ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Современный мир невозможно представить без информации, которую человек получает из разных источников: телевидение, интернет, радио, печатные издания. И, как ни удивительно, вся эта информация, так или иначе, связана с едой.
Телевизор, который наверняка есть в каждой семье – один из самых влиятельных элементов в жизни человека. Неслучайно у многих вошло в привычку принимать пищу за просмотром телевизора: взрослые не могут представить свой завтрак в тишине, а уставившиеся в телевизор дети даже не смотрят в собственную тарелку. Получается, что мы «едим» информацию вместе с пищей! Выражение «Хлеба и зрелищ» идеально подходит нашему современному обществу. Есть, ни на что не отвлекаясь, для многих стало скучным занятием, ведь одновременно с едой человек хочет получать и зрелища и эмоции от ярких картинок с экрана телевизора.
Проблема: выяснить, может ли просмотр телевизора во время приема пищи стать причиной ухудшения здоровья человека
Цели: изучить влияние просмотра телевизора на количество потребляемой пищи, разобраться в причинах переедания и установить взаимосвязь между эмоциями и едой.
Задачи:
ознакомиться с принципами здорового питания;
разработать анкету, провести анкетирование среди обучающихся моего 3-6 класса и оценить полученные результаты;
провести наблюдение над членами семьи во время их приема пищи и просмотра телевизора;
провести эксперимент на установление связи между едой и эмоциями;
провести эксперимент, направленный на подтверждение; гипотезы «Перед экраном телевизора насыщение наступает дольше»,
изучить опыт Академика Павлова с собакой,
предложить решение обозначенной проблемы.
Объект - обучающиеся 3-6 класса Академического лицея 95, друзья, члены семьи, родственники.
Предмет исследования – влияние просмотра телевизора во время еды на здоровье человека.
Гипотеза – просмотр телевизора во время еды негативно сказывается на здоровье человека.
Методы исследования – поисковый, аналитический, социологический, практический.
Практическая значимость – результаты исследования можно использовать при проведении классного часа.
Теоретическая часть
В раннем возрасте питание играет важнейшую роль в формировании нашего здоровья. Не случайно мамы уделяют питанию малыша особое внимание - в этот период формируются, а затем и закрепляются привычки и предпочтения в еде. Именно в детском возрасте могут закладываться и проблемы, связанные с нарушением питания, служащие основой для таких заболеваний, как ожирение, аллергия, сахарный диабет.
Мне захотелось больше узнать о процессе пищеварения, и я прочел несколько небольших книг о правильном питании. Выяснилось, что процесс пищеварения регулируется нашим мозгом. Сначала человек должен проголодаться, затем – найти себе пищу. В этот небольшой период времени наш желудочно-кишечный тракт готовится к принятию пищи (начинается процесс выработки пищеварительных ферментов). Такой физиологический процесс позволяет предотвратить множество заболеваний, например, гастрит, болезнь печени, заболевание поджелудочной железы и другие. Если же человек не видит пищу, не участвует в ее приготовлении, а уставился в яркий экран телевизора, этих стадий пищеварения не происходит. Пища попадает в желудок, который не успел подготовиться к ее приему, что может послужить причиной развития ряда заболеваний желудочно-кишечного тракта.
В результате многочисленных исследований, ученые также пришли к выводу, что дети, которым разрешено смотреть телевизор во время еды, могут перестать чувствовать насыщение. Ребенок, отвлеченный телевизором, не в состоянии контролировать, сколько пищи он съел и насытился ли. Поэтому телевизор справедливо считают одной из причин избыточного веса (ожирения).
Большое влияние на формирование пищевых привычек оказывает реклама, демонстрируемая по телевизору. Доказано, что после рекламы продажа товаров существенно возрастает. А если речь идет о детях, то прежде всего они просят купить родителей именно то, о чем красочно рассказала реклама – сладости, напитки, фаст-фуд и т.д. Просмотр рекламы по телевизору дополнительно стимулирует человека что-нибудь съесть, вне зависимости от чувства голода.
Выдающийся русский ученый, физиолог, нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов знаменит своими опытами, связанными с выработкой условных рефлексов. О них я прочел в книге «Вначале была собака». Опыт с «собакой Павлова» заключался в том, чтобы давать собаке еду после удара метронома (Приложение «А»). После нескольких повторений такого опыта под звук метронома у собаки стал выделяться желудочный сок. Далее, даже при отсутствии пищи под удар метронома организм реагировал, и у собаки все равно выделялся желудочный сок. Так у собаки сформировался условный рефлекс. По мере приобретения опыта в коре полушарий головного мозга складывается целая система, которую называют динамическим стереотипом. Именно он лежит в основе привычек и навыков. Что же происходит с человеком, который привык совмещать еду и телевизор и не представляет себе одно отдельно от другого? У такого человека также может сформироваться условный рефлекс – включение телевизора вызывает выработку желудочного сока, и как следствие - желание перекусить. При этом неважно, испытывает ли человек чувство голода или нет. Вот еще одно научное объяснение перееданию, связанное с телевизором.
Практическая часть
Полученные теоретические знания я решил проверить на практике.
Анкетирование одноклассников.
Среди обучающихся 3-6 класса Академического лицея № 95 (г.Челябинск) было проведено анкетирование из 5 вопросов с целью выяснить, как проходит их прием пищи.
В исследовании приняли участие 28 учеников.
Анкета с вопросами приведена в Приложении «Б», графические результаты приведены в Приложении «В».
На первый вопрос анкеты «Есть ли у вас дома телевизор на кухне?»:
«Да» - ответили 13 человек, «Нет» - 15 человек.
Таким образом, возможность кушать на кухне за просмотром или под звуки телевизора есть у 46% опрошенных.
На второй вопрос анкеты «Как проходит твой прием пищи?» несмотря на то, что у 54% опрошенных телевизора на кухне нет, абсолютное большинство - 20 человек (72%) ответили, что смотрят телевизор во время еды.
В тишине кушают только 6 человек (21%) из числа опрошенных.
Слушая радио, принимают пищу ожидаемо небольшое количество – 2 человека (7%).
При этом никто из участвующих в опросе не читает книг, принимая пищу.
На третий вопрос анкеты «Когда грустно или плохое настроение, хочется ли тебе съесть что-нибудь вкусное?» большинство опрошенных ответили «Да» (22 человека), ответ «Нет» - лишь у 6 человек.
На четвертый вопрос анкеты отвечали только те, кто ответил «Да» на вопрос №3.
Обозначены следующие предпочтения:
- 10 человек выбрали сытный или мясной перекус (чипсы, пицца, бургер и т.п.),
- 10 человек предпочли сладкий десерт (торт, пирожное, мороженое и т.п.),
и только 2 человека выбрали полезную еду (овощи, фрукты).
На пятый вопрос анкеты «Во время просмотра телевизора возникает ли у тебя желание перекусить, несмотря на то, что ты недавно поел/поела?» снова абсолютное большинство (22 из 28 опрошенных) ответили «Да».
Таким образом, 79% ответивших на вопросы анкеты, во время просмотра телевизора совершают перекусы, будучи сытыми. И такие перекусы нельзя назвать полезными. Как правило, это бутерброды, чипсы, печенье, конфеты и т.д.
По результатам анкетирования я выяснил, что, хотя далеко не у всех на кухне есть телевизор (чуть менее половины опрошенных), в тишине принимают пищу только 21%. На желание поесть влияет настроение, причем только 9% выбирают полезный перекус. Выяснилось, что у экрана телевизора человек хочет перекусить, даже не испытывая чувство голода, получая «лишние» калории, даже не задумываясь об этом. Таким образом, результатом приема пищи перед телевизором становится лишний вес и проблемы со здоровьем.
Эксперименты, опросы и наблюдения.
Когда человек собирается кушать, мозг ставит перед собой задачу – усвоить пищу, а когда мы одновременно едим и смотрим телевизор - мозг ставит еще одну задачу – по восприятию информации. Что делает мозг, когда перед ним стоит несколько задач? Конечно же, выбирает самую интересную – перерабатывает красочные картинки или видео с экрана телевизора. Из-за того, что мозг отвлечен на что-то более интересное для него, он не может одновременно с просмотром телевизора контролировать чувство насыщения организма, поэтому чтобы почувствовать сытость, требуется больше еды. Чувство насыщения, которое обычно приходит не сразу, а спустя 20 минут после приема пищи, из-за просмотра телевизора задерживается еще минут на 10. Человек просто не слышит сигналов, подаваемых его желудком, который транслирует ему «Все, я сыт, остановись!», и продолжает есть, даже не замечая, что чувства голода уже нет.
Я решил проверить это и провел эксперимент с попкорном. В кинотеатре ТРК «Фокус», купив перед сеансом большую порцию попкорна, я съел ее во время просмотра мультфильма и даже не заметил этого. Купив то же количество попкорна, но дома и в тишине я не смог съесть и половины. Результаты эксперимента представлены в Приложении «Г».
Итак, первая причина переедания, подтвержденная в результате проведенного эксперимента, выявлена – это переключение мозга на информацию. Инструмент отвлечения часто используют родители, пытаясь накормить капризного ребенка. Занятый просмотром мультфильма, ребенок автоматически послушно открывает рот. Такой способ в будущем может иметь ряд негативных последствий, поскольку сосредоточенное на экране внимание не дает развить чувство вкуса. Также страдает и процесс пережевывания пищи, что может привести в несварению или расстройству желудка.
Причина вторая - человеку нужно себя чем-то занять, иначе просто так скучно смотреть телевизор. Этот вариант также проверялся с помощью опроса среди моих друзей. Они подтвердили, что просто так скучно сидеть и смотреть телевизор.
Причина третья. Рекламный эффект. Реклама с чипсами, пиццей, бургерами или другой едой, которая во время просмотра телевизора транслируется в перерывах, вынуждает каждый раз бегать к холодильнику за чем-то вкусненьким. Эту гипотезу я проверил в ходе наблюдения за членами семьи. Я специально подсчитал, сколько раз, и после какой именно рекламы, мой папа идет на кухню. Выяснилось, что за просмотром телевизора в выходной день, чтобы сделать себе бутерброды с колбасой и чай во время рекламы, папа сходил к холодильнику целых 9 раз!
Причина четвертая. Проявляют аппетит перед экраном телевизора и наши эмоции, особенно негативные (когда грустно или плохое настроение). При просмотре телевизора они «заедаются» (нейтрализуются).
Для подтверждения этой гипотезы был проведен эксперимент с участием группы родственников (Приложение «Д»). Я решил выяснить, влияет ли та или иная эмоция на наши вкусовые предпочтения. В рамках эксперимента было предложено посмотреть совершенно разные видеофрагменты, вызывающие разные эмоции: трогательный фрагмент о любви, ролик о несправедливости, видео с монотонной лекцией. При этом на столе лежали закуски с ярко-выраженными вкусами: соленый, кислый, горький, острый и сладкий. При просмотре видео о любви, на фоне возникших эмоций радости, теплоты и гармонии было съедено сладкое печенье. Ролик о несправедливости вызвал эмоцию страха, которую хотелось заесть горькой закуской. Но самой коварной оказалась эмоция скуки от просмотра монотонной лекции. Хотелось взрыва вкусов! Поэтому сначала были съедены соленые чипсы и орешки (самые калорийные закуски), а затем и сладости (печенье, шоколад). Так происходит и при просмотре телевизора. Информация с экрана, хотя мы и не заостряем на ней свое внимание, так или иначе отражается на организме человека и вызывает определенную эмоцию в зависимости от сюжета. Поэтому вместе с кашей на завтрак человек, на фоне негативной информации по телевизору, может потянуться и к бутерброду с колбасой, даже будучи сытым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования в качестве одного из его главных выводов была выведена следующая формула: «Телевизор + еда = вредная привычка». И эта вредная привычка несет за собой ряд негативных последствий:
В первую очередь, вследствие нарушения процесса пережевывания и переваривания страдает пищеварительная система человека.
Потребляется большее, чем нужно, количество калорий, что может привести к избыточному весу и некоторым хроническим заболеваниям (ожирение, гастрит, сахарный диабет).
Как правило, еду, которую мы едим перед телевизором, нельзя назвать полезной. Это чаще всего ненужные организму перекусы и лишние калории (чипсы, сухарики, орешки, семечки), что также сказывается на здоровье.
Переедание за просмотром телевизора в вечернее время негативно влияет на сон человека.
Перспективы развития проекта.
Материал моего исследования выявил очень актуальную проблему современности, ведь проблемы со здоровьем, связанные с неправильным питанием (ожирение, гастрит, диабет), к сожалению, могут коснуться и взрослых, и детей.
Именно в детском возрасте складывается культура питания человека, и формируются его пищевые привычки. Информация о вреде приема пищи при просмотре телевизора поможет задуматься о том, что это совсем не безобидное занятие и может нанести вред здоровью. Результаты исследования будут полезны не только мне и моей семье, но и моим одноклассникам, друзьям и знакомым – всем, кто ценит свое здоровье!
Для сохранения здоровья следует, начиная с раннего возраста, соблюдать простые, но очень важные правила питания:
Замените чипсы, бутерброды и орехи
На морковку, фрукты и салат.
Вы заметите в пищеварении успехи,
Организм ваш очень будет рад!
Вместо всевозможных перекусов
Сделайте зарядку, покачайте пресс,
В этом ведь намного больше плюсов,
Чем сидеть и заедать свой стресс!
Если все-таки перед экраном
Вы решили съесть обед,
Действуйте согласно плану,
Сделав порцию, допустим, без котлет.
Телевизор на ночь не смотрите,
К холодильнику напрасно не идите,
Лучше раньше спать ложитесь,
Организму дайте отдохнуть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вначале была собака. – Академик Павлов И., М.: Алгоритм, 2018 – 592 с.
Детям о питании. Невероятное путешествие по Нутриландии – Мириманова Е.В., М.: ЭКСМО, 2016 – 128 с.
Еда: что и когда. Здоровые привычки для всей семьи. – Гаэль Дюре, Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2022 – 64 с.
Мой лучший друг – желудок. Еда для умных детей. – Мотова Е. изд. «АСТ», 2017 – 496 с.
Нация фастфуда. – Шлоссер Э. Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2016 – 304с.
Приложение «А»
Схема опыта Академика Павлова
Приложение «Б»
Анкета с вопросами
Привет, для моего исследования прошу ответить на следующие вопросы:
(букву с верным ответом нужно обвести ручкой)
1.Есть ли у вас дома телевизор на кухне?
а) да
б) нет
2. Как проходит твой прием пищи?
а) в тишине
б) за просмотром телевизора
в) слушая радио
г) за чтением книги
3. Когда грустно или плохое настроение, хочется ли тебе съесть что-нибудь вкусное?
(если ответ «да», то смотри вопрос №4, если «нет» - пропусти вопрос №4)
а) да
б) нет
4. Что именно хочется съесть в эти моменты?
а) сытный или мясной перекус (чипсы, пицца, бургер и т.д.)
б) сладкий десерт (торт, пирожное, мороженое и т.д.)
в) полезную еду (овощи, фрукты)
5. Во время просмотра телевизора возникает ли у тебя желание перекусить, несмотря на то, что ты недавно поел/поела?
а) да
б) нет
Благодарю за ответы!
Прошу передать заполненный бланк Динисину Савелию
Приложение «В»
Результаты анкетирования
Вопрос №1 «Есть ли у вас дома телевизор на кухне?»
Вопрос №2 «Как проходит твой прием пищи?»
Вопрос №3 «Когда грустно или плохое настроение, хочется ли тебе съесть что-нибудь вкусное?»
Вопрос №4 Что именно хочется съесть в эти моменты?
Вопрос №5 «Во время просмотра телевизора возникает ли у тебя желание перекусить, несмотря на то, что ты недавно поел/поела?»
Приложение «Г»
Эксперимент с попкорном
Порция попкорна, съеденная в кинотеатре (150 грамм)
Порция попкорна, съеденная дома, в тишине (50 грамм)
Приложение «Д»
Эксперимент с эмоциями
СКУКА