ВВЕДЕНИЕ
Учитель-человек,
который может делать
трудные вещи легкими.
( Р.У.Эмерсон)
Актуальность темы: Данная тема, имеет значимое место в жизни человека, ведь азы развития и дальнейшего успеха ученика прививает – учитель.
Учитель дает знания, формирует ценности, развивает умения и навыки учащихся. Именно учитель проходит рядом с детьми важные этапы их жизни, помогая им осознать свои таланты и найти свое место в обществе.
Кроме того, он играет существенную роль в социализации подрастающего поколения. Учитель не только передает учебный материал, но и помогает детям развивать навыки коммуникации, учиться работать в коллективе, быть толерантными и открытыми к новым идеям.
Цель: узнать, как учитель влияет на восприятие информации учеником, важно ли учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Задачи:
1. Собрать информацию о профессии учителя из разных источников.
Объяснить значимость профессии.
Провести анкетирование учителей.
Провести анкетирование учащихся о качестве донесенных знаний учителями.
Гипотеза: профессиональные и личные качества учителя влияют на усвоение материала учеником.
Объект исследования: учителя.
Предмет исследования: педагогическая деятельность.
Глава 1. Теоретическое изучение профессии учитель
1.1. Профессия учитель. Ее происхождение.
Профессия учителя - одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие.
Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей, так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого незатейливого занятия. При этом, человек, который обучал подростков и детей был высокоуважаемым членом племени, в следствии чего ему всегда предавались некие привилегии.
С развитием и эволюцией жизни человечества профессия педагога все больше и больше становилась необходимой, особенно, когда произошли разделения труда. Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит отметить, что очень важными личностями педагоги были в Древнем Риме, а также в Греции, соответственно, отсюда и исходит появление самого большого количества философов и ученых из этих регионов.
1.2. Профессиональные навыки учителей.
Первичное представление о профессиограмме той или иной профессии дает ее структурное содержание. Существует и профессиографический метод изучения личности и деятельности современного учителя.
Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены:
– основные качества личности, которыми должен обладать учитель;
– знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.
Функций, которые должны выполнять учителя, воспитатели, классные руководители, достаточно много. Представление об умениях и навыках, которыми должны обладать и учителя, и классные руководители, дает понятие профессиограммы, рассмотренное нами выше. Однако просто знаний и умений, о которых говорилось ранее, недостаточно. Как считают психологи, многое зависит от природных предпосылок, задатков личности (которые могут развиться в те или иные способности), от психологической готовности личности, ее стремления (желания) хорошо выполнять данные функции. Многое воспитывается, вырабатывается только в результате длительной работы над собой; главное в самовоспитании – терпение и контроль над своим поведением.
Профессиональный учитель должен обладать рядом качеств, чтобы соответствовать своей должности. Кроме глубокой академической базы и рабочей компетентности, учитель должен обладать выдающимися личностными качествами, к которым относятся:
Зрелость (гражданская и нравственная). Поскольку одна из задач учителя— прививать ценности своим ученикам и служить примером для подражания, недопустимо проявлять инфантилизм или позволять недопустимые высказывания в адрес правительства, школы, руководства, педагогического состава, школьников или их родителей.
Профессиональная идейность. Учитель должен обладать сознательным отношением к своей профессии, то есть выделять себя как самостоятельный субъект профессиональной деятельности, который может оценить работу других субъектов через призму своих профессиональных компетенций.
Общественная активность. Для того, чтобы привить ученикам правильные ценности и приоритеты, педагог должен выступать также в роли инициативного проводника норм и идеалов социума. Это может проявляться в общественно полезной деятельности, организации социальных мероприятий, участии в общественных движениях.
Увлеченность своей профессией. В отличие от некоторых других специальностей, деятельность учителя не может быть успешной без личной заинтересованности и энтузиазма к своему делу. Преподаватель всегда находится на виду, поэтому ему сложно скрыть апатию и отсутствие интереса к своему предмету, которые делают вовлечение учащихся в учебный процесс и достижение хороших академических результатов практически невозможными.
Любовь к детям. Учитель вынужден находиться в постоянном контакте с детьми, поэтому без любви к ним ему самому будет трудно находиться среди учеников. Дети учатся эмпатии, поэтому им очень важно чувствовать себя любимыми для здорового процесса взросления.
Заботливое и гуманное отношение к детям. Дети очень уязвимы и только учатся выстраивать свои системы ценностей и мировоззрения. Помочь им в этом можно заботой, умением выслушать и дать совет. Учитель должен не только донести определенный объем знаний до своих учеников, но и помочь им встать на путь развития полноценных членов общества.
Коммуникативные качества высокого уровня. Общение является неотъемлемой частью работы учителя. Учителю нужно поддерживать постоянный контакт с учениками, коллегами, руководством школы, родителями. Поэтому учитель должен обладать развитыми коммуникативными навыками, чтобы обеспечить эффективность учебного и рабочего процессов.
Умение расположить к себе (детей, взрослых). Для того чтобы минимизировать конфликтные ситуации учитель должен уметь располагать к себе. Детям требуется определенная мотивация для учебы, поэтому симпатия к своему преподавателю повышает эффективность и успеваемость.
Вежливость. Учитель— ролевая модель для подрастающего поколения, взрослый, с которым дети проводят большую часть своей жизни. Учитель обязан обладать высокими моральными качествами и в частности быть вежливым, чтобы ученикам было проще стать ценными членами общества.
Психологическая совместимость в коллективе. Деятельность учителя выходит далеко за рамки своего кабинета. Он проводит большое количество времени в школе среди своих коллег, поэтому взаимоотношения в коллективе определяют, насколько продуктивной и комфортной будет работа для всех. При возникновении спорных вопросов с руководством школы, родителями или учениками учителю будет проще получить поддержку от коллег, если в коллективе сложились теплые отношения.
1.3. Повышение квалификации
Каждому учителю необходимо своевременно повышать квалификацию.
Квалификация — это уровень знаний, умений и навыков, которыми обладает человек в определенной области деятельности.
Значит, что квалификация определяет, насколько компетентен и квалифицирован специалист в своей профессиональной области. Она описывает, какие навыки и знания человек должен владеть, чтобы успешно выполнять свою работу.
Используя квалификацию, можно определить, насколько специалист соответствует требованиям профессии.
Квалификационная категория - это основной показатель профессионализма учителя, который отражает компетентность и оказывает влияние на размер заработной платы. Целью является стимулирование профессионального роста с материальным подкреплением.
Порядок присвоения категории определен приказом Министерства образования и является обязательным для исполнения. В нем прописаны равные условия для всех аттестующихся, принципы, общие и особые условия, критерии оценки. На категорию обращают особое внимание работодатели при устройстве на работу и родители.
Виды категорий
Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.
После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.
Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.
Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.
Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.
Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.
Зачем нужны повышение квалификации и переподготовка?
Во-первых, информация быстро устаревает. Появляются новые научные теории, всплывают интересные факты. Если педагог будет ориентироваться только на то, что дали ему в вузе двадцать лет назад, он вряд ли даст актуальные знания ученикам.
Во-вторых, меняются технологии обучения и воспитания. Если раньше демократичный подход к ученикам был в диковинку, то теперь уважение интересов и личности в целом — обязанность, зафиксированная в законе.
В-третьих, вслед за технологиями меняются и профессиональные стандарты. В профессиональном стандарте «Педагог» указаны компетенции по каждому виду деятельности. Педагог должен им соответствовать, даже если его не учили этому в вузе.
1.4. Взгляды ученных на роль учителя в образовательном процессе
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества. Этим процессом занимаются хорошо подготовленные специалисты - педагоги и целая наука о воспитании, которая называется педагогикой.
История (этимология) слов «педагог», «педагогика» (paida — дитя; gogike — вести; буквально: детовождение) уходит в античную Грецию (VI-IV вв. до н.э.). За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный раб — «педагогос». Он же позже сопровождал ребенка в школу. Следовательно, прямое значение слова педагог — вести, сопровождать ребенка.
Возникновение профессии педагога связано с историей развития школ в Древнем Египте и Древней Греции. Первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибий Квинтилиан. Он говорил, что достичь гармонии можно за счет правильно организованного обучения. При этом он делал упор на общегуманитарное развитие детей. Квинтилиан первым предъявил требования к личности учителя: совершенствование знаний; любовь к детям; уважение к их личности; необходимость организовать деятельность так, чтобы формировалась любовь и доверие к учителю у каждого учащегося.
В настоящее время в обыденной и научной речи используются два термина: «учитель» и «педагог». Педагог — общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.
По определению В.Г. Онушкина и Е.И. Огарева, учитель — лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле — должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе.
При всем различии педагогических специальностей у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры.
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля значение слова «учитель» определяет, как наставник, преподаватель-наставник наставляет, воспитывает. Преподаватель вооружает детей знаниями, помогает овладеть культурой, человеческими ценностями, то есть обучает.
Многие зарубежные философы, ораторы и педагоги в своих работах рассматривали особенности педагогической профессии и значимости в развивающем в обществе.
Древнеримский ученый Демокрит (460-370 до н.э.) считал, что, хотя педагог формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек - её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей.
Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Он предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов.
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470 -399 до н.э.). Его главное дидактическое достижение - майэвтика «повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Главной задачей наставника, педагога Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом, что я знаю только то, что я ничего не знаю.
Платон (428-347 до н.э.) оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека и писал, что в каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь. Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного.
Аристотель (384- 322 до н.э.) в своих педагогических трудах развил идеи Платона, но вместе с тем во много занял противоположную точку зрения. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика».
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог, основоположник теории начального обучения. Воспитание по И. Песталоцци, призвано развивать присущее человеческой природе духовные и физические способности. Сторонник соединения учения и трудовой активности.
Он отмечал особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал её в качестве основного средства воспитания. Он разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы каждый педагог в своей деятельности смог пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Он разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.
Много сделала для разработки и популяризации идеи свободного воспитания итальянский педагог М. Монтессори (1870–1952). Главной формой начального обучения должны стать самостоятельные учебные занятия.
Значение профессии педагога в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны.
Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744—1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, педагог должен воспитывать у детей уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. Н.И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.
Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей В.Г. Белинского, А.И. Герцена, К.Д. Ушинского,
Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Во всем мире признаны педагогические идеи Л.H. Толстого, изучаются труды Н.И. Пирогова. Они выступали с резкой критикой сословной школы, призывали к коренному преобразованию дела народного воспитания.
Важное значение в педагогическом наследии великого русского педагога отводилось требованиям к личностным качествам учителя. Он утверждал, что никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой, (1828–1910), внёс большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Говоря о профессии учителя, он подчеркивал, что, если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книга, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он — совершенный учитель.
Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко (1888 -1939) теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, и возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей.
А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов – испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обиды на детей, не нервничать по пустякам. [ 8 ]
Таким образом, мы выяснили, что из глубокой древности берет свои истоки педагогическая деятельность. О важности и значимости педагогической профессии в обществе, говорили многие ученые. Задачи педагога существенно менялись на разных этапах развития общества.
Передовые мыслители рассматривали профессию педагога как, прежде всего - воспитателя. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, направленные на то, чтобы понять и удовлетворить запросы людей.
Глава 2. Влияние личностных качеств учителя в обучении
2.1. Какими качествами должен обладать учитель?
Быть добрым, человечным, терпеливым, порядочным, честным, справедливым, обязательным, щедрым, объективным, самоотверженным… это лишь малый список всех этих качеств! Преподаватель должен демонстрировать уважение к детям и взрослым, быть высоко нравственным человеком, желательно оптимистичным и (обязательно!) эмоционально уравновешенным. Еще педагог обязан быть гуманным, проявлять интерес к своим ученикам, относиться к ним на равных.
Учитель должен уметь рационально организовать труд, быть терпеливым, сдержанным, эмоционально уравновешенным, требовательным, тактичным, справедливым, находчивым, общительным, умеющим слушать и слышать собеседника. Портрет профессионального педагога обязательно включает точность и быстроту реакции, ясную и уравновешенную речь, душевную щедрость, способность понимать детей и любовь к ним.
2.2. Какое влияние оказывают личные качества учителя на ребенка
Человек рождается как индивид, как субъект общества, с присущими ей естественными задатками, формируется как личность в системе общественных отношений благодаря целеустремленному воспитанию.
Личность - социальная сущность человека, которая проявляется в ее знаниях, умениях, навыках, взглядах, интересах, стремлениях, чувствах, сознании, поведении и деятельности.
Личность человека формируется под действием многих факторов, объективных и субъективных, естественных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное создание, которое отображает внешние действия. Она выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Прогрессивные педагоги и общественные деятели всегда подчеркивали роль личности учителя в учебе и воспитании детей.
А.И. Герцен говорил, что на детей влияют не только знания учителя, но и его личность. Это мнение поддерживал и выдающийся педагог К.Д. Ушинский, который считал, что в воспитании все должно строиться на личности воспитателя. На самом деле, жизнь показывает, что нет такой другой области деятельности человека, кроме педагогической, где бы на результат работы так влияли личностные качества самого рабочего, его мировоззрение, его умение влиять на коллектив и вести его за собой. Личность учителя очень сильно влияет на развитие ума, чувств ребенка, на его жизнь. Влияние личности учителя отражается на жизни его учеников даже после окончания школы.
Причины большого морального влияния личности учителя на личность учеников лежат в самой природе человека и взаимоотношений, которые складываются в процессе педагогической деятельности.
Работа учителя направлена на руководство учебной деятельностью, на организацию усвоения детьми системы знаний, на формирование стойких убеждений.
В зависимости от содержания учебной деятельности и взаимоотношений между учениками изменяется их восприятие, и познавательная активность. При хороших взаимоотношениях между учителем и учениками информация, которую предоставляет учитель приобретает личностный вес для ученика.
Какими должны быть отношения между учителем и учениками во время учебы, чтобы они помогали ученикам в их учебной деятельности, а учителю - в воспитании учеников? Корректными отношениями между учителем и учениками можно считать только те, в основе которых лежит оптимистичный взгляд на ребенка и гуманное отношение к ней. Только в этом случае возможно взаимоуважение между учителем и учениками и гармоничные отношения между ними.
Во время общения учителя и учеников его отношение к детям обязательно отражается на отношении детей к учителю. Взаимопонимание между учителем и учениками очень сильно влияет на эффект педагогической деятельности.
На протяжении школьных лет учитель всегда находится рядом с учеником. Авторитетный учитель может стать авторитетом для учеников. Ученики склонны к подражанию. Так, в начальных классах они перенимают в первую очередь внешнее выражение личности учителя: стиль поведения, разговора, одежды. Для учащихся средних и особенно старших классов наиболее важным является внутренний мир учителя: его эрудиция, глубокие знания не только по одному предмету, но и по всем отраслям знаний. Например, учитель должен уметь с легкостью оценить книгу, фильм или музыкальное произведение. Это вызывает положительное отношение учащихся к своему учителю, стимулирует интерес к приобретению определенных знаний и вообще к учебе. Особенно внимательно ученики следят за морально - нравственным поведением учителя, за тем, насколько она соотносится с теми нормами, которые пропагандируются учителем. От их глаз не скроется то, как учитель ведет себя в педагогическом коллективе, среди учеников, жителей населенного пункта, с уважением ли относится он к своим коллегам, дружелюбный ли он, насколько он справедлив в своих требованиях к ученикам, сдержанный или вспыльчивый, грубый или вежливый, насколько сильно у него развито чувство обязанности и ответственности.
Фиксируя положительное в учителе, дети подражают ему, формируют в себе подобные качества сначала относительно учебной и трудовой деятельности, а потом как устойчивые черты характера личности. Таким образом, авторитет учителя может перейти из внешнего стимула в устойчивый положительный мотив учения и нравственного поведения школьников.
2.3. Подходы к обучению школьников
Перед учителем XXI века стоит вопрос: Какие образовательные модели использовать в своей работе? Как обучать?
Образовательная модель – это обобщенная схема, которая включает в себя действие учителя по организации и управлению учебной деятельностью.
Каждая модель включает в себя набор профессиональных компетенций современного учителя. Для этого нужно знать теорию и практику, особенности психологических процессов, структуру учебной деятельности, методики развития. Учитель должен ориентироваться на личность школьника, помочь раскрыть индивидуальные познавательные возможности каждого учащегося.
В своей работе каждый учитель должен использовать современные подходы к обучению и воспитанию учащихся. Что же такое подход? Подход в словарном толковании В.И. Даля, обозначает «идти под низ чего-то», т.е. находиться в основе чего-то. Понятие «подхода» как определенной позиции, точки зрения, обусловливает исследование, проектирование, организацию того или иного явления, процесса.
В современной науке представлено множество подходов. Их можно расклассифицировать по разным основаниям, например, по научным дисциплинам: философский, психологический, педагогический, антропологический, междисциплинарный и т.д.; по объекту приложения: деятельностный, культурологический, личностный и т.д.; по организации рассмотрения (анализа): системный, комплексный, структурный и т.д. Разные подходы не исключают друг друга, а реализуют разные планы рассмотрения.
Деятельностный подход
При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Личностный подход
Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика.
Коммуникативный подход
Предполагается, что учителя в коммуникативном обучении играют несколько ролей, основными из которых являются две. Первая заключается в содействии процессу речевого общения между всеми учащимися класса, а также обеспечении разнообразия видов деятельности и предъявляемых обучаемым текстов. Согласно второй роли, учитель должен действовать как независимый участник в группе, где происходит процесс обучения. Последняя роль непосредственно связана с целями первой роли. Эти главные роли, в свою очередь, подразумевают систему второстепенных ролей для учителя, во-первых, как человека, способного организовывать учебный процесс таким образом, чтобы содействовать максимальной мобилизации возможностей, и, во-вторых, как человека, контролирующего внутри классные действия и процедуры.
Социокультурный подход
Социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.
Компетентностный подход
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
Среди большого числа и разнообразия подходов к организации процесса обучения в школе каждый вид или тип решает определенный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ, заинтересованных в результативности своей работы.
2.4. Взаимоотношения между учителем и учеником
Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Наверняка, каждый молодой педагог, закончивший институт, и ещё не забывший свои школьные годы и взаимоотношений с учителями, мечтает о том, что, придя в школу, он постарается стать лучшим другом для своих учеников, будет их понимать, поддерживать, направлять. Но переступив порог школы и проработав какое-то время, молодой педагог понимает, что не так-то легко осуществить свои мечты, а порой он сталкивается с рядом проблем, которые очень быстро разрушают его мечту и желание работать в школе. И это не только проблемы, связанные с преподаванием предмета, заполнением всякого рода документации, дисциплиной на уроках, а очень часто это проблемы, связанные с неумением правильно выстроить общение с учениками.
Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Труд педагога относится к тому виду человеческого труда, который не возможен без общения.
В основеобучения и воспитания лежит общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Формирование безопасного пространства
Открытая учебная среда, в которой участники могут безопасно выражать свои сомнения, задавать вопросы, имеет решающее значение. Если школьник уверен, что он будет услышан, то будет стараться развиваться дальше.
Взаимное уважение
Взаимное уважение и доверие – основа хороших отношений между учениками и учителями. Когда учителя проявляют уважение и готовность помочь ученикам в их трудные времена, у них появляется стимул учиться лучше и делать все возможное, чтобы учителя ими гордились.
Заинтересованность в благополучии друг друга
Положительное отношение друг к другу важно для формирования здоровых отношений. Неудивительно, почему многие ученики до сих пор общаются со своими учителями даже после того, как закончили школу.
Конструктивная критика
Педагогам важно давать учащимся обратную связь в конструктивном ключе, не прибегая к унижению. При этом важно оставлять школьникам возможность самим находить ошибки и исправлять их самостоятельно, а также подкреплять приложенные усилия.
Активное слушание
Школьникам важно, чтобы они были услышаны. У учеников есть тенденция лучше учиться у учителей, которые ценят их усилия. Вот почему большое значение имеет активное слушание.
Совместная деятельность
Участие в совместных мероприятиях – создает ощущение единения. Учителя могут принимать участие во внеклассных мероприятиях со школьниками, а также посещать спортивные мероприятия или кружки дополнительного образования.
Сострадание и понимание
Понимание с обеих сторон жизненно важно для построения прочных отношений. Сострадание поможет сформировать доверие, и ученики будут более открыто рассказывать о своих проблемах, что поможет в воспитательной работе.
Стремление к справедливости
Справедливость – одна из основ доверия подростков. Сосредоточение внимания на конкретных учениках (“любимчиках”) может стать препятствием для здоровой атмосферы в классе. Важно в равной степени внимательно относиться ко всем ученикам.
Проявление открытости
Личный пример – один из лучших воспитательных приемов. Учитель может придумывать вдохновляющие и эмоциональные истории из своей жизни. А также давать возможность ученикам рассказывать о себе.
Оставьте время для веселья
Выделите время после уроков, когда в неформальной обстановке все смогут посмеяться вслух и весело поболтать, чтобы повысить положительный настрой.
Для построения отношений «учитель-ученик» потребуется много времени и усилий, но это будет полезно как для учеников, так и для учителей. Ясно, что хорошие отношения между учеником и учителем дают множество преимуществ. Помните, общение между учителем и учениками может творить чудеса с точки зрения обучения и воспитания. Уважение, доверие, безопасность, активное слушание – лучшее лекарство для развития любых отношений.
Глава 3. Практическая часть
3.1. Анкетирование учителей и учащихся.
Анкета для учителей: «Какими качествами должен обладать учитель».
Уважаемые учителя! Подумайте и ответьте, пожалуйста на следующие вопросы:
1. Должен ли учитель находить общий язык с каждым учеником:
да
нет
2. Должен ли учитель совершенствоваться как личность:
да
нет
я об этом не задумывался
3. Какие качества должны преобладать у учителя?
профессиональные
интеллектуальные
коммуникативные
личностные
4. Каких качеств, по Вашему мнению, не хватает современному учителю?
чувства юмора
доброты
терпения
взаимопонимания с учениками
профессионального знания предмета
строгости
5. Какими качествами, по Вашему мнению, учитель не должен обладать?
грубость
равнодушие к ученикам
деление учеников на «любимчиков» и остальных
ни одним из этих качеств
Анкета для учащихся: «Какими качествами должен обладать учитель».
Уважаемые ученики! Подумайте и ответьте, пожалуйста на следующие вопросы:
1. Должен ли учитель находить общий язык с каждым учеником:
да
нет
2. Должен ли учитель совершенствоваться как личность:
да
нет
я об этом не задумывался
3. Какие качества должны преобладать у учителя?
профессиональные
интеллектуальные
коммуникативные
личностные
4. Каких качеств, по Вашему мнению, не хватает современному учителю?
чувства юмора
доброты
терпения
взаимопонимания с учениками
профессионального знания предмета
строгости
5. Изменилось ли Ваше отношение к учителю по мере взросления
изменилось в лучшую строну
изменилось в худшую сторону
не изменилось
6. На что Вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс
на настроение
на одежду
на прическу
на макияж
7. Какими качествами, по Вашему мнению, учитель не должен обладать?
грубость
равнодушие к ученикам
деление учеников на «любимчиков» и остальных
ни одним из этих качеств
8. Есть ли в Вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?
да
нет
я об этом не задумывался
3.2. Анализ результатов анкетирования
Анкетирование было проведено на базе СОШ №30 г. Калуга. В качестве респондентов были выбраны учителя и учащиеся 10 «а» класса. Им была представлена анкета и дана установка на выполнение инструкций, указанных в анкете. Исходя из ответов учителей разных предметов, я сделала следующий вывод: по мнению опрошенных учителей, современный педагог – это квалифицированный специалист, прогрессивный человек, интересующийся событиями, происходящими в мире. Обладает такими качествами, как терпимость, дисциплинированность, аккуратность и пунктуальность, а также интеллектуальными, коммуникативными, профессиональными. Многие учителя считают, что современный учитель не должен делить учеников на «любимчиков» и остальных, быть равнодушным к ученикам, грубым с ними. Проанализировав ответы учеников с помощью составленных диаграмм (рис.1 и рис.2), можно сделать вывод, что мнения учителей схожи с мнениями учеников.
Рисунок 1. Мнение учителей о профессиональных качествах учителей
Рисунок 2. Мнения учеников о профессинальных качествах учителя
Заключение
Профессия учителя - главная профессия на свете, потому что именно учителя формируют будущее страны, обучая и воспитывая молодое поколение. Именно педагоги формируют основы нравственного, духовного и физического здоровья ученика, передают свои знания будущему поколению. В формировании личности каждого человека учитель становится наставником, он помогает развивать интеллектуальный потенциал ребенка, мотивирует ребенка к получению и обогащению знаний о мире, воспитывает дух патриотизма, дает высоконравственные ориентиры.
Моя гипотеза подтвердилась: что образ педагога должен вдохновлять ученика. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, свои профессиональные качества, создавая собственный имидж.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
Бодалёв А.А. Психология общения. – М.; Воронеж, 2002. – 320 с.
Божович Л.И. Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; СПб., 2008. – 209 с.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. –Питер, 2008. – 398 с.
Валлон А. Психическое развитие ребенка / пер. с фр. – СПб., 2001. – 144 с.
Вачков И.В. Полисубьектный подход к педагогическому взаимодействию // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 16–30.
Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. – М.: Педагогика, 2009. – 128 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 2004. – Т4. – 565 с.
Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Пед. соч.: в 8 т. – М.: Педагогика, 2009. – Т.4. – 577 с
https://eduregion.ru/k-zhurnal/ucheba-pedagoga/
https://krasnozn.ru/blog/blog/kvalifikacziya-po-diplomu-kak-opredelit-speczialnost-i-razniczu-s-narodnym-sovetnikom
https://multiurok.ru/blog/istoriia-profiessii-uchitiel- 1.html?ysclid=lng6uvgyrx418562732
https://vplate.ru/uchitel/istoriya-vozniknoveniya/?ysclid=lng6wvpspp336632951#h2_714795
https://www.teachaholic.pro/15-professionalnyx-navykov-sovremennogo-uchitelya/
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.9438c51b-652bba9d-a0617873-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Skillset
https://www.snta.ru/press-center/kvalifikatsionnye-kategorii-uchiteley/
https://guru.wildberries.ru/article/tsennost-i-znachimost-professii-uchitel-1695796558?listing_index=37
https://infourok.ru/statya-vliyanie-lichnosti-uchitelya-na-lichnost-rebenka-4413288.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/11/15/sovremennye-podhody-k-obucheniyu-i-vospitaniyu
https://семьяишкола.рф
https://yamal-obr.ru/articles/uchitel-i-uchenik-sistema-vzaimootnoshen/
21.https://kuzmina135.ucoz.ru/publ/oprosy_anketirovanija/anketa_sovremennyj_uchitel_glazami_detej/15-1-0-205?ysclid=lo1eggfkg1574820609
https://infourok.ru/vzglyady-uchenyh-na-rol-professii-pedagoga-v-obrazovatelnom-processe-5091169.html