Нецензурная лексика и сленг в коммуникативной деятельности подростков

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нецензурная лексика и сленг в коммуникативной деятельности подростков

Громыко Д.В. 1
1МБОУ "СОШ № 6 имени А.В Синицына"
Дроздова О.М. 1
1МБОУ "СОШ № 6 имени А.В. Синицына"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В современное время мы привыкли употреблять в своей речи, так называемые сленговые слова и даже целые фразы. Что привело к обеднению русского языка и вытеснению литературных слов.

Сленг или жаргон бывает разных видов: молодёжный, профессиональный, компьютерный, уголовный и другие. Наиболее интересен для меня молодежный или подростковый сленг. Всем известно, что молодежный сленг - это особые слова и выражения, свойственные подросткам. Но мне захотелось узнать больше: где молодежь заимствовала жаргонные слова и почему подростки так любят использовать их в своей речи.

Актуальность

Проблема распространения нецензурной лексики, засорения нашей речи грубыми, вульгарными, жаргонными, матерными словами является одной из актуальных и злободневных проблем времени.

В современное время мы привыкли употреблять в своей речи, так называемые сленговые слова и даже целые фразы.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что подростки стремятся упростить и минимизировать употребление сложных речевых оборотов, литературных слов, что ведет к обеднению русского языка и словарного запаса молодежи.

Объект исследования: жаргонизмы как слой лексики, тесно связанный с жизнью современной молодежи.

Предмет исследования: устная речь учащихся и молодежи.

Субъект исследования: подростки 16-17 лет.

Гипотеза: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

Цель: выявление группы наиболее употребительных жаргонных слов в речи подростков и составление рекомендаций: «Как избавиться от жаргонных слов в своей речи»

Задачи исследования:

1. Изучить теоретический материал по данной теме.

2. Выявить источники и причины возникновения жаргонизмов.

3. Проследить влияние жаргонных слов на речь подростков.

4. Провести исследование среди учащихся класса, с целью выяснения употребления ими жаргонных слов.

5. Составить рекомендации: «Как избавиться от жаргонных слов в своей речи»

  1. Методы исследования:

Теоретические: поиск, анализы полученных данных.

Эмпирические: анкетирование, диагностика, сравнение.

Математические: математическая статистика (средний бал), диаграммы.

Основная часть.

Глава 1.

1. Понятие «жаргон», «жаргонная лексика»

Проблему появления жаргонных слов изучали многие лингвисты и языковеды, одни из которых считали, что употребление жаргонизмов носит временный характер, а другие видели в данном явлении реальную угрозу для литературного языка, постепенно поддающегося «жаргонизации».

С чем же связана эта «угроза»? В наше время речевая культура, в особенности молодежи и школьников, испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргонизмов. Для последних жаргон является своего рода «паролем» для доступа к миру сверстников. Если ты не используешь жаргонные слова, речь твоя богата и разнообразна, то тебя не поймут, не примут в «стаю», а кому хочется быть изгоем?! Никому. Кроме этого, изъясняться и общаться на жаргонном языке намного проще: не нужно помнить все орфоэпические, речевые и синтаксические нормы. Сколько школьников получили бы высокие оценки, разреши им учителя писать на том языке, на котором они разговаривают между собой на перемене или на улице.

Так что же такое жаргон, жаргонная лексика?

в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля, «ЖАРГОН». Франц. Наречье, говор, местная речь, произношенье.

В 20-30 годах 20 века дано более широкое понятие - «Жаргон» (от французского jargon) – разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста».

Изучив теорию, связанную с понятием «жаргон», я узнал, что жаргоны могут относиться к разным тематическим группам: жаргонные слова, используемые футбольными хулиганами, компьютерщиками, в армии, журналистике и т.д. Это связано, в большей степени, со сферой его использования и функциональным применением.

Молодежный сленг противопоставляет себя старшему поколению и официальной системе, отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Его носители, как и он сам, дерзкие, резкие, своеобразные подростки.

Очень часто из уст своих одноклассников и молодых людей на улице мы слышим такие слова, как офигел, зашибись, пипец, улет, гнать волну, отвянь, клево. Считаем, что эти и другие подобные слова вытесняют нормальную речь и обедняют словарный запас молодежи

История возникновения и развития жаргонной лексики

Интерес к исследованиям молодежной лексики возник так же рано, как и сам жаргон. Работы по анализу "просторечья" (а именно к этому стилю речи относили жаргон лингвисты) проводились еще в XIX веке. Впервые попытка описать и классифицировать жаргонную лексику была представлена в словаре Микуцкого. Знаменитый словарь Даля дает еще больше данных на эту тему. Из толкового словаря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников-офеней. Отсюда и другое название жаргона - феня (болтать по фене). Эти торговцы составляли отдельный класс. А так как у них всегда были разные товары и деньги, на них очень часто нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они сами, - арго. Существует также предположение, что они возникли из почти вымершей нации - афинян. Этот народ, живущий теперь только в легендах, состоял из нескольких этнических групп, в том числе африканских и греческих. Этот шифрованный язык передавался детям, внукам, правнукам. И так он простым людям понравился, что постепенно стал применяться нищими, конокрадами и просто разбойниками с большой дороги, против которых феня сначала и задумывалась. Но ею уже не только общались, но и шифровали устную и письменную информацию, не желая разглашать тайны и секреты. Так возникает жаргонная лексика, происхождение которой тесно связано с общественно-политическими процессами в обществе в целом.

Причины употребления жаргонизмов молодежью

Почему же жаргонизмы так популярны именно среди молодежи? В ходе проведенного нами исследования, мы пришли к следующим выводам. Большинство опрошенной молодежи не мыслят своей речи без жаргонов. «Нас другие тогда не поймут... Общаться невозможно будет, - рассуждают они. – Использование жаргонной лексики отличает нас от более взрослых людей». Молодежь убеждена, что употреблять жаргонные слова модно, он охватывает большинство жизненных ситуаций.

Можно выделить основные причины употребления жаргонов молодежью:

1. Жаргон делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения, употребленные на книжном, литературном языке и жаргонизмами: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни» и «Я просто тащусь от этой песни!»).

2. Жаргон помогает выделиться подростку, молодым людям, стать непохожими на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм.

3. Жаргон служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к определенной социальной среде.

4. Жаргон - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно («превед», «ненаю», «брадяга»).

Я считаю, что основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников; учащиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли и, поэтому, свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов.

Источники происхождения современного сленга подростков

Что же явилось источником происхождения современного сленга подростков?

1. Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в социальных сетях, развитие сотовой телефонной связи (комп – компьютер, гамать – играть, вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка).

2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. То, что сейчас я слышу в современных песнях и видеоклипах, нормой литературного языка никак не назовешь.

3. В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов: фазер – отец; флэт – дом; шузы – любая обувь; сейшн – вечеринка;  лол, кек – смешно и др.

4. В молодежный жаргон переходят арготизмы: отстой, отстойный, базар, туфта, хавка, мусор, жратва, шестёрка и другие.

5. Среди жаргонизмов я увидел слова, принадлежащие к нейтральной лексике но с новым переносным лексическим значением, например, крутой –очень хороший; ттормоз – человек, который медленно соображает; липалиповый – ненастоящий; капуста – деньги и т.д.;

6. Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» такие слова как домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, пара, тройбас, дискач, тубзик, столовка и т. д.

Глава 2.

Практическая часть

1.Результаты исследования подросткового жаргона

Изучая тему «Жаргонизмы в речи подростков» я решил провести опрос среди учащихся нашей школы.

Ребятам была предложена анкета и проанализирована разговорная лексика школьников в процессе неформального общения.

Употребление жаргонизмов своей речи (в опросе мы разграничили нецензурную лексику и молодежный сленг)

86% знают слова молодежного сленга и употребляют в речи

14% не знают слова молодежного сленга

Употребляют сленг – 72%, не употребляют – 28%

Используют нелитературную речь, потому что:
(Можно выбирать несколько ответов)

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?

65% считают, что сленг засоряет нашу речь

35% не читают, что сленг засоряет нашу речь

Как вы относитесь к жаргонной лексике?

Результаты проведенного исследования:

1. Выявлено, что подростки активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают, что такая речь приемлема в современном обществе.

2. Проанализированы причины употребления жаргонизмов в речи подростков

Заключение

В начале своей работы я выдвинул гипотезу исследования: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, сленговая речь, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

Применив исследовательский метод, я считаю, что речь современного школьника изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делают её грубой и некрасивой. По моему мнению, современный подросток должен не только оперировать сленговыми словечками, но и прекрасно владеть литературной речью, так как понятие «культурный человек» предполагает умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли. И если выбирать между: «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то мы призываем вам выбрать последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.

Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, жаргонные слова и выражения были, есть и будут в школьной лексике, в активном словаре молодежи, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова И.С. Тургенева: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

Список используемых источников и литературы

1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3.

2. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.

3. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка / В.В. Виноградов. - М., 1978.

4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.

5. Горбачевич К.С. «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ. 2001г.

6. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013.

7. Лингвистический энциклопедический словарь / ред. В.Н. Ярцевой. - М., 1990.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003.

9. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г.

10. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». М.: 2001г.

11. Http://www.labirint.ru/books/373095

Приложение:

Рекомендации «Как избавиться от жаргонных слов в своей речи»

Почему стоит избавиться от жаргонизмов

  • Вас будут лучше понимать собеседники. Ваша речь станет более грамотной и понятной;

  • Помните, что жаргонная речь– это не вы. Жаргонизмы– это слова, от которых необходимо избавиться;

  • Человека с грамотной речью приятно слушать. Этот человек ясно и четко выражает свои мысли, не используя лишние жаргонные слова. Он хочет, чтобы его слышали и слушали;

  • Избавляясь от слов-жаргонизмов, вы улучшаете свою речь. При этом важно сохранять самоконтроль. Самоконтроль требует времени и упорства.

Рассмотрим, как избавиться от жаргонных слов в своей речи

1. Проведите оценку собственной речи

Для начала нам нужно провести оценку своей собственной речи на предмет наличия жаргонных слов. Возьмите диктофон или камеру и запишите ваш диалог с другом по телефону. После того, как вы посмотрели видео либо прослушали запись на диктофоне, запишите все услышанные жаргонизмы на бумагу.

2. Расширяйте словарный запас

Читайте больше книг из современной прозы и классической литературы. Чем больше вы будете читать, тем более насыщенной станет ваша речь.

3. Словесный мусор — злейший враг

Уясните для себя, что этот словесный мусор – ваш злейший враг, с которым нужно вести борьбу.

4. Ведите самоконтроль

Самоконтроль — необходимое условие избавления от слов-жаргонизмов. К примеру, вы разговариваете с собеседником, и вы хотите использовать те самые слова. Лучше немножко подождать, сделать паузу, подумать. И затем заменить жаргон на литературную речь. Поначалу это будет занимать какое-то время. Но затем слова пойдут автоматом. Вы избавитесь от жаргонизмов и начнете без труда употреблять нужные слова и фразы;

5. Составляйте глоссарий

Составление глоссария (словаря) – важный этап для борьбы с лишними словами в речи. Например, вы читаете какую-нибудь книгу или журнал. Заметку в газете. Увидели какой-нибудь интересный оборот либо цитату, запишите на отдельный лист. Сначала ваш глоссарий будет небольшим, но со временем список полезных слов и выражений будет увеличиваться. Кроме составления глоссария старайтесь использовать выписанные слова в речи.

6. Развивайте уверенность в себе

Не торопитесь. Когда вы спешите, мозг не успевает обработать мысли, и вы невольно начинаете использовать слова-жаргонизмы.

7. Пересказывайте текст

Читайте какой-нибудь отрывок текста. Старайтесь его пересказать как можно ближе к оригиналу.

8. Контролируйте себя

Старайтесь говорить вдумчиво, с чувством, с толком, с расстановкой.

9. Придумайте систему наказания

Например, произнесли неправильное слово — пять-десять раз отожмитесь;

10. Просите помощь у членов семьи

Попросите членов семьи обратить внимание на вашу речь. Постепенно исправляйте свою речь.

11. Читайте вслух

Чтение вслух не только расширяет словарный запас, но и оттачивает дикцию и улучшает стиль речи. Вы привыкаете говорить красиво и культурно.

Старайтесь придерживаться рекомендаций, и вы точно избавитесь от излишних слов-жаргонизмов. Ваша речь станет чистой, грамотной. Вас будет приятно слушать.

Просмотров работы: 371