Социальный интеллект

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Социальный интеллект

Алексеев И.А. 1
1МБОУ "Лицей №177" Ново-Савиновского района города Казани
Харина А.А. 1
1МПГУ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего»

- Максим Горький

Чаще всего нам нужно проявлять именно любовь по отношению к тем, кто рядом с нами, чтобы стать лучше и сделать этот мир лучше. Но не всегда получается поступать именно так. Мы сталкиваемся с разными эмоциями, реакциями и порой не понимаем ни себя, ни тех, кто вокруг нас. Существуя друг с другом, у нас возникает одна из самых важных потребностей – понимание окружающих нас людей, понимание самих себя и своего поведения. Изучение такого явления стало для меня интересным ещё год назад, когда в домашней библиотеке я наткнулся на определение социального интеллекта. Оказалось, что он влияет на большое количество процессов нашей жизни, в том числе и на уровень конфликтности. Особенно актуально это становится в 3-4 классе, когда дети только начинают осознанно его проявлять, а значит и могут его развивать. Но каким способом? Ответ на этот вопрос есть для взрослых. Для них существует немало методов по развитию понимания себя и других. Неужели дети не нуждаются в том, чтобы научиться проявлять свой социальный интеллект, особенно когда это оказывает влияние на девиантное поведение? Чаще всего мы прибегаем к книгам. Обязательно ли читать только психологические книги, которые нам пока очень сложно понимать. Может быть литература, которая имеет многовековую историю, окажет положительное влияние? Таким образом, созрело уже немало вопросов для второго года исследования.

Объект: чтение и социальный интеллект учеников 5 класса.

Предмет: влияние чтения на уровень социального интеллекта учеников 5 класса.

Цель: изучение влияния чтения на уровень социального интеллекта учеников 5 класса, с возможностью коррекции уровня конфликтности.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по данной теме, добавив материал первого года исследования данной работы.

  2. Подобрать материал для проведения экспериментального исследования.

  3. Найти взаимосвязь или её отсутствие между чтением и социальным интеллектом среди учеников 5 класса.

  4. Сделать выводы.

Гипотеза: я предполагаю, что чтение книг будет положительно влиять на уровень социального интеллекта, что в дальнейшем может стать одним из способов понижения уровня конфликтности.

Глава 1. Социальный интеллект, какими способами можно развить.

1.1 Социальный интеллект и возраст его проявления.

Впервые понятие «Социального интеллекта», было опубликовано в 1920 году в американском журнале «Harper’s Magazine». Автором статьи был Э. Торндайк, который описывал социальный интеллект - «как способность добиваться успеха в ситуациях, способность управлять мужчинами и женщинами, вести себя мудро в человеческих отношениях». После этого, исследования в этом направлении продолжаются лишь в США. И лишь спустя долгое время, ещё ни один психолог будет давать своё определение этой «способности». [3]

Дж. Гилфорд стал новатором в этом направлении. В своей статье он упоминает социальный интеллект, как понимание поведения других людей и самого себя. То есть то, как мы стараемся понять, что происходит с нами и с окружающими нас людьми. [2]

Л. Росс, рассматривал социальный интеллект как попытки понять того, почему происходит то или иное действие внутри себя или же с людьми, которые нас окружают. [6]

Таким образом, я понимаю, что все исследования сводятся к тому, что социальный интеллект - это знания, навыки и умения, которые помогают человеку успешно взаимодействовать с окружающими, способность понимать поведение своё и поведение людей вокруг нас.

Интересным подходом я посчитал методику Басса – Дарки в модификации Г. Резапкиной. По их мнению, социальный интеллект имеет несколько составляющих:

Самосознание - способность осознавать свои эмоции, мотивы и потребности.

Саморегуляция - способность управлять своими эмоциями.

Эмпатия - умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Коммуникабельность - общительность, доброжелательный интерес к людям, готовность к сотрудничеству.

Самомотивация - способность ставить перед собой цели и достигать их. [9]

Поэтому, я решил использовать именно их методику выявления уровня социального интеллекта, с изучением в частности уровня саморегуляции, эмпатии.

Изучив несколько подходов к определению социального интеллекта, я начал изучение функций и задач этой способности. К основным функциям социального интеллекта, можно отнести следующие составляющие:

  • способности к предвидению результатов своего поведения и поведения окружающих;

  • способности к пониманию своего поведения и поведения окружающих;

  • способности выстраивать эффективные коммуникации;

  • способности управлять эмоциями и сопереживать;

  • способности организовывать и убеждать других людей;

  • способности запоминать имена и лица других людей, а также правила поведения в определённой группе.

Если же говорить о возрастных проявлениях, то более качественное распределение сделала О.Б. Чеснакова. Она считает, что началом развития социального интеллекта, приходится на возраст 3-х – 4-х лет. В 3 года, у ребёнка появляется способность планирования. В 4 года ребёнок начинает понимать, что такое обман (он учится обманывать и понимает, что могут обманывать его). С 5 до 9 лет ребёнок начинает понимать, что другие люди могут вести себя не так как он. Дружба в понимании ребёнка представляется в виде положительных или нейтральных отношений с детьми, которые его окружают. На данном этапе происходит первое осознанное формирование социального интеллекта. С 9 до 12 лет у ребёнка появляется способность понимать чувства других людей. Он понимает, что его действия могут стать причиной действий других людей. Дружба в этом возрасте строится на взаимных интересах и предпочтениях с другими детьми. В этом же возрасте проявляется первая конфликтность, агрессия и непонимание, потому что возникает дисбаланс в мышлении. С 12 до 15 лет у ребёнка появляется понимание о том, что о нём думают другие. Дружба в этом возрасте обусловлена взаимным учётом потребностей и состояний. В данный период ребёнок начинает понимать значимость доверительных отношений. С 15 лет подросток научается понимать ценности, идеи и представления других людей. Дружба в этом возрасте базируется на взаимопонимании, взаимопомощи, но при этом проявляется взаимная независимость. [8]

Таким образом, именно школьный возраст становится основным временем, когда дети начинают проявлять свой социальный интеллект. Можно предполагать, что делают они это ещё неосознанно. Необходимость развития социального интеллекта, в первую очередь, проявляется в связи с тем, что все люди находятся в социуме, каждый день общаются друг с другом, коммуницируют. Как показали результаты первого года исследования личной работы, уровень социального интеллекта напрямую связан с уровнем конфликтности. Именно поэтому нужно найти эффективный способ развития социального интеллекта школьников.

1.2 Развитие социального интеллекта

В процессе изучения такого понятия как социальный интеллект, возрос и интерес к возможности его развития. Психологи чаще всего обращаются к методу «реального общения», то есть к возможности проводить диалоги с разными людьми и стараться понимать их поведение, причины сказанного или сделанного. Но здесь же встаёт вопрос: как это делать детям, которые чаще всего не понимают первопричины своего поведения, а проводить качественный анализ того, что происходит вокруг, становится сложной задачей.

К эффективным методам развития социального интеллекта взрослых людей чаще всего относят работу со специалистами в области психологии и социологии, фильмотерапию, прохождение тренингов и проявление мудрости, на основе личностного опыта. Данные методы являются качественным способами работы над пониманием себя и окружающих. Как показывают различные социальные эксперименты, как зарубежные, так и отечественные, существует немало вариаций работы над развитием чувства эмпатии и саморегуляции у людей старшего возраста, но мало говорится о том, как можно работать детям школьного возраста. [7]

Среди психологов существует мнение о том, что в долгосрочной перспективе именно чтение может оказать влияние на развитие познавательных процессов, включая работу с социальным интеллектом. На данный момент отсутствуют известные эксперименты на тему влияния чтения на социальный интеллект, хоть есть исследования в направлении влияния чтения на эмоциональный интеллект, что является составляющей для моей работы. [1]

1.3 Чтение и его влияние

В первую очередь стоит разобраться с тем, что же такое чтение и какие процессы задействованы.

Согласно В.М. Филатову и В.П. Белогрудову, чтение - это активная, конструктивная и интерактивная мыслительная деятельность, в процессе которой происходит восприятие и сохранение не механического отражения текста, а его смыслового целого.

По мнению С. Л. Рубинштейна чтение – это целенаправленной деятельность, способствует стимуляции умственного развития человека. То есть, учёный говорит о том, что процесс чтения имеет влияние на процесс развития мышления.

Л.С. Цветкова считает, что чтение – это сложный процесс восприятия письменной речи, также это одна из интеллектуальных функций. Сложность данного процесса во взаимодействие разных высших психических функций: смысловое восприятие, мышление и память. [4]

Как выделяют авторы, при чтении важно смысловое понимание текста, которое включает мышление человека в работу. Этот процесс носит название сознательность чтения - понимание фактического содержания читаемого текста. Это в первую очередь понимание большей части слов текста произведения, причём как в прямом смысле их употребления, так и в переносном. Кроме того, сюда же входит уяснение смысловой связи между предложениями. Но самое важное – это осознание своего отношения к прочитанному, представления себя на месте героев или в ситуации, описанной в тексте.

Если говорить о влиянии чтения на нашу жизнь, то можно обратиться к работам Роберто Боланьо, который говорил: «Читать — это как думать, молиться, говорить с другом, выражать свои мысли, выслушивать идеи других, наслаждаться музыкой, видеть прекрасный пейзаж и прогуливаться по пляжу». Он перечислил всё то, что человек получает в процессе прочтения произведения. Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. Ученые из университета Эмори (Атланта, США) утверждают, что во время чтения в мозгу образуются новые нейронные связи и активируются целые зоны. Это происходит из-за того, что, погружаясь в действие произведения, мы получаем опыт, с которым раньше не сталкивались. То есть, чтение имеет прямое влияние на мозговую деятельность человека.

Здесь же стоит сказать и о развитии воображения, фантазии. Дэвид Льюис из университета Сассекса выяснил, что любимая книга (писатель или жанр) поможет снять напряжение после тяжелого рабочего дня в несколько раз быстрее прогулки или чашки чая. Чтобы успокоить пульс и расслабиться, достаточно молча почитать книгу в течение шести минут. Это значит, чтение помогает справиться со стрессовыми ситуациями.

Ещё, чтение повышает концентрацию нашего внимания, ведь чтецу приходится за секунду выполнять не одну задачу: читать буквы, обдумывать информацию и представлять картинку прочитанного у себя в голове. Психологи также говорят о том, что чтение помогает и в правописании, так как бессознательно мы запоминаем расположение знаков препинания, грамматику.

Медицина рекомендует чтение, как профилактику от болезни Альцгеймера. Потому что человек умирает тогда, когда мозг перестаёт работать. Как уже говорилось раннее, чтение включает мозговую активность, способствуя развитию нейронных связей.

Важное практические исследование провели психологи Девид Комер Кидд и Эмануель Кастано из Новой школы (частный исследовательский университет в городе Нью-Йорке). Они доказали, что чтение художественной литературы способствует развитию замечать и понимать эмоции других людей. Этот навык является чрезвычайно важным для управления сложными человеческими отношениями. Данное исследование стало основой для гипотезы данной работы. [5]

Выводы по 1 главе:

  1. Социальный интеллект, хоть и имеет не малое количество исследований, всё равно не достаточно изучен в науке. Определения различны, но суть остаётся одной – это способность понимать других людей, способность понимать себя, причины поведения и реакции.

  2. Одной из самых интересных концепций считается система Басса – Дарки в модификации Г. Резапкиной. Согласно этой системе, социальный интеллект имеет несколько составляющих: самосознание, саморегуляция, эмпатия, коммуникабельность, самомотивация.

  3. Учёные также задаются вопросом о развитии социального интеллекта, и существует методы, которые могут применять уже взрослые люди, но практически нет исследований, которые показали бы способы развития социального интеллекта для школьников разного возраста. Существует мнение о том, что чтение в долгосрочной перспективе может оказать положительное влияние на изучаемый процесс.

  4. Чтение, в целом, имеет положительное влияние на большое количество процессов нашей жизни: от образования нейронных связей, до развития правописания. Зарубежные исследования показали, что чтение – эффективный способ даже в сфере медицины, как профилактика старческих болезней.

Глава 2. Практическая часть

Как говорилось раннее, работа с изучением социального интеллекта учеников получила своё продолжение на второй год исследования. Изначально, в данном исследовании принимали участие 29 учеников 4 класса – мои одноклассники.

Первый год исследования был разделён на этапы:

  1. Подбор методики для определения уровня социального интеллекта и уровня конфликтности.

  2. Проведение эксперимента по подобранным методикам.

  3. Анализ полученных данных.

  4. Создание рекомендаций с психологом для совместной работы с учениками.

После полученных результатов мной было принято решение о продолжении исследования в данном направлении. Для чистоты эксперимента, в нём приняли участие те же ученики моего класса, ставшие взрослее на 1 год. Но произошла выборка контрольной группы тех учащихся, которые были согласны на исследование в течение нескольких месяцев. Таким образом, 18 учеников 5 класса согласились стать участниками эксперимента.

Второй год исследования проходил также в несколько этапов:

  1. Подбор контрольной группы участников эксперимента.

  2. Изучение первоначального уровня социального интеллекта с помощью методики Басса – Дарки в модификации Г. Резапкиной. (Приложение №1)

  3. Проведение эксперимента среди участников.

  4. Изучение уровня социального интеллекта после эксперимента с помощью методики Басса – Дарки в модификации Г. Резапкиной. (Приложение №1)

  5. Сравнение, анализ результатов.

  6. Подведение итогов.

2.1 Результаты 1 года исследования

Первый год исследования был направлен на изучение взаимосвязи между уровнем проявления социального интеллекта и уровня конфликтности, поэтому вместе с психологом, были подобраны необходимые методики исследования для учеников, тогда ещё 4 класса.

Для определения уровня социального интеллекта была выбрана система Басса – Дарки в модификации Г. Резапкиной. Она включается в себя несколько шкал оценивания. За основу мной была выбрана такая составляющая социального интеллекта, как саморегуляция - способность управлять своими эмоциями. Потому что именно она тесно связана с конфликтностью. По итогу проведения этого опроссника, результаты отображаются с помощью 3х уровней социального интеллекта: средний, низкий или высокий. Для определения уровня конфликтности был выбран отечественный опроссник О.Л. Гончаровой, так как именно он может быть использован при работе с детьми начальной школы. Результаты этой методики также были представлены на 3х уровнях: низкий, средний и высокий.

Результаты первого года исследования показали, что у учеников с высоким уровнем саморегуляции – низкий уровень конфликтности (ученики №1, 10, 15, 16, 21, 23, 29, таблица №1, приложение №2). Также, замечена взаимосвязь между средним уровнем саморегуляции и конфликтности – таких учеников, оказалась большая часть (ученики №3,4,8,9,11,12,13,14,18,19,22,24,27,28, таблица №1, приложение№2). Кроме того, интересным результатом мне показалось то, что у учеников с низким уровнем саморегуляции высокая конфликтность (№2,5,20,25,26 таблица №1, приложение№2).

Исходя из таких результатов, были сделаны следующие выводы:

  1. На первом этапе исследования, было принято решение рассматривать социальный интеллект, как саморегуляцию, так как именно она тесно связана с уровнем конфликтности.

  2. Результаты исследования одноклассников показали, что высокий уровень социального интеллекта действительно имеет прямую взаимосвязь с низким уровнем конфликтности. Кроме того, я заметил и другую закономерность – низкий социальный интеллект сопровождается высокой конфликтностью.

  3. По итогам успешного исследования, совместно с психологом было принято решение создать лист рекомендаций по развитию социального интеллекта, в частности саморегуляции, который включает в себя практические упражнения. (Приложение №3)

2.2 Второй год исследования

Решение о продолжении исследования было принято мной после полученных результатов прошлого года. Как показала работа, действительно существует взаимосвязь между уровнем социального интеллекта и конфликтностью. Меня заинтересовала возможность влияния на социальный интеллект, в особенности у детей школьного возраста, так как для взрослых существует большое множество методик. Но для учеников школы практически нет никаких рекомендаций. Поэтому, в этом году исследование началось с повторного изучения уровня социального интеллекта у моих одноклассников. Кроме того, я решил взять сразу 2 составляющих такого явления: саморегуляцию, способность управлять своими эмоциями, на основе которой было проведено прошлогоднее исследование. И эмпатию - умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей. Также, я решил, что в исследовании должны принимать участие те, кто будет согласен работать на протяжении нескольких месяцев. Ими стали 18 человек – ученики уже 5 класса. Для показательности результатов, я решил, что представлю результаты в одной сравнительной таблице сразу.

Следующим этапом стало формирование групп участников: 1 группа – читала минимум 4- 5 раз в неделю, книги, которые им нравятся, по рекомендации художественную литературу. 2 группа – читала 1 раз в неделю, также книги, которые им нравятся, по рекомендации художественную литературу. 3 группа – читала только то, что задавали на уроках. Таким образом, получилось сформировать 3 группы по 6 человек, для удобства, каждая группа имеет своё обозначение. (Таблица №2)

Таблица №2. Группы участников эксперимента и их характеристика.

Группа и обозначение

Характеристика

1 группа

Читала минимум 4- 5 раз в неделю, книги, которые им нравятся, по рекомендации художественную литературу

2 группа

Читала 1 раз в неделю, также книги, которые им нравятся, по рекомендации художественную литературу

3 группа

Читала только то, что задавали на уроках

Эксперимент с чтением проходил на протяжении 2х месяцев. Для чистоты эксперимента, участники 1 и 2 группы ставили отметки каждый раз, когда приступали к чтению, а после этого записывали, сколько страниц прочитали и в какие дни. Спустя 2 месяца, мной снова был изучен уровень их социального интеллекта, в частности уровень саморегуляции и эмпатии, а также отмечены те произведения, которые читались 1 и 2 группой участников. Как уже говорилось раннее, результаты занесены в общую сравнительную таблицу, где отмечены показатели «до» и «после» эксперимента, условия эксперимента, указаны группы участников и наглядно (цветом) отображены изменения каждого из них. Зелёный цвет – положительные изменения (повышение уровня социального интеллекта), жёлтый цвет – отсутствуют изменения (уровень социального интеллекта остался прежним), красный цвет – отрицательные изменения (уровень социального интеллекта стал ниже). (Таблица №3)

Таблица №3. Сравнительная таблица результатов эксперимента.

№ ученика

Группа и условия эксперимента

Уровень соц.интеллекта до

Эксперимента (первичный)

Уровень соц.интеллекта после

Эксперимента (вторичные)

Саморегул.

Эмпатия

Саморегул.

Эмпатия

 

1 «Робинзон Крузо»

Низкий

Средний

Средний

Средний

 

1 Энциклопедия «Самые удивительные животные»

Низкий

Низкий

Средний

Средний

 

1 «Путешествия Гулливера»

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

 

1 «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

 

1 «Хроники Нарнии»

Низкий

Средний

Средний

Высокий

 

1 «Ночные кошмары»

Высокий

Низкий

Высокий

Средний

 

2 «Вафельное сердце» (не дочитана)

Средний

Средний

Средний

Высокий

 

2 «Таинственный сад»

Низкий

Средний

Низкий

Средний

 

2 «Ага, попался»

Средний

Высокий

Средний

Средний

 

2 «Пеппи Длинный чулок»

Низкий

Низкий

Средний

Низкий

 

2 «Чернильное сердце» (не дочитана)

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

 

2 «Капитан Сорви – голова» (не дочитана)

Средний

Низкий

Средний

Средний

 

3

Высокий

Высокий

Средний

Высокий

 

3

Средний

Низкий

Средний

Низкий

 

3

Низкий

Низкий

Средний

Низкий

 

3

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

 

3

Средний

Средний

Средний

Средний

 

3

Высокий

Средний

Средний

Средний

Положительная динамика

Отсутствие динамики

Отрицательная динамика

Исходя из результатов таблицы, в первую очередь стоит сказать о том, что среди учеников 1 группы, которые читали чаще всего, представлены больше всего положительные результаты. Возрос уровень как саморегуляции, так и чувства эмпатии (№1-6). У всех учеников данной группы хотя бы по одному показателю динамика возросла. Здесь совсем нет отрицательных результатов, которые показали бы спад уровня социального интеллекта. У второй группы участников, также видны положительные результаты: ученики №7,10,11,12, не смотря на то, что книги, которые они читали могли быть прочитаны не до конца. Стоит обратить внимание на ученика №9, у которого понизился уровень проявления эмпатии. Это может быть связано с личными переживаниями ученика. Группа №3 также показала динамику, но в обратную сторону. Ученики №13,16,17, результаты которых стали ниже, сказали, что не всегда читали даже то, что было задано на уроках в школе. Но есть и ученик №15, у которого повысился уровень саморегуляции. С ним я тоже пообщался, оказалось, что ученик иногда читал «фанфики» - это любительские рассказы на основе литературы.

Таким образом, была выявлена взаимосвязь между уровнем саморегуляции и эмпатии, как составляющих социального интеллекта и чтением. Мной были проанализированы книги, которые читали участники. И во всех произведениях были положительные герои или поступки, которые и могли повлиять на повышение чувства эмпатии и саморегуляции, даже в энциклопедиях, я встретил короткие рассказы о поведении животных, а в «Ночных кошмарах» часто встречалась счастливая концовка. Таким образом, на положительную динамику социального интеллекта может повлиять чтение различных книг, в которых есть положительные герои, сюжет, действия. А это значит, что читая такие книги, мы развиваем свой социальный интеллект, тем самым, можем влиять на уровень конфликтности.

По итогу результатов исследования, мной был составлен список произведений, которые могут быть интересны ученикам моего возраста и моим одноклассникам. Рекомендации подобраны на основе списка произведений Министерством образования, науки и молодежной политики Российской федерации для учеников 5-6 классов. (Приложение №5)

Выводы по 2 главе:

  1. Исследование второго года проводилось также в несколько этапов, своё начало оно берёт именно с повторного изучения уровня социального интеллекта у моих одноклассников, которые теперь являются учениками 5 класса. Однако, для качественности эксперимента, мной были сформированы группы, которые согласились принимать участие в данном исследовании.

  2. Эксперимент проходил более 2х месяцев, с учётом проведения первичного и вторичного тестирования уровня социального интеллекта. На протяжении 2х месяцев, участники читали необходимый объём литературы, согласно сформированным характеристикам их группы.

  3. Основным результатом, я считаю подтверждение того, что у учеников, которые читают литературу чаще, повысили свои показатели социального интеллекта. Кроме того, важным фактом считается и то, что необходимо читать литературу, которая имеет добрый, положительный сюжет, героев, концовку.

  4. Чем больше читали участники, тем выше оказалось развитие социального интеллекта. А те, кто читал крайне редко и только то, что задавали по школьной программе, показали отсутствие динамики или её негативные изменения, что показывает нам прямую связь между чтением и развитием социального интеллекта.

  5. Возвращаясь к результатам первого года, можно сказать что, читая, мы повышаем свой социальный интеллект, а значит, понижаем уровень конфликтности.

Заключение

Чаще всего ответом на вопрос о том, кто такой человек, мы получаем ответ, что это биосоциальное существо. И в это понятие вложен ответ на многие вопросы. Социальный – значит существующий в обществе, связанный с жизнью других людей. И находясь в постоянном окружении людей, существует необходимость понимать мотивы действий, думать о последствиях и представлять реакцию не только других, но и себя. В этом и состоит способность социального интеллекта. Ещё в прошлом году мне удалось выяснить, что именно в начальной школе у детей осознанно начинает формироваться социальный интеллект, а это значит, что мы сами можем повлиять на его развитие. Социальный интеллект напрямую связан с уровнем конфликтности: чем выше социальный интеллект, тем ниже будет уровень конфликтности человека. Ещё одна важная причина поиска возможности развития социального интеллекта у школьников. Стоит согласиться, что методы развития понимания других и себя для взрослых не всегда окажут нужного эффекта для школьников, но мы практически не имеем таких исследований, которые показали бы действенные способы развития социального интеллекта для нас, детей. Поэтому, вопрос актуальности данного исследования имеет место быть уже на протяжении второго года исследования. Социальный интеллект изучается мной с помощью его неотъемлемых составляющих, предложенные Басса – Дарки.

Первым делом, результатами своего исследования мне удалось обнаружить ещё одну взаимосвязь между чтением и уровнем социального интеллекта. Как показал 2х месячный эксперимент, в котором ученики читали разные произведения, с разной частотой, чтение книг с положительными героями, действиями и сюжетом в целом, положительно влияют на уровень саморегуляции и чувство эмпатии. Важным фактом здесь является и то, что как часто мы будем читать. Несколько раз в неделю оказывается достаточным, чтобы появилась необходимая динамика развития социального интеллекта учеников. Также, можно читать и 1 раз в неделю, есть вероятность, что динамика также будет положительной или останется без изменений, но чтение крайне редко, и тех книг, произведений, которые вам не нравятся, могут негативно отразиться на саморегуляции и эмпатии. Таким образом, мне удалось достичь своей цели, и подтвердить гипотезу. Но намного важнее, может оказаться влияние чтения книг на конфликтность, которая была выявлена у учеников ещё в прошлом году. Мной был составлен список книг, которые могут быть интересны ученикам школьного возраста, все они имеют добрых героев, которые совершают поступки, показывающие нам важность понимания себя и других. Я считаю необходимым ознакомить с результатами исследования своих одноклассников, друзей, родителей и учителей.

Список литературы

  1. Белова, Л. А. Обзор научных исследований в области развития социального интеллекта детей школьного возраста // Молодой ученый. 2023. № 24 (471). [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/471/104168

  2. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления / Дж. Гилфорд, A.M. Матюшкина. - М. : Эксмо

  3. Лунева, О. В. Социальный интеллект как категория социальной психологии // Знание. Понимание. Умение.2010.

  4. Мелентьева, Ю.П. Эволюция понимания сущности чтения // Проблемы современного образования №1. 2012. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponimaniya-suschnosti-chteniya/viewer

  5. Оппонг, Т. Влияние чтения на мозговую деятельность. [Электронный ресурс] URL: https://www.livelib.ru/translations/post/35396-vliyanie-chteniya-na-mozgovuyu-deyatelnost

  6. Росс, Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии/ Л. Росс, Р. Нисбетт.- М.: Аспект Пресс, 1999

  7. Хлебодарова, О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии // Молодой ученый. 2011. № 11 (34). [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/34/3856

  8. Чеснокова, О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте // Познание. Общество. Развитие. - М.: ИП РАН,1996

  9. Ясюкова, Л.А. Социальный интеллект детей и подростков/ Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина.- М.: ИП РАН, 2017.

Приложение

Приложение №1. Опроссник «Социальный интеллект»

Тест Басса-Дарки в модификации Г. Резапкиной.

Инструкция: если высказывание отражает ваше отношение к себе, людям и событиям - поставьте в бланке ответов рядом справа от номера вопроса плюс (+), если не отражает – минус (-).

  1. Когда я испытываю давление со стороны, то обычно сопротивляюсь.

  2. Я обычно терпеливо выслушиваю других людей, иногда в ущерб своим интересам.

  3. Я отслеживаю свои эмоциональные реакции.

  4. Мне легко понять переживания даже незнакомых людей.

  5. Если меня что-то расстроило, я быстро прихожу в себя.

  6. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они их стараются скрыть.

  7. Я не застреваю на отрицательных эмоциях.

  8. Я чувствую настроение человека по выражению его лица.

  9. Я обычно быстро прихожу в себя после неожиданного огорчения.

  10. Я замечаю зависимость своего настроения от настроения окружающих меня людей.

  11. Я могу влиять на свое настроение.

  12. Я обычно внимательно отношусь к просьбам незнакомых людей о помощи.

Интерпритация: подсчитать количество + (положительных ответов), соотнести с показателями.

Саморегуляция: 1,3,5,7,9,11.

Эмпатия: 2,4,6,8,10,12.

0 – 2 балла - низкий уровень. 3 – 4 балла - средний уровень. 5 – 6 баллов – высокий уровень.

Приложение №2. Результаты 1 года исследования.

Таблица №1. Сравнительная таблица результатов 1 года исследования.

№ученика

Уровень саморегуляции (соц.интеллекта).

Уровень конфликтности

 

Высокий

Низкий

 

Низкий

Высокий

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Низкий

Высокий

 

Высокий

Средний

 

Низкий

Средний

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Высокий

Низкий

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Высокий

Низкий

 

Высокий

Низкий

 

Низкий

Низкий

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Низкий

Высокий

 

Высокий

Низкий

 

Средний

Средний

 

Высокий

Низкий

 

Средний

Средний

 

Низкий

Высокий

 

Низкий

Высокий

 

Средний

Средний

 

Средний

Средний

 

Высокий

Низкий

Результат подтверждающий гипотезу (высокий соц.интеллект = низкая конфликтность)

Результат, подтверждающий гипотезу в обратном направлении (низкий соц.интеллект = высокая конфликтность).

Приложение №3. Лист рекомендаций по развитию социального интеллекта

1 упражнение. «Дневник эмоций»

Задача данного упражнения заключается в том, чтобы ты записывал все чувства и эмоции, которые испытываешь в течение дня, разделяя на положительные и отрицательные. Можно использовать такой формат:

Положительные, радостные

Я сегодня чувствовал\а

Это произошло, когда…

Чтобы это повторилось, мне нужно сделать…

     

Отрицательные, расстроенные

Я сегодня чувствовал\а

Это произошло, когда…

Чтобы это НЕ повторилось, мне нужно сделать…

     

Важно понимать, что в какой момент ты почувствовал радость или грусть и подумать над тем, чего стоит или не стоит делать в следующий раз.

2 упражнение. Придумай по - другому

Часто мы не обращаем внимание на ситуации, которые происходят каждый день, но сейчас давай вспомним, что обычно ты делаешь, когда:

Когда мне поставили плохую оценку, я обычно

 

Когда мне делают подарок, я обычно

 

Когда мой друг приходит на встречу или в школу расстроенным, я обычно

 

Когда я поссорился с родителями, я обычно

 

Когда я вижу, что кто – то ссорится, я обычно

 

А теперь подумай ещё раз, можно ли отреагировать по – другому или ты всё правильно делаешь? Ответ запиши в формате «Я бы мог…» или «Я сделаю как обычно»

Если бы мне поставили плохую оценку, я бы мог …

 

Если бы мне сделали подарок, я бы мог …

 

Если бы мой друг пришёл на встречу или в школу расстроенным, я бы мог …

 

Если бы я поссорился с родителями, я бы мог

 

Если я вижу, что кто – то ссорится, я бы мог …

 

Приложение №4. Рекомендованный список литературы к прочтению

  • Мифы и легенды народов мира.

  • Державин Г.Р. «Лебедь».

  • Батюшков К.Н. «На развалинах замка в Швеции».

  • Давыдов Д.В. «Партизан».

  • Глинка Ф.Н. «Не слышно шуму городского», «Утро вечера мудрее».

  • Гоголь Н.В. «Страшная месть», «Вий».

  • Лермонтов М.Ю. «Воздушный корабль», «Русалка», «Морская царевна», «Ашик-Кериб»

  • Толстой А. К. «Князь Серебряный».

  • Достоевский Ф.М. «Мальчик у Христа на елке».

  • Толстой Л.Н. «Хаджи-Мурат».

  • Чехов А.П. «Жалобная книга», «Мальчики», «Налим», «Детвора», «Лошадиная фамилия».

  • Катаев В. П. «Сын полка», «Электрическая машинка».

  • Железников В.К. «Чудак из шестого «Б», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро».

  • Лиханов А.А. «Последние холода».

  • Искандер Ф. «Приключения Чика».

  • Булычев К. «Приключения Алисы» «Девочка, с которой ничего не случится», «Заповедник сказок», «Козлик Иван Иванович», «Сто лет тому вперёд».

  • Уайлд О. «Кентервильское привидение».

  • О.Генри. «Вождь краснокожих».

  • Честертон Г. «Тайна отца Брауна». Верн Ж. «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта».

  • Уэллс Г. «Человек-невидимка».

  • Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».

  • Додж М. «Серебряные коньки».

  • Конан Дойл А. «Рассказы о Шерлоке Холмсе».

  • Твен М. «История с привидением», «Приключения Гекльберри Финна».

  • Сент-Экзюпери А. «Маленький принц».

  • Брэдбери Р. Рассказы.

  • Ирвинг В. «Жених-призрак».

  • Сетон-Томпсон Э. «Животные-герои», «Рассказы о животных».

  • Эндэ М. «Бесконечная книга».

Просмотров работы: 139