Влияние сока алоэ на окоренение черенков черной смородины

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние сока алоэ на окоренение черенков черной смородины

Маракулина В.Е. 1
1МБОУ СОШ №81
Казак Е.Ю. 1
1МБОУ СОШ №81
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В наши дни применение стимуляторов роста растений настолько распространено, что каждый садовод слышал об их уникальных свойствах. Однако, эффективность их использования известна не всегда.

Я поставила перед собой цельвыяснить, является ли сок алоэ стимулятором корнеобразования черенков чёрной смородины.

Задачи, которые мне предстояло решить:

  1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

  2. Провести эксперимент по выявлению эффективности применения сока алоэ при окоренении черенков чёрной смородины.

  3. На основании полученных данных сделать выводы.

Предмет исследования: сок алоэ в качестве стимулятора корнеобразования черенков чёрной смородины.

Гипотеза исследования: можно предположить, что применение сока алоэ положительно влияет на окоренение черенков чёрной смородины.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ полученных данных.

Практическая значимость: окоренившиеся черенки высажены для дальнейшего выращивания и наблюдения. Данный материал имеет большую практическую значимость для садоводов и огородников. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения и размножения смородины.

1. Обзор литературы

    1. Общая характеристика чёрной смородины

Знакомство с растением я начала с Толкового словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова. В нём сказано, что смородина – это кустарник со съедобными кисловато-сладкими ягодами, а также сами ягоды. Бывает она красная, чёрная, белая. [8]

Мне стало интересно, почему этот кустарник так называется.

Из Этимологического словаря Григория Александровича Крылова я узнала, что смородина получила свое название за резковатый запах, «смрад», который издают ее кусты. Наши предки в своей речи употребляли слово «смородит», то есть «сильно пахнет». Сейчас мы так не говорим, но вот листья смородины до сих пор кладут в маринады для запаха. [5]

За информацией о данной культуре я отправилась в детскую библиотеку (Приложение 1, Рисунок 1-5). Оказалось, что книг о чёрной смородине написано очень много. Но больше всех мне понравилась книга Бохоновой Марии Ивановны «Всё о чёрной смородине».

Из книги Марии Ивановны я узнала, что чёрная смородина является ценной и любимой садоводами культурой. Ее по праву называют "кладовой витаминов". В продуктах переработки сохраняется до 50% биологически активных веществ. Благодаря этому чёрная смородина имеет исключительно большое значение для лечебно-диетического питания, обладает удивительными лечебными свойствами. Это садовое растение можно культивировать практически повсеместно. [1, с.3]

Смородина черная – многолетний кустарник. Продолжительность жизни куста при благоприятных условиях для роста – 20-25 лет, а при засорённости, поражении болезнями и повреждении вредителями срок использования насаждений сокращается до 6 – 8 лет. Куст состоит из 12 – 24 ветвей разного возраста. По форме кусты бывают раскидистые, полураскидистые.

Корневая система черной смородины состоит из многочисленных придаточных корней. Вертикальные корни растения проникают на глубину 1,5 метра, а горизонтально распространяются в радиусе 1,2 м. [1, с.4]

В своей книге Мария Ивановна рассказывает не только о том, как вырастить смородину без потерь, связанных с болезнями и вредителями, но и как сохранить урожай, приводит кулинарные рецепты и способы приготовления целебных чаев.

Из книги Николая Лёгкого «Личное подсобное и садово-огородное хозяйство» я узнала, что эта культура влаголюбива, переносит избыточное увлажнение и слабую освещенность, но не переносит ветров. Приживается хорошо. [7, с.176]

Меня интересовал вопрос о размножении черной смородины. Ответ на него я нашла в данной книге. Оказывается, для быстрого выращивания посадочного материала используют горизонтальные отводки и одревесневшие черенки. [7, с.176]

Не менее познавательной была для меня книга Зои Зотовой и Виталия Иноземцева «Смородиновый сад». В ней рассказывается о наиболее эффективных способах ее выращивания в северо-западных районах России. Большое внимание уделено выращиванию здорового посадочного материала. Дана характеристика высоковитаминных, высокоурожайных сортов. [3]

Но особенно мне хочется рассказать о двух книгах, которые написаны для детей. Это рассказы Евгения Пермяка «Смородинка» и Любови Фёдоровны Воронковой «Чёрная смородина». Они учат трудолюбию, настойчивости.

В своём произведении Евгений Пермяк рассказывает о трудолюбивой, целеустремлённой, доброй девочке Танюше. Благодаря своему трудолюбию Танюша не только вырастила смородину, но и доказала окружающим, что любое дело ей по плечу. Из этого рассказа я узнала, что такое черенки, как готовить посадочное место, как садить и ухаживать за саженцами. [9]

В рассказе Любови Фёдоровны Воронковой «Чёрная смородина» говорится, как благодаря детям заброшенный пустырь со скверно пахнущей помойкой превратился в смородиновый сад. Малыши, взяв в руки лопату вместо игрушек, устроили соревнование: кто лучше посадит, у кого больше примется кустов. Весело прошло время в работе. Только маленькая Маруся работать не стала, ей кусты не понравились, потому что на них не было ягод. Она не знала, что ягоды на саженцах появятся только через год. [2]

Мне тоже захотелось самой вырастить смородину, поэтому обратила своё внимание в книгах на раздел «Размножение чёрной смородины».

    1. Размножение чёрной смородины

Понятно и доступно освещён вопрос о размножении чёрной смородины в книге Сергея Александровича Кивотова «Юному садоводу».

Размножение отводками

Само название этого способа размножения подсказывает его основной приём: ветка куста отводится в сторону от маточного растения и прижимается к земле. В том месте, где ветка соприкасается с почвой, многие растения способны пускать корни. Когда корни хорошо разовьются, окоренившуюся ветку отрезают от материнского растения и высаживают. [4, с.53]

Горизонтальные отводки. Для горизонтальных отводкову смородины выбирают побеги прошлого года, они легче укореняются. Почва вокруг куста должна быть предварительно взрыхлена. По направлению радиуса куста в почве мотыгой проводится бороздка. Если почва сухая, нужно дно бороздки смочить из лейки (без ситечка). Затем побег пригибают к земле, кладут его на дно бороздки, весь целиком, пришпиливают деревянными крючками, которые заранее готовят, и закрывают почвой на 4-5 см. из почек разовьются побеги, которые начнут укореняться. [4, с.54-55]

Вертикальные отводки. При его применении побег остаётся стоять, как стоял: в вертикальном положении, а к нему высоко подсыпают рыхлую, влажную почву, то есть окучивают. Через месяц проводят второе окучивание, после чего высота холмика земли достигает 30-35 см. Осенью куст разокучивают и побеги вырезают на уровне почвы. [4, с.56]

Размножение черенками

Из книги С.А. Кивотова «Юному садоводу» я узнала, что черенком называется отрезок растения с почками, то есть кусочек стебля или корня. В садоводстве при размножении растений используют три вида черенков: 1) стеблевые деревянистые, 2) стеблевые зелёные и 3) корневые. [4, с.58]

Для размножения чёрной смородины чаще используют стеблевые деревянистые черенки, реже стеблевые зелёные.

Стеблевые деревянистые черенки – это черенки из однолетних побегов с вызревшей древесиной. Такие черенки лучше всего сажать осенью, сразу после листопада. В садоводстве принята средняя длина черенка: около 18-20 см. Почва для посадки черенков должна быть плодородной и хорошо обработанной. Черенок лучше сажать наискось, под углом в 450, и так, чтобы верхушки черенков были направлены вдоль ряда. Черенок почти весь погружают в почву: оставляют снаружи только одну-две верхние почки, из которых будет развиваться надземная часть молодого растения. Почву вокруг черенка плотно обжимают, а если она сухая, поливают. После посадки полезно замульчировать почву перегноем или торфяными крошками. [4, с.58-60]

Стеблевые зелёные черенки – это молоденькие зелёные побеги с двумя-тремя листочками. Для успешного укоренения таких черенков нужны особые условия: рассеянный свет и влажная атмосфера. Для более быстрого укоренения черенки перед посадкой обрабатывают особыми ускорителями роста или ростовыми веществами, например гетероауксином или ИМК. Сажают их в парник, который заранее наполняют плодородной почвой, а сверху насыпают слой речного песка в смеси с торфяными крошками. Сажают черенки мелко - на глубину 1 – 1,5 см. Обильно поливают, и парник закрывают рамой. [4, с.58-60]

1.3 Стимуляторы корнеобразования

При размножении растений черенками иногда возникает проблема с корнеобразованием. Стимуляторы корнеобразования использовали с давних пор. Примеры природных стимуляторов корнеобразования — настои на ивовых ветках, вербы, тополя, багульника, а также дрожжи, картофель, мед. С развитием химии стали синтезировать их промышленные аналоги, которые в настоящее время эффективно и активно используются в личных подсобных хозяйствах и сельхозпроизводстве, например «Корневин», «Гетероауксин», «Циркон», «Этамон» и пр.

Что такое стимуляторы корнеобразования? Ответ на этот вопрос я нашла в статье Николая Хромова «Стимуляторы корнеобразования растений». Это биологически активные вещества - фитогормоны, которые в естественной природной среде формируются в каждом растении. Чем больше фитогормонов накапливается в побегах, тем легче укореняется то или иное растение. Например, их очень много в смородине, много в калине, аронии и других растениях. Но есть такие культуры, как например, ирга, боярышник или крыжовник, которые без стимуляторов корнеобразования укореняются очень плохо или не укореняются совсем. [10]

  1. Методы исследования

Работая над проектом, я составила следующий план исследования.

Содержание работы

Сроки

1

Изучение различных источников информации по теме

Март

2

Организация и проведение эксперимента

Апрель-май

3

Ведение дневника наблюдений

Май

4

Сравнение и анализ полученных результатов

Июнь

5

Работа над письменной частью проекта

Июль

6

Подготовка видеоматериалов и размещение их в интернет-сети

Август

7

Разработка материалов для выступления перед одноклассниками

Сентябрь

8

Подготовка к защите исследовательской работы

Октябрь

Методы исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ полученных данных.

Всю полученную информацию я планирую представить наглядно своему классу, а также разместить в сети интернет для общего пользования.

Изучив литературу по теме и получив необходимые знания, мне предстояло освоить навыки черенкования. Мы отдали предпочтение данному способу размножения, т.к. преимущества его очевидны. Во-первых, экономический фактор: саженцы сортовой смородины стоят немало, а у нас в деревне смородина крупная и сладкая. Во-вторых, гарантия получения точной копии материнского растения (пересортица семян и саженцев в питомниках и садовых центрах, к сожалению, не редкость). В-третьих, быстрый результат — укоренённые черенки зацветут и принесут первые плоды намного раньше, чем сеянцы.

Работая с литературой, я заметила, что в одних книгах говорится об укоренении черенков, а в других – окоренении. Я решила выяснить в чём разница данных терминов. Определения данных слов я нашла в статье Валентины Ласкиной «Азбука садовода». Оказывается укоренение – это когда корни растений прорастают (закрепляются) между почвенными частицами так, что потянув за стебель их уже не так просто вытянуть. А вот черенки в воде или питательном растворе образуют корни, но укорениться в жидкой среде они не могут. Валентина Ласкина назвала этот процесс «окоренением». Черенки с корнями, но еще не укоренившиеся. [6]

Для размножения черной смородины мы использовали стеблевые деревянистые черенки. Перед нами стояла задача – их окоренить для дальнейшей высадки в грунт.

Но так как мы немного опоздали с заготовкой черенков: почки уже начали распускаться и накопленные питательные вещества в черенке должны тратиться на рост листочков, то в помощь растению решили использовать стимуляторы корнеобразования.

На сегодняшний день есть не только народные средства улучшающие приживаемость черенков, но и действенные современные препараты, с помощью которых можно укоренить практически что угодно. Способов много, но какой из них действует эффективнее? Мы провели небольшой эксперимент.

Чтобы добиться чистоты эксперимента, для всех участников изначально созданы равные условия. Черенки взяты с одного куста черной смородины, в один день, выбраны побеги примерно одинаковой толщины. Питательный раствор приготовлен заранее: вода со свежевыжатым соком алоэ, вода с препаратом «Сок алоэ», вода с добавлением препарата «Корневин» и контрольный вариант – чистая вода. После установки черенков в стаканы с жидкостью черенки определены в одинаковые условия содержания (освещенность, температура и влажность воздуха).

Организация эксперимента

Дата

План действий

Содержание

Наглядное подтверждение

Примечание

30.04.23

Заготовка черенков

Секатором срезали черенки с одного куста чёрной смородины

Приложение 2, Рисунок 1-2

Деревня Беляковка, Свердловская обл.

30.04.23

Подготовка ёмкостей

Пронумеровали стаканы, налили в них воду

Приложение 2, Рисунок 3-4

 

30.04.23

Приготовление стимулирующего раствора

1 стакан - в воду добавили свежевыжатый сок алоэ (1-2 чайных ложки на стакан воды), перемешали

Приложение 2, Рисунок 5-6

Инструкции, как приготовить раствор с данными препаратами для окоренения черенков чёрной смородины в воде, мы не нашли, поэтому добавили примерно одинаковое количество укоренителя в каждый стакан.

2 стакан - в воду добавили препарат «АЛОЭ СОК», купленный в аптеке (1-2 чайные ложки на стакан воды), перемешали

Приложение 2, Рисунок 7-8

3 стакан - в воду добавили препарат «Корневин», купленный в магазине «Садовод» (1-2 чайные ложки на стакан воды), перемешали

Приложение 2, Рисунок 9-10

4 стакан – контрольный образец (без стимуляторов), в воду ничего не добавили, вода осталась чистой.

 

30.04.23

Распределение черенков

Черенки смородины поместили в стаканы с питательным раствором и водой по 2 в каждый

Приложение 2, Рисунок 11

 

01.05.23

Создание среды

Стаканы с черенками (в каждый стакан добавили ещё по одному черенку) перевезли в городскую квартиру и поставили на кухне на подоконник для дальнейшего наблюдения. Здесь им было светло и тепло. По мере испарения жидкости, в стаканы с черенками добавляли чистую воду

Приложение 2, Рисунок 12

 
  1. Результаты и их обсуждение

    1. Дневник наблюдений

Начиная с 1 мая в течение трёх недель ежедневно вели наблюдения, промежуточные результаты исследования заносили в Дневник наблюдений. Наглядное подтверждение всех изменений, происходящих с нашими черенками тоже зафиксировано и размещено в Приложении.

Таблица 1. Дневник наблюдений

Дата

Экспериментальные образцы

Наглядное подтверждение

Опытная группа №1

Вода с добавлением свежевыжатого сока алоэ

Опытная группа №2

Вода с добавлением препарата «Сок Алоэ»

Опытная группа №3

Вода с добавлением препарата «Корневин»

Контрольная группа №4

Чистая вода

06.05.2023

На двух черенках появились белые зачатки корня, а на третьем черенке обнаружено набухание корней в междоузлиях.

На двух черенках появились белые зачатки корня. Третий черенок пока без изменений.

На всех трёх черенках в группе не появились ни корни, ни зачатки корней.

Набухание корней отсутствовало

На двух черенках появились корни, а на третьем черенке зачатки корня.

Приложение 3, Рисунок 1-8

11.05. 2023

На двух черенках появились корни, а на третьем черенке зачатки корня. На черенках появились новые побеги.

На всех трёх черенках появились зачатки корней.

На всех трёх черенках зачатки корней и корни не появились

Корни на всех трёх черенках хорошо развиваются, на черенках появились новые побеги.

Приложение 3, Рисунок 9-16

15.05. 2023

Корни и молодые побеги на двух черенках хорошо развиваются. Корни достигли длины 1-2 см. На третьем черенке корни пока не появились, есть только зачатки корней.

На всех трёх черенках зачатки корней.

Корней пока нет.

На всех трёх черенках появились зачатки корней.

Корни и молодые побеги хорошо развиваются. Корни достигли длины 4-5 см. Черенки уже можно высаживать.

Приложение 3, Рисунок 17-22

18.05. 2023

Молодые побеги и корни на всех черенках. Некоторые корни достигли длины 3-6 см.

На двух черенках появились корни, а на третьем черенке зачатки корня. На черенках появились новые побеги.

На всех трёх черенках зачатки корней.

На одном черенке появился корешок. Листья выглядят неважно.

Корни и молодые побеги хорошо развиваются. Некоторые корни достигли длины 6-8 см. Черенки можно высаживать.

Приложение 3, Рисунок 23-30

20.05. 2023

Корни и молодые побеги хорошо развиваются. Некоторые корни достигли длины 6-8 см. Черенки можно высаживать.

Корни на всех черенках. Некоторые корни достигли длины 2-3 см.

На всех трёх черенках зачатки корней.

На одном черенке есть корешок. Листья выглядят неважно.

Черенки хорошо окоренились

Приложение 3, Рисунок 31-34

21.05. 2023

Черенки высажены в грунт.

Черенки перемещены в ёмкость с чистой водой

Черенки перемещены в ёмкость с чистой водой для дальнейшего окоренения.

Черенки высажены в грунт.

Приложение 4, Рисунок 1-6

    1. Лидерство стимуляторов окоренения черенков чёрной смородины

Подведем итоги.

Полученные данные из Дневника наблюдений мы внесли в диаграмму. Вот, что у нас получилось.

Проведя сравнительный анализ полученных данных, распределили лидерство стимуляторов корнеобразования следующим образом: на первом месте — свежевыжатый сок алоэ. Второе место с небольшим отставанием отдадим препарату «Сок Алоэ». Хуже всех себя показал препарат «Корневин».

И мы были очень удивлены, что быстрее всех окоренились и дали молодые побеги черенки в контрольной группе, в чистой воде. А это значит, что нет необходимости в укоренителях для черенков смородины. Возможно, они пригодятся, если черенки высаживать сразу в землю без предварительного окоренения.

    1. Вывод по итогам эксперимента

Проведённый эксперимент по изучению влияния сока алоэ на окоренение черенков чёрной смородины показал неэффективность данного способа.

Наш эксперимент послужил наглядным примером к словам Николая Хромова [10]. В своей статье «Стимуляторы корнеобразования растений», он говорит о том, что стимуляторы корнеобразования - это биологически активные вещества - фитогормоны, которые в естественной природной среде формируются в каждом растении. Их очень много в смородине, поэтому данное растение при размножении в укоренителях не нуждается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе своей работы я изучила различные источники информации: книги, статьи в журналах, сайты для садоводов и огородников.

Яузнала о том, что смородина чёрная – многолетний кустарник, продолжительность жизни которого 20 - 25 лет Чёрную смородину называют "кладовой витаминов". Эта культура ценна тем, что в продуктах переработки сохраняется до 50% биологически активных веществ. Благодаря этому чёрная смородина имеет исключительно большое значение для лечебно-диетического питания, обладает удивительными лечебными свойствами.

В книгах я нашла информацию о том, как ухаживать за ней, как вырастить смородину без потерь, связанных с болезнями и вредителями, как сохранить урожай, как размножить или омолодить куст. Оказывается, чтобы не возникло проблем с корнеобразованием у черенков, можно использовать укоренители.

С удовольствием прочитала два детских рассказа о смородине, и загорелась желанием вырастить самой это удивительное и очень любимое садоводами растение.

Изучив литературу по теме, сравнив различные способы размножения смородины, мы выбрали черенкование. Из статьи Валентины Ласкиной «Азбука садовода» я узнала разницу в терминах: «укоренение» и «окоренение». Оказывается, процесс образования корней на черенках в воде или питательном растворе называется «окоренением», а прорастание и закрепление корней растения в почве «укоренением». Перед нами стояла задача: окоренить черенки с помощью стимуляторов корнеобразования и выяснить эффективность применения сока алоэ в качестве укоренителя.

Мы провели небольшой эксперимент. Черенки срезали с одного куста черной смородины, в один день, выбрали побеги примерно одинаковой толщины. Приготовили питательный раствор и контрольный вариант – воду без укоренителя. Черенки смородины поместили в стаканы с питательным раствором и водой и наблюдали за процессом окоренения черенков в течение трёх недель. Промежуточные результаты заносили в Дневник наблюдений. По окончанию эксперимента, сравнив промежуточные результаты, сделали вывод: черенки смородины при окоренении не нуждаются в данных стимуляторах корнеобразования.

Я познакомила с результатами моей работы ребят своего класса, разместила видеоматериалы в сети Интернет.

Работать над проектом было и интересно, и вместе с тем, трудно. Интересно было проводить эксперимент по выявлению эффективности стимуляторов корнеобразования при окоренении черенков чёрной смородины. Трудность была в выборе нужной информации, т.к. читать я ещё умею плохо, поэтому приходилось просить взрослых читать мелкий текст в книгах. Трудно было разобраться в терминологии. Многие слова в книгах были мне незнакомы и непонятны. Здесь мне на помощь пришли снова взрослые.

Работая над проектом, я научилась работать с документами, делать выводы, познакомилась с таблицами и диаграммами.

Но особенно мне понравилась практическая часть работы. В ходе исследования я приобрела практические навыки по выращиванию саженцев чёрной смородины из черенков. Научилась правильно высаживать окоренившиеся черенки в грунт. С удовольствием ухаживала летом за саженцами: поливала их, пропалывала и рыхлила землю. Научилась вести простейшие наблюдения.

В начале своей работы над проектом я ставила цель - выяснить, является ли сок алоэ стимулятором корнеобразования черенков чёрной смородины. Считаю, что поставленной цели я добилась. Мы выяснили, что сок алоэ не является стимулятором корнеобразования черенков чёрной смородины.

Наша гипотеза о том, что применение сока алоэ положительно влияет на окоренение черенков чёрной смородины не подтвердилась.

Задачи выполнены. Мы изучили и проанализировали литературу по данной теме. Провели эксперимент по выявлению эффективности применения сока алоэ при окоренении черенков чёрной смородины. На основании полученных данных сделали выводы.

Наиболее крепкие и здоровые, хорошо окоренившиеся черенки высажены в КС Тагилстрой 3 на уч.432 для дальнейшего выращивания и наблюдения (Приложение 4, Рисунок 1-6). Саженцы хорошо прижились, укоренились и быстро пошли в рост. (Приложение 5, Рисунок 1-2). Будем с нетерпением ждать первых ягод.

Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира. А также, он имеет большую практическую значимость для садоводов и огородников. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения и размножения смородины.

Все выполненные мною действия сняты на видео и размещены в сети интернет на канале «Мои проекты» на RUTUBE — ведущем российском видеопортале (Приложение 2, Рисунок 13-14). Видеоролики можно посмотреть по ссылке https://rutube.ru/channel/32128937/. Каждый, кому интересна данная тема, может воспользоваться данным материалом.

В дальнейшем планирую продолжить изучение данной культуры, чтобы вырастить наши кусты здоровыми с богатым урожаем ягод.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бохонова М. И. Всё о чёрной смородине, Издательство: Диля, 2012 г., Серия: Экология XXI века

  2. Воронкова Л.Ф. Чёрная смородина - ОГИЗ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», 1933. – 11 с.

  3. Зотова З. Я., Иноземцев В. В. Смородиновый сад; рец. Т. М. Хохрякова. - Ленинград: Лениздат, 1985. - 95 с.

  4. Кивотов С.А. Юному садоводу. Научно-популярная лит-ра. Оформл. и рис. А. Антоновой. М. «Дет. лит.», 1977., 176 с.

  5. Крылов Г.А. Этимологический словарь Крылова [Электронный ресурс] – Источник: https://gufo.me/dict/krylov/%D1%81%D0%BC%D0%BE

  6. Ласкина В. «Азбука садовода»: 7 терминов, которые зачастую употребляют неправильно. Источник: https://dzen.ru/a/Y5FLuLOiJn57mwYT

  7. Лёгкий Н.Т., Бодур И.Д., Кривчанский И.Е. «Личное подсобное и садово-огородное хозяйство». М.: Изд-во МСХА, 1994, с.304, илл.19

  8. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] – Источник: https://gufo.me/dict/ozhegov/смородина

  9. Пермяк Е.А. Смородинка. - Издательство: Детская литература, 2018 г.

  10. Хромов Н. Стимуляторы корнеобразования растений, 2017 Источник: https://www.botanichka.ru/article/stimulyatoryi-korneobrazovaniya-rasteniy/

Приложение 1

Обзор литературы

Рисунок 1-2. Посещение детской библиотеки (МБУК ЦГБ Городская библиотека №10).

Рисунок 3-5. Чтение книг о смородине в читальном зале детской библиотеки (МБУК ЦГБ Городская библиотека №10).

Приложение 2

Организация эксперимента

Рисунок 1-2. Заготовка черенков

Рисунок 3-4. Подготовка ёмкостей.

Рисунок 5-6. Приготовление стимулирующего раствора: в стакан №1 выжали сок из листа алоэ.

Рисунок 7-8. Приготовление стимулирующего раствора: в стакан №2 добавили препарат АЛОЭ СОК.

Рисунок 9-10. Приготовление стимулирующего раствора: в стакан №3 добавили препарат «Корневин».

Рисунок 11. Распределение черенков. Рисунок 12. Создание среды.

Рисунок 13-14. Размещение видеоматериала для всеобщего просмотра на канале «Мои проекты» на RUTUBE https://rutube.ru/channel/32128937/

Заготовка черенков чёрной смородины весной https://rutube.ru/video/63fb1480b599119d86f571841b0aaaba/

Организация эксперимента

https://rutube.ru/video/private/b5b7caff7e5c4ac395c84a196b5abe0e/?p=60OQz4RFWdqrRB2eGD5-1A

Посадка окоренившихся черенков чёрной смородины в открытый грунт

https://rutube.ru/video/5612fcca68eb6fbeb90a660b4296e37c/

Уход за саженцами

https://rutube.ru/video/private/c8e98cd6e007e68add847546b1507feb/?p=wTY3O4JUZDUw1o2gbWV2FA

Приложение 3

Наглядное подтверждение

Рисунок 1-2. 6 мая. Группа №1. На двух черенках появились зачатки корня.

Рисунок 3-4. 6 мая. Группа №2. На двух черенках появились зачатки корня.

Рисунок 5-6. 6 мая. Группа №3. На всех трёх черенках нет корней и зачатков корней.

Рисунок 7-8. 6 мая. Группа №4. На двух черенках появились корни, а на третьем черенке зачатки корня.


Рисунок 9-10. 11 мая. Группа №1. На двух черенках появились корни, а на третьем черенке зачатки корня. На черенках появились новые побеги.

Рисунок 11-12. 11 мая. Группа №2. На всех трёх черенках появились зачатки корня.

Рисунок 13-14. 11 мая. Группа №3. На всех трёх черенках нет корней и зачатков корней.

Рисунок 15-16. 11 мая. Группа №4. Корни хорошо развиваются, на черенках появились новые побеги.

Рисунок 17-18. 15 мая. Группа №1. Корни и молодые побеги на двух черенках хорошо развиваются. Корни достигли длины 1-2 см. На третьем побеге корни пока не появились.

Рисунок 19. 15 мая. Группа №2. На всех черенках появились зачатки корней.

Рисунок 20. 15 мая. Группа №3. На всех черенках появились зачатки корней.

Рисунок 21-22. 15 мая. Группа №4. Корни и молодые побеги хорошо развиваются. Корни достигли длины 4-5 см. Их уже можно высаживать.

Рисунок 23-24. 18 мая. Группа №1. Молодые побеги и корни на всех черенках. Некоторые корни достигли длины 3-6 см.

Рисунок 25-26. 18 мая. Группа №2. На двух черенках появились корни, а на третьем черенке зачатки корня. На черенках появились новые побеги.

Рисунок 27-28. 18 мая. Группа №3. На всех трёх черенках зачатки корней.

На одном черенке появился корешок. Листья выглядят неважно.

Рисунок 29-30. 18 мая. Группа №4. Корни и молодые побеги хорошо развиваются. Некоторые корни достигли длины 6-8 см. Черенки можно высаживать.

   

Рисунок 31. 20 мая. Группа №1.

Корни и молодые побеги хорошо развиваются. Некоторые корни достигли длины 6-8 см. Черенки можно высаживать.

Рисунок 32. 20 мая. Группа №2.

Корни на всех черенках. Некоторые корни достигли длины 2-3 см.

   

Рисунок 33. 20 мая. Группа №3.

На всех трёх черенках зачатки корней. На одном черенке есть корешок. Листья выглядят неважно.

Рисунок 34. 20 мая. Группа №4. Черенки хорошо окоренились. Готовы к высадке в грунт.

Приложение 4

Посадка окоренившихся черенков в грунт

21 мая 2023 г.

     

Рисунок 1. Выкопали лунки.

Рисунок 2. Выбрали самые здоровые и хорошо окоренившиеся черенки.

Рисунок 3. В лунки налили воды, добавили немного золы.

     

Рисунок 4. Разместили черенки в лунки под наклоном.

Рисунок 5. Присыпали саженцы землёй.

Рисунок 6. Полили саженцы водой.

Приложение 5

Наблюдение за саженцами

Рисунок 1-2. 11 августа. Саженцы укоренились и подросли.

Просмотров работы: 107