Актуальность:
На занятиях курса по химии « Химия вокруг нас» мы познакомились с индикаторами : метиловым-оранжевым, лакмусом и фенолфталеином., а так же узнали, как изменяется их окраска в кислотах и щелочах, то есть в зависимости от рН величины раствора.
Меня заинтересовали индикаторы и я решила найти ответы на вопрос, а можно ли без фабричных индикаторов определить величину рН, используя, например, растения-индикаторы. И на основании проведенных исследований дать рекомендации по использованию отваров растительного сырья для примерной оценки величины рН, что актуально в случае отсутствия специального оборудования. По окраске растений и её интенсивности возможно определить наличие избытка кислот или щелочей в продуктах питания и моющих средствах.
Цель исследовательской работы: Исследование реакции природных индикаторов в различных средах.
Задачи:
Проанализировать соответствующую литературу по вопросу об индикаторах; истории их открытия и значением;
Научиться выделять индикаторы из природных объектов на основе применения методики приготовления природных индикаторов.
Исследовать реакцию природных индикаторов в различных средах.
В своей работе я исходила из предположения, что изменение окраски вытяжки из различных частей растения дает возможность использовать эти вытяжки в качестве индикаторов рН среды.
Гипотеза:
Если вытяжки из частей растения изменяют цвет в различных средах, то их можно использовать в качестве индикаторов
Объект исследования: сок и вытяжка из различных частей растений
Предмет исследования: индикаторные свойства (способность менять окраску)
Методы исследования: изучение литературных источников,постановка эксперимента, наблюдение за его ходом, проведение опытов, анализ результатов исследования,
Сроки выполнения исследовательской работы:
ноябрь 2022года –февраль 2023 года.
Получение индикаторов в домашних условиях и
исследование их кислотно-основных свойств
Регер Ксения Андреевна, 6 класс
Тюменская область, Нефтеюганский район, сельское поселение Куть-Ях,
НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»
План исследования
Природа – это уникальное творение Вселенной. Этот мир красив, таинственен и сложен. Данная работа посвящена уникальным свойствам растений, которые не перестают удивлять человечество каждый раз. Меня заинтересовали такие вещества, как растения - индикаторы.
Индикаторы (от английского indicate- указывать) – это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. С помощью индикаторов можно определить среду раствора.
В настоящее время возрос интерес к растениям в связи с их применением в различных областях науки, таких как химия, биология, экология, медицина. Например, по окраске растений и её интенсивности экологи определяют наличие вредных веществ в атмосферном воздухе и почве. В продаже появляются пищевые добавки – красители, тысячи лекарственных препаратов, сделанных из новых полимеров, качественно отличающихся от природных. Широкое распространение получила пищевая индустрия на основе технологии глубокой химической переработки натуральных продуктов, а также производство генетически изменённых злаков, овощей и фруктов. На основании проведенных исследований можно дать рекомендации по использованию отваров растительного сырья для примерной оценки величины рН, что актуально в случае отсутствия специального оборудования. По окраске растений и еѐ интенсивности возможно определить наличие избытка кислот или щелочей в продуктах питания и моющих средствах. Информацию, полученную в этой работе можно использовать как на уроках химии, так и на уроках биологи. Эта работа полезна и в узко прикладном направлении, например в домашнем хозяйстве и на даче, когда потребуется привести в порядок одежду или определить кислотность почвы на участке, которая влияет на урожайность овощей и фруктов.
Цель исследовательской работы: Исследование реакции природных индикаторов в различных средах.
Задачи:
1. Проанализировать соответствующую литературу по вопросу об индикаторах; истории их открытия и значением;
2. Научиться выделять индикаторы из природных объектов на основе применения методики приготовления природных индикаторов.
3. Исследовать реакцию природных индикаторов в различных средах.
В своей работе я исходила из предположения, что изменение окраски вытяжки из различных частей растения дает возможность использовать эти вытяжки в качестве индикаторов рН среды.
Гипотеза:
Если вытяжки из частей растения изменяют цвет в различных средах, то их можно использовать в качестве индикаторов
Объект исследования: сок и вытяжка из различных частей растений
Предмет исследования: индикаторные свойства ( способность менять окраску)
Методы исследования: изучение литературных источников, постановка эксперимента, наблюдение за его ходом, проведение опытов, анализ результатов исследования, анкетирование учащихся.
Сроки выполнения исследовательской работы:
декабрь 2022года – январь 2024 года.
Степень изученности проблемы. В доступной литературе по данному вопросу есть исторические данные о получении красок из растительного сырья. Также в источниках указывается, что для окрашивания шёлка, бумаги, древесины и пищевых продуктов китайцы с древних времён используют краситель куркумин, содержащийся в корневищах и стеблях растений рода куркума (карри). В России издавна для крашения тканей, яиц на пасху используют шелуху лука, листвяную кору, берёзовые веники, сон – траву (подснежники); цветки ноготков, ягоды можжевельника и другие красители, выделяемые из растений, произраставших в наших климатических условиях.
Цвет красок преимущественно обусловливают входящие в их состав пигменты (от лат. «Pigmentum» - краски). Пигменты бывают разные: природные и синтетические, органической и неорганической природы, хроматические (от греч. «croma» - цвет) и ахроматические. Ахроматические пигменты определяют белую и чёрную окраски, а также всю лежащую между ними серую цветную гамму.
Практическая значимость.
Данная работа носит как теоретический, так и практический характер, так как изучались научные данные о свойствах и реакции природных индикаторов в разных средах. С результатами своего исследования я познакомила одноклассников и членов Малой академии наук нашей школы. Результаты исследований можно использовать для определения рН растворов, в том числе пищевых продуктов – молока, кефира, бульона, лимонада, пепси-колы и т.п. в домашних условиях.
Получение индикаторов в домашних условиях и
исследование их кислотно-основных свойств
Регер Ксения Андреевна, 5 класс
Тюменская область, Нефтеюганский район, сельское поселение Куть-Ях,
НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»
Научная статья
1. Природные красители.
Первые краски люди получали из цветов, листьев, стеблей и корней растений. С давних пор русские крестьяне пользовались растительными красителями, они окрашивали шерсть и льняные ткани в различные цвета. Для получения краски размельчённые части растений обычно кипятили в воде и полученный раствор выпаривали до густого или твёрдого осадка. Затем ткани кипятили в растворе красителя, добавляя для прочности окраски соду и уксус.
Главной составной частью краски является краситель. Краситель – это красящее химическое соединение, придающее материалу определённый цвет.
Использование природных красителей было известно ещё за 3000 лет до нашей эры. В прежние времена органические красители добывались исключительно из организмов животных и растений. Например, из листьев тропического растения индигоферы, растущего в Индии, выделяли фиолетово – синий краситель – индиго. Из листьев рода лавсония (хенна) семейства дербенниковых и поныне выделяют хну – краску красно – оранжевого цвета, хну зелёного цвета получают из высушенных и протертых листьев калины, которые широко используют для укрепления и окраски волос. Для окрашивания шёлка, бумаги, древесины и пищевых продуктов китайцы с древних времён используют краситель куркумин, содержащийся в корневищах и стеблях растений рода куркума (карри). В России издавна для крашения тканей, яиц на пасху используют шелуху лука, листвяную кору, берёзовые веники, сон – траву (подснежники); цветки ноготков, ягоды можжевельника и другие красители, выделяемые из растений, произраставших в наших климатических условиях.
Цвет красок преимущественно обусловливают входящие в их состав пигменты (от лат. «Pigmentum» - краски). Пигменты бывают разные: природные и синтетические, органической и неорганической природы, хроматические (от греч. «croma» - цвет) и ахроматические. Ахроматические пигменты определяют белую и чёрную окраски, а также всю лежащую между ними серую цветную гамму.
Пигменты, в биологии – окрашенные вещества тканей организмов, участвующих в их жизнедеятельности. Обусловливают окраску организмов; у растений участвуют в фотосинтезе (хлорофиллы, каротиноиды), у животных – в тканевом дыхании (гемоглобины), в зрительных процессах (зрительный пурпур), защищают организм от вредного действия ультрафиолетовых лучей (у растений – каротиноиды, флавоноиды, у животных – главным образом меланины). Некоторые пигменты применяют в пищевой промышленности и медицине.
Пигменты (от лат. «Pigmentum» - краска), в химии – окрашенные химические соединения, применяемые в виде тонких порошков для крашения пластмасс, резины, химических волокон, изготовление красок. Подразделяются на органические и неорганические. Из органических наиболее важны азопигменты. Пигменты фталоцианиновые и полициклические. К пигментам относят также органические лаки.
Неорганические пигменты делятся на природные и искусственные (сажа, ультрамарин, белила и др.). Краски минеральные ( природные), природные пигменты (охры, жёлтый сурик, киноварь, мумие, мел, ляпис – лазурь и др.), используемые для окраски материалов.
Растительные краски не хранятся долго, как анилиновые, поэтому их не применяют в промышленности. Красители используют не только для окраски тканей, но и для приготовления напитков, кремов, карамели. Многие овощи обязаны своей окраской пигментам – каротиноидам. Многочисленные представители семейства каротинов отличаются друг от друга составом и строением молекул, что влияет на оттенки их окраски, но у всех у них есть одно общее свойство – растворимость в жирах.
С развитием химии природные красители стали вытеснять синтетическими. В ниши дни насчитывается более 15000 красителей самых различных оттенков принадлежащих к разным классам соединениям.
2. Понятие об индикаторах.
Индикаторы – значит «указатель». Это вещества, которые меняют цвет в зависимости от того, попали они в кислоту, щелочную или нейтральную среду. Больше всего распространены индикаторы – лакмус, фенолфталеин метилоранж.
Самым первым появился кислотно-основной индикатор лакмус. Лакмус – водный настой лакмусового лишайника, растущего на скалах в Шотландии.
Впервые индикаторы обнаружил в 17 веке английский физик и химик Роберт Бойль. Бойль проводил различные опыты. Однажды, когда он проводил очередное исследование, зашёл садовник. Он принёс фиалки. Бойль любил цветы, но ему необходимо было проводить эксперимент. Бойль оставил цветы на столе. Когда учёные закончил свой опыт он случайно посмотрел на цветы, они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – что за чудеса – фиалки, их темно – фиолетовые лепестки, стали красными. Бойль заинтересовался и проводил опыты с цветками. В некоторых стаканах цветы немедленно начинали краснеть. Учёный понял, что цвет фиалок зависит от того, какой раствор находится в стакане, какие вещества содержатся в растворе.
Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником. Бойль опустил в настой лакмусового лишайника обыкновенные бумажные полоски.
Дождался, когда они пропитаются настоем, а затем высушил их.
Эти хитрые бумажки Роберт Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означает «указатель», т.к. они указывают на среду раствора. Именно индикаторы помогли учёному открыть новую кислоту – фосфорную, которую он получил при сжигании фосфора и растворении образовавшегося белого продукта в воде.
.3. Классификация школьных индикаторов и способы их использование.
Индикаторы имеют различную классификацию. Одни из самых распространенных – кислотно-основные индикаторы, которые изменяют цвет в зависимости от кислотности раствора. В наше время известны несколько сот искусственно синтезированных кислотно-основных индикаторов, с некоторыми из них можно познакомиться в школьной химической лаборатории.
Фенолфталеин (продается в аптеке под названием "пурген") - белый или белый со слегка желтоватым оттенком мелкокристаллический порошок. Растворим в 95 % спирте, практически не растворим в воде. Бесцветный фенолфталеин в кислой и нейтральной среде бесцветен, а в щелочной среде окрасится в малиновый цвет. Поэтому фенолфталеин используется для определения щелочной среды.
Метиловый оранжевый - кристаллический порошок оранжевого цвета. Умеренно растворим в воде, легко растворим в горячей воде, практически нерастворим в органических растворителях. Переход окраски раствора от красной к желтой.
Лакмоид (лакмус) - порошок черного цвета. Растворим в воде, 95 % спирте, ацетоне, ледяной уксусной кислоте. Переход окраски раствора от красной к синей.
Индикаторы обычно используют, добавляя несколько капель водного или спиртового раствора, либо немного порошка к исследуемому раствору.
Другой способ применения - использование полосок бумаги, пропитанных раствором индикатора или смеси индикаторов и высушенных при комнатной температуре. Такие полоски выпускают в самых разнообразных вариантах - с нанесенной на них цветной шкалой - эталоном цвета или без него.
Если нет настоящих химических индикаторов, для определения кислотности среды можно успешно применять домашние, полевые и садовые цветы и даже сок многих ягод – вишни, чёрноплодной – рябины, смородины. Розовые, малиновые или красные цветы герани, лепестки пиона или цветного горошка станут голубыми, если опустить их в щелочной раствор. Так же посинеет в щелочной среде сок вишни и смородины. Наоборот, в кислоте те же «реактивы» примут розово – красные цвет.
Все краски растений, от оранжевой и красной до синей, определяется наличием пигментов группы антоцианов.
4.Антоцианы
обладают хорошими индикаторными свойствами. Они входят в состав всех окрашенных частей растения. Именно они окрашивают в фиолетовый, синий, сизый и темно-красный цвета листву и плоды многих растений. В очень небольшом количестве антоцианы присутствуют даже в тех растениях, цвет которых далек от фиолетового и красного. Например, в грушах, бананах и картофеле тоже есть этот природный пигмент. Но лидерами по содержанию антоцианов являются ягоды: ежевика, черника, голубика, бузина, клюква,
черноплодная рябина, ирга. В садовой вишне тоже есть антоцианы, притом их больше в темных и кислых сортах, чем в сладких и ярко-красных.
Антоцианы имеют огромное биохимическое значение. Они являются мощными антиоксидантами, которые сильнее в 50 раз витамина С. Образуя комплексы с радиоактивными элементами которые губительно действуют на наш организм, антоцианы способствуют быстрому выведению их из организмов. Таким образом, антоцианы являются гарантами долгой и здоровой жизни клеток, а значит, продлевают и нашу жизнь. Они оказывают защитное действие на сосуды, уменьшая их ломкость, помогают снизить уровень сахара в крови, улучшают память. Поступая в организм человека с фруктами и овощами, антоцианы проявляют действие, схожее с витамином Р, они поддерживают нормальное состояние кровяного давления и сосудов, предупреждая внутренние кровоизлияния.
Антоцианы обладают уникальными свойствами – подавляют рост опухолей. Так, например недавние исследования показали, что употребление антоцианов в пищу помогает сократить риск заболевания раком пищевода и прямой кишки.
Приготовленные из растений, содержащих антоцианы, водные и подкисленные настои в течение нескольких часов уничтожали бактерии дизентерии и брюшного тифа. Антоцианы помогают предотвратить развитие катаракты и в целом оказывают благоприятное воздействие на весь организм. Поэтому овощи и фрукты ярких цветов считаются полезными для организма
Кроме медицины антоцианы также используются и в других областях народного хозяйства. Например, в сельском хозяйстве, для оценки химического состава почвы, степени её плодородия, при разведке полезных ископаемых. Добавив в антоциановый раствор горсть земли, можно сделать заключение о ее кислотности, так как на одной и той же почве в зависимости от ее кислотности один вид растений может давать высокий урожай, а другие будут угнетенными.
Или взять хотя бы всем известный картофель. Он имеет различную окраску кожуры, глазков, проростков и мякоти: белую, желтую, розовую, красную, синюю, темно-фиолетовую и даже черную. Различие окраски картофеля зависит от содержащихся в нем пигментов: белая - от бесцветных лейкоантоцианов или катехинов, желтая - от флавонов и флавоноидов, красная и фиолетовая - от антоцианов. Окрашенные клубни картофеля, как правило, богаче необходимыми для нашего организма веществами. Так, например, клубни с желтой мякотью имеют повышенное содержание жира, каротиноидов, рибофлавина и комплекса флавоноидов.
За счет способности антоцианов менять свою окраску можно наблюдать изменение цвета клубней картофеля в зависимости от применения минеральных удобрений и ядохимикатов. При внесении фосфорных удобрений картофель становиться белым, сульфат калия придаёт розовый цвет. Окраска клубней меняется под влиянием ядохимикатов, содержащих медь, железо, серу, фосфор и другие элементы.
Такими свойствами обладают и другие растения содержащие природные индикаторы. Что позволяет оценить экологическую обстановку. При экологическом мониторинге загрязнений, использование растений содержащих природные индикаторы часто дает более ценную информацию, чем оценка загрязнения приборами. К тому же такой способ мониторинга состояния окружающей среды проще и экономичнее. Растительные индикаторы можно использовать и в быту, с их помощью можно определять среду растворов различных средств бытовой химии и косметических средств
Экспериментальная часть
.Методика изготовления природных индикаторов.
Для приготовления индикаторов из растительного сырья рекомендуется использовать окрашенные растения или их части. Выбор растительного материала для приготовления индикаторов неограничен. Существуют различные способы приготовления индикаторов. Рассмотрим те, которые мною использовались.
Индикатор из сока свеклы можно получить следующим образом: 40-50 граммов мелко
нарезанной свеклы залила 25 мл этилового спирта, осторожно прокипятила, отфильтровала – индикатор готов.
Вытяжки из ягод ежевики, малины, черники и смородины я приготовила так: 50г ягод
размельчила в ступке, залила 200мл воды и взбалтывала в течение 2-3минут, затем фильтровала. Отфильтрованный раствор разбавила спиртом в соотношении 2:1 с целью предохранения раствора от порчи.
Индикаторы из лука белого и синего, а так же из моркови и краснокочанной капусты я
приготовила так же, как из сока свеклы.
Чтобы узнать, какой отвар служит индикатором на ту или иную среду и как изменяется его цвет, надо было провести испытание.
Я взяла пипеткой несколько капель самодельного индикатора и добавила их поочередно в кислый или щелочной раствор. Кислым раствором служил столовый уксус, а щелочным — раствор пищевой соды.
Результаты эксперимента я записывала в таблицу (Приложение)
Получение индикаторов в домашних условиях и
исследование их кислотно-основных свойств
Регер Ксения Андреевна, 6 класс
Тюменская область, Нефтеюганский район, сельское поселение Куть-Ях,
НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»
Выводы.
Изучая индикаторы, я пришла к таким выводам:
1. В качестве природных индикаторов можно использовать ярко окрашенные плоды чай. Сок плодов и корнеплодов содержит красящие вещества-антоцианы, которые и проявляют индикаторные свойства.
2. Растворы природных индикаторов можно приготовить и использовать в домашних условиях.
3. Природные индикаторы также являются вполне «точными» определителями кислотности жидкостей, как и наиболее «профессиональные» индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метиловый оранжевый.
4. Красящие вещества растений в кислой среде дают оттенки красных тонов, в щелочной среде – фиолетовый, а в нейтральной – розовый.
Заключение.
Приступая к работе, я выдвинула предположения о том, что растения обладают индикаторными свойствами, которые можно использовать в различных сферах. Данные, полученные в ходе исследования различных растительных объектов, показали, что в плодах растений содержатся красители (пигменты), обладающие индикаторными свойствами. В ходе выполнения работы я выяснила, что такое индикаторы, как они изменяют свою окраску в разных средах; освоила методику получения индикаторов из природного сырья.
Природные индикаторы имеют преимущества перед синтетическими, потому что они дешёвые и доступные, они экологически безопасны, и их можно приготовить и использовать в домашних условиях. К сожалению, почти у всех природных индикаторов есть серьезный недостаток: их отвары довольно быстро портятся, теряют свои свойства.
Результаты исследований можно использовать для определения кислотности и щелочности растворов, в том числе пищевых продуктов – молока, кефира, бульона, лимонада, пепси-колы, средств косметики и бытовой химии и т.п.
Свои исследования я прекращать не планирую. В следующем году буду исследовать индикаторные свойства хлорофилла и определять примерный показатель рН исследуемых сред по изменениям окраски природных индикаторов, так же я попытаюсь окрасит ткани , используя природные красители-антоцианы.
Получение индикаторов в домашних условиях и
исследование их кислотно-основных свойств
Регер Ксения Андреевна, 6 класс
Тюменская область, Нефтеюганский район, сельское поселение Куть-Ях,
НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»
Приложение
Сырье для приготовления |
Естественный цвет индикатора |
Окраска в кислой среде |
Окраска в щелочной среде |
Ягоды черники |
красно-фиолетовый |
красный |
синий |
Ягоды ежевики |
темно-красный |
красный |
темно-фиолетовый |
Ягоды смородины |
темно-красный |
красный |
сине-зеленый |
Ягоды малины |
Красно-коричневый |
малиново-красный |
сине-фиолетовый |
Столовая свекла |
бордово-красный |
ярко-красный |
фиолетово-красный |
Лук синий |
розоватый |
почти бесцветный |
прозрачно-желтоватый |
Лук белый |
белесый |
бесцветный |
Прозрачно-желтоватый |
Морковь |
желто-оранжевый |
желто-оранжевый |
желто-оранжевый |
Получение индикаторов в домашних условиях и
исследование их кислотно-основных свойств
Регер Ксения Андреевна, 6 класс
Тюменская область, Нефтеюганский район, сельское поселение Куть-Ях,
НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»
Используемые источники:
1. Большая детская энциклопедия. Химия. Москва, Русское энциклопедическое товарищество, 2000, стр. 348-349.
2. Малая детская энциклопедия. Химия. Москва, Русское энциклопедическое товарищество, 2001, стр. 232- 234.
3. Савина Л.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. – М.: АСТ, 1996.
4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. М.: Аванта+, 2003. с. 310 - 316.