Влияние шума на здоровье человека

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние шума на здоровье человека

Рябинина Ю.И. 1
1МАОУ "Лицей №97 г.Челябинска"
Сайфуллина Э.Х. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Школа – место, где дети проводят большую часть дня. В школе мы учимся, общаемся, развиваем свои творческие способности. Основной труд в школе — умственный, в котором принимают активное участие внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное действие посторонних звуков на их функционирование бесспорно.

Цель моего исследования: изучить влияние шума на организм человека и его жизнедеятельность.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач. Вы увидите на слайде:

— изучение литературы по данной теме;

— исследование уровня шумового загрязнения в школе, а также решение примеров в условиях шума и тишины на уроке;

— изучение влияние шума на человека и его жизнедеятельность;

— разработка практических рекомендаций по снижению воздействия шума на организм.

Объект исследования: человек и его жизнедеятельность. 

Предмет исследования: влияние шума на детей на уроке математики.

Для реализации цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 

- изучение литературы, 

- экспериментальное определение уровня шума, 

- опрос и тестирование учащихся и учителей, 

- анализ и диагностика полученных результатов.

Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы уровень шума в окружающей среде повышается. Как и многие детские учреждения, наша школа страдает от шумового загрязнения, что не может быть полезным для учителей и обучающихся. Также негативно влияет на успеваемость учеников.

 Гипотеза исследования: шум является экологическим фактором, влияющим отрицательно на здоровье человека и его жизнедеятельность, а также успеваемость младших школьников. Изучив влияние шума на организм человека, можно предотвратить его негативное влияние.

Обзор литературы по теме показал, что данная проблема достаточно широко рассматривается в научно-методическом журнале «Физика в школе» и в сети Интернет. Знакомясь с материалами, представленными в  этих источниках, я выяснила, что здесь можно найти информацию о видах шума, последствиях шумового загрязнения, а также влиянии шума на организм человека.

  1. Основная часть

1.1 Шум как одна из важнейших проблем внимания учеников на уроке

Организм человека и окружающая его среда представляют собой единство. Именно правильное восприятие изменений внешней среды обеспечивает формирование адекватной ответной реакции организма, обеспечивающей его выживание. Поэтому организм должен постоянно получать как информацию об изменениях внешней среды, так и о состоянии внутренних органов, обеспечивающих адекватное реагирование на эти изменения.

Шум довольно распространен в наши дни.

Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки – кто-то кричит, кто-то поет, кто-то разговаривает.

Шум понижает качество жизни, нанося значительный вред здоровью. Шумовое загрязнение вызывает у человека различные болезни: тугоухость, глухоту, неврозы, психические расстройства, заболевания сердца, нарушения нервной системы. Реакция организма на шум зависит от многих факторов.

Всё, что мы слышим – это звуки. С точки зрения физики, звук – это распространяющиеся в твёрдой, жидкой или газообразной среде колебания. Источником звука всегда служит какое-либо колеблющееся тело. Это тело приводит в движение окружающий воздух, в котором начинают распространяться упругие продольные волны. Когда эти волны достигают уха, они заставляют колебаться барабанную перепонку, и мы ощущаем звук.

  1. 2 Виды шумов на школьном уроке

Уже по действиям учителя можно предположить, что шум в классе - это то, что необходимо остановить, прекратить, а не то, что надо использовать для развития детей.

Из дополнительной литературы мы узнали, что шум школьного урока

имеет разную типологию.

Незаметный шум (40—45 дБ) создает ощущение полной тишины, благоприятной для умственного труда. Этот шум не утомляет.

Тихий рабочий приятный шум (46—58 дБ) ощущается субъективно приятным. Это шум умеренного разговора. Он сам по себе также не утомляет.

Громкий рабочий неприятный шум (59—65 дБ) ощущается неприятным, мешающим умственному труду, раздражающим. Это шум громкого разговора. Он заметно утомляет.

Интенсивный нормативный шум (65—75 дБ) — это шум, неприемлемый для умственного труда.

Вредный импульсный шум (76—88 дБ) — это шум крика, резкого стука, удара.

1. 3 Действие шума на органы слуха детей

Изучив процесс восприятия человеком звуков, мы сделали для себя открытие. Оказывается, участки коры головного мозга, принимающие сигналы от уха, обработать информацию самостоятельно не могут. Учеными доказано, что в обработке и узнавании звуков участвуют участки мозга, которые задействованы в познавательной деятельности. Под воздействием шума возникает охранительное торможение, защищающее нервные клетки от истощения, затем, по мере увеличения времени действия шума, происходит нарушение уравновешенности основных нервных процессов — торможения и возбуждения — в сторону преобладания возбуждения. А это приводит к сбою в работе других систем и органов человека.

Шум может оказывать утомляющее действие, характеризующееся понижением слуховой чувствительности, повышением артериального давления.

1.4 Влияние «школьного шума» на работоспособность обучающихся

Шум, интенсивностью выше 55 дб, мешает умственному труду, ощущается при умственной работе неприятным, раздражающим; шум интенсивностью выше 58 дб, заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой; шум, превышающий 60 дб, снижает внимание; шум интенсивностью выше 65 дб, оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление, может вызвать раздражение, подавленное настроение, тревогу.

Вывод: шум – это любой звук, мешающий восприятию речи или музыки, работе или отдыху, длительное воздействие которого негативно влияет на здоровье человека, вызывая депрессию, бессонницу, заболевания сердечной, нервной, пищеварительной систем, снижение работоспособности и успеваемости школьников.

  1. Экспериментальная часть

    1. Изучение влияния шума на учеников на уроке математики

Данная работа посвящена проблеме определения влияния посторонних звуков на работоспособность учащихся начальных классов во время уроков. Мне удалось доказать в своей работе, что, делая уроки под посторонние звуки (телевизор, под громкую музыку, шум перемены), учащиеся сбиваются и не могут сосредоточиться на работе, а значит допускают ошибки и тратят больше времени на выполнение заданий. Убедила ребят, что лучше выполнять задания в тишине. Основной труд ребенка в школе — умственный, в котором принимает активное участие внимание, а также высшие психические функции: восприятие, память, мышление, воображение. Мы считаем, что шум во время уроков негативно влияет на перечисленные показатели психических процессов и, в конечном итоге, на успеваемость младших школьников.

Подобрав несколько тестов, мы предложили выполнить их группе учащихся из 23 человека (учащиеся МАОУ « Лицей № 97 г. Челябинска») в обычной обстановке (проба 1) и в обстановке искусственно созданного шума (проба 2). На фото 1 изображён ход нашего исследования. В приложении 1. Представлен ход исследования.

В работе объясняется, каким образом мы слышим. Приведены материалы практической работы «Влияние посторонних звуков на работоспособность учащихся во время уроков».

Можно говорить о том, что шум влияет на нашу жизнедеятельность, исходя из этого, нами была определена цель исследования – определить, как шум влияет на процесс восприятия информации в школе на уроке математики. Примеры, которые были решены в шуме, представлены в таблице 1 и 2 , в приложении 4. В качестве шумового оформления сформировали подборку из различных видов шума: шум городской улицы, шум в помещении, отрывки современной клубной музыки, отрывки известных детских песен. Причем шумовые эффекты дети начинали прослушивать за 3-5 минут до начала тестирования. После инструктажа, оговаривалось, что по завершении тестирования состоится обмен мнений об услышанных звуках.

    1. Результаты исследования

При обработке данных анкетирования мы пришли к выводу, что учащимся действительно мешает шумовая обстановка, и некоторые учащиеся в целях борьбы с шумовым загрязнением предложили выстраивать стены и ставить окна с шумоизоляцией. Результаты пробы представлены в таблице 3. Их можно увидеть на слайде.

Таблица 3 Результаты пробы исследования

Испытуемый

Тест 1

Тест 2

Кол-во знаков

Кол-во ошибок

Кол-во правильно воспроизв. образов

Проба 1

Проба 2

Динамика

Проба 1

Проба 2

Динамика

Проба 1

Проба 2

Динамика

1

Катя

400

348

-62

0

4

+4

12

7

-5

2

Ибрагим

600

437

-163

6

9

+3

7

5

-2

3

Алиса

589

499

-90

8

8

0

6

4

-2

4

Марк

600

432

-168

7

10

+3

10

5

-5

5

Сергей

600

557

-43

3

5

+2

15

8

-7

6

Арсений

600

467

-133

1

4

+3

15

9

-6

7

Валерия

600

433

-167

3

5

+2

10

7

-3

8

Ярослав

600

423

-177

4

5

+1

9

5

-4

9

Владимир

459

422

-37

8

8

0

8

4

-4

10

Дмитрий

600

469

-131

6

8

+2

9

4

-5

11

Алена

600

387

-213

4

5

+1

11

5

-6

12

Дмитрий

578

402

-176

5

5

0

10

6

-4

13

Максим

600

600

0

10

23

+13

5

2

-3

14

Мирослав

600

481

-119

2

4

+2

12

7

-5

15

Милана

600

562

-38

7

7

0

8

5

-3

16

Юлия

600

481

-119

2

5

+5

8

9

-5

17

Никита

600

481

-45

4

5

+3

9

6

-2

18

Миша

600

481

-38

3

5

+2

5

8

-4

19

Амира

600

481

-45

3

5

+3

7

5

-3

20

Дарина

600

481

-34

2

5

+2

9

7

-7

21

Арина

600

481

-23

2

4

+5

6

7

-5

22

Каролина

600

481

-67

5

5

+3

7

8

-5

23

Азамат

600

456

-45

6

5

+2

9

4

-7

Норма

11

1

-10

8

7

-1

14

6

-8

Ниже нормы

4

14

+10

7

8

+1

1

9

+8

В приложении 4 представлены результаты исследования. Результаты второй пробы оказались низкого качества. Обсуждение итогов эксперимента удивил многих учащихся. На вопрос, что помешало выполнить второе тестирование лучше (ведь с этим видом работы уже познакомились во время первого тестирования), многие вспомнили, что часто отвлекались и забывали о работе, сбивались и начинали работу заново, забывали инструкцию.

Вывод: анализ результатов подтверждает нашу гипотезу о том, что шум во время уроков негативно влияет на успеваемость младших школьников. Наше исследование по изучению данной проблемы состояло из двух частей. На первом этапе мы провели социологический опрос, который позволил определить мнение учащихся о влиянии шума на восприятия информации. По мнению учащихся, особое действие постоянных шумов издается в самом кабинете. По результатам анкетирования 41,5% учащимся шум мешает восприятию информации,  а именно шум фоном или музыки, а так же разговоров.

Проведя анализ результатов социологического исследования, мы выявили «шумовые источники», имеющие наибольшее влияние на учеников, на  основании этого были проведено анкетирование с шумовым фоном и без него. Влияние «школьного шума» негативно влияет на работоспособность обучающихся. Изучение влияния шума на обучающихся и учителей школы влияет негативно, отвлекает от деятельности.

2.3 Рекомендации

В основном, уровень шума во время уроков соответствует безопасным нормам, но во время перемены часть учеников не может отдохнуть после урока из-за шума, источником которого являются сами ученики: на переменах бегают, кричат, громко смеются. Поэтому к концу учебного дня устают как обучающиеся, так и работники школы и учителя. 

Рекомендации:

Ежедневно проводите в тишине 1 – 2 часа. Так как шум негативно влияет не только на слух, но и на нервную систему, поэтому человеку необходимо каждый день проводить некоторое время в тишине. Почаще бывайте на природе. Тихий шелест листьев, пение птиц и прочие звуки природы помогут вам отдохнуть от шумных мест и восстановить нервную систему. Не слушайте музыку слишком громко. Слишком громкая музыка наносит непоправимый вред слуху. Многие начинаю задумываться о здоровье, когда уже ничего не получиться исправить. Не шумите на уроках, переменах, т.к. как шум приводит к снижению восприятия информации, а результат - снижение качества учебной работы. Купите качественные беруши.

Заключение

Анализ полученных результатов подтвердил нашу гипотезу о том, что шум во время уроков негативно влияет на успеваемость младших школьников.

Изучая материал по теме исследования, мы узнали, что умеренный акустический шум может оказывать благотворное воздействие на человека: шум леса, плеск воды, журчание ручейка, пение птиц, приятная мелодия и музыка. Для нормального существования, чтобы не ощущать себя изолированным от мира, человеку шум просто необходим. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичье пенье, лёгкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. В головном мозге в это время активизируются те же центры удовольствия, что и во время вкусной трапезы.

Обсуждение с одноклассниками результатов нашей работы подвело их к выводу о том, что успешная учеба зависит не только от умения быть внимательным, усидчивым, но и от уровня шума в классе. Шум на переменах тоже вреден, т.к. он не позволяет организму расслабиться и восстановить силы.

Теперь в нашем классе не только учителя будут следить за уровнем шума, но и все мои одноклассники. А учителей мы хотим попросить включать нам иногда на уроках диски с приятными мелодиями.

Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. ГОСТ 12.1.003-83. Шум. Общие требования безопасности.- введ.1984.07.01. ‒ М.: ИПК Изд-во, 2002

2.      СанПиН 2.4.3.1186-03. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования санитарно-эпидемиологические правила и нормы.- введ.от 30 марта 1999-изменен 23 июля 2008г.

3.      Зиятдинов  Ш.   Шум  как  экологический  фактор.   Научно- методический журнал «Физика в школе», №7 2005, с.23 – 24.

4. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. М.: Просвещение, 1988.

5. Нурсалимова А.Б., Курило Ю.А. «Изучение влияние шума на общее состояние учеников при учебной деятельности» (на примере предмета технологии с использованием социологического метода). Инновационный вектор развития науки: сборник статей международной научно-практической конференции ‒ Уфа: Аэтерна, 2014.- 8-10 с.

6. Розман Г.А. Вопросы экологии на уроках физики. Научно- методический журнал «Физика в школе», №5 2008, с.10 – 12.

7. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31  октября 1996 г. N 36).

8. Панфилов А.А., Савченков В.И. Экология на уроках физики. - М.: Кедр, 2006. 

9.

http://fb.ru/article/162492/zagryaznenie-shumovoe-shumovoe-zagryaznenie-okrujayuschey-sredyi -шумовое загрязнение окружающей среды

10. http://parstoday.com/ru/radio/programs-i70950 - шумовое загрязнение

11. http://v-nayke.ru/?p=10332 - причины и влияние шумового загрязнения окружающей среды

12. http://www.eco-oos.ru/biblio/sborniki-nauchnyh-trudov/ekologicheski-ustoichivoe-razvitie-racionalnoe-ispolzovanie-prirodnyh-resursov/69/  - действие шума на организм человека

13. https://ecoportal.info/shumovoe-zagryaznenie-gorodov/  - защита от шума

14. https://studopedia.ru/2_19185_reaktsiya-organizma-na-akusticheskie-vozdeystviya-raznoy-intensivnosti.html - реакция организма на акустические воздействия разной интенсивности

15. https://www.sites.google.com/site/zvukvokrugnas/fiziologia-sluha/vlianie-suma-na-zdorove - влияние шума на здоровье

Приложения

Приложение 1. Ход исследования

 

 

 

Приложение 2 Анкета

Вопрос № 1. Какие звуки из предложенных вам нравятся? (Подчеркнуть или поставить галочку)

1. Шум листьев в парке

2. Шум от работающего пылесоса

3. Стук дождевых капель

4. Шум телевизора

5. Шум ручья или водопада

6. Шум на улице

 

Вопрос № 2. Как вы думаете где на территории школы повышено шумовое загрязнение? (Выбрать один вариант)

1. В спортзале

2. В классе

3. В столовой

4. В коридоре

 

Вопрос № 3. Считаете ли вы что шум отвлекает вас от учебы, мешает запоминать материал? (Выбрать один вариант)

1. Да

2. Нет

 

Вопрос № 4. Что вы чувствуете при долгом шумовом загрязнении? Как шум влияет на вас? (Выбрать один вариант)

1. Появляется головная боль

2. Появляется усталость

3. Появляется раздражение

4. Не знаю

 

Вопрос № 5. Мешает ли шум на перемене вам отдохнуть или повторить домашнее задание? (Выбрать один вариант)

1. Да

2. Нет

 

Приложение 3 Анкета

Какие эмоции вы испытываете при прослушивании данных шумовых воздействий? (выбрать один вариант ответа):

 1. Шум моря

- радость

- расслабление

- раздражение

- не знаю

2. Шум леса

- радость

- расслабление

- раздражение

- не знаю

3. Шум работающего пылесоса

- радость

- расслабление

- раздражение

- не знаю

4. Шум дождя

- радость

- расслабление

- раздражение

- не знаю

5. Шум ручья/водопада

- радость

- расслабление

- раздражение

- не знаю

6. Пение птиц

- радость

- расслабление

- раздражение

- не знаю

Приложение 4 Примеры решаемые в тишине и в шумовом загрязнении

Таблица 1. Примеры, решаемые при шумовом загрязнении

19-9=

15-10=

19-10=

17-7=

10+6=

12-1=

17-7=

16-10=

10+6=

13-10=

12-2=

17-12=

19+1=

12-2=

13-3=

18-8=

12+6=

13-10=

19-9=

16-6=

13-10=

12+10=

10+9=

19-=

10+8=

15-5=

18-10=

10+8=

15-10=

17-10=

14-11=

10+9=

16-10=

13-10=

11-10=

10+7=

13-3=

15-5=

14-4=

15-10=

10+7=

17-11=

10+8=

16-11=

15-10=

10+8=

17-7=

10+7

12-11=

16-6=

14-4=

10+6=

10+7=

10-1=

10+1=

10+4=

10+5=

15-10=

17-7=

10+3=

12-11=

19-10=

12-2=

14-4=

14-4=

11+7=

10+1=

10+4

10+5=

15-10=

18-8=

10+5=

12- 10=

19-10

12-2=

14-4=

10+3=

17-7=

10+5=

14-4

19-10=

10+4=

10+6=

19-=

15-5=

17-7

16-6=

12-2=

10+5=

10+7=

12-9=

18-10

13-10=

13-3=

14-10=

11+3=

18-12=

12-2

10-8=

10+4=

11-10=

10+2=

Таблица 2. Примеры, решаемые в тишине

17+2=

15+1=

17-6=

18-1=

19-7=

14+4=

11+4=

18-1=

16-3=

11+4=

19-3=

15-3=

17-4=

18-7=

19-8=

17+2=

14-3=

15+2=

12+5=

15+3=

17-1=

13+5=

15+2=

18-2=

19-6=

16+3=

11+7=

15+4=

12+3=

11+3=

11+5=

17-5=

17+2=

19-3=

15-4=

17-3=

18-7=

16+1=

13-2=

18-7=

13+2=

18+1=

14+4=

17-1=

15-3=

16-4=

15+4=

18+1=

16-5=

13+3=

15+4=

12+5=

17+2=

13+1=

11+6=

16-4=

15-4=

16+3=

18-7=

16-2=

19-2=

12+7=

19-7=

18+1=

17+2=

14+4=

18-3=

19-3=

14+2=

11+4=

16-5=

18-7=

17-4=

12+6=

15+2=

18-6=

14-3=

15+4=

15+3=

17-2=

19-6=

12+3=

18-2=

19-2=

13+1=

11+7=

18-5=

17-5=

17-1=

11+5=

Приложение 4. Результаты исследования

Просмотров работы: 45