ПРОЕКТ СЕМЕЙНОЕ МАСС-МЕДИА КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И СОЗИДАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ (на примере обучающихся современной профессиональной школы)

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОЕКТ СЕМЕЙНОЕ МАСС-МЕДИА КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И СОЗИДАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ (на примере обучающихся современной профессиональной школы)

Алакаева К.С. 1Пиянзин Н.С. 1
1ГАПОУ "Альметьевский политехнический техникум"
Борзилова Л.В. 1
1ГАПОУ "Альметьевский политехнический техникум"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

«Кто не принадлежит своему отечеству,

не принадлежит и человечеству»

В.Г. Белинский

Современные общепланетарные вызовы жизни являются последствиями процесса глобализации (унификации всех сфер человеческого бытия). Отказ от социокультурной самоидентификации в пользу бытового комфорта «европейского стиля» привел к утрате индивидуальности, потере своего «Я» и асоциальности в молодежных субкультурных кругах (инертность, абсентеизм, нивелировка такой ценности как патриотизм на основе искажения «образов Семьи и Родины»). Перечисленные деструктивные последствия глобализации напрямую связаны с проблемой взаимосвязи качества информационного контента и образа окружающего мира (действительности), формирующегося в сознании молодого поколения и детерминирующего его поведение. Речь идет о гражданской позиции. Молодое поколение в своих ценностных предпочтениях определяют сегодня, каким будет «завтра» у страны и ее граждан. Все это обуславливает актуальность выбранной нами темы, особенно в период неопределенности.

Цель работы: создать информационную среду (Проект Семейное масс-медиа) для формирования устойчивой гражданской позиции как базиса созидательного стиля жизни у обучающихся современной профессиональной школы.

Для достижения цели нами были определены следующие задачи:

1. Сделать теоретический анализ понятия «гражданская позиция».

2. Выявить связь между гражданской позицией и выбором модели поведения (стилем жизни).

3. Изучить понятия «информационная среда», «контент», «фейк ньюс».

4. Выявить связь между попытками исказить информацию, например, «переписать историю», и характером гражданской позиции нового поколения.

5. Разработать и реализовать Проект «Семейное масс-медиа».

Объект исследования: информационная среда в период неопределённости

Предмет исследования: влияние качества контента на формирование гражданской позиции и стиля жизни

Научным обоснованием работы являются идеи и труды А. Адлера, Ю. Березутского, Д. Мида, О. Хахалева, Ю. Шрейдера, Н.С. Щепочкина.

Теоретическая новизна работы: дано определение гражданской позиции и созидательного стиля жизни, выявлены взаимосвязи между гражданской позицией и моделью поведения, проанализированы феномены «фейка» и тенденций к переписыванию истории, дано понимание «семьи» в узком и широком смыслах.

Эмпирическая база работы: данные социологического опроса «Россия для тебя и ТЫ для России?…» 2011 , 2017 и 2022 годов.

Практическая значимостьработы:

- Проект «Семейное масс-медиа» - это альтернативная традиционным воспитательным инструментам (тематический классный час, родительское собрание и др.) современная цифровая функциональная площадка социализации обучающихся профессиональной образовательной организации.

ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

КАК ФАКТОР ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО СТИЛЯ

    1. «Гражданская позиция»: анализ дефиниций

Анализом понятия «гражданская позиция» занимались Т.В. Абрамян, П.А. Баранов, Ю.В. Березутский, Н.П. Капустин, В.Т. Лисовский, Н.С. Щепочкин и др.

Под гражданским обществом понимается цивилизованное общество, то есть совокупность граждан с активной жизненной позицией, осознающих свою идентичность в национальном, политическом, культурном, экономическом и других смыслах [6, 381].

Одним из определений гражданской позиции является «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане » [7, 164].

С точки зрения социологии, Ю.В. Березутский определяет гражданскую позицию как совокупность внутренних общечеловеческих ценностей, приобретённых в процессе социализации личности и помогающих ей:

во-первых, самостоятельно принимать решения в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активного участия в общественной жизни, прогнозируя возможные последствия таких решений;

во-вторых, нести личную и социальную ответственность за эти принятые решения [3, 151].

В педагогике многие исследователи считают, что понятие «гражданская позиция» стоит на стыке двух других понятий: «гражданственность» и «социальная активность». Первое включает в себя такие качества как любовь к Родине, чувство собственного достоинств и уважение к государству. Второе трактуется как устойчивое свойство личности, которое зависит от ее места в социальной структуре и от социальной роли, которую личность выполняет. Именно этот вид активности побуждает индивида к активной социальной деятельности [7, 165].

Таким образом, под гражданской позицией понимается совокупность мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием внешних факторов.

В современных работах под «гражданской позицией» понимается рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с современной системой гражданских ценностей.

На основании вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что гражданская позиция это интегрированное качество личности, включающее в себя:

- статику (оценочные знания о своей стране, обществе и своем месте в этом обществе, то есть «образ Семьи и Родины»), поэтому важно какую именно информацию получает индивид, из каких источников, насколько контент объективен и безопасен для еще не сформировавшейся ценностной школы личности;

- динамику (поступки, действия в отношении окружающего мира), важно понимать, что убеждения, направленность личности, интересы и будут управлять поведением:

активность – пассивность,

созидательность – разрушительность,

социальная ориентированность или эгоизм.

Данные понятия сформируют поведенческий «почерк» жизни или жизненный стиль.

    1. Стиль жизни или модель поведения

Представления о стиле жизни личности были введены в науку А. Адлером [1, 99]. Стиль жизни – это, с одной стороны, принятая человеком концепция жизни («путеводный образ»), а с другой стороны – принятый им паттерн поведения («жизненный план»).

В настоящее время индивидуальный стиль жизни чаще актуализируется как степень проявления активной деятельностной сущности человека, формы его поведения, направленной на решение жизненных проблем и реализацию его творческих сил. Это устойчивая система характеристик поведения, поведенческий «почерк» личности, «модели поведения»[1, 99].

На выбор модели поведения оказывают влияние ряд факторов:

- возрастные и психологические особенности;

- социально-культурная среда;

- историческая эпоха.

Поскольку человек рождается с открытой программой из него можно вылепить все что угодно, в его наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди волков — будет волком, среди обезьян — обезьяной, а среди людей (если повезет), может стать человеком. Проблема соотношения социального и биологического в человеке находит отражение в ряде социологических и психологических теорий, например: структурного (символического) интеракционизма Джорджа Мида, теории «зеркального Я» Ч. Кули, теории этапов жизни человека Э. Эриксона, психоанализе З.Фрейда и др. В частности, под структурным интеракционизмом понимается отражение в нашем сознании общества как нашего собственного «Я». Джордж Мид говорил о ролевой теории личности: через процесс принятия роли индивиды развивают самость (личностную сущность).

1) Я (соотв. английскому «i») — спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя

2) Я (соотв. английскому «me») — это то, как люди видят себя, но глазами других.

Мид выделяет две стадии развития самости:

1) стадия игры (play) — ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);

2) стадия соревнования (game) — принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников.

Речь идет о процессе социализации – передачи социального опыта (от агентов и агентуры социума индивиду). Примеряя разные роли, ребенок оценивает ситуацию (рефлексирует). Так начинает формироваться стиль жизни.

А Адлер, не смотря на свою убежденность, что жизненный стиль индивидуален, предложил в качестве классификации два критерия: «социальный интерес» и «степень активности». Между критериями выявляется прямая взаимосвязь:

- при высоком уровне социального интереса наблюдается активная жизненная позиция – социально-полезный тип.,

- при асоциальном (эгоистичном) интересе мы сталкиваемся с «берущим», «избегающим» или «управляющим» типами.

Итак,стиль жизни (или модель поведения) – это деятельностная сущность человека (характеристика средств достижения жизненных целей). Поступки индивида могут быть мотивированы разными факторами внешней среды, которые проходят через внутренний фильтр (мораль, интересы, убеждения, эрудированность и т.п.). Следовательно, гражданская позиции выступает базисом, а жизненный стиль индивида – это надстройка.

    1. Взаимосвязь гражданской позиции и формы модели поведения индивида

Социологические исследования показывают, что до 2022 года все более заметным становилось отчуждение личности от государства (утрата патриотических чувств, ослабление гражданской активности), то есть, на лицо факт изменения модели поведения нового поколения. Если мы обратимся к старшим поколениям, для которых образы «малой Родины», «большой Родины», «мамы», «старшего поколения», «семьи», «учителя», «школы» и т.п. были в основе шкалы ценностей, то увидим, как данная нравственная база проявлялась в мотивированном отношении к учебе, труду, в социально активном поведении. У нового («цифрового») поколения произошла деформация в понятиях.

Мы сопоставили результаты опроса студентов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» в 2011, 2017 и в 2022 году.

В 2011 году в рамках работы «Национальная идея современной России глазами молодежи» для выполнения эмпирической части была разработана анкета «Россия для тебя и ТЫ для России?…» (см. приложения 1 и 2) Было опрошено 320 студентов, из них: 15-17 лет – 110 студентов, 18 – 19 лет – 234 студентов, старше 20 лет – 76 студентов. В 2017 году было опрошено 63 студента в возрасте 15-17 лет. В 2022 году было опрошено 113 человек в возрасте 15-17 лет.

Приведем фрагменты сравнительного анализа по возрастной группе 15-17 лет.

Таблица 1 - Сравнительный анализ опросов 2011 и 2017 гг.(вопрос 1)

2011

2017

2022

Вопрос1: Чувствуете ли Вы в себе любовь к Родине?

Да –69 – 63%

Нет – 11 – 10%

Воздержусь – 21 – 19%

Не знаю –9 – 8%

Да – 34 – 54%

Нет – 9 – 14%

Воздержусь – 17 – 27%

Не знаю – 3 – 5%

Да –69 – 61%

Нет – 10 – 9%

Воздержусь – 30 – 27%

Не знаю – 3 – 5%

Диаграмма 1 – Сравнительный анализ опросов 2011 и 2017 гг.

Мы наблюдаем тенденцию падения уровня патриотизма (любви к Родине) на 9 пунктов и увеличения категорического отрицания подобных чувств на 4 пункта в 2017 году и возврат к данным 201 года в 2022.

Можем предположить, что в 2017 году падение чувства сопричастности с Родиной было связано с проблемой искажения действительности посредством «фейков», ведь наши чувства формируют знания (эмоции, которые мы ощущаем при просмотре информации или переживании ситуации). В 2022 году с началом специальной военной операцией в учебно-воспитательную среду вернулись забытые ранее «разговоры о важном».

Таблица 2- Соотношение понятий «гражданская позиция» и «модель поведения»

Гражданская позиция

Модель поведения

(стиль жизни)

компоненты

1. Когнитивный (знания на уровне убеждений)

2. Ценностный (чувствование)

3. Поведенческий (действия)

1. Концепция жизни (образ)

2. Паттерн (шаблон поведения)

3. Формы поведения (действия)

Как мы видим из таблицы, понятия «гражданская позиция» и «модель поведения» или «стиль жизни» взаимосвязанны. Получаемая индивидом информация из окружающей его среды закладывает фундамент - знания, на котором будут формироваться личные убеждения («осознание своего Я»). Эмоции позволяют «прочувствовать» объекты и проранжировать их по шкале ценностей, после чего индивид переходит на поведенческую стадию – так формируется стиль жизни.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что информационное поле, в котором идет формирование первого компонента гражданской позиции (когнитивного) играет важную роль в определении жизненного стиля. Что я вижу, слышу, ощущаю, таким и будет формированный в голове образ действительности, следовательно, важно контролировать качество контента (информационного содержания).

Под созидательным стилем жизни мы понимаем творческую активность обучающегося с высоким уровнем социальной ответственности и желанием внести свой вклад в улучшение жизни на всех уровнях.

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

2.1. Понятие информационной среды и контента

Информационная среда – совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации[8]. Концепция информационной среды активно разрабатывалась Ю.А. Шрейдером, как проводника информации при активном воздействии на ее участников.

Информационная среда предоставляет индивиду возможность оперативно получать необходимые сведения, но умение получить нужную информацию и преобразовать ее в знания приобретаются в процессе обучения.

«В книгах можно прочесть о многом,

но из них нельзя получить умения читать»

Ю.А. Шрейдер

Выделяют три основных аспекта информационной среды:

- система исторически сложившихся форм коммуникации;

- одна из сторон деятельности человека;

- информационная инфраструктура[10, 243].

Рассмотрим понятие «контента» как элемента информационной среды в ее инфраструктуре. Контент (англ. content — содержимое) — любое информационно значимое наполнение информационного ресурса (например, веб-сайта) — тексты, графика, мультимедиа — вся информация, которую пользователь может загрузить на диск компьютера с соблюдением соответствующих законностей, как правило, только для личного пользования.

Простыми словами, контент – это содержание информационной среды. Контент может быть текстовой, графический, аудио и видео. Это информационный поток, воздействующий на все органы чувств индивида. В результате его воздействия в сознании индивида формируется картина мира (образ/образы), которые заложат основу жизненного стиля.

Как отмечает О.А. Хахалева в своей статье, «…идет процесс обособления информационной среды в отдельное образование, втягивающее в себя человека»[10, 243]. Автор отмечает, что «воздействуя на все органы чувств, она создает иллюзию подлинности символического мира, что сказывается на восприятии и оценке окружающей действительности… В описании современной информационной среды целесообразно исходить из двух основополагающих посылок: во-первых, общество, в котором обитает человек сегодня, это информационное общество, во-вторых, в социуме, базирующемся главным образом на информации, проживает теперь новый человек – человек информационные (Homo Informaticus) – продукт информационного обществ» [10, 244]

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующий вывод: современная информационная среда – это место обитания молодого поколения, именно в ней происходит процесс социализации студентов, следовательно, качество ее содержания (контента) играет приоритетную роль в формировании гражданской позиции индивида.

2.2. Феномен «фейк ньюс»

«Fake news» - фальшивые (поддельные, «фейковые», ложные) новости — это информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для того чтобы получить финансовую или политическую выгоду[4].

Авторы подобного контента, как правило, используют броские заголовки (часто искажающие действительность) для увеличения численности аудитории (количества просмотров страницы) с целью заработка.

В свое время Ватикан и РПЦ выступили с резкой критикой книги Дэна Брауна «Код да Винчи» и потребовали запретить ее экранизацию. Почему? Роман, написанный в жанре интеллектуального детективного триллера, смог пробудить широкий интерес к легенде о Святом Граале и месту Марии Магдалины в истории христианства (в книге закладываемся идея, что Мария была земной женой Христа и родила дочку после его казни). Бенедикт XVI (папа Римский) указал на то, что молодежь мало интересуется истинной картиной мира (не читает Библию, не изучает историю), но с удовольствием ходит в кино. Попав под эмоции и образность вымышленной истории, они не будут разбираться в истинности или ложности сюжета, а примут его за реальность, что приведет к разрушению христианских канонов.

Другой пример. Фильм «Сволочи» А. Атанесяна по книге В. Кунина. Режиссер и сценарист утверждал, что фильм снят на реальных событиях. Напомним сюжет: 1943 год. Освобожденный из заключения полковник должен подготовить для уничтожения немецкого склада топлива диверсионную группу из подростков-преступников14-15 лет, приговоренных к смертной казни. Фильм вызвал интересен у молодежной аудитории. Если учесть, что рекламная компания вокруг фильма строилась на утверждении, что он снят по реальным событиям, якобы автор книги Владимир Кунин сам был в этом диверсионном лагере, то легко предположить последствия подобного искажения фактов. Как отмечает историк С. Г. Асфатуллин, распространение через художественные произведения (в том числе фильмы) не соответствующих действительности, заведомо ложных сведений о событиях Великой Отечественной войны и их закрепление в общественном сознании представляют значительную опасность[2, 7].

Проведенное расследование показало, что В. Кунина (Фейнберга) в 1944 году был зачислен в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков, в сентябре 1945 года откомандирован во 2-е Чкаловское военно-авиационное училище лётчиков-наблюдателей, а в мае 1946 года отчислен в связи с учебной неуспеваемостью. В районе турбаз «Горельник» в 1943 году действительно располагалась школа горной подготовки для подготовки курсантов к ведению боя в горах, но не подростков.

А вот факт использования детей в диверсионной деятельности в 1943 году действительно был. Только не в СССР, а в нацисткой Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной абверкомандой-203 в июле 1943 года в деревне Гемфурт.

В газетах было дано опровержение, что фильм «Сволочи» снят по реальным событиям, но вот только какой процент молодёжи сегодня читает страницы прессы на бумажном носителе?

Итак, «фейк ньюс» или фальшивые новости – это контент, который изначально искажает реальность с коммерческими целями сделать прибыль на сфабрикованном скандале. Разовая нажива приводит к деструктивным последствиям, которые проявляются в отчужденности нового поколения от истории своей страны, не восприятии базовых ценностей, отказ от активной гражданской позиции.

2.3. Влияние качества информации

на формирование гражданской позиции и стиля жизни

Как было отмечено выше, информатизация формирует мировоззрение – отношение к миру, к окружающим и к самому себе.

Мы выделили 3 типа отношения к жизни:

1) конструктивная активная жизненная позиция: обучающийся эрудирован и информирован, умеет работать в информационной среде (выбирать источники информации, проверять их на достоверность), как правило, данная категория студентов социально активная, они позитивно относятся к людям, поддерживают инициативы, готовы к переменам и могут их генерировать сами (волонтеры, участники общественных мероприятий и т.п.);

2) деструктивная жизненная позиция: обучающийся аккумулирует негативную информацию (критика власти, политики своей страны, образа жизни россиян и т.п.), как правило, данная категория студентов пассивна, инертна, зациклена на своих «претензиях», не способна предложить реальные способы разрешения трудных ситуаций, отличается цинизмом;

3) жизненная позиция отсутствует: асоциальность, замкнутость, нежелание ничего делать, стойкая привычка игнорировать информацию, при полном отрицании базовых ценностей.

Мы провели небольшое исследование, предложив студентам написать фрагменты мини-сочинения на тему: «Судьба России». В опросе приняли участие 53 студента. Обучающимся было необходимо продемонстрировать свою позицию по ряду вопросов:

- какой вклад внесла Россия в мировое развитие?

- каким путем следует идти современной России: западным, восточным или своим (позиция славянофилов)?

- какие реформы необходимы России сегодня для повышения уровня жизни и безопасности в стране?

- «образ России»: взгляд из дома и из-за рубежа.

Для графического изображение результата анализа работ ведем следующие условные обозначения:

1) А - обладают глубокими знаниями по сущности и значимости своей страны на мировой арене (СССР продемонстрировал мирное применение атома, сегодня Россия выходит в лидеры на рынке промышленных роботов, на рынке оптоволокна, на рынке 3-D принтеров и т.п.) – 3 человека - 6 %

2) Б – обладают знаниями на уровне: первый полет в Космос, Победа в Великой Отечественной войне – 14 человек 26 %

3) В – не смогли привести аргументы, но написали позитивные теоретизирование фразы, например: «Россия самодостаточная страна» - 13 человек - 25%

4) Г – не смогли привести ни одной фразы (даже теоретизированной) – 21 человек - 38%

5) Д – выразили негативное отношение к своей стране и ее значимости на мировой арене – 2 человека - 3%

Диаграмма 2 – Результаты анализа работ

После этого, мы соотнесли ответы с уровнем социальной активности студентов (есть у них активные интересы помимо учебы) и получили следующие результаты.

Таблица 3 – Связь между эрудированностью и уровнем социальной активности

А

Б

В

Г

Д

Социально активны

Социально активны

Активны, но не в системе, а в частных случаях

пассивны

Пассивны

100% из 100%

3 из 3

86% из 100%

12 из 14

54% из 100%

7 из 13

(6 пассивны)

86% из 100%

18 из 21

(3 активны)

100% из 100%

2 из 2

Таким образом, можно сделать вывод, что между качеством контента в информационной среде (в нашем случае, новостного и исторического) и гражданской позицией индивида прямая зависимость. Наше эмпирическое исследование это подтвердило.

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «СЕМЕЙНОЕ МАСС-МЕДИА» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ЦИФРОВАЯ СРЕДА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

3.1. История Проекта «Семейное масс-медиа»

Первое сентября 2021 года – дата рождения группы ИС-212б. На первом классном часе была разработана система адаптации студентов к новым условиям: группа была разделена на команды, в каждой из команд был избран модератор; выбрали старосту. Классный руководитель предложил продолжить традицию группы ИС-131б по выпуску газеты группы «ИСточник хорошего настроения». И мы поддержали эту идею. Так был сделан первый шаг к разработке Проекта «Семейное масс-медиа».

Масс-медиа – это средство массовой информации, то есть распространение информации с максимальным охватом аудитории.

Почему «Семейное»?

Семья – это базовый социальный институт. В традиционном смысле семья характеризуется следующими признаками:

- наличие кровно родственных отношений,

- общность быта,

- взаимная моральная ответственность.

Мы расширили данное понятие: семья как созидательная социальная среда взросления и становления человека.

Таблица 4 – Уровни семейственности индивида

Уровень

Характеристика

Первичный

Семья как общность связанных духовно, общим бытом и взаимной моральной ответственностью.

Вторичный – микро

Семья как общность учебно-производственного характера (группа, класс, команда, коллектив, бригада, отдел)

Вторичный – макро

Семья как общность политико-правовая характера (государство, страна)

Вторичный – глобал

Семья как общность планетарного характера (планета Земля)

Таким образом, мы решили создавать многоуровневый семейный контент.

Наши мотиваторы:

1. Родители приезжих студентов подолгу не видят своих детей.

2. Родители большинства обучающихся не владеют информацией, как именно выстроен учебно-воспитательный процесс в техникуме, они «отделены» от жизни детей.

3. Когда студент заболел или уехал на соревнования/конкурсы, он «выпадает» из жизни группы.

4. Многие студенты не интересуются возможностями своего учебного заведения и создают в голове иллюзию, что жизнь «скучная».

5. Многие не интересуются жизнью своего года, страны и создают иллюзию, что власть живет свой жизнью и ориентирована только на взяточничество и обман.

Рисунок 2 Организационная схема Проекта

Рисунок 4 Пример Газеты "ИСточник хорошего настроения"

Рисунок 6 "Новостная студия" как элемент Проекта "Семейное масс-медиа"

3.2. Описание Проекта «Семейное масс-медиа»

Рисунок 8 Проект "Семейное масс-медиа" как единая цифровая среда

Суть проекта.

Для формирования устойчивой гражданской позиции привлечь к созданию информационного контента обучавшихся ПОО по следующим направлениям:

- ежедневные посты о том, как прошел учебный день (рубрика «Из жизни ИС-212б») - https://vk.com/club211322262,

- публичное обсуждение планов, мероприятий (собрания модераторов, старостат) – пример - https://vk.com/wall-211322262_1666, подробнее - http://источник-хорошего-настроения.рф/active.html,

- публикация статей о тенденциях развития отечественной науки и технологий в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» - http://источник-хорошего-настроения.рф/stat.html,

- рубрика «Новостная студия» - события в мире, России, Татарстане, городе Альметьевск, ГАПОУ «Альметьевском политехническом техникуме» - информация http://источник-хорошего-настроения.рф/projects.html,

- видео-подкасты «Жизнь АПТ глазами студентов» - выгружаются на Рутуб https://rutube.ru/channel/26205048/videos/,

- интервью и видеоконференции с интересными людьми - http://источник-хорошего-настроения.рф/stat.html,

Цели проекта:

- формирование позитивного имиджа страны, учебного заведения,

- пиар воспитательной работы, материальной базы и профессионализма педагогов за пределами учебного заведения,

- публичность мероприятий,

- быстрая адаптация обучающихся нового набора,

- рекрутинг студенческого актива.

Ресурсы проекта:

- сайт «ИСточник хорошего настроения» / автора Пиянзин, Алакаева - http://источник-хорошего-настроения.рф/index.html,

- сайт и мониторы ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»,

- тематический чат в телеграмм - https://t.me/+f_3svYcOmqNiYWZi,

- аккаунт в социальной сети ВКонтакте - https://vk.com/club211322262,

Изменяемость эффективности проекта:

- аудитория,

- география,

- социологические опросы,

- численность актива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1) Гражданская позиция это интегрированное качество личности, которое включающее в себя два элемента: уровень знаний и культуру поведения. Данные понятия формируют поведенческий «почерк» жизни или жизненный стиль.

2) Стиль жизни – это деятельностная сущность человека: какие средства использует индивид для достижения своих целей.

Под созидательным стилем жизни мы понимаем творческую активность обучающегося с высоким уровнем социальной ответственности и желанием внести свой вклад в улучшение жизни на всех уровнях.

3) Поступки индивида могут быть мотивированы разными факторами внешней среды, которые проходят через внутренний фильтр (мораль, интересы, убеждения, эрудированность и т.п.).

4) Современная информационная среда – это место обитания молодого поколения, именно в ней происходит процесс социализации студентов, следовательно, качество ее содержания (контента) играет приоритетную роль в формировании гражданской позиции индивида.

5) Современный феномен «фейк ньюс» или фальшивые новости – это контент, который изначально искажает реальность с коммерческими целями сделать прибыль на сфабрикованном скандале.

6) Разовая нажива приводит к деструктивным последствиям, которые проявляются в отчужденности нового поколения от истории своей страны, игнорировании базовых ценностей, отказе от активной гражданской позиции.

Наш Проект «Семейное Масс-Медиа» - это современная цифровая функциональная площадка социализации обучающихся профессиональной образовательной организации.

«Послушайте - и Вы забудете,

посмотрите - и Вы запомните,

сделайте - и Вы поймете»

Кун-Фу-Цзы

Мы еще не можем утверждать, что изменили стиль жизни обучающихся через участие в нашем Проекте, но социологические опросы выявили позитивную динамику по направлению формирования гражданской позиции, см. таблицу 5.

Таблица 5 – Доказательство сформированности гражданской позиции

Компоненты структуры гражданской позиции

Изменения

Когнитивный

Студенты начитают уверено ориентироваться в новостях, отличают фейк от факта, запоминают информацию.

Ценностный

Повысился эмоциональный фон на занятии, появилась мотивация, желание учиться – показали соц опросы

Поведенческий

Все больше желающих участвовать в проекте, генерируются новые идеи, никто не сидит пассивно, все активно вовлечены в процесс.

Таким образом, мы достигли поставленной цели .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1). Акимова М.К., Персиянцева С.В., Перевощикова Г.С. Взаимосвязь гражданской идентичности и выбора жизненных стилей молодыми россиянами // Инновации в образовании. – 2017. № 11. – С. 99

2). Асфатуллин С.Г. Развенчание мифов о Великой Победе // «Военно-исторический журнал». - 2014. № 5. – С.7-11

3). Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа // Власть и управление на Востоке России.- 2011. № 1. – С.151-159.

4). Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

5). Денисова А.Б. Влияние ИКТ на формирование гражданской позиции студентов в условиях глобализации и информатизации //Вестник РУДН, серия Информатизация образования. - 2015, № 1. – С. 22-27

6). Домбек С. О. Понимание гражданской позиции будущими педагогами / С. О. Домбек, Н. В. Лебедева. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. — 2014. № 5. — С. 381–387.

7). Рязанова М.П. Понятие «гражданская позиция»: сравнительный анализ //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2015. № 4(23). – С. 164.

8). Финансовый словарь [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23436

9). Хандажпова С.Б. Формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/06/26/formirovanie-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy

10). Хахалева О.А. К вопросу об информационной среде обитания // Вестник КрасГАУ, - 2012, № 2. – С. 243 – 247.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Россия для тебя и ТЫ для России?…»

Дорогой друг!

Мы проводим социологическое исследование.

Его цель: проверить уровень патриотизма в стране на примере студентов АПТ.

Анонимность анкетирования гарантируем!

Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответа на него. Выделите кружком один или несколько вариантов ответов, наиболее подходящих вам. На те вопросы, где нет готового варианта ответа, отвечать нужно подробно, своими словами.

Надеемся, что вы искренне и обдуманно ответите на предложенные вопросы.

Желаем успеха!

1. Чувствуете ли вы в себе любовь к Родине?

А) Да

Б) Нет

В) Воздержусь

Г) Не знаю

2. Чувствуете ли вы, что нужны России?

А) Нет

Б) Да

В) Хотелось бы в это верить

3. Если бы был шанс организовать митинг, демонстрацию, выйти с лозунгами, вы бы

согласились?

А) Да

Б) Нет

В) Смотря по какому вопросу

4. Ваши идеалы в жизни?

А) Деньги З) Здоровье

Б) Карьера И) Друзья

В) Семья К) Любовь

Г) Красота

Д) Религия

Е) Нет идеалов

Ж) Свой вариант________________________________________________________

5. Как вы понимаете выражение "Национальная идея"?

А) Идея для государства, придуманная народом

Б) Идея нации для борьбы за независимость, улучшения уровня жизни

В) Объединение людей в демонстрациях, митингах, представляющих интересы перед

государством

Г) Национальная идея-множество идей, которое другими словами еще называется

национальной идеологией, доминирующей убеждениями или просто идеологией народа

определенной национальности

Д) Согласен(а) со всеми вышеперечисленными вариантами

Е) Свой вариант_________________________________________________________

6. За какими из лозунгов вы бы пошли на данный момент в XXI веке?

А) “Россия-вера, надежда, любовь”

Б) “Россия- культурная империя”

В) “Родовые поместья – построй дом, посади дерево, вырасти сына! ”

Г) “Русские не сдаются! ”

Д) “Россия миру, мир- России!”

Е) “Россия- достоинство народа, величие милосердия!”

Ж) свой вариант__________________________________________________________

7. Как вы считаете что способно объединить Россию между собой?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пол: мужской женский ( нужное подчеркнуть )

Группа:____________________________ Возраст:___________________________

Спасибо за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анализ результатов исследования

Ответы на вопросы 1 и 2 демонстрируют, что молодое поколение в нашей стране по-прежнему обладает высоким уровнем патриотизма (70-80 %), т.е. любви к Родине, но!

Второй ответы на второй вопрос (рефлексия, ответная реакция на «любовь государства к тебе») демонстрируют неуверенность в своей нужности своей стране. Возможно, это связанно с тем, что

- незащищенность каких-либо сфер жизни человека государством (прежде всего, социальной);

- низкий уровень благосостояния – страх перед завтрашним днем;

- нестабильность;

- непонимание политики власти, возможно, что столкновение с произволом представителей власти

Все это объясняет отсутствие обратной связи между народом (гражданами) и властью (государством).

В подтверждение сделанных нами выводов, приводим диаграмму ответов на третий вопрос:

В целом агрессивности не наблюдается, но если суммировать ответы «да» и «смотря по какому вопросу», то наблюдается высокий процент (70-80%) желающий выйти на защиту своих прав, следовательно, ЕСТЬ сферы (проблемы), которые властью не защищены, и на которые граждане хотели бы «обратить внимание государства».

Интересен анализ ответов на вопрос 4:

При ранжировании ответов, мы поделили ценности студентов АПТ на два уровня:

- первый уровень – семья, здоровье, друзья;

- второй уровень – деньги, карьера, любовь.

Мы были приятно удивлены. В последнее время много говорят о «деградации» молодежи. Наш же опрос показал, что молодежь правильно ориентирована на создание семьи, нравственность, здоровый образ жизни. Молодежь готова к сотрудничеству, общению, компромиссам. Прослеживается дружелюбие, желание быть вместе. В то же время, ей правильно понимается необходимость реализоваться в этой жизни не только в личностном плане, но и профессиональном («карьерный рост»). Следовательно, фундамент (базис) для национальной идеи – есть! Необходимо определиться с надстроечными элементами. Найти то связующее звено, которое бы смогло «объединить» и молодое поколение (еже демократически ориентированное, с новым мышлением) и зрелое поколение (еще мыслящее порой авторитарно-тоталитарными категориями)

Вопросы 5,6 и 7 непосредственно были посвящены теме нашего исследования.

В 5 вопросе акцент в определении понятия «национальная идея» делается на позиции «борьбы за независимость» - в этом прослеживается историческое своеобразие нашего народа – мы всегда консолидировались при наличии каких-либо внешних опасностей или проблем. Предпочтение к лозунгу «Русские не сдаются!» часто комментировались, что необходимо добавить: «Татары с вами!», «Русские и татары не сдаются!». Приоритет этого лозунга гармонирует с выбором определения «национальной идеи» в вопросе 5 – для борьбы за независимость. НО!!! 7 вопрос, о том, что способно объединить россиян? Лидирующую позицию занимают: любовь и дружба!

Вывод:

Мы наблюдает своеобразие исторического пути нашего народа и, соответственно, его ментальности:

- с одной стороны, становление государственности, утверждение статуса государства на международной арене проходило в войнах, что породило дух непокорности, независимости, гордости, силы нашего народа;

- с другой стороны, православные истоки заложили любовь, сострадание, понимание, уважение, дружбу.

Симбиоз агрессии и миролюбия и делает нашу страну неповторимой на карте мира!

Просмотров работы: 36