Сайт-викторина для проверки знаний по биологии

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сайт-викторина для проверки знаний по биологии

Ульянов М.С. 1Серикова В.А. 1Комахина А.В. 1
1МБОУ "Лицей №2"
Ермакова Ю.В. 1
1МБОУ "Лицей №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

    1. Актуальность: одной из важных задач современного общества - это духовно-нравственное воспитание нынешнего поколения. Наибольший интерес к обучению можно добиться через игру. Игра – это развлечение, которое подчинено определённым правилам, она является эффективным средством формирования личности, воспитания его нравственных качеств. Современныедетибольшоеколичествовременипроводятзагаджетами,играя вразличныеигры,поэтомурольигрывразвитиии воспитанииребёнкаочень велика. Чтобы время, проведённое за компьютером, проходило с пользой и с целью повышения интереса к предмету «Биология», нами была разработана интеллектуальная викторина по курсу Анатомия человека. Игра имеет обучающее и развивающее значение. Так же проверить свои знания можетне только школьник, но и любой человек, по ссылке викторины.

    2. Задачи:

      • Изучитьинформациюподаннойтеме

      • Освоитьпрограммыпосозданиюинтерактивныхвикторин

      • Составить вопросы для викторины по курсу биологии «Анатомия человека»

      • Создатьинтерактивнуювикторину

      • Провести эксперимент с применением викторины в Лицее№2 г.о Ступино

      • Проанализироватьрезультаты

      • Сделать вывод

    3. Гипотеза: Интерактивная викторина способна заинтересовать детей и поднять их уровень знаний по биологии.

    4. Объект:Интерактивнаявикторина.

Предмет: Результаты, полученные при прохождении учениками разработанной нами викторины.

    1. Проблема: Сегодня, в мир высоких технологий проблемой является духовно-нравственноевоспитаниенынешнегопоколения.Школьникасложно заинтересовать обычным чтением параграфа из учебника.

    2. Основнаячасть

    1. Насегодняшнийденьвикторинаявляетсясамойраспространённойигрой, которая охватила не только внеурочную воспитательную работу, но и урочную, а также повседневную жизнь. Сюда можно отнести телевизионные викторины, настольные викторины, онлайн викторины. Викторина, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знаний, удовлетворяет познавательным потребностям подростков, поскольку данный возраст характеризуется резким возрастанием любознательности и познавательной активности в определённой отрасли знания и снижением познавательных интересов в других отраслях.

Актуальность викторин в современном мире, разнообразие видов викторин, система продуктивного использования и взаимодействия при подготовке и проведении викторин доказывает, что викторина является эффективной формой урочной и внеклассной работы, способствует развитию коммуникативныхипознавательныхуниверсальныхучебныхдействий(УУД) школьников.

    1. Многие узнали о том, что такое викторина из журнала «Огонёк» в 1928-х г. Слово для обозначения этой идеи было придумано писателем по имени МихаилКольцов.Выпуская свою газету, писательпредусмотрел в ней раздел для интеллектуальных конкурсов, в их число входили шарады, загадки и необычные вопросы. Ведением данного раздела занимался журналист по имени Виктор. Так и появилось слово «викторина».

Многие узнали о викторине благодаря прессе. Постепенно стали появляться всёбольшеконкурсовсразнымизаданиями,этобылооченьувлекательнодля людей разных возрастов. Исторически викторины использовались, как развлекательноевремяпрепровождениесоревновательногоплана.С1975года викторины используются в качестве игр в телевизионных программах для проведения конкурсов и получения призов.

    1. Впоследниегодывозросларолькомпьютеракаккомпонентаоптимизации педагогического процесса. Требования общественной практики привели к внедрению персонального компьютера в образовательный процесс. Давайте попробуем систематизировать компьютерные технологии обучения, активно используемые школьниками по дидактическим функциям. Компьютерные технологии:

  • Активизируют умственную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности;

  • Повышают интерес у учащихся с помощью мультимедийных возможностей;

  • Многократно увеличивают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и другим методам контроля знаний.

На основе этих функций можно сформулировать основные тенденции, которые заложены в основе учебных технологий: они развивают самостоятельность, активность, навыки самооценки, воображение и модельное видение.

Мониторинг знаний обучаемых, в свою очередь, логично приводит к решению проблемы создания надёжных методов диагностики качества знаний, способствующих оперативному управлению процессом их усвоения. В связи с этим актуальность технологического совершенствования процедуры контроля, средств, методов и форм его осуществления очевидна. Одним из таких методов, на наш взгляд, может являться «Онлайн-викторина».

Онлайн-викторина в качестве метода контроля знаний обучающихся представляет собой серию задач, вопросов, различных творческих знаний, возможно,нестандартных,требующихотучащихся гибкойработы мысли. В ней может быть представлено несколько форм заданий такие как тестовые, вопросы с развёрнутым ответом и т.д. При этом по структуре онлайн-викторина – это последовательность кадров и на каждом кадре располагается одно задание.

Использование онлайн-викторины позволит педагогу составить представлениеобуровневладенияучащимисяинформациейпоизученной теме, их способности к творческому мышлению, межкультурной коммуникации и межпредметному взаимодействию, а также поможет сделать контрольные вопросы более разнообразными и интересными.

    1. Как показывают исследования, визуальная информация воспринимаетсяиобрабатываетсямозгомбыстрее,чемтекстовая.Поэтому вгаджетахприпросмотререкламыиливидео,информациявоспринимается для мозга быстрее, чем из прочтения книги.

      1. Давайтеразберём,какработаетнашезрение.

Зрение–этооднаизважнейшихфункцийорганизма,котораяобеспечивает нашу способность к восприятию окружающего мира. Что бы понять, как работаетнашезрение,необходиморассмотретьегоосновныекомпоненты.

Глазсостоитизнесколькихчастей:хрусталика,роговицы,сетчатки,сочива и зрительного нерва. Хрусталик и роговица работают как линзы они фокусируютсветнасетчатке,гденаходятсяфоторецепторныеклетки

конусы и палочки, которые преобразуют свет в нервные импульсы. Затем нервные импульсы передаются через зрительный нерв в мозг, там и происходит распознавание изображения.

В мозгу обработка изображений происходит за доли секунды. Визуальная информация передаётся в первичную зрительную кору, где происходит первичная обработка информации. Затем информация передаётся в другие частикоры,которыеответственнызараспознаваниецветов,форм,текстур иглубин.Благодаряработевсехэтихкомпонентовпроисходитумственное представление о мире.

      1. В современном мире люди становятся всё более внимательными к тому,чтоонивидят.Человеческиймозгбыстреереагируетнаизображения, чем на текст, поэтомувизуальная информация выполняет туже роль, что и хорошо написанная статья в газете. Учёные давно выяснили, что изображения не только лучше воспринимаются, но и запоминаются, чем рассказы или текст.

Когда мы изучаем новый материал, мы часто ищем способы, которые помогут нам запомнить материал на долгое время. И тут может помочь визуальнаяинформация.Изображенияиграфикимогутпомочьнамсоздать свою собственную картину, того что мы изучаем.

      1. Визуальнаяпамять–однаизсамыхмощныхсистемпамятичеловека. Она составляет до 80% нашего зрительного опыта и может запоминать до 65% информации которую мы видим визуально.

Нейрофизиология так же объясняет почему мы лучше запоминаем изображения.Изображения,поступающиевнашмозг,проходятсразучерез несколько областей, где они могут вызывать эмоции, ассоциации и впечатления. В то время как при восприятии слов или текста информация проходит только через несколько участков коры головного мозга.

Синестезия – это явление, когда наш мозг объединяет несколько чувственных восприятий в комбинацию. Например, когда мы видим картинку фрукта наш мозг, связывает её с запахом или вкусом.

Режимфокусировки,когдамы смотримна картинкунашмозг,запоминает её детали и контекст. С другой стороны, когда мы читаем текст мы часто допускаем погрешности в восприятии и запоминании информации.

Вывод: мы запоминаем лучше картинки, потом что они активируют нашу эмоциональную, визуальную, когнитивную и ассоциативную память, а также мозг переходит в режим фокусировки, что помогает нам более детально и точно запомнить информацию.

    1. Визуализация играет важную роль в процессе обучения. Если ученикам предоставлять информацию в виде картинок, диаграмм, рисунков и других визуальных средств, она будет более запоминающейся и понятной.

    2. Практическаячасть

    1. Как мы говорили ранее компьютерные технологии в настоящее время играют большую роль не только в повседневной жизни, но также в обучении и работе.

Основываясь на этом, мы решили провести в нашей школе викторину, созданную нами, среди учеников 9 классов. Викторину мы проводили в виде вводной контрольной работы, чтобы проверить оставшиеся знания учащихся за курс анатомии.

      1. Онлайн-викторинумысоздаливпрограмме«PowerPoint»

СамиРаундыдлявикториныбылисделанына платформе «Yandex-Forms», таким образом:

        1. Зашлина«Yandex-Forms»

        2. Создалиформу

        3. Назвалиеёпоназваниюкаждойсистемычеловека

        4. Добавили вопросы с несколькими вариантами ответов. Вопросы были взяты из пройденного курса анатомии

        5. Добавиливариантыответов

        6. Указаликакойвариантответаявляетсяправильным

        7. Добавили обязательный вопрос, в котором участники должны указать имя, фамилию и класс

        8. Вставиликартинку,связаннуюсданнойсистемойчеловека

        9. Вставилигиперссылкикаждойформывплакатонлайн-викторины Было создано 8 разделов анатомии:

          1. Нервнаясистема

          2. Эндокриннаясистема

          3. Опорно-двигательнаясистема

          4. Кровьикровообращение

          5. Дыхательнаясистема

          6. Пищеварительнаясистема

          7. Мочевыделительнаясистема

          8. Анализаторы

      1. Так как проведение контрольной в виде онлайн-викторины была для обучающихсявновинку,былоприняторешениеплохиеоценкиневыставлять.

Разбалловкапроходиласледующимобразом:

0-4баллов–оценка«2»

5-7баллов–оценка«3»

8-9баллов–оценка«4»

10баллов–оценка«5»

    1. Онлайн-викторину ученики проходили со своих телефонов перейдя по ссылке. Каждый смог выбрать раздел анатомии, в котором он чувствует себя увереннее. Мы заметили, что чаще всего выбирали дыхательную систему, а меньше всего анализаторы

Выслушавправилаработыивыбравраздел,ребятаприступиликработе.

Мывсвоюочередьследилизатем,чтобыученики,проходящиевикторину,не списывали.

Каждый старался набрать большое количество баллов, поэтому все ученики упорно думали и вспоминали материал прошлого года.

По окончании работы мы огласили набранные обучающимися баллы и попросили оставить несколько комментариев по работе.

Ученики ответили, что им понравилась онлайн-викторина, она была красочнойиинтересной,авопросы,которыебыливней онизапомнятещёна долго.

      1. Отпустив учеников мы решили вычислить среднее арифметическое баллов, (А, Б и В класса)

Среднее арифметическое высчитывалось по следующей формуле:

набранныебаллы кол−во учеников

КлассА

Баллы

Ср.Арефм

КлассБ

Баллы

Ср.Арефм

КлассВ

Баллы

Ср.Арефм

1)

5

5,24

1)

8

5,89

1)

5

6,5

2)

5

2)

5

2)

6

3)

7

3)

5

3)

8

4)

6

4)

8

4)

7

5)

5

5)

8

5)

6

6)

7

6)

6

6)

6

7)

2

7)

6

7)

10

8)

6

8)

7

8)

5

9)

5

9)

5

9)

4

10)

7

10)

6

10)

7

11)

6

11)

9

11)

6

12)

5

12)

8

12)

8

13)

5

13)

6

   

14)

3

14)

2

   

15)

4

15)

4

   

16)

6

16)

5

   

17)

5

17)

6

   
   

18)

5

   
   

19)

3

   

Произведярасчётыунасполучилось,чтосреднийбаллучеников А класса – 5,24

Бкласса–5,89 В класса – 6,5

    1. Вывод: проведя викторину мы узнали, как мозг учащихся реагирует на обучение в виде онлайн. Мы видели, что обучающиеся были увлечены прохождениемвикторины,чтодлянасибыловажно.Аопросивучениковмы поняли, что действительно, проверка знаний в виде онлайн-викторины очень нравится обучающимся.

    2. Заключение

Внашейработемывыполнилиследующиезадачи:

  • Изучилиинформациюподаннойтеме

  • Освоилипрограммыпосозданиюинтерактивныхвикторин

  • Составиливопросыдлявикториныпокурсубиологии«Анатомия человека»

  • Создаливикторину

  • ПровелиэкспериментсприменениемвикторинывЛицее№2г.о. Ступино

  • Проанализировалирезультаты

  • Сделали вывод

Внашейработемыиспользовалитакиеметодыисследованиякак: изучение информации, эксперимент, анализ данных.

Подводя итоги можем с уверенностью сказать, что онлайн-викторина являетсяхорошим способом обучениядетей, как во внеурочное время, так и во время уроков. Благодаря викторинам дети смогут лучше ориентироваться в различных областях знаний. Они отлично развивают эрудицию, интерес к познанию и любознательность ребёнка. Наша гипотеза подтверждена. Делая вывод, мы можем с уверенностью сказать, что интерактивная викторина способна заинтересовать детей и поднять их уровень знаний по биологии.

Результаты работы мы представили ученикам нашего лицея на конкурсе исследовательских работ. Надеемся, что в дальнейшем мы сможем провеститакойжеэкспериментиизучитьбольшеинформации,ведьновые исследования ещё впереди!

Список литературы

МельникВ.С.Организацияипроведениевикторинпоестествознаниюво внеурочное время в начальных классах / В.С. Мельник // ГПОУ «ВПК» 2017г.https://урок.рф/library/sbornik_viktorin_165122.html

Мукашева Н.Ш. Викторина как форма развития коммуникативных и познавательныхУУДкадет/МукашеваН.Ш.//Наукиобобразовании–2014/ https://cyberleninka.ru/

КонстантиноваТ.Электроннаявикторинакакметодконтролязнаний учащихся/ Константинова Т.// https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/26252/1/evri_2009_17.pdf

Просмотров работы: 56