Ростки гражданского общества в селе Кучерла

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ростки гражданского общества в селе Кучерла

Гладышева С.А. 1Казандурдыева Н.Н. 1Эреджепова А.Н. 1Короткина У.А. 4
1МКОУ СОШ №9
4МКОУ СОШ № 9
Харенко С.И. 1
1МКОУ СОШ №9
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение. С древнейших времен мыслителей интересовали вопросы взаимоотношения государства и общества с целью установления наиболее эффективной модели государства для всеобщего благоденствия его народа. В настоящее время в обществе наметилась тенденция к более высокому уровню демократизации его жизнедеятельности. В поле этой тенденции очень важно развитие такого социального института, как гражданское общество и правовое государство. Проблема гражданского общества является центральной в процессе развития государства. Именно гражданское общество обеспечивает наиболее высокий уровень правовой культуры человека, что не позволяет обществу застаиваться в своем развитии, а даёт возможность позитивно развиваться. Формирование гражданского общества в нашем государстве идёт довольно медленно. Тем не менее, в последние годы в своём селе мы наблюдаем оживление инициативности, гражданской активности, можно даже сказать, местного патриотизма. Это подтверждают те изменения в селе, которые произошли по инициативе и при активном участии его жителей. Ростки гражданского общества в селе Кучерла не оставили нас равнодушными и стали темой нашего исследования.

1.1.Актуальность исследования определяется значимостью этой проблемы для нас и наших односельчан.

1.2.Цель работы: выяснить мнение жителей села о гражданском обществе, узнать о мотивах их активной гражданской позиции и вкладе в реализацию своих инициатив.

1.3.Реализация этой цели предполагает постановку и решение ряда исследовательских задач:

1.Изучить теоретический материал по теме исследования.

2. Провести социологический опрос жителей села по теме исследования.

3. Встретиться с активными жителями села – авторами гражданских инициатив, организаторами и непосредственными участниками их реализации и взять у них интервью.

4. Проанализировать результаты исследования и сформулировать собственные выводы.

1.4.Объект исследования: гражданское общество.

1.5.Предмет исследования: гражданское общество села Кучерла. 1.6.Методы исследования:

  1. Теоретический (сбор и анализ информации).

  2. Эмпирический (проведение интервью среди жителей села, анализ результатов).

  3. Математический и статистический.

1.7.Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы будут полезны сельскому сообществу, помогут выявить проблемы, которые нужно решить, активизировать жителей для реализации задуманного.

1.8.Гипотеза исследования: мы предполагаем, что положенное начало формирования гражданского общества в селе найдёт своё продолжение, наполнится новыми инициативами и полезными делами и пополнится новыми активистами.

1.9. Краткий обзор используемой литературы и источников: мы изучили теорию темы исследования по школьному учебнику Обществознание для 10 класса. Для углубления и расширения знаний о гражданском обществе мы использовали учебные пособия по философии и социологии для вузов. В работе использован местный материал. Источником этого материала стали результаты интервью и социологического опроса жителей, а также личное участие в акциях сельского гражданского общества.

II.Основная часть

2.1. Понятие «гражданского общества»

Термин «гражданское общество» стал употребляться уже более двух столетий назад. Современное гражданское общество это совокупность негосударственных общественных отношений (экономических, социально-культурных, нравственных, корпоративных, семейных, религиозных и др.), образующих особую сферу реализации законных интересов отдельных лиц и их объединений, предполагающих осуществление естественных прав человека и гражданина и обеспечивающих свободу всех форм творческой деятельности личности. Гражданское общество включает в себя экономические, семейно-бытовые, политические, религиозные, а также иные общественные отношения и, соответственно, такие институты, как производственные предприятия, семья, образовательные учреждения, церковь, профессиональные, общественно-политические и другие организации, которые служат тому, чтобы наиболее полно обеспечивать групповые и индивидуальные потребности и интересы, в случае необходимости представляя их в сфере государственной власти. Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих в рамках закона самостоятельно. Это – предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.

2.2.Гражданские инициативы

С развитием гражданского общества в современной России наблюдается заметный рост личной заинтересованности населения в реализации социально значимых проектов, которые направлены на решение тех или иных общественных проблем. Всё больше людей стремятся принимать в них участие, поскольку общество начинает осознавать свою значимость в развитии благосостояния всего населения и страны в целом.Гражданская инициатива — это, прежде всего, форма коллективного волеизъявления граждан, посредством которой мнение определённой их группы доводится до компетентного государственного органа или органа местного самоуправления и требует его реагирования. Как же возникла гражданская инициатива в России? Несмотря на распространённое мнение о том, что жизнь общества должна быть полностью регламентирована законами и контролироваться органами власти, в любом обществе остаётся достаточно много места, которое не попадает под регулирование государства или вообще не интересует его. Поэтому для решения проблем, возникающих в конкретных местах, необходимы создания инициативной группы граждан, которые были бы заинтересованы в решении локальных проблем, когда, к примеру, органам местного самоуправления нет до них дела. Таким образом, начинают появляться гражданские инициативные группы, объединяющиеся для решения социальных проблем.

2.3. Инициативная группа села Кучерла и её деятельность.

Инициативная группа села Кучерла формировалась постепенно. Неравнодушные, энергичные, ответственные люди, творческие личности, хорошие организаторы, патриоты своего села – так можно их охарактеризовать (Приложение 1).

А) Памятный крест на месте посёлка Русский. Первая гражданская инициатива исходила от бывших жителей посёлка Русский. До 70гг. прошлого века это был полноценным населённым пунктом, где люди жили, трудились, учились, лечились, весело отдыхали. Но в пору непродуманных реформ по укрупнению населённых пунктов посёлок перестал существовать, жители разъехались, осталось только маленькое ухоженное кладбище, куда и съезжались в праздник Пасхи бывшие жители посёлка Русский. В 2012 году по инициативе Волковой Таисии Николаевны, чьё детство и юность прошли в Русском, решили бывшие жители поставить памятный поклонный крест на месте своего посёлка. С энтузиазмом взялись за дело. Начался поиск бывших жителей, в этом активно участвовали самые пожилые, не утратившие связь с бывшими соседями, кумовьями и друзьями: Шорохова Мария Алексеевна, Понедельник Анна Васильевна, Чистикова Татьяна Никитична, Волков Алексей Алексеевич, Пачина Полина Алексеевна. Шороховым Алесандром Фёдоровичем были собраны средства. Андрианов Николай Иванович, Шорохов Николай Павлович, Коденко Михаил Николаевич выбрали и заказали символ посёлка. Потом общими усилиями идея была воплощена в жизнь. Братья Синельниковы, Александр и Михаил, приняли активное участие в этом нужном и благородном деле (Приложение 4). В сентябре Поклонный крест был установлен. В конце сентября 2012г. состоялось торжественное освящение Поклонного креста, которое провёл настоятель храма Святителя Николая Чудотворца из Летней Ставки отец Симеон. (Приложение 5). На празднике выступили старожилы посёлка Русский: Волкова Таисия Николаевна, Шорохова Мария Алексеевна, Козырев Николай Петрович, Волков Михаил Егорович, Красюк Надежда Петровна. Более сотни уроженцев Русского съехались на родную землю, ехали целыми семьями: деды, дети, внуки… (Приложение 6).Сколько воспоминаний прозвучало за праздничным столом, сколько добрых слов было сказано о своих односельчанах, сколько признаний в любви услышал этот маленький уголок России – отчий дом русян… Теперь каждый год здесь проходит этот праздник встречи, праздник памяти, любви и верности своей малой родине.

Б) Обустройство Молельного дома. В великий христианский праздник Русской Православной Церкви Покров Пресвятой Владычицы богородицы и Приснодевы Марии 14 октября 2020 года в селе Кучерла состоялось открытие молельного дома, который и называется в честь праздника открытия. Средства для оборудования молельного дома собирали всем селом, большую помощь оказали фермеры, само здание было выделено руководителем ООО «Кучерлинское» Коваленко Геннадием Фёдоровичем. Главными инициаторами создания молельного дома стал «Клуб здоровья», который работает при Кучерлинском доме культуры под руководством неутомимого художественного руководителя Калюжиной Людмилы Александровны. Члены клуба и сейчас принимают самое активное участие во всем, что связанно с домом. Они долго думали над его открытием, и всё же решили, что в селе обязательно должен быть храм, но так как на храм нужно большое количество денег, хватило лишь собрать на обустройство молельного дома. В молельном доме для верующих проходят богослужения в основном в воскресение и праздничные богослужения. Молельный дом предназначен для успокоения души, туда нужно ходить не только для того чтобы просить помощи бога и кого-нибудь оплакивать, но и для того, чтобы благодарить бога за всё. В обустройстве помогали и стар и мал, за их помощь не платили, это всё делали для себя же самих (Приложение 7). Своими силами Святченко Юрий Николаевич и Вяткин Павел Николаевич проделали очень сложную и большую работу, они сделали очень красивый иконостас. На открытие приезжали настоятель храма Святителя Николая Чудотворца из Летней Ставки отец Симеон с матушкой Еленой, который освятил молельный дом и пожелал всем прихожанам здоровья и благоденствия. В связи с пандемией на открытие присутствовало немного людей: глава администрации сельского совета Хиясов Беген Меннапович воспитанники кучерлинского детского сада, учащиеся кучерлинской школы. Для дома была подарена икона «Покров Пресвятой Богородицы» и ещё две другие иконы, остальные иконы приносили жители села. Матушка Елена планирует открыть Воскресную школу, и сделать один класс. Кучерлинская школа дала парты в молельный дом для будущей Воскресной школы. По большим праздникам в дом приезжает священник из Летней Ставки. Члены «Клуба здоровья» считают, что открытие молельного дома должно положительно повлиять на нравственность людей, их поведение и отношение друг к другу.

В) Обновление парка у памятника погибшим землякам. Изначально памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, стоял в селе Кучерла, в конце улицы Стадионной. В 1988 году памятник был перенесён в центр села, вокруг были посажены деревья и образовался парк Победы. За парком и памятником постоянно ухаживали школьники. Со временем деревья состарились, стали засыхать, посаженные кустарники и цветы истреблялись индюками, овцами, козами и другой живностью. Принимаемые сельской администрацией запреты не работали, так как никого не наказывали и постепенно парк превратился в место выпаса бесхозной птицы и скота. О неподобающем состоянии парка Победы неоднократно говорили на сельских сходах, но ничего не менялось в лучшую сторону, пока сами жители не поняли, что никто не придёт что-то сделать за них, что только они сами могут изменить ситуацию. С 2018 года сельчане начали благоустраивать парк, в котором находится этот памятник. Инициатором благоустройства парка стала Коваленко Ольга Филипповна – индивидуальный предприниматель. Её поддержали все активисты села. Для начала очистили парк от пропавших деревьев, спилили и вывезли сухостой. Этим занялись неравнодушные фермеры, они же предоставили технику (Приложение 8). Затем собрали деньги с жителей села, купили розы, кустарники. Многие, особенно пожилые, приносили кусты роз, луковицы тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, семена многолетних цветов. По состоянию здоровья они уже не могли принять участие в физическом труде, но очень хотели внести свой посильный вклад в такое нужное общее дело. Многие жители приходили поработать в парк: убирали мусор, разбивали клумбы, сажали цветы. Помогали в благоустройстве и ученики кучерлинской школы. Администрация села выделила средства на благоустройство парка Победы: на площади перед памятником уложили плитку, поставили лавочки, оборудовали современное освещение. Сейчас жители села по собственной инициативе ухаживают за зелёными насаждениями. В летнее время, когда зелёным насаждениям нужен регулярный полив, на собранные деньги купили шланги и наняли работника по уходу за растениями. Благодаря неравнодушным жителям села сейчас в парке Победы порядок. Он стал местом проведения акций памяти земляков, погибших за нашу мирную жизнь, за наше счастье и свободу. В советские времена, благодаря субботникам, был порядок в селе, сейчас эта традиция возрождается. Хочется верить, что доброе начало найдёт продолжение.

Г) «Своих не бросаем»! Активизировалось сельское гражданское общество с началом специальной военной операции. На фронт отправились не только мобилизованные, но и добровольцы, всего более 10 человек. К сожалению, не обошлось без потерь: Ромах Александр Николаевич и Инженеров Валерий Петрович погибли. Односельчане решили не оставаться в стороне, а организовать помощь и поддержку землякам - участникам СВО. (Приложение 2). Организатором помощи участникам СВО стала Цымбал Анна Ивановна, её инициативу поддержали многие жители села. (Приложение 3). Постоянно на добровольной основе собираются деньги для закупки вещей, необходимых нашим воинам на фронте. Первая адресная посылка общей стоимостью более 57 тысяч (тёплые вещи и обувь, снаряжение, продукты питания, средства личной гигиены) была направлена братьям Костяровым Сергею и Андрею на запорожское направление. (Приложение 9). Почти каждую неделю на фронт отправляют посылки с продуктами, выпечкой, тёплыми вещами. Наши бабушки вяжут носки, жилеты, шарфы. Женщины помоложе катают домашнюю лапшу, пекут пирожки и разные вкусности, чтобы порадовать наших защитников домашней едой. Жители несут домашние закрутки, варенье, сало, копчёное мясо – всё, кто что может. Не оставляют без помощи и госпитали, где поправляют здоровье раненые. Туда тоже отправлены посылки с постельными принадлежностями, полотенцами, перевязочным материалом, салфетками, средствами гигиены, продуктами. В посылки вкладывают письма школьников с пожеланиями скорейшего возвращения и победы. В магазинах стоят корзины «Купил себе – купи солдату», которые очень быстро наполняются. Проходят акции «Угости солдата кофе или шоколадкой», «Фронтовое кафе», «Обними солдата-земляка». В небольшом селе, где большинство жителей пенсионеры и многие не имеют постоянного заработка, для помощи фронту собрано более 100 тысяч рублей. Сейчас жители собирают деньги на покупку машины-газели, чтобы оперативно доставлять всё необходимое на фронт. Вот так наши граждане выражают свою гражданскую позицию, на деле подтверждают лозунг «Своих не бросаем!»

III. Заключение

Наша работа позволила нам сделать некоторые выводы:

  1. Становление гражданского общества является основой и гарантией необратимости демократических преобразований, основным условием реализации прав человека. На примере наших земляков наглядно видно, что они нашли механизм реализации своих конституционных прав, они не только почувствовали себя хозяевами своего села, но и подтвердили это на практике.

  2. Современные демократические общества характеризуются большим количеством негосударственных, неправительственных организаций, обществ, фондов, объединяясь в которые граждане могут реализовать многообразие своих интересов без вмешательства государства в их частную жизнь. Этот тезис также подтверждён на практике: работает «Клуб здоровья», функционирует молельный дом, начинают свою работу уличные комитеты, ведётся активная работа помощи участникам СВО.

  3. Без самоорганизации граждан, многообразия гражданских инициатив невозможно действительно эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и развитие, а следовательно, полноценная, устойчивая и благополучная жизнь человека. И это положение можно проиллюстрировать теми гражданскими инициативами, которые уже воплощены в жизнь нашими односельчанами, и мы уверены, что их будет ещё много.

  4. Наша гипотеза исследования нашла подтверждение в работе, так как положенное начало формирования гражданского общества в селе находит своё продолжение, наполняется новыми инициативами и полезными делами и пополняется новыми активистами.

IV.Список использованных литературы и источников

1. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский А.В. и др. Обществознание: Учебник 10 класс. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2019 - 317 с.

2. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебное пособие для вузов. М.: Политиздат, 2011 - 432 с.

3. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. М.: Политиздат, 1998 - 457 с.

4. Л.Г. Кононович, Г.И. Медведев. Философия: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 – 345 с.

5. Шаповалов В.Ф. Основы философии: Учебное пособие для вузов. М.: Гранд, 1998 – 386 с.

V. Приложения

Приложение 1. Список респондентов

Ф.И.О.

Год рождения

Занятие

1.

Волкова Таисия Николаевна

1949

Пенсионерка

2.

Андрианов Николай Иванович

1950

Пенсионер

3.

Шорохов Александр Фёдорович

1959

Пенсионер

4.

Калюжина Людмила Александровна

1958

Пенсионерка

5.

Шелепина Татьяна Ивановна

1960

Пенсионерка

6.

Цымбал Анна Ивановна

1966

Пенсионерка

Приложение 2. Вопросы для социологического опроса (30 человек)

  1. Слышали ли Вы о гражданском обществе?

  2. Что вы понимаете под гражданским обществом?

  3. Знаете ли Вы, что такое «гражданская инициатива»?

  4. Заметили ли Вы какие-либо изменения во внешнем облике своего села в последнее время?

  5. Если «да», то какие?

  6. Кто причастен к этим изменениям?

  7. Принимали ли Вы в этом участие?

  8. Есть ли у Вас какие-либо предложения – личные инициативы, по изменению жизни села или его внешнего облика?

  9. Как глава территориального поселения к этому относится?

Обобщённые результаты социологического опроса

№ вопроса

Обобщённый ответ

Количество ответивших

%

1.

Да, конечно, слышали

20

66,6

2.

Под гражданским обществом, я понимаю взаимоотношения между людьми, которые объединились для совместной реализации личных интересов, и сама в него вхожу.

10

33,3

3.

Гражданская инициатива – активная группа людей, которые объединились для отстаивания своих интересов в разных сферах.

   

4.

Да, заметили. В нашем селе есть изменения как в лучшую так и в худшую сторону.

   

5.

Изменения в лучшую сторону – то, что начали обустраивать парк и ухаживать за ним, жители села активно включились в работу по оказанию поддержки участников СВО, а в худшую то, что в селе много заброшенных домов, мусора на улицах, бродит скот.

   

6.

К этим изменениям причастны сами жители села и клуб здоровья.

30

100

7.

Конечно, принимали, в том же обустройстве парка, молельного дома. Сейчас участвуем в работе по оказанию поддержки участников СВО.

30

100

8.

У группы инициаторов есть такое предложение, как сделать стадион, детскую площадку, проложить тротуары по тем улицам, где их ещё нет.

   

9.

Глава ничего не хочет делать, он обещал группе инициаторов и жителям села, что в селе будет детская площадка, хотя бы маленькая, но никто не знает, почему до сих пор её нет, ведь финансирование было выделено на площадку.

   

Приложение 3. Интервью Цымбал Анны Ивановны

Вопрос: Анна Ивановна, Вы как координатор работы по поддержке участников СВО, как можете охарактеризовать участие жителей села в этом деле?

Ответ: Большинство жителей активно откликаются на любое предложение оказать помощь участникам СВО. Уже собрано более 100 тысяч рублей на общую помощь своим участникам-односельчанам, незнакомым участникам СВО. На эти средства мы закупили и отправили 7 посылок с тёплой одеждой, тёплым бельём, предметами гигиены. Отправили несколько десятков пар шерстяных носок, связанных нашими умелицами. Продукты приносят жители: закрутки, печёности, сало, мясо копчёное, лапшу домашнюю, различные сладости. Жители нашего села единодушны в том, что если тыл не будет помогать фронту, то фронт может переместиться в тыл.

Приложение 4. Возведение памятного Поклонного креста

Приложение5.Освящение памятного Поклонного креста

Приложение 6. На земле предков

Приложение 7. Обустройство Молельного дома

Приложение 8. Обновление парка у памятника погибшим землякам

Приложение 9. «Своих не бросаем»

 

Просмотров работы: 21