Одомашнивание мха

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Одомашнивание мха

Тамкович А.К. 1
1МБОУ СОШ №1, г. Мирный
Суворинова Т.П. 1
1МБОУ СОШ №1, г. Мирный
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Когда наступает зима, а за окном лежит снег, когда белое однообразие сменяет радостную зелень ковров с пятнами цветов и трав, а деревья, скованные морозом, заснули до весны, в это время даже равнодушные к природе люди с грустью вспоминают лето и с нежностью смотрят на растения, стоящие на окне. Они так радуют глаз во время долгой зимы! И какой восторг мы испытываем, когда наступает весна и появляются молодые зеленые листочки, первоцветы! Мы готовы любоваться ими, не отрывая глаз.

Сейчас комнатное садоводство очень развито, благодаря подбору растений, потребностям которых соответствуют комнатные условия. В жилых помещениях теплая ровная температура от 15 до 20°С, но мало света, особенно зимой из-за коротких дней. Солнечный свет рассеивается стеклами и оконными рамами. В комнате обычно сухо и много углекислого газа. В воздухе комнат содержится до 0,7 процента углекислого газа, то есть в двадцать три раза больше, чем под открытым небом (3).

Углекислый газ повышает воздушное питание растений, но недостаток света сказывается на развитии растений. Люди приучили к жизни в домашних условиях много различных красивых растений.

На уроке биологии мы изучали тему «Отдел Моховидные». Мне стало интересно, сможет ли мох стать «домашним», прижиться в комнатных условиях. Так появилась тема моей работы.

Тема работы: «Одомашнивание мха»

Актуальность работы обусловлена тем, что сейчас очень модно создавать различные композиции из растений. Я решил более подробно изучить мох и попробовать создать свой мини - сад из этого удивительного растения – флорариум. Практическая значимость проекта – заинтересовать ребят, ведь выращивать мох очень занимательно и возможно, кто-то захочет повторить этот эксперимент.

Объект исследования: мох, собранный в октябре с деревьев в парке у озера Плесцы.

Предмет исследования: выращивание мха в домашних условиях.

Гипотеза исследования: если соблюдать необходимые условия для выращивания мха, то возможно вырастить его в домашних условиях.

Цель исследования: выяснить, будет ли расти мох в домашних условиях?

Были поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературные источники по теме исследования;

  2. выявить необходимые условия для выращивания мха.

  3. научиться наблюдать и понимать жизнь растений и любить их;

  4. создать декоративную композицию миниатюрного сада из природных минералов и мхов;

  5. заинтересовать других своим экспериментом, чтобы ребята захотели завести дома на своем окне флорариум.

  6. определить виды собранного мха.

Методы:

- изучение научной литературы;

- практический метод;

- наблюдение и сравнение;

- эксперимент.

Глава 1. Основная часть.

    1. Общая характеристика мхов и их строение.

Отдел Моховидные наиболее древняя группа сравнительно просто организованных высших споровых растений. При этом моховидные очень разнообразны и многочисленны, и уступают по количеству видов только цветковым растениям. Насчитывается около 25 тысяч видов мхов. Подавляющее число мхов являются многолетними растениями, их высота от нескольких миллиметров до 20 - 30 см. Мхи растут только в хорошо увлажненных местах. Заселив многие влажные местообитания, они издавна прочно заняли свою особую нишу в природе и сохранили её до настоящего времени. История мхов насчитывает сотни миллионов лет (3).

Основное отличие моховидных от других высших растений заключается в том, что в цикле развития мхов преобладает гаметофит. Он расчленен на так называемые стебель и листья. Эти органы названы так условно, так как их строение отличается от строения стебля и листа других высших растений. Листья многих мхов состоят всего из одного слоя клеток, а в стебле имеются только зачатки проводящей ткани (5). Мхи имеют ризоиды, но не все. Они помогают закрепить растение в почве. Корней нет. Кроме основной фотосинтезирующей ткани мхи не имеют других тканей. Так у мхов нет покровных, механических, проводящих и запасающих тканей. В связи с этим, питательные вещества мхи впитывают всей поверхностью тела (1).

Спорофит самостоятельно не существует, развивается и всегда находится на гаметофите, получая от него воду и питательные вещества. Таким образом, спорофит паразитирует на гаметофите. Спорофит представлен коробочкой на ножке, нижняя часть которой превращена в присоску. С ее помощью спорофит получает питательные вещества от гаметофита. В коробочке образуются споры (4).

1.2. Экология и распространение мхов.

Жизнь моховидных и жизнь других растений, зависит от многих факторов внешней среды – освещенности, влажности, тепла, состава и движения воздуха, химического и механического состава субстрата, на котором они произрастают, прямого и косвенного воздействия других живых организмов. Как и другие зеленые растения, большинство моховидных может существовать только при достаточном количестве света; лишь используя энергию Солнца, они способны создавать необходимые для своего существования органические вещества из неорганических. Мхи распространены на всех континентах мира, однако неравномерно. В тропических странах встречаются преимущественно в горах. Очень немногие виды растут в засушливых местообитаниях, например, в степях (2) . Основное разнообразие видов сосредоточено в северном полушарии, в областях с умеренным и даже холодным климатом. В формировании растительного покрова, особенно болот и лесов, им принадлежит видная роль. В условиях холодного климата на сырых местах в сосновых и еловых лесах, в тундре они нередко образуют сплошной ковер. Моховой покров играет важную роль в регуляции испарения влаги из почвы. Позвоночные животные мхов не едят. А вот многие беспозвоночные – с удовольствием. В зарослях мхов возникают настоящие природные сообщества, со своим микроклиматом, со своей фауной. Нетребовательные к условиям обитания, мхи заселяют новые участки одними из первых. Это участки с нарушенной почвой, пожарища, вырубки, песчаные дюны и др. Отмирая, эти растения, вместе с другими первопоселенцами, дают начало почве (6).

    1. Значение мхов в природе и деятельности человека.

Мхи выступают в роли пионеров заселения необжитого субстрата, участвуют в создании особых биоценозов, особенно там, где почти сплошь покрывают почву (тундра). Моховой покров способен накапливать и удерживать радиоактивные вещества. В связи со способностью впитывать и удерживать большое количество воды, играют большую роль в регулировании водного баланса ландшафтов. Мохообразные используются также как индикаторы загрязнения атмосферы, характеризующиеся известной степенью чувствительности к примеси в воздухе сернистого газа, оксидов азота, наличию тяжелых металлов. Некоторые сфагновые мхи обладают антибактериальными свойствами и применяются в медицине. Сфагновые мхи - источник образования торфа, который широко используется в промышленности. Торф используется как топливо и в качестве ценного химического сырья, из него получают воск, парафин, фенолы, уксусную кислоту и др. вещества. Также торф используется как удобрение, при этом не только повышается урожай сельскохозяйственных культур, но и улучшается структура почвы. Важное значение имеет торф в качестве строительного термоизоляционного материала для трубопроводов и жилых зданий (3). Торф идет на изготовление бумаги и картона. Покров мха ускоряет процесс образования торфа, который в естественных условиях образуется в течение нескольких десятилетий. Это связано с тем, что мхи затрудняют поступление воздуха в почву и провоцируют её заболачивание. Из торфа изготавливают спирт, применяемый в фармакологии и, конечно же, топливо. Из некоторых видов мхов можно создавать косметические средства. Вытяжки из таких растений добавляют в маски, крема и скрабы, чтобы улучшить тонус кожи и остановить процессы старения. На некоторых территориях мхи поддерживают целостность грунта. При их отсутствии земля страдает от оползней и оврагов. Такая ситуация приводит к уменьшению зон пастбищ, охотничьих угодий. Более того, могут пострадать различные здания. Сфагновые мхи также применяются в качестве перевязочных материалов, особенно в полевых условиях. Это хороший антисептик, останавливающий течение крови. Такой мох может заменить даже вату. В строительной сфере мох благодаря теплоизоляционным свойствам можно использовать как натуральный утеплитель. Цветоводы превращают мох в наполнитель для флористических композиций (7).

Глава 2. Экспериментальная часть.

2.1. Проведение эксперимента. Создание условий для выращивания мха в домашних условиях.

Вначале я изучил научную литературу, где выяснил, какие условия нужно соблюдать для жизнедеятельности мха. Для проведения эксперимента мне потребовались следующие компоненты: 1) пустой аквариум, в который я решил поселить мох или стеклянная (пластиковая посуда), обязательно прозрачная. Свет ему необходим для фотосинтеза, но мох не любит прямые солнечные лучи; 2) керамзит, гравий или камни, кора деревьев; 3) непосредственно мох; 4) пульверизатор с водой (см. Приложение № 1). Недалеко от дома, где я проживаю, находится парк Г.Е.Алпаидзе, мне очень нравится там гулять и любоваться природой. С северной стороны деревьев я аккуратно снял слой мягкого мха в октябре месяце. Когда я пришел домой, то подготовил для него дом – аквариум, на дно аквариума насыпал керамзит и гравий, разложил кусочки коры деревьев для создания декоративной композиции миниатюрного сада мхов. После этого я осторожно вычистил во мхе мусор, поместил в аквариум, обильно побрызгал из пульверизатора стенки сосуда отстоявшейся водой комнатной температуры. Я следил, чтобы мох не пересыхал и через день орошал водой из пульверизатора. Мох имеет богатую текстуру одеяла и совершенно не имеет никаких известных вредителей или болезней. А также он очень неприхотлив и не требует сложного ухода. Он очень приятный и мягкий на ощупь, если используется в качестве травяного покрова, остается зеленым на протяжении всего года, даже в холодные месяцы. Мох – тенелюбивое растение, он не переносит прямых солнечных лучей. Свой флорариум я поставил на подоконник с северной стороны. Первые два-три дня посаженые растения опрыскивал из пульверизатора. Как только мох начал разрастаться, полив проводил лишь 2 раза в неделю. Емкость с посадками лучше содержать в тени, но утром желательно выставлять на пару часов под слабые солнечные лучи. Аквариум закрыл крышкой, чтобы внутри сформировался свой микроклимат.

2.2. Результаты проведенного эксперимента.

При соблюдении этих нехитрых правил мой маленький садик стал радовать меня, на третий день произошло изменение цвета мха, он стал темно-зеленым. Семь дней спустя я заметил, что мох начал расти. Площадь покрова стала увеличиваться. Я наблюдал четкую границу в цветовой гамме: нежно-зеленый и темно-изумрудный, стебли с расположенными на них листьями выросли стройными рядами и имели здоровый вид. Прошло почти два месяца, а мох продолжает радовать меня и моих домочадцев своим свежим ярко-зеленым цветом. Он напоминает зеленый пушистый ковер (см. Приложение № 2). Пользуясь определителем и интернетом, я выяснил, что мох, который я одомашнил, относится к видам: Гипнум кипарисовый и Барбула жестковатая, на некоторых растениях заметны коробочки на ножках (см. Приложение № 3), (9).

Заключение.

Я считаю, что опыт удался, мох продолжает расти и развиваться, у меня получилась декоративная композиция из различных материалов, минералов, коры, мха – мой миниатюрный садик. В ходе исследования цель достигнута, гипотеза подтвердилась. Зеленый мох может расти в домашних условиях, если соблюдать правила выращивания этих растений: высокую влажность и северную сторону, полутень, избегать попадания прямых солнечных лучей. Исследования, проведенные мною, дали мне ценные ботанические знания и практическое умение, которое я с пользой буду применять в дальнейшем. Мох является естественным увлажнителем воздуха в помещениях. А это положительно влияет на организм человека, так как зимой в наших квартирах очень сухой воздух. Значит, выращивать мох не только занимательно и очень интересно, но и полезно. Жизнь растений познается в опытах с ними, в наблюдении за их развитием.Я выступил со своей работой на занятиях кружка «Юные экологи» и ребята заинтересовались данной темой. Несколько человек захотели повторить мой эксперимент.

Список используемой литературы:

  1. Бородулин В.И, Горкин А.П, Гусев А.А, Ланда Н.М и др. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,1998.

  2. Галенс Дж, Пир Н. Книга ответов для почемучки: пер. с англ. Белгород: ООО «Клуб семейного досуга», 2009 . – 400 с.

  3. Гарибова Л. В, Дундин Ю. К. Водоросли, лишайники и мохообразные. М.: Мысль, 1978.

  4. Петров. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1981.

  5. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Перевод с исп. – М.: Эксмо, 2015.- 512 с.

  6. Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса живой природы». ООО «Белый город», 2009. – 189 с.

  7. http://www.ecosystema.ru/08nature/moss/i06.htm

  8. .http://lesnoy-dar.ru/mxi/lesnye-mxi.html

  9. http://dekorhome.web-3.ru/handicraft/?i

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Этапы работы над мини - садом.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Результаты проведенного эксперимента – флорариум.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Гипнум кипарисовый и Барбула жестковатая (фото из интернета и фото мха флорариума).

Барбула жестковатая (Didymodon rigidulus)

Фото флорариума: Гипнум кипарисовый и Барбула жестковатая.

Просмотров работы: 12