Микроклимат школьного кабинета

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Микроклимат школьного кабинета

Васильева В.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» муниципального образования «Островский район»
Данилова Ю.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» муниципального образования «Островский район»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема зависимости здоровья человека от окружающей среды сейчас актуальна как никогда. Много работ проводилось по изучению состояния внешней окружающей среды, отодвигая на второй план состояние наших жилых помещений. А современный человек большую часть жизни проводит в замкнутом пространстве дома, детского сада, школы и т. д. Естественно, что в большинстве своем помещение становится для нас своеобразной средой обитания.

В школе учащиеся проводят значительную часть своего времени и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. В МБОУ «Средняя школа №1» муниципального образования «Островский район» - 30 кабинетов. Один из них кабинет биологии. Для здоровья и высокой работоспособности учащихся в кабинете необходимы благоприятные условия: свет, чистый воздух, тепло и другие. Поэтому изучение экологического состояния школьных помещений актуально. Я учусь в 11 классе и большую часть дня провожу в здании школы, поэтому меня заинтересовал вопрос соответствия микроклимата кабинета биологии санитарно-гигиеническим требованиям.

Цель исследования: изучить микроклимат кабинета биологии, сравнить полученные данные с санитарно-гигиеническими нормами.

Задачи исследования:

  1. познакомиться с литературой по данному вопросу;

  2. по информационным источникам познакомиться с методами изучения микроклимата кабинет и санитарно-гигиеническими требованиями к школьному кабинету;

  3. исследовать факторы микроклимата школьных помещений: воздушно-тепловой режим, освещенность, уровень запыленности;

  4. путем анкетирования выявить отношение учащихся к сменной обуви.

Гипотеза исследования: микроклимат кабинета биологии соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Исследование проведено в 2022-2023 учебном году. В своей работе я изучила воздушно-тепловой режим, уровень освещенности, уровень запыленности.

Изучая информационные источники, я узнала, что исследованием экологического состояния помещений в школе занимается школьная гигиена.

Школьная гигиена - это наука об охране и укреплении здоровья детей и подростков. Она изучает влияние различных факторов внешней среды на организм детей и разрабатывает гигиенические нормативы и требования [2].

Любое гигиеническое исследование начинается с санитарного описания. Этот метод позволяет охарактеризовать состояние объекта наблюдения, наметить объем и характер необходимых лабораторных исследований, с помощью которых объективно оценивается санитарная ситуация. Для углубленной количественной оценки факторов внешней среды используются физические, химические, бактериологические, токсикологические методы.

Физические методы позволяют оценить микроклиматические условия помещений, измерить параметры шума и вибрации, уровень теплового излучения. Химические методы исследований используются для анализа воздушной среды с целью определения содержания вредных веществ [3].

Изучение санитарных норм и правил позволило получить информацию о допустимых параметрах микроклимата: допустимая температура воздуха в учебных помещениях кабинетах — 18-24 С, относительная влажность воздуха — 40-60%. Контроль температуры воздуха во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей и молодежи осуществляется с помощью термометров. [6]. Условия воздушной средыоказывают существенное влияние на заболеваемость, работоспособность и самочувствие. В закрытых помещениях нарастает количество углекислого газа, водяных паров, уменьшается содержание кислорода, повышается температура воздуха, запыленность. Для благоприятного и здорового микроклимата необходимо организовать регулярное проветривание помещений. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года. Проветривание в присутствии детей не проводится. На окнах, открываемых в весенний, летний и осенний периоды устанавливают москитные сетки, предотвращение проникновения насекомых в помещение.

Основная информация об окружающем мире – около 90% - поступает через зрение. При этом глаза не должны перенапрягаться и уставать. По принципу организации освещение подразделяется на:

- естественное — освещение помещений светом неба, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях;

- искусственное — освещение, создаваемое источниками искусственного света;

- совмещенное — освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным.

Естественное освещение – наиболее ценный вид освещения, к которому максимально приспособлен глаз человека. В учебных кабинетах обеспечивается наличие естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. Уровень искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет - не менее 300 люкс. Остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения. Окна помещений оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника, чтобы солнечные лучи не мешали читать, писать, проводить опыты, работать на компьютере. Обучающиеся не должны напрягать зрение, прищуриваться, отворачиваться от яркого света. Это вредно для здоровья и отвлекает от восприятия информации. Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светоизлучением. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений [4].

Запыленность – один из вредных факторов для здоровья. Пыль – это взвесь в воздухе твердых частиц среднего диаметра 0,005 мм и максимального - 0,1 мм. Более крупные частицы переводят материал в разряд песка, который имеет размеры от 0,1 до 1 мм. Под действием влаги пыль обычно превращается в грязь. Источники пыли могут быть самые разные. Ученые выделяют четыре основные причины возникновения пыли: разрушение материалов, улица, животные и сам человек [1]. Вместе с пылью в воздухе скапливаются микробы — возбудители различных инфекционных заболеваний. Если «дышать пылью» изо дня в день, то неизбежны заболевания дыхательной системы, воспалительные процессы, головные боли. По общему правилу, все помещения образовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств . Уборка учебных и вспомогательных помещений, как правило, проводится после окончания занятий, в отсутствие обучающихся, а при организации обучения в несколько смен – по окончании каждой смены. Уборку предписано проводить при открытых окнах или фрамугах. Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.

  1. Методы исследования.

В своей работе я использовала следующие методы исследования: работа с информационными источниками, анкетирование, эксперимент, сравнение, анализ.

Работа с научной литературой позволила получить информацию о методах изучения микроклимата кабинет и санитарно-гигиеническими требованиями к школьному кабинету.

Для определения воздушно-теплового режима, освещенности, уровня запыленности я провела исследование. Исследование проведено с использованием датчиков цифровой лаборатории Releon, микроскопа Levenhuk c цифровой камерой-окуляром.

Исследование состоит из 4 этапов.

1 этап — определение показателей воздушно-теплового режима.

Цель работы: определить температуру и относительную влажность воздуха в кабинете биологии.

Оборудование: беспроводной мультидатчик Releon Air «Погогда», ноутбук

Порядок проведения работы

1. Наметить точки замера в кабинете биологии: у окон, у противополож­ной стены, на уровне парт, у пола.

2. Включить беспроводной мультидатчик Releon Air «Погода»

3. Запустить программу измерений Releon Lite. Выбрать в программе датчики температуры воздуха и влажности воздуха. Нажать кнопку «Пуск», находясь в намеченной точке замера. Зафиксировать показания в первой точке. Результаты измерений занести в таблицу.

4. Повторить измерения в других точках замера.

5. Рассчитать среднее значение температуры воздуха и относительной влажности воздуха

5. Сделать выводы по проделанной работе.

2 этап — исследование освещенности рабочего места учащихся в кабинете биологии.

Цель работы: исследование освещенности в кабинете биологии.

Оборудование: беспроводной мультидатчик Releon Air «Погогда», ноутбук

Порядок проведения работы:

1. Наметить точки замера в кабинете биологии на расстоянии 1 м от стены: у доски, первой парты, второй парты, третей парты, четвертой парты, пятой парты

2. Включить беспроводной мультидатчик Releon Air «Погогда»

3. Запустить программу измерений Releon Lite. Выбрать в программе датчик освещенности (люксметр). Нажать кнопку «Пуск», находясь в намеченной точке замера. Зафиксировать показания в первой точке. Результаты измерений занести в таблицу.

4. Повторить измерения в других точках замера.

5. Рассчитать среднее значение освещенности

6. Сделать выводы по проделанной работе.

3 этап — изучение уровня запыленности кабинета биологии.

Цель работы: определить уровень запыленности в кабинете биологии.

Оборудование: микроскоп Levenhuk c цифровой камерой-окуляром, предметные стекла, прозрачная клеящая пленка (скотч)

Порядок проведения работы:

1. Произвести сбор проб на высоте 0,5-1,5 м от уровня пола с разных поверх­ностей (рабочих столов, шкафов, подоконников, оконных стекол, листьев растений), находящихся в кабинете: к выступающей поверхности объектов прило­жить прозрачную клеящую пленку(скотч), наклеить ее на предметное стекло.

2. Рассмотреть полученный отпечаток под микроскопом. На площади в 1 см2 каждой полученной пробы сосчитать количество пылинок. Определить уровень запыленности в баллах: 0 - отсутствие пыли, 1 – слабая запыленность (1-3 пылинки), 2 – средняя (4-5 пылинок), 3 – сильная (6-10 пылинок), 4 – очень сильная запыленность (более 10 пылинок). Сравнить запыленность разных по­верхностей в классе. [5]

3. С помощью цифровой камеры-окуляра сделать фотографии.

4. Сделать выводы по проделанной работе.

4 этап — анкетирование для изучения знаний учащихся о необходимости сменной обуви в школе.

С целью изучения изучения знаний учащихся о необходимости сменной обуви в школе я провела анкетирование учащихся 4,5,7,9,10,11 классов по теме «Нужна ли в школе сменная обувь?» [Приложение 1].

Все результаты исследований микроклимата кабинета биологии, анкетирования подвергались анализу и сравнению.

3. Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования воздушно-теплового режима в кабинете биологии определены показатели температуры и относительной влажности воздуха [Табл.1]

Табл. 1. Результаты измерений температуры и относительной влажности воздуха.

Точка измерения

Температура воздуха, 0С

Относительная влажность воздуха, %

У окон

23,4

36

У противоположной стены

24

36,7

У пола

24,1

36,4

Среднее значение

23.8

36,4

Температура воздуха соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Относительная влажность воздуха ниже рекомендуемых значений. Более сухой воздух в кабинете можно объяснить работой системы отопления. Батареи в кабинете очень горячие.

2 этап — исследование освещенности рабочего места учащихся в кабинете биологии.

В результате исследования определены показатели освещенности в кабинете биологии [Табл.2]

Табл. 2. Результаты измерений освещенности.

Точка измерения (на расстоянии 1 м от стены)

Освещенность, лк

У доски

468

У первой парты

443

У второй парты

468

У третьей парты

416

У четвертой парты

324

У пятой парты

318

Среднее значение

406

Уровень освещенности соответствует нормам

3 этап — изучение уровня запыленности кабинета биологии.(рисунок 2)

Отпечатки проб рассмотрела под микроскопом, с помощью цифровой камеры-окуляра сделала фотографии (рисунок 1-5).

Рис.1. Проба запыленности с поверхности оконного стекла

Рис.2. Проба запыленности с поверхности листьев растений

Рис. 3. Проба запыленности с поверхности парты

Рис.4. Проба запыленности с поверхности подоконника

Рис.5. Проба запыленности с поверхности шкафа

Определила уровень запыленности в кабинете биологии.[Табл.3]

Табл. 3. Результаты изучение уровня запыленности кабинета биологии.

Место взятия пробы

Уровень запыленности, в баллах

Школьная парта

1

Подоконник

2

Оконное стекло

2

Шкаф

3

Листья растений

3

В письменном анкетировании «Нужна ли в школе сменная обувь?» приняли участие 116 учащихся: в том числе учащихся 4 класса - 22, 5 классов - 16 , 7 классов - 24 , 9 классов - 28 , 10 класса - 26 . Анкетирование было проведено в январе 2023 года. Результаты представлены в таблице [Табл.4-6].

Табл.4. Нужна ли в школе сменная обувь?

класс

да, нужна

нет, не нужна

затрудняюсь ответить

4 класс

22

0

0

5 класс

16

0

0

7 класс

22

0

2

9 класс

21

3

4

10 класс

13

3

10

Итого

94

6

16

Табл.5.У тебя есть сменная обувь?

Класс

да

нет

4 класс

22

0

5 класс

16

0

7 класс

23

1

9 класс

26

2

10 класс

25

1

Итого

112

4

Табл.6.Ты переобуваешься в школе в сменную обувь?

класс

да

нет

4 класс

22

0

5 класс

16

0

7 класс

22

2

9 класс

26

3

10 класс

25

2

Итого

109

7

Обобщенные результаты анкетирования были проанализированы и оформлены в виде диаграмм

Диагр.1. Нужна ли в школе сменная обувь?

Диагр.2. У тебя есть сменная обувь?

Диагр.3. Ты переобуваешься в школе в сменную обувь?

Большая часть учащихся (91%) считают нужным смену обуви. Свой ответ они объясняют сохранением чистого воздуха в классе, чтобы не было грязи, меньше работы уборщицам. 5% считают не нужным смену обуви. Их аргументы: лишняя трата времени; неудобно, слишком много вещей; опоздания при смене обуви. 14% опрошенных затрудняются ответить.

Сменную обувь имеют все ученики 4 и 5 классов, принявших участие в анкетирование. 4 учащихся сменной обуви не имеют. 7 учащихся не переобуваются в сменную обувь.

Для борьбы с пылью в классе и школе рекомендуем:

1) Обязательная смена обуви, т.к она значительно уменьшает содержание пыли в школе, поскольку не содержит уличной грязи.

2) Проводить влажную уборку не реже 1 раза в день.

3) Необходимо проветривание помещения, т.к. в пыли оседают вирусы и бактерии, выделяемые при чихании и кашле.

4) Предметы, на которых собирается пыль, книги, журналы следует хранить на застекленных полках и в стеллажах.

4. Заключение

Полученные в ходе исследования данные были систематизированы и сопоставлены с санитарно-гигиеническими нормами. По результатам работы можно сделать основные выводы:

  1. Изучены воздушно-тепловой режим, уровень освещенности, уровень запыленности.

  2. Кабинет биологии имеет естественное левостороннее освещение.

  3. Имеют отклонения от санитарно-гигиенических норм — относительная влажность воздуха, запыленность.

  4. Состояние микроклимата школьных помещений оказывает влияние на самочувствие и здоровье учащихся.

  5. Данная работа не дает полного представления о состоянии микроклимата школы, т. к. не все факторы, влияющие на него, были изучены из-за отсутствия необходимого оборудования (уровень шумовой нагрузки, напряженность электромагнитных полей, радиационный фон и т. д.).

  6. Данную работу можно продолжить при наличии необходимого оборудования или соответствующих методик.

Из полученной информации можно сделать заключение, что данная проблема актуальна и требует решения. Исследований о микроклимате школьных кабинетов должно быть больше, чтобы каждый ученик знал о санитарно-гигиенических нормах, мог использовать эти знания на практике у себя дома.

Моя гипотеза подтвердилась частично: микроклимат кабинета биологии не соответствует санитарно-гигиеническим нормам по относительной влажности воздуха и запыленности.

В школе будут проведены исследования содержания углекислого газа сразу после урока и после проветривания, исследование шума в классе во время урока и во время перемены.

5. Список использованной литературы.

1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. «Гигиена труда». – М.: Медицина, 1988.- 576 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.— 496с.

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д.Основы гигиены и санитарии: Учеб пособие для 9-10 кл. сред.шк.: Факультатив.курс. – М.: Просвещение, 1989.- 192 с.: ил.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» URL:https://base.garant.ru/400274954/ (дата обращения: 03.12.2022)

5. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. — 3-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2006. - 240 с.

6. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/ (дата обращения: 03.12.2022).

Приложение 1

Анкета для учащихся

1. Нужна ли в школе сменная обувь?

А) да, нужна Б) нет, не нужна В) затрудняюсь ответить

Объясни свой ответ.

2. У тебя есть сменная обувь?

А) да Б) нет

3. Ты переобуваешься в школе в сменную обувь?

А) да Б) нет

Просмотров работы: 318