Введение
Актуальность: одной из важных задач современного общества - это духовно-нравственное воспитание нынешнего поколения. Наибольший интерес к обучению можно добиться через игру. Игра – это развлечение, которое подчинено определённым правилам, она является эффективным средством формирования личности, воспитания его нравственных качеств. Современныедетибольшоеколичествовременипроводятзагаджетами,играя вразличныеигры,поэтомурольигрывразвитиии воспитанииребёнкаочень велика. Чтобы время, проведённое за компьютером, проходило с пользой и с целью повышения интереса к предмету «Биология», нами была разработана интеллектуальная викторина по курсу Анатомия человека. Игра имеет обучающее и развивающее значение. Так же проверить свои знания можетне только школьник, но и любой человек, по ссылке викторины.
Задачи:
Изучитьинформациюподаннойтеме
Освоитьпрограммыпосозданиюинтерактивныхвикторин
Составить вопросы для викторины по курсу биологии «Анатомия человека»
Создатьинтерактивнуювикторину
Провести эксперимент с применением викторины в Лицее№2 г.о Ступино
Проанализироватьрезультаты
Сделать вывод
Гипотеза: Интерактивная викторина способна заинтересовать детей и поднять их уровень знаний по биологии.
Объект:Интерактивнаявикторина.
Предмет: Результаты, полученные при прохождении учениками разработанной нами викторины.
Проблема: Сегодня, в мир высоких технологий проблемой является духовно-нравственноевоспитаниенынешнегопоколения.Школьникасложно заинтересовать обычным чтением параграфа из учебника.
Основнаячасть
Насегодняшнийденьвикторинаявляетсясамойраспространённойигрой, которая охватила не только внеурочную воспитательную работу, но и урочную, а также повседневную жизнь. Сюда можно отнести телевизионные викторины, настольные викторины, онлайн викторины. Викторина, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знаний, удовлетворяет познавательным потребностям подростков, поскольку данный возраст характеризуется резким возрастанием любознательности и познавательной активности в определённой отрасли знания и снижением познавательных интересов в других отраслях.
Актуальность викторин в современном мире, разнообразие видов викторин, система продуктивного использования и взаимодействия при подготовке и проведении викторин доказывает, что викторина является эффективной формой урочной и внеклассной работы, способствует развитию коммуникативныхипознавательныхуниверсальныхучебныхдействий(УУД) школьников.
Многие узнали о том, что такое викторина из журнала «Огонёк» в 1928-х г. Слово для обозначения этой идеи было придумано писателем по имени МихаилКольцов.Выпуская свою газету, писательпредусмотрел в ней раздел для интеллектуальных конкурсов, в их число входили шарады, загадки и необычные вопросы. Ведением данного раздела занимался журналист по имени Виктор. Так и появилось слово «викторина».
Многие узнали о викторине благодаря прессе. Постепенно стали появляться всёбольшеконкурсовсразнымизаданиями,этобылооченьувлекательнодля людей разных возрастов. Исторически викторины использовались, как развлекательноевремяпрепровождениесоревновательногоплана.С1975года викторины используются в качестве игр в телевизионных программах для проведения конкурсов и получения призов.
Впоследниегодывозросларолькомпьютеракаккомпонентаоптимизации педагогического процесса. Требования общественной практики привели к внедрению персонального компьютера в образовательный процесс. Давайте попробуем систематизировать компьютерные технологии обучения, активно используемые школьниками по дидактическим функциям. Компьютерные технологии:
Активизируют умственную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности;
Повышают интерес у учащихся с помощью мультимедийных возможностей;
Многократно увеличивают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и другим методам контроля знаний.
На основе этих функций можно сформулировать основные тенденции, которые заложены в основе учебных технологий: они развивают самостоятельность, активность, навыки самооценки, воображение и модельное видение.
Мониторинг знаний обучаемых, в свою очередь, логично приводит к решению проблемы создания надёжных методов диагностики качества знаний, способствующих оперативному управлению процессом их усвоения. В связи с этим актуальность технологического совершенствования процедуры контроля, средств, методов и форм его осуществления очевидна. Одним из таких методов, на наш взгляд, может являться «Онлайн-викторина».
Онлайн-викторина в качестве метода контроля знаний обучающихся представляет собой серию задач, вопросов, различных творческих знаний, возможно,нестандартных,требующихотучащихся гибкойработы мысли. В ней может быть представлено несколько форм заданий такие как тестовые, вопросы с развёрнутым ответом и т.д. При этом по структуре онлайн-викторина – это последовательность кадров и на каждом кадре располагается одно задание.
Использование онлайн-викторины позволит педагогу составить представлениеобуровневладенияучащимисяинформациейпоизученной теме, их способности к творческому мышлению, межкультурной коммуникации и межпредметному взаимодействию, а также поможет сделать контрольные вопросы более разнообразными и интересными.
Как показывают исследования, визуальная информация воспринимаетсяиобрабатываетсямозгомбыстрее,чемтекстовая.Поэтому вгаджетахприпросмотререкламыиливидео,информациявоспринимается для мозга быстрее, чем из прочтения книги.
Давайтеразберём,какработаетнашезрение.
Зрение–этооднаизважнейшихфункцийорганизма,котораяобеспечивает нашу способность к восприятию окружающего мира. Что бы понять, как работаетнашезрение,необходиморассмотретьегоосновныекомпоненты.
Глазсостоитизнесколькихчастей:хрусталика,роговицы,сетчатки,сочива и зрительного нерва. Хрусталик и роговица работают как линзы они фокусируютсветнасетчатке,гденаходятсяфоторецепторныеклетки–
конусы и палочки, которые преобразуют свет в нервные импульсы. Затем нервные импульсы передаются через зрительный нерв в мозг, там и происходит распознавание изображения.
В мозгу обработка изображений происходит за доли секунды. Визуальная информация передаётся в первичную зрительную кору, где происходит первичная обработка информации. Затем информация передаётся в другие частикоры,которыеответственнызараспознаваниецветов,форм,текстур иглубин.Благодаряработевсехэтихкомпонентовпроисходитумственное представление о мире.
В современном мире люди становятся всё более внимательными к тому,чтоонивидят.Человеческиймозгбыстреереагируетнаизображения, чем на текст, поэтомувизуальная информация выполняет туже роль, что и хорошо написанная статья в газете. Учёные давно выяснили, что изображения не только лучше воспринимаются, но и запоминаются, чем рассказы или текст.
Когда мы изучаем новый материал, мы часто ищем способы, которые помогут нам запомнить материал на долгое время. И тут может помочь визуальнаяинформация.Изображенияиграфикимогутпомочьнамсоздать свою собственную картину, того что мы изучаем.
Визуальнаяпамять–однаизсамыхмощныхсистемпамятичеловека. Она составляет до 80% нашего зрительного опыта и может запоминать до 65% информации которую мы видим визуально.
Нейрофизиология так же объясняет почему мы лучше запоминаем изображения.Изображения,поступающиевнашмозг,проходятсразучерез несколько областей, где они могут вызывать эмоции, ассоциации и впечатления. В то время как при восприятии слов или текста информация проходит только через несколько участков коры головного мозга.
Синестезия – это явление, когда наш мозг объединяет несколько чувственных восприятий в комбинацию. Например, когда мы видим картинку фрукта наш мозг, связывает её с запахом или вкусом.
Режимфокусировки,когдамы смотримна картинкунашмозг,запоминает её детали и контекст. С другой стороны, когда мы читаем текст мы часто допускаем погрешности в восприятии и запоминании информации.
Вывод: мы запоминаем лучше картинки, потом что они активируют нашу эмоциональную, визуальную, когнитивную и ассоциативную память, а также мозг переходит в режим фокусировки, что помогает нам более детально и точно запомнить информацию.
Визуализация играет важную роль в процессе обучения. Если ученикам предоставлять информацию в виде картинок, диаграмм, рисунков и других визуальных средств, она будет более запоминающейся и понятной.
Практическаячасть
Как мы говорили ранее компьютерные технологии в настоящее время играют большую роль не только в повседневной жизни, но также в обучении и работе.
Основываясь на этом, мы решили провести в нашей школе викторину, созданную нами, среди учеников 9 классов. Викторину мы проводили в виде вводной контрольной работы, чтобы проверить оставшиеся знания учащихся за курс анатомии.
Онлайн-викторинумысоздаливпрограмме«PowerPoint»
СамиРаундыдлявикториныбылисделанына платформе «Yandex-Forms», таким образом:
Зашлина«Yandex-Forms»
Создалиформу
Назвалиеёпоназваниюкаждойсистемычеловека
Добавили вопросы с несколькими вариантами ответов. Вопросы были взяты из пройденного курса анатомии
Добавиливариантыответов
Указаликакойвариантответаявляетсяправильным
Добавили обязательный вопрос, в котором участники должны указать имя, фамилию и класс
Вставиликартинку,связаннуюсданнойсистемойчеловека
Вставилигиперссылкикаждойформывплакатонлайн-викторины Было создано 8 разделов анатомии:
Нервнаясистема
Эндокриннаясистема
Опорно-двигательнаясистема
Кровьикровообращение
Дыхательнаясистема
Пищеварительнаясистема
Мочевыделительнаясистема
Анализаторы
Так как проведение контрольной в виде онлайн-викторины была для обучающихсявновинку,былоприняторешениеплохиеоценкиневыставлять.
Разбалловкапроходиласледующимобразом:
0-4баллов–оценка«2»
5-7баллов–оценка«3»
8-9баллов–оценка«4»
10баллов–оценка«5»
Онлайн-викторину ученики проходили со своих телефонов перейдя по ссылке. Каждый смог выбрать раздел анатомии, в котором он чувствует себя увереннее. Мы заметили, что чаще всего выбирали дыхательную систему, а меньше всего анализаторы
Выслушавправилаработыивыбравраздел,ребятаприступиликработе.
Мывсвоюочередьследилизатем,чтобыученики,проходящиевикторину,не списывали.
Каждый старался набрать большое количество баллов, поэтому все ученики упорно думали и вспоминали материал прошлого года.
По окончании работы мы огласили набранные обучающимися баллы и попросили оставить несколько комментариев по работе.
Ученики ответили, что им понравилась онлайн-викторина, она была красочнойиинтересной,авопросы,которыебыливней онизапомнятещёна долго.
Отпустив учеников мы решили вычислить среднее арифметическое баллов, (А, Б и В класса)
Среднее арифметическое высчитывалось по следующей формуле:
набранныебаллы кол−во учеников
КлассА |
Баллы |
Ср.Арефм |
КлассБ |
Баллы |
Ср.Арефм |
КлассВ |
Баллы |
Ср.Арефм |
1) |
5 |
5,24 |
1) |
8 |
5,89 |
1) |
5 |
6,5 |
2) |
5 |
2) |
5 |
2) |
6 |
|||
3) |
7 |
3) |
5 |
3) |
8 |
|||
4) |
6 |
4) |
8 |
4) |
7 |
|||
5) |
5 |
5) |
8 |
5) |
6 |
|||
6) |
7 |
6) |
6 |
6) |
6 |
|||
7) |
2 |
7) |
6 |
7) |
10 |
|||
8) |
6 |
8) |
7 |
8) |
5 |
|||
9) |
5 |
9) |
5 |
9) |
4 |
|||
10) |
7 |
10) |
6 |
10) |
7 |
|||
11) |
6 |
11) |
9 |
11) |
6 |
|||
12) |
5 |
12) |
8 |
12) |
8 |
|||
13) |
5 |
13) |
6 |
|||||
14) |
3 |
14) |
2 |
|||||
15) |
4 |
15) |
4 |
|||||
16) |
6 |
16) |
5 |
|||||
17) |
5 |
17) |
6 |
|||||
18) |
5 |
|||||||
19) |
3 |
Произведярасчётыунасполучилось,чтосреднийбаллучеников А класса – 5,24
Бкласса–5,89 В класса – 6,5
Вывод: проведя викторину мы узнали, как мозг учащихся реагирует на обучение в виде онлайн. Мы видели, что обучающиеся были увлечены прохождениемвикторины,чтодлянасибыловажно.Аопросивучениковмы поняли, что действительно, проверка знаний в виде онлайн-викторины очень нравится обучающимся.
Заключение
Внашейработемывыполнилиследующиезадачи:
Изучилиинформациюподаннойтеме
Освоилипрограммыпосозданиюинтерактивныхвикторин
Составиливопросыдлявикториныпокурсубиологии«Анатомия человека»
Создаливикторину
ПровелиэкспериментсприменениемвикторинывЛицее№2г.о. Ступино
Проанализировалирезультаты
Сделали вывод
Внашейработемыиспользовалитакиеметодыисследованиякак: изучение информации, эксперимент, анализ данных.
Подводя итоги можем с уверенностью сказать, что онлайн-викторина являетсяхорошим способом обучениядетей, как во внеурочное время, так и во время уроков. Благодаря викторинам дети смогут лучше ориентироваться в различных областях знаний. Они отлично развивают эрудицию, интерес к познанию и любознательность ребёнка. Наша гипотеза подтверждена. Делая вывод, мы можем с уверенностью сказать, что интерактивная викторина способна заинтересовать детей и поднять их уровень знаний по биологии.
Результаты работы мы представили ученикам нашего лицея на конкурсе исследовательских работ. Надеемся, что в дальнейшем мы сможем провеститакойжеэкспериментиизучитьбольшеинформации,ведьновые исследования ещё впереди!
Список литературы
МельникВ.С.Организацияипроведениевикторинпоестествознаниюво внеурочное время в начальных классах / В.С. Мельник // ГПОУ «ВПК» 2017г.https://урок.рф/library/sbornik_viktorin_165122.html
Мукашева Н.Ш. Викторина как форма развития коммуникативных и познавательныхУУДкадет/МукашеваН.Ш.//Наукиобобразовании–2014/ https://cyberleninka.ru/
КонстантиноваТ.Электроннаявикторинакакметодконтролязнаний учащихся/ Константинова Т.// https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/26252/1/evri_2009_17.pdf