Школьник в эпоху цифры: сохранение социального здоровья обучающихся

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьник в эпоху цифры: сохранение социального здоровья обучающихся

Зандер Д.А. 1
1МАОУ "ООШ №28"
Рогова А.Р. 1
1МАОУ "ООШ №28"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Здоровье является бесценным богатством человека. На протяжении всей истории человечества людей волновал вопрос: как сохранить здоровье до глубокой старости? Эта проблема стала злободневной в эпоху цивилизованного общества и научно-технического прогресса.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Наиболее важной областью социального здоровья является социальное здоровье подрастающего поколения, так как именно в подростковом возрасте закладываются основы и принципы поведения человека в обществе.

Я стала замечать, что в общении моих сверстников и просто обучающихся нашей школы ведущим является общение в социальных сетях, что пагубно сказывается на общении между ребятами и их социальном здоровье.

Поэтому мне, человеку, живущему в XXI веке, стало интересно рассмотреть влияние цифровизации на общество и на подростков. Дети живут и учатся в цифровой среде, погружены с самого рождения в цифровое пространство. Они не представляют свою жизнь без цифрового поля, так как они никогда не жили без него, в отличие от старшего поколения.

В связи с этим тема исследования является актуальной, потому чтоинформатизация социального пространства, цифровая среда оказывают огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие подростков.

Цель исследования – выявление аспектов, негативно влияющих на социальное здоровье школьников.

Для её решения были определены следующие задачи:

- изучить теоретические основы социального здоровья человека;

- провести анкетирование для выявления знаний о понятии социального здоровья, а также определения особенностей общения обучающихся 6-8 классов;

- выяснить аспекты, влияющие на социальное здоровье человека, в частности подростков;

- разработать и провести коммуникативную игру на тему: «Мы умеем общаться» для формирования устойчивости к негативному воздействию внешних и внутренних факторов на социальное здоровье подростка.

Объектом исследования являетсясоциальное здоровье подростков в эпоху цифровизации.

Предметом – социальное здоровье подростка.

Проблема: нарушение социального здоровья подростков и неумение общаться.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, чтов современном мире социальное здоровье подростков-обучающихся нарушено, именно поэтому нужны меры для его поддержки.

Благодаря трудам Ананьева Б.Г., Дубровиной И.В., Эльконину Д.Б. нам удалось изучить тему здоровья, а также рассмотреть психологические особенности человека, подростка.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

– метод сбора материала;

– анализ теоретического материала;

– метод опроса;

– метод статистической обработки материала;

– метод интервью.

– практический

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе изучения результаты могут быть использованы для проведения внеурочных мероприятий (классных часов, тренингов и тд.). Материалы и выводы данного исследования также могут быть использованы на уроках обществознания.

  1. Основная содержательная часть

    1. Определение термина «здоровье»

«Здоровью цены нет», «Болезнь человека не красит» – гласит народная мудрость. Пожалуй, особенно точно оценил роль здоровья в жизни человека известный русский врач и писатель В. Вересаев:

... С ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно! [5]

В ряду преимущественных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение.

При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение.

Нормальное функционирование организма в целом – один из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от нормального их состояния. Колебания в пределах верхней и нижней границы нормы расцениваются как допустимые. Соответственно уклонение от нормы, нарушающее строение органа или ослабляющее его функции, можно рассматривать как развитие болезни.

Таким образом, можно сформулировать термин «здоровье». Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических повреждений.

    1. Физическое и психологическое здоровье

В концепции Б.Г. Ананьева, которая изложена в работе «Человек как предмет познания», автор выделяет различную природу существования человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность [1]. При этом целостность человека обнаруживается в единстве его биологических, социальных и душевно-духовных проявлений.

Физическим здоровьем обладает человек, у которого отсутствуют дефекты развития и болезни. Физическое здоровье обеспечивает адаптацию организма и предполагает здоровье психическое, которое создает успешность обучения человека и его социальное становление (адекватность поведения в социальной среде, формирование личностной позиции, способность к коммуникации) [6].

Психологическое здоровье, как считает И.В. Дубровина, относится к личности в целом и находится в тесной взаимосвязи [8].

Психологическое здоровье позволяет человеку адекватно своему возрасту, полу, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью» [3].

В.А. Ананьев выделяет следующие уровни психологического здоровья:

1)Высокий уровень: стрессоустойчивый человек, легко и гармонично приспосабливается к социальной среде;

2) Средний уровень: человек испытывает трудности социально-психологической адаптации;

3) Низкий уровень: человек неспособен гармонично взаимодействовать с окружающей социальной средой [2].

Гармоничное взаимодействие индивида с миром неразрывно связано с ориентацией человека на духовные ценности.

Таким образом, психологическое здоровье человека предполагает также осознанную потребность в духовном развитии.

    1. Понятие о «социальном здоровье» человека

Социальное здоровье – это состояние организма, определяющее способность человека контактировать с обществом. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, общество влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным.

Составляющими частями социального здоровья можно считать: нравственность индивида и социальную адаптацию индивида.

Формирование социального здоровья человека неразрывно связано с процессом социализации.

Для успешного результата социализации, ребёнок должен приобретать навыки взаимодействия с разными людьми и в разных жизненных ситуациях.

Результат социализации – это:

а) сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе;

б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;

в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу, способность к коммуникации, и в то же время – способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это тормозит саморазвитие. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации – полностью определяющих себя с обществом, или, наоборот, не адаптированного к обществу человека.

Таким образом, осуществление идей психического и социального здоровья требует от каждого человека переосмысления своих личностных качеств.

    1. Характеристика младшего подросткового возраста

Подростковый возраст – это период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. Длится он с 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет.

В работе рассматривается младший подростковый возраст, по Д. Б. Эльконину, то есть период от 12 до 15 лет.

Общаясь со своими сверстниками, младшие подростки осваивают нормы социального поведения, у них начинают формироваться оценочные критерии себя и окружающих [11].

Д. Б. Эльконин отмечает «в подростковом возрасте возникает и развивается особая деятельность, которая заключается в установлении интимно-личностных отношений между подростками».

В младшем подростковом возрасте можно наблюдать кризис 13 лет, о котором говорит Л. С. Выготский. У подростка в данный период можно наблюдать изменение интересов, негативный, протестующий характер поведения [6]. Изменяются отношения подростка с родителями, со взрослыми. Свои дела, планы, секреты подросток доверяет не родителям, а другу. Таким образом, ребенок стремится к тому, чтобы делать все самостоятельно и сопротивляется ранее выполняемым требованиям взрослых.

Таким образом, основным новообразованием данного возраста является чувство «взрослости», возникновение представления о себе «не как о ребенке, а как о взрослом».

В раннем подростковом возрасте увеличивается потребность в общении, появляется потребность в эмоциональном контакте и к глубокому личностному общению и сотрудничеству.

В некоторых случаях наличие таких индивидуально-психологических особенностей у подростков, как, например, застенчивость, агрессивность, низкая способность к установлению контакта, оказанию поддержки, пониманию невербальных средств общения, приводит к появлению нарушений в общении [4].

Трудности в общении со сверстниками испытывают и подростки, которые подвержены чувству одиночества, вследствие ощущения своей непонятности окружающими. Таким индивидам кажется, что у них совсем другие ценности и интересы, чем у товарищей, и вместо того, чтобы попытаться посвятить других в эту сферу, они замыкаются в себе, отделяясь от группы. Отсутствие необходимого общения со сверстниками является причиной формирования самосознания одиночки, который не просто непонятен окружающим, но и весьма далек от их интересов и устремлений.

Подводя итог, скажем, что младший подростковый возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда ему становится важно интимно-личностное общение и мнение сверстников. Подросток выбирает круг общения и то, что будет ему интересно. Также начинают формироваться его личные интересы, взгляды и желание быть самостоятельным. Подросток стремится к самооценке и самоанализу. В данном возрасте формируется отношение к собственному здоровью.

2. Исследовательская часть

2.1. Анкетирование обучающихся

Для того, чтобы выявить знания обучающихся о социальном здоровье и факторах, влияющих на него, я предложила ребятам 6-8 классов пройти опрос.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScK41TFq7lS4j2W3c1HF86jTTK3RqmVh_ykgng_djKy2d_nQQ/viewform?vc=0&c=0&w=1&flr=0

(см. Приложение 1).

Результат опроса показал следующее:

Ребята не знают определения термина «социальное здоровье», а также, что негативно и позитивно влияет на него.

На вопрос «Что для Вас значит быть здоровым?» большая часть обучающихся ответила «не болеть, заниматься спортом».

Меньше половины (40%) опрошенных на вопрос «Что такое социальное здоровье?» дали правильный ответ.

Результаты ответов на вопрос «Какое количество времени Вы проводите в живом или виртуальном общении?» можно увидеть выше. По диаграмме видно, что среди ребят преобладает виртуальное общение, которое составляет 14-5 часов в сутки, в то время как живое общение – всего 4-0 часов в сутки (большинство голосов – 73,3%).

Затем я решила узнать испытывают ли ребята трудности в живом общении (если да, то какие)? На этот вопрос 40% опрошенных ответили, что чувствуют себя неловко, часто не могут подобрать тему для разговора или подходящее слово, также, присутствует страх быть непонятым.

После полученных результатов, была проведена беседа с педагогом-психологом о проблемах, которые существуют в общении у обучающихся, а затем при помощи моего руководителя была составлена игра для развития навыков общения «Мы умеем общаться», в ходе которой ребята выполняли различные задания для избавления от проблем в общении, понимании друг друга.

2.2. Интервью с педагогом-психологом

В рамках исследования я встретилась с педагогом-психологом, работающим в нашей школе.

Я задала ему вопрос о том, какие проблемы возникают у обучающихся в общении со своими сверстниками или семьей, если таковые есть, то в чем они выражаются, какие факторы на это влияют?

В ходе беседы с психологом, я выяснила, в связи с изменением мира в настоящее время, у подростков возникают проблемы в общении из-за отсутствия смартфонов. Подростки-обучающиеся, которые активно вовлечены в социальные сети и виртуальное пространство, больше пользуются терминами, смайлами, сокращением слов, которые могут быть понятны только в сети интернет.

«Друзьями» называют виртуальных собеседников, подменяя понятия. Количество друзей – это количество подписчиков, которых в любую минуту можно удалить. Измененную речь и обсуждение увиденного и услышанного в интернете, подростки выносят и в «живое» общение.

Подросток-обучающийся, не имеющий смартфона, остаётся вне этого поля, следовательно, появляются проблемы коммуникации со сверстниками.

2.3. Игра «Мы умеем общаться»

Для решения проблемы в общении подростков была разработана игра с целью поддержания и развития навыков общения обучающихся. Опыт общения, который приобретается в подростковом возрасте, играет важную роль и при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия.

Данная программа поможет подросткам научиться:

– эффективному общению:

– контролировать свое поведение;

– осознавать свои эмоции и мотивы поведения, а также понимать мотивы, чувства и поведение других людей.

– различным способам взаимодействия с людьми.

Одной из составляющих, которая влияет на социальное поведение и здоровье подростков является цифровизация. Она выражается в повсеместном использовании современных цифровых технологий. В этом мире формируется личность ребёнка. Параллельно со всеобщей цифровизацией идёт развитие детей. Дети живут и учатся в цифровой среде, погружены с самого рождения в цифровое пространство. Они не представляют свою жизнь без цифрового поля, так как они никогда не жили без него, в отличие от старшего поколения [10].

К тому же, изменяются и способы коммуникации. Подростки не проникают во внутренний мир другого человека, они перестали контактировать друг с другом. Большое количество услуг теперь предоставляется только онлайн, обучающиеся уже знакомы с дистанционным обучением. Сам человек подвергается изменению – живое общение становится отягчающим. Когда у ребят возникает конфликт со сверстниками, они не знают, как поступить, ведь виртуальный мир – это не реальность.

Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, взаимной поддержки. А это приводит подростков к чувству устойчивости и эмоционального комфорта (Приложение 1).

По итогам проведенной игры ребятам был выдан контрольный опрос для сравнения результатов.

На вопрос «Что такое социальное здоровье?» количество правильных ответов увеличилось, оно составило 60%.

Также, порадовали и результаты по вопросу о количестве проведенных часов в живом и виртуальном общении. Количество часов виртуального общения у большинства сократилось с 14-5 до 4-0 часов в сутки, а живого общения увеличилось с 4-0 до 5-14 часов в сутки.

Трудности в общении остались только у 10% опрошенных.

Вывод: в результате данного исследования выяснилось, что не все обучающиеся 6-8 классов имеют представление о понятии «социальное здоровье» и мерах его поддержания, по мере взросления у подростков возникают трудности в общении со сверстниками.

В этом случае проведенная игра для развития коммуникативных навыков, помогла решить уже возникшие проблемы в общении, а также послужит профилактикой их появления.

Заключение

В результате проведенного исследования мною установлено, что современные подростки уделяют повышенное внимание к технологическим новинкам. Цифровизация занимает все большее внимание детей, они очень быстро осознают, что общаться виртуально намного проще, чем в реальной жизни. Это приводит к интернет-зависимости, к деструктивному поведению и к тому, что трудности в реальном общении неизбежны.

Новый этап развития потребности в общении, а значит и самих взаимоотношений, начинается с поступления ребенка в школу и активно продолжается на протяжении всего школьного процесса обучения, в который входит подростковый возраст.

Непопулярность у сверстников становится проблемой и приносит глубокие, мучительные переживания. Это влияет на психоэмоциональное состояние и здоровье подростков.

Таким образом, исследуя тему коммуникации и изучая феномен социального здоровья человека, я выяснила:

а) не все обучающиеся 6-х-8-х классов знакомы с понятием "социальное здоровье";

б) в большей мере на социальное здоровье человека влияет цифровизация;

в) для современных подростков неумение начать и продолжать общение – большая проблема.

Выдвинутая мной гипотеза, подтвердилась.

Изучая материалы, я обогатила свои знания, пополнила свой словарный запас.

Надеюсь, что результаты моего исследования будут востребованы на уроках обществознания, а игра поможет современному подростку научиться общаться и правильно выражать свои мысли.

Работа имеет прикладной характер. Ценность ее состоит в том, что она содержит иллюстративный, описательный и методический материал.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев// – Ленинград: Питер, 1969. – 337 с.

  2. Ананьев В.А. Концептуальные основы психологии здоровья/ В.А. Ананьев// – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

  3. Боев И.В., Ахвердова О.А., Ерошенко Н.Н. Индивидуальные проблемы психологического консультирования психологической коррекции подростков, располагающихся в различных диапазонах конституционально-континуального пространства: учеб.-метод. пособие/ И.В. Боев// –Ставрополь: Авек, 2002. – 25 с.

  4. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания/ Я.С. Вайнбаум// М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

  5. Вересаев В.В. Записки врача/ В.В. Вересаев// М.: АСТ, 1936. – 205 с.

  6. Власов В.С. Сфера общения подростков как фактор социализации в подростковом возрасте/В.С. Власов// Инновационная наука. МСК. 2021. - № 5. С. 188-193.

  7. Долецкий С.Я. Все начинается с детства/ С.Я. Долецкий// М.: Педагогика, 1983. – 208 с.

  8. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие/ И.В. Дубровина// СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

  9. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация/ П.И. Калью// М.: ВНИИМИ, 1988. – 65 с.

  10. Киселёв С. Ю. Дошкольный возраст критический период развития не только психических процессов, но и личности ребёнка в целом/ С.Ю. Киселёв// Современное дошкольное образование. Екб.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2021. – № 2 (104). – С.4 -11.

  11. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация/ И.В. Дубровина// Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2007.С.30-32.

Приложение 1

Текст игры

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наши занятия по формированию навыков общения и взаимодействию с ребятами Для того чтобы успешно знакомиться и быть интересным собеседником, необходимо знать некоторые секреты общения.

И сейчас мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение №1 «Кому пожаловаться».

Сейчас мы с вами будем учиться правильно слушать. Ваша задача придумать просьбу (жалобу) и обратиться к соседу справа. Сосед справа должен ответить по схеме.

Упражнение №2 - Ролевая игра «На приеме у психолога» – демонстрационная по ролям:

Сейчас у вас будет возможность попробовать себя в роли настоящего психолога. Приглашаю пару добровольцев. Один из вас психолог. Второй клиент. Остальные внимательно наблюдают и фиксируют использованные психологом приемы.

Инструкция. Вы психолог, К вам на прием придет клиент. Ваша задача успокоить его, используя правила активного слушания.

Можно проиграть несколько раз меняя пары.

Клиенты: Старуха шапокляк, Буратино, Мальвина, Чебурашка, Карабас Барабас, и др.

Упражнение №3 - Ролевая игра «Контакты».

Мы часто встречаемся с разными людьми, иногда, с совершенно незнакомыми. И очень важно при первом знакомстве произвести приятное впечатление, уметь поддержать разговор. Этому нужно учиться.

Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с ним. Используя техники подстроек и пристроек.

Члены группы становятся (садятся) по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (расположены лицом к центру круга). По моему сигналу все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз предлагаются участникам новые роли. Первые четыре ситуации – роли исполняют участники внутреннего круга, оставшиеся – внешнего.

Просмотров работы: 90