Гигиена полости рта, как профилактика стоматологических заболеваний у подростков 12 лет в МАОУ «Школа 53 имени Б.Н.Слюсаря»

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гигиена полости рта, как профилактика стоматологических заболеваний у подростков 12 лет в МАОУ «Школа 53 имени Б.Н.Слюсаря»

Девликамов Я.Э. 1
1МБУЗ "Школа №53 имени Б.Н. Слюсаря"
Мамитова Г.А. 1
1МБУЗ "Школа №53 имени Б.Н. Слюсаря"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность

Во все времена здоровье зубов и десен неоспоримо связывалось с гигиеной полости рта, древние врачеватели утверждали, что человек здоров, пока здоровы его зубы. Учитывая высокую распространенность кариеса зубов, заболеваний пародонта, вполне понятно стремление современных стоматологов использовать все существующие методы профилактики для предупреждения стоматологических заболеваний и снижения интенсивности их течения. Одним из наиболее эффективных и вместе с тем наиболее простых и доступных мер профилактики этих заболеваний является правильный и эффективный уход за зубами, полостью рта в целом с использованием всего арсенала современных средств гигиены полости рта..
Ведущим мероприятием является гигиена полости рта. Профилактическое значение ухода за полостью рта не вызывает никакого сомнения, об этом убедительно свидетельствуют данные специального изучения стоматологического статуса в зависимости от уровня гигиены полости рта.
Рациональный уход за полостью рта является базовым методом профилактики и может носить характер этиологический, т.е. направленный на устранение причин заболеваний органов полости рта (микроорганизмов зубных отложений). Наиболее эффективными являются методы профилактики, воздействующие на причину заболеваний. Многие ученые работали в области профилактики заболеваний ротовой полости например, Родионова Анастасия Сергеевна «Сравнительная эффективность различных средств гигиены полости рта в профилактике кариеса зубов у детей раннего возраста», Луцкая Ирина Константиновна, Терехова Тамара Николаевна «Индивидуальная гигиена полости рта у детей» и др.

Объект: процесс проведения регулярных гигиенических процедур полости рта для поддержания своего здоровья.

Предмет: содержание и методика проведения регулярных гигиенических процедур полости рта для поддержания своего здоровья.

Гипотеза: уровень гигиены полости рта будет выше у подростков 12 лет в МАОУ «Школа 53 имени Б.Н. Слюсаря», если учащиеся будут обеспечены современными здоровьесберегающими технологиями, процесс формирования гигиены полости рта будет осуществляться на уровне рефлексивного управления, содержащий в себе механизм самосознания, самоанализа и самооценки.

Цель работы: доказать и наглядно объяснить значение мотивации и важность гигиенических процедур для подростков 12 лет в МАОУ «Школа 53 имени Б.Н. Слюсаря» для поддержания качества гигиены полости рта.

Задачи: определить сущность феномена «Гигиена полости рта»;

-выявить условия формирования качества гигиены полости рта:

-обосновать структурно – динамическую модель формирования качества гигиены полости рта для подростков 12 лет в МАОУ «Школа 53 имени Б.Н. Слюсаря» для поддержания своего здоровья;

-разработать комплекс мер для формирования качества гигиены полости рта для подростков 12 лет в МАОУ «Школа 53 имени Б.Н. Слюсаря»;

-разработать рекомендации

для подростков 12 лет в МАОУ «Школа 53 имени Б.Н. Слюсаря».

Методы исследования: могут быть разделены на следующие группы: опрос больного (его близких), осмотр, инструментальное обследование (зондирование, перкуссия зубов, термодиагностика), оценка индексов состояния десны и налета, физические методы (рентгенологические).

Глава1. Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний у подростков

    1. Гигиена полости рта у подростков.

Гигиена полости рта — это комплекс мер, направленных на удаление зубных отложений с целью профилактики стоматологических заболеваний. От качества ее проведения зависит не только здоровье зубов, но и состояние десен, слизистой полости рта и даже органов желудочно-кишечного тракта[1].

Гигиена полости рта детей не менее важна, чем взрослых. Бытует крайне опасное мнение о том, что молочные зубы не нуждаются в тщательной заботе и уходе, но это не так.

1.2 Основные стоматологические заболевания в детской стоматологии.

В детском возрасте, как и во взрослом, к основным стоматологическим заболеваниям относят кариес и заболевания пародонта. Они доминируют среди других нозологических форм стоматологических заболеваний. Их распространенность, интенсивность наиболее высоки, тяжелы и разрушительны их последствия для зубочелюстной системы человека.

Кариес зубов (лат. caries dentis) - сложный, медленно текущий патологический процесс, протекающий в твердых тканях зуба (дентин с полостью, покрытый снаружи эмалью и цементом). Дентин (лат. dentinum) - твердая ткань зуба, составляющая его основную массу в области коронки, шейки и корня. По данным ВОЗ заболеваемость кариесом зубов в разных странах и среди разного контингента колеблется от 80% до 98%. В последние два десятилетия отмечается тенденция роста заболеваемости среди детей, особенно в экономически развитых странах и уже к 6-7 годам у 80-90% детей наблюдается кариес разной глубины[6].

Заболевания пародонта – группа болезней, сопровождающихся поражением твердых и мягких тканей, окружающих зубы. При остром пародонтите пациенты жалуются на кровоточивость, отечность, болезненность десен, наличие гнойного отделяемого из пародонтальных карманов. При пародонтозе происходит равномерная резорбция кости, признаки воспаления отсутствуют. Идиопатические заболевания пародонта сопровождаются лизисом костной ткани. Диагностика заболеваний пародонта включает сбор жалоб, клинический осмотр, рентгенографию. Лечение предполагает ряд терапевтических, хирургических и ортопедических мероприятий[7].

Основным этиологическим фактором кариеса и заболеваний пародонта являются специфические микроорганизмы зубного налета. Определяемое количество зубного налета появляется уже через 6 часов после тщательного очищения зубов[3]. Образование налета начинается с колонизации бактерий на поверхности зуба путем их присоединения к пелликуле (защитная белковая оболочка на эмали зуба). Рост налета происходит за счет постоянного наслаивания новых бактерий. По мере того, как масса зубного налета увеличивается, внутри него создается анаэробная среда, и соответственно изменяется микрофлора. Скорость образования и расположения зубного налета неодинаковы на разных зубах и участках зуба. Наибольшее скопление налета наблюдается в труднодоступных для очищения участках полости рта:

  • щечных поверхностях и фиссурах моляров,

  • контактных поверхностях зубов,

  • в области десневого края,

  • а также под десной.

В полости рта человека обитает около 500 видов микроорганизмов, однако инициируют и поддерживают развитие кариеса и заболевание пародонта лишь некоторые из них. Среди ряда кариесогенных микроорганизмов ведущая роль отводится стрептококкам. Они являются наиболее кислотообразующими представителями среди стрептококков полости рта. Кроме того, одним из важнейших биологических свойств Str. Mutans является способность этих бактерий прикрепляться к гладким поверхностям зубов, что обеспечивает формирование кариесогенной зубной бляшки. Достаточно плотный матрикс зубной бляшки препятствует диффузии большого количества молочной кислоты, образуемой микробами, что продлевает их пребывание на поверхности зубов и ведёт к деминерализации эмали[5].

Кислота образуется во рту в результате ферментативного расщепления простых углеводов, из которых состоят продукты питания. Через 10 – 15 минут после приема простых углеводов (сахар, кондитерские изделия), во рту происходит так называемый «энергетический взрыв» - в результате ферментативного расщепления углеводов появляется много кислоты. Это пагубно отражается на состоянии эмали зубов. В частности, для нейтрализации кислоты в слюне содержатся специальные компоненты. Однако для этого требуется определенное время (в среднем около 45 минут). При частом приеме сахаров в полости рта не происходит нейтрализация кислоты в течение длительного времени и, соответственно, возрастает риск кариеса[2].


К местным причинам возникновения заболеваний пародонта относят также дефекты пломбирования и протезирования зубов (нависающие края пломб и коронок), зубочелюстные аномалии и деформации (скученность зубов, повороты зубов по оси и т. Д.), острые края кариозных полостей и корней зубов, ортодонтические аппараты, ротовое дыхание, аномалии прикрепления уздечек губ и языка, изменение консистенции и состава защитных факторов слюны. Все эти факторы являются предрасполагающими. В конечном итоге они способствуют неудовлетворительной гигиене полости рта, что приводит к накоплению зубного налета, бедная кислородом среда которого способствует развитию анаэробных микроорганизмов (т.е. изменяется качественный состав микрофлоры.Таким образом, один и тот же фактор (микробный) является причиной развития как кариеса, так и воспаления в пародонте.

Следовательно, базовым способом, который позволяет одновременно предупредить, либо резко снизить клинические проявления этих двух процессов, является гигиена полости рта. Регулярное полноценное удаление микроорганизмов, содержащихся в зубном налете, не только эффективно для предупреждения воспаления в десне и поражений твердых тканей зубов. Кроме того, это способствует обратному развитию этих заболеваний на ранней стадии: при гингивите и очаговой деминерализации эмали. С этой целью и должна проводиться регулярная индивидуальная и периодически профессиональная гигиена полости рта.

В связи с изложенным, методы и средства гигиены рта играют основную роль в профилактике кариеса у детей[4].

Глава 2. Модель формирования качества гигиены ротовой полости у подростков

2.1 Уход за полостью рта у новорождённых и детей раннего возраста (до 3-х лет)

Уход за зубами у детей необходимо начинать до появления зубов. Гигиену полости рта можно выполнять специальными салфетками или чистой тканью, смоченной водой. С первого прорезывавшегося зуба необходимо вводить в использование мягкие зубные щетки и зубную пасту подходящую по возрасту.[2]

2.2 Уход за зубами у дошкольников (3-6 лет)

В этом возрасте необходимо помогать ребенку чистить зубы, нужно контролировать этот процесс, проверяя качество чистки и количество используемой пасты. Зубы важно чистить утром и вечером (вечерняя чистка должна проводиться особенно тщательно). Для проверки качества чистки можно использовать таблетки или жидкость для определения налета.

В этом возрасте в качестве профилактики возникновения кариеса по рекомендации врача можно использовать пасту с концентрацией фтора от 500 ppm до 1000 ppm. Стоматолог может порекомендовать профилактику гелем или покрытие зубов специальными лаками, содержащими фтор, а также реминерализующие гели.[2]

2.3 Уход за зубами у школьников (7-16 лет)

Дети этого возраста ухаживают за зубами самостоятельно, но родители или гигиенист могут периодически проверять качество чистки с помощью таблеток или жидкости для определения налета. Хорошо использовать ополаскиватели для полости рта или специальные пенки. Могут применяться фторсодержащие пасты (1000-1500ppm) и аппликации геля для укрепления эмали зубов (по назначению стоматолога). В этом возрасте необходимо обращать внимание на состояние десен: важно научить подростка пользоваться зубной нитью, ирригатором, скребком для языка. Правильная гигиена полости рта особенно важна, если установлены брекеты. Лучше посетить специалиста по гигиене, чтобы правильно научиться чистить зубы с брекетами. В помощь самостоятельной гигиене нужно проходить у гигиениста профессиональную чистку зубов 2 раза в год.

Нарушения питания, а также плохая гигиена при ношении ортодонтической аппаратуры ухудшают состояние полости рта, приумножая кариозные поражения![2]

2.4 Условия по осуществлению качества гигиены полости рта для подростков 12 лет

Посещение стоматолога:

Два раза в год : - Осмотр детей для ранней диагностики кариеса зубов и его осложнений.
- Выявление зубочелюстных аномалий и раннего ортодонтического лечения.
- Контроль состояния десен и тканей пародонта.
- Рекомендации по правилам чистки зубов.
- Подбор средств гигиены полости рта.
- Снятие зубных отложений и налета (по необходимости).
- Герметизация фиссур зубов

Чистка зубов:

Утром после завтрака и вечером перед сном. Время чистки зубов – 2-3 минуты.

Основные средства гигиены полости рта:

-Мануальная зубная щетка/электрическая зубная щетка

-Зубная паста

Мануальная зубная щетка должна иметь:
щетину средней степени жесткости;
закругленные и полированные кончики щетинок;
закругленную форму головки размером, соответствующим величине зубов;
небольшую головку, что обеспечивает маневренность в полости рта;
объемную ручку для лучшего удержания щетки в руке. Детям старше шести лет можно рекомендовать электрическую детскую зубную щетку:
с мягкой двухуровневой щетиной;
с индикацией износа щетины;
с круглой головкой.

Дополнительный средства гигиены полости рта, применяются по рекомендации врача – стоматолога и под контролем родителей с 7-9 лет:

-Зубная нить

-Ополаскиватель

-Жевательная резинка без сахара с ксилитом

-Пенки

-Скребок для языка

-Зубные ёршики

-Ирригатор

Использование зубной̆ нити (флосса)

С 2.5 лет необходимо вводить в индивидуальную гигиену использование зубной нити. Особенно это показано детям с высоким риском кариеса, со скученным положением зубов, а также находящимся на ортодонтическом лечении с использованием несъёмной ортодонтической техники. Зубную нить рекомендуется использовать после каждого приема пищи, после зубной пасты, перед процедурой ополаскивания. Зубные нити или флоссы, были разработаны специально для очищения труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.

Рекомендуется ополаскиватель полости рта, как дополнительное средство гигиены, т.к. он хорошо очищает межзубные промежутки и обладает дезодорирующим действием. Ополаскиватель должен содержать фторид и не иметь в составе спирт. Полоскать рот в течение 1 минуты, не глотать. Применение зубных ополаскивателей позволяет уничтожать значительную часть бактерий, остающихся после чистки зубной щеткой. Благодаря улучшению состояния десен снижается риск появления пародонтита и других стоматологических заболеваний. Ополаскиватели для зубов помогают поддерживать их белизну, укрепляют эмаль, борются с образованием зубного камня и предотвращают образование кариеса.

Пенка используется для очистки зубов тогда, когда нет возможности использовать обычную зубную щетку. Действие пенок выражается в очистке и выравнивании кислотно-щелочного баланса в полости рта, что предупреждает рост зубного налета и развития в нем патогенных микроорганизмов.

Ксилит (ксилитол) обладает выраженным противокариозными свойствами: обладает специфическим противомикробным действием в отношении к наиболее кариесогенным микроорганизмам, ускоряет слюноотделение, улучшает самоочищение полости рта и повышает способность слюны к укреплению эмали зубов. Использование жевательных резинок, содержащих ксилит, рекомендуется после приема пищи в течение 10-15 минут.[1]

Индексы гигиены полости рта

Для объективизации субъективных представлении о состоянии гигиены полости рта за последние пятьдесят лет разработан ряд гигиенических индексов. Эти индексы позволяют нам объективизировать нашу оценку гигиенического статуса пациента, что представляется очень важным моментом, так как благодаря им мы можем проследить динамику развития процессов-улучшения или ухудшения гигиенического состояния ротовой полости.

Индекс гигиены (ИГ) – это показатель в стоматологии, дающий оценку наличия зубного налета и зубного камня в полости рта.

Профессиональная гигиена полости ртасистема лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых в условиях стоматологической клиники, направленная на профилактику возникновения и прогрессирования заболеваний полости рта. При этом врач или гигиенист удаляют налет и зубной камень, полируют поверхности зубов. Профессиональная гигиена полости рта должна осуществляться минимум 1 раз в 6 месяцев.

Питание:

Полезные для зубов продукты должны содержать небольшое количество сахара, достаточное количество витаминов и минеральных веществ. Полезно употреблять твердую пищу.

Исключить употребление сахаросодержащих продуктов (сладости, печенья и т.п.) между основными приемами пищи.

Исключить употребление сладких газированных напитков.[4]

Глава 3. Исследование

3.1 Диагностика показателей сформированности уровня гигиены полости рта у подростков 12 лет в МАОУ «Школа 53 имени Б.Н. Слюсаря»

Идея об осознанном управлении своим здоровьем является одной из основополагающих в создании модели необходимых условий для формирования качества гигиены ротовой полости подростков.

При формировании качества гигиены полости рта для подростков 12 лет мы использовали здоровьесоерегающую образовательную технологию, создающую такие условия, которые приведут к сохранению, укреплению и развитию соматического, физического, нравственного, психологического здоровья школьников, в том числе осуществлению качества гигиены ротовой полости;

-пропагандировать культуру здоровья посредством личного примера обучающегося - подростка;

-посещать занятия эколого – валеологического кружка «Дети Гиппократа»;

-посещать различные мероприятия (внеучебные, предметные междисциплинарные учебные) направленные на формирование стиля здорового образа жизни школьников;

-изучить и применять специальные методы чистки зубов, формы чистки зубов, основные средства индивидуальной гигиены полости рта-зубные пасты, гели, зубные порошки, зубные щетки; флоссы, зубочистки, как профилактическое средство для лечения заболеваний ротовой полости.;

-уметь применять индексы гигиены.

Эксперимент 1. Анкетирование «Диагностика показателей сформированности уровня гигиены полости рта у подростков 12 лет в МАОУ «Школа 53 имени Б.Н. Слюсаря».

Были получены следующие данные у подростков экспериментальной группы до проведения эксперимента.

Вопрос 1. «Сколько раз в день вы чистите зубы?»78% школьников 6 классов ответили, что они чистят зубы два раза в день, что свидетельствует о высоком уровне осведомленности школьников 6 классов о кратности чистки зубов.

Лишь 13% школьников ответили, что чистят зубы только один раз в день и 9% признались, что чистят зубы лишь по необходимости.

Вопрос 2. «Как долго вы чистите зубы?»52% учащихся ответили «Не менее двух минут». Тогда как менее минуты чистят 40%. Более 2-х минут чистят зубы 8% школьников.

Вопрос 3. Какой щеткой вы чистите зубы? (мягкая, средней жесткости, жесткая, электрическая). Средней жесткости используют 87% опрошенных, ультразвуковой зубной щеткой пользуется 5%, 8% ответили, что они пользуются мягкими зубными щетками.

Вопрос 4.68% учащихся не знают, содержит ли их зубная паста фтор. Лишь 15% школьников утверждают, что их паста содержит фтор. 17% учеников отрицают содержание фтора в зубной пасте.

Вопрос 5. «Как часто вы меняете свою зубную щетку?»

большая часть учащихся 58% ответили, что меняют не реже раза в 2-3 месяца. 35% дали ответ «Раз в полгода». «Раз в год» зубную щетку

меняют 7% школьников.

Вопрос 6. «Используешь ли ты зубочистки, зубные нити после еды?»

учащиеся разделились на 3 равные группы: 25% школьников ответили, что не пользуются дополнительными средствами гигиены полости рта 48% учащихся ответили, зубными нитями каждый раз после еды.

Вопрос 7. На вопрос о правильном питании «Вы много едите сладкого?»

половина 50% ответили, что практически каждый день едят

сладкое; 28% учащихся сознались, что несколько раз в неделю употребляют продукты, содержащие сахар и «редко едят сладкое» 22%,

62% школьников ответили, что почти постоянно употребляют в пищу твердые продукты, такие как морковь и зеленые яблоки, «крайне редко» ответили 38%,

«никогда» - 0%.

Вопрос 8. «Как часто посещаете врача-стоматолога?»

регулярно (раз в полгода) посещают стоматолога лишь 40%, только по крайней

необходимости посещают стоматолога 58%, ответ «Никогда не посещаю стоматолога» дали 2% учащихся.

После проведения обучения школьников экспериментальной группы, посвящённых гигиене полости рта уровень знаний повысился. В экспериментальной группе уровень знаний на 10-15% стал выше.

3.2 Эксперимент 2 «Проверка качества домашней гигиены у обучающихся МАОУ Школы 53»

С целью повышения качества домашней гигиены, как профилактика заболеваний пародонта и развития кариеса.

Мной был проведен эксперимент продолжительностью 14 дней. Учащиеся исследуемой группы получили устные рекомендации по улучшению домашней гигиены и повышению ее качества с помощью дополнительных методов профилактики заболеваний пародонта и развития кариеса. В конце эксперимента получены данные:

Контрольная группа чистила зубы один раз в день или по необходимости, не пользовалась дополнительными методами ухода за полостью рта. Экспериментальная группа чистила зубы 2 раза в день, использовала дополнительные методы:

- зубная нить после каждого приема пищи

- ирригатор утром и вечером

- индикатор зубного налета (ополаскиватель) перед чисткой зубов

- скребок для языка

-жевательная резинка с кселитом.

После эксперимента у учащихся контрольной группы определяется хронический катаральный гингивит. Слизистая оболочка полости рта (десневых сосочков) гиперемирована, отечна, кровоточит при зондировании. Определяется большое количество мягкого над- и поддесневого налета.

После эксперимента у экспериментальной группы слизистая оболочка полости рта (десневых сосочков) бледно розового цвета, без патологии.

У контрольной группы наблюдаются изменения целостности эмали (поверхностный кариес), кариес в стадии «пятна» на апроксимальных поверхностях (контактных). У экспериментальной группы патологии твердых тканей не определяется.

Из эксперимента следует вывод: качество домашней гигиены контрольной группы не изменилось, в то время как учащиеся экспериментальной группы повысили качество домашней гигиены благодаря дополнительным методам профилактики заболеваний пародонта и развития кариеса.

3.3 Эксперимент 3 «Определение гигиенического состояния полости рта»

Гигиенический индекс в стоматологии — это метод определения состояния полости рта и эффективности гигиенических процедур. Для оценки состояния полости рта в современной стоматологии существует около восьми десятков разных индексов гигиены, многие из которых основываются на окрашивании эмали специальным раствором и определении количества, толщины зубных отложений.

Индекс по Грину — Вермиллиону предусматривает определение мягких (налета) и твердых (камня) зубных отложений на поверхности двух первых верхних моляров, двух нижних и двух верхних резцов. Оценку производят следующим образом:

0 — отсутствие зубного налета, камня;

1 — налет покрывает треть поверхности зуба, зубной камень локализуется над деснами;

2 — налет поражает до 2/3 зуба, отмечается поддесневой камень;

3 — налет покрывает более 2/3 поверхности, поддесневой камень поражает шейки зубов.

Расчет индекса производится путем суммы оценки налета и зубного камня, а также делением на 6. Индекс менее 0,6 говорит о хорошем качестве гигиены, удовлетворительном — от 0,7 до 1,6, неудовлетворительном — от 1,7 до 2,5, и более 2,6 — плохом.[1]

У контрольной и экспериментальной группы до начала эксперимента индекс по Грину — Вермиллиону 1.5- 2.5(удовлетворительный-неудовлетворительный). После проведения эксперимента гигиенический индекс у контрольной группы остался неудовлетворительным(1.7 – 2.5).У экспериментальной группы индекс по Грину — Вермиллиону составил менее 0.6(хорошее качество гигиены).

Выводы и заключение

В заключении исследования подведены итоги и сделаны общие выводы:

- определена сущность феномена «гигиена полости рта»;

- синтезированы современные подходы к формированию качества гигиены обучающихся;

- выявлены условия формирования качества гигиены полости рта подростков 12 лет;

-обоснована структурно – динамическую модель формирования качества гигиены полости рта для подростков 12 лет в МАОУ «Школа 53 имени Б.Н. Слюсаря» для поддержания своего здоровья;

-разработан комплекс мер для формирования качества гигиены полости рта для подростков 12 лет в МАОУ «Школа 53 имени Б.Н. Слюсаря»

-на основе полученной модели разработан учебный интегрированный

курс лекций для учащихся 6 класса, направленные на дальнейшее формирования качества гигиены полости рта подростков 12 лет;

По результатам исследования были разработаны методические рекомендации обучающимся-подросткам 12 лет общеобразовательных школ:

-при формировании качества гигиены полости рта для подростков 12 лет

использовать здоровье сберегающую образовательную технологию, создающую такие условия, которые приведут к сохранению, укреплению и развитию соматического, физического, нравственного, психологического здоровья школьников, в том числе качественной гигиены ротовой полости;

-пропагандировать культуру здоровья посредством личного примера обучающегося - подростка;

-посещать занятия эколого – валеологического кружка «Дети Гиппократа»;

-посещать различные мероприятия (внеучебные, предметные междисциплинарные учебные) направленные на формирование стиля здорового образа жизни школьников;

-изучить и применять специальные методы чистки зубов, формы чистки зубов, основные средства индивидуальной гигиены полости рта-зубные пасты, гели, зубные порошки, зубные щетки; флоссы (зубная нить), зубочистки, как профилактическое средство для лечения заболеваний ротовой полости)

-применять рекомендации врачей-стоматологов.

Планомерное гигиеническое воспитание детей и их родителей способствует осознанию своего здоровья как непреходящей ценности, формированию навыков и привычек здорового образа жизни. Сегодня обучать гигиене полости рта следует не только детей, но и их родителей. Только всеобъемлющая стоматологическая просветительная работа позволит улучшить гигиенические навыки и теоретические знания о стоматологическом уровне здоровья. Стоматологическая профилактика слагается из целого комплекса мероприятий организационного и лечебно-профилактического характера: правильного гигиенического режима, полноценного питания (оптимальное содержание белков, жиров, витаминов, минеральных солей), выполнения всех врачебных рекомендаций, организации своевременных осмотров, лечения зубов и т.д. Весьма важная роль отводится рациональной гигиене полости рта. Правильный и систематический уход за ротовой полостью в значительной мере обеспечивает нормальную функцию и хорошее состояние жевательного аппарата, способствует предупреждению заболеваний как зубов, так и слизистой оболочки полости рта.
Современный рынок предметов гигиены полости рта позволяет осуществлять все гигиенические процедуры в полном объеме!

Рекомендации врачей-стоматологов по гигиене полости рта для подростков 12 лет приведены в тексте работы.

Список использованной литературы:

1.Кузьмина Э.М. «Профилактика стоматологических заболеваний»

2.Разумеева Г.И. «Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей»

3.Фирсов Ю.А. «Профилактика заболеваний зубов и полости рта»

4.А.Камерона, Д.Уилдмера. Справочник по детской стоматологии.

5.Ж.Г. Муравянникова «Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний»

6.Е.А. Волкова «Терапевтическая стоматология» Болезни зубов

7.Г.М. Барера «Терапевтическая стоматология» Болезни пародонта

Приложение

Анкета.

1. Сколько раз в день чистите зубы?

_____________________________________________________________

2. Как долго вы чистите зубы?

_____________________________________________________________

3.Какой щеткой вы чистите зубы? (мягкая, средней жесткости, жесткая, электрическая)

_____________________________________________________________

4.Какой зубной пастой чистите зубы?

_____________________________________________________________

5.Как часто вы меняете свою зубную щетку?

_____________________________________________________________

6.Используешь ли вы зубочистки, зубные нити после еды?

_____________________________________________________________

7.Вы много едите сладкого?

_____________________________________________________________

8.Как часто посещаете врача-стоматолога

Лекция № 1. Болезни зубов

Болезни зубов — это наиболее распространенные среди всех заболеваний. Выявляются они более чем у 95 % населения земного шара. К таким заболеваниям относятся кариес и его осложнения: пульпит и периодонтит. Остановимся подробнее на этих нозологиях.

Термин «кариес» с латинского языка переводится как «гниение». Изначально этим термином обозначалось заболевание вещества костного мозга, в основе которого чаще всего лежал воспалительный процесс. Позднее Д. А. Энтин предложил рассматривать данное поражение зубов как кариозную болезнь, что в последствие получило широкое распространение и поддержку.

Кариес

В настоящее время существует огромное количество теорий возникновения кариеса. Одна из них сводится к тому, что при несоблюдении гигиены полости рта появляется налет, который локализуется на боковых поверхностях зубов, фиссурах, другими словами на тех местах, где при жевании он не удаляется и прочно связывается с поверхностью зубов. В состав налета входят в основном полисахариды, минеральные соли, которые способствуют его уплотнению. В практической стоматологии такое образование называется «зубная бляшка», в состав которой наряду с вышеуказанными компонентами входят микроорганизмы, представленные в основном стрептококками. Бактерии, в свою очередь, продуцируют молочную кислоту, которая деминерализует эмаль и становится началом кариозного процесса. Необходимо отметить, что действие кариесогенных бактерий, находящихся в зубной бляшке, у разных людей проявляется по-разному. У одних резистентность к кариесу высокая, у других — слабая. К сожалению, людей с высокой резистентностью мало, что и объясняет такое повсеместное распространение данного заболевания. Не подлежит сомнению тот факт, что устойчивость зубов к кариесу связана с естественной защитой организма. Замечено, что у лиц с ослабленной сопротивляемостью активнее образуется мягкий зубной налет. По другой теории полагают, что частота встречаемости кариозного поражения определяется не только состоянием организма, но и свойствами и качественным составом слюны. У лиц, которые подвержены кариесу, слюна более вязкая, содержание минеральных солей в ней изменено. В соответствии с последними данными кариес зубов возникает под влиянием местных и общих воздействий. На сегодняшний момент доказано, что в возникновении кариеса, кроме зубных бляшек, определенную роль играют присутствие углеводов в слюне и проницаемость зубной эмали.

В зависимости от проявлений кариозного процесса выделяют четыре формы кариеса.

Кариозное пятно (macula cariosa) — пятно белесоватого цвета, которое представлено участком помутнения эмали и более слабым светопреломлением. Признаков разрушения эмали не наблюдается. При зондировании данного участка дефекта эмали не обнаруживается. Поверхность данного пятна гладкая. В некоторых случаях при невыясненных обстоятельствах пятно может исчезать, что, в свою очередь, свидетельствует о существенной роли эндогенного фактора в патогенезе зубов. Однако вероятным исходом этой стадии является переход в следующую стадию поверхностного кариеса (caries superficialis). Эта стадия характеризуется появлением шероховатости и пигментации на месте мелового пятна. Помимо этого, можно выявить участки размягчения эмали. Эта стадия заканчивается, когда процесс распространяется на всю толщину эмали. Средний кариес (caries media) характеризуется наличием кариозной полости, которая располагается в слое дентина на небольшой глубине. Состояние, при котором образуется кариозная полость значительных размеров (дном ее служит тонкий слой дентина, отделяющий эту полость от зубной камеры), называется глубоким кариесом (caries profunda).

Клиническая картина весьма четкая: отсутствие спонтанных болевых ощущений, эпизодические болевые приступы, что обусловливается термическими и химическими факторами. После устранения данных раздражителей болезненность исчезает. Появление боли при механическом давлении говорит о глубоком кариесе.

Разделение кариеса на несколько видов весьма условно и существенного значения для клиники не имеет.

При лечении кариеса в первую очередь необходимо удалить пораженные участки дентина и эмали путем механической обработки при помощи бора и бормашины. После этого образовавшуюся полость, которая больше изначальной кариозной полости заполняют пломбировочным материалом. Лечение поверхностного и среднего кариеса производится в один сеанс, глубокого — в 2–3 сеанса, чтобы избежать возможности развития пульпита. Больному с глубоким кариесом на первом посещении устанавливают временную пломбу, которую заменяют на постоянную по истечении контрольного срока в 7—10 дней.

Для профилактики кариеса необходимо проводить плановую санацию полости рта. Каждому человеку примерно 1 раз в полгода необходимо посещать стоматолога. Плановая санация также показана и больным с хроническими заболеваниями. К таким заболеваниям необходимо отнести ревмокардит, нефрит и т. д.

Плановая санация полости рта имеет большое профилактическое значение в предупреждении заболеваний желудочно-кишечного тракта. Особое значение плановая санация приобретает у рабочих химической промышленности, которые постоянно имеют дело с кислотами, способными разрушать эмаль и дентин в результате растворения солей фосфора, кальция, фтора. Основу профилактических мероприятий должны составлять индивидуальные меры предосторожности, которые заключаются в периодическом полоскании полости рта 1–3 %-ным раствором бикарбоната натрия, кроме того, необходимо улучшать условия производства.

Пульпит

По мере того, как кариозный процесс распространяется на более глубокие слои дентина, наступает момент, когда остается тонкий слой инфицированного дентина между дном кариозной полости и полостью зуба. Способность микроорганизмов проникать через дентинные канальцы в еще не разрушенные слои дентина обусловливает инфицирование пульпы задолго до появления первых признаков сообщения между кариозной полостью и полостью зуба. По клиническому течению выделяют следующие варианты пульпитов: острые и хронические.

Острый пульпит

Существует прямая зависимость между остротой развития воспаления пульпы зуба и вирулентностью микроорганизмов. При остром пульпите происходит сдавление экссудатом нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к появлению боли. При этом воспалительный процесс становится необратимым за счет резкого нарушения трофики пульпы.

Клиника характеризуется появлением острой самопроизвольной и приступообразной боли. Зачастую больные не могут точно указать локализацию зуба, так как боль имеет разлитой характер из-за ее иррадиации по ветвям тройничного нерва. Приступо-образность боли обусловливается кровенаполнением сосудов, что, в свою очередь, объясняет появление ночных болей (усиление влияния блуждающего нерва).

Выявить пораженный зуб непросто, как было выше отмечено. В таких случаях врач прибегает к маленькой хитрости. Поочередное орошение кариозных полостей тонкой струей воды дает свои результаты в виде болезненных ощущений в пораженном зубе. Реакция при данном виде раздражения может быть двоякой: с одной стороны, боль может усилиться и продолжаться определенное время после прекращения раздражения, с другой стороны, может затихнуть и через какое-то время вновь возобновиться. В клинике выделяют несколько видов пульпитов: острый серозно-гнойный очаговый и острый гнойный диффузный пульпит. В случае с серозно-гнойным пульпитом боль усиливается от холодной воды, а при гнойном временно утихает. Благодаря гноеродным бактериям серозный воспалительный процесс быстро прогрессирует в гнойный, что в итоге приводит к гангрене пульпы. В свою очередь, гнойный пульпит сопровождается усилением болевых ощущений.

При лечении пульпита для снятия боли используют анальгетики, но эта мера не всегда эффективна. При возникновении такой ситуации каждый медицинский работник должен владеть следующим навыком оказания ургентной помощи. В первую очередь необходимо выявить пострадавший зуб при помощи маленькой кюретажной ложечки, (экскаватора), затем освободить кариозную полость настолько, насколько это возможно в данной ситуации. На 1–2 каплях 3 %-ной карболовой кислоты замешивают порошок новокаина до кашицеобразного состояния. Затем небольшое количество этой массы закладывают в освобожденную полость. Для предупреждения вымывания анестетика данную полость закрывают ватным шариком. Карболовая кислота является сильным растворителем жира, поэтому она хорошо проникает в пульпу. Эффект анальгезии достигается прижигающим действием карболовой кислоты. Обезболивающий эффект длится примерно 1–2 суток.

Хронический пульпит

Данное заболевание протекает значительно медленнее, чем острый пульпит. Оно может сопровождаться периодически возникающими ноющими болями. В некоторых ситуациях какие-либо патологические ощущения могут отсутствовать, что объясняется с патолого-анатомической точки зрения. Происходит замещение погибшей ткани грануляциями. Иногда эти грануляции могут выступать в полость зуба — полип зуба.

Лечение заключается в устранении воспалительного процесса и предупреждении его распространения, купировании боли. Классический способ лечения заключается в применении мышьяковистой пасты, которую накладывают на дно кариозной полости. Мышьяк — это протоплазматический яд, который вызы-вает некроз и мумификацию пульпы и ее элементов. При этом болевые ощущения исчезают уже через 3–5 ч после применения пасты. Девитацию пульпы начинают производить через 24–48 ч, что заключается в механическом удалении пульпы. Необходимо избегать оставления пасты более чем на 48 ч, так как это может привести к осложнениям в виде некротического процесса в зубной альвеоле, а также может вызвать острый гастрит в случае, если паста была проглочена. Тем больным, которые не смогли явиться к стоматологу в назначенный день и час, паста должна быть удалена любым медицинским работником.

После механической ампутации пульпы приступают к следующему этапу, который заключается в медикаментозной обработке с последующим заполнением канала корня зуба жидким цементом, а полость зуба заполняется пломбировочным материалом. Необходимо добавить, что лечение пульпита можно проводить при помощи местного анестетика, что значительно упрощает процедуру, так как мышьяковистая паста в данном случае не применяется.

Гибель пульпы в значительной степени снижает активность эмали и сопротивляемость тканей, что, в свою очередь, может стать причиной распространения инфекции, возникновения нового очага кариозного поражения либо стать причиной ранней потери зуба из-за хрупкости эмали.

Острый периодонтит

Микроорганизмы способны вызвать воспаление в периодонте — связочном аппарате зуба, а также способны проникать туда разными путями, в том числе гематогенным.

Выделяют острый серозный периодонтит и острый гнойный периодонтит. В первом случае клиника будет характеризоваться ноющими болями с четкой локализацией, чувством удлинения пораженного зуба. При остром гнойном периодонтите будут наблюдаться местные и общие изменения. Боль усиливается, принимает пульсирующий характер с редкими светлыми промежутками.

Зачастую возникает иррадиация боли по ходу ветвей тройничного нерва. Даже легкое прикосновение способно вызвать сильную боль. Зуб становится подвижным в результате расплавления связочного аппарата. Визуализируется отек мягких тканей и гиперемия десны в области пораженного зуба.

При лечении в первую очередь необходимо обеспечить отток экссудата путем создания дренажа через кариозную полость. Для этого гангренозная пульпа удаляется экстрактором.

Хронический периодонтит

Как правило, протекает в бессимптомной форме. Выделяют следующие виды: фиброзный, гранулирующий, гранулематозный хронический периодонтит. При фиброзном периодонтите боль практически отсутствует, пульпа замещается грубоволокнистой соединительной тканью. По течению этот вид периодонтита вялый. На рентгенограмме имеет вид узкой равномерной полоски, ограниченный контурами корня зуба и линией пластинки компактного вещества альвеолы. При этом деформация в виде утолщения периодонта наблюдается у верхушки корня зуба. При гранулирующем периодонтите происходит образование грануляционной ткани в периодонте. Происходит разрушение кортикальной пластинки в альвеоле. В отличие от фиброзного периодонтита в данном случае происходит разрушение пластинки компактного костного вещества альвеолы. Данная форма периодонтита наиболее активная, так как ко всему прочему она сопровождается деструкцией периодонтальной щели и инфильтративным ростом грануляций. В ряде случаев могут образовываться свищи, которые могут прорываться на кожу лица в околочелюстой области. При осмотре стоматологом обнаруживаются гиперемия и отечность у корня больного зуба, а наличие свищевого хода облегчает постановку правильного диагноза. Рентгенологическая картина обычно характеризуется наличием значительной деформации перидонтальной щели. При гранулематозном периодонтите происходит образование соединительнотканной оболочки в виде мешочка, прикрепленного к верхушке корня зуба. Это образование получило название гранулемы. Вследствие постоянного увеличения в размерах гранулемы происходит увеличение давления на окружающую ткань, что, в свою очередь, приводит к расплавлению и оттеснению костных элементов альвеолы. Необходимо отметить, что, несмотря на медленный рост и практически полное отсутствие симптоматики, данный вид периодонтита не менее опасен, чем остальные, так как может привести к разрушению костной ткани (спонтанному перелому нижней челюсти).

Средства гигиены полости рта: классификация дополнительных предметов.

Лекции 2-3.

Содержание:

  1. Основные средства

  2. Дополнительные предметы и средства индивидуальной гигиены полости рта

  3. Профессиональная чистка зубов

  4. Подведем итог

Средства личной гигиены для полости рта и зубов — это обширная группа различных аксессуаров, устройств и других предметов, которые используются для поддержания здоровья твердых и мягких тканей, а также сохранения их эстетической привлекательности. Все эти приспособления делятся на основные и дополнительные.

Частицы пищевых продуктов и налет должны регулярно удаляться с зубных поверхностей и слизистых оболочек. Это делается не только в профилактических целях, но и для достижения лечебного эффекта в определенных ситуациях.

Основные средства

К этому подвиду гигиенических аксессуаров относятся щетки (в том числе электрические), а также пасты, порошки, гели для регулярной чистки. Это главные инструменты для удаления отложений. Все перечисленные приспособления классифицируются по разным критериям и подходят пользователям с различными потребностями. Подбирать эффективный и в то же время безопасный метод лучше вместе со стоматологом. Специалисты «Дентики» в этом обязательно помогут.

Зубные щетки

Чистить зубы можно мануальными моделями или электрическими. Независимо от типа аксессуара важнейшим критерием выбора остается щетина. Она отличается не только по степени жесткости, но и по конфигурации щетинок.

Разновидности

Основные виды аксессуаров:

  • Классические. Эффективность обычных моделей зависит от материала изготовления, жесткости и расположения щетинок, а также от техники чистки, применяемой пользователем.

  • Электрические. Удаляют частички пищи и мягкий налет при автоматическом трении щетины об эмаль и десны. Головка может не только вращаться, но и двигаться в различных направлениях.

  • Ультразвуковые. Самый современный тип щеток. Отложения удаляются при звуковом воздействии высокой частоты. Чистка ультразвуком эффективнее, чем использование мануальных и электроустройств, но стоимость такого устройства выше прочих.

Классификация в зависимости от состава щетины:

  • Натуральные. Создаются из волосков животного происхождения. Такие не отличаются хорошей износостойкостью, их приходится часто менять.

  • Синтетические. Изготавливаются из особых искусственных материалов с безопасностью для пользователей.

Виды по расположению щетинок:

  • косые под наклоном;

  • многоуровневые;

  • пучковые.

На что еще обратить внимание при подборе зубных щеток — средств личной гигиены полости рта:

  • форма головки;

  • возможность изменения амплитуды и интенсивности вращения;

  • наличие дополнительных функций.

Классы щетины по степеням жесткости

Виды:

  • Сверхмягкая. Такие щетки рекомендуются стоматологами в особых случаях при наличии показаний.

  • Мягкая. Показана самым маленьким потребителям, а также лицам с повышенной чувствительностью и кровоточивостью десен.

  • Средней жесткости. Универсальный вариант для всех, даже при наличии ортодонтических конструкций и протезов.

  • Жесткая. Такими приспособлениями пользуются при повышенной предрасположенности к формированию камня, а также для очищения съемных и несъемных элементов протезирования.

Пасты

Специализированный пастообразный состав или гель применяется регулярно для удаления налета и частичек еды, освежения дыхания, отбеливания эмали и предупреждения стоматологических заболеваний. При подборе средств индивидуальной гигиены полости рта такого типа необходимо:

  • учитывать состояние;

  • внимательно изучить состав (должны отсутствовать потенциально опасные синтетические компоненты);

  • обращать внимание на индекс абразивности;

  • периодически чередовать разные типы.

Виды паст

Классификация:

  • Универсальные. Подходят для пациентов со здоровыми зубами и деснами. Могут использоваться регулярно для очищения твердых и мягких поверхностей, а также для устранения неприятного запаха. Лекарственные компоненты в подобных составах отсутствуют, однако могут содержаться антисептики и минеральные вещества.

  • Лечебно-профилактические. Включают в себя особые составляющие, которые препятствуют распространению воспалений и укрепляют эмаль, слизистые оболочки. В них могут присутствовать эфирные масла, растительные экстракты, минералы.

  • С фтором. Назначаются пациентам с ослабленными, чувствительными зубами, склонными к развитию кариозных поражений.

  • Отбеливающие. Выполняют не профилактическую или терапевтическую, а исключительно эстетическую функцию. Поскольку абразивы в составе могут повредить эмалевый слой, стоматологи советуют не пользоваться такими пастами чаще 2-3 раз в неделю.

Электрические щетки

Эти модели работают от батареек или аккумулятора. Классификация таких средств гигиены полости рта в стоматологии:

  • Ротационные. Совершают пульсирующие или возвратно-вращательные движения. Их очень легко регулярно использовать, а цена на подобные модели не кусается.

  • Звуковые. Работают на определенных частотах при участии встроенного высокочастотного генератора, передающего колебания на головку устройства.

  • Ультразвуковые. Эффективно удаляют налет ультразвуком и предупреждают скопление бактерий на зубных поверхностях. Противопоказаны при беременности, онкологии и ношении кардиостимулятора.

Дополнительные предметы и средства индивидуальной гигиены полости рта

О регулярной чистке зубов утром и вечером известно взрослым и детям. Однако гигиенический уход подразумевает использование не только привычной щетки с пастой, но и других приспособлений, показывающих высокую эффективность. Они применяются в дополнение к основным методам и не могут их полностью заменить.

Зубные нити (флоссы)

Щетка недостаточно эффективно очищает межзубные промежутки, так как щетина не способна проникнуть в такие плотные зазоры.

В магазинах представлено множество вариантов такой продукции. Однако стоматологи сошлись во мнении, что разновидности нитей не так важны, если уметь их использовать. Для новичков рекомендуется приобретать вощеные виды, потому что такие флоссы беспрепятственно проникают в промежутки между единицами, не прорываются и не расходятся на волокна.

Для более легкого использования изобретены специальные держатели, именуемые флоссетами. Они подходят для людей, которые не научились правильному флоссингу, а также для пациентов с нарушением подвижности фаланг пальцев верхних конечностей. Дополнительная методика может повсеместно применяться во время беременности на любом гестационном сроке.

Ирригаторы

Такие приспособления относятся к одному из видов современных средств гигиены полости рта, предназначенных для чистки, массажа, промывания зубов, десен, языка, а также самых труднодоступных участков. Принцип действия: направленный поток жидкости подается в насадку под давлением и эффективно удаляет отложения в межзубных промежутках. При этом можно использовать как обычную воду, так и готовые аптечные растворы.

Ирригатор не способен заменить зубную щетку. Это дополнительный аксессуар для качественного гигиенического ухода. Он может использоваться пациентами разного возраста и пола, с различными заболеваниями в анамнезе. Однако перед тем как приобрести определенную модель, желательно получить консультацию стоматолога.

Разновидности устройств по различным критериям:

  • по конструкции: стационарные, портативные, механические и проточные;

  • по принципу действия: импульсные, микропузырьковые, с моноструей.

В некоторых моделях есть только одна универсальная насадка, другие оснащены множеством элементов, удовлетворяющих запросы различных пользователей. Существуют специальные съемные детали для брекет-систем, протезов, языка и даже для промывания носовых пазух. Кроме того, нередко в устройствах предусмотрена возможность регулирования силы напора струи жидкости.

Конец формы

Жевательные резинки

Ежедневно с экранов телевизоров и со страниц журналов рекламодатели сообщают о невероятных свойствах этого средства индивидуальной гигиены полости рта. Можно ли доверять такой информации?

Сладковатое, преимущественно мятное лакомство, действительно помогает убирать частички еды из межзубных промежутков, а значит, предупреждать различные стоматологические заболевания, если употреблять его после каждого приема пищи. Однако жевательная резинка никогда не заменит зубную нить и щетку, которые отличаются большей эффективностью. Кроме того, из-за стимулирования слюноотделения выделяется большое количество желудочного сока, что впоследствии может привести к проблемам с пищеварительными органами.

Стоматологи отмечают, что жевать продукт нужно не более 20 минут. Жвачка может стать неплохой альтернативой другим средствам, если использование наиболее эффективных в данный момент невозможно. При этом важно помнить о том, что полезными свойствами отличается только резинка, не содержащая сахар. Используя сахаросодержащую продукцию, можно спровоцировать кариес.

Перед применением следует изучить состав. Лучше всего, если в продукте содержится фтор, ксилит и лактат алюминия, препятствующие образованию налета и уменьшающие кровоточивость мягких тканей и воспаление. К неоспоримым плюсам такого дополнительного метода гигиены также относится помощь в ликвидации неприятного запаха из ротовой полости, вызванного распадом частичек пищи, которые застревают в межзубных промежутках.

К сожалению, далеко не всем рекламным обещаниям стоит безоговорочно верить. Белоснежной улыбка точно не станет, ведь жвачка не удаляет твердый налет. Это хороший дополнительный метод в составе комплексного ухода, однако использовать его слишком часто категорически не рекомендуется.

Ополаскиватели и другие жидкости

Жидкие уходовые составы относятся к дополнительным средствам личной гигиены для полости рта и зубов. Они содержат различные активные компоненты, которые влияют на их профилактические и лечебные свойства:

  • для профилактики кариеса — фториды;

  • для снижения образования отложений — растительные экстракты;

  • для уменьшения кровоточивости и воспаления десен — эфирные масла, антисептики;

  • аминофториды, соли калия — для сокращения чувствительности зубных единиц.

Существует несколько основных видов жидкостей для гигиенического ухода:

  • Ополаскиватели. Должны применяться после чистки и ополаскивания ротовой полости чистой водой. Для этого следует взять мерный стаканчик готового состава и прополоскать рот в течение полуминуты. Процедура будет наиболее эффективной, если периодически чередовать продукцию с различными активными компонентами.

  • Пенки. Нужны для очищения, как дополнение к пасте. Также они подходят для применения непосредственно после еды, когда под рукой нет щетки. В составе, как правило, присутствуют ферментные вещества, облегчающие удаление отложений, а также фториды и другие соединения для лечения и профилактики патологических процессов.

  • Эликсиры. Такие растворы содержат этиловый спирт в высокой концентрации (до 60%), а значит, должны разбавляться водой. Их профилактические и терапевтические свойства схожи с ополаскивателями. Как именно применять разведенные концентрированные жидкости, указывается в аннотации.

  • Концентраты. Спиртосодержащие вещества не разбавляются, если назначаются в составе комплексного лечения воспалительных процессов. Для профилактики их стоит разводить водой.

  • Спреи. Помогают освежить дыхание за счет содержания особых отдушек. Нередко содержат такие компоненты, как экстракты растений, эфирные масла, антисептические вещества.

Какие именно средства нужно использовать в конкретном случае, поможет определить только врач.

Профессиональная чистка зубов

Стоматологи рекомендуют прибегать к этой процедуре как минимум раз в полгода. За один визит в стоматологическую клинику выполняется целый комплекс мероприятий:

  • счищается налет;

  • удаляется камень;

  • проводится профилактика заболеваний;

  • улучшается общее состояние.

Домашний уход не обеспечивает стопроцентную защиту твердых и мягких тканей от внешнего воздействия. Межзубные промежутки и другие труднодоступные участки тяжело поддаются чистке щеткой с пастой, и в этих местах активно размножаются патогенные микроорганизмы, провоцирующие кариес и другие заболевания. Профессиональная помощь крайне необходима, если у пациента сформировался камень, на эмали скопился плотный белесый слой, присутствует неприятный запах изо рта, кровоточат десны.

Существует множество эффективных методик, используемых стоматологами. Специалисты «Дентики» помогут подобрать подходящий вариант в зависимости от состояния здоровья пациента, структуры и толщины налета или камня, локализации отложений, возрастной категории человека и финансовых возможностей. Некоторые способы применяются в комплексе для достижения максимального результата.

Виды профессиональной чистки:

  • Ручная (механическая). Врач использует специальные инструменты для обработки. Процедуру должен выполнять профессионал, поскольку вероятность повредить эмаль крайне высока.

  • Ультразвуковая. Врач с помощью ультразвука разрушает твердый налет, а потом вымывает его частицы водой.

  • Лазерная. Отложения счищаются специальным лучом лазера. Ротовая полость при этом обеззараживается. Методика является наиболее дорогостоящей.

  • Air Flow. Твердые и мягкие ткани обрабатываются под давлением смесью из воздуха, воды и абразивов. Зубные единицы становятся светлее и при этом не повреждается их внешний слой.

  • Полировка. Завершающая процедура, во время которой врач устраняет шероховатости и мелкие трещины, образовавшиеся после использования перечисленных выше методов.

  • Фторирование. Способствует укреплению эмали, снижению чувствительности, предупреждению кариеса. Твердые ткани обрабатываются специальными составами со фторидами.

Подведем итог

Основные и дополнительные средства личной гигиены полости рта, зубов и десен, используемые в комплексе, позволяют предупредить развитие патологических процессов. Каждый человек, который заботится о своем здоровье, должен соблюдать следующие правила:

  • прибегать к регулярной чистке утром и вечером;

  • использовать флоссы, ополаскиватели или другие жидкие составы после приемов пищи в течение дня;

  • правильно подбирать щетки, пасты и другие приспособления;

  • проходить профессиональные процедуры счищения отложений в условиях клиники каждые полгода.

Для получения консультации и подбора эффективных гигиенических средств рекомендуем обращаться к специалистам стоматологического центра «Дентика».

Лнкция 4.

Индексы состояния полости рта. Методы оценки зубных отложений

Индекс Федорова-Володкиной (1968) до недавнего времени широко применялся в нашей стране.

Гигиенический индекс определяют по интенсивности окраски губной поверхности шести нижних фронтальных зубов йод-йодисто-калиевым раствором, оценивают по пятибалльной системе и рассчитывают по формуле:

,

где Кср. – общий гигиенический индекс очистки; Кu – гигиенический индекс очистки одного зуба; – количество зубов.

Окрашивание всей поверхности коронки означает 5 баллов; 3/4 – 4 балла; 1/2 – 3 балла; 1/4 – 2 балла; отсутствие окрашивания – 1 балл.

В норме гигиенический индекс не должен превышать 1.

Индекс Грина-Вермиллиона (Green, Vermillion, 1964). Упрощенный индекс гигиены полости рта (OHI-S) заключается в оценке площади поверхности зуба, покрытой налетом и/или зубным камнем, не требует использования специальных красителей. Для определения OHI-S исследуют щечную поверхность 16 и 26, губную поверхность 11 и 31, язычную поверхность 36 и 46, перемещая кончик зонда от режущего края в направлении десны.

Отсутствие зубного налета обозначается как 0, зубной налет до 1/3 поверхности зуба – 1, зубной налет от 1/3 до 2/3 – 2, зубной налет покрывает более 2/3 поверхности эмали – 3. Затем определяется зубной камень по такому же принципу.

Формула для расчета индекса.

где n – количество зубов, ЗН – зубной налет, ЗК – зубной камень.

Налет:

Камень:

0 -

нет

0 -

нет

1 -

на 1/3 коронки

1 -

наддесневой камень на 1/3 коронки

2 -

на 2/3 коронки

2 -

наддесневой камень на 2/3 коронки

3 -

> 2/3 коронки

3 -

наддесневой камень > 2/3 коронки или поддесневой зубной камень, окружающий пришеечную часть зуба

Значение

Оценка индекса

Оценка гигиены полости рта

0 - 0,6

Низкий

Хорошая

0,7 - 1,6

Средний

Удовлетворительная

1,7 - 2,5

Высокий

Неудовлетворительная

> 2,6

Очень высокий

Плохая

Индекс Силнес-Лоу (Silness, Loe, 1967) учитывает толщину налета в придесневой области на 4-х участках поверхности зуба: вестибулярная, язычная, дистальная и мезиальная. После высушивания эмали кончиком зонда проводят по ее поверхности у десневой борозды. Если к кончику зонда не прилипает мягкое вещество, индекс налета на участке зуба обозначается как – 0. Если визуально налет не определяется, но становится видимым после движения зонда – индекс равен 1. Бляшка толщиной от тонкого слоя до умеренного, видимая невооруженным глазом оценивается показателем 2. Интенсивное отложение зубного налета в области десневой борозды и межзубного промежутка обозначается как 3. Для каждого зуба индекс вычисляется делением суммы баллов 4-х поверхностей на 4.

Общий индекс равен сумме показателей всех обследованных зубов, деленной на их количество.

Индекс зубного камня(CSI)(ENNEVER' и соавт., 1961). Определяется над- и поддесневой зубной камень на резцах и клыках нижней челюсти. Дифференцировано исследуются вестибулярная, дистально-язычная, центрально-язычная и медиально-язычная поверхности.

Для определения интенсивности зубного камня используется шкала от 0 до 3 для каждой исследуемой поверхности:

0 - нет зубного камня

1 - определяется зубной камень меньше чем 0.5мм ширины и/или толщины

2 - ширина и/или толщина зубного камня от 0.5 до 1мм

3 - ширина и/или толщина зубного камня более 1мм.

Формула для расчета индекса:

И ндекс Рамфьерда(S. Ramfjord, 1956) как часть периодонтального индекса предполагает определение зубного налета на вестибулярных, язычных и небных поверхностях, а также апроксимальных поверхностях 11, 14, 26, 31, 34, 46 зубов. Метод требует предварительного окрашивания раствором бисмарка коричневого. Оценка в баллах производится следующим образом:

0 - отсутствие зубной бляшки

1 - зубная бляшка присутствует на некоторых поверхностях зуба

2 - зубная бляшка присутствует на всех поверхностях, но покрывает более половины зуба

3 - зубная бляшка присутствует на всех поверхностях, но покрывает более половины.

Индекс вычисляют путем деления общей суммы баллов на количество обследованных зубов.

Индекс Нави (I.M.Navy, E.Quiglty, I.Hein, 1962). Подсчитывают индексы окраски тканей в ротовой полости, ограниченной губными поверхностями передних зубов. Перед исследованием рот ополаскивают 0.75% раствором основного фуксина. Подсчет проводят следующим образом:

0 - отсутствие бляшки

1 - бляшка окрашивалась лишь у десневой границы

2 - выражена линия бляшки на десневой границе

3 - десневая треть поверхности покрыта бляшкой

4 - 2/3 поверхности покрыты бляшкой

5 - больше чем 2/3 поверхности покрыты бляшкой.

Индекс высчитывали в переводе на среднее число на один зуб одного субъекта.

Индекс Турески (S.Turesky, 1970). Авторы использовали систему подсчета Quigley-Hein на губных и язычных поверхностях всего ряда зубов.

0 - отсутствие бляшки

1 - отдельные пятна бляшки в пришеечном районе зуба

2 - тонкая непрерывная полоса бляшки (до 1 мм) в пришеечной части зуба

3 - полоса бляшки шире 1мм, но покрывает менее 1/3 коронки зуба

4 - бляшка покрывает больше 1/3, но меньше 2/3 коронки зуба

5 - бляшка покрывает 2/3 коронки зуба или больше.

Индекс Арним (S.Arnim, 1963) при оценке эффективности различных процедур гигиены полости рта определял количество бляшки, присутствующей на губных поверхностях четырех верхних и нижних резцов, окрашенных эритрозином. Этот район фотографируют и проявляют с увеличением в 4 раза. Очертания соответствующих зубов и окрашенных масс переводят на бумагу и эти участки определяют планимером. Затем вычисляют процент поверхности, покрытой бляшкой.

Индекс эффективности гигиены (Podshadley, Haby, 1968) требует применения красителя. Затем проводится визуальная оценка щечных поверхностей 16 и 26, губных – 11 и 31, язычных – 36 и 46 зубов. Обследуемая поверхность условно делится на 5 участков:1– медиальный,2- дистальный3- серединно-окклюзионный,4– центральный,5- серединно-пришеечный.

0 - отсутствие окрашивания

1 - имеется окрашивание любой интенсивности

Индекс рассчитывается по формуле:

гд еn– число обследованных зубов.

Значение РНР

Эффективность гигиены

0

отличная

0.1 - 0.6

хорошая

0.7 - 1.6

удовлетворительная

> 1.7

неудовлетворительная

Клинические методы оценки состояния десны

Индекс PMA (Schour, Massler). Воспаление десневого сосочка (Р) оценивают как 1, воспаление края десны (М) – 2, воспаление слизистой оболочки альвеолярного отростка челюсти (А) – 3.

При суммировании оценок состояния десны у каждого зуба получают индекс РМА. При этом число обследуемых зубов пациентов в возрасте от 6 до 11 лет составляет 24, от 12 до 14 лет – 28, а с 15 лет – 30.

Индекс РМА вычисляют в процентах следующим образом:

РМА = (сумма показателей х 100) : (3 х число зубов)

В абсолютных числах РМА = сумма показателей : (число зубов х 3).

Десневой индекс GI (Loe, Silness). У каждого зуба дифференцировано обследуют четыре участка: вестибулярно-дистальный десневой сосочек, вестибулярная краевая десна, вестибулярно-медиальный десневой сосочек, язычная (или небная) краевая десна.

0 – нормальная десна;

1 – легкое воспаление, небольшое изменение цвета слизистой десны, легкая отечность, нет кровоточивости при пальпации;

2 – умеренное воспаление, покраснение, отек, кровоточивость при пальпации;

3 – резко выраженное воспаление с заметным покраснением и отеком, изъязвлениями, тенденцией к спонтанным кровотечениям.

Ключевые зубы, у которых обследуется десна: 16, 21, 24, 36, 41, 44.

Для оценки результатов обследования сумма баллов делится на 4 и на количество зубов.

0.1 – 1.0 – легкий гингивит

1.1 – 2.0 – гингивит средней тяжести

2.1 – 3.0 – тяжелый гингивит.

В периодонтальном индексе PI (Russell) состояние десны и альвеолярной кости вычисляется индивидуально для каждого зуба. Для подсчета используется шкала, в которой воспалению десны отводится относительно низкий показатель, и сравнительно больший – резорбции альвеолярной кости. Индексы каждого зуба суммируются, а результат делится на число зубов в полости рта. Результат показывает периодонтальный индекс пациента, который отражает относительный статус заболевания периодонта в данной полости рта без учета вида и причин заболевания. Среднее арифметическое индивидуальных индексов обследованных пациентов характеризует групповой или популяционный показатель.

Индекс болезни периодонта - PDI (Ramfjord, 1959) включает оценку состояния десны и периодонта. Исследуются вестибулярные и оральные поверхности 16, 21, 24, 36, 41, 44 зубов. Учитывается зубной налет и зубной камень. Глубина зубо-десневого кармана измеряется граддированным зондом от эмалево-цементного соединения до дна кармана.

ИНДЕКС ГИНГИВИТА

0 - отсутствие признаков воспаления

1 - легкое или умеренное воспаление десны, не распространяющееся вокруг зуба

2 - воспаление десны средней тяжести, распространяющееся вокруг зуба

3 - тяжелый гингивит, характеризующийся выраженным покраснением, отечностью, кровоточивостью и изъязвлением.

ИНДЕКС БОЛЕЗНИ ПЕРИОДОНТА

0-3 - определяется десневой желобок не глубже цементно-эмалевого соединения

4 - глубина десневого кармана до 3мм

5 - глубина десневого кармана от 3мм до 6мм

6 - глубина десневого кармана более 6мм.

CPITN (ВОЗ) – комплексный периодонтальный индекс нуждаемости в лечении применяется для оценки состояния периодонта взрослого населения, для планирования профилактики и лечения, определения потребности в стоматологическом персонале, анализа и совершенствования лечебно-профилактических программ.

С целью определения показателя используется периодонтальный зонд специальной конструкции, имеющий на конце шарик диаметром 0.5мм и черную полоску на расстоянии 3.5мм от кончика зонда.

У лиц старше 20 лет исследуют периодонт в области шести групп зубов (17/16, 11, 26/27, 37/36, 31, 46/47) на нижней и верхней челюстях. Если в названном секстанте нет ни одного индексного зуба, то в этом секстанте осматриваются все сохранившиеся зубы.

У молодых людей в возрасте до 19 лет исследуют 16, 11, 26, 36, 31, 46 зубы.

Регистрация результатов исследования проводится согласно следующим кодам:

0 – здоровая десна, нет признаков патологии

1 – после зондирования наблюдается кровоточивость десны

2 – зондом определяется поддесневой зубной камень; черная полоска зонда не погружается в десневой карман

3 – определяется карман 4-5мм; черная полоска зонда частично погружается в зубо-десневой карман

4 – определяется карман более 6мм; черная полоска зонда полностью погружена в десневой карман.

Комплексный периодонтальный индекс - КПИ (П.А. Леус). У подростков и взрослых исследуют 17/16, 11, 26/27, 31, 36/37, 46/47 зубы.

Обследование пациента производится в стоматологическом кресле при адекватном искусственном освещении. Используется обычный набор зубоврачебных инструментов.

0 -

здоровый периодонт

3 -

зубной камень

1 -

зубной налет

4 -

патологический карман

2 -

кровоточивость

5 -

подвижность зуба

При наличии нескольких признаков регистрируется более тяжелое поражение (более высокий балл). В случае сомнения, предпочтение отдается гиподиагностике.

КПИ индивидуума рассчитывается по формуле:

Средний КПИ обследованной группы населения рассчитывается путем нахождения среднего числа индивидуальных значений КПИ.

Оценочные критерии интенсивности болезней периодонта по индексу кпи

0.1 - 1.0

риск к заболеванию

1.1 - 2.0

легкая

2.1 - 3.5

средняя

3.6 - 5.0

тяжелая

Индекс рентгенограмм (Sheiham, Striffler, 1970)предназначен для количественной оценки рентгенограмм при диагностике болезни пародонта. Исследуются отдельные группы зубов или все зубы.

0

норма

4

имеется нарушение целостности кортикальной пластинки гребня межзубной кости, возможно расширение периодонтальной щели

5

потеря альвеолярной кости до 1/3 длины корня зуба

6

потеря от 1/3 до 2/3 длины корня зуба

7

потеря больше 2/3 длины корня зуба.

Профилактика зубов и гигиена полости рта школьников: советы стоматологов

Во все времена люди хотели иметь здоровые и красивые зубы. Еще в глубокой древности врачи старались предупредить заболевания зубов, так, рекомендации по уходу за полостью рта встречаются еще в сочинениях Гиппократа.

Не секрет, что стоматологическое здоровье зависит от общего состояния организма, поведения и привычек человека, а также особенностей окружающей среды. И все-таки собственные усилия в значительной степени позволяют сохранять зубы здоровыми.

Паста и щетка

Воспитание осознанной потребности в тщательном уходе за полостью рта должно начинаться с самого раннего возраста и продолжаться на протяжении всей жизни.

К сожалению, большинство из нас не выполняет всех гигиенических рекомендаций, многие чистят зубы неправильно, нерегулярно или вообще их не чистят. Не многие пациенты стоматолога могут правильно аргументировать выбор зубной щетки, зубной пасты, зубной нити и т.д.

Увы, мало кому известно, что зубные пасты бывают просто гигиеническими и лечебно-профилактическими. Детям позволено чистить зубы самыми различными пастами, при этом родители не контролируют качество чистки зубов.

В результате состояние полости рта оказывается неудовлетворительным, сопровождается образованием зубного налета, в том числе плотно прикрепленного к поверхности зуба. Продукты жизнедеятельности микроорганизмов зубного налета раздражают десны, провоцируют воспаление и образование зубного камня, на неровной поверхности которого легко задерживаются остатки пищи. Возникают колонии микробов, что еще более усиливает воспаление десны. Напротив, хороший гигиенический уход за полостью рта может предотвратить возникновение и развитие не только кариеса, но и воспалительных заболеваний десен.

Гигиеническое воспитание

Цель санитарного просвещения – добиться добровольных и сознательных изменений отношения человека к своему здоровью. Конечно, изменение поведения и привычек людей остается сложным и длительным процессом: он идет постепенно, повторяющимися шагами и на первых порах может быть обратим.

Максимальный эффект от гигиенического воспитания достигается, если оно начато в раннем детском возрасте, когда ребенок слушает и воспринимает советы взрослых, пытается копировать их поведение.

Современные родители готовы к сотрудничеству по профилактике стоматологических заболеваний: они сами обращаются к врачам с вопросами, как правильно чистить зубы, какую зубную щетку и пасту купить, какие препараты необходимы ребенку для профилактики кариеса.

Планомерное гигиеническое воспитание детей и их родителей силами персонала детских дошкольных и школьных учреждений и врачей-стоматологов сформирует у детей сознательное отношение к гигиеническим порядкам и создаст в каждой семье предпосылки для здорового образа жизни по принципу «иначе и быть не может».

Чистить зубы учат в школе

В нашей стране и за рубежом широкое распространение получили образовательные школьные программы стоматологической профилактики. Они рассчитаны в первую очередь на учащихся начальных классов и предполагают активное участие педагогов и родителей в их реализации.

В России разработаны и осваиваются на практике различные по своей структуре комплексные программы профилактики стоматологических заболеваний. Они используют возможности уже испытанных методов и средств профилактики, включая новые, гуманитарные подходы с учетом врожденной способности детей к саморазвитию.

Цель подобных образовательных программ – обучение детей навыкам здорового образа жизни без вредных привычек, ухода за полостью рта и применения средств гигиены, а также сознательного отношения к сохранению собственного здоровья.

В задачи школьной программы входят: формирование у детей представлений о строении зубов и челюстной системы человека, роли и значении зубов, правилах и средствах ухода за полостью рта, принципах рационального питания и современных методах профилактики кариеса зубов и заболеваний десен. В программу также включены практические занятия по обучению навыкам чистки зубов.

Проведение образовательной программы по стоматологическому просвещению лучше всего начинать с детьми 6–7-летнего возраста (1-й класс), так как это позволит улучшить уровень гигиены полости рта в период прорезывания и формирования постоянных зубов, когда риск возникновения и развития кариеса особенно велик.

Что же главное

Родителям и педагогам следует помнить, что для поддержания стоматологического здоровья и предупреждения стоматологических заболеваний необходимы:

- эффективная гигиена полости рта;

- ограничение потребления сахарсодержащих продуктов;

- использование фторидов;

                    - регулярное посещение стоматолога.

Индивидуальная гигиена – это тщательное ежедневное удаление с поверхности зубов и десен зубных отложений с помощью различных средств гигиены. Зубы нужно чистить не менее 3 минут 2 раза в день – утром и вечером. Идеальный метод профилактики – чистка зубов после каждого приема пищи.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторидсодержащие зубные пасты. Фториды увеличивают устойчивость зубов к кислотам, которые образуются микроорганизмами зубного налета, усиливают минерализацию эмали и угнетают жизнедеятельность микроорганизмов налета. Эти пасты рекомендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.

Биологически активные компоненты обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышают их устойчивость к вредным воздействиям. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют процессу формирования эмали зубов. Регулярный массаж десен активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение в тканях десны.

Здоровый образ жизни человека немыслим без рационального питания. Возникновению и развитию кариеса зубов способствуют некоторые особенности питания, характерные для современных условий:

  • - высокое содержание в пище легкоферментируемых углеводов, особенно сахара;

  • - увеличение частоты приема пищи;

  • - уменьшенное потребление пищи, тормозящей кариес зубов.

Самыми кариесогенными свойствами обладает сахароза, почти такими же – сочетание глюкозы и фруктозы.

Бактерии с помощью углеводов создают зубной налет, и конечным продуктом этого процесса являются органические кислоты, которые и вызывают разрушение эмали зубов.

Питание играет большую роль в сохранении здоровья не только зубов, но и тканей десны, а также слизистой оболочки полости рта. Не следует забывать о роли пищи как фактора самоочищения полости рта, естественного процесса освобождения от остатков еды и мягкого зубного налета. Желательно употребление овощей и фруктов после приема сладкой, липкой, мягкой пищи, а также в промежутках между основными приемами пищи.

Для того чтобы сохранить зубы здоровыми, необходимо приходить на прием к врачу-стоматологу не менее двух раз в год. Только профессиональный осмотр врача позволит оценить уровень гигиены полости рта, определить кариес на начальных стадиях развития и провести необходимые лечебные и профилактические процедуры.

Дальнейшее развитие начальной школы в нашей стране немыслимо без решения проблем сохранения здоровья детей. Школьная образовательная программа по стоматологическому обучению способна помочь детям сохранить здоровые зубы, что является условием здоровья человека в целом.

Просмотров работы: 119