Разведение пчел и получение продукции пчеловодства

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разведение пчел и получение продукции пчеловодства

Шпунов Д.В. 1
1БОУ "Целинная СОШ"
Филоненко О.А. 1
1БОУ "Целинная СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность проекта: в настоящее время в сельской местности остро стоит вопрос об уровне заработной платы. Не секрет, что в городах в сравнении с деревнями население имеет больший доход. На перспективу данная тенденция в ближайшие годы останется неизменной. Казалось бы, у населения деревень безвыходное положение, но, как известно, из любой ситуации можно найти выход. В данном случае перспективным решением вопроса об источнике дополнительного дохода в сельской местности может стать бизнес, связанный с разведением медоносных пчел, получением продуктов пчеловодства и их реализацией.

Мед – питательный высококачественный продукт, обладающий целебными свойствами. В современном мире стало модно заботиться о своем здоровье и стараться использовать для лечения и профилактики болезней натуральные продукты. Так как в наше время пристальное внимание обращается на здоровье человека, мы хотим узнать знают ли учащиеся и педагоги нашей школы о продуктах пчеловодства и их пользе.

В ноябре этого года среди учащихся 7-11 классов нами было проведено анкетирование. Приложение № 1«Продукты пчеловодства и их польза».

Результаты показывают, что 62% опрашиваемых не используют продукты пчеловодства, 13% знают о пользе продуктов пчеловодства и рекомендуют друзьям и знакомым, 15% покупают мед время от времени, 10% покупают часто и используют как косметическое средство.

Из результатов анкеты № 2 стало ясно, что употребляют мед 15% опрашиваемых, могут определить разновидность меда 12%, отличить натуральный мед от подделки 15%. Приложение № 2.Результаты анкетирования «Продукты пчеловодства и их польза».

Отсюда следует вывод, что люди не знают о полезных и лечебных достоинствах продуктов пчеловодства, не знают какие витамины содержаться в меде, а также мало, кто имеет представление о сортах меда и натуральности. Учёные давно доказали, всё, что вырабатывают пчёлы – это здоровье, работоспособность и долголетие.

Сегодня как никогда произошла девальвация основных норм здорового образа жизни, одним из результатов которой является снижение уровня здоровья среди населения.

     В связи, с чем именно сегодня стоит остро вопрос о более эффективном подходе к сохранению и укреплению своего здоровья перед каждым человеком и продукты пчеловодства способны этому помочь.

Важной особенностью пчеловодства как вида при­усадебного хозяйства является то, что оно не тре­бует тяжелого физического труда и доступно ши­роким слоям населения.

Организация пчеловодного хозяйства не требу­ет больших затрат, и при кропотливом и внимательном уходе за пчелами, соблюдении правил обращения с ними может принести хозяину зна­чительный доход и пользу.

Все выше сказанное определило цель моего проекта: освоение технологии содержания и разведения пчел в условиях приусадебного участка. 

Исходя из цели и проблемы моего проекта, я выделил следующие
задачи: 

  1. изучить научно-популярную литературу, раскрывающую технологию пчеловодства; 

  2. Пополнить знания о пользе продуктов пчеловодства;

  3. Выявить путем социологического опроса, как используют люди продукты пчеловодства и знают ли о их пользе.

  4. выявить особенности разведения пчел и получение продукции пчеловодства; 

  5. изучить биологию пчёл; 

  6. объяснить технологию получения продукции пчеловодства, её обработку и хранение; 

  7. Составить бизнес-план пчеловодства

  8. Рассказать учащимся о пчеловодстве и пользе продуктов пчеловодства.


Место реализации практического проекта: поселок Новосанжаровка Русско-Полянского МР Омской области.

Объект исследования: пчелиная семья.

Предмет исследования: прибыль от продажи меда.
Проблема заключается в том, что люди не знают обо всех достоинствах продуктов пчелиной семьи и почти повсеместно наметилась тенденция снижения внимания к пчеловодству - важнейшей отрасли аграрного сектора производства.

Гипотеза: если я буду помогать дедушке в разведении пчел и уходе, то внесу свой личный вклад в семейный бюджет и сохранение, укрепление своего здоровья и здоровья близких.

Продукт проекта: Памятка «Продукты пчеловодства»

Методы исследования:

Анализ

Анкетирование

Наблюдение

Сравнение

История становления моего практического проекта 
«Разведение пчел и получение продукции пчеловодства».

Мой дед пчеловод. Зовут его Шестернин Александр Константинович . Он 1956 года рождения. На данный момент ему 67 лет. В 1980 году окончил Омский сельхозтехникум по подготовке руководящих кадров колхозов и совхозов, по специальности зоотехния. Когда начал заниматься пчеловодством, работал в совхозе Новосанжаровка председателем рабочего комитета. В летнее время, а это 2 месяца, у него всегда был отпуск. Свободное время было, и кроме домашнего животноводства дедушка решил вместе с коллегами по работе заняться пчелами. В 1986 году закупил в Омске 5 пакетов пчел и вот с тех пор занимается пчеловодством. Поставка пакетов с пчелами в Омск была с Украины, Дальнего востока, Киргизии. С весны выезжали в лесхоз в посадки акации, жимолости и прочих медоносов, а потом на поля эспарцета, донника, гречихи. Кочевали на большие расстояния иногда более 100 км. Итак, 37 лет по Русско-Полянскому району. В самом начале становления моего деда пчеловодом не хватало сначала инвентаря: вощины, рамок, ульев. Вощину продавали в магазине, но под сдачу воска: воск сдаешь – покупаешь вощину, воска нет – нет и вощины. А начинающим пчеловодам половину килограмма вощины продавали без воска, это примерно 6 листов. У деда был наставник Жилин Сергей Иванович. Он ему помогал заниматься разведением пчел. Сначала у деда было всего 5 семей, на данный момент у него 15 , дед говорит было и 40, и даже больше семей. Чтоб знать про пчел дед выписывал и выписывает журналы, покупает книги, советуется с опытными пчеловодами. Теоретические знания получал он с книг, журналов по пчеловодству, теоретические знания подкреплялись также практикой. В результате накопился опыт, необходимый для ведения пчеловодства.

У меня возник интерес узнать как можно больше о способах разведения пчел и продукции пчеловодства. Дедушка Александр Константинович согласился помочь мне и даже выделил один улей, чтобы я мог сам под его руководством осуществить задуманную идею и реализовать свои способности. Приложение № 3 История становления моего практического опыта.

Мы начали работу над проектом в зимний период 2023 года, изучая теоретические материалы по пчеловодству. А летом я вплотную занялась деятельностью по разведению пчел, сбору меда и прополиса.
Осенью я смог подвести результаты свой летней практики: узнал много нового о ведении пчеловодства, собрал свою первую банку меда, вытерпел все трудности, которые испытывает пчеловод: укусы пчел (многим полезно для здоровья), «погоню» за роями, «страх и ужас» от вредителей. 

Этапы проекта:

Этапы

Характеристика этапа

Сроки

1.

Диагностический этап

 

Первичный сбор и анализ информации; теоретическое осмысление проблемы;

анализ результатов этого этапа; выявление реально реализуемых на практике подходов

ноябрь 2022 года- конец февраля 2023 года. 

2

Опытно-экспериментальный этап

 

Разведение пчел и получение продукции пчеловодства 

март 2023 года- конец ноября 2023 года. 
 

3

Обобщающий этап

 

Осмысление результатов проекта;

соотнесение полученных результатов с поставленными целями и задачами;

обобщение и распространение полученного опыта;

подведение итогов работы, создание памятки и презентации.

Декабрь 2023г - март 2024г

Глава 1. Литературный обзор

Первый этап проекта. 
1.1.Теоретические основы пчеловодства, как приусадебного хозяйства. 
Время реализации: ноябрь 2022 года- конец февраля 2023 года. 

    1. История пчеловодства. 


Пчеловодство — древнейшее занятие человека. В истории пчеловодства различают несколько этапов развития: 

  • охота за медом диких пчел. Она включала в себя разыскивание пчелиных семей, поселившихся в дуплах деревьев и расщелинах скал, отбор у них меда путем выламывания сот и разрушения их гнезд, что в итоге приводило к гибели пчел и сокращению их численности; 

  • бортевое пчеловодство. Этот более прогрессивный метод по сравнению с предыдущим включал в себя следующие приемы: 

Пчел содержали в лесу в естественных или искусственных жилищах (бортях), при заполнении сот гнезда медом производился частичный их отбор. Это оставляло пчелам шанс на выживание и дальнейшее развитие. Кроме этого, появилось контролируемое человеком размножение пчелиных семей. При выходе роя из борти его собирали и сажали в заранее подготовленное жилище. На этом этапе пчеловодство становится профессией, появляются первые, еще примитивные технологии содержания пчел; 

  • пасечное пчеловодство. Оно возникло на территории нашей страны еще в X—XI вв. При этом виде пчеловодства содержание семей пчел происходит в искусственных жилищах — ульях. Сначала это были примитивные неразборные ульи (колоды, сапетки), позднее появились разборные — дуплянки. При этом появилась возможность перемещения пчел вместе с их жилищем. Пасеки стали устанавливать вблизи жилья человека, а также при необходимости подвозить к массивам цветущих растений. Размножение пчел стало полностью контролироваться, появились приемы искусственного размножения путем деления пчел. В 1814 г. П. И. Прокоповичем был изобретен рамочный улей, который используется в современном пчеловодстве и в наши дни. Самой первой информацией о пчеловодстве являются папирусные свитки, дошедшие до нас из Древнего Египта. Уже в это время пчеловодство здесь было довольно хорошо развито, а пчела являлась символом Нижнего Египта. Древние египтяне использовали ульи, плетенные из прутьев, или керамические, с которыми на плотах и лодках кочевали по Нилу, обеспечивая длительный медосбор благодаря разнице в сроках цветения медоносов в Нижнем и Верхнем Египте. Они хорошо знали лечебные свойства меда, воска, прополиса. Во II тысячелетии до н. э. пчеловоды Египта представляли собой отдельное сословие. Примерно в это же время пчеловодство было хорошо знакомо жителям Вавилонии, Палестины, Ассирии, Аравии, о. Крит. В Грецию пчеловодство также пришло из Египта. В произведениях Гомера упоминается об использовании меда в пищу греками, хотя разведением пчел они стали заниматься гораздо раньше. В VIII в. до н. э. греческие пчеловоды уже знали, что пчелиная семья состоит из разных особей — матки, рабочих пчел и трутней, хотя еще не совсем понимали их назначение. Уже в то время греки вывозили пчел на медосбор на острова Эгейского моря и даже в Египет. Много полезных сведений о медоносной пчеле и пчеловодстве можно найти в трудах греческих ученых, живших в V—IV вв. до н. э. Письменные источники указывают, что в Центральной и Северной Европе пчеловодством занимались уже в I тысячелетии до н. э. При раскопках на севере Германии были найдены колоды, относящиеся к IV в. до н. э., и плетенные из соломы и прутьев ульи. К VI в. н. э. соломенные ульи распространились на большей части Европы. В VII—IX вв. на территории Германии были довольно крупные пасеки, а мед и воск в больших количествах экспортировались в Испанию, Сирию и Палестину. В Средние века немецкие пчеловоды умели формировать отводки, перевозили пчел к источникам медосбора, сохраняли их зимой в траншеях, устраивали стационарные павильоны, занимались бортничеством. На территории Польши бортничество, видимо, было известно с I в. н. э. В XIV в. здесь существовали союзы пчеловодов. Вполне вероятно, что именно отсюда пчеловодство проникло и на территорию России. В нашей стране пчеловодство также прошло все этапы своего развития. Наши далекие предки добывали мед и воск, отыскивая в лесах жилища диких пчел. Издавна развивалось бортевое пчеловодство, которое просуществовало до конца XVIII в., хотя уже в X—XI вв. стало распространяться пасечное. В течение многих столетий мед и воск в огромных количествах вывозили в другие страны, наряду с пушниной они служили главными предметами экспорта. 
    По расчетам Н. М. Витвицкого, в начале XVI в. на территории России производство товарного меда достигало почти 10 млн т. Этому способствовала богатейшая медоносная база нашей страны, где в то время были обширные лесные массивы и заросшие растительностью с преобладанием медоносов значительные площади полян, вырубок, лесных гарей и просек. В XVII в. достигает расцвета колодное пчеловодство, но в конце столетия начинается его общий упадок. Это было вызвано массовым уничтожением лесов для расширения сельскохозяйственных земель, получения в большом количестве древесины в качестве сырья и топлива для развивающейся промышленности. Это в совокупности и привело к сокращению медоносных угодий. Однако в начале XVIII в. производство товарного меда все еще достигало внушительных размеров и составляло более 300 тыс. т в год. Отдельные крестьянские хозяйства имели пасеки по 500 колод и более. В связи с регулярной охраной лесов, введенной Петром I, а позднее с запретом заниматься бортничеством большое количество пчелосемей было сосредоточено на пасеках вблизи селений. Это привело к тому, что пчелы не обеспечивались медоносными угодьями, и продуктивность пчелиных семей стала падать. Кроме того, появление керосина и развитие в начале XIX в. свеклосеяния и сахароварения еще больше подорвало значение пчеловодства как единственного поставщика сладкого продукта и сырья для свечей и резко снизило цены на мед и воск. В начале XIX в. в России насчитывалось около 40 млн пчелиных семей, а к 1840 г. осталось всего лишь 5 млн. В это же время происходили изменения и в способах содержания пчел. На смену колодам и другим неразборным ульям приходит рамочный улей, появляются медогонка и искусственная вощина, позволившие усовершенствовать методы содержания и разведения пчел. В 1889 г. в Вятке открылась фабрика, наладившая выпуск рамочных ульев и пчеловодного инвентаря. В 1890 г. в Харькове открылся цех по производству вальцов для изготовления вощины и пчеловодного инвентаря. К 1900 г. в России было 320 тыс. пасек, на которых насчитывалось 5 млн пчелиных семей, в том числе 10% от этого числа находилось в рамочных ульях. К 1910 г. этот показатель увеличился до 20%, численность пчелосемей составила 6 млн шт. Количество товарного меда на пчелиную семью было по-прежнему низким и не превышало 5—7 кг. За годы Первой мировой войны 1914—1918 гг., а затем Гражданской войны число пчелосемей сильно уменьшилось и в 1919 г. составило 3,1 млн. В 1920-х гг. развитие отрасли ускорилось. К 1924 г. в СССР было организовано около 300 пчеловодческих товариществ, которые объединялись в кооперативы и союзы. В 1930 г. в стране насчитывалось 5,5 млн пчелиных семей, в том числе 60% в рамочных ульях, в 1940 г. — 10 млн семей, причем неразборные ульи уже практически не использовались. Развивалась теория. В 1919 г. были организованы Тульская и Украинская опытные станции пчеловодства, в 1922 г.— Московская, в 1923 — Уральская и Ленинградская. В 1930 г. на базе Тульской и Московской опытных станций создан НИИ Пчеловодства. В нем работали известные ученые, такие как Н.М.Кулагин, И.А.Каблуков, Г.А.Кожевников, А. С. Буткевич, В, В. Алпатов и другие. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. нанесла пчеловодству значительный ущерб. Число пчелиных семей сократилось вдвое (до 4,5 млн), но в результате принятых мер к концу 1950 г. число семей возросло до 8,5 млн. С 1960-х гг. развитие пчеловодства идет в основном за счет укрупнения колхозных и совхозных пасек, создаются специализированные пчеловодческие совхозы. В 1989 г. имелось 8,5 млн пчелиных семей, от каждой из них получено в среднем по 14 кг товарного меда (в передовых хозяйствах по 35—40 кг), его общее производство составило 123 тыс. т. В специализированных пчеловодческих совхозах и на крупных пчеловодческих фермах механизированы трудоемкие процессы (распечатывание сот, откачка и расфасовка меда, погрузка и разгрузка ульев при их перевозке и т. д.). Применяются прогрессивные методы содержания пчел и интенсивные технологии производства пчеловодческой продукции, развивается павильонное пчеловодство. На пасеках ведется племенная работа с пчелами, основанная на знании генетики и тесно связанная с селекцией пчел, осуществляется ветеринарно-санитарный надзор за выполнением правил содержания пчел. 


Чтобы овладеть техникой пчеловодства, необходимо хорошо знать биологию пчелиной семьи. 

    1. Биология пчелиной семьи. 

Наши медоносные пчелы по своим признакам относятся к типу членистоногих животных, классу насекомых, отряду перепончатокрылых, семейству пчелиных, роду общественных пчел, виду медоносных пчел.
1.2.1. Биологические особенности медоносной пчелы

В основе биологии так называемых «общественных» насекомых, к которым относятся и наши медоносные пчёлы, лежит их жизнь семьями. Ни один член такой семьи вне семьи жить не может. Поэтому пчеловоду при изучении жизни пчёл и при работе с ними приходится иметь дело со всей семьёй как сельскохозяйственной единицей.

Среди всех видов пчёл, собирающих нектар и перерабатывающих его в мёд, только медоносная пчела широко используется человеком.

Семьи медоносной пчелы собирают большие запасы мёда и складывают их отдельно от расплода и перги (пыльца, переработанная пчёлами), что даёт человеку возможность отбирать мёд, не разоряя гнезда и не разрушая сотов. Этому способствует своеобразное строение сотов и гнезда, не встречающееся у других пчёл.

Особенностью медоносной пчелы является способность жить всюду, где она может находить себе жилище и корм. Естественным жильём пчелы служат дупла, расщелины или небольшие пещеры в скалах, предохраняющие её от дождя, жары и холода. Медоносная пчела живёт большими семьями. Число рабочих пчёл в ней может достигнуть 100 тыс. и более. Такие семьи собирают большие кормовые запасы (мёд и перга). Наличие корма в гнезде позволяет пчёлам сравнительно легко переносить и перерывы во взятке и длительную зимовку. Пчел можно содержать и разводить и на севере и на юге нашей страны. Пчёл с успехом разводят и в долинах и на высоких горах.

Пчелиная семья не вымирает к осени, как это происходит, например, у шмелей. Большинство пчёл, родившихся в конце лета и осенью, перезимовывает до следующей весны. Следовательно, пчеловоду не приходится заботиться о заселении ульев в начале сезона.

Больший преимуществом медоносной пчелы является способ образования новых семей роением, т. е. отделение части пчёл от существующей семьи. Рой не улетает обычно сразу с пасеки, а прививается на ветке дерева. Пчеловод может собрать такой рой и посадить в улей. Кроме того, способность выводить маток и приёмки подсаженных маток пчелами безматочной семьи позволяют применять искусственное образование новых семей. Никакие другие виды пчёл этим свойством не обладают. 

1.2.2. Продукты пчеловодства и их назначение

Кроме высокопитательного и диетического мёда, пчёлы дают воск, маточное молочко, пергу, прополис, пчелиный яд, забрус. Приложение № 4 «Продукты пчеловодства».К сожалению, наиболее используемые остаются мёд и воск, а другие продукты пчеловодства человек почти не использует, т.к. не знает об их полезных свойствах.

«Воск - это твёрдое вещество с характерным запахом и цветом. Он содержит полезные вещества и витамины. Пчелиный воск обладает бактерицидными свойствами. Его используют для лечения ран и ожогов, воспалительных процессов на коже, при лечении язв.

Не менее полезен прополис или пчелиный клей. Прополис – вещество с приятным запахом. Пчёлы собирают его из почек растений. Он ускоряет процессы заживления, препятствует началу воспалительного процесса, убивает вредоносные микроорганизмы, способствует их удалению. Во время войны врачи с помощью прополиса лечили раны солдатам.

Пчелиный клей отлично зарекомендовал себя при лечении мозолей и шпор на пятках.

Пчелиная обножку или пыльцу заготавливают для изготовления воска, маточного молочка. Пыльца широко используется в народной медицине.

Забруспчелы используют в качестве крышек для закупорки медовых сот.  Забрус обладает мощными лечебными свойствами, является природным антибиотиком.

Подмор – мёртвое насекомое. Лечение пчелиным подмором позволяет: увеличивается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, ускорить заживление ран, так как средство оказывает действие противовоспалительного характера, ускорить размножение полезных бактерий в желудочно-кишечном тракте.

Перга - это переработанная пчёлами цветочная пыльца, которая помещается в ячейки сот без доступа воздуха и заливается мёдом. Перга обладает противомикробными свойствами и является безопасным антибиотиком.

Пчелиный яд (апитоксин) - представляет собой очень густую, прозрачную жидкость, с легким желтоватым оттенком, горького вкуса, со своеобразным ароматическим запахом, отдаленно напоминающим запах меда.

Как продукт пчеловодства, пчелиный яд применяется в медицине при лечении радикулитов, ревматизма. Яд пчелы оказывает благотворное влияние на общее состояние организма, улучшает сон и аппетит больного».

Свежий и зрелый мед- сверх насыщенное сладкое вещество с приятным чуть кисловатым вкусом. Цвет меда зависит от красящих веществ ,содержащихся в нектаре (ксантофилла, каротинах, лорофилоподобных и т.др.). Он может быть различным: прозрачным, светло-желтым, лимонно-желтым, золотистым, темно-желтым, коричнево-зеленым иногда и черным. Со временем мед теряет свой первоначальный оттенок и, кристаллизуясь, светлеет. Кристаллизация меда показывает на его доброкачественность. Мед включает ряд ограниченных кислот( яблочную, винную, лимонную, молочную, щавелевую) и витамины. В настоящее время установлен, что в пчелином меде содержатся витамины группы В, фолиевая кислота, биотин, аскорбиновая кислота, витамины К,Е, и другие.

Пчелиный мед –натуральный продукт, который в определенных условиях сохраняет свои качества и сотни лет. Наиболее удобна для хранения стеклянная посуда.

В течении многих лет мед считается панацеей. О его полезных свойсвах можно говорить бесконечно много.

Д.С.Джарвис выделяет следующие : мед не разрушает слизистой оболочки пищеварительного тракта, легко и быстро усваивается организмом, быстро освобождает энергии и восстанавливает силы при больших физических нагрузках, хорошо пропускается почками, показывает успокаивающее действие на организм ,выводит из организма токсины, успокаивает кашель, снимает боли при артритах и т. др.

Единственным противопоказанием к употреблению продуктов пчеловодства является тот факт, что это аллергены и могут вызвать сильнейший приступ.

1.2.3. Состав пчелиной семьи и её особенности

Нормальная пчелиная семья состоит из: 1) одной плодной матки, которая является самкой; 2) многих тысяч рабочих пчёл – тоже самок, отличающихся тем, что у них половые органы недоразвиты; 3) Значительного числа трутней – пчелиных самцов, появляющихся в семье только летом.

Наличие самца и двух форм самок в семье – явление характерное для медоносной пчелы оно называется полиморфизмом, т. е. многоформенностью («поли» значит много, а «морфа» – форма).

Полиморфизм пчелиной семьи возник в результате исторического хода эволюции семьи, которая привела к разделению работ среди особей пчелиной семьи и побуждает матку, рабочую пчелу и трутня вести тот образ жизни, который свойственный данной особи.

Матка в пчелиной семье несет функции исключительно по воспроизводству потомства. Она способна только к откладки яиц. Забота о воспитании потомства, о своём жилище, корме и т. д. ей несвойственна.

Трутни никаких работ в семье не выполняют. Они находят приют и корм в любой семье, где имеются молодые матки которым нужно спариться с трутнем.

Жизнь матки и трутней невозможна без рабочих пчел. Только рабочие пчёлы собирают корм, выращивают личинок, поддерживают чистоту в своём жилище и т. д.

Хотя рабочие пчёлы и имеют половые органы самки, но в случае утери матки они заменить ее не могут, так как половые органы у них недоразвиты.

Матка. По величине матка самая большая из всех особой семьи. Длина ее тела приблизительно равна 20 – 25 мм, а вес достигает 280 мг и больше. Особенно она отличается длиной брюшка, отчего крылья кажутся меньше, чем у рабочей пчелы (рис. 1–А).

В семье пчёлы постоянно окружают матку, дают ей с хоботков корм, и т. д. В нормальной семье бывает только одна плодная матка. Матки обычно враждебно относятся друг к другу. Если в семье бой, кончающийся смертью одной из них. Только во время смены самими пчёлами старой матки в семье может находиться некоторое время, наряду со старой маткой, и молодая, только что народившаяся. У некоторых южных пчёл нередко бывает продолжительное сожительство двух маток в одной семье; можно даже наблюдать совместную кладку яиц двух маток, но обычно и на юге в семье остаётся только одна матка.

Матка может прожить до пяти лет. Но это ещё не значит, что пчеловоды должны оставлять маток в семье так долго. Если матка имеет возможность интенсивно класть яйца, то у нее вскоре, обычно года через два, истощаются яичники и матка кладёт мало яиц. Такую матку обязательно нужно заранее заменять молодой. 

Трутень отличается и от матки и от рабочей пчелы более широким телом. Длила его приблизительно равна 15 – 17 мм, а вес достигает 250 мг и больше (рис. 1 – В). Живут трутни около трёх месяцев и только летом. Вывод трутней начинается весной. Время их появления в значительной степени зависит от погоды, взятка, силы семьи, возраста матки и других причин. С прекращением взятка в природе трутни из нормальной семьи изгоняются. Начинается так называемое избиение трутней. Когда взяток обрывается сразу, пчёлы одновременно с изгнанием трутней начинают выкидывать из ячеек и трутневой расплод.

Нормальная семья зимует без трутней. Но бывают иногда исключения, когда семьи оставляют трутней на зимовку. Семьи с неплодными матками или совсем без маток обычно не изгоняют трутней. Если в семье поздней осенью находят трутней, то это свидетельствует о неблагополучии семьи.

Трутни никаких работ в поле и в улье не выполняют. Единственное назначение трутней – спаривание с маткой и передача ей запаса семени (сперматозоидов).

Рабочие пчелы составляют главное население семьи. Летом в средней по силе семье насчитывается около 35–40 тыс. пчёл и более, осенью – 20–27 тыс., зимой – 10–15 тыс. и, наконец, весною – 8–13 тыс.

Длина их тела равна приблизительно 12–14 мм, а вес их в среднем – 100 мг. Вес пчелы сильно колеблется и зависит от нагрузки медового зобика и содержимого задней кишки. Особенно сильно бывает нагружен медовый зобик у пчёл, вылетающих с роем (до 50 – 70 мг). У пчёл-сборщиц вес нектара в зобике колеблется от 25 до 40 мг. Вес содержимого задней кишки возрастает зимой. В среднем можно считать, что в 1 кг массы пчёл находится 10 – 12 тыс. рабочих пчёл с пустыми медовыми зобиками и задней кишкой. Северные пчёлы весят в среднем на 20–25% больше южных.

Рабочих пчёл очень часто считают бесполыми, или недоразвитыми самками. Это неверное рабочие пчёлы – те же самки, но только с незначительно развитыми половыми органами. Яичники рабочей пчелы могут работать, и в некоторые моменты жизнедеятельности семьи рабочие пчёлы могут откладывать неоплодотворённые яйца, но матку они заменить не могут.

Главная роль в семье принадлежит рабочим пчёлам: они регулируют кладку яиц маткой и уничтожают расплод, если наступает голодное время, они сменяют больную или старую матку на новую, изгоняют из семьи трутней, выполняют все работы в улье и в поле.

Летом пчёлы живут недолго – от одного до двух месяцев; только зимующие пчёлы достигают 6–8-месячного возраста. Летом, особенно в период хорошего взятка, организм пчел быстро изнашивается от усиленной работы и пчёлы гибнут в большом количестве вне улья. Быстрая убыль семьи постоянно пополняется молодыми пчёлами. 
Изучая литературу по пчеловодству, я сделал следующие выводы и заметки себе как начинающему пчеловоду: 
Для изучения жизни медоносной пчелы следует рассмотреть её морфологию, эмбриологию, физиологию и экологию. 

  • Морфология изучает строение тела пчелы и её органов. Эти знания имеют большое практическое значение. Так, знание строения дыхательной системы пчелы позволило установить пути проникновения паразита при заболевании пчёл акарозом; знание размера тела трёх особей пчелиной семьи (матки, трутня, рабочей пчелы) используется в пчеловодстве для отделения матки или трутней от рабочих пчёл (разделительная решётка) и т. д. 

  • Эмбриология изучает развитие пчелы из яйца, формирование её органов. Эти знания широко используются при искусственном выводе маток. 

  • Физиология изучает функции органов пчелы, их отправления (дыхание, газообмен, процесс пищеварения и т. д.).Эти знания дают возможность устанавливать, какие корма необходимы для пчёл, как рассчитать вентиляцию улья, зимовника и т. д. 

  • Экология изучает взаимоотношения между пчёлами и окружающей средой; как пчёлы размножаются и как жизнь семьи зависит от внешних условий. 

Выводы: 
Знание жизни пчелиной семьи, умение создать необходимые условия для повышения жизнедеятельности семьи и использовать пчёл в нужный момент – одни из основных и решающих условий получения большой продукции от пчёл. 

  1. Изучение естественного размножения пчёл в семье позволило пчеловоду активно вмешиваться в ход развития семьи, изменять его в интересах хозяйства, создавать условия, позволяющие наращивать пчёл в семье в необходимом количестве. Активное вмешательство в жизнь пчёл разрешило вопрос об увеличении числа семей без снижения выхода товарного мёда и воска. 

  2. Изучение поведения пчёл позволяет широко использовать инстинкты и рефлексы для практических целей. Искусственное роение пчёл на определённые виды растений в целях их опыления и повышения медосбора – все эти приёмы основаны на знании биологии пчелиной семьи. 

  3. Наконец, знание жизни и работы пчелиной семьи важно не только для правильного использования пчёл в хозяйственных целях, но и для изменения их природы с целью создания высокопродуктивных пород пчёл. Эта задача пока только поставлена, но ещё не разрешена. 

Второй этап проекта- практический этап. 
Разведение пчел и получение продукции пчеловодства 
Время реализации: март 2023 года- конец ноября 2023 года. 
2.1 Разведение пчел.
- С чего начать? – спросил я своего дедушку Александра Константиновича.

- Соблюдение главных правил пчеловода! - сказал мне дедушка (он и сейчас обновляет свои знания, читая книги):

1. Семьи должны быть сильными, здоровыми, не больными.

2. Своевременное расширение пчел весной.

3. Не допускать роения.

4. Осенью нужно сокращать гнезда.

5. Обеспечить на зиму качественным питанием.

6. Проводить обработку пчел от болезни лекарственными препаратами.

7. В зимовку обеспечить хорошую вентиляцию и не допускать сырости в ульях. Температура может быть любой, пчелы не боятся мороза.

8.Класть в улей подушку летом, чтобы он не нагревался, а зимой, чтобы не переохладился.

Решающим фактором при организации пасеки – является наличие достаточного количества растений-медоносов, обеспечивающих жизнедеятельность пчелиных семей. Для этого необходимо рассчитать медовый баланс местности в радиусе двух километров от пасеки, а при определении площадей опыляемых пчелами растений учитывать продолжительность и сроки их цветения. Одновременно устанавливают возможность пе­ревозки пасеки для использования медосбора с других медоносных растений, так как пасеку целесообразно размещать вблизи боль­ших массивов медоносов, так как при удалении пасеки даже на один километр от источника взят­ка медосбор резко снижается. Если в данной местности такие растения отсутствуют и возможности перевозки пасеки нет, то заниматься разведением пчёл не имеет смысла. 

2.2. Основные практические этапы работы на пасеке.

(Дневник моих записей «ПЧЕЛОВОД»). 
2.2.1. Весенние работы

 Вынос пчелиных семей из зимовника производим на предварительно подготовленный участок, который должен быть свободен от снега. Когда дневная температура повышается до +12...+14 °С, выставляем пчелиные семьи на постоянное место: с наступлением сумерек ставим ульи на места, где они были расположены в предыдущем сезоне, и открываем только верхний лоток. За ночь пчелы успокаиваются и утром равномерно облетываются, что позволяет избежать массовых слетов и снизить блуждание пчел. Для лучшего ориентирования окрашиваем ульи в светлые цвета, хорошо различимые пчелами, используем влагостойкие краски. После окончания облета производим контрольный осмотр пчелиных семей, одновременно заменяя грязные донья на чистые, продезинфицированные. Осмотр производим после окончания облета, при температуре не ниже +10°С. 
  Уход за пчелиными семьями после зимовки предусматривает четыре осмотра: беглый осмотр, пересадку в чистые продезинфицированные ульи, весеннюю ревизию и санитарную обработку. Беглый осмотр необходим, чтобы пополнить гнезда пчелиных семей медом и пергой. Производим сокращение гнезд до такого количества рамок, которое обсиживают пчелы. Это нужно для поддержания оптимального температурного режима в гнезде. Пересадку семей в продезинфицированные ульи производим в солнечную погоду при температуре воздуха +15 °С. Во время пересадки устанавливаем потолочные кормушки, которые имеют два отделения - для подкормки и для воды. Пересадка пчелиных семей в чистые ульи занимает 5-7 минут. См. Осмотр пчелиных семей и работу с ними производят быстро (не более 10 минут на одну семью). В семье оставляют столько рамок, сколько обсиживают пчелы, и обеспечивают запасом корма из расчета 1,5 кг на улочку пчел. Цель весенней ревизии - создать оптимальные условия для развития пчелиных семей. Ее результаты обязательно заносятся в рабочий журнал. Применение на нашей пасеке химических препаратов для профилактики и лечения пчелиных семей исключено, так как это ведет к снижению иммунитета у пчел, а, следовательно, к возникновению болезней. Мыс дедушкой используем только растительные препараты.

  Мой дедушка считает, что нецелесообразно укреплять слабые пчелиные семьи за счет сильных. Его система предусматривает выбраковку слабых семей и получение прироста от сильных племенных семей.

Установлено, что пчелиная семья силой 6-7 улочек после зимовки потребляет в среднем в сутки около 200 г меда. Запасы меда в гнезде, оставленные после пересадки в чистый улей, должны составлять 8-12 кг и не менее одной рамки белкового корма (перги). Несмотря на достаточное количество меда и перги в гнездах, мы производим подкормку семей медовыми лепешками (медовая сыта). Медовой сытой называется натуральный мед, разбавленный кипяченной водой до различной концентрации. Это натуральная подкормка, состав которой максимально приближен к естественному нектару. Ее дают пчелам в весенние месяцы, а также в начале лета при отсутствии цветущих медоносов. Для приготовления подкормки можно использовать не только свежий, но и прошлогодний мед.

Приготовление медовой сыты для подкормки пчел:

  1. Влейте в кастрюлю 220 мл чистой, лучше фильтрованной воды и доведите до кипения.

  2. Снимите воду с плиты и дайте ей остыть примерно до 40 градусов.

  3. Добавьте в теплую воду 130-150г натурального жидкого меда и хорошо перемешайте до полного растворения.

  4. После того как медовый раствор остынет до комнатной температуры его можно использовать для подкормки пчел.

  5. Разложить в целлофановые пакетики по одному килограмму подкормки и сделать дырочки.

  6. Подкормка готова.

Мой дедушка ,Александр Константинович, поделился со мной секретом, почему он не использует для подкормки инвертированные сиропы. Он считает, что часть такого сиропа пчелами съедается , а другую часть они откладывают в соты. В результате получается , когда происходит откачка меда часть заложенной подкормки перемешивается с натуральным медом, а отсюда страдает качество меда. Приложение № 5 «Приготовление медовой сыты»

Результаты использование медовой сыты при подкормке пчел:

  1. Увеличение численности пчелиной семьи.

  2. Укрепление имунной системы и повышение устойчивости к болезням у насекомых

  3. Стимулирование яйцекладки у пчеломаток.

  4. Помощь популяции в ранних вылетах за сбором нектара

  Чтобы не допустить вылет пчел за водой в холодную погоду, необходимо следить, чтобы в кормушках обязательно была вода. Во время пересадки пчелиных семей в чистые ульи мы производим установку электронагревательных элементов в средние и слабые семьи. Это позволяет сократить потери тепла и расход корма, а значит, нарастить силу семей к главному медосбору.

Массовую постановку в гнезда рамок с вощиной производим в начале цветения садов. Это совпадает с периодом интенсивного роста семей и позволяет каждой за короткий период отстроить по 10-12 рамок. Пчелиные семьи, достигшие силы 10 улочек и имеющие 7-8 рамок печатного расплода, используют для получения новых семей.

Использование в пчелиных семьях только сеголетних (не более одного года) и однолетних маток позволяет избежать неконтролируемого роения. Если же случается выход незапланированного роя, то его поимку производим следующим образом. В качестве ловушек используют старые ульи, шестирамочные нуклеусы, специальные ящики на шесть рамок с крышками из ДВП. Оснащаем ловушки полурамками, из которых две-три - сотовые, остальные - вощина.

Когда при роении рой выходит из улика и садится на ветку дерева, необходимо по лестнице подняться к привою и обработать пчел водой из пульверизатора. Затем подставляют прикрепленную к шесту роевню, крюком захватывают ветку и стряхивают мокрых насекомых. Желательно стряхнуть большую часть пчел за одну попытку. Когда матка будет в роевне, пчелы сами начнут залетать туда. Роевню оставляют у дерева, и через пару часов в ней собираются все оставшиеся насекомые. Тогда можно закрыть леток и вернуть рой на пасеку, заселив его в подготовленный пустой улей.

2.2.2. Изучение жизни пчел

Распознавание матки и трутня.

Во время осмотра пчелиных семей нашим любимым занятием с дедушкой является поиск пчелиной царицы – матки. Кто быстрее увидит её на рамках с тысячами рабочих пчел? От них матка отличается и размером, и внешним видом. Она значительно больше рабочих пчёл (длина её 20-25 мм), имеет удлинённое брюшко, наполовину прикрытое крыльями. Я заметил, что в одном улье матка очень юркая и подвижная, а в другом - наоборот, отличается плавностью и медлительностью своих движений. Мой дедушка объяснил, что быстрая – это молодая неплодная матка, а другая – это уже плодная матка. Научился я находить и трутня. Он имеет очень большое и толстое тело, издает более тяжелый звук, когда он летит. Я сравниваю звук с самолетом. В середине лета, когда корма становится всё меньше и меньше, до сих пор желанные в улье трутни, становятся обузой. В августе я наблюдал, рабочие пчёлы начинают их кусать, щипать, хватают за усики, ноги, крылья и тянут к выходу. Трутни сопротивляются и стремятся возвратиться обратно, на уютные соты, но всё напрасно. В конце лета трутни сидели у входа в пчелиное жилище, но наши пчелы–охранницы не пускали их обратно, мне даже было их жалко.

Как я научился определять погоду летом по поведению пчел.

Погода единственное явление природы, которое не оставляет никого равнодушным. Какая будет погода? Оказывается, тело пчёл покрыто пушком, чувствительным к изменениям влажности. Я наблюдал за этими удивительными созданиями целое лето и пришел к таким выводам:

  • ранний дружный вылет пчёл за взятком предвещает хороший солнечный день;

  • если с утра небо затянуто облаками, а пчёлы всё равно вылетают из ульев, следует ожидать улучшения погоды;

  • пчёлы вылетают из ульев, но держатся вблизи пасеки – верная примета скорого дождя;

  • если пчёлы допоздна продолжают летать за взятком, запасаясь кормом – жди длительного ненастья;

  • если летом пчёлы вылетают из улья и усаживаются на его стенках – быть сильной жаре;

  • при ясной погоде пчёлы с утра не летят за взятком, а сидят в улье и гудят, жужжат - это верный признак скорого дождя (через несколько часов будет дождь);

  • бывает, в солнечный день пчёлы вдруг в массе летят в улей, а встречный лёт отсутствует. Это верный признак грозы.

Правила техники безопасности при работе с пчелами.

1. Осмотр пчёл надо проводить в середине дня, когда большинство пчел улетело на медосбор. 2. Одежда должна быть чистой, без посторонних запахов (белый халат, специальный комбинезон). 3. Не злоупотреблять дымом от дымаря, что приводит к озлоблению пчел.

4. Перед предстоящими работами в ульях не употреблять в пищу лук, чеснок, использовать одеколон и другие пахучие вещества.

5. При нахождении на пасеке, всяких работах с пчёлами не производить резких движений, не стукать по ульям, не стоять против летка.

6. Во избежание воровства, не открывать одновременно более 1- 2-х улочек, не капать свежий мёд с рамок, не ронять восковых крошек на землю.

7. Не беспокоить насекомых частыми, не продуманными, бесцельными осмотрами. Всё это очень раздражает и злит пчёл, отвлекает во время взятка от приноса нектара, приводит к снижению медосбора. 8. При возвращении осмотренных рамок в улей не допускать раздавливания пчёл: запах раздавленных насекомых также приводит остальных обитателей к озлоблению. 9. Не производить никаких работ с пчёлами в пасмурную и особенно дождливую, а также ветреную погоду.

2.2.3.Откачка меда

 Первую откачку меда производим, когда установленные соторамки запечатаны на треть общей площади. По нашим наблюдениям первая откачка обязательна, так как стимулирует дальнейший сбор меда.

Вторую откачку меда производим в конце главного медосбора. Мед к этому времени в сотах запечатан не менее, чем на двух третях соторамок. В 2023 году первую откачку произвели в конце июля.

 Снижение привесов контрольного улья до 0,5-1,0 кг в сутки и выбрасывание трутней из ульев является очевидным признаком окончания главного медосбора.

Технология извлечения мёда.

1.Разводим «дымарь» - это специальное устройство для разведения дыма путём розжига в нём трухи деревьев. Так создается как бы имитацию пожара. Пчелы, являясь древними обитателями леса, при появлении дыма набрасываются на мед, чтобы запастись им на дальнюю дорогу. Когда же брюшко пчелы заполнено медом, она не может пустить в ход жало и можно спокойно попасть в улей и извлечь рамку.

2. Извлекаем рамки с помощью «дымаря».

3. Чистим рамки с двух сторон от насекомых и воска специальной щёткой.

4. Как только рамку почистили, распечатываем соты, срезав восковую плёнку пасечным ножом. Затем помещаем рамку в специальный ящик и несём к медогонке.

5. Устанавливаем 3 рамки в медогонку и начинаем вращать, мёд выбрызгивается на стенку чана с одной стороны рамки и по стенке чана стекает на дно, переворачиваем плечики и выкачиваем другую сторону рамки. В медогонке имеется кран или отверстие для выливания мёда.

6. При сливе меда в бочок устанавливаем сито для процеживания меда и в результате получаем чистый мед. Приложение № 6 «Технология откачки меда»

После откачки меда из сотов его сливают из медогонки и отстаивают в таре несколько часов.

Мёд сохраняет свои вкусовые качества и аромат, если его хранят в сухом помещении с влажностью воздуха 60-70% и температурой воздуха от +5 до 10C.

Повышение влажности может привести к закисанию мёда. Рядом нельзя хранить рыбу и другие сильно пахнущие продукты, так как мёд имеет свойства впитывать запахи. Лучшей тарой для мёда считаются стеклянные банки разного объёма с плотными крышками либо эмалированная посуда.

В посуде из железа, цинка, меди и алюминия мёд хранить нельзя, потому что образуются ядовитые соединения.


2.2.4.Подготовка к зиме.

Это самый ответственный период в его работе, от которого зависят результаты будущего сезона. Собирая гнездо на зиму, необходимо обеспечить пчелиные семьи достаточным запасом доброкачественных кормов. Основным правилом при сборке гнезд на зиму является комплектация гнезда светло-коричневыми сотами, в которых содержится по 2 кг меда, не меньше. Предварительную сборку гнезд производим в первой половине главного медосбора, оставляя в гнездах пчелиных семей по 15-20 кг доброкачественного меда.

  Не позднее 20 августа сокращаем гнезда семей и приступаем к подкормке.

В это же время производим выбраковку малопродуктивных пчелиных семей и маток, присоединяя их: к нуклеусам. Подкормку производим сахарным сиропом, приготовленным из расчета на 2 кг сахара 1 литр воды. Чтобы растворить сахар, необходимо воду предварительно нагреть. Отмеренное количество воды нагревают в баке до кипения. Затем бак с водой снимают с огня понемногу сыплют в него сахар, энергично размешивая до полного растворения сахара. Кипячение не допустимо. Теплый сироп раздают пчелам.

В конце сентября гнездо сокращаем с таким расчетом, чтобы обеспечить компактное размещение кормовых запасов и наилучшую сохранность пчелиной семьи в зимний период. В отсутствие поддерживающего медосбора принимаем меры против воровства пчел. Гнезда осматриваем и собираем утром или ближе к вечеру. Соты, изъятые из гнезд, помещаем в ящики с крышками и быстро уносим в помещение, недоступное пчелам. Летки уменьшаем до 1-2 см.

  Зимой мы занимаемся подготовкой к будущему сезону. Заблаговременно готовим все, что потребуется для интенсивной работы на пасеке. После зимовки все силы должны быть направлены на создание оптимальных условий для интенсивного роста и развития семей. После окончания пчеловодного сезона сортируем запасные соты по качеству. Производим выбраковку сотов, старые и некачественные перетапливаем на воск.

В зимнее время ремонтируем и дезинфицируем запасные ульи, которые потребуются весной для пересадки перезимовавших семей и формирования новых. Приобретаем необходимый инвентарь и оборудование. Вощину и мелкий инвентарь приобретаем заблаговременно. Все эти мероприятия позволяют эффективно организовать работу в течение активных месяцев пчеловодного сезона.

 
2.3. БИЗНЕС – ПЛАН ПЧЕЛОВОДСТВА

Я тщательно изучил тему и могу с уверенностью предположить, что бизнес идея пчеловодство имеет множество привлекательных моментов. Во-первых, это действительно интересное занятие, которое не требует больших физических затрат и усилий. Во-вторых, пчелы, мед и природа положительно скажутся на вашем здоровье и помогут исцелиться от многих недугов. В-третьих, этот бизнес может приносить постоянную прибыль.

2.3.1.Экономическая выгода.

У нас в Русско-Полянском районе есть много прекрасных мест, где достаточно медоносных растений. Для начала опытный пасечник мой дед, Александр Константинович, порекомендовал завести 5-6 семей (меньшее количества не рекомендуется - представьте у вас 2-3 семьи, одна ошибка и вы ничего не сможете сделать для исправления семьи - неоткуда взять расплод, матку и т.д., да и затраты труда на 3 семьи соизмеримы и с 5-6 семьями) – сказал Александр Константинович

Пчеловодство для меня пока хобби. Чтобы рассчитать рентабельность пчеловодства, как бизнес я составил бизнес план, рассчитал затраты и доходы моих пчел.

Расходы:

Покупка инвентаря

Количество

Цена в рублях

Стоимость в рублях

Пчелиные семьи

(пчелопакет - 4 рамки)южанка

6шт.

4000 руб.

24 000 руб.

Ульи

6 шт.

1900 руб.

11400 руб.

Вощина

7 кг

800 руб.

5600 руб.

Пыльцесборник

1шт.

350 руб.

350 руб.

Дымарь

1шт.

500 руб.

500 руб.

Лицевая сетка

1шт.

350 руб.

350 руб.

Наващиватель

1шт.

200 руб.

200 руб.

Пасечный нож

1шт.

150 руб.

150 руб.

Проволока

3мотка

90 руб.

270 руб.

Итого

   

42820 руб.

Конечно, я не учитывал пока все расходы, например, нужно будет перевозить ульи на пасеке, нужны будут расходы на транспорт или когда нужно будет качать мед, то необходима медогонка, но на первых порах я могу взять её у дедушки, так как у него их две, а получив первую прибыль, купить свою.

Посчитал возможные доходы, нам повезло с погодой, сезон был успешным.

Доходы:

Продукт пчеловодства

В среднем с семьи

Кол-во в кг

Цена в рублях за кг

Всего рублей

мёд

30 кг

180кг

300 руб.

54 000 руб.

воск

1кг

6 кг

350 руб.

2100 руб.

пыльца

2 кг

12 кг

1000 руб.

12 000 руб.

прополис

100 г

600 г

1500 руб.

9000 руб.

Итого

     

77 100 руб.

В течение первого лета можно отделить четыре пчелосемьи и увеличить пасеку в два раза. Значит, в следующем году в медосборе будет участвовать в два раза больше семей - это увеличит доход примерно в полтора-два раза. Некоторые средства можно будет потратить на необходимые приобретения для пасеки (например, лафет для перевозки ульев и т.д.). Когда пасечник доведет пасеку до 50 семей (на это пчеловоду нужно около 4 лет) и накопит опыт пчеловождения для её обслуживания, он будет иметь стабильный доход в пределах 500 000 рублей в год. С учетом расходов (подкормка пчел сахаром, изготовление рамок, ульев, их ремонт, приобретение тары под мед, вощины, замена пчелоинвентаря и других) его доход составит примерно 400 000 рублей в год, то есть более 33 000 рублей в месяц.

Деятельность пчеловодов осуществляется на основе Федерального закона о пчеловодстве от 17 июня 1998 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности по разведению, содержанию медоносных пчел, их использованию для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений, получению продуктов пчеловодства, а также по охране медоносных пчел.

Доходы от пчеловодства не подлежат налогообложению: Налоговый кодекс РФ. Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Это тоже плюс.

2.3.2.Основные плюсы и минусы пчеловодства:

Плюсы:

  • Небольшой уровень капиталовложений. Суммарные затраты на начальном этапе составят порядка 30 тысяч рублей.

  • Широкая география. Заниматься пчеловодством можно практически в любом регионе России, кроме северных.

  • Доступность инвентаря. Сейчас на рынке огромный выбор различных вариаций ульев, типов семей и вспомогательных материалов. Все можно заказать даже не выходя из дома.

  • Хорошая рентабельность. В большинстве случаев ваши затраты окупаются за один сезон и вы выходите в хороший плюс.

  • Возможность сочетания пчеловодства и основной работы. Данный бизнес не будет занимать у вас много времени (по крайней мере на первых этапах), и вы вполне сможете сочетать его с основной работой.

Минусы:

  • Во-первых, некоторые люди могут быть аллергиками и не выносить укусов пчел. Им категорически запрещается работать на пасеке.

  • Во-вторых, вам придется заниматься этим делом и тратить на него силы. Нельзя забросить пчел на пару месяцев — они просто погибнут. Вам нужно будет разобраться во всех тонкостях (их не так и много), найти рынок сбыта и продумать вариант перехода от кустарного производства к промышленному.

Но в пчеловодстве естественно есть проблемы и риски, которые могут возникнуть при разведении пчёл.

Конечно, если бы все было так просто и замечательно, то любой желающий мог бы заняться пчеловодством, но главное - необходимо любить этот труд, иметь знания, быть наблюдательным и т.д. Но есть еще и определенные проблемы:

1 проблема – качество пчелопакета в целом. Может быть слабым по силе (мало пчёл), ещё хуже – быть разносчиком серьёзной заразы (например, с гнильцовыми болезнями).

2 проблема – качество матки. (Слабая матка, означает низкую яйцекладку.) Без пчёл мёда не видать.

3 – катаклизмы погоды. Причина от нас не зависит. Дождь и Солнце могут «погулять» сверх меры.

4 проблема – районирование медоносов. Нужны знания и опыт о том, где и что произрастает, и когда наступает время начала цветения.

5 проблема – различная плодородность полей и угодий. Нужны знания и опыт о том, на каких землях медоносы дают наибольшие привесы, а где мёдо продуктивность всегда на ноле.

Конечно, не всё так печально. Стоит только начать… Мёда всё равно наешься! Не сложится бизнес-пчеловодство, зато будет шанс стать пчеловодом-любителем. Твоя семья не останется без меда, и друзья смогут покупать настоящий полезный мед.

Вывод: моя гипотеза о том, что пчеловодство это выгодный бизнес подтвердилась.

Заключение. 
В результате моей учебно-опытнической работы я очень много узнал о технологии содержания и разведения пчел в условиях приусадебного участка и, хотя пасека у моего дедушки давно, я никогда не задумывался о значимости её в народном хозяйстве. В результате пришел к заключению, что заняться пчеловодством как подсобным, т.е. не основным источником дохода, может каждый и на это достаточно около 43 000 руб. стартового капитала. Это та сумма, которая позволит приобрести несколько пчелосемей с необходимым оборудованием. В этом случае человек получает возможность обеспечивать себя дополнительным доходом.По итогам своей практической деятельности я сделал следующие выводы: 


  • Решающим фактором при разведения пчёл и получение продукции пчеловодства является наличие достаточного количества растений-медоносов, обеспечивающих жизнедеятельность пчелиных семей. 


  • Изучение биологии и размножения пчёл позволяет пчеловоду активно вмешиваться в ход развития семьи, изменять его в интересах хозяйства, создавать условия, позволяющие наращивать пчёл в семье в необходимом количестве. Активное вмешательство в жизнь пчёл разрешает вопрос об увеличении числа семей без снижения выхода товарного мёда и воска. 


  • Семьи должны быть сильными, здоровыми, не больными. Обеспечить на зиму качественным питанием. В зимовку обеспечить хорошую вентиляцию и не допускать сырости в ульях. Температура может быть любой, пчелы не боятся мороза. 


     В заключение хочу сказать, что пчеловодством нужно заниматься  не только потому, что это   прибыльный и стабильный бизнес, а еще и интересное и увлекательное занятие. Пчеловодство несет в себе культуру труда, эстетическое и нравственное восприятие живой природы, оказывает воспитательное воздействие, приносит удовлетворение и наслаждение. Работа с пчелами способствует стабилизации психики человека, снимает стрессовые состояния, улучшает работу всех систем организма.При наличии опыта, терпения и ежедневного труда, я думаю, этот бизнес будет иметь успех и изменит продолжительность и качество жизни и близких мне людей в сторону увеличения и улучшения! Кроме того этот бизнес не облагается налогами, а наоборот государство оказывает, пусть небольшую, но помощь, т.к пчелы опыляют растения, а это очень важно для сельского хозяйства страны. Поэтому если Вы хотите заняться интересным и полезным бизнесом, то добро пожаловать в пчеловодство. И будьте здоровы со своим медом!
Мой дед - пчеловод с большим опытом. Мне нужно перенимать его опыт и продолжать дело. Пасека для меня навсегда останется большим детским воспоминанием: запах воска и мёда, жужжание пчёл, разжигание дымаря, медогонка…

Библиографический список литературы: 


  1. Абрамова Г. М. Возрождаем среднерусскую породу пчёл //Пчеловодство. 2002. № 6. 64 с. 


  2. Аветисян Г. А. Пчеловодство. М.: Колос, 1982. С. 26-33, 77-85. 


  3. Басов А. П. Роение //Пчеловодство. 1999. № 3. С. 53-55. 


  4. Безматерных А. С. Пчёлы //Пчеловодство. 2002. № 6. С. 1113 


  5. Билаш Н. Г., Соловьёва Л. Ф. Особенности текущего пчеловодного сезона //Пчеловодство. 2002. № 6. С. 49-51. 


  6. Бондарев С. Ромашкин П. Пчелы, мед, пасека. Современное руководство пчеловода// Владис, 2009 г. Твердый переплет, 512 стр. 


  7. Бузоверзов М. И. Система содержания пчёл в Среднем Поволжье //Пчеловодство. 2001. № 1. С. 38-40. 


  8. Буренин Н. Л., Котова Г. Н. Справочник по пчеловодству. М.: Колос, 1984. с. 199-213. 


  9. Мостовой Е.М. Пчеловодство в вопросах и ответах. - Ростов н/Д.: Феникс; http://www.phoenixrostov.ru/ Феникс, 2007. 


  10. Тарасов Е.Я. Эффективное пчеловодство. Все о домашнем пчеловодстве. - Ростов н/Д.: Издательский дом "Владис", М.: Издательский дом "РИПОЛ Классик", 2007. http://www.vladisbook.ru/ Издательский дом "Владис", http://www.ripol.ru/ Издательский дом "РИПОЛ Классик" 


  11. Черевко Ю.А., Аветисян Г.А. Пчеловодство. - М.: АСТ: Астрель, 2007. http://www.ast.ru/ Астрель 


  12. Шабаршов И.А. Пчеловодство: учебное пособие для 10 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2005. http://www.prosv.ru/ Издательство "Просвещение" 

 

Приложение № 1«Продукты пчеловодства и их польза».

Анкета.

Уважаемый респондент!

Я, учащийся 9 класса БОУ «Целиння СОШ », прошу Вас принять участие в мини - опросе «Продукты пчеловодства и их польза».

Ответьте, пожалуйста, на ряд несложных вопросов, это не займет много времени. Для правильного заполнения анкеты достаточно поставить галочку или обвести вариант ответа, наиболее точно соответствующий вашему мнению.

Благодарим за оказанную помощь.

1.Укажите Ваш пол:

1 – мужской;

2 - женский

2.Укажите Ваш возраст:

1) от 10 до 20 лет;

2) от 20 до 30;

3) от 30 – 40;

4) от 40 и старше

3. Определите Ваше отношение к продуктам пчеловодства:

1 – не использую, т.к. мало знаю о пользе продуктов;

2 – у меня аллергия на все продукты пчеловодства;

3 – время от времени покупаю мёд;

4 – знаю о пользе всех продуктов пчеловодства, рекомендую друзьям и знакомым;

5 - я часто покупаю и использую как лечебное средство.

6 - я часто покупаю и использую как косметическое средство.

4.О пользе каких продуктов пчеловодства вы знаете:

1- мёд;

2 - прополис;

3 – воск;

4 – перга;

5 – маточное молочко;

6 – пчелиный яд;

7 – забрус;

8 - подмор

Анкета 2.

Уважаемый респондент!

Я, учащийся 9 класса БОУ «Целинная», прошу Вас принять участие в мини - опросе «Продукты пчеловодства и их польза».

Ответьте, пожалуйста, на ряд несложных вопросов, это не займет много времени. Для правильного заполнения анкеты достаточно поставить галочку или обвести вариант ответа, наиболее точно соответствующий вашему мнению.

Благодарим за оказанную помощь.

  1. Как часто Вы употребляете мёд:

А) часто;

Б) очень редко;

В) я не ем мёд

2. Можете ли Вы определить разновидность мёда:

А) да;

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

3. Знаете ли Вы, как отличить натуральный мёд от подделки:

А) да;

Б) нет;

В) затрудняюсь ответить

Приложение № 2.Результаты анкетирования «Продукты пчеловодства и их польза».

Результаты опроса 1

№ п/п

Вопрос

Результат

1.

Пол респондента

Мужской – 18

Женский - 22

2.

Возраст

от 13 до 20 лет - 32

от 20 до 30 лет - 2

от 30 до 40 лет - 3

от 40 и старше - 3

3.

Отношение к продуктам пчеловодства

1 – не использую, т.к. не знаю как правильно – 25

2 – у меня аллергия на все продукты пчеловодства – 0

3 – время от времени покупаю мёд – 6

4 – знаю о пользе всех продуктов пчеловодства, рекомендую друзьям и знакомым – 5

5 – я часто покупаю и использую как лечебное средство – 4

6 – я часто покупаю и использую как косметическое средство – 0

4.

Знания о пользе продуктов пчеловодства

1- мёд - 15

2 - прополис - 7

3 – воск - 10

4 – перга - 5

5 – маточное молочко - 4

6 – пчелиный яд - 5

7 – забрус - 0

8 – подмор - 4

Результаты опроса 2

№ п/п

Вопрос

Результат

1.

Как часто Вы употребляете мёд?

А) часто – 6

Б) очень редко – 26

В) я не ем мёд – 8

2.

Можете ли Вы определить разновидность мёда?

А) да – 5

Б) нет – 27

В)Затрудняюсь ответить-8

3.

Знаете ли Вы, как отличить натуральный мёд от подделки?

А) да – 6

Б) нет – 25

В) затрудняюсь ответить -9

Приложение № 3 История становления моего практического опыта.

«Мой дед- Александр Константинович»

Приложение № 4 «Продукты пчеловодства»

 

ПЕРГА

ПОДМОР

ЗАБРУС

ПЧЕЛИНЫЙ ЯД

ПРОПОЛИС

Маточное молочко

ВОСК

МЁД

Приложение № 5 «Приготовление медовой сыты»

Приложение № 6 «Технология откачки меда»

Разводим «дымарь»

2. Извлекаем рамки с помощью дымаря

3. Чистим рамки с двух сторон от насекомых и воска специальной щёткой.

4. Распечатываем соты, срезав восковую плёнку пасечным ножом.

5. Затем помещаем рамку в специальный ящик и несём к медогонке.

6.Устанавливаем 3 рамки в медогонку и начинаем вращать

 

7. В медогонке имеется кран или отверстие для выливания мёда. При сливе меда в бочок устанавливаем сито для процеживания меда и в результате получаем чистый мед.

Просмотров работы: 28