Влияние домашних животных на жизнь человека

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние домашних животных на жизнь человека

Алексеев А.А. 1
1МБОУ "Лицей №177" Ново-Савиновского района города Казани
Добровольская Е.И. 1
1МБОУ "Лицей №177" Ново-Савиновского района города Казани, класс 4А
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

- Антуан де Сент-Экзюпери

Люди всегда несут ответственность за то, что взяли на себя определённую роль. Это относится и к хозяевам домашних питомцев. Несколько месяцев назад родители принесли в наш дом маленького щенка. Они сказали, что теперь ответственность по уходу за ним лежит на нас с братом. Со временем, я заметил, что стал более самостоятельным. Я сразу понял, что с этого момента мне нужно кормить собаку, выгуливать, следить за её состоянием и конечно уделять ей внимание. Всё это необходимо делать во время, а значит, теперь своё время нужно планировать по – другому. Брат тоже заметил, что стал более самостоятельным и ответственным. И это проявлялось не только в том, чтобы заботиться о новом друге.

Интерес возник к тем изменениям, которые произошли у нас с появлением собаки. Может быть, именно собака стала точкой роста в нашем поведении? А как же это работает у других? Вопросы копились, а ответы на них хотелось узнать всё больше.

В прошлом году я провёл исследование, связанное с логическим мышлением. Как оказалось, на него влияет игра в шахматы. А что если и питомец влияет на наши познавательные процессы? Что, если именно домашнее животное может помочь ребёнку стать более самостоятельным и развить в себе необходимые навыки, умения и другие процессы?

Объект: домашние питомцы учеников 4 класса.

Предмет: влияние домашних питомцев учеников 4 класса на уровень познавательных процессов: логического мышления, смысловой памяти и концентрации внимания.

Цель: изучение влияния наличия домашних питомцев на уровень познавательных процессов: логического мышления, смысловой памяти и концентрации внимания.

Задачи:

  1. Изучить источники информации и проанализировать их.

  2. Подобрать контрольные группы участников экспериментов.

  3. Провести эксперимент с изучением уровня логического мышления, смысловой памяти и концентрации внимания.

  4. Подвести итоги, сделать выводы.

Гипотеза: я предполагаю, что у учеников 4 класса, у которых есть домашние питомцы, имеют более высокий уровень познавательных процессов, в особенности логического мышления, смысловой памяти и концентрации внимания, за счёт того, что они имеют больше ответственности и самостоятельности при уходе за питомцами.

Методы: метод теоретического анализа, эксперимент, подведение итогов и представление полученных результатов.

Структура: работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Домашние животные и их влияние на жизнь человека

1.1 Животные и человек в мире.

Существование в природе подразумевает различное взаимодействие живых организмов этой природы. К ним мы относим и людей и животных. Уже многие века человек и животное состоят в «отношениях», и развитие этих отношений сильно изменилось за последнее столетие.

Историческую составляющую взаимосвязи человека и животного можно начать рассматривать с одной из теорий эволюции – теории Дарвина, которая предполагает, что человек произошёл именно от животного. Кроме того, в древней мифологии мы можем видеть, что множество Богов изображались именно в виде животных или с ними. Например, в мифологии древнего Егпита, Бог Анубис изображён с головой шакала или собаки, богиня Бастет с головой кошки, Себек с головой крокодила. В древнем Египте также важно было и священное отношение к животным: корове и кошке. Смерть одного из этих животных, считалась проклятьем и к ней относились серьёзнее, чем к смерти человека. А убийство священного животного каралось смертной казнью.

Издавна существуют разные мифы и легенды о связях животных и людей, так появилась легенда о том, что существует оборотни – люди, которые порой могут превращаться в животных. Древнегреческая мифология рассказывает нам и о животных, которые имеют верхнюю часть тело и голову человека – кентаврах. [8]

Если же говорить о взаимосвязи животных и людей в древнем мире, то стоит начать с того, что животные были добычей охотников, источником питания и материалов для одежды, а во многих местах и источником строительного материала. Там, где не хватало камня и пещер, жилища сооружали из костей крупных животных, например мамонтов, и покрывали звериными шкурами. С другой стороны, хищники были грозными врагами первобытного человека, с ними приходилось все время вести ожесточенную борьбу не только за собственную безопасность, но и за право на добычу и жилье, например, за удобную сухую пещеру.

Чуть позже, люди начали приносить животных в жертву разным богам, как дар, чтобы они были милостивы и снисходительны к ним. Но лишь спустя несколько веков, животные стали для человека помощниками, ориентиром и друзьями.

И прежде чем рассматривать взаимосвязь животного и человека в нашей истории, стоит отметить, что «одомашнивание» животных, по мнению некоторых ученых – археологов, началось ещё 11-15 тысяч лет назад. Об этом говорят раскопки, наскальные рисунки в пещерах. Что из себя тогда представляла жизнь человека и «домашнего» животного трудно представить.

Из истории древней Руси, нам известно, что люди просыпались «с петухами». Петухи были для них как своеобразный будильник, который говорил о том, что наступает рассвет, а значит можно вставать и начинать день. Также, мы узнаём о том, что лошади стали неким средством передвижения, который помогал людям ещё и вести военные сражения. Лошадей начали использовать и в сельском хозяйстве. Они стали основными помощниками при вспахивании земель. Коровы давали молоко, из которого начали делать различные молочные продукты. Именно эти случаи и стали первым примером «одомашнивания» животных. Оно получило название скотоводство. Но, не смотря на это, животные всё также оставались добычей, за которой охотились люди.

Примерно в средние века, люди стали не просто использовать животных в домашнем хозяйстве, но и изучать их поведение, настроение, инстинкты. Ламарк, Дарвин, Павлов – знакомые фамилии для каждого человека своими учениями о животных. В 18-19 веках люди начали скрещивать разные породы одного животного и занялись выведением новых пород.

Если же говорить о собаках и кошках – самых часто встречающихся питомцев в наших домах, то стоит отметить, что кошек изначально начали использовать как хороших помощников в борьбе с грызунами, они были на складах, на кораблях. А вот собаки изначально стали помощником человеку в охоте, ведь они чувствовали других животных своим отменным нюхом. [7]

Примерно, в 18-19 веках, кошек и собак начали заводить в домах, не только с целью ловить грызунов и охранять дома, но и в качестве «компаньонов». Это явление широко распространилось у дворян, высших слоёв общества. В это же время домашним друзьям начали посвящать произведения искусства: литературные оды, картины, пьесы для театров. Так, они стали неотъёмлемой частью нашей домашней жизни. [6]

Сейчас, мы часто встречаем наших любимых питомцев практически во всех домах, квартирах. Собаку всё чаще называют единственным другом человека, а кошку – лучшим антидепрессантом. Для домашних питомцев существует ветеринарные клиники, зоомагазины, полки которых наполнены различными лакомствами, игрушками, даже одеждой. Домашние питомцы часто встречаются на экранах любимых фильмов и мультфильмов, для них же устраивают выставки, конкурсы. Человек заботится о своём любимчике на уровне такого же человеческого отношения. В нашей стране существует федеральный закон №498 от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации». Подобные законодательные акты существуют в странах всего мира. О животных теперь заботятся, относятся уважительно и ответственно, за исключением некоторых случаев. Домашние питомцы теперь стали неотъемлемой частью жизни человека.

    1. Влияние домашних питомцев на жизнь человека

Как мне уже удалось выяснить, животные вместе с человеком непрерывно существовали с самого начало появления. И если с большой пользой от животного мира в истории мы разобрались, то остаётся не менее важный вопрос, как именно влияют домашние питомцы, которые уютно живут с нами в домах, на нашу жизнь сейчас?

Начать стоит с того, что между людьми и животными существует определённого рода связь, которая и производит влияние. Как только животных полностью «одомашнили», то есть начали их заводить в своих домах не с целью получения выгоды, пользы в хозяйстве, то цель была в общении, уюте и гармонии. То есть человек заводит животное, чтобы не быть одиноким, и ему было о ком заботиться. Так, мы проявляем свои эмоциональные чувства, заложенные у нас.

Существует немало зарубежных исследований, связанных с изучением влияния животных на показатели здоровья, чувства одиночества и эмпатии. Все они показывают, что животное оказывает положительное влияние и улучшает динамику состояния здоровья у тех людей, которые проводили определённое время с питомцами.

Животные оказывают влияние и на чувство тревожности, апатии. Учёные считают, что контакт с питомцами нормализует психоэмоциональное состояние человека. [3]

ВВене даже проводили эксперимент со школьниками, в котором втечениемесяцаисследовалиповедениеучениковначальныхклассовна уроках, затем месяц уроки проводили в присутствии собаки. Наличие животного привело к снижению агрессии и гиперактивности у детей, повысило сплоченность класса.

В статье академика МААН, доктора педагогических наук, профессора А.В.Гагарина «Социально-психологические эффекты межвидового взаимодействия в группе «Человек – домашнее животное» приводится доказательство того факта, животное часто оказывает влияние на профилактику многих болезней в пожилом возрасте. [2]

Если с влиянием на здоровье и психологические составляющие человека мы разобрались, то стоит уделить внимание одному из самых важных факторов – ответственность и развитие. Наличие животного в доме, так или иначе, предполагает ответственность за питомца, который требует правильного и нужного ухода за ним, внимания. Кроме того, домашним питомцам, так же как и человеку, необходимо следить за состоянием здоровья, а значит иметь правильный распорядок дня, питания, за которыми следят хозяева.

Центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) сообщает, что домашние животные есть у 68% россиян, при условии исключения из расчёта сельскохозяйственных животных, которых используют в цели скотоводства, этот процент изменяется до 61%. Согласно этой статистике, мы можем с уверенность говорить о том, что большая часть населения нашей страны имеют домашних питомцев. [9]

Мной было изучено немало источников информации, но мало где говорится о том, оказывают ли влияние питомцы на развитие в человеке таких познавательных процессов, как внимание, память и даже логическое мышление.

1.3 Память, внимание и логическое мышление.

Прежде чем, начать исследование влияния домашних питомцев на выбранные факторы, стоит уделить внимание тому, что это за факторы, для чего они нужны человеку и в каких аспектах они раскрываются.

Каждый день люди сталкиваются с целым рядом задач и действий, которые требуют решения и своего выполнения. Именно в таких случаях включается в работу мышление человека, но необычное, а логическое. Оно позволяет думать абстрактно, необычно, погружаться внутрь ситуации и делать предположения, искать пути решения. Логическое мышление – это такой мыслительный процесс, во время которого человек использует рассуждение, понятия и конструкции, их можно доказать и из них можно сделать выводы. Логическое мышление в данном исследовании играет важную роль, так как большое количество задач существует у человека, имеющего домашнего питомца, который требует внимание, уход, проявление ответственности и заботы. [5]

Наряду с этим, люди всегда стремились многое узнать и запомнить, чтобы использовать это в будущем. Процесс запоминания у каждого человека индивидуальный, как и его память. Память – этоформапсихическогоотражения, которая заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении информации, действий, явлений. В данном исследовании, нас интересует логическая или смысловая память. Этот вид памяти предполагает осмысление полученной информации, он тесно связан с нашим мышлением. Она отличается тем, что имеет свойство запоминания на всю жизнь. Даже если мы прекратим изучать определённого рода информацию, или перестанем делать одно и то же действие на постоянной основе, то с помощью логической памяти мы сможем восстановить в своём сознании нужный механизм в любое время. Она основывается на понимании информации или действия, поэтому и говорится, что если человек не может запомнить – он просто не понимает сути. Чаще всего, логическая память начинает свою работу с ассоциаций. [1]

Здесь же стоит сказать и о внимании человека. В психологии, вниманием называют избирательную направленность на тот или иной объект и сосредоточенность нанем. Кроме того, здесь же стоит сказать о концентрации внимания, как об одном из основных свойств. Согласно С.Л. Рубинштейну, концентрация внимания отвечает за уровень сосредоточенности на объекте и, как правило, зависит от сложности задания. То есть, при наличии домашнего животного дома, существует острая необходимость в концентрации внимания. [4]

Выводы по 1 главе:

  1. Человек и животное непрерывно были взаимосвязаны на протяжении всех веков своего существования. История развития их взаимосвязи началась ещё с легенд, мифов и древнейшего мира.

  2. По мере изменения мира, социума и развития людей, изменялись и взаимоотношения людей и животных, благодаря чему и произошло «одомашнивание» животных, которые сейчас существует в тесной связи со своими хозяевами. Домашние питомцы стали жить в домах сначала только высших слоёв общества, но со временем, их начали заводить и всё остальное население.

  3. Из расчётов ВЦИОМа, в нашей стране домашние питомцы живут у 61% населения, а это больше половины.

  4. Как показал анализ литературы, животные оказывают большое, а главное положительное влияние на жизнь человека: они улучшают показатели здоровья и эмоциональный фон.

  5. Мной были изучены и факторы познавательных процессов: логическое мышление, смысловая память и концентрация внимания, которые будут использованы в практической части исследования.

Глава 2. Практическая часть

В самом начале практический части исследования я разделил его на этапы:

  1. Проведение анкетирования среди родителей одноклассников, с целью изучения наличия домашнего животного в семье.

  2. Подбор методик для изучения уровня концентрации внимания, логического мышления, смысловой памяти.

  3. Проведение эксперимента при помощи выбранных методик.

  4. Сравнительный анализ результатов.

1 этап. Анкетирование среди родителей одноклассников.

На данном этапе мне необходимо было разделить одноклассников на условные группы: семьи, в которых есть домашние животные и семьи, в которых нет домашних животных. Для этого было проведено анкетирование среди родителей одноклассников в онлайн – формате. Родители отвечали на вопросы, которые помогли собрать контрольные группы исследования. В нём приняли участие 28 человек. Вопросы анкетирования представлены в приложении №1.

Изучая результаты анкетирования, мне удалось сформировать вместо 2х планируемых групп – три группы участников. (Таблица №1).

Таблица №1. Формирование групп участников исследования.

Группа участников и обозначение

Характеристика

1 группа – зелёный цвет

Семья, в которой есть домашнее животное (может быть даже не одно) и ребёнок (мой одноклассник) является хозяином питомца, то есть больше всего взаимодействует с ним (выгуливает, кормит, заботится, играет и другое)

2 группа – жёлтый цвет

Семья, в которой есть домашнее животное, но ребёнок (мой одноклассник) выполняет минимальное количество действий в заботе для этого питомца (может только играть или редко по просьбе членов семьи взаимодействует)

3 группа – красный цвет

Семья, в которой нет домашних питомцев

Полные результаты данного этапа представлены в приложении №1, рисунок 1. Исходя из них, можно сказать, что большая часть моих одноклассников относится к 1 группе (46%), остальные практически поровну относятся ко 2 и 3 группе.

  1. этап. Подбор методик для проведения исследования.

На втором этапе необходимо было подобрать методики для определения уровня концентрации внимания, логического мышления и определения смысловой памяти.

Опыт прошлого исследования, в котором была использована методика Замбацявичене Э.Ф. на определение логического мышления школьника, показал, что тест эффективно и качественно отображает необходимые показатели. Поэтому было принято решение о его проведении. В выборе остальных методик мне помог социальный психолог, к которому я обратился за помощью. Для определения уровня концентрации внимания он порекомендовал тест Пьерона-Рузера, который представляет собой бланк с фигурами, где нужно расставить знаки в течение 1 минуты. Определять уровень логической памяти мы решили с помощью тестирования, которое предложили педагоги – психологи Амурского гуманитарно – педагогического государственного университета. Тестирование представлено в виде работы с парами слов, связанными по смыслу, часть которых необходимо запомнить. (Все методики - приложение №2) Результаты по выбранным методическим материалам представлены в виде 3х уровне: высокий, средний и низкий.

  1. и 4 этап. Проведение эксперимента и сравнительный анализ результатов.

В проведении эксперимента приняли участие 28 учеников 4 класса, чьи родители отвечали на вопросы анкеты 1 этапа.

После получения результатов, была составлена сравнительная таблица, в которой представлены все показатели, включая ответы родителей учеников 4 класса. (Таблица №2)

№ ученика

Наличие домашнего питомца

Уровень концентрации внимания

Уровень лог.мышления

Уровень лог. памяти

 

Кот

О. высокий

Высокий

Высокий

 

Собака

Высокий

Высокий

Высокий

 

Хомяки (мама)

Сред

Средний

Средний

 

Рыбки

Высокий

Высокий

Высокий

 

Котёнок (сестра)

Низкий

Низкий

Средний

 

Попугаи (бабушка)

Средний

Средний

Средний

   

Высокий

Низкий

Низкий

 

Хомяки, кот

Высокий

Высокий

Высокий

   

Низкий

Средний

Низкий

 

Собака

Высокий

Средний

Высокий

   

Низкий

Низкий

Низкий

   

Низкий

Средний

Низкий

 

Собака (папа)

Средний

Средний

Средний

 

Собака (мама)

Средний

Средний

Низкий

   

Средний

Низкий

Средний

 

Два кота

Высокий

Высокий

Высокий

 

Кошка

Высокий

Высокий

Высокий

   

Средний

Средний

Низкий

 

Кошка (брат)

Средний

Средний

Средний

 

Черепаха

Средний

Высокий

Высокий

 

Попугаи и собака

Высокий

Высокий

Высокий

   

Низкий

Средний

Низкий

 

Ящерица

Высокий

Высокий

Средний

 

Никого

Средний

Средний

Низкий

 

Попугай, все делает сам

Высокий

Высокий

Высокий

 

Кошка и собака

Высокий

Высокий

Высокий

 

Щенок

Высокий

Средний

Высокий

 

Кот (бабушка)

Средний

Средний

Средний

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Сравнительная таблица построена по всем полученным результатам эксперимента, где во втором столбце (наличие домашних питомцев) указано какое домашнее животное есть в семье: зелёный цвет, как уже говорилось раннее, говорит о том, что ребёнок выполняет большую часть взаимодействия и несёт ответственность за уход об этом питомце. Жёлтый цвет говорит о том, что в семье есть домашнее животное, но большее количество времени ему уделяет другой член семьи, в скобках указано кто именно. Также, цветами выделены уровни развития познавательных процессов.

Проанализировав результаты, в первую очередь, стоит сказать о том, что большинство детей 1 группы (зелёный цвет) имеют высокие показатели по тестированиям. У таких детей на высоком уровне представлены и концентрация внимания, и логическое мышление, и логическая память. Причём, все показатели могут быть представлены на высоком уровне. У детей 2 группы (жёлтый цвет) – показатели чуть ниже. Большинство из них имеют средний уровень по тестированиям, или даже низкий уровень. Редко у детей 2 группы встречаются высокие показатели. У детей 3 группы (красный цвет) практически отсутствуют высокие показатели, по большей степени они представлены на низком или среднем уровне.

То есть, согласно результатам, можно сказать, что у детей, который сами ухаживают за питомцами – чаще всего высокие показатели уровня внимания, мышления и памяти. Мной было замечено, что это не зависит от того, какой именно питомец у детей: собака, которая требует много внимания и ухода за ней, или черепашки, попугаи, которым внимания необходимо намного меньше. У детей же, у которых вообще нет домашних животных дома – показатели намного ниже. Это говорит о том, что существует прямая связь между тем, что ребёнок ухаживает за своим домашним питомцем и благодаря этому у него развивается концентрация внимания, логического мышления и смысловая память.

Выводы по 2 главе:

  1. Разделив практическую часть на этапы, я начал с изучения наличия домашних животных у своих одноклассников, с помощью анкетирования родителей. У меня получилось сформировать 3 контрольных группы: 1 группа – в семье есть домашнее животное, где ребёнок выполняет большую часть обязанностей в уходе за ним; 2 группа – в семье есть домашний питомец, но ребёнок практически не несёт за него никакой ответственности; 3 группа – семья, в которой нет домашних питомцев.

  2. В исследовании познавательных процессов, приняли участие 28 учеников – мои одноклассники. Исследование отобразило уровень концентрации внимания, логического мышления и логической памяти.

  3. Сравнительный анализ результатов показал, что существует прямая связь между уходом за питомцем и уровнем познавательных процессов. Причём, не имеет значения, какой именно питомец может быть в семье, важен факт участия в заботе о нём со стороны моих одноклассников. Так же, результаты показали, что в семье, где совсем нет домашних питомцев, дети имеют более низкие показатели познавательных процессов.

Заключение

Человек и животное были связаны с появлением каждого из них в этом мире. За последнее столетие их отношения сильно изменились в лучшую сторону. Животных теперь называют братьями нашими меньшими и самыми верными друзьями. Всё это неспроста. Домашние питомцы имеют большое влияние на всю нашу жизнь. Было проведено немало зарубежных исследований, которые показали, что друзья, которые живут с нами под одной крышей, положительно влияют на наше эмоциональное состояние, состояние здоровья, уровень ответственности и даже на взаимодействие между людьми. Вначале своего исследования, мне показалось интересным изучить то, как они влияют на наши познавательные процессы: память, мышление и внимание.

Развиваясь, каждый день в социуме, нам просто необходимо поддерживать планку в познании всего нового. Ещё Абрахам Маслоу в своей пирамиде потребностей отнёс познавательные потребности к одним из высших необходимостей человека. Поэтому, тема познавательных процессов и их развитие является актуальной для меня уже не первый год.

Данное исследование, в первую очередь, даёт мне ответ на вопрос, связаны ли изменения в моём поведении, ответственности и познании с появлением домашнего питомца у нас дома? Да, действительно, собака, которая появилась в нашей семье, оказала большое влияние. Но, не просто её наличие дало такой толчок, а забота о ней, понимание, что именно мы с братом являемся её хозяевами. Итогами исследования можно считать выявленную прямую связь между уходом и заботой за своими животными и уровнем познавательных процессов. Гипотеза подтвердилась частично. Мало просто завести домашнего питомца, намного важнее проявлять к нему заботу, свою ответственность и понимать, что теперь это часть нашей семьи. Интересным фактом, оказалось то, что совсем не влияет какое именно животное должно быть, чтобы познавательные процессы развивались. Равное влияние оказывают и несколько больших питомцев, и аквариумные рыбки. Цель моего исследования была достигнута. Ответы на все вопросы, которые я ставил в начале исследования, мной были получены по мере изучения данной темы.

Сейчас, я считаю важным, поделиться результатами исследования со своими одноклассниками и их родителями, чтобы показать важность передачи ответственности по уходу за своими питомцами детям, которые благодаря этому, смогут развивать в себе необходимые навыки и умения. Анатоль Франс говорил: «Пока человек не полюбил животное, часть его души остается непробужденной». Давайте пробуждать наши души и любить животных вместе.

Список литературы

  1. Арскиева, З.А. Развития логической памяти у детей младшего школьного возраста. // Науки об образовании. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitiya-logicheskoy-pamyati-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/viewer

  2. Гагарин, А.В. Социально – психологические эффекты межвидового взаимодействия в группе «человек – домашнее животное» // Вестник РУДН 2016 №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-effekty-mezhvidovogo-vzaimodeystviya-v-gruppe-chelovek-domashnee-zhivotnoe/viewer

  3. Дзюба, И.А. Влияние домашних животных на психологическое состояние людей и социальные взаимодействия // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 10. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-domashnih-zhivotnyh-na-psihologicheskoe-sostoyanie-lyudey-i-sotsialnye-vzaimodeystviya/viewer

  4. Купцова, О.В. Внимание как особый психический процесс // Психологические науки. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnimanie-kak-osobyy-psihicheskiy-protsess/viewer

  5. Левитес, В.В. /Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. 2006.

  6. Мещеряков, К. В. Роль животных в жизни людей. Влияние домашних животных на формирование характера ребенка // Юный ученый. 2016. № 1.1. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/young/archive/4/381/

  7. Шукова, Г.В. Межвидовое взаимодействие человека // Учёные записки ЗабГУ 2013 №5. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/mezhvidovoe-vzaimodeystvie-cheloveka-itogi-i-perspektivy-issledovaniya/viewer

Интернет – ресурсы:

  1. История развития поведения животных https://studme.org/68710/psihologiya/razvitie_nauki_povedenii

  2. Регнум: показатели ВЦИОМ https://regnum.ru/news/2790730

Приложение №1. Анкетирование родителей.

  1. Есть ли у Вас домашнее животное?

  2. Какое домашнее животное у Вас есть? (если несколько – указать всех)

  3. Как давно они живут у Вас?

  4. Как Вы считаете, кто больше времени и ответственности по отношению к питомцу проявляет из членов семьи?

  5. Расскажите, как Ваш ребёнок взаимодействует с питомцем? (Выгуливает, кормит, только играет, убирает за ним, может быть, сам замечает изменения, проявляет инициативу, водит к ветеринару)

Приложение №2. Методики исследования

Задание 1. Методика Замбацявичене Э.Ф (Логическое мышление)

1. Выбери правильный ответ в скобках

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).

 2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына ( часто, всегда, иногда, редко, никогда)

7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София) 

2. Зачеркни лишнее в строчке

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

 2. Река, озеро, море, мост, болото

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

 4. Франция, Эстония, Москва, Египет, Австрия

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

 6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3 задание. Что это? (Напишите общее название слов в одной строке)

1. Метла, лопата – это ____________________

2. Окунь, карась - это ____________________

3. Лето, зима - это ____________________

4. Огурец, помидор - это ____________________

5. Сирень, шиповник - это ____________________

6. Шкаф, диван - это ____________________

7. День, ночь - это ____________________

8. Слон, муравей - это ____________________

9. Июнь, июль - это ____________________

10. Дерево, цветок - это ____________________

Задание 2. Тест Пьерона-Рузера (концентрация внимания)

Правила: в верхней строчке у вас есть квадрат, треугольник, круг и ромб. Нужно расставить знаки в фигуры ПРАВИЛЬНО: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры. Время на работу 60 секунд. ВАЖНО: РАССТАВЛЯТЬ ЗНАКИ ПО РЯДАМ. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите"

Задание 3. Изучение уровня логического памяти.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

• кукла – играть

• курица – яйцо

• ножницы – резать

• лошадь – сани

• книга – учитель

• бабочка – муха

• снег – зима

• лампа – вечер

• щетка – зубы

• корова – молоко

Просмотров работы: 137