять на многие аспекты жизни, включая работу, отношения и личное благополучие.
Религиозные традиции также могут оказывать влияние на то, как люди относятся к своему здоровью. Например, многие религиозные традиции призывают к умеренности в употреблении алкоголя и табака, а также к соблюдению здорового образа жизни, включая правильное питание и физические упражнения.
Кроме того, религиозные традиции могут оказывать влияние на общение между людьми. Например, некоторые религии призывают к миролюбию и толерантности, что может помочь людям находить общий язык и мирно решать конфликты. Однако, религия также может стать источником раздоров и конфликтов, особенно если различные религии имеют разные мнения в отношении ключевых вопросов.
Наконец, религиозные традиции могут влиять на то, как люди проводят свое время. Некоторые религии призывают к тому, чтобы последователи уделяли большое внимание религиозной практике, такой как молитва, медитация и походы в места паломничества. Это может означать, что люди тратят меньше времени на развлечения и социальную жизнь, а больше времени на религиозную практику.
В целом, религиозные традиции могут оказывать значительное влияние на образ жизни, включая моральные ценности, здоровье, общение с другими людьми и использование свободного времени. Это может быть полезным для некоторых людей, но может также привести к конфликтам и ограничениям для других.
Мировоззрение - это совокупность идей, о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, существует ли загробная жизнь и другие. Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.
Один из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так: плюс в том, что религия дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций. Если отрицательные эмоции (страх, горе, отчаяние, переживание одиночества и др.) продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то человеческий организм "ломается". От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. А это тоже не перспектива. Религиозное утешение - это великий плюс. Это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас.
Другой плюс данной функции религии состоит в том, что она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Общение - это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляют страдать людей. Особенно сильно испытывают недостаток общения многие пенсионеры. Но страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается.
Ну, а каковы минусы мировоззренческой функции? Здесь надо отметить, что о минусах говорят только историки. С точки зрения богословов, у религии (по крайней мере, у так называемой "истинной религии") никаких минусов не было, нет и быть не может.
Историки говорят о наличии двух минусов у этой функции. Первый минус - отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно.
Однако этот минус не является абсолютным. Существует религия (бахаизм), моральный кодекс которой не только не практикует отчуждение по отношению к инакомыслящим, но, напротив, осуждает такое поведение, как нравственный порок.
Второй минус мировоззренческой функции (по мнению историков) – понижение уровня социальной активности верующих людей. Под социальной активностью понимается нерелигиозная деятельность, направленная на служение другим людям или обществу в целом. Это и общественно-полезный труд и общественно-политическая деятельность, и научно-культурная деятельность, и помощь нуждающимся. Религии через свою мировоззренческую функцию в основном мешают участию верующих в общественно-политической деятельности (участие в выборах, митингах и демонстрациях, в разработке и обсуждении политических документов, в деятельности профсоюзов, политических партий и т.п.). Каким образом? Иногда через прямые запреты на участие в общественно-политической деятельности (так, например, обстоит дело в конфессии Свидетелей Иеговы), но чаще всего через выросшую на почве мировоззрения атмосферу морального одобрения людей, которые в структуре своего личного времени "львиную долю" отдают собственно религиозной деятельности (молитвам, другим обрядам, изучению религиозной литературы, ее распространению и т.п.). В этой ситуации для деятельности на благо "других" или совсем не остается времени, или его остается очень мало.
Сказанное не означает, что верующие люди по уровню социальной активности уступают неверующим. Почему? Потому что в жизни неверующих имеют место другие "тормоза", и часто более сильные, чем религиозное мировоззрение. К ним относятся: низкий уровень культуры, пьянство, наркомания, преступный образ жизни и др.
Политика - это, во-первых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами, государствами, и это, во-вторых, отношение отдельных людей к партиям, классам, национальностям, народам, государствам. Политические идеи отражают эти отношения, а политические поступки выражают их.
Политическая идеология и политическая деятельность возникли вместе с возникновением классов. С этого времени участие религиозных организаций в политике стало неизбежным. Вопрос был только в том, какую политику они выбирали. И если религиозная организация устами своих руководителей заявляет, что она в политической деятельности не участвует (как это делают, например, руководители Международного общества Свидетелей Иеговы), то это означает только одно: она не участвует в тех формах политической деятельности, которые предлагают государство и существующие в стране политические силы (партии, профсоюзы и др.). В то же время само неучастие в предлагаемых формах политической деятельности есть своеобразная политическая деятельность, суть которой - в политическом бойкоте общепринятых форм политики.
Культура делится на материальную и духовную. Культур транслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре. А под духовной культурой понимается совокупность позитивных достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности. В духовную культуру включаются такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность... Особо важным, принципиальным является взаимодействие религии с нравственностью.
На каждом этапе исторического развития в конкретных религиях сосуществуют две противоположные тенденции: тенденция содействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая "плюсы") и тенденция противодействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая "минусы"). "Плюсы" и "минусы" в отношении религии к культуре особенно наглядно видны на примере отношения религии к искусству.
Первым "плюсом" является забота религиозных организаций о сохранении религиозного искусства. Религиозное искусство - это такая художественная деятельность и такие ее результаты, которые способны поддерживать у верующих веру в сверхъестественное. В частности, к религиозному искусству относятся: архитектура храмов, иконы, религиозная музыка, религиозная художественная литература.
Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство (светским искусством называют такую художественную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в сверхъестественное). Религия как бы "дарит" художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по своей художественной выразительности.
С другой стороны, многие конкретные религии выдвигают определенные препятствия для участия верующих в светской художественной деятельности. Одним из таких препятствий являются прямые религиозные запреты на определенные стороны художественного творчества и художественного восприятия. Эти запреты есть и сейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, Русская православная церковь со времени своего возникновения (конец Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII веке добилась его запрещения и уничтожения. А ислам в прошлом повсеместно запрещал мусульманам изображать живые существа. Запреты на некоторые виды искусства в отдельных странах сохранились и сейчас. Так, например, в главной стране мусульманского мира - Саудовской Аравии - запрещены театр и кинематограф.
Другим препятствием для участия верующих в светской художественной деятельности является созданная во многих общинах атмосфера морального суждения тех верующих, которые увлекаются светской культурой: художественной литературой, театром, кино, танцами и др.
Положительное значение нравственной функции религии состоит в пропаганде позитивных нравственных норм. "Минус" этой функции состоит в одновременной пропаганде некоторых негативных нравственных норм. Однако следует еще раз подчеркнуть, что нравственную функцию религии считают противоречивой по своим результатам только историки. Что касается богословов, то, по их мнению, все нравственные нормы, которые пропагандирует религия, являются только позитивными (т.е. полезными для общества и личности). Свою точку зрения историки чаще всего иллюстрируют на примере христианства. Вот как выглядят их рассуждения.
Основным способом утверждения христианских нравственных норм явилось включение их в текст Библии. Нормы, включенные в Библию, обладают высочайшей значимостью для верующих, ибо их источником является, по мнению христиан, воля Божия. С точки зрения историков, в этих нормах есть нечто негативное. В частности, к негативным нормам они относят требования, изложенные в Евангелии от Матфея: подставлять другую щеку, любить своих врагов, не давать клятв, не заботиться о завтрашнем дне, никого не осуждать, прощать "до седмижды семидесяти раз", не разводиться).
Однако, по мнению историков в Библии ведущее, доминирующее место занимает позитивная мораль. Главная позитивная норма - это требование гуманного отношения к людям.
В Евангелиях и других книгах Библии много и других позитивных нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем поссорился, твори милостыню и не подчеркивай этого, замечай свои недостатки, оценивай людей не по их словам, а по их делам, не упивайся вином и др.
Между тем думается, что нельзя давать какую-либо однозначную оценку социальной роли религии в истории человечества в целом и в судьбах отдельных народов в частности. Исторический опыт показывает, что религия может содействовать развитию и самосовершенствованию человеческого духа, способна стабилизировать общественные отношения и нравственно их укрепить. Одновременно религия в состоянии оказывать и прямо противоположное влияние на человека — догматизировать мышление и «ослеплять» разум, «сковывать» его волю и действия, направлять творческую энергию на разрушение и уничтожение. Таким образом, вся человеческая история демонстрирует нам неоднозначность, противоречивость социальной роли религии в жизни общества.
Сегодня нет на Земле обществ, в которых отсутствовала бы религия. Современная действительность показала ошибочность воззрений эпохи Просвещения (конец XVII—XVIII в.), что будто бы с ростом научных знаний произойдет отрицание религии как «реликта прошлого». Оказалось, что корни религии в жизни человека и его культуре гораздо глубже, чем представлялось просветителям прошлого. Поэтому проблема взаимодействия общества и религии, ее влияния на социум в целом, на его отдельные структуры и социальные процессы не потеряла своей актуальности и в наше время.
Мировой опыт распространения религий показывает, что религиозный состав населения не является статичным и подвержен с течением времени существенным, а иногда и коренным изменениям. Динамика эта, по мнению ученых - религиоведов, вызывается комплексом причин, причем различного характера: миссионерской деятельностью, разочарованием людей в ранее исповедовавшейся ими конфессии, переселениями и завоеваниями, различием в естественном приросте у различных религиозных групп (вследствие их неодинакового отношения к деторождению, абортам, безбрачию и т.п.), религиозными гонениями и др.
В России религиозная практика практически отсутствовала у подавляющего большинства населения в период до начала 90-х годов. В церковь ходили, в основном, люди пожилые, которые уже закончили активную социальную жизнь и могли не опасаться за свое положение в обществе. При этом люди, которые не вели жизнь активных верующих, тем не менее, могли считать себя православными по традиции.
Сегодня также человек может искренне считать себя верующим, но при этом не посещать церковные службы и не соблюдать основы вероучения.
3.1 Религия и молодежь России.
Мобилизационным ресурсом для любой религии является молодежь. Именно она тот резерв, за который борются представители той или иной религии, чтобы увеличить ряды приверженцев.
От молодежи зависит дальнейшая судьба нашего общества, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые зачастую складываются под влиянием религии.
Глава 4. Практическая часть
Для того, чтобы получить представление о религиозной ориентации молодых людей я решил провести анкетирование среди одноклассников.
Вопросы:
1. Знаете ли вы религиозные традиции своего народа?
- да, знаю хорошо 78%
- знаю немного 9%
- не знаю 13%
2. Стоит ли знать и следовать религиозным традициям своего народа?
- да, это поможет моему народу сохраниться 46%
- нет. это не обязательно 33%
- затрудняюсь ответить 21%
3. Как вы считаете, важна ли религия для молодежи?
- важна 37%
- не важна 31%
- затрудняюсь ответить 32%
4. Знаете ли вы религию своего народа?
- знаю 68%
- не знаю 8%
- затрудняюсь ответить 24%
5. Соблюдаете ли вы традиции и обряды своего народа?
- соблюдаю 50%
- не соблюдаю 42%
- затрудняюсь ответить 8%
6. Влияет ли вера в Бога на образ жизни современной молодёжи?
- влияет 38%
- не влияет 12%
- затрудняюсь ответить 50%
7. Можно ли с помощью традиций и религии воспитать в человеке любовь и патриотизм к Родине?
- можно 43%
- нельзя 14%
- затрудняюсь ответить 43%
Эти данные не дают оснований считать, что молодые люди всерьез намериваются приобщаться к вере. Вместе с тем, очевидно, что в молодежной среде предрасположенность к религии преобладает над прежней установкой на атеизм, а значит, молодое поколение, вступающее во взрослую жизнь в XXI веке окажется более восприимчивым и лояльным к религии.
Таким образом, можно сделать выводы, что религия играет все большую роль в различных аспектах жизни россиян и приобретает все большее значение в системе ценностей наших соотечественников.
Все опрошенные ребята в целом знают традиции своего народа. Таким образом, анкетирование показало, что на данный момент:
- влияние национальных и религиозных традиций достаточно велико;
- обычаи и традиции не стираются из памяти, а по-прежнему передаются из поколения в поколение.
Ответы показывают, что данная тема остаётся актуальной, а проблема преемственности традиций народа существует на сегодняшний день, так как само понятие «традиция» понимается достаточно поверхностно.
Заключение.
На протяжении многих столетий религия правила обществом, и у нее было время показать, на что она способна. Но за все это время ей так и не удалось облагодетельствовать, утешить и примирить человека с жизнью, сделать носителями культуры большинство людей, избавить их от пороков и недостатков. Даже во времена неограниченного господства религии люди не были счастливее и нравственнее, чем сегодня. Более того, безнравственность находила в религии не меньшую опору, чем нравственность. Если религия существует, значит, она нужна и современному обществу. Проблема здесь, видимо, больше в том, а необходима ли религия в тех массовых формах, в которых она существует сегодня, и насколько общество и человек ориентированы в своих помыслах и действиях на уже выработанные Культурой высшие ценности; насколько Любовь, Добро и Красота стали регуляторами нашей жизнедеятельности; насколько Разум открыт миру и способен к его постижению; насколько Душа в состоянии сопереживать, сострадать Живому и соучаствовать в нем, насколько люди Человечны.
Занимаясь данным исследованием, я пришёл к выводу, что для наших предков обычаи были неотъемлемой частью жизни, они считались важными и обязательными для исполнения. Их смысл был понятен людям и доступен.
Данный продукт можно использовать на уроках обществознания, классных часах, 15-ти минутках, в урочное и внеурочное время.
Список используемой литературы:
1. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: учеб. пособие – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 364, [1] с.: ил. – (Высшее образование).
2. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994
3. Митрополит Филарет Христианство на пороге третьего тысячелетия – материалы доклада конференции 20.06.2000
4. Михаил Тарусин. Исследование "Религия и общество" Институт общественного проектирования, отдел социологии, Москва, 2005 г
5. Мунчаев Ш.Н. Религия: история и современность. - М.: Культура и спорт, 1998
6. Учебное пособие для вузов "Вероучения религий мира", СПб, Химиздат, 2001