Стресс в современной жизни

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стресс в современной жизни

Кабисова А.С. 1
1МБОУ СОШ №3 им. Корневой С.В.
Акопова В.В. 1
1МБОУ СОШ №3 им. Корневой С.В.
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый человек на планете испытывал стресс, ведь современная жизнь невозможна без него. Причиной может стать всё, что угодно. Кратковременный стресс не нанесёт здоровью существенного вреда, даже, наоборот, при определённых условиях, он тонизирует организм и побуждает к решению проблемы. Но когда человек длительное время находится в таком состоянии, это не может пройти бесследно.

Что такое стресс? Термин "стресс" (в переводе с английского stress) означает "давление, напряжение". Стресс - состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы. Стресс является естественной реакцией человека, которая фокусирует его внимание на возникающих в повседневной жизни проблемах или угрозах.

Медицинские работники часто имеют дело с людьми, пережившими потенциально травмирующие события. В большинстве случаев непосредственно после такого события у человека развивается стресс, но не возникает никаких состояний, требующих медицинского вмешательства. Однако у части людей прогрессируют нарушения на физическом и психологическом уровнях, которые значительно ухудшают качество жизни человека и порой требуют серьёзного медикаментозного лечения. Например, сильные эмоциональные стрессы могут приводить к депрессии (от неё страдает более 300 миллионов человек). В худшем случае она может привести к самоубийству. Ежегодно около 800 тысяч человек погибают в результате самоубийства. В настоящее время это является глобальной проблемой для подросткового возраста и не только.

Цель исследования: поиск методов профилактики стрессов и влияние стресса на личность

Задачи исследования:

  • изучить причины возникновения стресса;

  • оценить риски возникновения более серьёзных проблем со здоровьем на фоне стресса;

  • провести анкетирование среди учеников 9 класса с целью оценки уровня стресса;

  • найти пути решения проблем, связанных со стрессовыми ситуациями

Предмет исследования: стресс и его последствия

Объект исследования: уровень стресса у учеников 9 классов МБОУ г. Владикавказ СОШ №3.

Методы исследования:

  • изучение научно-популярной литературы и ресурсов Интернета по данной теме;

  • проведение анкетирования на определение уровня стрессоустойчивости по методике Коухена и Вилмансона;

  • обобщение и систематизация полученных результатов;

  • анализ проделанной работы, формулирование выводов.

Глава 1. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований по теме

История изучения стресса

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Наиболее тяжёлая форма дистресса - шок.

В 1936 году знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина "стресс", поскольку тот использовался во многом для обозначения "нервно-психического" напряжения. Только в 1946 году Г. Селье начал систематически использовать термин стресс для общего адаптационного напряжения. [8]

В своих работах исследователь отмечал двойственную природу ОАС. С одной стороны, он может привести к негативным последствиям для организма, вплоть до летального исхода, а с другой стороны может повысить способность организма к выживаемости в неблагоприятных условиях.

После того, как концепцию Селье признало научное общество, открылся Институт изучения стресса, пожизненным директором которого стал Ганс Селье.

Многолетние исследования Г. Селье, его сотрудников и последователей во всём мире подтверждают, что стресс является неспицифической основой многих заболеваний.

Классификация стресса и причины его возникновения

Существует несколько вариантов классификации стресса.

  • Психологический и физиологический стрессы

Первым попытался разграничить их американский психолог Ричард Лазарус. Согласно его теории, физиологический стресс связан с реальным раздражителем, а психологический стресс – восприятие ситуации как опасной, при котором человек опирается на свои знания и опыт.

Физиологический (биологический) стресс – стандартная защитная реакция организма на неблагоприятные изменения в окружающей среде.

Психологический стресс – это состояние чрезмерной психической напряжённости, которое развивается в результате воздействия факторов социального характера. Такая разновидность стресса является продуктом мыслей человека, а именно, личным субъективным взглядом на ситуацию.

Причины психологического стресса можно разделить на 2 группы: внутренние и внешние.

Внешние факторы – те изменения в жизни человека, которые он, хотя бы частично, может контролировать.

Внутренние факторы – то, каким человек видит этот мир, его эмоциональная оценка происходящего вокруг.

Психологический стресс подразделяют на эмоциональный и информационный.

Эмоциональный стресс - это чрезмерное эмоциональное переживание негативных или же напротив, положительных жизненных ситуаций.

Информационный стресс возникает, когда мы ощущаем перегрузку информацией до такой степени, что не в состоянии обработать её.

  • По продолжительности выделяют краткосрочный (острый) и долгосрочный (хронический) стрессы

Острый стресс – мгновенная реакция на сложную или опасную ситуацию, он проходит быстро, остаётся лишь память об эмоциональных переживаниях.

При хроническом стрессе организм уже не может справиться с нервным напряжением полностью, из-за этого различные системы организма начинают работать с нарушениями.

  • Дистресс и эустресс.

Дистресс – стресс с отрицательными последствиями для организма.

Длительный стресс, вызванный негативными эмоциями, называется эмоциональным дистрессом. Человеку в состоянии эмоционального дистресса свойственны неадекватное поведение, болезненная реакция на эмоциональные раздражители.

Эустресс – это положительный стресс. В состоянии эустресса человек испытывает позитивные эмоции, у него появляются физические и душевные силы для решения той или иной проблемы.

Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами или стресс-факторами. Существует несколько классификаций стрессоров.

По продолжительности воздействия:

  • кратковременно действующие стрессоры (небольшие неудачи, перегрузки);

  • долговременно действующие стрессоры (борьба за жизнь, заключение и изоляция, различные опасные ситуации).

С. А. Разумов классифицировал стресс-факторы на 4 группы.

  • Стрессоры активной деятельности:

  • экстремальные

  • производственные

  • психосоциальной мотивации

  • Стрессоры оценок – эмоциональная оценка каких-либо событий:

  • старт-стрессоры и стрессоры памяти

  • стрессоры побед и поражений

  • стрессоры зрелищ

  • Стрессоры рассогласования деятельности:

  • стрессоры разобщения

  • стрессоры психосоциальных и физиологических ограничений

Работа организма в состоянии стресса

Ганс Селье проводил свои опыты на крысах. В 1936 году он начал вводить крысам гормон, выделенный из яичников коровы. Эксперимент провалился, крысы умирали, а при вскрытии Селье обнаруживал одни и те же результаты: утолщение коры надпочечников, язвы слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Позже проводились опыты и с другими экстрактами. Г. Селье пришёл к выводу, что вызывали эти симптомы не вещества, а стресс, который крысы испытывали из-за постоянных инъекций.

В общем смысле стресс – это защитная реакция организма на изменения в окружающей среде. Можно выделить 4 составляющих стресса.

1. Поведенческие реакции включают в себя избыточное напряжение мышц, дрожание рук, изменение тембра, высоты и громкости голоса. При сильном стрессе возможны заметные нарушения речи.

2. Интеллектуальные реакции. Во время стрессовой ситуации все мысли человека связанны с данной ситуацией, а сконцентрироваться на чём-то другом очень сложно. Страдает память.

3. Эмоциональные реакции. Общий эмоциональный фон становится более мрачным и пессимистичным, появляется чрезмерная тревожность, из-за чего контролировать свои эмоции становится труднее.

4. Физиологические изменения касаются всех систем и органов. Доказано, что многие заболевания, такие как инфаркты и инсульты, язва желудка, различные аллергии, астма, онкологические заболевания, расстройства сна и другие, могут иметь стрессогенную природу.

Три стадии развития общего адаптационного синдрома (ОАС)

Г. Селье и его последователи особое внимание уделяли физиологическим аспектам стресса, которые выражаются общим адаптационным синдромом (ОАС), гипотезу о существовании, которого Селье выдвинул в 1936 году.

Адаптационный синдром – совокупность защитных реакций, возникающих при действии значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей.

Для становления стрессовой реакции не имеет значения причина возникновения стресса и сила воздействия стрессора. Возникновение такой реакции зависит лишь от того, вызывает ли стрессор необходимость к адаптации и активизации приспособительных механизмов или нет. Действие стрессора реализуется через нервные рецепторы периферической нервной системы. Стресс как адаптивная реакция организма на неблагоприятные условия контролируется головным мозгом.

Традиционно в развитии стресса выделяют 3 стадии.

Стрессоустойчивость у различных групп людей

Стрессоустойчивость – комплекс качеств, которые позволяют человеку спокойно справляться с действием факторов стресса, не проявляя при этом отрицательных эмоций, влияющих на самого человека и его деятельность, а также на окружающих.

В психологии стрессоустойчивость включает в себя 4 компонента:

  • волевая составляющая

  • психофизиологический элемент

  • интеллект

  • эмоциональный компонент

Выделяются 3 уровня стрессоустойчивого поведения: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень стрессоустойчивости. Человек сохраняет спокойствие при любых обстоятельствах, даже тех, в которых большинство из нас впадет в панику или, как минимум, испытает душевное смятение. Это не означает, что человек сделан из железа, у него также имеются чувства и эмоции. В силу опыта и работы над собой такая личность научилась справляться со стрессом в любой его форме.

Человек со средним уровнем стрессоустойчивости способен через некоторое время взять себя в руки и, если не успокоиться окончательно, то хотя бы отпустить критическую ситуацию. После чего он постарается найти решение данной проблемы.

Низкая степень стрессоустойчивости. Рассматриваемый уровень характерен для тревожных личностей с повышенным эмоциональным фоном. Такие люди большинство стрессовых ситуаций воспринимают как несущие угрозу их безопасности и комфорту. Человек может вести себя не адекватно: начать плакать, кричать, конфликтовать: эмоции выходят из-под контроля. Данный уровень стрессоустойчивости опасен возникновением различных психосоматических заболеваний.

Также не стоит забывать о том, что уровень стрессоустойчивости может меняться в течение жизни в результате работы над собой и постоянного применения накопленного опыта на практике.

Стрессы у школьников

Школьники – это очень неоднородная группа людей, ведь психология младших школьников (с 1 по 4 классы), подростков (с 5 по 8 классы) и раннего юношеского возраста (с 9 по 11 классы) различается.

  • Дети младшего школьного возраста.

К моменту поступления в школу становятся заметны различия по уровню психологического развития: интеллектуального, морального и межперсонального. Дети уже могут по-разному отреагировать на одни и те же ситуации. Пока что дети зависимы от взрослых – оценка тех или иных ситуаций зачастую полностью или почти полностью совпадает с мнением авторитетного для ребёнка взрослого.

Младшие школьники стараются вести себя в соответствии с теми нормами поведения, которые транслируют взрослые люди, пока в группе младших школьников не формируется каких-то своих норм.

Что касается причин возникновения стресса у детей младшего школьного возраста, можно отметить периоды адаптации в 1 и 5 классах, когда резко меняется образ жизни (после поступления в школу). Затем уклад школьной жизни опять претерпевает некоторые изменения (после перехода в 5 класс), начинаются физиологические и психологические изменения при переходе в подростковый период.

  • Подростки

Подростковый возраст – первый шаг на пути перехода от детства к зрелости. Эти годы характеризуются усилением независимости от взрослых во всех сферах поведения – взрослые не могут повлиять на поведение ребёнка так же легко, как могли это сделать, когда он был младше. Однако такая независимость больше напоминает детскую реакцию на слова и действия взрослого, нежели осознанный взвешенный поступок.

Ребёнок в этом возрасте становится более внимательным к своему внешнему виду, появляется интерес к самопознанию и самовоспитанию, у него теперь есть независимое от взрослых мнение о самом себе. Хотя подросток и способен оценить себя не только с положительной, но и с отрицательной стороны, он часто преувеличивает свои положительные качества и преуменьшает отрицательные, причём не всегда осознаёт это. Теперь ребёнок ориентируется не столько на правила, задаваемые взрослыми, сколько на нормы, устанавливаемые в группе сверстников.

В это время причинами стресса чаще всего могут стать недопонимания между взрослым и подростком, между сверстниками.

  • Ранний юношеский возраст

Юность – последняя стадия перехода к взрослости.

Ранняя юность – период, когда начинает появляться полная социально-психологическая независимость во всех сферах жизнь. Это время осознания и принятия ответственности за свою судьбу, начало взрослой адаптации к жизни с принятием многих социальных условностей и норм, ролей и форм поведения, которые могут не всегда соответствовать внутреннему воззрению человека.

Ученики, вступившие в период ранней юности, начинают сталкиваться с противоречиями жизни, которые в подростковом возрасте не были им доступны, поэтому круг причин, способных вызвать стресс, расширяется. Но всё же одним из самых актуальных на данный момент времени является стресс из-за предстоящих экзаменов.

Глава 2. Экспериментальная часть

Анкетирование

Целью исследования является поиск методов борьбы со стрессом и влияние стресса на личность. Для того, чтобы понять, насколько актуальна данная проблема для современных школьников старшего подросткового возраста, было проведено анкетирование. В анкетировании принимали участие ученики 9 класса (2023-2024 уч. года) МБОУ г. Владикавказа «СОШ №3».

Анкетирование представлено тестом на стрессоустойчивость С. Коухена и Г. Вилмансона [ПРИЛОЖЕНИЕ 1]. Обработка результатов осуществлялась путем подсчета суммы баллов, набранных испытуемым по всем вопросам теста [ПРИЛОЖЕНИЕ 2].

Оказалось, что у большинства участников высокий (40%) и средний (40%) уровень стрессоустойчивости. У 13,33% учеников он оказался очень высоким и лишь у 6,67% опрашиваемых он низкий, а очень низкого уровня устойчивости нет ни у одного из участников.

  • Методы борьбы со стрессом

Нужно понять, почему эмоции вышли из-под контроля, и принять причину стрессовой реакции. Для этого рекомендуется проанализировать свои чувства, мысли, признаться в своих желаниях, вернуть потерянные ощущения.

Если состояние не достигло критической точки, хорошо помогают самостоятельные способы борьбы со стрессом:

  • Записывать мысли, когда накрывает эмоциональная волна.

  • Регулярно убираться в доме.

  • Пить витамины для нервной системы.

  • Заниматься дыхательной гимнастикой.

  • Найти время на хобби.

  • Не отказываться от того, что доставляет радость, удовольствие.

Глава 3. Результаты исследования

Жизни без стресса не существует. Чувство голода, холод, боль – физиологический стресс. Избыток информации может привести к информационному стрессу, а эмоциональные переживания – эмоциональный стресс.

Несмотря на то, что большая часть исследований по теме стресса посвящена его негативному течению и последствиям в виде различных нарушений в работе организма, стресс может быть положительным и даже приносить пользу: бодрить и мотивировать к решению проблемы.

Существует множество методов борьбы с негативным стрессом. Помимо очень сложных, требующих работы с различными специалистами, есть и более лёгкие методы, которые не требуют длительной специальной подготовки или образования (закаливание, прогулки, общение с друзьями и командные игры, хобби).

Анкетирование показало, что ученики 9 класса относятся к явлению стресса серьёзно, не преуменьшая его влияние на человека. Это говорит о том, что, столкнувшись с такой проблемой в будущем, они, скорее всего, постараются хоть как-то решить эту проблему, а не будут терпеть её, ожидая, что всё разрешится, само собой.

Нужно внимательно следить за своим состоянием и анализировать его причины, чтобы не упустить момент, когда проблему можно легко решить.

Вывод

Стресс – это постоянный спутник жизни человека, поэтому полностью избавиться от стресса невозможно, но любой из нас способен научиться жить с ним без ущерба здоровью и даже получать от этого пользу.

В ходе исследования стресс был рассмотрен как с психологической, так и с физиологической точек зрения и я пришла к следующим выводам:

  • причины возникновения стресса могут быть как внутренними, так и внешними и связаны с образом его жизни;

  • особенности возникновения и течения у людей сходны и есть высокие риски возникновения серьёзных последствий на фоне постоянных стрессов;

  • провела анкетирование учеников 9-х классов и выявила у них уровень стресса и стрессоустойчивости;

  • разработала рекомендации по борьбе с негативным стрессом.

Существует множество различных техник и методик борьбы со стрессом, среди которых обязательно найдутся те, которые подойдут именно Вам.

Список литературы

  • Мельникова, М.Л. Психология стресса: теория и практика.

  • Вознесенская, Т. Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий.

  • Литвицкий, П.Ф. Патофизиология.

  • В.Б. Брин, И.А. Вартанян, С.Б. Данияров, Ю.М. Захаров, В.И. Киселев, А.И. Кубарко, Г.А. Кураев, К.А. Ланге, Ю.Е. Маляренко, М.А. Медведев, Е.Н. Панасюк, Б.И. Ткаченко, В.И. Тхоревский Основы физиологии человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица 1.

Тест на определение уровня стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Вилмансона

Вопросы

Никогда

Почти никогда

Иногда

Довольно часто

Очень часто

1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

0 б.

1 б.

2 б.

3 б.

4 б.

2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?

0 б.

1 б.

2 б.

3 б.

4 б.

3. Как часто вы чувствуете себя нервным, подавленным?

0 б.

1 б.

2 б.

3 б.

4 б.

4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

4 б.

3 б.

2 б.

1 б.

0 б.

5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?

4 б.

3 б.

2 б.

1 б.

0 б.

6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?

4 б.

3 б.

2 б.

1 б.

0 б.

7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

0 б.

1 б.

2 б.

3 б.

4 б.

8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

4 б.

3 б.

2 б.

1 б.

0 б.

9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

0 б.

1 б.

2 б.

3 б.

4 б.

10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

0 б.

1 б.

2 б.

3 б.

4 б.

Таблица 2.

Интерпретация результата теста на стрессоустойчивость

Интерпретация результатов теста на стрессоустойчивость

Очень высокий уровень стрессоустойчивости

0 – 8 баллов

Высокий уровень стрессоустойчивости

9 – 16 баллов

Средний уровень стрессоустойчивости

17 – 24 баллов

Низкий уровень стрессоустойчивости

25 – 32 баллов

Очень низкий уровень стрессоустойчивости

33 – 40 баллов

Просмотров работы: 162